Методическая разработка урока по роману Л.Н.Толстого "Война и мир". Красота истинная и ложная
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по роману Л.Н.Толстого "Война и мир". Красота истинная и ложная

Оценка 4.9
docx
19.11.2021
Методическая разработка урока по роману Л.Н.Толстого "Война и мир". Красота истинная и ложная
Красота истинная и ложная в романе Л.Н.Толстого Война и мир.docx

 

Литература             

 

Повторение.

 

В 1857 году л.Н.Толстой написал в письме жене:

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

 

…надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать…

 

Ничего не напоминает?

Всех своих любимых героев Толстой проводит через путь ошибок.

На прошлом занятии мы говорили о князе Андрее Болконском.

В качестве повторения посмотрите фильм «Путь исканий князя Андрея».

 

А мы продолжим тему прошлого  занятия. Духовные искания любимых героев Толстого. Красота истинная и ложная.

 

Пьер Безухов.

«массивный, толстый молодой человек... в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».

Натура эмоциональная. Умный, мягкий, наблюдательный, он стремится прожить жизнь не зря. На всем пути поисков Пьером руководят  непосредственность  и  простота,  то  есть  те  качества,  которые  «более  всего  роднят  его  характер  с  народным» (и которые ценит в нем автор).

Какие же ошибки совершает Пьер?

 

Дружба с Анатолем Курагиным

Добродушный и доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд.

Женитьба на Элен

Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.

Дуэль с Дороховым

Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло.

Масонство

Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах. Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда – знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое»,

 

Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски, недоумения перед противоречиями жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я…» - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.

Прочитайте

https://ilibrary.ru/text/11/p.91/index.html

Ответьте на вопрос (письменно): почему благие намерения Пьера не увенчались успехами?

 

Наташа Ростова

 

Известно, что роман «Война и мир» стал признанной классикой не только в русской, но и в мировой литературе. Выдержал несколько экранизаций, дважды (фильмы 1956 и 1968 годов) номинированы на «Оскар» - высшая кинонаграда США.

Предлагаю вам сравнить актрис в роли Наташи в разных экранизациях:

https://s11.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1689681/wx1080.jpg

США, 1956 год, актриса Одри Хепберн

https://b1.culture.ru/c/303321.jpg

СССР, 1965-1967 годы, актриса Людмила Савельева

Слева Наташа, рядом Соня

Великобритания, 1972 год, актриса Мораг Худ

https://i.pinimg.com/originals/f5/20/bc/f520bc7d0f395a7c797446de8e7cdf90.jpg

Россия и Франция, 2007 год, актриса Клеманс Поэзи.

https://pbs.twimg.com/media/Ec863YoWoAMoNjs.jpg

Великобритания, 2016, актриса Лили Джеймс

 

 

 

 

Обратите внимание, что Наташа все больше становится блондинкой, приближается, так сказать, к голливудскому стандарту красоты.

Но вот как описывает Наташу автор:

"Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка..." (том 1 часть 1 глава VIII) 
А вот иллюстрации народного художника СССР Д.А.Шмаринова (созданы в 1953-56 годах).

 

http://rbook.unatlib.ru/images/news/2018-07-16/07.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/6620/120816668.18e/0_8a3c7_ee4eb2ce_XL.jpg

Первое появление Наташи

Наташа в Отрадном

 

 

Мне бы очень хотелось, чтобы вы выразили свое мнение о том, какой, на ваш взгляд, должна быть Наташа. Это задание необязательное.

 

Что бросается в глаза в литературном потрете Наташи? Толстой намеренно подчеркивает ее некрасоту:

И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок..." (том 1 часть 1 глава XVII) 

Нет, она не дурнушка:

"Какое прелестное дитя..." (том 1 часть 1 глава VIII) 

 

Но красота ее другого рода, нежели у Элен, и вот тут мы должны выделить психологизм Толстого в его понимании красоты: есть красота истинная и ложная. Элен, без сомнения, красавица, но автор подчеркивает в ней бездуховность, есть только голая красота (не случайно ее наряды мало скрывают ее физические прелести), а вот глаза ее Толстой не описывает ни разу.

Наташа Ростова - особенная, редкая девушка:

"...Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека..." (Пьер о Наташе) "...эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж. Это здесь редкость..." (Андрей Болконский о Наташе) "...да, Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее..."

 

Наташа - добрая и милая девушка:  Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши..." "...Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата..."

Наташа - упорная девушка: "...Нечего мне понимать! – с упорным своевольством кричала Наташа..." "...она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили..."

Наташа - девушка с твердым характером: "...доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым..."

У Наташи есть музыкальные способности: 

"...Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь <...> но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», – говорили все..."

Наташа прекрасно танцует:

"...Иногда танцовывали даже pas de châle лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью..."

Наташа - страстная натура. Она не умеет делать что-то не от души: "...но душа ее не лежала к этому делу; а она не могла и не умела делать чтонибудь не от всей души, не изо всех своих сил..."

 

Именно страсть и жажда жизни толкает ее на опрометчивые поступки.

Прочитайте главы

https://ilibrary.ru/text/11/p.135/index.html

Ответьте на вопрос (письменно): какие черты характера подчеркивает автор в сцене пляски Наташи?

 

Прочитайте главы:

https://ilibrary.ru/text/11/p.149/index.html

https://ilibrary.ru/text/11/p.150/index.html

https://ilibrary.ru/text/11/p.151/index.html

 

Ответьте на вопрос (письменно): почему Элен намеренно толкает Наташу к Анатолю? Как вы оцениваете поведение Наташи: влюбленность в Анатоля, разрыв с князем Андреем?

 

Еще несколько эпизодов:

Узнав о предательстве Наташи, Болконский отказывается прощать ее и не желает даже говорить о ней:

1) "– Нет, я знаю, что все кончено, – сказала она поспешно. – Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все... – Она затряслась всем телом и села на стул." (Наташа просит Пьера, том 2 часть 5 глава XXI)  

2)  "– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, –  я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.  <...>

 – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту... про все это."  (Андрей - Пьеру, том 2 часть 5 глава XXI)

Здесь, конечно, играет роль  фамильная гордость Болконских, разрыв неизбежен. Но обратим внимание на Пьера. История с неудавшимся побегом вышла за пределы дома Ростовых, Наташа опозорена, и только Пьер не осуждает ее:

«Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире… я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей».
Вот еще одно, что роднит Пьера и князя Андрея: ценя искренность и простоту в людях, они любят одну девушку.

 

Княжна Марья Болконская, сестра князя Андрея.

Это тоже одна из любимых героинь Толстого.

Толстой описывает внешность девушки в самом невыгодном свете: «Дьявольски дурна», — отмечает про себя Анатолий Курагин. «…уродовать себя нечего — и так дурна», — отзывается собственный отец о дочери в присутствии гостей, укоряя ее за новую необычную прическу.

У девушки «…некрасивое, болезненное лицо», на котором часто можно увидеть грусть или испуг.

И только глаза ее «так хороши, что очень часто» заменяли собой внешнюю привлекательность, как говорит цитата из произведения. Писатель описывает их как большие и лучистые. Именно в глазах можно увидеть отражение внутреннего мира этой прекрасной, хоть и некрасивой девушки.

Задание. В чем, на ваш взгляд, идеал женщины для автора романа Л.Н.Толстого?


 

Скачано с www.znanio.ru

Литература Повторение

Литература Повторение

Дуэль с Дороховым Переломное событие в жизни

Дуэль с Дороховым Переломное событие в жизни

США, 1956 год, актриса Одри

США, 1956 год, актриса Одри

Россия и Франция, 2007 год, актриса

Россия и Франция, 2007 год, актриса

VIII) А вот иллюстрации народного художника

VIII) А вот иллюстрации народного художника

Толстой не описывает ни разу.

Толстой не описывает ни разу.

Ответьте на вопрос (письменно ): какие черты характера подчеркивает автор в сцене пляски

Ответьте на вопрос (письменно ): какие черты характера подчеркивает автор в сцене пляски

Толстой описывает внешность девушки в самом невыгодном свете: «Дьявольски дурна», — отмечает про себя

Толстой описывает внешность девушки в самом невыгодном свете: «Дьявольски дурна», — отмечает про себя
Скачать файл