Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Понятие жанра в музыке. Марш, виды маршей".
Оценка 5

Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Понятие жанра в музыке. Марш, виды маршей".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
искусство +1
21.03.2024
Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Понятие жанра в музыке. Марш, виды маршей".
Конспект урока по музыкальной литературе. 1 год обучения
Марш.docx

Урок №5

 

Тема урока: Понятие жанра в музыке. Марш, виды маршей.

Цель урока:  ознакомление детей с музыкальным жанром марш, его разновидностями.

Задачи урока:

-   образовательные: сформировать знания  о видах маршей;

- развивающие: развивать слуховую память, внимание, воображение;

- воспитательные: воспитывать организованность, активность, интерес к изучаемому материалу, воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

Тип урока: изучение и усвоение новых знаний.

Методы: словесный - беседа, рассказ, обращение к музыкальному опыту учащихся, активное вовлечение в процесс познания, наглядный, иллюстративно-объяснительный.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока: музыкальный центр, компьютер, доска, аудио- и видеозаписи, иллюстрации.

Музыкальный материал:

1)    «Марш Преображенского полка»

2)    «Прощание славянки»

3)    Л.П.Радин «Смело, товарищи, в ногу»

4)    Г.М.Кржижановский «Варшавянка»

5)    С.Покрасс «красная армия всех сильней»

6)    Ю.Хайт «Авиамарш»

7)    Ф.Мендельсон «Свадебный марш»

8)    Джузеппе Верди, марш из оперы «Аида»

9)    Л.Бетховен «Траурный марш на смерть героя» из сонаты для фортепиано N12

10)                М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Ход урока.

1.     Организационный момент (приветствие).

Ребята, мы с вами продолжаем разговор о жанрах. И прежде чем мы познакомимся со следующим жанром, давайте вспомним и немного поговорим о видах народной песни.

2.     Проверка домашнего задания.

Перечислите виды народных песен. Почему некоторые песни называют календарными? Перечислите песни, использованные русскими композиторами в своих произведениях.

3.     Марш, виды маршей

Вы, конечно, давно обратили внимание на связь музыки с движением. Это могут быть движения случайные, непроизвольные, когда мы слушаем музыку , и чётко организованные под музыку, специально предназначенные для этого (например гимнастика, аэробика). Без музыки не танцуют, под музыку легче идти, если она совпадает с движением шага.

Ещё в глубокой древности музыка сопровождала шествие людей. Она помогала им объединиться в общем настроении, чувстве, движении. Так возникли два жанра – марш и танец. Их назначение – организовывать движения идущих или танцующих людей. Поэтому их главные выразительные средства – ритм и темп. О марше мы сегодня поговорим более подробно.

Марш это жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия.

Марш – это французское слово, означает ходьба, движение вперёд. Марши отличаются друг от друга мелодией, характером, но их объединяет всегда чётный размер на 2/4 или 4/4, чтобы идущие не сбивались с ног.

Все марши делятся на несколько видов.

1)                    Походный марш самый распространённый вид марша. Волевой, энергичный, обычно с легко запоминающейся мелодией. Он связан со звучанием духового оркестра. Первый походный марш появился в XVIII веке, когда Пётр I издал указ о том, что каждый полк в русской армии должен иметь свой духовой оркестр. В Россию привезли много духовых инструментов. Оркестры исполняли не только военную, но и танцевальную музыку. В честь Петра звучали фанфары, военные марши, канты и виваты – приветственные песни.

Кант многоголосная, чаще трёхголосная хоровая песня без сопровождения.

Виватразновидность торжественного канта.

Один из походных маршей, дошедших до нас это «Марш Преображенского полка» . (Преображенский – один из первых русских гвардейских полков, основа петровской регулярной армии). Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды». По существу его можно отнести к песне-маршу, жанру, соединяющему в себе пение и движение под музыку. В нём проявились яркие черты военной музыки. Это фанфарные ходы в мелодии с акцентами на устойчивых звуках, чёткий ритм, темп энергичного шага.

1.png

( Слушание «Марш Преображенского полка» https://www.youtube.com/watch?v=qH_anee6JqM&t=65s )

Ещё один походный марш, известный и всеми любимый «Прощание славянки». Его сочинил будущий военный дирижёр василий Иванович Агапкин в 1912 году. Тогда шла ожесточённая война между странами Балканского полуострова и Турцией. Многие славянские женщины провожали своих близких на фронт. Этот марш посвящён им. Марш носит лирический характер в лёгкой дымке грусти. Две распевные широкие темы. Первая – тема прощания мягкая, задушевная, в высоком регистре. Вторая – мужественная, энергичная с чётким ритмом и мелодическим рисунком.

«Это любовь и ненависть, борьба со злом, чувство земли, родины» - так говорил про марш В.Агапкин. Прощание славянки звучал в самые трагичные и самые радостные для нашего народа дни 7 ноября 1941 и  24июня 1945 в день Парада Победы. Дирижировал оркестром автор.

2.png

( Слушание «Прощание славянки» https://www.youtube.com/watch?v=Oe-b240v4b4&t=12s )

2)                    Песни-маршипесни, написанные в ритме марша.  Марш является важным организующим, объединяющим началом. Не случайно многие революционные песни были написаны в ритме марша. Это знаменитые «Марсельеза», «Интернационал», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу». Это песни – призыв к борьбе, объединению. Слушая песню «Смело , товарищи, в ногу», представляешь, как сомкнутыми рядами, чеканя шаг, идут народные дружины. Слышна твёрдая решимость народа победить в борьбе против самодержавия. Эта песня – знамя русской революции. Её автор Леонид Петрович Радин был заключён в тюрьму за участие в революционном движении.

4.png

(♫ Слушание Л.П.Радин «Смело, товарищи, в ногу», Г.М.Кржижановский «Варшавянка»)

В годы гражданской войны появились походные марши-песни «Красная армия всех сильней», «По долинам и по взгорьям».

(♫ Слушание С.Покрасс «красная армия всех сильней»)

После революции и гражданской войны много сил было отдано укреплению обороны страны и строительству Воздушного флота. На долгие годы завоевал популярность «Авиамарш». Его пели лётчики-герои. «Авиамарш» был объявлен маршем Военно-Воздушных сил. Под музыку Авиамарша страна встречала Юрия Гагарина. Музыка песни-марша жизнерадостна и мужественна.

(♫ Слушание Ю.Хайт «Авиамарш»)

Очень много песней маршей написал замечательный композитор И.О.Дунаевский: «Марш энтузиастов», «Марш физкультурников», «Спортивный марш», «Марш трактористов». Не случайно этого композитора называли «королём маршей».

3)                    Церемониальный маршмарш, который исполняется при церемонии встречи гостей, сопровождают военные парады, важные события государственной жизни, открытия спортивных праздников, свадебные торжества.

Церемониальный марш, как и походный, имеет яркую мелодию, но отличается медленным темпом, большой распевностью и плавностью мелодических линий.

Одним из таких маршей, является известный и радостный «Свадебный марш»  Ф.Мендельсона.  Звуки этого марша сопровождают свадебную церемонию уже более 150 лет. После вступительных трубных сигналов звучат торжественные, приподнятые аккорды главной темы. Она чередуется с двумя другими, оттеняющими её ликующий праздничный характер. «Свадебный марш» - один из фрагментов музыки Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».

( Слушание Ф.Мендельсон «Свадебный марш»)

Ещё одним примером церемониального марша может служить марш из оперы «Аида» итальянского композитора Джузеппе Верди.

Действие оперы происходит в Древнем Египте. В сцене из второго акта перед зрителями предстаёт красочное зрелище, площадь, полная народу. На троне царь Египта, окружённый жрецами, приближёнными, стражей. Ликующая толпа встречает египетское войско. Музыка марша передаёт победный шаг воинов, гордость победителей, возвращающихся домой, радость встречающих.

Тема марша воинственная и торжественно-ликующая, звучит у трубы в сопровождении оркестра. В ней слышатся энергичные фанфарные возгласы, а триоли и пунктирный ритм ещё более подчёркивают её решительный характер.

3.png

(♫ Слушание Джузеппе Верди, марш из оперы «Аида»)

4)                    Похоронный марш -  сопровождает траурные шествия. Он всегда полон скорби и сдержанности, исполняется в медленном темпе, минорном ладу, в его мелодии больше плавных стонущих интонаций, а в сопровождении чередуются аккорды.  Известными выдающимися произведениями являются «Скорбный марш» французского композитора  Франсуа Госсека, «Траурный марш на смерть героя» из сонаты для фортепиано N12 немецкого композитора Л.Бетховена.

(♫ Слушание «Траурный марш на смерть героя» из сонаты для фортепиано N12)

5)                    Сказочные маршимарши, в которых композиторы воплощают сказочные образы. Примеров этих маршей очень много. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, «Шествие царя Берендея» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, марши из оперы «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова, «Любовь к трём апельсинам С.С.Прокофьева» и другие.

Сочинить сказочный марш нелегко. В его музыке должно быть много необычного, неожиданного, волшебного. Но при этом сказочный марш обязательно должен сохранять основные черты жанра: чёткий ритм, яркую мелодию.

(♫ Слушание М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»)

4.     Итог урока.

Мы с вами выяснили, что жанр марша существует не только как отдельное произведение, но и очень часто включается композиторами в крупные произведения, например в сюжет оперы или может быть частью или эпизодом симфонии или сонаты. Много маршей можно встретить среди детских пьес для фортепиано. Например в «Детском альбоме» П.И.Чайковского.

5.     Домашнее задание.

Читать и пересказывать учебник на стр.104-107. Выучить наизусть все подчёркнутые определения. Выполнить письменно задания в Р.Т. №82,84.

 

5.png

6.png

7.png


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок №5 Тема урока : Понятие жанра в музыке

Урок №5 Тема урока : Понятие жанра в музыке

Ход урока. 1. Организационный момент (приветствие)

Ход урока. 1. Организационный момент (приветствие)

Пётр I издал указ о том, что каждый полк в русской армии должен иметь свой духовой оркестр

Пётр I издал указ о том, что каждый полк в русской армии должен иметь свой духовой оркестр

Ещё один походный марш, известный и всеми любимый «Прощание славянки»

Ещё один походный марш, известный и всеми любимый «Прощание славянки»

Эта песня – знамя русской революции

Эта песня – знамя русской революции

Церемониальный марш, как и походный, имеет яркую мелодию, но отличается медленным темпом, большой распевностью и плавностью мелодических линий

Церемониальный марш, как и походный, имеет яркую мелодию, но отличается медленным темпом, большой распевностью и плавностью мелодических линий

Слушание Джузеппе Верди, марш из оперы «Аида») 1)

Слушание Джузеппе Верди, марш из оперы «Аида») 1)

Слушание М.И.Глинка « Марш Черномора» из оперы «Руслан и

Слушание М.И.Глинка « Марш Черномора» из оперы «Руслан и

Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Понятие жанра в музыке. Марш, виды маршей".

Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Понятие жанра в музыке. Марш, виды маршей".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2024