Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области
«Новошахтинский технологический техникум»
Методическая разработка урока по обществознанию
Тема «Правовое государство, понятие и признаки .»
Разработал:
Преподаватель общественных дисциплин
Нечепуренко Любовь Николаевна
Тема «Правовое государство, понятие и признаки»
Цели урока
1.Образовательная: познакомить с правовым государством как основным институтом политической системы, его особенностями и признаками;
2. Развивающая: развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, работать с документами;
3. Воспитательная: формировать позитивное отношение к проблемам создания и построения справедливого общества.
Оборудование: учебник А.Г.Важенина «Обществознание» с 303-309., практикум А.Г. Важенина «Обществознание» с136-137 схемы ,Конституция РФ пакет заданий для групп, рабочая тетрадь по теме: «Политика»
Тип урока: комбинированный урок.
I. Воспроизведение и коррекция опорных знаний
Фронтальный опрос.
1. Дайте определение политической системы, охарактеризуйте ее компоненты
2. Сформулируйте определение понятия «государство». Какую роль играет государство в политической системе?
3. Определите причины возникновения государства, раскройте его сущность.
4. Назовите и охарактеризуйте внутренние и внешние функции государства.
5. Назовите основные политические режимы.
6. Раскройте признаки тоталитарного и авторитарного режимов.
Постановка цели
Государственная власть располагает большими возможностями осуществлять принуждение в отношении любого гражданина, она может встать над обществом, подчинить его себе. Приведите примеры из истории. Чтобы этого не случилось, необходимо сформировать правовое государство
Цель сегодняшнего урока: познакомиться с понятием правового государства, уяснить его признаки, понять, как же это государство защищает права и свободы человека. Ответить на вопрос: является ли современная Россия правовым государством?
II. Изучение нового материала
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». Критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству (Ф. Шеллинг немецкий философ XIX века).
ПЛАН:
1. Понятие «правовое государство».
2. Развитие учения о правовом государстве.
3. Принципы (признаки) правового государства.
4. Основы правового государства.
5. Проблема формирования правового государства в РФ.
1) Используя метод мозгового штурма, назовите ассоциации, которые возникают у вас при употреблении понятия «Правовое государство» (делаем меловую схему на доске).
Записываем определение. Правовое государство – организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а деятельность государства подчинена законами.
2) Развитие учения о правовом государстве.
Задание. Используя текст учебника на стр. 304-305, заполните таблицу «Взгляды философов на правое государство», практикум стр.136 задание 4
Мыслители |
Идеи |
Платон (427—347 гг. до н. э.) |
|
Аристотель (384—322 гг. до н. э.) |
|
Цицерон (106—43 гг. до н. э.) |
|
Дж. Локк (1632—1704) |
|
Ш. Монтескье (1689—1755) |
|
И. Кант (1724—1804) |
|
Учащиеся извлекают необходимую информацию из текста, для заполнения таблицы.
3) Принципы (признаки) правового государства.
Несмотря на особые признаки, о которых мы еще сегодня поговорим, правовому государству присущи все те черты (признаки) государства, о которых вы уже знаете. Давайте вместе вспомним эти черты. (Единство территории, публичная власть, суверенитет, законодательная деятельность, налоговые сборы).
Признаки правового государства.
1. Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в том числе и по отношению к самому государству. Деятельность государства ограничена рамками права.
2. Взаимная ответственность государства и личности.
3. Реальные гарантии прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность. Признание их высшей ценностью.
4. Разделение властей, выполните задание №6 в рабочей тетради параграф 1.
5. Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании различных партий, течений, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций и взглядов.
4) Основы правового государства.
Экономическая основа – многообразие форм собственности, отсутствие монополии в экономике.
Социальная основа – доминирует средний класс.
Политическая основа – суверенитет государства.
Нравственная основа – утверждение принципов гуманизма.
Правовая основа – высокий уровень правосознания и правовой культуры.
5) Проблема формирования правового государства в РФ.
Задание обучающимся. Прочитайте 1 главу конституции, статьи 1, 2, 4, 6, 7, 10, 13, 15, определите какие признаки правового государства в них закреплены.
Правильные ответы:
- 1 признак – ст. 4, 15;
- 2 признак – ст. 2, 6;
- 3 признак –ст. 2, 6, 7;
- 4 признак – ст. 10;
- 5 признак – ст. 13.
Используя знания из ученика обществоведения стр. 308, определите проблемы формирования правового государства в РФ.
III. Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
Выполните задания в рабочей тетради: параграф 4, №6, 7 в формате ЕГЭ 1(4),2(3).
Давайте закрепим признаки правового государства, сравним его с не правовым государством.
Разделить обучающихся на 4 группы.
Задание 1 для группы 1.
В отдаленном горном селении, где нет ни одного представителя власти или сотрудников правоохранительных органов, в зимнее время, когда селение отрезано от административного центра, было совершено тяжкое преступление, за которое предусмотрено наказание в виде смертной казни. Преступник был пойман на месте преступления и признался в его совершении. Ход жителей селения осудил его и приговорил к смерти. Приговор был приведен в исполнение. Может ли это действие селян происходить в правовом государстве?
Задание 1 для группы 2.
Писатель В. Дрозд опубликовал следующий рассказ земляка-шофера, которому как-то пришлось везти прокурора: «Подвозил я его в соседнюю деревню. Ехали проселочной дорогой. Впереди — лужи, по сторонам — озимые. „Не проедем, — говорю, — застрянем". — „А ты гони по озимым". — „Так ведь закон строг", — возражав: я. Усмехнулся прокурор: „Закон трудно обойти, но легко объехать"». Оцените гражданскую позицию прокурора, опираясь на принципы правового государства. Аргументируйте ответ.
Задание 1 для группы 3.
Социологи отмечают, что каждый год на дорогах стран СНГ гибнет примерно столько же людей, сколько погибло в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной на Нагасаки. Происходит это, по их мнению, не только вследствие недоработок работников дорожной полиции, а в немалой степени еще и потому, что слишком много среди автолюбителей тех, кто изо всех сил пытается «проскочить», «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин». Как связаны между собой приведенные факты и современное состояние РФ?
Задание 1 для группы 4.
В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом однокурсник и друг президента, был приговорен по решению суда к трем годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к президенту с просьбой посодействовать изменению приговора. Как может поступить президент правового государства? Аргументируйте свой ответ.
Задание 2 для группы 1.
В квартире известного театрального деятеля отключили в связи с отсутствием своевременной абонентской платы телефон. Правомерно ли это действие? Аргументируйте свой ответ.
Задание 2 для группы 2.
В 1974 г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.
Задание 2 для группы 3.
Государство Z — республика. Граждане имеют возможность прямого обращения к представителям государственной власти с предложениями и запросами. Депутаты парламента регулярно отчитываются о своей деятельности перед народом. Существует многопартийность. Можно ли назвать государство Z правовым? Докажите.
Задание 2 для группы 4.
В государстве Y народ – это источник власти. Законодательная и исполнительная власть находится в руках верховного правителя, суд независим. Можно ли назвать государство Y правовым? Докажите.
Вопрос для всех групп. Можем ли мы утверждать, что живем в правовом государстве? Как вы думаете, какой из принципов главный? Проверка заданий.
IV. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Выполните задания 4 и 5 практикума А.Г. Важенина «Обществознание» стр. 136-137, на основе текста учебника А.Г. Важенина «Обществознание» стр. 303-309.
Задания для группы 1.
Задание 1. В отдаленном горном селении, где нет ни одного представителя власти или сотрудников правоохранительных органов, в зимнее время, когда селение отрезано от административного центра, было совершено тяжкое преступление, за которое предусмотрено наказание в виде смертной казни. Преступник был пойман на месте преступления и признался в его совершении. Ход жителей селения осудил его и приговорил к смерти. Приговор был приведен в исполнение. Может ли это действие селян происходить в правовом государстве?
Задание 2. В квартире известного театрального деятеля отключили в связи с отсутствием своевременной абонентской платы телефон. Правомерно ли это действие? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос для всех групп. Можем ли мы утверждать, что живем в правовом государстве? Как вы думаете, какой из принципов главный?
Задания для группы 2.
Задание 1. Писатель В. Дрозд опубликовал следующий рассказ земляка-шофера, которому как-то пришлось везти прокурора: «Подвозил я его в соседнюю деревню. Ехали проселочной дорогой. Впереди — лужи, по сторонам — озимые. „Не проедем, — говорю, — застрянем". — „А ты гони по озимым". — „Так ведь закон строг", — возражав: я. Усмехнулся прокурор: „Закон трудно обойти, но легко объехать"». Оцените гражданскую позицию прокурора, опираясь на принципы правового государства. Аргументируйте ответ.
Задание 2. В 1974 г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.
Вопрос для всех групп. Можем ли мы утверждать, что живем в правовом государстве? Как вы думаете, какой из принципов главный?
Задания для группы 3.
Задание 1. Социологи отмечают, что каждый год на дорогах стран СНГ гибнет примерно столько же людей, сколько погибло в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной на Нагасаки. Происходит это, по их мнению, не только вследствие недоработок работников дорожной полиции, а в немалой степени еще и потому, что слишком много среди автолюбителей тех, кто изо всех сил пытается «проскочить», «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин». Как связаны между собой приведенные факты и современное состояние РФ?
Задание 2. Государство Z — республика. Граждане имеют возможность прямого обращения к представителям государственной власти с предложениями и запросами. Депутаты парламента регулярно отчитываются о своей деятельности перед народом. Существует многопартийность. Можно ли назвать государство Z правовым? Докажите.
Вопрос для всех групп. Можем ли мы утверждать, что живем в правовом государстве? Как вы думаете, какой из принципов главный?
Задания для группы 4.
Задание 1. В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом однокурсник и друг президента, был приговорен по решению суда к трем годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к президенту с просьбой посодействовать изменению приговора. Как может поступить президент правового государства? Аргументируйте свой ответ.
Задание 2. В государстве Y народ – это источник власти. Законодательная и исполнительная власть находится в руках верховного правителя, суд независим. Можно ли назвать государство Y правовым? Докажите.
Вопрос для всех групп. Можем ли мы утверждать, что живем в правовом государстве? Как вы думаете, какой из принципов главный?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.