Методическая разработка урока по социальной реабилитации

  • Документация
  • doc
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ Цель общества – максимально обеспечить возможности для всех людей с их специфическими проблемами, поэтому сфера социальной работы в России расширяется год от года. Социальной работе свойственен широкий спектр специализаций. Одним из перспективных и важных направлений является социальная реабилитация, как комплекс мер направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений. Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д. В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы: • здравоохранения; • образования; • профессиональной подготовки и переподготовки; • средства массовых коммуникаций и массовой информации; • организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции; • общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем. К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности. Таким образом, социальная реабилитация направлена на: содействие адаптации клиента в социально-бытовой сфере с последующим полноценным включением его в общественную жизнь; развитие коммуникативных навыков; оказание помощи в определении жизненного пути и в способах его достижения
Иконка файла материала ЗНАНИО.doc

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

 

 

 

Номинация:

 

Методическая разработка

теоретического занятия

по теме:

«Социальная реабилитация»

Дисциплина: МДК. 02.02. Основы реабилитации

Специальность:   Сестринское дело

 

 

 

 

Морозова Елена Николаевна

преподаватель высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец

 

2020г.

 

 

 

Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Социальная реабилитация» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю ПМ02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.02. Основы реабилитации для специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка).

На изучение данной темы отводится 90 мин.

Методическая разработка структурирована и содержит следующие элементы:

-       методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, оснащение, технологическая карта занятия, средства обучения, ожидаемый результат;

-       блок контроля- тестирование

-       информационный блок включает материалы лекции в виде опорного конспекта; с целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной презентации.

-       литература

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.

Создание методической разработки вызвано трудностью усвоения данного материала студентами из-за большого объема информации в учебной литературе.

Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.

Дисциплина: МДК. 02.02. Основы реабилитации

Тема: «Социальная реабилитация».

Вид занятия: лекция.

Тип занятия: урок изучения нового учебного материала.

Количество часов: 90 минут.



Цели лекции

1.Образовательные (учебные): введение новых понятий (базовое лечение, реабилитациясоциальная реабилитациясоциально-средовая реабилитациясоциально-бытовая адаптация).

2. Развивающие:

-         способствовать развитию логического мышления;

-         учить обобщать, анализировать, систематизировать.

3.Воспитательные:

-         вызвать профессиональный интерес студентов к изучаемому предмету;

-         продолжить воспитывать чувство значимости медицинской сестры в сохранении здоровья.

В результате изучения данной темы студент должен знать: основные концепции социальной реабилитации, ее  цели и задачи, виды помощи людям с ограниченными возможностями здоровья; способы адаптации людей с ограниченными возможностями в социальной среде; нормативно-правовую документацию, регламентирующую проведение социальной реабилитации;

Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций:

 

Общие компетенции:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,

оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных

 задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,

планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии,

 инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья,

 достижения жизненных и профессиональных целей

Профессиональные компетенции:

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

 

      Цель общества – максимально обеспечить возможности для всех людей с их специфическими проблемами, поэтому сфера социальной работы в России расширяется год от года. Социальной работе свойственен широкий спектр специализаций. Одним из перспективных и важных направлений  является социальная реабилитация, как комплекс мер направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений.

     Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидностьмиграциюбезработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д.

       В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:

·                                 здравоохранения;

·                                 образования;

·                                 профессиональной подготовки и переподготовки;

·                                 средства массовых коммуникаций и массовой информации;

·                                 организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

·                                 общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

  К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

   Таким образом, социальная реабилитация направлена на: содействие адаптации клиента в социально-бытовой сфере с последующим полноценным включением его в общественную жизнь; развитие коммуникативных навыков; оказание помощи в определении жизненного пути и в способах его достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическая карта (план) занятия

по  ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и лечебном процессах»

МДК 02.02. «Основы реабилитации» 

Тема занятия: «Социальная  реабилитации»

Вид занятия (тип урока):  лекция № 4

 

Цели занятия:

 

Учебная

Развивающая

Воспитательная

формирование базовых представлений о сущности социально- реабилитационной работы с пациентами и инвалидами.

 

Обеспечить формирование общих и профессиональных компетенций ОК 1-13, ПК 2,1 -2,8

Развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные умения,  умение анализировать полученные данные.

Способствововать формированию личностно- профессиональных качеств и ответственности перед выбором будущей профессии.

 

Ожидаемый результат

 

Обучающийся должен знать

Обучающийся  должен уметь

1 Основные концепции социальной реабилитации, ее  цели и задачи, виды помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.

2.Способы адаптации людей с ограниченными возможностями в социальной среде;

3.Нормативно-правовую документацию, регламентирующую проведение социальной реабилитации;

4.Реабилитационные мероприятия инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, наркозависимых

 

1..Пользоваться нормативно-правовыми документами в работе с инвалидами, одинокими людьми.

 

 

 

Межпредметные связи

Обеспечивающие: история медицины,

Обеспечиваемые: клинические дисциплины, учебная практика

 

 

 

 

Средства обучения

 

Оснащение: проектор, презентация на  тему « Социальная реабилитации»

 

 

Литература

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru

Епифанов, В.А. Медико-социальная реабилитация пациентов с различной патологией: учебное пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 592 с.

Инновационные технологии реабилитации: наука и практика: сборник статей II Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 18-19 апреля 2019 года) / Минтруд России; под ред. Г.Н. Пономаренко. – СПб: OOO «Р-КОПИ», 2019. – 316 с.

Основы реабилитации: учебник для медицинских училищ и колледжей / под ред. В.А. Епифанова, А.В. Епифанова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 416 с.

Руденко, А.М. Социальная реабилитация / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – М.: Дашков и К, 2017. – 320 с.

 

Дополнительная литература:

1. Нормативно - правовая документация:

 - Правовая база данных «Консультант»

- Правовая база данных «Гарант»

 Нормативно - правовые акты, регламентирующие медико - социальную деятельность по РФ.

 2. Образовательные ресурсы Интернет:

 -  http://independentfor.narod.ru/material/invguard.htm О социальной защите инвалидов в РФ

 

 

 

 

Ход занятия

 

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Методы, приемы, (цель, действие)

Оснащение

Время

1

Организационный момент

Приветствие

Обучающихся.

Контроль присутствующих,

Формы одежды.

Приветствие преподавателя

Активизация внимания, установление дисциплины, рабочей обстановки

Журнал  учебных занятий

1 мин

2

Педагогическая установка

1.Название темы

2.Мотивация изучения темы

3.Цель занятия

4.План хода занятия

5.Ожидаемый результат

6.Критерии оценки

Монолог преподавателя с акцентом на мотивацию изучаемой темы

Слушают, воспринимают информацию, вступают в диалог с преподавателем.

Формируют цели  занятия.

Побуждение к активной познавательной деятельности, профессиональному интересу, реализация воспитательных целей

Проектор, экран, демонстрация презентации по теме,

1 мин.

3

Контроль исходного уровня знаний по теме: «Психологическая реабилитация»

Проводится фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы преподавателя, слушают ответы

 

 

 

 

Активация  мыслительной деятельности, контроль уровня  усвоенных знаний, реализация развивающих целей.

Контрольные вопросы.

20мин

4

Изучение новой темы:

«Социальная реабилитация»

Формирование новых знаний

Монолог преподавателя, демонстрация материала на слайдах, комментарии к слайдам.

Внимательно слушают, конспектируют, вступают в диалог с преподавателем, задают по ъоду изложения материала вопросы.

Монодиалогическй  метод, демонстрация с объяснением, включение обучающихся в активную  познавательную деятельность

 

60 мин

5

Закрепление пройденного материала

 

Монолог преподавателя

Отвечают на поставленные вопросы

Формирование навыков самообразования. Детального подхода в поиске информации, фронтальный метод.

Проектор. Экран.

5 мин.

6

Рефлексия

Задает вопросы, создает условия для формирования обратной связи, выяснение вопросов, возникших при изучении данной темы

Делают анализ своей деятельности, вступают в диалог с преподавателем

Реализация развивающих целей через анализ собственной учебной деятельности, установление обратной связи

 

2мин.

7

Домашнее задание

Предлагает записать домашнее задание

Сообщает контрольные вопросы

Записывают домашнее задание

Страницы учебника

 

 

1 мин

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

1. Предмет социальной реабилитации.

2.Цели, уровни и виды  социальной реабилитации.

3. Принципы социальной реабилитации

 4. Компоненты  социальной реабилитации   

1. Одной из важнейших задач социальной реабилитации является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин: перенесенного заболевания, операции и травмы.

     В течение всей своей жизни  каждый человек неоднократно сталкивается с ситуациями, которые специалисты социальной работы характеризуют как трудные. В силу каких-то причин у человека или целой социальной группы  (например, семьи)  разрушаются устоявшиеся и привычные  условия жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношении (например, в семьях беженцев и вынужденных  мигрантов)  и с разной степенью глубины меняется социальное окружение. В сложившихся обстоятельствах необходимо не только, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для социальные связи  отношения. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения мероприятий социальной реабилитации.                                                             

       В основе термина «реабилитация» лежит латинское  слово habilis (способность) и  буквально переводится как «восстановление способности». Данный термин долгое время использовался  исключительно в медицинской практике, обозначая процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий, направленного на сохранение  и восстановление.  Развитие социальной работы привело к необходимости обозначения различных направлений помощи, направленной на восстановление утраченных социальных функций не только больных и инвалидов, но и всех тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Термин «социальная реабилитация» поэтому,        сегодня  трактуется более широко и означает систему мероприятий, имеющих целью восстановление способности к социальному функционированию всех тех, кто имеет признаки социальной дезадаптации.                                                   

       Социальная           реабилитация    лиц, попавших         в трудную   жизненную     ситуацию,  выступают сегодня    как                     приоритетное направление государственной      социальной политики РФ,       позволяющее с наибольшей эффективностью и с наименьшими экономическими затратами решать проблемы людей и общества в целом.         Главной         целью данного      направления социальной работы выступает          максимально    полное восстановление способности     индивида  и     группы к   социальному функционированию.    Социальную реабилитацию  могут проходить люди и социальные группы самыми различными проблемами. Социальная реабилитация в литературе описывается как процесс взаимодействия личности и общества. Его главная цель создание условий для формирования человека как полноценного члена того общества, в котором он живет. Специалисты выделяют следующие основные признаки социальной реабилитации как  процесса:

1)    равнозначность всех аспектов реабилитационного процесса- медицинского, социального, психологического, педагогического, профессионального и др.;

2)    индивидуализированный   и дифференцированный характер реабилитационных мероприятий;

3)    создание программы реабилитации на основе учета всех  сторон жизни человека или социальной группы - повседневной деятельности, психического и физического здоровья, социального и экономического статуса;

4)    последовательность и преемственность мер реабилитации;

5)    активное участие клиента в реабилитационном процессе;

6)    многообразие форм и методов реабилитации, применение их на основе системного подхода; тесная связь между учреждениями, осуществляющими реабилитацию.        

     К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

- здравоохранения;

- образования;

- профессиональной подготовки и переподготовки;

- средства массовых коммуникаций и массовой информации;

- организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

- общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).                                                            

 

2. Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.                                                                           Организация реабилитационного процесса требует  определенной теоретической и методической подготовленности.

Таблица 1 - Уровни социальной реабилитации

Категория уровня

Сущность уровня

Федеральный, региональный, муниципальный уровень социальной реабилитации

Система организационных, правовых информационных и образовательных мер принимаемых органами  управления по созданию условий  для образования и деятельности системы реабилитационных социальных служб различно ведомственной подчиненности и различных форм собственности. Этот уровень обеспечивает: создание законодательной базы; определение направлений подготовки кадров; создание экономических условий в области реабилитационной деятельности; координация деятельности системы реабилитационных социальных служб различной ведомственной подчиненности:

 

Уровень индивидуальной и групповой деятельности социальной реабилитационной работы

 

Технологии, система средств. Форм, методов и методик применяемых социальными службами и учреждениями для восстановления утраченных навыков и умений индивидом выполнения социальных функций и ролей, формирование необходимых социальных отношений.

 

Виды  социальной реабилитации включает следующие:

1.Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.

2.Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

3.Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и впоследствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.

5.Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

Каждый конкретный компонент социальной реабилитации определяет порядок и меря по его практической реализации.

3.Специалисты выделяют следующие принципы, лежащие в основе  социальной реабилитации:

1.Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблем клиента и организацию последовательной деятельности по их разрешению.

2.Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление необходимых и достаточных для конкретного клиента социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.

3.Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которых  позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.

4.Индивидуализация программы реабилитации  с учетом объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер, необходимых для максимально полного восстановления социальных функций объекта реабилитации.

5.Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их социального статуса, материального и имущественного положения

Осуществление реабилитационного процесса как социальной технологии специалистом социальной работы  предполагает реализацию следующих этапов:

1)    диагностико - прогностический (определение исходного реабилитационного потенциала, диагностика состояния, составление индивидуальной комплексной программа реабилитации);

2)    этап выбора (разработки) оптимальных технологий, форм, методов работы;

3)    этап непосредственной подготовки к реализации выбранных способов реабилитационной работы;

4)    реализационный (реализация комплексной программы реабилитации, коррекция, научно-методический контроль);

5)    экпертно-оценочный (систематизация, обобщение и контроль результатов реабилитации).

 

     Основные принципы социально- медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К. Ренкером   :

1) непрерывность и основательность - реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество;

2) комплексность - проблема реабилитации должна
решаться комплексно, с учётом всех её аспектов, с
участием врачей и среднего медицинского персонала
различного профиля (физиотерапия, массаж, ЛФК,
психотерапия и др.) и специалистов других отраслей
(психолога, юриста, представителей органов социального
обеспечения, профсоюза и др.);

3)   доступность - реабилитация должна быть
доступной для всех, кто в ней нуждается;

4)       гибкость - реабилитация должна
приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре
болезней, а также учитывать технический прогресс и
изменения социальных структур.

5) неразрывная связь лечебных и реабилитационных
мероприятий;

6}   непрерывная    поэтапная   реабилитация    путем  выполнения      регулярных      ежедневных      физических упражнений  с  постепенно  нарастающими  физическими  нагрузками     и     энерготратами     организма     во     время выполнения упражнений;

7)  индивидуализация программы реабилитации с
учетом тяжести течения, клинических особенностей
болезни, реакции больного на эти мероприятия и др.;

8) тщательный врачебный контроль за реабилитацией
с проведением тестов на толерантность больного к
физическим нагрузкам;

9)      осуществление всех реабилитационных
мероприятий за счет государства.

4. Компоненты социальной реабилитации

Психологический компонент реабилитации.


     Термин психологическая реабилитация обозначает  комплекс психологических мероприятий, направленных на изменение характера клиента с целью нивелирования у него  негативных поведенческих отклонений и выработки устойчивой  социальной адаптации к новым условиям жизни. Психологическая реабилитация подразумевает обретение личностью устойчивости, гармоничности, бодрости.

Психологическая реабилитация призвана решать широкий круг задач психологической помощи, прежде всего, таких как:

1. Нормализация психического состояния, преодоление последствий стресса

2. Восстановление нарушенных (утраченных) психических функций.

3. Гармонизация Я-образа со сложившейся социально-личностной ситуацией

4. Оказание помощи в установлении конструктивных отношений с референтными личностями и группами и др.

Выделяют несколько видов психологической реабилитации

 Социально - психологическая реабилитация направлена на восстановление социальных связей, создание системы социально-психологической поддержки и самоподдержки.

  Психическая реабилитация трактуется как система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т. д . Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий в условиях медицинского стационара..

В отечественной медицинской психологии разработаны следующие принципы психической реабилитации:

- партнерство - всемерное вовлечение больного в лечебно-восстановительный процесс;

-     разноплановость усилий — направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности; единство психосоциальных и биологических методов воздействия;

-  ступенчатость   —  создание   «переходов»   от   одного реабилитационного мероприятия к другому.

Актуальной задачей психической реабилитации является разработка эффективных методов восстановления личностных   установок,   направленных   на   преодоление последствий болезни у лиц, перенесших нервные и психические заболевания, протезирование органов,
тяжелые хирургические вмешательства, имеющих хронические заболевания, нуждающихся  в психологической коррекции в случаях изменения
жизненных стереотипов, социальной дезадаптации (в
результате длительного лечения, социальной изоляции,
стихийных бедствий и т.д.). Особое внимание в
психической     реабилитации   уделяется           работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально адаптивных качеств. Осуществление психической реабилитации требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (например, организация досуга, общения, диспансеризация).

Психологическая           реабилитация  включает  в себя психологическое
консультирование, индивидуальную и групповую психотерапию, психокоррекцию, социально-психологические тренинги, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую     работу, привлечение реабилитируемых к участию в группах поддержки, клубах общения.

Психологическое консультирование  предназначено для оказания психологической помощи людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач.

В процессе  психологического консультирования решаются следующие задачи:

- оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;

- оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;

- информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;

- повышение общей психологической грамотности;

- мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;

- коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

- выявление основных направлений дальнейшего развития личности.

Социально -педагогический компонент реабилитации

  Данный компонент  предполагает        организацию        мер педагогической помощи в социализации индивида.

Обучение предусматривает предоставление помощи человеку в компенсации психологических изменений в формировании положительных установок на развитие других способностей индивида, что будет компенсировать его состояние.

Особенно важен этот компонент при реабилитации лиц  с ограниченными   возможностями.   В   этом   случае обучение    должно     быть     направлено     на    овладение инвалидом      стандартными      схемами      поведения      и взаимодействия,   на   освоение   инвалидом   окружения   и полноценного  существования  в  нем.   Обучение  должно включать адаптационные консультирование и организацию социального участия инвалида, оно должно подготовить инвалида к адекватным ответам на требование окружения и активным воздействиям на него.

Социально-бытовой     компонент    реабилитации

    Данный компонент  касается   в основном   инвалидов   и   включает   в   себя социально-средовую     ориентацию,     социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство. Федеральное российское      законодательство      выделяет      и      такое
направление      реабилитационной      деятельности,      как "социальная    реабилитация    инвалидов",     подразумевая деятельность     по    социально-бытовой     адаптации     социально-средовой                                реабилитации.   Подобное употребление терминов, когда одно из направлений
реабилитации приводится под таким же названием, как и
вся совокупность деятельности по восстановлению
способностей социального функционирования, свидетельствует не только о том, что при разработке документов 1995г. была допущена некоторая торопливость, но также о том, что в понимании содержания этого процесса имеются определенные теоретические и методологические противоречия. По нашему мнению, термин «социальная реабилитация» следует оставить за описанием общего процесса, а в качестве компонента выделить социально-бытовой компонент реабилитации.

Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности. Осуществляется главным образом по отношению к  инвалидам.

Мероприятия    по    социально-бытовой    адаптации

включают:

-информирование   и  консультирование  инвалида  и

его семьи;

-«адаптационно обучение инвалида и его семьи;
-обучение       инвалида:       персональному       уходу(самообслуживанию);

-персональной сохранности;  овладению  социальными навыками;

-обеспечение   инвалида   техническими   средствами реабилитации и обучение пользованию ими;

- адаптацию жилья инвалида к его потребностям.

Социалъно-средовая ориентация также  реализуется в отношении инвалидов  и представляет собой систему и процесс определения    структуры    наиболее    развитых    функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида       общественной       или       семейно-общественной деятельности.

Мероприятия   по   социально-средовой   ориентации включают:

- социально-средовое обучение; -обучение   общению,   социальной   независимости, навыкам      проведения      отдыха,      досуга,      занятиями физкультурой и спортом;

 - оказание помощи в решении личных проблем;

 -социально-психологический патронаж семьи.

 

    Социально-средовое обучение                 проводится социальным работником,

 

Социально-бытовая адаптация предусматривает определение оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях и приспособление к ним больных и инвалидов.

Вместе с тем, как показывает практика, созданная система социального обслуживания пока не может компенсировать и преодолеть трудности, с которыми сталкивается больной человек или инвалид, особенно на первых этапах адаптации к новым условиям существования и жизнеобеспечения.

Профессиональный компонент реабилитации.


Профессиональная реабилитация
- это процесс и система
восстановления конкурентоспособности индивида на
рынке труда; включает в себя профессиональную
ориентацию,      образование,      профессионально- производственную адаптацию и трудоустройство. В случае социальной недостаточности (в виде ограничения способности к профессиональной деятельности) меры социальной реабилитации требуют наряду с профориентацией приспособления производства и режима труда к нуждам клиента (если это необходимо).

Профессиональная ориентация предполагает выбор человеком общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам и не причиняющей вреда здоровью.

Профессиональное образование — это система и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности.

Рациональное трудовое устройство — это система и
процесс организации и правовой регламентации трудовой
деятельности инвалидов, направленные на обеспечение
условий        для        эффективной        реализации  их

профессиональных способностей.

Рациональное трудоустройство означает адекватность условий и содержания труда психофизиологическим особенностям инвалида и социально-экономическую равноценность рекомендуемой ему профессиональной деятельности ранее исполняемой (в случае ее смены), либо исполняемой здоровым работником аналогичной работы (в случае первоначального выхода на рынок труда).

Профессионально-производственная адаптация - это
система и процесс определения оптимального уровня
производственных нагрузок, связанных с исполнением
требований     рекомендуемой    профессиональной деятельности   в   условиях   конкретного   производства   с приспособлением к ним человека.

Социально-правовой компонент  реабилитации предполагает оформление необходимых документов, консультирование по гарантиям, компенсациям, льготам и контроль за их обеспечением.

Социально — экономический компонент.

Все виды помощи, обеспечивающие социально-экономическую реабилитацию, можно сгруппировать в следующие.

Материальная помощь в денежной форме оказывается гражданам в виде пенсий, пособий, компенсаций, дотаций, целевых выплат, а родителям детей-инвалидов в виде ежемесячных социальных пособий и компенсационных выплат.

Социальное обслуживание включает в себя организацию питания, доставку продуктов, вещей, лекарств, содействие в получении медицинской помощи, поддержание надлежащих условий проживания, содействие в организации юридической помощи, организацию ритуальных услуг и другие виды помощи.

Использование перечисленных мер социальной помощи и защиты позволяет реализовать программу по социальной реабилитации инвалида.

Социально-культурный компонент реабилитации.

Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки     личности;      творческое      самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции. Искусство способно сделать жизнь многих людей богатой и содержательной.

Социально-культурная реабилитация должна проводиться таким образом, чтобы стимулировать людей к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Тестовое контрольное задание

 

1.      Комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма:

а) реформация; б)реабилитаци; в)транслокаци; г)трансплантия.

2.      К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, относят следующие системы:

а) здравоохранения;

б) образования, профессиональной подготовки и переподготовки;

в) организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции, общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.);

 г) все вышеперечисленное.

3. Основные принципы реабилитации:

а) комплексность;

б) индивидуальный подход;

в) раннее начало;

г) все вышеперечисленное.

4. Болезнь –  это:

а) отсутствие настроения;

б) нарушение нормальной жизнедеятельности организма, которое обуславливается функциональными и морфологическими изменениями;

в) проблемы в процессе самообслуживания;

г) нарушения возможности участвовать в производственном процессе

5. Причиной развития социальной недостаточности может быть:

 а) неблагоприятные условия внешней среды;

 б) нарушения жизнедеятельности;

в) ограничение жизнедеятельности.

г) все вышеперечисленное.

6.   Ограничение жизнедеятельности включает в себя нижеследующие компоненты за исключением одного. Исключите неверное:

а) снижение стрессоустойчивости;

б) ограничение способности к трудовой деятельности;

в) языковые и речевые нарушения;

 г) снижение способности общаться с окружающими.

 

7.  Реабилитационная программа, которая сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий:

а)стационарная программа;

б) дневной стационар;

в)амбулаторная программа;

 г)домашняя программа

8 Этап определения реабилитационной программы, который следует за проведением реабилитационно-экспертной диагностики пациента:

 

а) сбор информации;

б) определение реабилитационного прогноза;

 

в) определение мероприятий, технических средств реабилитации и услуг;

г) оценка эффективности ухода.

9.Вид реабилитации, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний, неразрывно связанных с лечебным процессом и в большинстве случаев осуществляемых в течение всей жизни человека:

а) медицинская;

б)педагогическая; в)психологическая;

г) профессиональная.

10. Суть педагогической реабилитации в том, что она включает в себя, в первую очередь:

а) мероприятия воспитательного и обучающего характера;

б) мероприятия, направленные на преодоление страха перед действительностью;

в) комплекс мер, направленных на замещение утраченных органов или функций;

г) мероприятия, направленные на приспособление производственной среды к нуждам и потребностям человека.

 

11.Вид реабилитации, которая представляет собой процесс восстановления конкурентоспособности индивида на рынке труда; предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места к функциональным возможностям человека, организацию специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

а) педагогическая;

б)психологическая

в)профессиональна г)социально

средовая.

12.Разработка технологий социальной реабилитации начинается:

 а) с этапа сбора информации;

б) с этапа социальной диагностики;

в) с этапа определения реабилитационного прогноза;

 г) с этапа оценки эффективности ухода.

13.Методы, используемые в социальной диагностике, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе, и социальной. К их числу относятся метод анализа и синтеза, метод наблюдения и т.п.:

а) общенаучные

б)социологические

в) психологические

г) социальные.

14.Методы социальной терапии, предполагающие воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов. Характерной особенностью этой группы методов является то, что они обладают «отложенным эффектом», т.е. результаты их применения на практике становятся видны далеко не сразу:

а)административны;

б) экономические;

в)психолого-педагогические;

г) социальные.

 

15.Сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата:

 

а)социальная профилактика;

 б) социальная терапия;

в) социальная диагностика;

г) психосоциальные методы.

16.Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в качестве стандартов для мирового сообщества приняты нижеследующие признаки понятия «инвалидность», за исключением одного. Исключите неверное

а) любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;

 б) ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

в) затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности);

 г) временное отсутствие возможности социального общения.

17.Программа реабилитации инвалидов, включающая в себя разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий с учетом отдельных видов, форм, объемов, сроков и порядка их реализации, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма или способность инвалида к выполнению определенных видов деятельности:

а) федеральная базовая программа реабилитации инвалидов;

б) индивидуальная программа реабилитации инвалидов;

в) региональная программа реабилитации инвалидов;

 г) частная программа реабилитации инвалидов.

 

 

. Ключ к тестовому заданию:

 

 

 

 

 

1

б

2

г

3

г

4

б

5

г

6

а

7

б

8

б

9

а

10

а

11

в

12

б

13

а

14

в

15

а

16

г

17

б

18

б

19

а

20

б

21

г

22

а

23

г

 


Скачано с www.znanio.ru