Русский язык
Тема урока: ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ
Педагогические |
Способствовать развитию умений находить суффикс в слове и подбирать слова с таким же суффиксом; создать условия для формирования представления о различных значениях суффиксов |
Тип урока |
Постановка и решение учебных задач |
Планируемые |
Знают определение суффикса, умеют находить суффикс в
слове и выделять его, образовывать с помощью |
Личностные |
Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности |
Универсальные
учебные действия |
Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, пользуются словарями, строят несложные рассуждения. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи, контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом. Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей
беседе; учитывают разные мнения и высказывают собст- |
Основное
содержание темы, понятия |
Суффикс как значимая часть слова; значения суффиксов; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу |
Образовательные |
1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Схема «Состав слова», таблица «Значения суффиксов» |
Ход урока
I.Организационный этап.
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Повернитесь, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Наш урок я хочу начать словами:
«Кто хочет, тот может…»
- Как вы понимаете эти слова?
- Сегодня мы продолжим получать новые знания по русскому языку.
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
1. Этап проверки домашнего задания.
У.с.90 упр.166
- Какие однокоренные слова вы выписали?
-Назовите слово, затем его части корень и суффикс.
- Кто такие тверичи?, Чем они славились?
-
2.Минутка чистописания.
1. Лл
Словарная работа
- Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово.
Ч.рный, ч.тыре, в.семь, р.кета, п.года, п.суда, з.ря, в.сток, леб.дь.
- Назовите лишнее слово. Почему?
- Пропишите слово лебедь.
- Подберите к нему однокоренные слова. (Лебёдушка, лебединая)
- Какими являются эти слова по отношению друг к другу? (Однокоренными.)
- Выделите корень.
- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали однокоренные слова? (Суффикс.)
- Что такое суффикс?
(Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.)
- Как найти в слове суффикс?
(Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.)
III.Этап изучения нового материала.
1. Самоопределение к деятельности
– Проанализируйте ряды слов:
• дом – домик – домишко;
• волк – волчище;
•
читать – читатель, писать –
писатель, спасать – спасатель.
– Чем различаются слова в каждом ряду? (Суффиксами.)
– Изменяют ли суффиксы лексическое значение слова? Как?
суффиксы придают словам различные оттенки значений, то есть и сами имеют значения.
– Попробуйте догадаться: чему мы сегодня будем учиться?
— О чем мы с вами говорили? (О значении суффиксов?)
- Сформулируйте тему урока.
2. Работа по учебнику
Упр. 168 (с. 91).
(Фронтальная работа у доски по цепочке.)
— Какое значение словам придают эти суффиксы?
– Устно выполните упражнение 168 (учебник). Какое значение придают словам предложенные суффиксы?
– Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными – почему?
– Прочитайте слова, предложенные в упражнении 169. Какое значение придают словам суффиксы, представленные в этих словах?
Упр. 169 (с. 91).
— Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.
— Прочитайте суффиксы в рамочке.
— Найдите данные суффиксы в словах.
— Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.)
— Какого суффикса нет словах? (-тель-.)
— Назовите слова с таким суффиксом.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
Упр. 170 (с. 92).
— Прочитайте.
— Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)
— Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.
VI. Физкультминутка
VII. Этап закрепления знаний и способов действий.
1группа
Образовать с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- ласковые слова
Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива
Уменьшительно – ласкательные суффиксы.
2группа
Образовать с помощью суффиксов -тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь-
слова - профессии
Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.
Профессия или род занятий
3 группа
Образовать с помощью суффиксов -онок- , - ёнок-, слова – названия детенышей животных.
Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,
Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.
Образовать с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет
Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог
Увеличительная функция. (Выступление от каждой группы.) Оценивание выступлений
VII. Рефлексия.
Игра «Хитрые вопросы»
— Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)
— Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)
— Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)
— Какие значения могут придавать суффиксы словам?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что общего между суффиксом и приставкой?
Х. Домашнее задание: с. 94 упр. 176
Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-
Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой, -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно - было образовывать слова.
В тетради было написано: «Маленький дом».
«Домик», — писал -ик-.
«Большой дом».
«Домище», — писал -ищ-.
«Старый, дряхлый дом».
«Домишко», — писал -ишк-.
Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.
В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.
Дома их всех ждал вкусный торт.
— Тортик! — закричал -ик-.
— Тортишко, — усмехнулся -ишк-.
— Тортище, — сказал -ищ-.
— Тортилыцик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.