Конспект урока
По предмету «Окружающий мир» в 3 классе
Макарова Н.Г. ,учитель начальных классов
Тема урока: «Пресмыкающиеся»
Цель: изучить особенности строения и образ жизни пресмыкающихся и выявить способы их приспособления к жизни на суше.
Задачи урока:
Образовательные.
· Расширение знаний о пресмыкающихся и их отрядах.
· Формировать знания об отличительных признаках, пресмыкающихся от земноводных.
Развивающие.
· Формировать умение выявлять отличительные признаки пресмыкающихся от земноводных;
· Формировать умение выделять главные, основные приспособительные признаки пресмыкающихся;
· Формировать умение классифицировать пресмыкающихся на группы по определенным признакам.
Воспитательные.
· Формирование умения работать в группе;
· Воспитание любви и уважения в целом к природе;
· Воспитание бережного отношения к пресмыкающимся;
· Воспитание правильного поведения с животными.
Методы обучения:
1. Словесные – рассказ, беседа, учебная дискуссия.
2. Наглядные – демонстрация презентации.
3. Работа с книгой – учебник с.100-103.
Оборудование: проектор, ноутбук, карточки с заданиями.
Тип урока: вводный.
Структура урока (этапы) /урок 40 минут/:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Закрепление
5. Обобщение
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
План изучения нового материала:
1. Выделение отрядов пресмыкающихся.
2. Работа с учебником (выделение основных отличительных признаков рептилий от земноводных).
3. Заполнение сравнительной таблицы.
4. Из истории происхождения пресмыкающихся.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Iэтап Самоопределение к деятельности. Орг.момент
|
|
|
|
II этап Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации |
- Послушайте характеристику и определите, о какой группе животных идет речь. - Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями.
- Почему насекомым время от времени приходится “менять одежку”?
-Какую задачу выполняет наружный скелет на суше?
- Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру.
- Что мешает земноводным удаляться от водоемов?
-Кому теплее на пляже: тому, кто стоит, или тому, кто лежит на песке?
-Приходилось ли вам трогать ящериц и змей? Какие они
|
-Это насекомые.
-Наружный скелет не растёт, поэтому его хозяину приходится его менять, чтобы отрастить скелет по больше. -Защищает организм насекомых от потери влаги.
-Это земноводные.
-Их кожа нежная и не защищает от потери влаги, а ещё они дышат через кожу, а она должна быть влажной.
-Тому, кто лежит на песке.
Дети высказывают свои предположения.
|
|
III этап Постановка учебной задачи
IV этап Решение учебной задачи(открытие детьми нового знания)
V этап Первичное закрепление (Обучение способам самостоятельного применения знаний)
VI этап Обобщение. Включение в систему знаний и повторение.
VII Итог урока. Рефлексия деятельности.
VIII Домашнее задание
|
Чтение диалога героев (с.28).
- Лене кажется, что ящерицы холодные, а Мише - что они теплые. Прочитайте их диалог с папой, как он объяснил детям это явление.
- Что вы узнали интересного о ящерицах?
- Объясните, что это значит.
- Если температура воздуха + 40, какая температура тела у ящерицы?
- Если температура воздуха будет + 5?
Выполнение задания 4 с.103 -Прочитайте задание 4 с. 103. Цирк переезжал в другой город, и питон ехал до вокзала в грузовой машине вместе с другими животными. Какой стала температура тела питона, когда приехали на вокзал, если на улице было +10? Выбери ответ: +5,+10, +36.
-Какая температура тела питона? -Мы начали вести разговор о ящерицах и змеях.
- Я прочитаю вам загадки, а вы, угадав их, узнаете, о какой новой группе животных мы будем говорить сегодня. В реках Африки живёт Злой зелёный пароход. Кто б навстречу не поплыл- Всех проглотит… ( крокодил)
Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет ... (черепаха) -Так о какой же группе животных сегодня пойдёт речь? Определите тему урока.
-Что бы вам хотелось узнать о пресмыкающихся?
- Посмотрите на экран. Какие отряды пресмыкающихся мы будем изучать?
-А где они живут? -Но, почему, же тогда их называют пресмыкающимися, а не земноводными? Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных? Точно на этот вопрос мы пока не можем ответить. -Какую же цель мы сегодня поставим себе на урок? Узнать: Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных? Почему жаркие страны очень подходят для пресмыкающихся ?
-Разобраться в этом вам поможет учебник. (С.100-101)
-На прошлом уроке вы начали заполнять таблицу, сегодня вы продолжите эту работу.
Итак: -Почему эти животные получили такое название?
- Почему они так двигаются? Где расположены их лапы? (Заполняем таблицу .Способ передвижения: ползают, пресмыкаются.)
- А что вы узнали о кожных покровах ящериц, змей, крокодилов, черепах? -Какие проблемы возникли у этих животных с кожей?
(Заполняем таблицу. Кожа сухая, покрыта чешуёй.)
Как дышат пресмыкающиеся?
-Как дышат водные черепахи? Крокодилы? Ведь они живут в воде. (Заполняем таблицу. Лёгкие.)
-Что вы узнали о температуре тела пресмыкающихся?
-Какая особенность есть в связи с этим у земноводных и рептилий?
-Но в спячку впадают только некоторые виды рептилий. -Почему рептилии в основном не впадают в спячку? Где они чаще встречаются: в тропиках, где всё время тепло, или в странах , где есть зима?
-А где живут земноводные?
- Как повышение температуры окружающей среды влияет на обмен веществ и жизнедеятельность пресмыкающихся?
(Заполняем таблицу. Холоднокровные. Среда обитания: жаркие, сухие страны)
- Как размножаются пресмыкающиеся?
-Заботятся ли родители о них?
- А как размножаются земноводные? (Заполняем таблицу .Способ размножения: яйца. На суше.)
- Смогли ли мы выделить все признаки, отличающие пресмыкающихся от земноводных?
- А знаете ли вы, от кого произошли пресмыкающиеся?
- Да, верно, а кто такие динозавры? Что вы о них знаете? Когда они жили?
-Какой климат был на нашей планете в то время? Как он повлиял на рептилий, на их размеры, численность? - Да, те времена назвали Эрой Динозавров? Или Мезозойской эрой. - Что осталось у сегодняшних рептилий от их предков?
- Давайте закрепим наши знания, поиграем в игру «Мы – рептилии». -Каждая группа получает для изучения отряд пресмыкающихся и составляет рассказ по плану: Я – (ящерица, крокодил, черепаха, змея) Я обитаю … Я питаюсь … Моя кожа покрыта … Я откладываю … Моя роль в экосистеме… Физминутка. - А теперь давайте поиграем и немного отдохнем, я буду называть пресмыкающихся и земноводных, а вы должны сесть на корточки, если я назову земноводное и встать, если назову пресмыкающееся. (питон , древесная лягушка, , кобра, серая жаба, варан, гребенчатый тритон, хамелеон, травяная лягушка, крокодил.) Выполнение задания №5с.103 в учебнике. - Прочитайте задание 5. что за змеи изображены на картинках? (уж, гадюка) - Что вы о них знаете? (уж - неядовитый, гадюка - ядовитая) - Выберите свой вариант ответа. - Ребята, как вы будете себя вести, столкнувшись со змеей в природе? - Главное правило в общении со змеями – не трогать их. Выполнение задания №3, в рабочей тетради.
Выполнение задания 3.
- Кто на холоде больше пищи съедает за день, одинаковые по размеру мышь или ящерица?
Помните, что ящерица - холоднокровное животное, а мышь - теплокровное.
-Итак, какой вопрос мы задавали вначале урока? -Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных?
-Ответили мы на него?
-В чём самые главные отличия?
-Вот почему пресмыкающиеся чувствуют себя на суше - как дома. -Почему жаркие страны очень подходят для пресмыкающихся? -Почему пресмыкающиеся смогли освоить пустыни, а земноводные – нет?
-Что нового ты узнал на уроке? -Какие произошли изменения в знаниях по предмету? -Что было особенно интересным? -Что удавалось легко на уроке? -Какие затруднения ты испытывал? -Как ты оцениваешь свою работу на уроке?
-Подготовить сообщения для рубрики « А знаете ли вы что…» |
-Они холоднокровные.
-Температура тела у них такая же, как вокруг.
-Температура тела ящерицы будет +40.
-Температура тела ящерицы будет +5.
Дети читают.
-Такая же, как и на улице, +10.
- О пресмыкающихся.
План: 1.Почему эти животные получили такое название? 2.Какие животные входят в эту группу? 3. Их образ жизни.
-Ящерицы, змеи, крокодилы, Черепахи
-На суше, в воде.
1группа читает текст в учебнике(1 абзац) . -Какая температура тела у пресмыкающихся.Какова их среда обитания? 2группа читает 2абзац. -Почему пресмыкающиеся получили такое название? 3группа читает 3 абзац. -Как дышат пресмыкающиеся? Какой у них кожный покров? 4 группа читает 4 абзац. -Как размножаются пресмыкающиеся?
-Они извиваются всем телом – пресмыкаются. - Их лапы расположены по бокам тела, а не под брюхом.
-Кожа покрыта чешуёй. Сухая. Защищает организм от испарения воды, но твёрдые щитки чешуи не растут. Поэтому пресмыкающиеся линяют, как и насекомые, т. е. меняют кожу по мере роста.
-Только лёгкими.
-Тоже лёгкими, но иногда выплывают и набирают воздух.
-Она зависит от окружающей среды.
-Эти животные холоднокровные. При похолодании они засыпают, пока тепло их не разбудит.
-В тропиках, в жарких странах с сухим климатом.
-Рядом с водоёмами.
-Чем выше температура, тем быстрее происходят обменные процессы и жизненная активность повышается.
-Откладывают яйца на суше.
-Под оболочкой яйца есть всё, что нужно для развития зародыша. Молодые животные выходят из яйца уже самостоятельными.
-Откладывают икру.
-От динозавров
- Да, они жили много миллионов лет назад.
- Они процветали и достигали огромных размеров.
-Зубы, большие размеры, живут в жарких странах, долголетие…
-Мышь будет больше есть, т.к. тратит больше энергии на поддержание температуры тела.
-Сухая кожа. Дышат лёгкими, откладывают яйца на суше.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.