Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе по теме: "Пресмыкающиеся ".

  • doc
  • 27.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе на тему Пресмыкающиеся.doc

Конспект урока

По предмету «Окружающий мир» в 3 классе

Макарова Н.Г. ,учитель начальных классов

Тема урока: «Пресмыкающиеся»

Цель: изучить особенности строения и образ жизни пресмыкающихся и выявить способы их приспособления к жизни на суше.

Задачи урока:

Образовательные.

·        Расширение знаний о пресмыкающихся и их отрядах.

·        Формировать знания об отличительных признаках, пресмыкающихся от земноводных.

Развивающие.

·        Формировать умение выявлять отличительные признаки пресмыкающихся от земноводных;

·        Формировать умение выделять главные, основные приспособительные признаки пресмыкающихся;

·        Формировать умение классифицировать пресмыкающихся на группы по определенным признакам.

Воспитательные.

·        Формирование умения работать в группе;

·        Воспитание любви и уважения в целом к природе;

·        Воспитание бережного отношения к пресмыкающимся;

·        Воспитание правильного поведения с животными.

 

Методы обучения:

1.     Словесные – рассказ, беседа, учебная дискуссия.

2.     Наглядные – демонстрация презентации.

3.     Работа с книгой – учебник с.100-103.

 

 

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки с заданиями.

Тип урока: вводный.

 

Структура урока (этапы) /урок 40 минут/:

1.     Организационный момент         

2.     Актуализация знаний                

3.     Изучение нового материала     

4.     Закрепление                                

5.     Обобщение                                  

6.     Рефлексия                                          

7.     Домашнее задание                      

План изучения нового материала:

1.     Выделение отрядов пресмыкающихся.

2.     Работа с учебником (выделение основных отличительных признаков рептилий от земноводных).

3.     Заполнение сравнительной таблицы.

4.     Из истории происхождения пресмыкающихся.

 

 

 

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Iэтап

Самоопределение к деятельности.

Орг.момент

 

 

 

 

II этап

Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации

- Послушайте характеристику и определите, о какой группе животных идет речь.

- Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями.

 

- Почему насекомым время от времени приходится “менять одежку”?

 

 

-Какую задачу выполняет наружный скелет на суше?

 

 

 

- Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру.

 

- Что мешает земноводным удаляться от водоемов?

 

 

 

 

 

 

-Кому теплее на пляже: тому, кто    стоит,       или тому, кто лежит на песке?

 

-Приходилось ли вам трогать ящериц и змей? Какие они

 

 

 

-Это насекомые.

 

-Наружный скелет не растёт, поэтому его хозяину приходится его менять, чтобы отрастить скелет по больше.

-Защищает организм насекомых от потери влаги.

 

 

-Это земноводные.

 

 

 

-Их кожа нежная и не защищает от потери влаги, а ещё они дышат через кожу, а она должна быть влажной.

 

 

-Тому, кто лежит на песке.

 

 

Дети высказывают свои предположения.

 

 

 

III этап

Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV этап

Решение учебной

задачи(открытие детьми нового знания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V этап

Первичное закрепление (Обучение способам самостоятельного применения знаний)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI этап

Обобщение.

Включение в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII

Итог урока.

Рефлексия деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение диалога героев (с.28).

 

- Лене кажется, что ящерицы холодные, а Мише - что они теплые. Прочитайте их диалог с папой, как он объяснил детям это явление.

 

- Что вы узнали интересного о ящерицах?

 

 

- Объясните, что это значит.

 

 

- Если температура воздуха + 40, какая температура тела у ящерицы?

 

- Если температура воздуха будет + 5?

 

Выполнение задания 4 с.103

-Прочитайте задание 4 с. 103.

Цирк переезжал в другой город, и питон ехал до вокзала в грузовой машине  вместе с другими животными. Какой стала температура тела питона, когда приехали на вокзал, если на улице было +10? Выбери ответ: +5,+10, +36.

 

-Какая температура тела питона?

-Мы начали вести разговор о ящерицах и змеях.

 

- Я прочитаю вам загадки, а вы, угадав их, узнаете, о какой новой группе животных мы будем говорить сегодня.

         В реках Африки живёт

        Злой зелёный пароход.

        Кто б навстречу не поплыл-

         Всех проглотит…

                                  ( крокодил)  

 

          Живет спокойно, не спешит,

          На всякий случай носит щит.

          Под ним, не зная страха,

          Гуляет ...

                   (черепаха)

-Так о какой же группе животных сегодня пойдёт речь? Определите тему урока.

 

-Что бы вам хотелось узнать о пресмыкающихся?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Посмотрите на экран. Какие отряды пресмыкающихся мы будем изучать?

 

 -А где они живут?

-Но, почему, же тогда их называют пресмыкающимися, а не земноводными? Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных? Точно на этот вопрос мы пока не можем ответить.

-Какую же цель мы сегодня поставим себе на урок?

Узнать:

Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных?

Почему  жаркие страны очень подходят для пресмыкающихся ?

 

-Разобраться в этом вам поможет учебник. (С.100-101)

 

-На прошлом уроке вы начали заполнять таблицу, сегодня вы продолжите эту работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак:

-Почему эти животные получили такое название?

 

 

 - Почему они так двигаются? Где расположены их лапы?

(Заполняем таблицу .Способ передвижения: ползают, пресмыкаются.)

 

- А что вы узнали о кожных покровах ящериц, змей, крокодилов, черепах?

-Какие проблемы возникли у  этих животных с кожей?

 

(Заполняем таблицу. Кожа сухая, покрыта чешуёй.)

 

 

Как дышат пресмыкающиеся?

 

 

-Как дышат водные черепахи? Крокодилы? Ведь они живут в воде.

(Заполняем таблицу. Лёгкие.)

 

 

-Что вы узнали о температуре тела пресмыкающихся?

 

 

-Какая особенность есть в связи с этим у земноводных и рептилий?

 

 

 

-Но в спячку впадают только некоторые виды рептилий.

-Почему рептилии в основном не впадают в спячку? Где они чаще встречаются: в тропиках, где всё время тепло, или в странах , где есть зима?

 

-А где живут земноводные?

 

- Как повышение температуры окружающей среды влияет на обмен веществ и жизнедеятельность пресмыкающихся?

 

(Заполняем таблицу. Холоднокровные.

Среда обитания: жаркие, сухие страны)

 

- Как размножаются пресмыкающиеся?

 

 

-Заботятся ли родители о них?

 

 

 

 

- А как размножаются земноводные?

 (Заполняем таблицу .Способ размножения: яйца. На суше.)

 

- Смогли ли мы выделить все признаки, отличающие пресмыкающихся от земноводных?

 

- А знаете ли вы, от кого произошли пресмыкающиеся?

 

- Да, верно, а кто такие динозавры? Что вы о них знаете? Когда они жили?

 

 -Какой климат был на нашей планете в то время? Как он повлиял на рептилий, на их размеры, численность?

- Да, те времена назвали Эрой Динозавров? Или Мезозойской эрой.

-  Что осталось у сегодняшних рептилий от их предков?

 

 - Давайте закрепим наши знания, поиграем в игру «Мы – рептилии».

-Каждая группа получает для изучения отряд пресмыкающихся и составляет рассказ по плану: Я – (ящерица, крокодил, черепаха, змея)

Я обитаю …

Я питаюсь …

Моя кожа покрыта …

Я откладываю …

Моя роль в экосистеме…

Физминутка.

- А теперь давайте поиграем и немного отдохнем, я буду называть пресмыкающихся и земноводных, а вы должны сесть на корточки, если  я назову земноводное и встать, если назову пресмыкающееся.

(питон , древесная лягушка, , кобра, серая жаба, варан,

гребенчатый тритон, хамелеон, травяная лягушка, крокодил.)

Выполнение задания №5с.103 в учебнике.

- Прочитайте задание 5. что за змеи изображены на картинках? (уж, гадюка)

- Что вы о них знаете? (уж - неядовитый, гадюка - ядовитая)

- Выберите свой вариант ответа.

- Ребята, как вы будете себя вести, столкнувшись со змеей в природе?

- Главное правило в общении со змеями – не трогать их.

Выполнение задания №3, в рабочей тетради.

 

 

Выполнение задания 3.

 

- Кто на холоде больше пищи съедает за день, одинаковые по размеру мышь или ящерица?

 

Помните, что ящерица - холоднокровное животное, а мышь - теплокровное.

 

 

 

-Итак, какой вопрос  мы задавали вначале урока?

 -Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных?

 

-Ответили мы на него?

 

-В чём самые главные отличия?

 

 -Вот почему пресмыкающиеся чувствуют себя на суше - как дома.

 -Почему жаркие страны очень подходят для пресмыкающихся?

-Почему пресмыкающиеся смогли освоить пустыни, а земноводные – нет?

 

 

-Что нового ты узнал на уроке?

-Какие произошли изменения в знаниях по предмету?

-Что было особенно интересным?

-Что удавалось легко на  уроке?

-Какие затруднения ты испытывал?

-Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

 

 

 

 

-Подготовить сообщения для рубрики « А знаете ли вы что…»

 

 

 

 

 

 

-Они холоднокровные.

 

 

-Температура тела у них такая же, как вокруг.

 

-Температура тела ящерицы будет +40.

 

-Температура тела ящерицы будет +5.

 

Дети  читают.

 

 

 

 

 

-Такая же, как и на улице, +10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О пресмыкающихся.

 

План:

1.Почему эти животные получили такое название?

2.Какие животные входят в эту группу?

3. Их образ жизни. 

 

 

 

 

 

-Ящерицы, змеи, крокодилы, Черепахи

 

-На суше, в воде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1группа читает текст в учебнике(1 абзац) .

-Какая температура тела  у пресмыкающихся.Какова их среда обитания?

2группа читает  2абзац.

-Почему пресмыкающиеся получили такое название?

3группа читает 3 абзац.

-Как дышат пресмыкающиеся? Какой у них кожный покров?

4 группа читает 4 абзац.

-Как размножаются пресмыкающиеся?                     

 

-Они извиваются всем телом – пресмыкаются.

 - Их лапы расположены по бокам тела, а не под брюхом.

 

-Кожа покрыта чешуёй. Сухая. Защищает организм от испарения воды, но твёрдые щитки чешуи не растут. Поэтому пресмыкающиеся линяют, как и насекомые, т. е. меняют кожу по мере роста.

 

-Только лёгкими.

 

 

-Тоже лёгкими, но иногда выплывают и набирают воздух.

 

 

-Она зависит от окружающей среды.

 

-Эти животные холоднокровные. При похолодании они засыпают, пока тепло их не разбудит.

 

-В тропиках, в жарких странах с сухим климатом.

 

 

 

-Рядом с водоёмами.

 

-Чем выше температура, тем быстрее происходят обменные процессы и жизненная активность повышается.

 

 

-Откладывают яйца на суше.

 

 

-Под оболочкой яйца есть всё, что нужно для развития зародыша. Молодые животные выходят из яйца уже самостоятельными.

 

-Откладывают икру.

 

 

 

 

 

 

-От динозавров

 

- Да, они жили много миллионов лет назад.

 

- Они процветали и достигали огромных размеров.

 

 

 

-Зубы, большие размеры, живут в жарких странах, долголетие…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мышь будет больше есть, т.к. тратит больше энергии на поддержание температуры тела.

 

 

 

 

 

 

-Сухая кожа.  Дышат лёгкими, откладывают яйца на суше.

 

 

 


Посмотрите также