Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
Номинация:
Методическая разработка
теоретического занятия
по теме:
«Социальная реабилитация»
Дисциплина: МДК. 02.02. Основы реабилитации
Специальность: Сестринское дело
Морозова Елена Николаевна
преподаватель высшей категории
г. Череповец
2020г.
Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Социальная реабилитация» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю ПМ02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.02. Основы реабилитации для специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка).
На изучение данной темы отводится 90 мин.
Методическая разработка структурирована и содержит следующие элементы:
- методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, оснащение, технологическая карта занятия, средства обучения, ожидаемый результат;
- блок контроля- тестирование
- информационный блок включает материалы лекции в виде опорного конспекта; с целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной презентации.
- литература
Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.
Создание методической разработки вызвано трудностью усвоения данного материала студентами из-за большого объема информации в учебной литературе.
Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.
Дисциплина: МДК. 02.02. Основы реабилитации
Тема: «Социальная реабилитация».
Вид занятия: лекция.
Тип занятия: урок изучения нового учебного материала.
Количество часов: 90 минут.
Цели лекции
1.Образовательные (учебные): введение новых понятий (базовое лечение, реабилитация, социальная реабилитация, социально-средовая реабилитация, социально-бытовая адаптация).
2. Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления;
- учить обобщать, анализировать, систематизировать.
3.Воспитательные:
- вызвать профессиональный интерес студентов к изучаемому предмету;
- продолжить воспитывать чувство значимости медицинской сестры в сохранении здоровья.
В результате изучения данной темы студент должен знать: основные концепции социальной реабилитации, ее цели и задачи, виды помощи людям с ограниченными возможностями здоровья; способы адаптации людей с ограниченными возможностями в социальной среде; нормативно-правовую документацию, регламентирующую проведение социальной реабилитации;
Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций:
Общие компетенции:
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 12. |
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13. |
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. |
Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств |
ПК 2.3. |
Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами |
ПК 2.4. |
Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования |
ПК 2.6. |
Вести утвержденную медицинскую документацию |
ПК 2.7. |
Осуществлять реабилитационные мероприятия |
МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
Цель общества – максимально обеспечить возможности для всех людей с их специфическими проблемами, поэтому сфера социальной работы в России расширяется год от года. Социальной работе свойственен широкий спектр специализаций. Одним из перспективных и важных направлений является социальная реабилитация, как комплекс мер направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений.
Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д.
В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:
· здравоохранения;
· образования;
· профессиональной подготовки и переподготовки;
· средства массовых коммуникаций и массовой информации;
· организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
· общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.
К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
Таким образом, социальная реабилитация направлена на: содействие адаптации клиента в социально-бытовой сфере с последующим полноценным включением его в общественную жизнь; развитие коммуникативных навыков; оказание помощи в определении жизненного пути и в способах его достижения
Учебно-методическая карта (план) занятия
по ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и лечебном процессах»
МДК 02.02. «Основы реабилитации»
Тема занятия: «Социальная реабилитации»
Вид занятия (тип урока): лекция № 4
Цели занятия:
Учебная |
Развивающая |
Воспитательная |
формирование базовых представлений о сущности социально- реабилитационной работы с пациентами и инвалидами.
|
Обеспечить формирование общих и профессиональных компетенций ОК 1-13, ПК 2,1 -2,8 Развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные умения, умение анализировать полученные данные. |
Способствововать формированию личностно- профессиональных качеств и ответственности перед выбором будущей профессии. |
Ожидаемый результат
Обучающийся должен знать |
Обучающийся должен уметь |
1 Основные концепции социальной реабилитации, ее цели и задачи, виды помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. 2.Способы адаптации людей с ограниченными возможностями в социальной среде; 3.Нормативно-правовую документацию, регламентирующую проведение социальной реабилитации; 4.Реабилитационные мероприятия инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, наркозависимых
|
1..Пользоваться нормативно-правовыми документами в работе с инвалидами, одинокими людьми.
|
|
|
Межпредметные связи |
Обеспечивающие: история медицины, Обеспечиваемые: клинические дисциплины, учебная практика |
Средства обучения
Оснащение: проектор, презентация на тему « Социальная реабилитации» |
|
Литература
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru
Епифанов, В.А. Медико-социальная реабилитация пациентов с различной патологией: учебное пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 592 с.
Инновационные технологии реабилитации: наука и практика: сборник статей II Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 18-19 апреля 2019 года) / Минтруд России; под ред. Г.Н. Пономаренко. – СПб: OOO «Р-КОПИ», 2019. – 316 с.
Основы реабилитации: учебник для медицинских училищ и колледжей / под ред. В.А. Епифанова, А.В. Епифанова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 416 с.
Руденко, А.М. Социальная реабилитация / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – М.: Дашков и К, 2017. – 320 с.
Дополнительная литература:
1. Нормативно - правовая документация:
- Правовая база данных «Консультант»
- Правовая база данных «Гарант»
Нормативно - правовые акты, регламентирующие медико - социальную деятельность по РФ.
2. Образовательные ресурсы Интернет:
- http://independentfor.narod.ru/material/invguard.htm О социальной защите инвалидов в РФ
Ход занятия
№ |
Этапы занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Методы, приемы, (цель, действие) |
Оснащение |
Время |
1 |
Организационный момент |
Приветствие Обучающихся. Контроль присутствующих, Формы одежды. |
Приветствие преподавателя |
Активизация внимания, установление дисциплины, рабочей обстановки |
Журнал учебных занятий |
1 мин |
2 |
Педагогическая установка 1.Название темы 2.Мотивация изучения темы 3.Цель занятия 4.План хода занятия 5.Ожидаемый результат 6.Критерии оценки |
Монолог преподавателя с акцентом на мотивацию изучаемой темы |
Слушают, воспринимают информацию, вступают в диалог с преподавателем. Формируют цели занятия. |
Побуждение к активной познавательной деятельности, профессиональному интересу, реализация воспитательных целей |
Проектор, экран, демонстрация презентации по теме, |
1 мин. |
3 |
Контроль исходного уровня знаний по теме: «Психологическая реабилитация» |
Проводится фронтальный опрос
|
Отвечают на поставленные вопросы преподавателя, слушают ответы
|
Активация мыслительной деятельности, контроль уровня усвоенных знаний, реализация развивающих целей. |
Контрольные вопросы. |
20мин |
4 |
Изучение новой темы: «Социальная реабилитация» Формирование новых знаний |
Монолог преподавателя, демонстрация материала на слайдах, комментарии к слайдам. |
Внимательно слушают, конспектируют, вступают в диалог с преподавателем, задают по ъоду изложения материала вопросы. |
Монодиалогическй метод, демонстрация с объяснением, включение обучающихся в активную познавательную деятельность |
|
60 мин |
5 |
Закрепление пройденного материала
|
Монолог преподавателя |
Отвечают на поставленные вопросы |
Формирование навыков самообразования. Детального подхода в поиске информации, фронтальный метод. |
Проектор. Экран. |
5 мин. |
6 |
Рефлексия |
Задает вопросы, создает условия для формирования обратной связи, выяснение вопросов, возникших при изучении данной темы |
Делают анализ своей деятельности, вступают в диалог с преподавателем |
Реализация развивающих целей через анализ собственной учебной деятельности, установление обратной связи |
|
2мин. |
7 |
Домашнее задание |
Предлагает записать домашнее задание Сообщает контрольные вопросы |
Записывают домашнее задание Страницы учебника |
|
|
1 мин |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
1. Предмет социальной реабилитации.
2.Цели, уровни и виды социальной реабилитации.
3. Принципы социальной реабилитации
4. Компоненты социальной реабилитации
1. Одной из важнейших задач социальной реабилитации является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин: перенесенного заболевания, операции и травмы.
В течение всей своей жизни каждый человек неоднократно сталкивается с ситуациями, которые специалисты социальной работы характеризуют как трудные. В силу каких-то причин у человека или целой социальной группы (например, семьи) разрушаются устоявшиеся и привычные условия жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношении (например, в семьях беженцев и вынужденных мигрантов) и с разной степенью глубины меняется социальное окружение. В сложившихся обстоятельствах необходимо не только, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для социальные связи отношения. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения мероприятий социальной реабилитации.
В основе термина «реабилитация» лежит латинское слово habilis (способность) и буквально переводится как «восстановление способности». Данный термин долгое время использовался исключительно в медицинской практике, обозначая процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий, направленного на сохранение и восстановление. Развитие социальной работы привело к необходимости обозначения различных направлений помощи, направленной на восстановление утраченных социальных функций не только больных и инвалидов, но и всех тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Термин «социальная реабилитация» поэтому, сегодня трактуется более широко и означает систему мероприятий, имеющих целью восстановление способности к социальному функционированию всех тех, кто имеет признаки социальной дезадаптации.
Социальная реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, выступают сегодня как приоритетное направление государственной социальной политики РФ, позволяющее с наибольшей эффективностью и с наименьшими экономическими затратами решать проблемы людей и общества в целом. Главной целью данного направления социальной работы выступает максимально полное восстановление способности индивида и группы к социальному функционированию. Социальную реабилитацию могут проходить люди и социальные группы самыми различными проблемами. Социальная реабилитация в литературе описывается как процесс взаимодействия личности и общества. Его главная цель создание условий для формирования человека как полноценного члена того общества, в котором он живет. Специалисты выделяют следующие основные признаки социальной реабилитации как процесса:
1) равнозначность всех аспектов реабилитационного процесса- медицинского, социального, психологического, педагогического, профессионального и др.;
2) индивидуализированный и дифференцированный характер реабилитационных мероприятий;
3) создание программы реабилитации на основе учета всех сторон жизни человека или социальной группы - повседневной деятельности, психического и физического здоровья, социального и экономического статуса;
4) последовательность и преемственность мер реабилитации;
5) активное участие клиента в реабилитационном процессе;
6) многообразие форм и методов реабилитации, применение их на основе системного подхода; тесная связь между учреждениями, осуществляющими реабилитацию.
К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:
- здравоохранения;
- образования;
- профессиональной подготовки и переподготовки;
- средства массовых коммуникаций и массовой информации;
- организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
- общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).
2. Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности. Организация реабилитационного процесса требует определенной теоретической и методической подготовленности.
Таблица 1 - Уровни социальной реабилитации
Категория уровня |
Сущность уровня |
Федеральный, региональный, муниципальный уровень социальной реабилитации |
Система организационных, правовых информационных и образовательных мер принимаемых органами управления по созданию условий для образования и деятельности системы реабилитационных социальных служб различно ведомственной подчиненности и различных форм собственности. Этот уровень обеспечивает: создание законодательной базы; определение направлений подготовки кадров; создание экономических условий в области реабилитационной деятельности; координация деятельности системы реабилитационных социальных служб различной ведомственной подчиненности:
|
Уровень индивидуальной и групповой деятельности социальной реабилитационной работы
|
Технологии, система средств. Форм, методов и методик применяемых социальными службами и учреждениями для восстановления утраченных навыков и умений индивидом выполнения социальных функций и ролей, формирование необходимых социальных отношений. |
Виды социальной реабилитации включает следующие:
1.Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.
2.Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
3.Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и впоследствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.
5.Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.
Каждый конкретный компонент социальной реабилитации определяет порядок и меря по его практической реализации.
3.Специалисты выделяют следующие принципы, лежащие в основе социальной реабилитации:
1.Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблем клиента и организацию последовательной деятельности по их разрешению.
2.Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление необходимых и достаточных для конкретного клиента социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
3.Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которых позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
4.Индивидуализация программы реабилитации с учетом объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер, необходимых для максимально полного восстановления социальных функций объекта реабилитации.
5.Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их социального статуса, материального и имущественного положения
Осуществление реабилитационного процесса как социальной технологии специалистом социальной работы предполагает реализацию следующих этапов:
1) диагностико - прогностический (определение исходного реабилитационного потенциала, диагностика состояния, составление индивидуальной комплексной программа реабилитации);
2) этап выбора (разработки) оптимальных технологий, форм, методов работы;
3) этап непосредственной подготовки к реализации выбранных способов реабилитационной работы;
4) реализационный (реализация комплексной программы реабилитации, коррекция, научно-методический контроль);
5) экпертно-оценочный (систематизация, обобщение и контроль результатов реабилитации).
Основные принципы социально- медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К. Ренкером :
1) непрерывность и основательность - реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество;
2) комплексность - проблема реабилитации должна
решаться комплексно, с учётом всех её аспектов, с
участием врачей и среднего медицинского
персонала
различного профиля (физиотерапия, массаж, ЛФК,
психотерапия и др.) и специалистов других
отраслей
(психолога, юриста, представителей
органов социального
обеспечения, профсоюза и др.);
3) доступность
- реабилитация должна быть
доступной для всех, кто в ней нуждается;
4) гибкость
- реабилитация должна
приспосабливаться к постоянно меняющейся
структуре
болезней, а также учитывать технический прогресс и
изменения социальных структур.
5) неразрывная связь лечебных и реабилитационных
мероприятий;
6} непрерывная поэтапная реабилитация путем выполнения регулярных ежедневных физических упражнений с постепенно нарастающими физическими нагрузками и энерготратами организма во время выполнения упражнений;
7) индивидуализация программы реабилитации с
учетом тяжести течения, клинических особенностей
болезни, реакции больного на эти
мероприятия и др.;
8)
тщательный врачебный контроль за
реабилитацией
с проведением тестов на толерантность больного к
физическим нагрузкам;
9) осуществление
всех реабилитационных
мероприятий за счет государства.
4. Компоненты социальной реабилитации
Психологический компонент реабилитации.
Термин психологическая реабилитация обозначает комплекс психологических
мероприятий, направленных на изменение характера клиента с целью нивелирования
у него негативных поведенческих отклонений и выработки устойчивой социальной
адаптации к новым условиям жизни. Психологическая реабилитация подразумевает
обретение личностью устойчивости, гармоничности, бодрости.
Психологическая реабилитация призвана решать широкий круг задач психологической помощи, прежде всего, таких как:
1. Нормализация психического состояния, преодоление последствий стресса
2. Восстановление нарушенных (утраченных) психических функций.
3. Гармонизация Я-образа со сложившейся социально-личностной ситуацией
4. Оказание помощи в установлении конструктивных отношений с референтными личностями и группами и др.
Выделяют несколько видов психологической реабилитации
Социально - психологическая реабилитация направлена на восстановление социальных связей, создание системы социально-психологической поддержки и самоподдержки.
Психическая реабилитация трактуется как система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т. д . Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий в условиях медицинского стационара..
В отечественной медицинской психологии разработаны следующие принципы психической реабилитации:
- партнерство - всемерное вовлечение больного в лечебно-восстановительный процесс;
- разноплановость усилий — направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности; единство психосоциальных и биологических методов воздействия;
- ступенчатость — создание «переходов» от одного реабилитационного мероприятия к другому.
Актуальной
задачей психической реабилитации является разработка эффективных методов
восстановления личностных установок, направленных на преодоление последствий болезни у лиц, перенесших
нервные и психические заболевания, протезирование органов,
тяжелые хирургические вмешательства, имеющих хронические заболевания,
нуждающихся в психологической коррекции в случаях изменения
жизненных стереотипов, социальной дезадаптации (в
результате длительного лечения, социальной изоляции,
стихийных бедствий и т.д.). Особое внимание в
психической реабилитации уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных
и социально адаптивных качеств. Осуществление психической реабилитации требует
создания психологических условий, содействующих сохранению положительного
эффекта лечения (например, организация досуга, общения, диспансеризация).
Психологическая реабилитация
включает в себя психологическое
консультирование, индивидуальную и групповую психотерапию, психокоррекцию,
социально-психологические тренинги, социально-психологический патронаж семьи,
психопрофилактическую и психогигиеническую работу, привлечение реабилитируемых к участию в группах
поддержки, клубах общения.
Психологическое консультирование предназначено для оказания психологической помощи людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач.
В процессе психологического консультирования решаются следующие задачи:
- оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;
- оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
- информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;
- повышение общей психологической грамотности;
- мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;
- коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
- выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
Социально -педагогический компонент реабилитации
Данный компонент предполагает организацию мер педагогической помощи в социализации индивида.
Обучение предусматривает предоставление помощи человеку в компенсации психологических изменений в формировании положительных установок на развитие других способностей индивида, что будет компенсировать его состояние.
Особенно важен этот компонент при реабилитации лиц с ограниченными возможностями. В этом случае обучение должно быть направлено на овладение инвалидом стандартными схемами поведения и взаимодействия, на освоение инвалидом окружения и полноценного существования в нем. Обучение должно включать адаптационные консультирование и организацию социального участия инвалида, оно должно подготовить инвалида к адекватным ответам на требование окружения и активным воздействиям на него.
Социально-бытовой компонент реабилитации
Данный компонент касается в основном инвалидов и включает в себя
социально-средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию и
социально-бытовое устройство. Федеральное российское законодательство выделяет
и такое
направление реабилитационной деятельности, как "социальная
реабилитация инвалидов", подразумевая деятельность по
социально-бытовой адаптации социально-средовой реабилитации. Подобное
употребление терминов, когда одно из направлений
реабилитации приводится под таким же названием, как и
вся совокупность деятельности по восстановлению
способностей социального
функционирования, свидетельствует не только о том, что при разработке
документов 1995г. была допущена некоторая торопливость, но также о том, что в
понимании содержания этого процесса имеются определенные теоретические и
методологические противоречия. По нашему мнению, термин «социальная
реабилитация» следует оставить за описанием общего процесса, а в качестве
компонента выделить социально-бытовой компонент реабилитации.
Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности. Осуществляется главным образом по отношению к инвалидам.
Мероприятия по социально-бытовой адаптации
включают:
-информирование и консультирование инвалида и
его семьи;
-«адаптационно
обучение инвалида и его семьи;
-обучение инвалида: персональному уходу(самообслуживанию);
-персональной сохранности; овладению социальными навыками;
-обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;
- адаптацию жилья инвалида к его потребностям.
Социалъно-средовая ориентация также реализуется в отношении инвалидов и представляет собой систему и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности.
Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:
- социально-средовое обучение; -обучение общению, социальной независимости, навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом;
- оказание помощи в решении личных проблем;
-социально-психологический патронаж семьи.
Социально-средовое обучение проводится социальным работником,
|
Социально-бытовая адаптация предусматривает определение оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях и приспособление к ним больных и инвалидов.
Вместе с тем, как показывает практика, созданная система социального обслуживания пока не может компенсировать и преодолеть трудности, с которыми сталкивается больной человек или инвалид, особенно на первых этапах адаптации к новым условиям существования и жизнеобеспечения.
Профессиональный компонент реабилитации.
Профессиональная реабилитация - это процесс и система
восстановления конкурентоспособности индивида на
рынке труда; включает в себя профессиональную
ориентацию, образование, профессионально-
производственную адаптацию и трудоустройство. В случае социальной
недостаточности (в виде ограничения способности к профессиональной
деятельности) меры социальной реабилитации требуют наряду с профориентацией
приспособления производства и режима труда к нуждам клиента (если это
необходимо).
Профессиональная ориентация предполагает выбор человеком общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам и не причиняющей вреда здоровью.
Профессиональное образование — это система и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности.
Рациональное
трудовое устройство — это система и
процесс организации и правовой регламентации трудовой
деятельности инвалидов, направленные на обеспечение
условий для эффективной реализации их
профессиональных способностей.
Рациональное трудоустройство означает адекватность условий и содержания труда психофизиологическим особенностям инвалида и социально-экономическую равноценность рекомендуемой ему профессиональной деятельности ранее исполняемой (в случае ее смены), либо исполняемой здоровым работником аналогичной работы (в случае первоначального выхода на рынок труда).
Профессионально-производственная
адаптация - это
система и процесс определения оптимального уровня
производственных нагрузок, связанных с исполнением
требований рекомендуемой профессиональной
деятельности в условиях конкретного производства с приспособлением к
ним человека.
Социально-правовой компонент реабилитации предполагает оформление необходимых документов, консультирование по гарантиям, компенсациям, льготам и контроль за их обеспечением.
Социально — экономический компонент.
Все виды помощи, обеспечивающие социально-экономическую реабилитацию, можно сгруппировать в следующие.
Материальная помощь в денежной форме оказывается гражданам в виде пенсий, пособий, компенсаций, дотаций, целевых выплат, а родителям детей-инвалидов в виде ежемесячных социальных пособий и компенсационных выплат.
Социальное обслуживание включает в себя организацию питания, доставку продуктов, вещей, лекарств, содействие в получении медицинской помощи, поддержание надлежащих условий проживания, содействие в организации юридической помощи, организацию ритуальных услуг и другие виды помощи.
Использование перечисленных мер социальной помощи и защиты позволяет реализовать программу по социальной реабилитации инвалида.
Социально-культурный компонент реабилитации.
Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции. Искусство способно сделать жизнь многих людей богатой и содержательной.
Социально-культурная реабилитация должна проводиться таким образом, чтобы стимулировать людей к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации.
КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тестовое контрольное задание
1. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма:
а) реформация; б)реабилитаци; в)транслокаци; г)трансплантия.
2. К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, относят следующие системы:
а) здравоохранения;
б) образования, профессиональной подготовки и переподготовки;
в) организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции, общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.);
г) все вышеперечисленное.
3. Основные принципы реабилитации:
а) комплексность;
б) индивидуальный подход;
в) раннее начало;
г) все вышеперечисленное.
4. Болезнь – это:
а) отсутствие настроения;
б) нарушение нормальной жизнедеятельности организма, которое обуславливается функциональными и морфологическими изменениями;
в) проблемы в процессе самообслуживания;
г) нарушения возможности участвовать в производственном процессе
5. Причиной развития социальной недостаточности может быть:
а) неблагоприятные условия внешней среды;
б) нарушения жизнедеятельности;
в) ограничение жизнедеятельности.
г) все вышеперечисленное.
6. Ограничение жизнедеятельности включает в себя нижеследующие компоненты за исключением одного. Исключите неверное:
а) снижение стрессоустойчивости;
б) ограничение способности к трудовой деятельности;
в) языковые и речевые нарушения;
г) снижение способности общаться с окружающими.
7. Реабилитационная программа, которая сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий:
а)стационарная программа;
б) дневной стационар;
в)амбулаторная программа;
г)домашняя программа
8 Этап определения реабилитационной программы, который следует за проведением реабилитационно-экспертной диагностики пациента:
а) сбор информации;
б) определение реабилитационного прогноза;
в) определение мероприятий, технических средств реабилитации и услуг;
г) оценка эффективности ухода.
9.Вид реабилитации, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний, неразрывно связанных с лечебным процессом и в большинстве случаев осуществляемых в течение всей жизни человека:
а) медицинская;
б)педагогическая; в)психологическая;
г) профессиональная.
10. Суть педагогической реабилитации в том, что она включает в себя, в первую очередь:
а) мероприятия воспитательного и обучающего характера;
б) мероприятия, направленные на преодоление страха перед действительностью;
в) комплекс мер, направленных на замещение утраченных органов или функций;
г) мероприятия, направленные на приспособление производственной среды к нуждам и потребностям человека.
11.Вид реабилитации, которая представляет собой процесс восстановления конкурентоспособности индивида на рынке труда; предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места к функциональным возможностям человека, организацию специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.
а) педагогическая;
б)психологическая
в)профессиональна г)социально
средовая.
12.Разработка технологий социальной реабилитации начинается:
а) с этапа сбора информации;
б) с этапа социальной диагностики;
в) с этапа определения реабилитационного прогноза;
г) с этапа оценки эффективности ухода.
13.Методы, используемые в социальной диагностике, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе, и социальной. К их числу относятся метод анализа и синтеза, метод наблюдения и т.п.:
а) общенаучные
б)социологические
в) психологические
г) социальные.
14.Методы социальной терапии, предполагающие воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов. Характерной особенностью этой группы методов является то, что они обладают «отложенным эффектом», т.е. результаты их применения на практике становятся видны далеко не сразу:
а)административны;
б) экономические;
в)психолого-педагогические;
г) социальные.
15.Сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата:
а)социальная профилактика;
б) социальная терапия;
в) социальная диагностика;
г) психосоциальные методы.
16.Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в качестве стандартов для мирового сообщества приняты нижеследующие признаки понятия «инвалидность», за исключением одного. Исключите неверное
а) любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;
б) ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;
в) затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности);
г) временное отсутствие возможности социального общения.
17.Программа реабилитации инвалидов, включающая в себя разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий с учетом отдельных видов, форм, объемов, сроков и порядка их реализации, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма или способность инвалида к выполнению определенных видов деятельности:
а) федеральная базовая программа реабилитации инвалидов;
б) индивидуальная программа реабилитации инвалидов;
в) региональная программа реабилитации инвалидов;
г) частная программа реабилитации инвалидов.
. Ключ к тестовому заданию:
|
|
|
|
||
|
||
1 |
б |
|
2 |
г |
|
3 |
г |
|
4 |
б |
|
5 |
г |
|
6 |
а |
|
7 |
б |
|
8 |
б |
|
9 |
а |
|
10 |
а |
|
11 |
в |
|
12 |
б |
|
13 |
а |
|
14 |
в |
|
15 |
а |
|
16 |
г |
|
17 |
б |
|
18 |
б |
|
19 |
а |
|
20 |
б |
|
21 |
г |
|
22 |
а |
|
23 |
г |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.