МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по теме: «Баскетбол. Передача и ловля мяча двумя руками от груди и совершенствование ведения мяча. Двухсторонняя игра»
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по теме: «Баскетбол. Передача и ловля мяча двумя руками от груди и совершенствование ведения мяча. Двухсторонняя игра»

Оценка 4.9
docx
физическая культура
27.06.2024
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по теме: «Баскетбол. Передача и ловля мяча двумя руками от груди и совершенствование ведения мяча. Двухсторонняя игра»
Открытый урок СТ-101 2024.docx

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Южно-Уральский многопрофильный колледж»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по теме: «Баскетбол. Передача и ловля мяча двумя руками от груди и совершенствование ведения мяча. Двухсторонняя игра»

 

 

Дисциплина: Физическая культура

Специальность: 08.02.01 Строительство зданий и сооружений

 

 

 

 

Разработчик: Даниловский А.В.,

преподаватель ГБПОУ «ЮУМК»

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2024


 

 

РАССМОТРЕНО

На заседании цикловой методической комиссии

Протокол № __ «___» _______ 20__г.

Председатель ЦМК _______________/Маркова Ю.А.

 

 

 

В методической разработке представлены план урока и его этапы, хронологическая и технологическая карты урока. Данный урок разработан на основе рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура», может быть интересен преподавателям физической культуры.

 

СОГЛАСОВАНО

Методист

_____________(Булаева Ю.)

 

 

 

Автор методической разработки: Даниловский А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 1. Пояснительная записка

2. Комментарии по организации и проведению занятия

3. План урока

4. Хронологическая карта урока

5. Технологическая карта урока

6. Список используемой литературы

 

Приложения

А. Техника игры в баскетбол.

Б. Вопросы по баскетболу.

 

 

4

5

8

9

10

12

 

 

13

14

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

Среди актуальных проблем реформирования образования наиболее острой является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья студентов. На основе анализа фактического материала главной целью уроков физической культурой и занятий внеурочной деятельности стала необходимость решения проблемы формирования навыков здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студентов, развития их двигательной активности.

Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория, и методика игры в баскетбол, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация техники и навыков полученных в ходе тренировок спортсмена.

 


 

Комментарии по организации и проведению занятия

Урок по спортивным играм, как и другие занятия физической культуры в колледже включает в себя подготовительную (вводную), основную и заключительную части.

Подготовительная часть. Продолжительность подготовительной части урока составляет 10-15 минут. Ее содержание должно обеспечивать выполнение двух «частных» задач: подготовить организм обучающихся к выполнению заданий, реализуемых в основной части урока, и частично, сопряжено обеспечить развития физических качеств, в основном силы и выносливости. Для этого после объявления преподавателем задач урока, обучающиеся выполняют программу двигательных действий.

Такие действия и физическая нагрузка, реализуемые в подготовительной части урока, должны соответствовать следующим требованиям:

а) интенсивность физической нагрузки должна быть большей, чем в основной части, средняя ЧСС равна 150-165 уд./мин. Поточное выполнение заданий непрерывно или с небольшими интервалами отдыха определяет высокую моторную плотность (70-80 %). В конце подготовительной части у обучающихся должно наступить выраженное потоотделение. Интенсивный бег и энергично выполненные с большой амплитудой общеразвивающие упражнения должны обеспечить развитие выносливости обучающихся;

б) не следует выполнять сложные по координации упражнения, на объяснение и показ которых затрачивается много времени. Упражнения должны быть простыми, при их выполнении в сократительную деятельность должны включать не менее 70 % скелетных мышц;

в) обязательно выполнение обучающимися силовых упражнений, в том числе и тестирующих уровень силы (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание и опускание туловища в положении сидя и др.);

г) координационная структура некоторых упражнений, выполняемых в подготовительной части занятия, должна быть сходной с двигательными действиями, включенными в основную часть урока;

д) выполнение упражнений с применением ударного метода развития взрывной силы (например, прыжки толчком обеими ногами влево-вправо через гимнастическую скамейку с продвижением вперед и максимальным использовании энергии рекуперации) допустимо лишь во второй половине подготовительной части, при условии полноценной подготовки мышечного и суставно-связочного аппарата к «острым» нагрузкам.

От проведения круговой тренировки в подготовительной части занятия нужно воздержаться.

Основная часть. После завершения подготовительной части занятия следует перестроение занимающихся в две шеренги, лицом друг к другу. В первой половине основной части занятия проводится обучение технико-тактическими двигательными действиями, чаще всего в парах. Два студента образуют пару, стоя друг перед другом, они получают мяч и выполняют задания преподавателя.

Формирование пар может иметь методическое значение. В ряде случаев пары подбираются примерно одинаковых физической подготовленности, роста и прилежания. Тогда создаются равноценные возможности для двигательного совершенствования обеих занимающихся. Полезно, особенно на начальном этапе обучения, обеспечить взаимодействие «парных» занимающихся, развивать его на последующих занятиях.

 У обучающихся может возникнуть чувство открытого или скрытого соперничества («У меня должно лучше получиться, чем у него»), которое преподаватель должен вовремя заметить и своевременно перепрофилировать, направить в нужное русло. Наибольшего успеха достигают психологически совместимые «парные» партнеры: даже при наличии скрытого соперничества они доброжелательны друг к другу, на занятиях обмениваются методическими советами и секретами. Иногда скрытое соперничество приводит к недоброжелательству, особенно у девушек. Если преподаватель бессилен нормализовать сложные отношения партнеров, их следует развести по другим парам.

Партнеры могут заметно отличатся по уровню подготовленности и прилежанию. В таких случаях обучение мало эффективно: плохо подготовленный ученик часто теряет мяч, выполняет задания с грубыми ошибками; от этого более подготовленный партнер простаивает и не получат должной учебной нагрузки.

Однако формирование пар из сильного и слабого студентов может быть и оправданным. Например, хорошо подготовленного студента, тренирующегося в секции в баскетбол, преподаватель объединяет в парах со слабым учеником, последний в таком случае получает персонального куратора. Обучение улучшается. Более сложный случай – когда преподаватель пытается свести в паре добросовестного ученика с ленивым, часто при этом проигрывают оба.

В основной части урока учитель должен быть максимально методически активен. Он постоянно передвигается вдоль шеренг учащихся и осуществляет персональное обучение действия, исправляет ошибки, следит за правильностью выполнения того или иного технического действия. Время от времени педагог прекращает выполнение групповых заданий и дает общие указания, сопровождая их личным показом или показом данного действия каким-либо студентом, делая акцент на то, что у него отлично получается данный элемент.

Во второй половине основной части занятия проводят двусторонние игры или игры, закрепляющие полученные навыки. Однако им отводят им слишком много времени, что отнюдь не всегда целесообразно. Двусторонние игры следует проводить лишь в том случае, когда обучающиеся владеют технико-тактическими действиями на уровне двигательного умения. Проведение двусторонних встреч с соблюдением всех правил с обучающимися, особенно с девушками, является грубой ошибкой.

Заключительная часть. Традиционно в конце занятия подводят итоги. В данной части урока предлагается резко уменьшить физическую нагрузку и выполнять в медленном темпе успокаивающие упражнения с целью нормализации психического состояния и восстановления физической работоспособности, частично утраченной во время выполнения основных задач урока. Таким образом, средствами заключительной части постепенно ликвидируется двигательная доминанта и создается психологическая основа для восприятия учебного материала последующего занятия.

 


 

План урока

Специальность: 08.02.01 Строительство зданий и сооружений

Дата проведения: 20.02.2024

Дисциплина: «Физическая культура»

Тема: Баскетбол. Передача и ловля мяча двумя руками от груди и совершенствование ведения мяча. Двухсторонняя игра.

Тип занятия: Комбинированный

Цели урока:

1. Учебная (дидактическая) цель:

 

1        Обучение технике правильного выполнения упражнений: ловля  и передача мяча от груди.

2        Совершенствование техники применения в игре.

2. Развивающая цель:

1.      Развивать у учащихся физические качества: силу, быстроту, выносливость;

2.      Формировать стойкий познавательный интерес к занятиям физическими упражнениями.

 

3. Воспитывающая цель:

1.   Развивать внимание, скоростно-силовые качества и координацию движений, коммуникативные навыки обучающихся;

2.   Формировать умения чётко и организованно работать в группе, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи. 

 

Формирование общих компетенций

 

ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Межпредметные связи:

Дисциплина «Анатомия»

Внутрипредметные связи:

Тема: «Общая физическая подготовка»

 

Методы обучения:

Словесный, наглядный, практический

Форма учебной деятельности:

Групповая

Литература (основная, дополнительная):

1.  Решетников, Н.В. Физическая культура. — М., 2016.

2.  Полиевский С.А. Физкультура и профессия/С.А. Полиевский, И.Д. Старцева – М.: Дрофа, 2015.

3.  Железняк В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»/В.М. Железняк, Ю.Д. Минбулатов, и др. – М.: Академия, 2015.                                                                        4. Анискин С.Н Методика обучения технике игры в баскетбол. М-2018.                                                                                               

Оснащенность занятия, наглядность:

Мячи баскетбольные, свисток, баскетбольный щит.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Самостоятельное закрепление материала.

6. Работа над проектом. Контрольный этап

5 мин

7. Подведение итогов, рефлексия, сообщение домашнего задания

5 мин

 

Хронологическая карта урока

 

Хронологическая карта урока (учебной практики)

№ п/п

Этапы урока

Время, мин

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Ожидаемый результат

1.

Организационный

3 мин

Построение, приветствие, проверка посещаемости.

Подготовка к уроку

Группа готова к уроку

2.

Актуализация знаний

2 мин

Постановка цели урока

Активно слушают преподавателя

Цели урока поставлены

3.

Вводно-подготовительный этап

10 мин

Выполнение ОРУ в движении и на месте

Выполнение упражнений

Правильное выполнение упражнений

4.

0бъяснение нового материала

15 мин

Объяснение нового материала и показ новых упражнений

Выполнение заданий преподавателя

Закрепляют полученные знания

5.

3акрепление новых знаний

35 мин

Объяснение и показ эстафет с элементами пройденного материала

Выполнение задания преподавателя

Полученные

знания закреплены

6.

Совершенствование знаний, умений и навыков

20 мин

Контроль  за выполнением задания

Выполнение задания преподавателя

Правильное выполнение задания

7.

3аключительный этап

4 мин

Оценка знаний по результатам занятия

Оценка учащихся собственных знаний

Формирование навыков и умений

8.

3адание на дом

1 мин

Задание уч-ся на дом

Запоминания домашнего задания

Творческий подход к выполнению дом.  задания


Технологическая карта урока

Часть

урока

Содержание

Дози-

ровка

Организационно –

методические указания

Подготовительная часть урока и разминка

1. Построение в одну шеренгу, рапорт физорга группы, приветствие, проверка по списку обучающихся, цели и задачи урока.

2. Разминка.

-ходьба по периметру зала (полный круг);

-медленный разминочный бег по залу с дистанцией  вытянутой руки.

-по команде (левое плечо вперед- и.п прямо, правое плечо вперед-и.п прямо)

-по команде( прыжки на левой ноге-и.п прямо, прыжки на правой ноге-и.п прямо)

- переходим на медленную ходьбу, восстанавливаем дыхание, руки вперед, ладони прямо глубокий вдох и.п  выдох.

Общие развивающиеся упражнения.

-Ноги на ширине плеч, руки перед собой, ладони в замочек  по команде резкий поворот направо и налево и.п.

-Ноги на ширине плеч правая рука вверх, левая вниз, ладони зажаты в кулак и по команде выполняем произвольные упражнения.

-Ноги на ширине плеч, туловище вперед правой рукой достаем левую ногу. Левой рукой достаем правую ногу. (Упражнение мельница).

-Ноги на ширине плеч, руки вперед, ладони в замочек. По команде ладони выворачиваем вперед и назад. Упражнение выполняется произвольно.

15

5

10

Четкость выполнения команды и рапорта физорга.

Следить за осанкой.

Дистанция вытянутая рука.

Показ, объяснение, исправление ошибок.

Следить за осанкой и правильным дыханием.

Следить за правильным выполнением упражнений. Выполнить упражнения не  менее 4-5 раз.

Правильность и точность выполнения упражнений. Упражнения выполняются не менее 4-5 раз.

Строевая часть урока

-Повороты на месте,  кругом,  выход из строя.

-Расчет на первый второй.

-Повороты расчетов налево и направо.

10

Следить за правильным выполнением поворотов в строю, в расчете. Правильность осанки. (Ноги вместе носки врозь).

Основная часть урока.

1.Общая физическая подготовка.

 Предварительно группу делим на 2 подгруппы.

- Упражнения с использованием гимнастических скамеек. (Прыжками преодолеваем гимнастическую скамейку  по длине, при этом ноги во время прыжков вместе).

- Гимнастические скамейки ставим параллельно друг к другу и прыжками отталкиваемся от пола, приземляемся на спортивные скамейки, и наоборот со скамейки прыжками приземляемся на пол, при этом держим руки вытянутыми вперед , а ноги полусогнутые.

-Поднятие туловища. 1подгруппа садится на скамейки, а вторая подгруппа фиксирует ноги первой подгруппы. По команде руки за голову и поднимаем туловище. И.п подгруппы меняются позициями.

- Игра в лесенку.(Отжимание).

 

2.Работа с баскетбольными  мячами.

- Первые номера делают передачу мяча от груди второму номеру.

- Первые номера выкидывают мяч из-за головы двумя руками вторым номерам, а вторые номера принимает его снизу двумя руками.

-Все участники отрабатывают броски мяча в кольцо.

- Игра 3 на 3 на одно кольцо.

50

10

40

Группа  делится на две команды.

Добиться точности и четкости  во время выполнения упражнения с гимнастическими лавочками.

Соблюдение синхронности выполнения упражнений подгруппами.

Правильность выполнения упражнений при качании пресса. Ноги должны быть прямые и фиксированные в коленях.

Добиться старательного выполнения во время упражнений с баскетбольным мячом. Ноги должны быть полусогнуты.

Выполнять в средней стойке, ступни на расстояние не более ширины плеч, ноги начинают выпрямляться раньше рук, руки согнутые в локтях, кисти на уровне груди. Локти на уровне плечевого сустава, ладони развернуты внутрь, кисти и пальцы образуют сферу чуть больше мяча, обхватывают мяч и гасят его скорость, исключая срыв и провал мяча. Основная нагрузка на ладонь и кончики пальцев.

Кисти в момент приема напряжены, пальцы держать жестко.

Правильность выполнения упражнения при приеме мяча к груди руками. Руки должны быть выпрямленными, ладони полусогнуты, ноги на ширине плеч. Прием мяча должен осуществляться мягко и при это ноги  должны быть полусогнуты.

Заключительная часть урока

1) Вопросы по баскетболу.

2) Подведение итогов

15

10

5

Группа делится по 2 подгруппы, и каждой подгруппе распределяется по 6 вопросов. Какая подгруппа  дала наиболее быстрый и правильный ответ, та получает приз.


Библиографический список

 

1.         Анискина С.Н. Методика обучения технике игры в баскетбол. – М., 2018.

2.       Бишаева, А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента : учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2013.– 259 с.

3.       Бишаева, А.А. Физическая культура : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 234с.

4.       Евсеев, Ю.И. Физическое воспитание. – Ростов н/Д, 2013. – 344 с.

5.       Железняк, В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»/В.М. Железняк, Ю.Д. Минбулатов, и др. – М.: Академия, 2015.

6.       Портнов Ю. М. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. - М., 2007.

7.       Решетников, Н.В. Физическая культура: учебник / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич,. Г.И. Погадаев – 15 изд., стер. – М.: Академия, 2016. – 176 с.

8.       Полиевский С.А. Физкультура и профессия/С.А. Полиевский, И.Д. Старцева – М.: Дрофа, 2015.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Техника приема и передачи мяча от груди  двумя руками

Передача мяча от груди двумя руками - элемент техники, наиболее часто применяемый в игре. Он используется при приеме мяча после паса, при игре в нападение. Этот элемент техники игры наиболее надежен на начальном этапе обучения, когда ученики еще не обладают достаточно высокой подвижностью.

Техника его выполнения заключается в следующем. Находясь в движение ,баскетболист принимает мяч – переводит мяч к груди, делает два шага и отдает пас в прыжке игроку своей команды.. При выполнении приема и передачи игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним.

Мяч принимается над головой. Движения прямыми руками вперед-вверх производятся только в плечевых суставах. Туловище выпрямляется, ноги активно разгибаются. Сопровождающее мяч движение выполняется за счет дальнейшего разгибания ног и туловища, а также плавного смещения рук вперед-вверх в след за мячом.

Выбор способа передачи мяча двумя руками от груди зависит от скорости полета мяча и высоты его траектории по отношению к игроку. При приеме мяча двумя руками снизу, летящего выше уровня пояса с незначительной скоростью, необходимы устойчивое положение игрока в средней стойке, плавное встречное движение выпрямленных рук вперед-вверх, выпрямлением туловища и заключительное активное разгибание ног.

 

Целесообразно включать прием мяча двумя к груди в каждое занятие в виде эстафет у стены, встречных передач, чтобы постоянно закреплять навык в этом упражнении.

Обучение передаче мяча двумя руками от груди осуществляется параллельно с усовершенствованием передачи мяча двумя руками сверху. Ученики должны научиться применять передачи снизу и сверху одной рукой зависимости от обстановки.

 Передача является одним из основных технических элементов баскетбола. В связи с этим, методика обучения  передаче в учебно-методической литературе описана достаточно подробно


 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

 

Вопросы по баскетболу.

 

 1.В какой стране был изобретен баскетбол?

 2. Какие размеры баскетбольной  площадки?

 3. Что означает слово баскетбол?

 4. Какие физические качества наиболее проявляются в игре в баскетбол? 

      5. Максимальный состав игроков команды  в баскетбол?

 

1. Сколько касаний разрешается выполнять при розыгрыше мяча?

2. На сколько зон условно разделена площадка  при игре в баскетбол?

3. Какие игровые виды спорта Вы знаете?

4.  Какая  высота до кольца в соревнованиях.

5. Допускается ли команда волейболистов до участия в соревнованиях, если в ее составе 5 человек?

 

Ответы:

1.     США

2.     28Х15м

3.     Мяч в воздухе

4.     Выносливость

5.      14.

1.     Любое количество касания

2.     2 зон

3.     Баскетбол, футбол

4.     290см.

5.     Нет

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

РАССМОТРЕНО На заседании цикловой методической комиссии

РАССМОТРЕНО На заседании цикловой методической комиссии

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2

Пояснительная записка Среди актуальных проблем реформирования образования наиболее острой является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья студентов

Пояснительная записка Среди актуальных проблем реформирования образования наиболее острой является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья студентов

Комментарии по организации и проведению занятия

Комментарии по организации и проведению занятия

Формирование пар может иметь методическое значение

Формирование пар может иметь методическое значение

Проведение двусторонних встреч с соблюдением всех правил с обучающимися, особенно с девушками, является грубой ошибкой

Проведение двусторонних встреч с соблюдением всех правил с обучающимися, особенно с девушками, является грубой ошибкой

План урока Специальность: 08

План урока Специальность: 08

Подведение итогов, рефлексия, сообщение домашнего задания 5 мин

Подведение итогов, рефлексия, сообщение домашнего задания 5 мин

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Основная часть урока. 1.Общая физическая подготовка

Основная часть урока. 1.Общая физическая подготовка

Библиографический список 1

Библиографический список 1

ПРИЛОЖЕНИЕ А Техника приема и передачи мяча от груди двумя руками

ПРИЛОЖЕНИЕ А Техника приема и передачи мяча от груди двумя руками

ПРИЛОЖЕНИЕ В Вопросы по баскетболу

ПРИЛОЖЕНИЕ В Вопросы по баскетболу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2024