Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе по теме: "Пресмыкающиеся ".
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе по теме: "Пресмыкающиеся ".

Оценка 4.9
doc
27.03.2021
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе по теме: "Пресмыкающиеся ".
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе на тему Пресмыкающиеся.doc

Конспект урока

По предмету «Окружающий мир» в 3 классе

Макарова Н.Г. ,учитель начальных классов

Тема урока: «Пресмыкающиеся»

Цель: изучить особенности строения и образ жизни пресмыкающихся и выявить способы их приспособления к жизни на суше.

Задачи урока:

Образовательные.

·        Расширение знаний о пресмыкающихся и их отрядах.

·        Формировать знания об отличительных признаках, пресмыкающихся от земноводных.

Развивающие.

·        Формировать умение выявлять отличительные признаки пресмыкающихся от земноводных;

·        Формировать умение выделять главные, основные приспособительные признаки пресмыкающихся;

·        Формировать умение классифицировать пресмыкающихся на группы по определенным признакам.

Воспитательные.

·        Формирование умения работать в группе;

·        Воспитание любви и уважения в целом к природе;

·        Воспитание бережного отношения к пресмыкающимся;

·        Воспитание правильного поведения с животными.

 

Методы обучения:

1.     Словесные – рассказ, беседа, учебная дискуссия.

2.     Наглядные – демонстрация презентации.

3.     Работа с книгой – учебник с.100-103.

 

 

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки с заданиями.

Тип урока: вводный.

 

Структура урока (этапы) /урок 40 минут/:

1.     Организационный момент         

2.     Актуализация знаний                

3.     Изучение нового материала     

4.     Закрепление                                

5.     Обобщение                                  

6.     Рефлексия                                          

7.     Домашнее задание                      

План изучения нового материала:

1.     Выделение отрядов пресмыкающихся.

2.     Работа с учебником (выделение основных отличительных признаков рептилий от земноводных).

3.     Заполнение сравнительной таблицы.

4.     Из истории происхождения пресмыкающихся.

 

 

 

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Iэтап

Самоопределение к деятельности.

Орг.момент

 

 

 

 

II этап

Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации

- Послушайте характеристику и определите, о какой группе животных идет речь.

- Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями.

 

- Почему насекомым время от времени приходится “менять одежку”?

 

 

-Какую задачу выполняет наружный скелет на суше?

 

 

 

- Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру.

 

- Что мешает земноводным удаляться от водоемов?

 

 

 

 

 

 

-Кому теплее на пляже: тому, кто    стоит,       или тому, кто лежит на песке?

 

-Приходилось ли вам трогать ящериц и змей? Какие они

 

 

 

-Это насекомые.

 

-Наружный скелет не растёт, поэтому его хозяину приходится его менять, чтобы отрастить скелет по больше.

-Защищает организм насекомых от потери влаги.

 

 

-Это земноводные.

 

 

 

-Их кожа нежная и не защищает от потери влаги, а ещё они дышат через кожу, а она должна быть влажной.

 

 

-Тому, кто лежит на песке.

 

 

Дети высказывают свои предположения.

 

 

 

III этап

Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV этап

Решение учебной

задачи(открытие детьми нового знания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V этап

Первичное закрепление (Обучение способам самостоятельного применения знаний)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI этап

Обобщение.

Включение в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII

Итог урока.

Рефлексия деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение диалога героев (с.28).

 

- Лене кажется, что ящерицы холодные, а Мише - что они теплые. Прочитайте их диалог с папой, как он объяснил детям это явление.

 

- Что вы узнали интересного о ящерицах?

 

 

- Объясните, что это значит.

 

 

- Если температура воздуха + 40, какая температура тела у ящерицы?

 

- Если температура воздуха будет + 5?

 

Выполнение задания 4 с.103

-Прочитайте задание 4 с. 103.

Цирк переезжал в другой город, и питон ехал до вокзала в грузовой машине  вместе с другими животными. Какой стала температура тела питона, когда приехали на вокзал, если на улице было +10? Выбери ответ: +5,+10, +36.

 

-Какая температура тела питона?

-Мы начали вести разговор о ящерицах и змеях.

 

- Я прочитаю вам загадки, а вы, угадав их, узнаете, о какой новой группе животных мы будем говорить сегодня.

         В реках Африки живёт

        Злой зелёный пароход.

        Кто б навстречу не поплыл-

         Всех проглотит…

                                  ( крокодил)  

 

          Живет спокойно, не спешит,

          На всякий случай носит щит.

          Под ним, не зная страха,

          Гуляет ...

                   (черепаха)

-Так о какой же группе животных сегодня пойдёт речь? Определите тему урока.

 

-Что бы вам хотелось узнать о пресмыкающихся?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Посмотрите на экран. Какие отряды пресмыкающихся мы будем изучать?

 

 -А где они живут?

-Но, почему, же тогда их называют пресмыкающимися, а не земноводными? Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных? Точно на этот вопрос мы пока не можем ответить.

-Какую же цель мы сегодня поставим себе на урок?

Узнать:

Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных?

Почему  жаркие страны очень подходят для пресмыкающихся ?

 

-Разобраться в этом вам поможет учебник. (С.100-101)

 

-На прошлом уроке вы начали заполнять таблицу, сегодня вы продолжите эту работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак:

-Почему эти животные получили такое название?

 

 

 - Почему они так двигаются? Где расположены их лапы?

(Заполняем таблицу .Способ передвижения: ползают, пресмыкаются.)

 

- А что вы узнали о кожных покровах ящериц, змей, крокодилов, черепах?

-Какие проблемы возникли у  этих животных с кожей?

 

(Заполняем таблицу. Кожа сухая, покрыта чешуёй.)

 

 

Как дышат пресмыкающиеся?

 

 

-Как дышат водные черепахи? Крокодилы? Ведь они живут в воде.

(Заполняем таблицу. Лёгкие.)

 

 

-Что вы узнали о температуре тела пресмыкающихся?

 

 

-Какая особенность есть в связи с этим у земноводных и рептилий?

 

 

 

-Но в спячку впадают только некоторые виды рептилий.

-Почему рептилии в основном не впадают в спячку? Где они чаще встречаются: в тропиках, где всё время тепло, или в странах , где есть зима?

 

-А где живут земноводные?

 

- Как повышение температуры окружающей среды влияет на обмен веществ и жизнедеятельность пресмыкающихся?

 

(Заполняем таблицу. Холоднокровные.

Среда обитания: жаркие, сухие страны)

 

- Как размножаются пресмыкающиеся?

 

 

-Заботятся ли родители о них?

 

 

 

 

- А как размножаются земноводные?

 (Заполняем таблицу .Способ размножения: яйца. На суше.)

 

- Смогли ли мы выделить все признаки, отличающие пресмыкающихся от земноводных?

 

- А знаете ли вы, от кого произошли пресмыкающиеся?

 

- Да, верно, а кто такие динозавры? Что вы о них знаете? Когда они жили?

 

 -Какой климат был на нашей планете в то время? Как он повлиял на рептилий, на их размеры, численность?

- Да, те времена назвали Эрой Динозавров? Или Мезозойской эрой.

-  Что осталось у сегодняшних рептилий от их предков?

 

 - Давайте закрепим наши знания, поиграем в игру «Мы – рептилии».

-Каждая группа получает для изучения отряд пресмыкающихся и составляет рассказ по плану: Я – (ящерица, крокодил, черепаха, змея)

Я обитаю …

Я питаюсь …

Моя кожа покрыта …

Я откладываю …

Моя роль в экосистеме…

Физминутка.

- А теперь давайте поиграем и немного отдохнем, я буду называть пресмыкающихся и земноводных, а вы должны сесть на корточки, если  я назову земноводное и встать, если назову пресмыкающееся.

(питон , древесная лягушка, , кобра, серая жаба, варан,

гребенчатый тритон, хамелеон, травяная лягушка, крокодил.)

Выполнение задания №5с.103 в учебнике.

- Прочитайте задание 5. что за змеи изображены на картинках? (уж, гадюка)

- Что вы о них знаете? (уж - неядовитый, гадюка - ядовитая)

- Выберите свой вариант ответа.

- Ребята, как вы будете себя вести, столкнувшись со змеей в природе?

- Главное правило в общении со змеями – не трогать их.

Выполнение задания №3, в рабочей тетради.

 

 

Выполнение задания 3.

 

- Кто на холоде больше пищи съедает за день, одинаковые по размеру мышь или ящерица?

 

Помните, что ящерица - холоднокровное животное, а мышь - теплокровное.

 

 

 

-Итак, какой вопрос  мы задавали вначале урока?

 -Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных?

 

-Ответили мы на него?

 

-В чём самые главные отличия?

 

 -Вот почему пресмыкающиеся чувствуют себя на суше - как дома.

 -Почему жаркие страны очень подходят для пресмыкающихся?

-Почему пресмыкающиеся смогли освоить пустыни, а земноводные – нет?

 

 

-Что нового ты узнал на уроке?

-Какие произошли изменения в знаниях по предмету?

-Что было особенно интересным?

-Что удавалось легко на  уроке?

-Какие затруднения ты испытывал?

-Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

 

 

 

 

-Подготовить сообщения для рубрики « А знаете ли вы что…»

 

 

 

 

 

 

-Они холоднокровные.

 

 

-Температура тела у них такая же, как вокруг.

 

-Температура тела ящерицы будет +40.

 

-Температура тела ящерицы будет +5.

 

Дети  читают.

 

 

 

 

 

-Такая же, как и на улице, +10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О пресмыкающихся.

 

План:

1.Почему эти животные получили такое название?

2.Какие животные входят в эту группу?

3. Их образ жизни. 

 

 

 

 

 

-Ящерицы, змеи, крокодилы, Черепахи

 

-На суше, в воде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1группа читает текст в учебнике(1 абзац) .

-Какая температура тела  у пресмыкающихся.Какова их среда обитания?

2группа читает  2абзац.

-Почему пресмыкающиеся получили такое название?

3группа читает 3 абзац.

-Как дышат пресмыкающиеся? Какой у них кожный покров?

4 группа читает 4 абзац.

-Как размножаются пресмыкающиеся?                     

 

-Они извиваются всем телом – пресмыкаются.

 - Их лапы расположены по бокам тела, а не под брюхом.

 

-Кожа покрыта чешуёй. Сухая. Защищает организм от испарения воды, но твёрдые щитки чешуи не растут. Поэтому пресмыкающиеся линяют, как и насекомые, т. е. меняют кожу по мере роста.

 

-Только лёгкими.

 

 

-Тоже лёгкими, но иногда выплывают и набирают воздух.

 

 

-Она зависит от окружающей среды.

 

-Эти животные холоднокровные. При похолодании они засыпают, пока тепло их не разбудит.

 

-В тропиках, в жарких странах с сухим климатом.

 

 

 

-Рядом с водоёмами.

 

-Чем выше температура, тем быстрее происходят обменные процессы и жизненная активность повышается.

 

 

-Откладывают яйца на суше.

 

 

-Под оболочкой яйца есть всё, что нужно для развития зародыша. Молодые животные выходят из яйца уже самостоятельными.

 

-Откладывают икру.

 

 

 

 

 

 

-От динозавров

 

- Да, они жили много миллионов лет назад.

 

- Они процветали и достигали огромных размеров.

 

 

 

-Зубы, большие размеры, живут в жарких странах, долголетие…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мышь будет больше есть, т.к. тратит больше энергии на поддержание температуры тела.

 

 

 

 

 

 

-Сухая кожа.  Дышат лёгкими, откладывают яйца на суше.

 

 

 


Конспект урока По предмету «Окружающий мир» в 3 классе

Конспект урока По предмету «Окружающий мир» в 3 классе

Работа с книгой – учебник с.100-103

Работа с книгой – учебник с.100-103

I этап Самоопределение к деятельности

I этап Самоопределение к деятельности

Приходилось ли вам трогать ящериц и змей?

Приходилось ли вам трогать ящериц и змей?

IV этап Решение учебной задачи(открытие детьми нового знания)

IV этап Решение учебной задачи(открытие детьми нового знания)

IV этап Решение учебной задачи(открытие детьми нового знания)

IV этап Решение учебной задачи(открытие детьми нового знания)

IV этап Решение учебной задачи(открытие детьми нового знания)

IV этап Решение учебной задачи(открытие детьми нового знания)

V этап Первичное закрепление (Обучение способам самостоятельного применения знаний)

V этап Первичное закрепление (Обучение способам самостоятельного применения знаний)

V этап Первичное закрепление (Обучение способам самостоятельного применения знаний)

V этап Первичное закрепление (Обучение способам самостоятельного применения знаний)

VI этап Обобщение. Включение в систему знаний и повторение

VI этап Обобщение. Включение в систему знаний и повторение

VI этап Обобщение. Включение в систему знаний и повторение

VI этап Обобщение. Включение в систему знаний и повторение

VIII Домашнее задание

VIII Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2021