Методическая разработка урока по основам православной культуры в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Храм»

  • doc
  • 20.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала методическая разработка.doc

Методическая разработка урока по основам православной  культуры              

 в предметной области «Основы  религиозных культур и светской этики»

 

Тема урока: «Храм»

Цель:  формировать представление о назначении православного храма, его устройстве, ценности как общенародного дома для молитв, святыне православного человека.

 Задачи урока: 

-  познакомить с понятием «храм», назначением, внешним видом и устройством православного храма; с историей Казанской церкви  села Ильинка Скопинского района Рязанской области;

- развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры;

- воспитывать уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме; воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Ключевые понятия урока: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь

Тип урока - урок  «открытия» новых  знаний.

Формы работы учащихся - беседа,  работа с иллюстрированным материалом,  исследовательская работа с текстом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, самопроверка

Необходимое техническое оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карточки с заданиями.

 

 

 

 

Ход  урока

1.     Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке по  основам православной культуры. Улыбнёмся соседу слева, улыбнёмся соседу справа, улыбнёмся все вместе!  И начнём наш урок в хорошем настроении.

2. Актуализация знаний. Повторение изученного.

-  Ребята! Давайте вспомним, что такое религия? (Религия – это связь человека с Богом)

- На чём основана любая религия? (На вере в Бога)

- Во что верят православные христиане? (Христиане верят в сына Божьего – Иисуса Христа и считают верным, правильным его учение)

- А как человек связан с Богом? Как он общается с Богом? (Человек – творение Божье, ведь Бог создал его по-своему образу и подобию. Человек общается с Богом с помощью молитвы, читает Священные книги, живёт по заповедям, ходит в храм)

  3. Мотивация учебной деятельности. Постановка темы урока, цели и задач урока.

- Звучит аудиозапись колокольного звона. (Учащиеся слушают)

- Ребята, что мы слышим?(Колокольный звон)

- А колокольный звон связывает православного христианина с Богом?

- Где можно услышать звон колоколов? (Связывает, потому что православные христиане ходят  в храм. Звон колоколов можно услышать с колокольни у храма)

- Поднимите руки, кто из вас был в православном храме? С кем вы туда ходили? ( дети поднимают руки, дают ответы)

-Ребята, как вы  думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?  (слайд 1)

(о православном храме)

  Что узнаем на уроке? Вы узнаете. (слайд  2)

·       Что люди делают в храмах?

·       Как устроен православный храм?

4.  Первичное усвоение новых знаний.

Храм – это особое здание, посвящённое Богу. С древних  времён  православный храм- это дом Господень, дом Божий.  С тех пор как святой равноапостольный князь Владимир окрестил русский народ, один за другим стали на Руси вырастать храмы. Жизнь россиян теперь немыслима без православных храмов. Для их строительства выбирали самые красивые места, например, возвышенности над рекой, озером. Православные храмы очень красивы и разнообразны: деревянные, каменные, кирпичные, то огромные и величественные, то маленькие и уютные.

-Посмотрите на храмы России (слайды 3, 4, 5, 6)

- Храм   Василия Блаженного или собор Пресвятой Богородицы   на Красной площади, основан в 1552 году.

- Храм Покрова на Нерли, близ города Владимира. Построен более 800 лет назад.

- Храм   Христа  Спасителя в Москве, построен в честь победы в Отечественной войне 1812 года в 1860 году. Был взорван и разрушен в 1931 году, а затем восстановлен в 1990 году.

- Наш сельский храм – Казанская церковь, в честь Казанской иконы Божией Матери, построена в 1830 году, в 1961 году закрыт, частично разрушена, 4 ноября в 1999 году – была восстановлена и по сей день действует.

Храм – это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы помолиться Богу.

- Ребята, назовите синоним  слову «храм»?  (церковь) (слайд 7)

-Верно, церковь – слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божьим.

Послушаем стихотворение (читает ученица)

Этот дом – не просто дом

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

Бим- бом- бом. Дин –дин- дин.

Кто- то с мамой, кто один

Помолиться в этот дом,

Ходят в трепете святом,

По утрам и вечерам.

Это – православный храм.

- Чем, по-вашему, мнению храм отличается от всех остальных зданий?

( есть купола,  крест, внутри храма  много икон)

- Как вы думаете, что по форме напоминает купол? (купола похожи на огоньки свечей, шлемы воинов- богатырей)

Количество куполов может быть различным и каждое число символично. И по цвету они разные. (слайд 8)

 1 глава – означает Единого Бога

2 главы – Христа, как Сына Божьего и Сына Человеческого

3 главы – Святая Троица

5 глав – Иисус Христос и четыре евангелиста ( Марк, Матвей, Иоанн, Лука)

7 глав- Таинства Церкви ( Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причастие, Венчание, Священство, Елеосвящение)

13 глав – Иисус Христос и 12 апостолов

33 главы – годы жизни Иисуса Христа на земле.

- А что означают цвета куполов? Золотые – посвящаются Иисусу Христу и великим праздникам, синие – Богородице, зелёные – цвет Святого Духа. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу Иисуса Христа, ведь на Кресте Иисус Христос искупил грехи человечества.

- Рядом с храмом или с церковью стоит колокольня или  звонница, т. е. башня на которой висят колокола. ( слайд 9)

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

Колокольный звон нужен для того, чтобы созывать верующих на молитву и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службе.

С давних пор на Руси с почтением относились к колокольному звону. Он сопровождал жизнь русского человека от рождения  до самой смерти. Колокол оповещал о самых горестных , тяжёлых временах – нашествии иноземцев, пожарах, страшных болезнях. Особенно торжественно и радостно звучали колокола в дни побед над врагами. Полюбив церковный  колокольный звон, русские православные  люди соединили с ним все  свои торжественные и печальные события. (Звучит аудиозапись колокольного звона)

- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

Внутреннее устройство храма. Исследовательская работа с текстом.

 Храм можно разделить на три главные части: притвор, средняя часть

( церковь), алтарь. (слайд 10)

 -Прочитайте   самостоятельно   текст учебника на страницах 48- 51 .

Беседа по содержанию текста:

- Что такое икона? (это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории) (слайд 11)

- Что такое Благословение?  (это пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу)

 - Что такое иконостас? (целая стена из икон)   (слайд 12)

- Почему врата в алтарь называются «царскими? (это двери через которые во время службы выносят Евангелие – благая весть о царе –Христе) (слайд 13)

- Какая   икона справа от Царских врат? (икона Иисуса Христа)

- Какая слева? (икона Богоматери)

- Где находится алтарь? (за иконостасом) (слайд 14)

- О чём молятся православные христиане? (ставят свечки на «канун»                            (поминальный столик) и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни, молятся за себя,  за других живых людей, молятся Христу, Богоматери, ангелам и святым)

- В чём важная черта православной культуры? (молитвенная память -                       «поминание», живых людей поминают в молитвах « за здравие», а умерших –

 «за упокой», записки с именами тех, кого просят помянуть в молитвах, передаются священнику в алтарь).

- Чтение стихотворения Н. Веселовской «Идут года. Теряют люди близких…»

(с  49 учебника) Читает ученица.

 -  В церкви много  икон. Как вы думаете, почему христианин молится перед иконами? (так легче собраться с мыслями, многие знают молитвы и обращаются  в ней к Богоматери, к Спасителю.)

- Какие иконы обязательно есть в храме?  (иконы Иисуса Христа, иконы Богоматери) ( слайд 15,16)

- Прочитайте самую известную молитву к Матери Христа (чтение молитвы из учебника с 50-51) (слайд  17)

« Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших»

5. Физкультминутка.

6.   Первичное закрепление. Самостоятельная работа в парах. Работа по карточкам. (приложение)  (слайд 18)

-Установите соответствие между понятием и его определением.

·       Иконостас

·       Царские врата

·       Алтарь

·       Канун

·       Аналой

·       Кадило

7. Контроль и проверка знаний. (слайды 19 – 23)

8.  Правила поведения в храме.

- Знаете  ли вы, что в храме существуют особые правила поведения?

Заходить и вести себя спокойно. Достойно, с уважением ко всему, что происходит в доме Бога. В храме нельзя кричать , громко разговаривать и смеяться. Нельзя бегать и играть. Не мешать другим людям, когда они стоят у икон. Мужчины заходят без головного убора, женщины покрывают голову. Входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, крестятся и кланяются. Перекреститься, значит осенить себя крестным знамением.

Памятка идущему в храм (приложение, слайды 24 -26)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия. (слайд 27)

- Сегодня на уроке мы познакомились с православным храмом. Что нового вы сегодня узнали?

Дети высказываются, начиная со слов:

- на уроке мне было интересно….

- я бы хотел ещё узнать….

- я бы хотел рассказать родителям, друзьям о…..

9. Домашнее задание. (слайд 28)

1.Прочитать стр.48-51 учебника, обсудить с родителями.

2.Нарисовать храм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.А.В. Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение.2012год.

2.Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева .

 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5. Просвещение.2012.

3.О. Глаголева, Е. Щёголева Православие. Полная энциклопедия для начинающих. Москва. 2011.

4.Е. И. Дудкина Вы пришли в православный храм. Воронеж. 2003

5.Интернет-ресурсы: http//:svetoch.ucoz.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к уроку «Храм»

Раздаточный материал –карточки-задания.

Работа в парах. Установите соответствие между понятием и его определением. Соедините линиями.

 

1)    Кадило

 

А) панихидный столик, с изображением распятия,

где зажигают свечи, чтобы помолиться об умерших

2)    Канун

 

Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном), которые кладутся на горящие угли

3)    Иконостас

 

В) место, где молится священник,

туда никто не может входить без его благословения

4)    Аналой

 

Г) двери, через которые во время службы выносят Евангелие – благую весть о царе-Христе

5)    Царские врата

 

Д) стена из икон, за которой расположен алтарь

6)    Алтарь

 

Е) подставка для иконы. Она стоит посередине храма, на неё кладут икону святого

 

 

 

 

 

 

 

 


Памятка идущему в храм.

 Игумен Виссарион (Остапенко)

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони-

Не нужны тебе они.

Никого не осуждай,

Милость нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай:

Не гляди по сторонам-

Неполезно это нам.

Со смиреньем, как мытарь,

На святой взирай алтарь,

Где Дух Божий обитает,

Благодатью нас питает.

Слушай пение и службу.

Разорви с бесами дружбу.

Козни их не принимай-

Слову Божию внимай

И скажу я от души:

Храм покинуть не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к Кресту,

Обещанье дай Христу,

Что исправиться намерен,

И пребудь обетам верен.

Время даром не губи,

Службу божью полюби,

И пока огонь в груди,

На молитву приходи.


 


Скачано с www.znanio.ru