Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ, 4 класс. Модуль: «Основы православной культуры».
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ, 4 класс. Модуль: «Основы православной культуры».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
08.12.2024
Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ, 4 класс. Модуль: «Основы православной культуры».
Тема: Долг и ответственность.
Урок.docx

Методическая разработка урока

по предмету ОРКСЭ, 4 класс.

Модуль: «Основы православной культуры».

Тема: Долг и ответственность.

Цель: сформировать у обучающихся представление об ответственности и долге,

научить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные УУД

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Коммуникативные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации, слушать собеседника, излагать свои мысли.

Личностные УУД

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с позиции общепринятых норм и ценностей.

Самостоятельно определять и формулировать общие для всех людей правила поведения.

Чувствовать ответственность за свой выбор, понимать, что человек всегда несет ответственность за свои поступки.

 

Средства обучения: толковый словарь, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

 

 

 

 

Технологическая карта

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Этап 1. Организационный момент.

- На предыдущих уроках мы с вами изучали некоторые понятия.

К каждому понятию подберите определение.

Любовь - чувство глубокой привязанности, преданности кому-либо.

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

Забота - действия по отношению к человеку, нацеленные на его благополучие

Долг -

Ответственность -

Работа в парах с карточками.

Соединяют понятие и его определение.

Коммуникативные: установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность

 

Регулятивные: нацеливание на успешную работу

Этап 2. Постановка цели и задач урока.

– Какие понятия остались без определения? (Долг, ответственность)

Тема: Долг и ответственность

Цель (чему должны научиться на уроке)

- узнать, что такое долг и ответственность;

- определить, какие бывают долг и ответственность;

 

– Можете ли вы дать им своё определение?

– В каких источниках можно уточнить, что значат эти понятия? (В словарях, справочниках, Интернете.)

– Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?

Предположения детей.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Регулятивные: целеполагание

Этап 3. Усвоение новых знаний.

Работа со словарем - находим основное значение слова.

- Я расскажу вам другое значение.

Долг - это нравственная обязанность человека перед обществом или перед родными и близкими, выполняемая из побуждения совести. Например: служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях.

- Какой может быть долг?

 

Ответственность - готовность исполнять все свои обещания, выполнять все свои обязанности. Право и обязанность отвечать за свои поступки, действия. Качество, необходимое для выполнения любого поручения.

 

Ученики работают со словарями.

 

Задание: каждая группа находит в толковом словаре С.И. Ожегова значение слова и рассказать другим учащимся их значение.

1 группа – долг

2 группа – ответственность

 

Записывают значения в тетрадь.

Познавательные: самостоятельный поиск решения проблемы

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Регулятивные: целеполагание

Этап 4. Выполнение заданий по изученной теме.

 

1. Прочитайте тексты и обсудите в группах, о какой ответственности идёт речь.

 

1. Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

2. Правда всего дороже

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

3. Бабушка и внучка

Внучка была мала и всё спала, а бабушка сама пекла, мыла, шила и убиралась в доме. А после стала бабушка стара и легла на печку и всё спала. А внучка сама пекла, мыла, шила и убиралась в доме.

4. Два соседа

Человек занял деньги у соседа, а потом всё не отдавал, хотя прошли все сроки. На напоминание ответил:

— Забываю! Совсем память плохая стала.

На это сосед возразил:

— Но в долг ты попросить не позабыл. У большинства — слабая память. Различие в том, что забываем в первую очередь. Одни — чужие просьбы и чужую беду, другие — собственный интерес

5. Птички

Прилетели птички, пощебетали. То ли поприветствовали, то ли намекнули, что им чего-нибудь поклевать хочется. А я поленился с постели встать и выйти на балкон. Птички пощебетали и улетели. Кто-то другой покормит их, проявит заботу, тот, у кого сердце проснулось.

    Где они теперь? К кому их Бог послал? В чье сердце стучаться?

2. Обсуждение. На экране – картина И.К. Айвазовского «Всемирный потоп».

 

-Люди могут забывать о долге и ответственности. Так же и произошло много столетий назад.

40 дней и 40 ночей шел дождь, прибывала вода и истребила все с лица земли. Праведник Ной со своей семьей был избран Богом для сохранения жизни. Для этого Ной выстроил ковчег (закрытый корабль) с множеством отсеков, куда поместил по паре всех животных и птиц для обновленной жизни на земле. Это был праведник, сохранивший веру, чувство долга и ответственности.

Фронтальная работа.

 

Работа в группах.

 

Забота и помощь окружающим

 

Честность по отношению к окружающим

 

Забота о родителях, стариках

 

Забота о родителях, стариках

 

Уважение к окружающим

 

Забота о близких

 

Высказывания детей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Познавательные: логические –умение ориентироваться в своей системе знаний

 

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Этап 5. Контроль и самооценка знаний.

Зачитывает детям притчу.

(«Притча о таланте» Г. Гегель)

 

Однажды к Мудрому старцу пришёл человек, и пожаловался.

- Помоги мне, уважаемый, не знаю, как поступить.

Совсем мои родители стали старые, всё время что-то бормочут, плачутся, из ума совсем выжили. Совсем я с ними покой потерял, невыносимо стало жить!

Не пришло ли время отправить родителей в приют для стариков?

Мудрец покачал головой.

- Очень хорошо тебя понимаю, со старыми людьми жить совсем непросто. Но, вспомни себя: ведь тогда, когда ты ещё был совсем маленькой крохой, не хныкал ли ты дни, а, порой, и ночи напролёт? А чуть позже, не досаждал ли ты родителям своей глупой болтовнёй?

Но ведь отец с матерью терпеливо сносили все твои глупости, утешали тебя во время плача, брали на руки, нежно и с любовью ласкали. Они быстрее бы согласились расстаться с жизнью, чем с тобой. Так чем же ты теперь собираешься им отплатить?

 

- Как вы поняли основную мысль этой притчи? О чем она? О каком долге в ней говорится? (Ответы детей)

- А как каждая православная культура рассматривает долг?

 

Христианство сохраняет этику долга. Чувство долга – это голос внутреннего закона, который говорит, что нужно делать, или наоборот, что делать нельзя, это голос самого Бога, призывающего к исполнению заповедей.

 

Люби страну свою, потому что таков долг праведного. Долг человека перед Богом, Родиной, семьей, работой, обществом.

 

Долг воздержания от поступков, способных разрушить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной пищи, наркотиков или вредных привычек.

 

Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.

 

- Приведите свои примеры. (Ответы детей).

 

- Родители несут ответственность за детей, а дети – за порученные им дела. Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу.

 

-Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

 

- За что вы уже сейчас можете нести ответственность? (Ответы детей).

 

- Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

 

Писание утверждает, что каждый несет ответственность перед Богом. Мы обретаем свободу, лишь относясь ответственно к осуществлению цели своей жизни. Индивидуальная ответственность начинается с решения следовать истинному пути.

 

Ответственность каждого по отношению к самому себе, которая не может быть переложена на чужие плечи, от которой нельзя освободиться под влиянием обстоятельств или отказаться, уповая на милость Спасителя.

В своем следовании по пути к освобождению сам человек за все несет полную ответственность. Каждая личность – это «светильник в самом себе», который стремится спасти самого себя самостоятельно. Можно делать и говорить все, что не наносит вреда другим, если это наносит вред, должны быть веские основания, и вы – ответственны.

Работа в парах (подбирают примеры ответственности).

 

 

Ответы детей.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 

Регулятивные:контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Этап 6. Подведение итогов. Домашнее задание.

Подобрать три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Подготовить устное объяснение значений этих пословиц.

Выполнение задания в тетради.

 

Этап 7. Рефлексия.

- Почему нужно поступать ответственно? (Ответы детей)

 

- Какой вариант выбрали бы вы, говоря о своей ответственности, и почему?

 

1. Я отвечаю за всё.

2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю).

3. За все мои поступки отвечают родители.

 

- Как вы думаете, у всех ли людей есть долг? А у вас какой долг? (Ответы детей)

 

- Что мы можем сказать о человеке на земле, используя понятия, рассмотренные сегодня на уроке? (Человек внутренне свободен, но у него есть обязанности, ответственность и долг. Труд – основной долг.)

 

- Что самое интересное вам запомнилось из материалов урока? О чем вы расскажете родителям?

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

Выбирают и отмечают свой вариант на карточке.

Коммуникативные: вступать в диалог, задавать вопросы, умение выражать свои мысли

 

Познавательные: уметь давать характеристику выполненной деятельности

 

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

 


 

Методическая разработка урока по предмету

Методическая разработка урока по предмету

Технологическая карта

Технологическая карта

Этап 4. Выполнение заданий по изученной теме

Этап 4. Выполнение заданий по изученной теме

Люди могут забывать о долге и ответственности

Люди могут забывать о долге и ответственности

Люби страну свою, потому что таков долг праведного

Люби страну свою, потому что таков долг праведного

В своем следовании по пути к освобождению сам человек за все несет полную ответственность

В своем следовании по пути к освобождению сам человек за все несет полную ответственность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2024