Методическая разработка урока по обществознанию "Демократические выборы"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по обществознанию "Демократические выборы"

Оценка 4.8
docx
24.12.2023
Методическая разработка урока по обществознанию "Демократические выборы"
КОНСПЕКТ УРОКА ВЫБОРЫ ОКОНЧАТ..docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия №25» города Курска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по обществознанию

11 класс

(углубленный уровень)

«Выборы! Выборы? Выборы…»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Мальцева Н.Н., учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №25» г. Курска, высшая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Курск,2023

 

 

 

Тема урока:     Выборы! Выборы? Выборы….

 

Тип занятия: урока усвоения новых знаний

Технологии обучения: личностно ориентированные, информационные, развития критического мышления,  проектной деятельности, проблемного обучения
Методы и приёмы: «мозговой штурм», дискуссия

Цель: Закрепить и расширить у учащихся знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах различных уровней.

Планируемые результаты: 

ПредметныеРасширить знания обучающихся о сущности демократических выборов; познакомить учащихся с принципами избирательного права в демократическом    обществе; характеризовать активное и пассивное избирательное право, создавать типологию избирательных систем на основе предложенных критериев; называть этапы избирательного процесса, формулировать правила, которыми должен руководствоваться избиратель, осуществляя осознанный выбор.

Метапредметные: развитие у обучающихся умения определять понятия, создавать обобщения, строить логические умозаключения, участвовать в дискуссии, формулировать свое мнение почему все граждане должны принимать участие в выборах, выражать свое волеизъявление; умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию, схематизацию (кластеры, схемы) социальной информации по теме, рационально решать проблемные и познавательные задания, создавать и защищать учебные проекты, оценивать роль социологических опросов и политического прогнозирования при описании избирательной кампании.

Личностные: развитие мировоззрения, гуманистической направленности личности, гражданской позиции обучающихся,  основ самопознания и самопонимания, обучение навыкам целеполагания, использовать знания об избирательной системе в  Российской Федерации в целях успешного выполнения в будущем социальной роли избирателя.  

 Учебно- методическое обеспечение и оснащение:
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2020.
2.ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.
3.Презентация по теме занятия (Power Point). 
4.Дидактический материал: Раздаточный материал ПРИЛОЖЕНИЙ для обучающихся.

5. Видеоролик «Зачем нужны выборы?»

 

                                                             Ход урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель демонстрирует слайды презентации и предлагает учащимся ответить на вопросы:

«Предположите, почему я так обозначила тему сегодняшнего урока

Какие у вас ассоциации со словом «выборы»?»

 Сегодня мы продолжим разговор  о демократических выборах.  На предыдущем занятии вы познакомились с типами избирательных систем, принципами организации демократических выборов, процедурой проведения выборов. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в современном демократическом государстве, по каким принципам,  с какими подводными камнями может встретиться  избиратель, а, главное, как сделать по-настоящему осознанный выбор среди стольких кандидатов и партий и многое другое. Ведь демократические выборы требуют повышения политической культуры всех их участников - избирателей, кандидатов, членов избиркомов, наблюдателей. Актуальность этой темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах снижается. Не все граждане пользуются своим правом избирать. К тому же вам в скором будущем предстоит играть новую социальную роль. Какую?

   Каждый из вас должен решить самый главный вопрос: «Какими принципами следует руководствоваться, выбирая кандидатов и партии?»

3) Актуализация знаний.

Вопросы обучающимся.

1.Кого мы выбираем?

2.Принципы демократических выборов (решение задач) Приложение 1.

3. В государстве А была проведена реформа, в результате которой произошел переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.  Какие изменения были внесены в законодательство о выборах? Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры. 

1) свободное и добровольное участие граждан в выборах

2) предоставление права голоса гражданам с 18 лет независимо от национальности, пола, профессиональной принадлежности, уровня образования, дохода

3) процедура тайного голосования

4) голосование по одномандатным округам

5) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей

6) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов

 

Дополнения к ответам:

Для проведения выборов было введено деление страны на избирательные округа в соответствии с количеством мест в представительном органе;

Введены изменения, связанные с регистрацией кандидатов в депутаты (от регистрации партий к регистрации граждан);

Новый порядок подсчета голосов (победитель определяется большинством голосов в избирательном округе);

Возможность проведения второго тура выборов

 

4. Перечислите условия, при которых гражданин, достигший 18 лет, имеет право избирать и быть избранным

 

4) Первичное усвоение новых знаний.

 

Учитель: Как вы представляете действительно демократичные и честные выборы? (некий идеал)

Возможные ответы учащихся:

-чтобы все их участники  друг другу доверяли и были готовы  к по-настоящему честному соперничеству;

-чтобы уважались  права и свободы гражданина; 
-чтобы был высокий уровень электоральной культуры; 
-демократический характер регистрации кандидатов, партий, избирателей; 
- формирование независимых и компетентных органов проведения и контроля. 

После совместного обсуждения демонстрируется слайд:

Признаки демократической избирательной системы:

1.демократические принципы организации и проведения выборов;

2.наличие альтернативных кандидатов;

3.гласность проведения выборов;

4.правдивое информирование граждан;

5.отсутствие административного и экономического давлении на избирателей;

6.равенство возможностей кандидатов;

7.добровольность участия в выборах;

8.юридическая ответственность за нарушения на выборах;

9.периодичность и регулярность выборов.

Учитель: К сожалению, все это на практике бывает далеко не так. Какие проблемы, связанные с организацией и проведением выборов вы отметили бы сегодня?

Ответы учащихся, демонстрация слайда

1.     Низкая явка избирателей

2.     Нарушения в ходе процедуры выборов.

3.     Манипулирование общественным сознанием, затрудняющее избирателям сделать сознательный выбор.

Организация групповой работы. Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание

Задания трем группам: Изучить раздаточный материал. Обозначить проблему и предложить пути ее решения

 

Учащимся раздаются   чистые листы ватмана. Задача- структурировать материал, записать и схематически изобразить главное.

 

1 группа

1.Абсентеизм. Выявить комплекс причин  этого явления и его последствия

Политический аб­сен­те­изм – уклонение граж­дан от уча­стия в по­ли­ти­че­ской жизни общества, проявляющееся, пре­жде всего, в от­ка­зе принимать уча­стие в выборах.

Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться

Анализ диаграмм об электоральной активности ( Приложение 3.)

Если на уровне федерации дела с явкой обстоят относительно неплохо, то на уровне регионов и муниципалитетов все гораздо хуже. Малое внимание к местным выборам со стороны граждан объясняется их недостаточной информированностью. Избиратели зачастую просто не знают кандидатов и не могут оценить их значение в развитии региона и города. Это сказывается на явке, которая с каждыми выборами становится все ниже. 

2019 г Как сообщает Председатель Избирательной комиссии Курской области Галина Заика, по предварительным данным, явка на выборах Губернатора Курской области составила 41,56 %.

2016 единый день голосования явка 46,73%

Лишь каждый десятый подходит к политическому выбору с полной серьезностью: внимательно следит за избирательной кампанией; изучают предвыборные агитационные материалы только 11% ответивших на вопрос. Более половины жителей области либо просматривают агитационные материалы невнимательно (28,5%), либо замечают их, только когда они попадаются на глаза (24%).

В качестве информации для размышления познакомьтесь с данными, занесенными в таблицу, и сделайте выводы. Демонстрация слайда

 

Прием «мозговой штурм»: Причины абсентеизма (каждый обучающийся называет свою причину, ответы не должны повторяться

Учащиеся фиксируют наиболее интересные мысли на листе ватмана в виде плаката

1) Люди не видят различий между действующими политическими лидерами и партиями и не находят на политической арене тех сил, которые помогут им улучшить своё положение, положение страны.

2) У людей преобладает частный интерес, они поглощены своей частной жизнью и не интересуются общественными проблемами, в том числе и политической борьбой.

3) На политической арене данной страны нет ярких политических личностей, которые могли бы привлечь к себе интересы граждан‚ повысить их включенность в политическую жизнь.

4)Свобода и добровольность выборов. В РФ закон не требует 100% явки граждан для голосования.

5) Низкий уровень политического образования избирателей, позиция: мой голос ничего не значит

6) Невыполнение депутатами данных во время избирательных кампаний обещаний. В основе популизма, как известно, лежит стремление той или иной политической силы завоевать доверие и поддержку масс практически любой ценой, обязательно понравиться народу. При этом реальные цели (борьба за власть, обогащение и т.п.), как правило, прикрываются социально привлекательными идеями – и граждане это понимают.

7) Незнание программ партий и трудности с выбором;

8) Давлением извне на личность – на работе, в ВУЗе, семейные приоритеты

9) Возраст избирателей. Необходимо обратить внимание на то, что низкая явка на выборы характерна не только для молодежи, но и жителей области в возрасте наибольшей социально-экономической активности (31 - 50 лет). А активными избирателями, как правило, бывает наиболее пожилая часть населения - предпенсионного и пенсионного возраста. Получается, что та часть населения, которая в наибольшей степени заинтересована во влиянии через выборы на политическую и социально-экономическую ситуацию в регионе и в стране, как раз и игнорирует избирательный процесс.

Учитель обращается к ученикам с вопросом «Какую угрозу создает политический абсентеизм демократическим ценностям?»

Учащиеся выражают свое отношение к проблеме

 

Политический аб­сен­те­изм – су­ще­ствен­ная угроза демократическим цен­но­стям и устоям, так как происходит отчуждение граж­дан от власти, уча­стия в управ­ле­нии государством.

 

       Чтобы была учтена воля всего народа, нужно, чтобы большая часть населения приняла участие в выборах. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.

Просмотр видеоролика, снятого обучающимися заранее в качестве продукта проектной работы «Зачем нужны выборы?»

 

Способы повышения электоральной активности:

Гражданам необходимо знакомиться с максимально широким спектром мнений и точек зрения на программы кандидатов и партий, изучать аналитические материалы;

Важно выяснить «послужной список» кандидатов, реально сделанное ими , познакомиться с мнением независимых экспертов;

Необходимо повышать свой уровень как общей, так и политической культуры;

Не следует принимать на веру, некритично, заявления и обещания политиков, стремиться получить дополнительную информацию из разных источников.

Нехватку политического опыта, политической культуры, правовых знаний молодых кандидатов может восполнить расширение сети органов молодежного самоуправления, молодежных парламентов, где молодые кандидаты могут получать, развивать и проявлять свои лидерские качества и управленческие навыки. Для будущих избирателей хорошей практикой участия в избирательном процессе могут служить выборы в школьные советы, а также выборы лидера класса.

Нехватку политического опыта, политической культуры, правовых знаний молодых кандидатов может восполнить расширение сети органов молодежного самоуправления, молодежных парламентов, где молодые кандидаты могут получать, развивать и проявлять свои лидерские качества и управленческие навыки. Для будущих избирателей хорошей практикой участия в избирательном процессе могут служить выборы в школьные советы, а также выборы лидера класса.

 

5) Первичная проверка понимания

Учитель предлагает продолжить фразу:

Необходимо участвовать в выборах потому, что…

Возможные ответы обучающихся:

Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села;

Это показатель политической и правовой культуры гражданина;

Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране;

Выборы закладывают фундамент будущего страны;

Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни своего государства.

2 группа

Особенности  выборов в современном обществе.

 

Учитель предлагает рассмотреть учащимся ситуации и осуществить выбор из четырех кандидатов:

1.На протяжении всей своей политической карьеры он не гнушался обществом воров и спекулянтов.  Более того - защищал их. По самым важным вопросам консультировался с астрологами. Много курит и выпивает по бутылке коньяка в день.

2.Его два раза выгоняли с работы. Любит поспать до обеда. В школьные годы баловался опиумом. Каждый вечер выпивает бутылку бренди.

3.Прошел путь от самых низов. Всю жизнь заботился о нуждах простого народа. Начав буквально с нуля, вывел свой регион в мировые лидеры по большинству основных показателей.  Отличается завидной работоспособностью.

4.Герой войны. Вегетарианец. Не курит, иногда балуется пивом. В личной жизни аскетичен. В порочащих связях не замечен.

Учащиеся озвучивают результаты своего выбора, дают обоснование.

Учитель знакомит учащихся с фамилиями владельцев характеристик.

1.Ф. Рузвельт

2.У. Черчилль

3.И. Сталин

4.А. Гитлер

Учащимся предлагается сформулировать вывод по обсуждаемому материалу

Вывод: важна не биография, а то, как она написана. Таким образом, избирателям необходимо стараться получить наиболее полные и объективные сведения о жизни и деятельности кандидата на выборную должность органов власти.

Материал для самостоятельного анализа 2 группе:

В настоящее время существуют несколько концептуальных подходов (моделей) электорального поведения, объясняющих природу электорального выбора.

Социологический подход. При голосовании выбор избирателей определяется принадлежностью к большим социальным группам. Главный фактор – солидарность индивида со своей социальной группой: избиратель поддерживает ту партию или кандидата, которые, по его мнению, выражают интересы его группы.

Социально-психологический подход. В рамках данного подхода объектом, с которым солидаризируются избиратели, выступает партия.

Рационально-инструментальный подход. Фундаментальное для этой модели положение состоит в том, что каждый гражданин голосует за ту партию, которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем любая другая.

Политтехнологический подход. Электоральные ориентации населения детерминируются ролью политической агитации и средств массовой информации.

Экспрессивное голосование. Под таким голосованием мы подразумеваем голосование «сердцем, а не разумом», которое базируется на чувствах и переживаниях избирателей.

 

Участие в выборах- это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от его участников политической ответственности за свои действия.

Все современные демократии проводят выборы, но не всякие выборы являются демократическими. Не нужно забывать, что выборы-это в том числе политическая игра со своими приемами одурачивания лиц без твердых принципов и убеждений.

Некоторые из них превращаются в спектакль, призванный иллюстрировать законность. Подобные выборы путем запугивания и фальсификации могут гарантировать, что пройдет кандидат, угодный действующей власти.

Что же такое манипуляция?

Манипуляция- распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на участника коммуникации  с целью достижения скрытых намерений.

Способы:

1.     Использование мифологических образов. Кандидат на уровне стереотипов должен ассоциироваться с бесспорно положительным образом.

2.     Использование психологических автоматизмов:

осмеяние, концентрация на нескольких чертах, интрига

         3.Манипуляции посредством управления информационными потоками:

Выборочный подбор информации, использование слухов, дезинформации, утечки «секретной информации»

        4.Использование механизмов социального контроля(использование групп влияния(спортсмены, актеры, ученые).

 

Способы психологической защиты  от манипуляции и ее нейтрализация:

Блокирование неприятной информации, рационализация, прямое опровержение, разоблачение уловки, раскрытие ее сути.

 

В современный век новых технологий стал привычным и термин «психотехнологии». Новые психотехнологии, активно предлагаемые психологами и другими специалистами по подготовке кандидатов, сводятся к созданию имиджа «хорошего человека».
«Хороший человек», по мнению большинства людей, - это человек добрый, честный, справедливый, открытый, щедрый, бескорыстный, простой, благородный, который лишний кусок отдаст другому, а на труд и опасность пойдет первым.

Правильное написание биографии, психологически грамотно составленная программа, умение устанавливать контакт с аудиторией, техники публичных выступлений и другие психотехнологии подготовки кандидата преследуют цель – произвести на избирателя впечатление «хорошего человека, и нередко носят манипулятивный характер.
Позитивные, многообещающие программы кандидатов на этапе предвыборной компании и практическая деятельность избранных представителей власти не всегда совпадают.

Особое место в создании «правильного» имиджа кандидата, его привлекательности для потенциальных избирателей имеют печатные агитационные материалы.

Многие неискушенные избиратели, особенно молодые, нередко отдают предпочтение тем политическим силам, чьи формальные внешние признаки вызывают у них позитивный эмоциональный отклик.

Сильная, способная выдержать конкуренцию программа должна иметь четко сформулированную цель, способную объединить интересы различных групп населения, должна давать четкий ответ на вопрос, какие экономические, социальные, демократические и духовные блага приобретут избиратель и его семья, если программа будет выполнена. Только такая программа будет одобрена большинством населения, то есть будет социально одобренной или легитимной.

Задание 3 группе: Выработать  принципы и подходы, которые помогут вам осуществить  свой выбор через несколько лет?

Соперничество за президентское кресло приобретает характер наиболее острой конкурентной борьбы. Здесь не стоит ориентироваться только на имидж кандидата, ибо имидж и сущность претендента не всегда совпадают

При  выборе  Президента  целесообразно  знать  хотя  бы  в  общих  чертах  его предвыборную программу: как он оценивает положение дел в стране;  какие общественные проблемы  считает  приоритетными;  как  собирается  их  решать;  в  чем  видит  основной результат  реализации  программы;  насколько  реалистичны  и  гуманны  заявленные  в  ней позиции.  Сопоставление  полученной  информации  со  своими  собственными  взглядами, потребностями  и  ожиданиями  позволит  определить  наиболее  приемлемый  для  себя вариант.  Далее  необходимо  на  основе  биографических  сведений  выявить  и  оценить личностные  качества  потенциального  лидера.  Критерием  оценки  может  служить положение  главы  4  Конституции  РФ,  раскрывающее  роль  Президента  как  главы государства.

Выборы депутатов  в Государственную Думу

Чтобы  осознанно  проголосовать  за  тот  или  иной  партийный  список  (по пропорциональной  системе),  целесообразно  получить  общие  сведения  о  деятельности различных  партий: 

каковы  их  идейно-политические  ориентации;  гуманистичны  ли  они;

баллотировалась  ли  партия  прежде  в  Государственную  Думу,  кто  из  ее  представителей заседал  в  парламенте,  как  проявила  себя  партийная  группа. Какие общественные проблемы и как собирается решать партия?В чем видит основной результат реализации программы? Насколько реалистичны заявленные в ней позиции? Далее  аналогично предложенному  ранее  определяется  и  оценивается  суть  предвыборной  партийной программы. Сопоставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями, ожиданиями позволит определить наиболее приемлемый  вариант

     При выборе кандидатов –одномандатников по мажоритарной системе желательно принять личное участие во встречах с ними. На встречах целесообразно определить: насколько глубоко и полно  осведомлен  кандидат  о положении дел  в  округе;  какие  проблемы  по  улучшению жизни  людей  собирается  решать  и  какими  путями;  эффективны  ли  они.  Следует  также выяснить,  обладает  ли  кандидат  необходимыми  для  выполнения  своих  предвыборных  обещаний  и  защиты  интересов  избирателя  качествами  (компетентностью, решительностью,  целеустремленностью,  порядочностью,  человечностью,  обязательностью, готовностью брать на себя ответственность).

Вывод: Правильный выбор в нашем  представлении, – это выбор среди множества кандидатов того, чья предвыборная программа улучшения качества жизни людей в городе (области, стране) является собственной, личностно сознанной и ответственной целью. Это характерный признак психологически высокоразвитой и самоактуализирующейся личности.

Индивидуальные задания группам учащихся (по 2 человека):

1.Учащимся предоставляются предвыборные программы разных кандидатов на президентских выборах 2018 года (задание: оценить качество программ и реалистичность предлагаемых кандидатами обещаний).

2. Домашняя заготовка  «Выборы  через  призму  политической карикатуры» Учащиеся работали дома, подбирали информацию о наиболее часто встречающихся нарушениях в ходе выборов. Отчет о проделанной работе они представляют с использованием политических карикатур (Приложение 2.) После выступления всем учащимся предлагается высказаться о том, как решить проблему фальсификации результатов выборов

Пути решения:

1.Эффективное наблюдение за ходом выборов способно существенно снизить возможности фальсификаторов избирательного процесса, а то и свести их на нет. Считается, что эффективный контроль на выборах могут обеспечить представители кандидата в депутаты (партии, избирательного объединения), а также члены комиссий и наблюдатели. Лучший способ взаимодействия этих представителей как в составе комиссий, так и наблюдателей - сотрудничество или, по меньшей мере, деловые взаимоотношения

2. При уличении избирателя в незаконных действиях должно следовать жесткое наказание вплоть до лишения избирательного права. 

3.Также огромную роль играет введенная демократическая процедура формирования составов избирательных комиссий. Тот факт, что члены избирательной комиссии принадлежат разным партиям, позволяет ограничить узурпацию власти в данной комиссии одной партией. 

4.Обязательные выборочные проверки правильности подведения итогов голосования, предусматривающие такую проверку не менее, чем для 2-3 процентов подписных листов и не менее, чем на 2-3 процентах избирательных участках, номера которых определяются жеребьевкой, в присутствии представителей кандидатов, партий, общественных наблюдателей

5.Во время работы на избирательном участке необходимо выходить из помещения для голосования и оценивать обстановку рядом с помещением избирательного участка по следующим направлениям:

- не ведется ли агитация на подступах к избирательному участку;
- не подвозят ли массово избирателей к избирательному участку. Если вы заметили, что подвозят, запишите номер автотранспорта и постарайтесь выяснить, кто организовал приезд избирателей.

Если Вы заметили нарушения Закона о выборах:

- постарайтесь задокументировать нарушение с помощью камеры мобильного телефона или фотоаппарата;
- обратиться к председателю избирательной комиссии (заместителю председателя) с требованием устранить нарушение. Желательно, чтобы Вы точно знали какая именно статья соответствующего Закона нарушена;
- незамедлительно сообщить о нарушениях лицу, координирующему работу наблюдателей;

-        обратитесь к представителю правоохранительных органов для прекращения нарушения, обратите внимание других наблюдателей на эти нарушения;

- обратить внимание других наблюдателей на факт нарушения;
- составить заявление о нарушении Закона о выборах в 2-х экземплярах

6) Первичное закрепление

Театр политической моды

Учитель: Я предлагаю вам «нарисовать» политический портрет депутата

Высказывания учащихся:

1.Будущий депутат должен разбираться в основах политологии, знать механизмы и формы взаимодействия политических и общественных институтов, компетентность, знание законодательства

2. Убежден, что депутатом должен быть лишь человек мыслящий, способный видеть средне- и долгосрочную перспективы развития своей страны. Для народного избранника важно стратегическое мышление – способность просчитывать последствия всех своих действий, принятых решений

3. Честность, порядочность, умение работать с людьми. И самое главное — не просто способность вникать в проблемы, но и умение их эффективно решать.

3. Умение находить компромисс, мудрость, стремление сглаживать острые углы

4.Умением слушать и слышать. И, конечно, обладать недюжинным запасом терпения, ведь работать с людьми ох как непросто

5.Предан своему государству и народу
Один из учащихся появляется в образе идеального кандидата:

1. Птичье перо символизирует истину, легкость, высоту, скорость, простор

2.Трилистник-клевер символизирует объединение, равновесие

3.Ключ – очень мощный символ. Это власть, сила выбора,  свобода действия, знание, Хотя ключи могут как запирать, так и отпирать двери, они почти всегда являются символами доступа, освобождения , последовательного продвижения от одной стадии жизни к другой.

4.Белый плащ-кандида. В Древнем Риме претенденты на должности  ходили в белоснежных плащах - «кандидах». Белый плащ означал, что совесть претендента чиста так же, как отбеленная ткань его плаща.

5.Большое и пылкое сердце, готовое служить людям

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:

1.Представьте, что на одни сутки вас избрали Президентом РФ. Какие 10 решений станут для вас самыми главными? Помните, полномочия Президента  определяются Конституцией РФ.

2. Составить наказ депутатам, какие проблемы молодежи нуждаются в первоочередном решении

3. Попробуйте смоделировать ситуации:

Как развивается демократическое государство, если активность граждан высока?

Как развивается демократическое государство, если в обществе наступает период апатии (пассивность и неверие в позитивные перемены в жизни общества)

4. В соответствии с политической платформой разрабатывается месседж партии или кандидата.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель рассказывает притчу:

Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

- Почему же ты не покидаешь этой местности? - удивился мудрец.

- В других областях князья угнетают народ.

- Видите, - сказал тогда Конфуций ученикам, -

ЖЕСТОКИЙ ТИРАН СТРАШНЕЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ЧЕМ ЛЮТЫЙ ЗВЕРЬ.

В чем заключается  смысл этой притчи?   (Вопрос классу)

Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная

веками  демократия.  Но  вместе  с   тем   мы  иногда  неумело  пользуемся  ее

плодами, а ведь за право выбирать люди сражались долгое время.

Как  вы  думаете,  какой  главный  выбор  может  делать  гражданин,

достигнув возраста 18 лет?

Учащимся в форме «свободного микрофона» предлагается высказаться по сути услышанного на уроке и сформулировать выводы, которые позволят им достойно исполнить в будущем новую социальную роль избирателя.

Вывод: нет ничего справедливее, чем выстраданная веками демократия.

Но мы иногда неумело пользуемся ее плодами, а ведь за право выбирать люди сражались долгое время.

 Если гражданин не использует свои гражданские и политические права, если он уклоняется от политической активности, то сначала рушится политическая жизнь государства, а затем политическая жизнь самих граждан. Игнорирование политических процессов грозит разрухой и упадком всех остальных сфер жизни граждан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Задачи

1.На избирательный участок Ольга Ивановна пришла с дочерью Ириной. Получив свои бюллетени для голосования, она представила члену избирательной комиссии свою дочь, сказав, что она может проголосовать за свою бабушку, которая не ходит и не видит. Член избирательной комиссии строго разъяснила, что, согласно закону, голосовать граждане могут только лично и непосредственно, а тот, кто сам не может явиться н избирательный участок, может подать заявление с приглашением членов избирательной комиссии на дом. Она хотела записать в книгу вызовов заявку, но Ольга Ивановна заметила, что поскольку ее мать плохо слышит и не видит, то дома за неё тоже придется голосовать им. Член избирательной комиссии сдалась и выдала бюллетени по предъявлении паспорта старушки. Какой принцип участия в выборах нарушен в данном случае? Как следует разрешить ситуацию? Ответ: принцип прямого участия в выборах. Избирателю может помочь любой человек, которому он поручит это сделать.( Избиратель голосует на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно.)

 

 

2.На избирательный участок вошла с трудом передвигавшаяся старушка. Получив бюллетени, она пошарила по карманам и обнаружила, что забыла дома очки. Тогда она попросила одного из членов избирательной комиссии помочь ей заполнить бюллетени. Присев вместе к свободному столу, они несколько минут заполняли бюллетени. Потом она сама бросила их в урну для голосования. Какой принцип участия в выборах был нарушен? Ответ: принцип тайны голосования.( Какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается)

 

 

3. К концу смены к проходной завода был подан автобус, чтобы отвезти закончивших работу рабочих на избирательный участок и они успели проголосовать, пока он не закрылся. Оказалось, что автобус выделен за счет кандидата, баллотирующегося по избирательному округу, который провозглашает в своей программе лозунг в поддержку рабочих. Является ли законным, на ваш взгляд, такой шаг администрации шахты и не нарушены ли в данном случае правила проведения голосования? Какой принцип избирательного права был нарушен? Ответ: принцип добровольности. ( Участие в выборах является правом, а не обязанностью).

 

4. 11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы). Какой принцип демократических выборов не соблюдался? Ответ: Принцип равенства (Каждый имеет только один голос.)

 

5. Суд города Н. рассмотрел жалобу гражданина Петрова на решение участковой избирательной комиссии, отказавшейся в день выборов депутатов Государственной Думы РФ выдать ему избирательные бюллетени на том основании, что он не имеет регистрации по указанному в списке избирателей адресу. Гражданин Петров заявил, что ранее проживал по этому адресу, однако ко дню выборов переехал на новую квартиру, выписавшись из прежней. Какие принципы избирательного права были нарушены? Ответ: принцип всеобщности (Выбирать могут все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законах)

 

6. Джордж Вашингтон был избран президентом США в 1792 году в ходе вторых в истории государства президентских выборов, будучи единственным кандидатом. Какой принцип демократических выборов не соблюдался? Ответ: принцип альтернативности (Наличие нескольких кандидатов).

 

 

Приложение 2.

1. Нарушения при выдвижении кандидатов

o    Привлечение государственных и муниципальных служащих, иных лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов.

o    Предоставление помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для выдвижения одних кандидатов и отказ в предоставлении тех же помещений на таких же условиях для выдвижения других кандидатов.

o    Использование бесплатно или на льготных условиях транспорта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для деятельности, способствующей выдвижению кандидатов.

o    Преимущественный, по сравнению с другими кандидатами, доступ в целях сбора подписей к СМИ.

2. Нарушения при сборе подписей за избирательные объединения и блоки, а также за кандидатов в одномандатных округах.

o    Сбор подписей не может быть начат до регистрации избирательных объединений и блоков Центральной избирательной комиссией и кандидатов по одномандатному округу избирательной комиссией этого округа.

o    Участие в сборе подписей органов управления организаций любых форм собственности, учреждений, предприятий.

o    Использование связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих работу государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей.

o    Принуждение избирателей ставить свои подписи.

o    Вознаграждение избирателей за поставленные подписи в любой форме.

o    Осуществление сбора подписей в процессе и местах выдачи заработной платы.

3. Нарушения, производимые избирательными комиссиями

o    Недопущение на заседания окружных и территориальных избирательных комиссий представителей СМИ.

o    Необоснованные отказы окружных избирательных комиссий в регистрации кандидатов.

4. Нарушения в ходе предвыборной агитации

На этом этапе кампании наблюдатели должны обратить особое внимание на работу СМИ, действия органов власти и управления, характер публикуемых агитационных материалов, оперативность реагирования избирательных комиссий на сигналы о нарушениях.

Законодательство о выборах накладывает определенные ограничения на участие в предвыборной агитации некоторых организаций и должностных лиц, а также на некоторые формы и методы агитации.

·          

o    Не допускается участие в агитации в служебное время или с использованием служебного положения государственных и муниципальных служащих, военнослужащих.

o    Не допускается агитационная деятельность органов государственной власти субъекта федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных объединений, избирательных комиссий и их членов с решающим голосом.

o    Не допускается предоставление помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для агитации за одних кандидатов и отказ в предоставлении тех же помещений на таких же условиях для агитации за других кандидатов.

o    Не допускается при проведении агитации подкуп избирателей в любой форме (денежной, материальной, услуги, обещания передачи денег, ценных бумаг, иных материальных благ), или вознаграждения за организационную работу в зависимости от результатов голосования.

 

Законодательство о выборах требует предоставления равных возможностей ведения бесплатной агитации всеми избирательными объединениями, блоками и кандидатами в одномандатных округах.

o    Не допускается отказ предоставить бесплатное эфирное время (бесплатную газетную площадь) кандидатам, зарегистрированным по одномандатному округу, региональным группам избирательных объединений.

o    Не допускается преимущественный, по сравнению с другими кандидатами, доступ к СМИ.

o    В соответствии с законом сообщения о предвыборных мероприятиях должны располагаться в информационных выпусках на телевидении и радио в начале выпусков отдельными блоками без комментариев.

6. Нарушения при голосовании и подведении итогов выборов

o    Организованная доставка избирателей на избирательные участки для голосования.

o    «Вбрасывание» бюллетеней (до голосования, в процессе голосования и при подсчете голосов) в урну на участке.

o    Выход с переносным ящиком для голосования без заявок граждан или с фальсифицированными заявками, часто с большим, чем по заявкам, количеством бюллетеней.

o    Выдача одному гражданину нескольких комплектов бюллетеней.

o    Выдача бюллетеней гражданам, не предъявившим документов, удостоверяющих личность.

o    Неоднократная выдача бюллетеней одному и тому же гражданину.

o    Внесение фиктивных имен в списки избирателей - такие «мертвые души» позволяют получить подложные бюллетени, которые затем могут быть брошены в избирательные ящики. Кроме того, могут вноситься данные об умерших людях.

 

«Вброс» - подбрасывание дополнительных бюллетеней в пользу желаемого кандидата до начала голосования или в ходе голосования. Даже если они имеют отметки за разных кандидатов, но их число превышает число проголосовавших по спискам избирателей, то это практически автоматом приводит к отмене итогов выборов на участке. Если же «вброс» делает кто-либо из членов избирательной комиссии под одного из «нужных» кандидатов, то число бюллетеней, конечно, сойдется. «Вброс» произойдет в последнюю минуту перед закрытием участка для подсчета голосов избирателей (или до начала голосования в урнах уже будут находиться несколько десятков «правильных» бюллетеней). Это будут свежеотпечатанные бюллетени с печатью данного участка или бюллетени не пришедших голосовать избирателей.

  «Хитрый палец» - порча бюллетеней, заполненных в пользу нежелательного кандидата; данный вариант позволяет незаметно для других членов избирательной комиссии «портить» бюллетени, ставя на них дополнительные галочки или черточки. Для этого используют забинтованный палец с авторучкой внутри, уголек, спрятанный в ладони и др. подсобные материалы.

«Солянка» - подмена некоторого числа бюллетеней -бюллетенями, заполненными в пользу желаемого кандидата; При подсчете голосов, поданных за каждого кандидата, пачки могут специально перепутать, либо смешать хорошие и испорченные бюллетени вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Приложение 3.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема урока: Выборы! Выборы?

Тема урока: Выборы! Выборы?

Ход урока: 1) Организационный этап

Ход урока: 1) Организационный этап

Новый порядок подсчета голосов (победитель определяется большинством голосов в избирательном округе);

Новый порядок подсчета голосов (победитель определяется большинством голосов в избирательном округе);

Абсентеизм. Выявить комплекс причин этого явления и его последствия

Абсентеизм. Выявить комплекс причин этого явления и его последствия

Учащиеся фиксируют наиболее интересные мысли на листе ватмана в виде плаката 1)

Учащиеся фиксируют наиболее интересные мысли на листе ватмана в виде плаката 1)

Просмотр видеоролика, снятого обучающимися заранее в качестве продукта проектной работы «Зачем нужны выборы?»

Просмотр видеоролика, снятого обучающимися заранее в качестве продукта проектной работы «Зачем нужны выборы?»

На протяжении всей своей политической карьеры он не гнушался обществом воров и спекулянтов

На протяжении всей своей политической карьеры он не гнушался обществом воров и спекулянтов

Экспрессивное голосование. Под таким голосованием мы подразумеваем голосование «сердцем, а не разумом», которое базируется на чувствах и переживаниях избирателей

Экспрессивное голосование. Под таким голосованием мы подразумеваем голосование «сердцем, а не разумом», которое базируется на чувствах и переживаниях избирателей

Позитивные, многообещающие программы кандидатов на этапе предвыборной компании и практическая деятельность избранных представителей власти не всегда совпадают

Позитивные, многообещающие программы кандидатов на этапе предвыборной компании и практическая деятельность избранных представителей власти не всегда совпадают

В чем видит основной результат реализации программы?

В чем видит основной результат реализации программы?

При уличении избирателя в незаконных действиях должно следовать жесткое наказание вплоть до лишения избирательного права

При уличении избирателя в незаконных действиях должно следовать жесткое наказание вплоть до лишения избирательного права

Честность, порядочность, умение работать с людьми

Честность, порядочность, умение работать с людьми

Почему же ты не покидаешь этой местности? - удивился мудрец

Почему же ты не покидаешь этой местности? - удивился мудрец

Приложение 1. Задачи 1.На избирательный участок

Приложение 1. Задачи 1.На избирательный участок

Ответ: Принцип равенства ( Каждый имеет только один голос

Ответ: Принцип равенства ( Каждый имеет только один голос

Нарушения, производимые избирательными комиссиями o

Нарушения, производимые избирательными комиссиями o

Нарушения при голосовании и подведении итогов выборов o

Нарушения при голосовании и подведении итогов выборов o

Приложение 3.

Приложение 3.

Методическая разработка урока по обществознанию "Демократические выборы"

Методическая разработка урока по обществознанию "Демократические выборы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2023