Методическая разработка урока по теме: "Азотная кислота"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по теме: "Азотная кислота"

Оценка 4.7
docx
28.06.2024
Методическая разработка урока по теме: "Азотная кислота"
Урок- Азотная кислота.docx

Тема: Азотная кислота.

Класс: 9

Цели урока:

образовательная – расширить и углубить знания учащихся о строении и свойствах кислот на примере азотной кислоты, создать условия для самостоятельного изучения химических свойств азотной кислоты, промышленного значения и применения азотной кислоты и её солей;

развивающая – содействовать развитию умений анализировать содержание учебного материала, проводить химический эксперимент, развитию умений составлять ионные и окислительно-восстановительные уравнений химических реакций;

воспитательная – способствовать развитию познавательной активности учащихся, умению формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать,  развитию интереса  к предмету.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование и реактивы: компьютер; раздаточный материал (тесты, раздаточный материал «Состав и строение молекулы азотной кислоты»), штатив с пробирками, склянки с растворами: HNO3, FeCl3, NaOH, склянки с твердыми веществами: CuO, CaCO3, штатив с пробирками, спички спиртовка, держатель для пробирок.

Методы обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый.

Ход урока

I.  Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

  Блиц – опрос.

1.Элемент, который находится под порядковым номером 7 –

2.Общее число электронов у атома азота –

3. Число неспаренных электронов атомов элементов подгруппы азота –

4.Степень окисления азота в азотной кислоте -

5. Степень окисления азота в аммиаке –

6.В молекуле азота связь –

7. В молекуле аммиака связь –

8. 3 – 10% - раствор аммиака называется …

9. «Азот – непременная составная часть живых организмов». Речь идет о простом веществе или химическом элементе?

10. в составе воздуха азот -      %

11. Аммиак при нормальных условиях – это …

12. Оксид азота (II) образуется в атмосфере …

13. Оксид азота (II) – это …

14. В лаборатории оксид азота (II) получают …

15. В промышленности оксид азота (II) получают …

16. При окислении оксида азота (II)  образуется …

17. Оксид азота (IV) – это …

18. Почему вовремя грозы почва обогащается азотом?

19.В лаборатории  оксид азота (IV) получают …

20. В промышленности оксид азота (IV) получают …

III. Целеполагание и мотивация.

        Сообщение темы, раскрытие общей цели и плана урока.

IV. Изучение нового материала.

1. Стадия «Вызова»

        Мы приступаем к изучению физических и химических свойств азотной кислоты,   применению и промышленному значению азотной кислоты и её солей. Общие свойства кислот вы изучали в курсе 8-го класса. Новый материал запоминается легче, если он накладывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти. Расчертите листок на три части и подпишите графы.

Что я знаю об азотной кислоте?

Что я  узнал об азотной кислоте?

Что я хочу узнать об азотной кислоте?

 

 

 

 

В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит 1-ю графу. Перескажите друг другу ваши записи. (5 мин.). Заполните 3-ю графу.

2. Стадия «Осмысление».

а)  Состав и строение молекулы азотной кислоты. Работа с раздаточным материалом «Состав и строение молекулы азотной кислоты»

Рассмотреть строение молекулы азотной кислоты. Отметить, что степень окисления  азота в молекуле азотной кислоты равна +5, а валентность – четыре.

б) Физические свойства  азотной кислоты.  Меры предосторожности при работе с азотной кислотой.

Идёт работа с текстом параграфа 19 на стр. 54  и его маркировка:

 «V» - уже известно;

«+» - абсолютно новое, неожиданное;

«-» - противоречит твоим представлениям;

«?» - задать вопрос учителю.

На данной стадии идёт соотношение уже известного материала с тем, «что узнал». Происходит структурная организация информации в памяти.

в) Химические свойства:

Свойства разбавленной азотной кислоты. Разбавленная азотная кислота проявляет общие для всех кислот свойства: диссоциирует как сильный электролит, взаимодействие с оксидами металлов, основаниями и солями.

Учащиеся выполняют лабораторные опыты, характеризующие некоторые свойства разбавленной азотной кислоты, а в рабочей карте записывают уравнения реакций. Обратить внимание на качественную реакцию азотной кислоты.

Специфические свойства азотной кислоты.

1) Термическое разложение азотной кислоты  4HNO3 = 4NO2 + 2H2O + O2

NO2 – бурый газ со специфическим запахом, ядовит, вдыхание вредно действует на легкие и сердце. NO2  раздражающе действует на органы дыхания. На поверхности слизистых оболочек рта и носоглотки NO2 взаимодействует с влагой, образуя HNO2, HNO3, которые могут способствовать развитию отека легких.

2) Взаимодействие азотной кислоты с металлами. Никогда не выделяется водород!

(демонстрация опыта  «Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой»).

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + NO2 + 2H2O

Азотная кислота не реагирует с золотом и платиной. Однако концентрированная азотная кислота и концентрированная соляная кислота в соотношении 1:3, называемая «царской водкой», действует на эти металлы, растворяя их. Концентрированная азотная кислота переводит железо, алюминий, хром в пассивное состояние. Поэтому концентрированную азотную кислоту хранят и перевозят в алюминиевой таре, а разбавленную азотную кислоту – в таре из хромистой смеси.

3) Взаимодействие азотной кислоты с неметаллами

(демонстрация опыта  «Взаимодействие азотной кислоты с фосфором»).

P +   5HNO3 = H3PO4 + 5NO2 + H2O

 Учащиеся записывают в рабочих тетрадях уравнения химических реакций.

  После того, как вы записали все  химические свойства азотной кислоты, обсудите это с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, попросите членов группы поделиться своими знаниями о химических свойствах азотной кислоты. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задаётся  время от времени вопрос, все ли согласны с тем, что сказано.

  Учащиеся формулируют вывод о  химических свойствах азотной кислоты.

г) Промышленное значение и применение азотной кислоты. Применение солей азотной кислоты.

Учащиеся составляют  кластер.

3. Стадия « Размышления» (рефлексия).

Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №2 – «Что я узнал об азотной кислоте?»). Учащиеся обобщают материал, который узнали на уроке по данной теме. Им предлагается составить СИНКВЕЙН:

одно существительное: кислота;

два прилагательных: одноосновная, кислородсодержащая

три глагола: окисляет, растворяется, разлагается;

фраза из четырёх слов: вызывает сильные ожоги кожи

одно слово – синоним или метафора: едкое вещество.

V. Закрепление и применение знаний.

1.Экспериментальная задача. В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида калия, нитрата калия, гидроксида натрия. Распознайте вещества.

2. Игра с сигнальными карточками. Красная – да, синяя – нет.

На доске задание. Какие из перечисленных веществ, формулы которых  Na2CO3, P2O5, HCl, ZnO, Ag, NaOHMg взаимодействуют с раствором азотной кислоты.

Учитель читает формулы веществ, а учащиеся поднимают соответствующие карточки.

3. Выполнение тестовых заданий

Вариант 1

1. Укажите степень окисления азота в молекуле азотной кислоты.

   а) +4

   б) +3

   в) +5

2. Какое количество электронов присоединяет азот в процессе, обозначенном схемой N+5N+4

   а) 2

   б) 1

   в) 3

3. Укажите концентрированную азотную кислоту.

   а) 65% HNO3

   б)30% HNO3

   в)3% HNO3

4. При взаимодействии разбавленнойHNO3 с металлами выделяется:

   а) газообразные соединения азота

   б) водород

   в) кислород

5. Укажите схемы реакций, в которых получается NO2

   а) Cu + HNO3(р) →                    в) Zn + HNO3(р) →

   б) Ag + HNO3(к)→                     г) HNO3t

 

 

Вариант 2

1.Сколько химических связей образует атом азота в молекуле азотной кислоты

   а) 5

   б) 4

   в) 3

2. Какое количество электронов присоединяет азот в процессе, обозначенной схемой  N+5 → N+1

   а) 3

   б) 4

   в) 2

3. Укажите разбавленную азотную кислоту

   а) 98% HNO3

   б) 65% HNO3

   в) 20% HNO3

4. При взаимодействии концентрированной HNO3 с металлами выделяется

   а) водород

   б) кислород

   в) газообразные соединения азота

5. Укажите схемы реакций, в которых взята концентрированная HNO3

   а) Cu + HNO3 → NO + …                            в) Ag + HNO3 → NO2 +…

б) Zn + HNO3 → NH4NO3 +…                      г) Fe + HNO3 →…

 

Рефлексивный тест (использование сигнальных карточек: красный цвет – да, синий – нет) (2 мин.)

1. Я узнал(а) много нового на уроке.

2. На уроке было над чем подумать.

3. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урок достиг.

VI. Итог урока. Домашнее задание: §19; упр. № 1,5 с.59.

 


 

Тема : Азотная кислота. Класс : 9

Тема : Азотная кислота. Класс : 9

В молекуле аммиака связь – 8

В молекуле аммиака связь – 8

Стадия «Осмысление». а) Состав и строение молекулы азотной кислоты

Стадия «Осмысление». а) Состав и строение молекулы азотной кислоты

Азотная кислота не реагирует с золотом и платиной

Азотная кислота не реагирует с золотом и платиной

Экспериментальная задача. В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида калия, нитрата калия, гидроксида натрия

Экспериментальная задача. В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида калия, нитрата калия, гидроксида натрия

Вариант 2 1.Сколько химических связей образует атом азота в молекуле азотной кислоты а) 5 б) 4 в) 3 2

Вариант 2 1.Сколько химических связей образует атом азота в молекуле азотной кислоты а) 5 б) 4 в) 3 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2024