Тема урока: Запись трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых
Цель урока: научить записывать трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Планируемые результаты обучения:
1) предметные:
- знать разрядный
состав трёхзначного числа.
- уметь читать и записывать трёхзначные числа.
2)метапредметные:
-уметь формулировать цель деятельности;
- планировать последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль; взаимоконтроль;
-уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
3) личностные:
- формировать умение общаться, работать в коллективе, самостоятельно, в парах, умение владеть математической речью.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование урока: карточки с заданиями самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент. (2 минуты)
Учащиеся сидят в группах по 4 человека.
-Всем добрый день. Я рада вас всех видеть. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Садитесь.
− У каждого человека есть желания. Одни большие, другие маленькие. Очень хочется, чтобы они исполнялись. У меня есть огромное желание научить вас делать открытия, самим добывать знания и уметь применять их не только на уроках, но и в жизни. И вот сегодня, на уроке мы посмотрим, как исполняются наши математические желания.
- А какие желания на уроке математики у вас сегодня есть? (Ответы детей).
2.Чтобы привести ум в порядок проведём математическую разминку:
1. - 1 слагаемое - 42, 2 слагаемое - 39, сумма = (81)
- сумма - 73, 1 слагаемое - 28, чему = 2 слагаемое (45)
- 1 множитель 9, 2 множитель 7, произведение = (63)
- делимое 45, делитель 5, частное ? (9)
2. - Дед поймал 20 рыбок, а внук – 10. Во сколько раз дед поймал рыб больше, чем внук?
- В селе 3 школы, а в городе в 10 раз больше. Сколько школ в городе?
3. Запиши число, в котором:
6 сотен 5 десятков 4 единицы;
2 сотни 7 единиц;
3 сотни 4 десятка.
Запиши число, следующее за числом 399.
Запиши число, предшествующее числу 600.
Запиши число, которое: на 1 больше, чем 759;
-Что вы записали? ЧИСЛА. А что такое число ? (это единица счёта. С помощью чисел можно сосчитать количество предметов и определить различные величины (длину, ширину, высоту и т. д.).
3. Работа над темой урока
- Что означает цифра в записи числа? (разрядную единицу) Позиция (место) цифры в записи числа называется РАЗРЯДОМ.
Вспомним, как образуются трёхзначные числа.
ТАБЛИЦА РАЗРЯДНЫХ ЕДИНИЦ (на доске)
На первом месте стоят сотни, на втором – десятки и на третьем – единицы.
Единицы, десятки и сотни это разрядные единицы.
Попробуйте прочитать числа из таблицы. Помните: читаем слева направо.
- Откройте учебники на стр 48, прочитайте слова из таблицы.
-Как вы думаете над чем мы будем работать на уроке?
Как вы думаете, какова связь между этими изображениями?
(МАТРЁШКА И ЧИСЛО 425)
Каждый ребёнок с раннего возраста умеет разбирать и собирать матрёшку. А как же этот фокус (секрет) применить к многозначным числам?
(ПОКАЗАТЬ КАК РАЗБИРАЕТСЯ и СОБИРАЕТСЯ МАТРЁШКА)
-Если вы будете внимательным, то к концу урока вы научитесь раскладывать и складывать многозначные числа так же легко как матрёшку.
-Представьте себе, что большая матрёшка это самый большой разряд. У нас это – сотни, мы не увидим следующую, пока не откроем большую и так далее. ----Теперь легко запомнить, что при записи разрядов на первом месте самый большой разряд.
-Как же представить многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых?
Расставить матрёшек по порядку! (по росту)
Посмотрим, как это работает с числами.
Число 425, первое число из таблицы. Все три матрёшки (разряда) на месте.
425 = 400 + 20 +5
4 – сотни, 2– десятки, 5 – единицы. Значит, в сумме разрядных слагаемых будут представлены все три разряда.
Итак, 425 это сумма чисел 400, 20 и 5
Каждое разрядное слагаемое показывает количество единиц в этом разряде
-Посмотрите на второе число из таблицы. Назовите его.(640)
- Посмотрите на матрёшек. Что вы заметили? (Перед вами только 2 матрёшки. Какие? Почему?)
- Значит, чтобы записать число 640 в виде суммы разрядных слагаемых нам понадобится две разрядные единицы. (сотни и десятки, отсутствует разряд единиц - 0)
- Третье число? Сравните с матрёшками. Какие теперь матрёшки перед вами? Почему?
- Посмотрите как записана эта сумма. Какие разрядные единицы использовали? (сотни и единицы)
Итак, чтобы правильно записать число в виде суммы разрядных слагаемых, надо хорошо знать разряды. Это умение необходимо при сравнении, сложении и вычитании многозначных чисел.
4. Первичное закрепление.
- Работа по учебнику (с. 48 №1.)
- Замените эти числа суммой разрядных слагаемых. Проверка с соседом по плечу. (ошибок нет оценка 5, 1-2 ошибки оценка 4,больше 2-х ошибок оценка 3) На полях поставьте оценку (Проверка на слайде)
5. Физминутка.
6. Практическое выполнение задания (№2)
Запись задания в тетеради. (Запись на доске)
7. - Ребята, подумайте, а где в жизни вам могут пригодиться полученные знания? (Ответы детей). Работа в группе. Правила работы в группе.
- У вас на столах лежат конверты. Возьмите и достаньте из них карточки.
( 100 рублей, 500 рублей, 10 рублей, 50 рублей, 1 рубль, 5 рублей).
- Что это у вас записано на карточках? (Название денег)
- А где мы пользуемся деньгами? (В магазине, в аптеке, в столовой и т.д.).
- Каждая группа отправится в различную торговую точку. Что преобрести и на какую сумму указано на листах, чтобы заплатить за покупку вам необходимы деньги . Как вы расчитаетесь вам помогут карточки.
Составьте эти числа. Как вы это сделали?
-Итак, мы сделаем вывод? (Полученные знания нам пригодятся в повседневной жизни).
8. Закрепление изученного.
№3. О чем говорится в задаче? (О ягодах) Назовите условие задачи. Вопрос задачи? Какие главные слова выделим в задаче?
Собрала -
Сварила -
Осталось -
Сколько всего было кг ягод?
Сколько потратили на варенье?
Что нам нужно найти?
Можем сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого нужно найти?
Решение и ответ самостоятельно. (1 человек у доски)
8. Подведение итогов урока. (2 минуты)
- Итак, ребята, что вы узнали на этом уроке? Закончите фразы:
· На уроке я научился(ась)…
· Больше всего мне понравилось на уроке…
· Самым трудным для меня было...
- Где пригодятся эти знания?
9.Рефлексия. (2 минуты).
− В начале урока вы говорили мне о своих желаниях. Исполнились ли они сегодня?
− Когда у человека исполняются желания, когда он доволен своей работой, у него хорошее настроение. И я хочу узнать о вашем настроении. А узнаю я его так: на полях в тетради начертите ступеньки, вам нужно отметить ту ступеньку на лестнице, на которой вы находитесь.
У меня, ребята, тоже очень хорошее настроение. Вы сегодня хорошо работали на уроке. Спасибо за урок, ребята. Удачного дня.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.