Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Образование слов с помощью суффиксов"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Образование слов с помощью суффиксов"

Оценка 4.6
docx
25.12.2019
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Образование слов  с помощью суффиксов"
откр урок.docx

Русский язык                                                    

Тема урока: ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Педагогические
цели

Способствовать развитию умений находить суффикс в слове и подбирать слова с таким же суффиксом; создать условия для формирования представления о различных значениях суффиксов

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение суффикса, умеют находить суффикс в слове и выделять его, образовывать с помощью
суффикса слова и осознавать значения, вносимые суффиксами

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, пользуются словарями, строят несложные рассуждения.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи, контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собст-
венное

Основное содержание темы, понятия
и термины

Суффикс как значимая часть слова; значения суффиксов; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Схема «Состав слова», таблица «Значения суффиксов»


 Ход урока

I.Организационный этап.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Повернитесь, улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

 

Наш урок я хочу начать словами:

 

«Кто хочет, тот может…»

 - Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня мы продолжим получать новые знания по русскому языку.

 

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

1.      Этап проверки домашнего задания.

У.с.90 упр.166

- Какие однокоренные слова вы выписали?

-Назовите слово, затем его части корень и суффикс.

- Кто такие тверичи?, Чем они славились?

-

2.Минутка чистописания.

1. Лл

Словарная работа

- Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово.

Ч.рный, ч.тыре, в.семь, р.кета, п.года, п.суда, з.ря, в.сток, леб.дь.

- Назовите лишнее слово. Почему?

- Пропишите слово лебедь.

- Подберите к нему однокоренные слова. (Лебёдушка, лебединая)

- Какими являются эти слова по отношению друг к другу? (Однокоренными.)

- Выделите корень.

- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали однокоренные слова? (Суффикс.)

- Что такое суффикс?

(Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.)

- Как найти в слове суффикс?

(Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.)

III.Этап изучения нового материала.

 

1.      Самоопределение к деятельности

 

– Проанализируйте ряды слов:

•  дом – домик – домишко;

•  волк – волчище;

•  читать – читатель, писать –
писатель, спасать – спасатель.

– Чем различаются слова в каждом ряду? (Суффиксами.)

– Изменяют ли суффиксы лексическое значение слова? Как?

суффиксы придают словам различные оттенки значений, то есть и сами имеют значения.

– Попробуйте догадаться: чему мы сегодня будем учиться?

 

 

 

 

—  О чем мы с вами говорили? (О значении суффиксов?)

-     Сформулируйте тему урока.

2. Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

(Фронтальная работа у доски по цепочке.)

—  Какое значение словам придают эти суффиксы?

– Устно выполните упражнение 168 (учебник). Какое значение придают словам предложенные суффиксы?

– Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными – почему?

– Прочитайте слова, предложенные в упражнении 169. Какое значение придают словам суффиксы, представленные в этих словах?

Упр. 169 (с. 91).

—  Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

—  Прочитайте суффиксы в рамочке.

—  Найдите данные суффиксы в словах.

—  Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обо­значают слова-названия людей породу их занятий.)

—  Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

—  Назовите слова с таким суффиксом.

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

Упр. 170 (с. 92).

—  Прочитайте.

—  Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

—  Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия де­тёнышей.

VI. Физкультминутка

 

VII. Этап закрепления знаний и способов действий.

1группа

Образовать с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- ласковые слова

Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива

Уменьшительно – ласкательные суффиксы.

 

2группа

Образовать с помощью суффиксов -тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь-

слова - профессии

Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.

Профессия или род занятий

 

3 группа

Образовать с помощью суффиксов -онок- , - ёнок-, слова – названия детенышей животных.

Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,

Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.

Образовать с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет

Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог

Увеличительная функция. (Выступление от каждой группы.) Оценивание выступлений

 

VII. Рефлексия.

Игра «Хитрые вопросы»

—  Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суф­фикс -ик-.)

—  Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

—  Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

—  Какие значения могут придавать суффиксы словам?

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что общего между суффиксом и приставкой?

Х. Домашнее задание: с. 94 упр. 176

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмеш­кой, -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно - было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», — писал -ик-.

«Большой дом».

«Домище», — писал -ищ-.

«Старый, дряхлый дом».

«Домишко», — писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетон­щик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

— Тортик! — закричал -ик-.

Тортишко, — усмехнулся -ишк-.

— Тортище, — сказал -ищ-.

Тортилыцик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

 

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Образование слов с помощью суффиксов"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Образование слов  с помощью суффиксов"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Образование слов с помощью суффиксов"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Образование слов  с помощью суффиксов"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Образование слов с помощью суффиксов"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Образование слов  с помощью суффиксов"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Образование слов с помощью суффиксов"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Образование слов  с помощью суффиксов"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Образование слов с помощью суффиксов"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Образование слов  с помощью суффиксов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2019