МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКИЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
|
||||
|
2020 г.
Рассмотрена и рекомендована учебной цикловой комиссией № 2 ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум»
Протокол № __ от «__» _________ 2020г.
Председатель УЦК _______Ан.В.Ефимов
|
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 35.02.03 Технология деревообработки УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР _____________________________В.Ф. Валеева |
Методические указания к проведению урока по МДК 01.01Лесопильное производство предназначены для преподавателей специальности 35.02.03 Технология деревообработки.
Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий и требований к педагогической разработке.
Методическая разработка урока содержит материал проведения урока с применением технологии развития логического мышления с элементами креатив технологий (метод - подводящий диалог, «мозговой штурм»). К уроку прилагается сценарий проведения урока, авторская слайд – презентация, упражнение на закрепление пройденного материала, домашнее задание. Цель разработки данного урока - развитие базовых качеств личности, как логическое мышление, рефлексивность, креативность, самостоятельность, ответственность за собственный результат своей деятельности. Может представлять интерес для педагогов специальных дисциплин к проведению занятий.
Цель разработки данного урока – развитие базовых качеств личности, как критическое мышление, самостоятельность, ответственность за собственный результат своей деятельности.
Разработчик: Хасанова А.Ф., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ Уфимский лесотехнический техникум.
Содержание
Цели методической разработки |
4 |
Формируемые профессиональные компетенции. Приобретаемые умения и навыки
|
5 |
Задачи занятия |
7 |
Обоснование выбора технологии |
9 |
Ход занятия
|
10 |
План учебного занятия
|
12 |
Сценарий урока
|
15 |
Технологическая карта урока |
17 |
Список использованных источников информации |
20 |
Приложение А |
21 |
Приложение Б |
25 |
Приложение В |
27 |
Приложение Г |
28 |
Приложение Д |
29 |
Курс, группа: Междисциплинарные курсы |
Второй, группа 21 ТД МДК 01.01 Лесопильное производство |
Специальность: |
35.02.03 Технология деревообработки |
Тема: |
«Виды и способы распиловки бревен». |
Форма занятия: |
Комбинированное занятие |
Цель урока формирование интереса к труду, изучение материалов из древесины и способов их получения, выработка способности работать самостоятельно. Полученные знания студенты могут использовать в будущем при работе по определению вида распиливания бревен.
Цель методическая: формирование навыков самостоятельной работы с научно- технической документацией при решении практических задач. Развитие умения правильно воспринимать и активно запоминать новую информацию, анализировать и обобщать полученные знания.
ПК 1.1.Участвовать в разработке технологических процессов деревообрабатывающих производств, процессов технологической подготовки производства, конструкций изделий с использованием системы автоматизированного проектирования (САПР). |
ПК 1.2.Составлять карты технологического процесса по всем этапам изготовления продукции деревообрабатывающих производств. |
ПК 1.3. Организовывать ведение технологического процесса изготовления продукции деревообработки. |
ПК 1.4.Выполнять технологические расчеты оборудования, расхода сырья и материалов. |
Результаты ( освоенные общие компетенции) |
ОК 1. Понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды ( подчиненных), результат выполнения заданий. |
Уметь:
- определять виды и способы распиловки бревен;
Знать:
- термины и определения, классификацию видов и способов распиловки бревен
Вид занятия: |
Урок |
Тип урока: |
комбинированный |
Мотивация учебной деятельности |
Изучение данной темы очень важно, так как является основой для дальнейшего формирования знаний, умений и профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена. |
Типология по основному способу проведения |
Лекция первичного ознакомления с материалом, беседа, самостоятельная работа обучающихся, тестирование, решение ситуационных задач. |
Методы обучения: |
Объяснение, рассказ, активное и пассивное восприятие, фронтальная беседа, демонстрация, практическая работа, опрос, постановка проблемных вопросов, постановка проблемной ситуации, «мозговой штур», групповая работа, работа с раздаточным материалом, работа с презентацией, самостоятельная работа студентов, контрольно – коррекционная беседа рефлексия |
Формы учебной работы: |
- Фронтальная; • - индивидуальная работа |
Приемы обучения: |
• опережающая форма обучения. • фронтальная работа; • тестирование; • взаимопроверка знаний; • постановка проблемных ситуаций; • групповая работа; • индивидуальная работа |
Средства обучения: |
Дидактические средства: слайд-презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал, задание для выполнения тестирования на закрепление пройденного материала, домашнее задание для студентов. Оборудование: персональный компьютер; мультимедийный проектор; экран |
Внутридисциплинарные связи: |
«Сырье и продукция лесопильного производства», «Теоретические основы производства пиломатериалов» |
Междисциплинарные связи: |
Обеспечивающие дисциплины «Древесиноведение и материаловедение» |
Целесообразность использования медиа продукта на занятии:
|
• - повышение мотивации и эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения преподавателем необходимых сведений; • - формирование информационной культуры и компетентности учащихся. |
1. Образовательные:
· рассмотреть виды распила древесины;
· рассказать об особенностях основных видов распилов;
· рассмотреть классификации способов распиливания бревен
2. Развивающие:
· развитие активной мыслительной деятельности;
· развитие логического мышления;
· развитие познавательной активности и познавательной самостоятельности;
· развитие умения наблюдать, замечать характерные признаки,
· развитие логического мышления; внимания; собранности.
· развитие творческого подхода в решении поставленных задач.
3. Воспитательные:
· воспитание устойчивого интереса к предмету и будущей профессии;
· воспитание внимания, чувства ответственности;
· воспитание умений работать в коллективе, эффективно общаться с преподавателем, друг с другом.
4. Методическая:
· создание условий для усвоения нового материала через продуктивные методы обучения.
5. Деятельностные:
· формирование умений определять виды и способы распиливания бревен.
6. Образовательные:
· сформировать умения выбирать наиболее эффективное решение и высказываться по заданной теме;
· обогатить умения обучающихся определять виды распиловки бревен, знания и физико – механических свойствах пиломатериалов в зависимости от вида распиливания;
· способствовать формированию у студентов правовой грамотности, инициативы использовать в трудовой деятельности все новое и прогрессивное;
· формирование навыков самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения заданий
7. Развивающие:
· развитие логического мышления;
· развитие внимания; аккуратности;
· продолжить формирование умений работать с базами данных.
· развитие умений переносить свои знания и умения из одной предметной области в другую;
· развитие активной мыслительной деятельности;
8. Воспитательные:
· воспитание устойчивого интереса к предмету и будущей профессии;
· воспитание внимания, чувства ответственности за правильность выполнения работы;
· воспитание усидчивости при выполнении задания;
· развитие мыслительной деятельности учащихся для самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков;
· воспитание умений работать в коллективе, эффективно общаться с преподавателями, друг с другом.
9. Методическая:
· создание условий для усвоения нового материала через продуктивные методы обучения;
10. Деятельностные:
· формирование навыков работы с глухими схемами и научно-технической документацией.
Для открытого урока выбрана форма комбинированного урока, так как он позволяет использовать разнообразные методы работы со студентами, способствующими закреплению пройденного материала и изучению на его базе нового. В ходе изучения урока студент должен научиться определять виды пиломатериалов в зависимости от способа распиливания, понять классификацию видов распила. Использована опережающая форма обучения: студенты группы предварительно провели анализ учебной литературы, посмотрели видеоролики.
Цель опережающего обучения – лучшее усвоение теоретического материала, расширение кругозора, развитие навыков самостоятельной работы с материалами из различных источников.
Опережающее обучение - вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.
В основу системы опережающего обучения заложены следующие принципы:
- принцип обучения на высоком уровне трудности. Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений;
- принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков;
- принцип осознания обучаемыми собственного учения. Этот принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции;
- принцип работы над развитием всех обучаемых. Согласно этому принципу, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех.
Таким образом, отличительными чертами системы являются:
- направленность на высокое общее развитие обучаемых (это стержневая характеристика системы);
- высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;
- быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теоретических знаний.
Продолжительность занятия – 1час 30 мин.
1. Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности – 1 мин.
Цель этапа: психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- проверка наличия студентов на начало урока;
- проверка готовности рабочих мест (наличие тетрадей и ручек, инструментов и принадлежностей для работы).
2. Актуализация знаний – 44 мин.
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося:
1) работа в команде по темам «Основы теории резания», «Дереворежущие инструменты», «Оборудование для лесопильного производства»;
2) выполнение анаграмм и ассоциаций по теме «Дереворежущие инструменты»;
3) активизация имеющихся знаний.
На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:
- самостоятельно актуализируют имеющиеся знания, пробуждается интерес к теме.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 5мин.
Цель этапа: сформулировать цели и задачи урока, определить их границы знания и незнания, формирование вопросов, вызова, постановка студентами собственных целей:
1) происходит совместное формулирование темы урока;
2) происходит совместное формулирование цели и задач занятия.
На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:
- определяется тема изучения предстоящего учебного материала;
- определяются цели изучения предстоящего учебного материала
Тема урока: «Виды и способы распиловки бревен».
Цель урока:
· рассмотреть виды распила древесины;
· изучить особенности основных видов распилов;
· рассмотреть классификации способов распиливания бревен
4.Первичное усвоение новых знаний – 20 мин.
Цель этапа: Последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация работы студентов по его осмыслению и усвоению:
1) работа со слайд-презентацией по изучению темы
5.Первичная проверка понимания и первичное закрепление – 10 мин.
Цель этапа: Применение и первичное закрепление полученных знаний, выработка у студентов умений и навыков при выполнении практического задания:
1) решение тестовых заданий;
2) составление памяток;
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция – 5 мин.
Цель этапа: Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненные задания
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин.
Цель этапа: Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
11. Стадия рефлексия, подведение итого урока – 3 мин.
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз – вывода и осмысления – технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы.
по МДК 01.01 Лесопильное производство
Тема: «Виды и способы распиловки бревен».
Специальности: 35.02.03 Технология деревообработки
Курс:2
Группа: 21 ТД
Цели учебные
уметь:
- определять виды и способы распиловки бревен;
знать:
- термины и определения, классификацию видов и способов распиловки бревен
Формирующие ОК:
ОК 1. Понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды ( подчиненных), результат выполнения заданий. |
Формирующие ПК:
ПК 1.1.Участвовать в разработке технологических процессов деревообрабатывающих производств, процессов технологической подготовки производства, конструкций изделий с использованием системы автоматизированного проектирования (САПР). |
ПК 1.2.Составлять карты технологического процесса по всем этапам изготовления продукции деревообрабатывающих производств. |
ПК 1.3. Организовывать ведение технологического процесса изготовления продукции деревообработки. |
ПК 1.4.Выполнять технологические расчеты оборудования, расхода сырья и материалов. |
Место проведения – учебный кабинет
Норма времени – 2 часа
Тип занятия – комбинированное занятие
Метод обучения: Объяснение, рассказ, активное и пассивное восприятие, фронтальная беседа, демонстрация, практическая работа, опрос, постановка проблемных вопросов, постановка проблемной ситуации, «мозговой штур», групповая работа, работа с раздаточным материалом, работа с презентацией, самостоятельная работа студентов, контрольно – коррекционная беседа рефлексия.
Наглядные пособия, ТСО, дидактический материал: слайд-презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал, задание для выполнения тестирования на закрепление пройденного материала, домашнее задание для студентов, персональный компьютер; мультимедийный проектор; экран
1. Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности
- Проверка наличия студентов на начало урока.
- Проверка готовности к уроку рабочих мест.
2. Актуализация знаний
- Работа в команде по темам «Основы теории резания», «Дереворежущие инструменты», «Оборудование для лесопильного производства»;
- Выполнение анаграмм и ассоциаций по теме «Дереворежущие инструменты»;
- Активизация имеющихся знаний.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель урока: рассмотреть виды распила древесины, изучить особенности основных видов распилов, рассмотреть классификации способов распиливания бревен
Задачи:
Обучающая: обогатить умения обучающихся определять виды и способы распиловки бревен.
Развивающая: развитие умений переносить свои знания и умения из одной предметной области в другую, мыслительной деятельности учащихся для самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков;
Воспитательная: воспитание устойчивого интереса к предмету и будущей профессии; внимания, чувства ответственности за правильность выполнения работы; усидчивости при выполнении задания; умений работать в коллективе, эффективно общаться с преподавателями, друг с другом.
4.Первичное усвоение новых знаний
- работа со слайд-презентацией по разбору практического задания на примере
5.Первичная проверка понимания и первичное закрепление
1) решение тестовых заданий;
2) составление памяток.
.
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
- Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненные задания
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Волынский В.Н.Первичная обработка пиломатериалов на лесопильных предприятиях. М, Риэл-пресс, 2005, с. 128 – 131.
8. Стадия рефлексия
Преподаватель просит студентов закончить фразы:
- Я знаю….
- Я понимаю…
- Я вспомнил…
- У меня получилось…
- Мне понравилось…
Преподаватель А.Ф.Хасанова
Дата проведения урока 17.03.2020 г.
1. Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности – 1 мин.
Цель этапа: психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, формирование вопросов.
Слайд 1. Открытый урок по МДК 01.01 Лесопильное производство
Преподаватель: Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги! Открытый урок у нас с вами будет проходить в необычном для нас режиме, а именно урок контроля знаний (проверка отсутствующих, готовность студентов к занятию).
2. Актуализация знаний -44 мин
Преподаватель: Сегодня у нас будет проверка знаний по темам «Основы теории резания», «Дереворежущие инструменты», «Оборудование для лесопильного производства» в форме игры «Будущие специалисты».
Слайд 2.Для этого вы делитесь на команды.
Слайд 3. Игра будет проходить в 2 этапа. Это Разминка и Своя игра. За каждый правильный ответ вы получаете жетон, а та команда, которая наберет больше жетонов, получит дополнительный балл к оценке за урок.
Слайд 4 – 6. Разминка
Слайд 7 – 27. Своя игра.
Считаем жетоны.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 5 мин.
Преподаватель: Слайд 28 Ну а теперь попробуем определить цель и задачи нашего урока. проводит со студентами «Мозговой щтурм», в качестве подсказки спрашивает о продукции лесопильного производства. Правильно. Тема нашего урока…
Слайд 29. Тема урока. «Виды и способы распиловки бревен».
Слайд 30. Цель и задачи урока.
Цель урока: рассмотреть виды распила древесины, изучить особенности основных видов распилов, рассмотреть классификации способов распиливания бревен
Задачи:
Обучающая: обогатить умения обучающихся определять виды и способы распиловки бревен.
Развивающая: развитие умений переносить свои знания и умения из одной предметной области в другую, мыслительной деятельности учащихся для самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков;
Воспитательная: воспитание устойчивого интереса к предмету и будущей профессии; внимания, чувства ответственности за правильность выполнения работы; усидчивости при выполнении задания; умений работать в коллективе, эффективно общаться с преподавателями, друг с другом.
4.Первичное усвоение новых знаний – 20 мин
Цель этапа: последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация студентов по его осмыслению и усвоению.
Слайд 31 – 38.
5. Первичная проверка понимания и первичное закрепление -10 мин.
Цель этапа: Выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.
1) решение тестовых заданий;
2) составление памяток.
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция– 5 мин.
Цель этапа: Самостоятельное выполнение задания.
- Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненные задания
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин.
Слайд 39. Домашнее задание
- Волынский В.Н. Первичная обработка пиломатериалов на лесопильных предприятиях. М, Риэл-пресс, 2005, с. 128 – 131.
8.Стадия рефлексия подведение итого урока – 3 мин.
Цель этапа: Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Преподаватель просит студентов закончить фразу:
Слайд 40. Закончить фразу:
- Я знаю….
- Я понимаю…
- Я вспомнил…
- У меня получилось…
- Мне понравилось…
Технологическая карта урока
1. Преподаватель: Хасанова Айсылу Фануровна
2. Группа: 21 ТД. Дата: 17.03.2020 год. МДК: 01.01 Лесопильное производство
3. Тема урока: Виды и способы распиловки бревен.
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок является последующим после теоретического изучения темы «Оборудование для лесопильного производства»
Цель урока: формирование интереса к труду, изучение материалов из древесины и способов их получения, выработка способности работать самостоятельно. Полученные знания студенты могут использовать в будущем при работе по определению вида распиливания бревен.
Этап урока |
Время |
Цель |
Содержание |
Методы и приемы |
Объект контроля |
1.Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности. |
1 мин. |
Психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Проверка наличия студентов на начало урока; Проверка готовности рабочих мест. |
|
Наличие необходимых дидактических средств и оборудования ( оценивает преподаватель) |
2.Повторение и актуализация опорных знаний. Актуализация знаний по вопросам, способствующим успешному изучению нового материала. |
44 мин |
Повторение изученного материала, систематизация и воспроизведение наиболее существенных понятий из ранее изученного материала |
Проверка знаний основных понятий из изученного учебного материала. |
1) работа в команде по темам «Основы теории резания», «Дереворежущие инструменты», «Оборудование для лесопильного производства»; 2) выполнение анаграмм и ассоциаций по теме «Дереворежущие инструменты»; 3) активизация имеющихся знаний. На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:
|
Анализ, обсуждение, оценивает. преподаватель совместно со студентами. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
5 мин |
Сформулировать цели и задачи урока, определить их границы знания и незнания, формирования вопросов, постановка целей.
|
Определение темы и цели учебного занятия |
Метод: - фронтальной беседы; - постановки проблемной ситуации. |
Оценивание преподавателем работы обучающихся, при решении проблемной ситуации. |
4. Первичное усвоение новых знаний. |
20 мин. |
Расширение кругозора, повышение учебно-познавательного интереса студентов. |
Представление условий для выполнения практической работы |
Работа с презентацией по изучению темы |
Усвоение материала |
5. Первичная проверка понимания и первичное закрепление. |
10 мин. |
Первичное выявление уровня усвоения теоретических знаний. |
1) решение тестовых заданий; 2) составление памяток. |
Самостоятельная работа студентов |
Полученные навыки. |
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция. |
5 мин. |
Выявление заданий самостоятельной работы |
Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненные задания |
Проверка работ. |
Анализ выполненных заданий. |
7. Постановка задания на дом; инструктаж по его выполнению. |
2 мин. |
Ориентация обучающихся на выполнение работы по завершению оформления лекционного материала |
Выдача заданий и рекомендаций по его выполнению. |
Фронтальная беседа. |
Рекомендации и задания по выполнению домашнего задания
|
8. Стадия рефлексия. |
3 мин. |
Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов. |
Выявление эмоционального настроя студентов. |
Метод «Закончить фразу». |
Возврат в начало урока и презентации, сравнение поставленных целей и достигнутых, их сравнение. |
1. Волынский В.Н. Первичная обработка пиломатериалов на лесопильных предприятиях. М, Риэл-пресс, 2005
2. Глебов И.Т. Круглопильные станки для распиловки бревен и брусьев Учебное пособие СПб:Лань Режим доступа ,Лань 2016 http://lanbook.com/element.php?p|1-jd=71709-загл.с экрана.
3. Фокин С.В. Деревообработка: технологии и оборудование Учебное пособие для специальных учебных заведений в соответствии со стандартом СПО РФ и программой учебного курса... Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
4. https://mydocx.ru/4-97985.html
5. http://dop1952.ru/statues-statue_id-4.html
6. https://tdleskom.ru/articles/302479
7. http://plotnikirf.ru/info/stati/raspil-brevna-i-vidy-sreza-doski/
(обязательное)
Конспект лекций
Виды и способы распиловки бревен
Под распиловкой бревен следует понимать продольное деление бревен одной или несколькими пилами на пиломатериалы. По количеству одновременно работающих пил в станке различают индивидуальный и групповой виды распиловки бревен. При индивидуальной распиловке каждое отдельное бревно распиливают последовательно одной пилой, причем каждый последующий пропил назначается с учетом особенностей распиливаемого бревна. При групповой распиловке бревна распиливают поставом (набором) пил без учета особенностей 'каждого отдельного бревна. Индивидуальную распиловку бревен выполняют на однопильных станках (круглопильных и ленточнопильных и на горизонтальных лесопильных рамах); групповую — на вертикальных лесопильных рамах, многопильных круглопильных, фрезерно-пильных станках и агрегатах. Групповая распиловка бревен более производительна и имеет широкое применение.
Бревна в основном распиливают с направлением пропилов параллельно продольной оси бревна. Однако возможны ориентированная распиловка и распиловка бревен параллельно образующей. Ориентированная распиловка бревна предусматривает строго определенное направление пропилов относительно годичных слоев древесины. Она подразделяется на радиальную и тангентальную. Радиальная распиловка— это ориентированная распиловка бревна с преимущественным направлением пропилов, близким к радиусам годичных слоев древесины. Тангентальная распиловка— это распиловка бревна с преимущественным направлением пропилов по касательной к годичным слоям древесины. Ориентированную распиловку бревен используют при выработке специальной пилопродукции радиальной или тангентальной распиловки.
Распиловка бревен параллельно образующей характеризуется тем, что плоскости пропилов параллельны плоскости касательной к боковой поверхности бревна. Этот вид распиловки имеет ограниченное применение. Он может быть использован при индивидуальной распиловке, если требуется получить пилопродукцию с минимальным наклоном волокон, например при распиловке лыжных березовых кряжей.
Все перечисленные виды распиловки могут быть выполнены способами, применяемыми для выработки пилопродукции общего и специального назначения. Для выработки пиломатериалов массовых спецификаций, не требующих ориентации пластей относительно годичных слоев, широко используются два основных способа распиловки —вразвал и с брусовкой.
Распиловка бревен вразвал (рис. 1) характеризуется тем, что плоскости всех пропилов в бревне параллельны между собой. Из бревна выпиливают несколько необрезных досок и два горбыля. Этим способом почти полностью распиливают пиловочное сырье лиственных пород и часть сырья хвойных пород, в основном тонкомерные бревна диаметром 14 и 16 см.
Рисунок 1 – Распиловка бревен вразвал
Распиловка бревен с брусовкой (рис. 2) отличается тем, что из бревна вначале получают двухкантный брус и необрезные доски. Затем брус распиливают в продольном направлении перпендикулярно его пластям на обрезные и необрезные доски. При распиловке толстомерных бревен диаметром от 40 см и выше из средней части бревна выпиливают два или три бруса с последующей их распиловкой на обрезные и необрезные доски. Число горбылей, получаемых из бревна, зависит от числа выпиливаемых брусьев - при одном брусе 4, при двух 6 и при трех 8.
Рисунок 2 – Распиловка бревен с брусовкой
Распиловка с брусовкой имеет преимущества перед распиловкой вразвал, если необходимо вырабатывать обрезные пиломатериалы; она обеспечивает более высокий объемный выход, создает лучшие условия для выработки спецификационных пиломатериалов за счет получения из брусовой зоны досок одной ширины, равной толщине бруса, повышает сортовой состав пиломатериалов за счет лучшего использования закономерностей кольцевого расположения качественных зон по поперечному сечению бревен. Недостатком распиловки бревен с брусовкой по сравнению с распиловкой вразвал является то, что для ее осуществления при групповой распиловке требуется два последовательно установленных многопильных станка или две лесопильные рамы. Несмотря на это, распиловкой с брусовкой перерабатывают до 60% всего пиловочного сырья, в основном хвойного, диаметром от 18 см и более.
Кроме распиловки бревен вразвал и с брусовкой применяют специальные способы — секторный, развально-сегментный, брусово-сегментный и круговой.
Секторный способ распиловки (рис. 3) характеризуется тем, что вначале бревно распиливается на секторы, а затем каждый сектор распиливается на радиальные или тангентальные пиломатериалы. Число секторов от 4 до 8, в зависимости от размеров бревен. Иногда одновременно с распиловкой бревна на секторы из его средней части выпиливают одну или несколько необрезных досок. Секторным способом распиливают бревна диаметром от 26 см и более.
Рисунок 3 – Секторный способ распиловки
При развально-сегментном способе распиловки (рис. 4) на первом этапе из средней части бревна получают несколько необрезных досок и из периферии два крупных сегмента. Затем сегменты раскраивают на односторонние обрезные доски радиальной распиловки. Развально-сегментный способ используют для распиловки бревен диаметром от 26 см и более.
Рисунок 4 – Развально – сегментный способ распиловки
Брусово-сегментный способ распиловки (рис. 5) отличается тем, что из средней части бревна выпиливают брус и из периферии два крупных сегмента. Затем брус и сегменты раскраивают на пиломатериалы тангентальной распиловки. Этот способ также рекомендуется для бревен диаметром 26 см и более.
Рисунок 5 – Брусово-сегментный способ распиловки
Круговой способ распиловки (рис. 6) характеризуется тем, что бревно после отпила одной, двух или трех параллельных досок поворачивается вокруг оси на 90° для отпиливания следующей группы досок. Его применяют при индивидуальной распиловке толстомерных бревен, особенно пораженных ложным ядром или ядровой гнилью, так как есть возможность отделить пиломатериалы от центральной низкокачественной зоны бревна.
Рисунок 6 – Круговой способ распиловки
Агрегатная переработка бревен. В последние годы получает все более широкое распространение. При этой переработке из бревна фрезерными инструментами и круглыми пилами получают пиломатериалы (доски и брусья), из боковых зон вместо горбылей и реек технологическую щепу. Агрегатная переработка производительней традиционных способов распиловки бревен и позволяет повысить коэффициент комплексного использования сырья до 0,8.. .0,82. Схемы агрегатной переработки аналогичны распиловке бревен вразвал и с брусовкой.
(обязательное)
Тестовые задания
Вариант 1
1. Что такое распиловка бревен?
А) продольное деление бревен одной или несколькими пилами на пиломатериалы;
Б) поперечное деление бревен одной или несколькими пилами на пиломатериалы;
В) деление бревен несколькими ножами;
Г) торцевание бревен несколькими бревнами.
2. По количеству одновременно работающих пил в станке существуют виды распиловки бревен …
А) поставная и однопильная;
Б) индивидуальный и групповой;
В) индивидуальная и поставная;
Г) поставная и групповая.
3. Распиловка бревен вразвал характеризуется тем, что плоскости всех пропилов в бревне.
А) перпендикулярны между собой;
Б) под углом в 45 градусов;
В) параллельны между собой;
Г) под углом в 90 градусов.
4. Распиловка вразвал используется при распиливании…
А) бревен диаметром от 22 см;
Б) тонких бревен диаметром 14-16 см;
В) любых бревен;
Г) толстых бревен.
5. Пиломатериалы этого вида распила обладают лучшими свойствами усушки и разбухания, механическими характеристиками и стабильностью геометрических размеров, равномерным оттенком и однородной текстурой, что придает особую декоративную ценность готовым изделиям из дерева.
А) рустикальные;
Б) тангенциальные;
В) смешанные;
Г) радиальные.
Тестовые задания
Вариант 2
1. Сколько пил используется при индивидуальном способе рапиливания бревен?
А) две;
Б) в зависимости от количества бревен;
В) одна;
Г) четыре.
2. Почему групповая распиловка имеет широкое применение?
А) быстрее;
Б) легче;
В) наилучшее качество;
Г) более производительный.
3. У пиломатериалов этого распила текстура неоднородная, возможно наличие древесных пор, на некоторых из сухих досок после чистового строгания на поверхности могут образовываться расслоения, характеризуются более высокими коэффициентами усушки и разбухания, позволяет увеличить коэффициент полезного выхода
А) рустикальные;
Б) тангенциальные;
В) смешанные;
Г) радиальные.
4. Характеристика какого вида распиловки дана? Из бревна вначале получают двухкантный брус и необрезные доски, затем брус распиливают в продольном направлении перпендикулярно его пластям на обрезные и необрезные доски.
А) круговой способ распиловки;
Б) брусово-сегментный способ распиловки;
В) секторный способ распиловки;
Г) распиловка бревен с брусовкой.
5. Распиловка бревен вразвал характеризуется тем, что плоскости всех пропилов в бревне.
А) параллельны между собой;
Б) под углом в 45 градусов;
В) перпендикулярны между собой;
Г) под углом в 90 градусов.
(обязательное)
Пронумеровать и назвать по рисунку основные способы распиливания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(обязательное)
Охарактеризовать по рисунку основные виды распилов
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(обязательное)
Слайд – презентация
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.