Методическая разработка урока по социальной реабилитации
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Методическая разработка урока по социальной реабилитации

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Документация
doc
20.02.2020
Методическая разработка урока по социальной реабилитации
МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ Цель общества – максимально обеспечить возможности для всех людей с их специфическими проблемами, поэтому сфера социальной работы в России расширяется год от года. Социальной работе свойственен широкий спектр специализаций. Одним из перспективных и важных направлений является социальная реабилитация, как комплекс мер направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений. Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д. В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы: • здравоохранения; • образования; • профессиональной подготовки и переподготовки; • средства массовых коммуникаций и массовой информации; • организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции; • общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем. К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности. Таким образом, социальная реабилитация направлена на: содействие адаптации клиента в социально-бытовой сфере с последующим полноценным включением его в общественную жизнь; развитие коммуникативных навыков; оказание помощи в определении жизненного пути и в способах его достижения
ЗНАНИО.doc

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

 

 

 

Номинация:

 

Методическая разработка

теоретического занятия

по теме:

«Социальная реабилитация»

Дисциплина: МДК. 02.02. Основы реабилитации

Специальность:   Сестринское дело

 

 

 

 

Морозова Елена Николаевна

преподаватель высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец

 

2020г.

 

 

 

Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Социальная реабилитация» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю ПМ02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.02. Основы реабилитации для специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка).

На изучение данной темы отводится 90 мин.

Методическая разработка структурирована и содержит следующие элементы:

-       методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, оснащение, технологическая карта занятия, средства обучения, ожидаемый результат;

-       блок контроля- тестирование

-       информационный блок включает материалы лекции в виде опорного конспекта; с целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной презентации.

-       литература

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.

Создание методической разработки вызвано трудностью усвоения данного материала студентами из-за большого объема информации в учебной литературе.

Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.

Дисциплина: МДК. 02.02. Основы реабилитации

Тема: «Социальная реабилитация».

Вид занятия: лекция.

Тип занятия: урок изучения нового учебного материала.

Количество часов: 90 минут.



Цели лекции

1.Образовательные (учебные): введение новых понятий (базовое лечение, реабилитациясоциальная реабилитациясоциально-средовая реабилитациясоциально-бытовая адаптация).

2. Развивающие:

-         способствовать развитию логического мышления;

-         учить обобщать, анализировать, систематизировать.

3.Воспитательные:

-         вызвать профессиональный интерес студентов к изучаемому предмету;

-         продолжить воспитывать чувство значимости медицинской сестры в сохранении здоровья.

В результате изучения данной темы студент должен знать: основные концепции социальной реабилитации, ее  цели и задачи, виды помощи людям с ограниченными возможностями здоровья; способы адаптации людей с ограниченными возможностями в социальной среде; нормативно-правовую документацию, регламентирующую проведение социальной реабилитации;

Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций:

 

Общие компетенции:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,

оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных

 задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,

планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии,

 инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья,

 достижения жизненных и профессиональных целей

Профессиональные компетенции:

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

 

      Цель общества – максимально обеспечить возможности для всех людей с их специфическими проблемами, поэтому сфера социальной работы в России расширяется год от года. Социальной работе свойственен широкий спектр специализаций. Одним из перспективных и важных направлений  является социальная реабилитация, как комплекс мер направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений.

     Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидностьмиграциюбезработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д.

       В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:

·                                 здравоохранения;

·                                 образования;

·                                 профессиональной подготовки и переподготовки;

·                                 средства массовых коммуникаций и массовой информации;

·                                 организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

·                                 общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

  К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

   Таким образом, социальная реабилитация направлена на: содействие адаптации клиента в социально-бытовой сфере с последующим полноценным включением его в общественную жизнь; развитие коммуникативных навыков; оказание помощи в определении жизненного пути и в способах его достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическая карта (план) занятия

по  ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и лечебном процессах»

МДК 02.02. «Основы реабилитации» 

Тема занятия: «Социальная  реабилитации»

Вид занятия (тип урока):  лекция № 4

 

Цели занятия:

 

Учебная

Развивающая

Воспитательная

формирование базовых представлений о сущности социально- реабилитационной работы с пациентами и инвалидами.

 

Обеспечить формирование общих и профессиональных компетенций ОК 1-13, ПК 2,1 -2,8

Развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные умения,  умение анализировать полученные данные.

Способствововать формированию личностно- профессиональных качеств и ответственности перед выбором будущей профессии.

 

Ожидаемый результат

 

Обучающийся должен знать

Обучающийся  должен уметь

1 Основные концепции социальной реабилитации, ее  цели и задачи, виды помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.

2.Способы адаптации людей с ограниченными возможностями в социальной среде;

3.Нормативно-правовую документацию, регламентирующую проведение социальной реабилитации;

4.Реабилитационные мероприятия инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, наркозависимых

 

1..Пользоваться нормативно-правовыми документами в работе с инвалидами, одинокими людьми.

 

 

 

Межпредметные связи

Обеспечивающие: история медицины,

Обеспечиваемые: клинические дисциплины, учебная практика

 

 

 

 

Средства обучения

 

Оснащение: проектор, презентация на  тему « Социальная реабилитации»

 

 

Литература

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru

Епифанов, В.А. Медико-социальная реабилитация пациентов с различной патологией: учебное пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 592 с.

Инновационные технологии реабилитации: наука и практика: сборник статей II Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 18-19 апреля 2019 года) / Минтруд России; под ред. Г.Н. Пономаренко. – СПб: OOO «Р-КОПИ», 2019. – 316 с.

Основы реабилитации: учебник для медицинских училищ и колледжей / под ред. В.А. Епифанова, А.В. Епифанова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 416 с.

Руденко, А.М. Социальная реабилитация / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – М.: Дашков и К, 2017. – 320 с.

 

Дополнительная литература:

1. Нормативно - правовая документация:

 - Правовая база данных «Консультант»

- Правовая база данных «Гарант»

 Нормативно - правовые акты, регламентирующие медико - социальную деятельность по РФ.

 2. Образовательные ресурсы Интернет:

 -  http://independentfor.narod.ru/material/invguard.htm О социальной защите инвалидов в РФ

 

 

 

 

Ход занятия

 

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Методы, приемы, (цель, действие)

Оснащение

Время

1

Организационный момент

Приветствие

Обучающихся.

Контроль присутствующих,

Формы одежды.

Приветствие преподавателя

Активизация внимания, установление дисциплины, рабочей обстановки

Журнал  учебных занятий

1 мин

2

Педагогическая установка

1.Название темы

2.Мотивация изучения темы

3.Цель занятия

4.План хода занятия

5.Ожидаемый результат

6.Критерии оценки

Монолог преподавателя с акцентом на мотивацию изучаемой темы

Слушают, воспринимают информацию, вступают в диалог с преподавателем.

Формируют цели  занятия.

Побуждение к активной познавательной деятельности, профессиональному интересу, реализация воспитательных целей

Проектор, экран, демонстрация презентации по теме,

1 мин.

3

Контроль исходного уровня знаний по теме: «Психологическая реабилитация»

Проводится фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы преподавателя, слушают ответы

 

 

 

 

Активация  мыслительной деятельности, контроль уровня  усвоенных знаний, реализация развивающих целей.

Контрольные вопросы.

20мин

4

Изучение новой темы:

«Социальная реабилитация»

Формирование новых знаний

Монолог преподавателя, демонстрация материала на слайдах, комментарии к слайдам.

Внимательно слушают, конспектируют, вступают в диалог с преподавателем, задают по ъоду изложения материала вопросы.

Монодиалогическй  метод, демонстрация с объяснением, включение обучающихся в активную  познавательную деятельность

 

60 мин

5

Закрепление пройденного материала

 

Монолог преподавателя

Отвечают на поставленные вопросы

Формирование навыков самообразования. Детального подхода в поиске информации, фронтальный метод.

Проектор. Экран.

5 мин.

6

Рефлексия

Задает вопросы, создает условия для формирования обратной связи, выяснение вопросов, возникших при изучении данной темы

Делают анализ своей деятельности, вступают в диалог с преподавателем

Реализация развивающих целей через анализ собственной учебной деятельности, установление обратной связи

 

2мин.

7

Домашнее задание

Предлагает записать домашнее задание

Сообщает контрольные вопросы

Записывают домашнее задание

Страницы учебника

 

 

1 мин

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

1. Предмет социальной реабилитации.

2.Цели, уровни и виды  социальной реабилитации.

3. Принципы социальной реабилитации

 4. Компоненты  социальной реабилитации   

1. Одной из важнейших задач социальной реабилитации является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин: перенесенного заболевания, операции и травмы.

     В течение всей своей жизни  каждый человек неоднократно сталкивается с ситуациями, которые специалисты социальной работы характеризуют как трудные. В силу каких-то причин у человека или целой социальной группы  (например, семьи)  разрушаются устоявшиеся и привычные  условия жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношении (например, в семьях беженцев и вынужденных  мигрантов)  и с разной степенью глубины меняется социальное окружение. В сложившихся обстоятельствах необходимо не только, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для социальные связи  отношения. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения мероприятий социальной реабилитации.                                                             

       В основе термина «реабилитация» лежит латинское  слово habilis (способность) и  буквально переводится как «восстановление способности». Данный термин долгое время использовался  исключительно в медицинской практике, обозначая процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий, направленного на сохранение  и восстановление.  Развитие социальной работы привело к необходимости обозначения различных направлений помощи, направленной на восстановление утраченных социальных функций не только больных и инвалидов, но и всех тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Термин «социальная реабилитация» поэтому,        сегодня  трактуется более широко и означает систему мероприятий, имеющих целью восстановление способности к социальному функционированию всех тех, кто имеет признаки социальной дезадаптации.                                                   

       Социальная           реабилитация    лиц, попавших         в трудную   жизненную     ситуацию,  выступают сегодня    как                     приоритетное направление государственной      социальной политики РФ,       позволяющее с наибольшей эффективностью и с наименьшими экономическими затратами решать проблемы людей и общества в целом.         Главной         целью данного      направления социальной работы выступает          максимально    полное восстановление способности     индивида  и     группы к   социальному функционированию.    Социальную реабилитацию  могут проходить люди и социальные группы самыми различными проблемами. Социальная реабилитация в литературе описывается как процесс взаимодействия личности и общества. Его главная цель создание условий для формирования человека как полноценного члена того общества, в котором он живет. Специалисты выделяют следующие основные признаки социальной реабилитации как  процесса:

1)    равнозначность всех аспектов реабилитационного процесса- медицинского, социального, психологического, педагогического, профессионального и др.;

2)    индивидуализированный   и дифференцированный характер реабилитационных мероприятий;

3)    создание программы реабилитации на основе учета всех  сторон жизни человека или социальной группы - повседневной деятельности, психического и физического здоровья, социального и экономического статуса;

4)    последовательность и преемственность мер реабилитации;

5)    активное участие клиента в реабилитационном процессе;

6)    многообразие форм и методов реабилитации, применение их на основе системного подхода; тесная связь между учреждениями, осуществляющими реабилитацию.        

     К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

- здравоохранения;

- образования;

- профессиональной подготовки и переподготовки;

- средства массовых коммуникаций и массовой информации;

- организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

- общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).                                                            

 

2. Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.                                                                           Организация реабилитационного процесса требует  определенной теоретической и методической подготовленности.

Таблица 1 - Уровни социальной реабилитации

Категория уровня

Сущность уровня

Федеральный, региональный, муниципальный уровень социальной реабилитации

Система организационных, правовых информационных и образовательных мер принимаемых органами  управления по созданию условий  для образования и деятельности системы реабилитационных социальных служб различно ведомственной подчиненности и различных форм собственности. Этот уровень обеспечивает: создание законодательной базы; определение направлений подготовки кадров; создание экономических условий в области реабилитационной деятельности; координация деятельности системы реабилитационных социальных служб различной ведомственной подчиненности:

 

Уровень индивидуальной и групповой деятельности социальной реабилитационной работы

 

Технологии, система средств. Форм, методов и методик применяемых социальными службами и учреждениями для восстановления утраченных навыков и умений индивидом выполнения социальных функций и ролей, формирование необходимых социальных отношений.

 

Виды  социальной реабилитации включает следующие:

1.Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.

2.Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

3.Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и впоследствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.

5.Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

Каждый конкретный компонент социальной реабилитации определяет порядок и меря по его практической реализации.

3.Специалисты выделяют следующие принципы, лежащие в основе  социальной реабилитации:

1.Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблем клиента и организацию последовательной деятельности по их разрешению.

2.Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление необходимых и достаточных для конкретного клиента социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.

3.Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которых  позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.

4.Индивидуализация программы реабилитации  с учетом объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер, необходимых для максимально полного восстановления социальных функций объекта реабилитации.

5.Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их социального статуса, материального и имущественного положения

Осуществление реабилитационного процесса как социальной технологии специалистом социальной работы  предполагает реализацию следующих этапов:

1)    диагностико - прогностический (определение исходного реабилитационного потенциала, диагностика состояния, составление индивидуальной комплексной программа реабилитации);

2)    этап выбора (разработки) оптимальных технологий, форм, методов работы;

3)    этап непосредственной подготовки к реализации выбранных способов реабилитационной работы;

4)    реализационный (реализация комплексной программы реабилитации, коррекция, научно-методический контроль);

5)    экпертно-оценочный (систематизация, обобщение и контроль результатов реабилитации).

 

     Основные принципы социально- медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К. Ренкером   :

1) непрерывность и основательность - реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество;

2) комплексность - проблема реабилитации должна
решаться комплексно, с учётом всех её аспектов, с
участием врачей и среднего медицинского персонала
различного профиля (физиотерапия, массаж, ЛФК,
психотерапия и др.) и специалистов других отраслей
(психолога, юриста, представителей органов социального
обеспечения, профсоюза и др.);

3)   доступность - реабилитация должна быть
доступной для всех, кто в ней нуждается;

4)       гибкость - реабилитация должна
приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре
болезней, а также учитывать технический прогресс и
изменения социальных структур.

5) неразрывная связь лечебных и реабилитационных
мероприятий;

6}   непрерывная    поэтапная   реабилитация    путем  выполнения      регулярных      ежедневных      физических упражнений  с  постепенно  нарастающими  физическими  нагрузками     и     энерготратами     организма     во     время выполнения упражнений;

7)  индивидуализация программы реабилитации с
учетом тяжести течения, клинических особенностей
болезни, реакции больного на эти мероприятия и др.;

8) тщательный врачебный контроль за реабилитацией
с проведением тестов на толерантность больного к
физическим нагрузкам;

9)      осуществление всех реабилитационных
мероприятий за счет государства.

4. Компоненты социальной реабилитации

Психологический компонент реабилитации.


     Термин психологическая реабилитация обозначает  комплекс психологических мероприятий, направленных на изменение характера клиента с целью нивелирования у него  негативных поведенческих отклонений и выработки устойчивой  социальной адаптации к новым условиям жизни. Психологическая реабилитация подразумевает обретение личностью устойчивости, гармоничности, бодрости.

Психологическая реабилитация призвана решать широкий круг задач психологической помощи, прежде всего, таких как:

1. Нормализация психического состояния, преодоление последствий стресса

2. Восстановление нарушенных (утраченных) психических функций.

3. Гармонизация Я-образа со сложившейся социально-личностной ситуацией

4. Оказание помощи в установлении конструктивных отношений с референтными личностями и группами и др.

Выделяют несколько видов психологической реабилитации

 Социально - психологическая реабилитация направлена на восстановление социальных связей, создание системы социально-психологической поддержки и самоподдержки.

  Психическая реабилитация трактуется как система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т. д . Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий в условиях медицинского стационара..

В отечественной медицинской психологии разработаны следующие принципы психической реабилитации:

- партнерство - всемерное вовлечение больного в лечебно-восстановительный процесс;

-     разноплановость усилий — направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности; единство психосоциальных и биологических методов воздействия;

-  ступенчатость   —  создание   «переходов»   от   одного реабилитационного мероприятия к другому.

Актуальной задачей психической реабилитации является разработка эффективных методов восстановления личностных   установок,   направленных   на   преодоление последствий болезни у лиц, перенесших нервные и психические заболевания, протезирование органов,
тяжелые хирургические вмешательства, имеющих хронические заболевания, нуждающихся  в психологической коррекции в случаях изменения
жизненных стереотипов, социальной дезадаптации (в
результате длительного лечения, социальной изоляции,
стихийных бедствий и т.д.). Особое внимание в
психической     реабилитации   уделяется           работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально адаптивных качеств. Осуществление психической реабилитации требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (например, организация досуга, общения, диспансеризация).

Психологическая           реабилитация  включает  в себя психологическое
консультирование, индивидуальную и групповую психотерапию, психокоррекцию, социально-психологические тренинги, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую     работу, привлечение реабилитируемых к участию в группах поддержки, клубах общения.

Психологическое консультирование  предназначено для оказания психологической помощи людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач.

В процессе  психологического консультирования решаются следующие задачи:

- оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;

- оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;

- информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;

- повышение общей психологической грамотности;

- мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;

- коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

- выявление основных направлений дальнейшего развития личности.

Социально -педагогический компонент реабилитации

  Данный компонент  предполагает        организацию        мер педагогической помощи в социализации индивида.

Обучение предусматривает предоставление помощи человеку в компенсации психологических изменений в формировании положительных установок на развитие других способностей индивида, что будет компенсировать его состояние.

Особенно важен этот компонент при реабилитации лиц  с ограниченными   возможностями.   В   этом   случае обучение    должно     быть     направлено     на    овладение инвалидом      стандартными      схемами      поведения      и взаимодействия,   на   освоение   инвалидом   окружения   и полноценного  существования  в  нем.   Обучение  должно включать адаптационные консультирование и организацию социального участия инвалида, оно должно подготовить инвалида к адекватным ответам на требование окружения и активным воздействиям на него.

Социально-бытовой     компонент    реабилитации

    Данный компонент  касается   в основном   инвалидов   и   включает   в   себя социально-средовую     ориентацию,     социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство. Федеральное российское      законодательство      выделяет      и      такое
направление      реабилитационной      деятельности,      как "социальная    реабилитация    инвалидов",     подразумевая деятельность     по    социально-бытовой     адаптации     социально-средовой                                реабилитации.   Подобное употребление терминов, когда одно из направлений
реабилитации приводится под таким же названием, как и
вся совокупность деятельности по восстановлению
способностей социального функционирования, свидетельствует не только о том, что при разработке документов 1995г. была допущена некоторая торопливость, но также о том, что в понимании содержания этого процесса имеются определенные теоретические и методологические противоречия. По нашему мнению, термин «социальная реабилитация» следует оставить за описанием общего процесса, а в качестве компонента выделить социально-бытовой компонент реабилитации.

Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности. Осуществляется главным образом по отношению к  инвалидам.

Мероприятия    по    социально-бытовой    адаптации

включают:

-информирование   и  консультирование  инвалида  и

его семьи;

-«адаптационно обучение инвалида и его семьи;
-обучение       инвалида:       персональному       уходу(самообслуживанию);

-персональной сохранности;  овладению  социальными навыками;

-обеспечение   инвалида   техническими   средствами реабилитации и обучение пользованию ими;

- адаптацию жилья инвалида к его потребностям.

Социалъно-средовая ориентация также  реализуется в отношении инвалидов  и представляет собой систему и процесс определения    структуры    наиболее    развитых    функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида       общественной       или       семейно-общественной деятельности.

Мероприятия   по   социально-средовой   ориентации включают:

- социально-средовое обучение; -обучение   общению,   социальной   независимости, навыкам      проведения      отдыха,      досуга,      занятиями физкультурой и спортом;

 - оказание помощи в решении личных проблем;

 -социально-психологический патронаж семьи.

 

    Социально-средовое обучение                 проводится социальным работником,

 

Социально-бытовая адаптация предусматривает определение оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях и приспособление к ним больных и инвалидов.

Вместе с тем, как показывает практика, созданная система социального обслуживания пока не может компенсировать и преодолеть трудности, с которыми сталкивается больной человек или инвалид, особенно на первых этапах адаптации к новым условиям существования и жизнеобеспечения.

Профессиональный компонент реабилитации.


Профессиональная реабилитация
- это процесс и система
восстановления конкурентоспособности индивида на
рынке труда; включает в себя профессиональную
ориентацию,      образование,      профессионально- производственную адаптацию и трудоустройство. В случае социальной недостаточности (в виде ограничения способности к профессиональной деятельности) меры социальной реабилитации требуют наряду с профориентацией приспособления производства и режима труда к нуждам клиента (если это необходимо).

Профессиональная ориентация предполагает выбор человеком общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам и не причиняющей вреда здоровью.

Профессиональное образование — это система и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности.

Рациональное трудовое устройство — это система и
процесс организации и правовой регламентации трудовой
деятельности инвалидов, направленные на обеспечение
условий        для        эффективной        реализации  их

профессиональных способностей.

Рациональное трудоустройство означает адекватность условий и содержания труда психофизиологическим особенностям инвалида и социально-экономическую равноценность рекомендуемой ему профессиональной деятельности ранее исполняемой (в случае ее смены), либо исполняемой здоровым работником аналогичной работы (в случае первоначального выхода на рынок труда).

Профессионально-производственная адаптация - это
система и процесс определения оптимального уровня
производственных нагрузок, связанных с исполнением
требований     рекомендуемой    профессиональной деятельности   в   условиях   конкретного   производства   с приспособлением к ним человека.

Социально-правовой компонент  реабилитации предполагает оформление необходимых документов, консультирование по гарантиям, компенсациям, льготам и контроль за их обеспечением.

Социально — экономический компонент.

Все виды помощи, обеспечивающие социально-экономическую реабилитацию, можно сгруппировать в следующие.

Материальная помощь в денежной форме оказывается гражданам в виде пенсий, пособий, компенсаций, дотаций, целевых выплат, а родителям детей-инвалидов в виде ежемесячных социальных пособий и компенсационных выплат.

Социальное обслуживание включает в себя организацию питания, доставку продуктов, вещей, лекарств, содействие в получении медицинской помощи, поддержание надлежащих условий проживания, содействие в организации юридической помощи, организацию ритуальных услуг и другие виды помощи.

Использование перечисленных мер социальной помощи и защиты позволяет реализовать программу по социальной реабилитации инвалида.

Социально-культурный компонент реабилитации.

Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки     личности;      творческое      самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции. Искусство способно сделать жизнь многих людей богатой и содержательной.

Социально-культурная реабилитация должна проводиться таким образом, чтобы стимулировать людей к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Тестовое контрольное задание

 

1.      Комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма:

а) реформация; б)реабилитаци; в)транслокаци; г)трансплантия.

2.      К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, относят следующие системы:

а) здравоохранения;

б) образования, профессиональной подготовки и переподготовки;

в) организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции, общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.);

 г) все вышеперечисленное.

3. Основные принципы реабилитации:

а) комплексность;

б) индивидуальный подход;

в) раннее начало;

г) все вышеперечисленное.

4. Болезнь –  это:

а) отсутствие настроения;

б) нарушение нормальной жизнедеятельности организма, которое обуславливается функциональными и морфологическими изменениями;

в) проблемы в процессе самообслуживания;

г) нарушения возможности участвовать в производственном процессе

5. Причиной развития социальной недостаточности может быть:

 а) неблагоприятные условия внешней среды;

 б) нарушения жизнедеятельности;

в) ограничение жизнедеятельности.

г) все вышеперечисленное.

6.   Ограничение жизнедеятельности включает в себя нижеследующие компоненты за исключением одного. Исключите неверное:

а) снижение стрессоустойчивости;

б) ограничение способности к трудовой деятельности;

в) языковые и речевые нарушения;

 г) снижение способности общаться с окружающими.

 

7.  Реабилитационная программа, которая сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий:

а)стационарная программа;

б) дневной стационар;

в)амбулаторная программа;

 г)домашняя программа

8 Этап определения реабилитационной программы, который следует за проведением реабилитационно-экспертной диагностики пациента:

 

а) сбор информации;

б) определение реабилитационного прогноза;

 

в) определение мероприятий, технических средств реабилитации и услуг;

г) оценка эффективности ухода.

9.Вид реабилитации, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний, неразрывно связанных с лечебным процессом и в большинстве случаев осуществляемых в течение всей жизни человека:

а) медицинская;

б)педагогическая; в)психологическая;

г) профессиональная.

10. Суть педагогической реабилитации в том, что она включает в себя, в первую очередь:

а) мероприятия воспитательного и обучающего характера;

б) мероприятия, направленные на преодоление страха перед действительностью;

в) комплекс мер, направленных на замещение утраченных органов или функций;

г) мероприятия, направленные на приспособление производственной среды к нуждам и потребностям человека.

 

11.Вид реабилитации, которая представляет собой процесс восстановления конкурентоспособности индивида на рынке труда; предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места к функциональным возможностям человека, организацию специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

а) педагогическая;

б)психологическая

в)профессиональна г)социально

средовая.

12.Разработка технологий социальной реабилитации начинается:

 а) с этапа сбора информации;

б) с этапа социальной диагностики;

в) с этапа определения реабилитационного прогноза;

 г) с этапа оценки эффективности ухода.

13.Методы, используемые в социальной диагностике, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе, и социальной. К их числу относятся метод анализа и синтеза, метод наблюдения и т.п.:

а) общенаучные

б)социологические

в) психологические

г) социальные.

14.Методы социальной терапии, предполагающие воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов. Характерной особенностью этой группы методов является то, что они обладают «отложенным эффектом», т.е. результаты их применения на практике становятся видны далеко не сразу:

а)административны;

б) экономические;

в)психолого-педагогические;

г) социальные.

 

15.Сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата:

 

а)социальная профилактика;

 б) социальная терапия;

в) социальная диагностика;

г) психосоциальные методы.

16.Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в качестве стандартов для мирового сообщества приняты нижеследующие признаки понятия «инвалидность», за исключением одного. Исключите неверное

а) любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;

 б) ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

в) затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности);

 г) временное отсутствие возможности социального общения.

17.Программа реабилитации инвалидов, включающая в себя разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий с учетом отдельных видов, форм, объемов, сроков и порядка их реализации, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма или способность инвалида к выполнению определенных видов деятельности:

а) федеральная базовая программа реабилитации инвалидов;

б) индивидуальная программа реабилитации инвалидов;

в) региональная программа реабилитации инвалидов;

 г) частная программа реабилитации инвалидов.

 

 

. Ключ к тестовому заданию:

 

 

 

 

 

1

б

2

г

3

г

4

б

5

г

6

а

7

б

8

б

9

а

10

а

11

в

12

б

13

а

14

в

15

а

16

г

17

б

18

б

19

а

20

б

21

г

22

а

23

г

 


Скачано с www.znanio.ru

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Социальная реабилитация» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю

Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Социальная реабилитация» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю

Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций:

Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций:

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

навыков; оказание помощи в определении жизненного пути и в способах его достижения

навыков; оказание помощи в определении жизненного пути и в способах его достижения

Учебно-методическая карта (план) занятия по

Учебно-методическая карта (план) занятия по

Межпредметные связи Обеспечивающие: история медицины,

Межпредметные связи Обеспечивающие: история медицины,

Ход занятия № Этапы занятия

Ход занятия № Этапы занятия

Изучение новой темы: «Социальная реабилитация»

Изучение новой темы: «Социальная реабилитация»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК 1. Предмет социальной реабилитации

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК 1. Предмет социальной реабилитации

Социальная реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, выступают сегодня как приоритетное направление государственной социальной политики

Социальная реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, выступают сегодня как приоритетное направление государственной социальной политики

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом

Виды социальной реабилитации включает следующие: 1

Виды социальной реабилитации включает следующие: 1

Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление необходимых и достаточных для конкретного клиента социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи

Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление необходимых и достаточных для конкретного клиента социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи

ЛФК, психотерапия и др.) и специалистов других отраслей (психолога, юриста, представителей органов социального обеспечения, профсоюза и др

ЛФК, психотерапия и др.) и специалистов других отраслей (психолога, юриста, представителей органов социального обеспечения, профсоюза и др

Восстановление нарушенных (утраченных) психических функций

Восстановление нарушенных (утраченных) психических функций

Психологическая реабилитация включает в себя психологическое консультирование, индивидуальную и групповую психотерапию, психокоррекцию, социально-психологические тренинги, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, привлечение реабилитируемых к участию…

Психологическая реабилитация включает в себя психологическое консультирование, индивидуальную и групповую психотерапию, психокоррекцию, социально-психологические тренинги, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, привлечение реабилитируемых к участию…

Социально-бытовой компонент реабилитации

Социально-бытовой компонент реабилитации

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают: - социально-средовое обучение; -обучение общению, социальной независимости, навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом; - оказание помощи в решении…

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают: - социально-средовое обучение; -обучение общению, социальной независимости, навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом; - оказание помощи в решении…

Рациональное трудоустройство означает адекватность условий и содержания труда психофизиологическим особенностям инвалида и социально-экономическую равноценность рекомендуемой ему профессиональной деятельности ранее исполняемой (в случае ее смены), либо…

Рациональное трудоустройство означает адекватность условий и содержания труда психофизиологическим особенностям инвалида и социально-экономическую равноценность рекомендуемой ему профессиональной деятельности ранее исполняемой (в случае ее смены), либо…

Искусство способно сделать жизнь многих людей богатой и содержательной

Искусство способно сделать жизнь многих людей богатой и содержательной

Причиной развития социальной недостаточности может быть: а) неблагоприятные условия внешней среды; б) нарушения жизнедеятельности; в) ограничение жизнедеятельности

Причиной развития социальной недостаточности может быть: а) неблагоприятные условия внешней среды; б) нарушения жизнедеятельности; в) ограничение жизнедеятельности

Вид реабилитации, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний, неразрывно связанных с…

Вид реабилитации, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний, неразрывно связанных с…

Разработка технологий социальной реабилитации начинается: а) с этапа сбора информации; б) с этапа социальной диагностики; в) с этапа определения реабилитационного прогноза; г) с этапа оценки…

Разработка технологий социальной реабилитации начинается: а) с этапа сбора информации; б) с этапа социальной диагностики; в) с этапа определения реабилитационного прогноза; г) с этапа оценки…

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в качестве стандартов для мирового сообщества приняты нижеследующие признаки понятия «инвалидность», за исключением одного

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в качестве стандартов для мирового сообщества приняты нижеследующие признаки понятия «инвалидность», за исключением одного

Ключ к тестовому заданию: 1 б 2 г 3 г 4 б 5 г 6 а 7 б 8 б 9 а 10 а 11…

Ключ к тестовому заданию: 1 б 2 г 3 г 4 б 5 г 6 а 7 б 8 б 9 а 10 а 11…
Скачать файл