Методическая разработка урока "Распад СССР"
Оценка 5

Методическая разработка урока "Распад СССР"

Оценка 5
docx
31.10.2020
Методическая разработка урока "Распад  СССР"
открытый урок Распад СССР.docx

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

Санкт-Петербургское государственное

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

(СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК»)

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

_____________Э.И. Федорченко                               

«   »         2020 г.

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

По теме: «Обострение национальных отношений. Распад СССР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2020 г.

Разработал:

 

Брюханцева Е. В., преподаватель СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК»

 

 

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общих гуманитарных и социальных дисциплин.  

 

Протокол №1   от  «31»  августа  2020 г.

 

Председатель П(Ц)К  _________________ /Андреева Е. А./


 

Санкт-Петербургское государственное

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

 

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по теме: «Обострение национальных отношений. Распад СССР»

занятие спаренное (2 по 45 минут)

Дисциплина:  ОУД.02 История       

Преподаватель: Брюханцева Елена Владимировна

Специальность:  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Группа, курс: группа 9Б-21, 2 курс

Дата проведения: 03.10.2017

I.     Цели занятия:

·         Способствовать формированию представления учащихся о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг.

·         Способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;

·         Способствовать формированию у учащихся творческого  мышления, выработка  личностного  отношения  к  социальным проблемам общества;

·         Способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки.

Основная цель занятия:  Способствовать формированию представления учащихся о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг. на основе знаний исторических событий перестройки, понять причины и последствия распада СССР.

 

Цели по уровням познавательной деятельности

 

Формулировка целей и задач занятия

1.

Знать

причины межнациональных конфликтов в годы перестройки; истоки и проявления конституционного кризиса в СССР.

2.

Понимать

объективные предпосылки формирования национальных движений за выход из СССР.

3.

Применять

полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики.

4.

Анализировать

исторические явления и процессы.

5.

Синтезировать

взаимовлияния  тенденций развития страны.

6.

Оценивать

сложность и противоречивость изучаемого события.

 

II. Оборудование

1.      Технические средства: персональный компьютер, видеопроектор, экран.

2.      Дидактический материал:

1. Артемов В.В. История: учебник для студентов сред.проф.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия»,2015.

2. Карта «СССР».

4. Презентация.

5. Исторические документы: Постановления ГКЧП, «Заявления глав государств республики Беларусь, РСФСР, Украины».

6. Документальная кинохроника «Вести от 22 августа 1991 года. Часть I».

7. Документальная кинохроника «Обращение М. С. Горбачева 22 августа 1991 года».

3.       Список использованных источников: 

§  Артемов В.В. История: учебник для студентов сред.проф.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия»,2015.

§  Баранов П.А. История: Новый полный справочник – М.: АСТ, 2016.

§  Загладин Н.В., Петров Ю.А. История. Конец ХIХ – начало ХХI века: учебник для 11 класса. – М.: ООО «Русское слово», 2015.

§  https://www.youtube.com/watch?v=W5JTAnEYGzA

§  https://yandex.ru/video/search?filmId

III. Ход занятия.

3.1. Организационный момент.

3.2. Сообщение темы урока и плана работы: «Обострение национальных отношений. Распад СССР».

План:

1. Причины распада СССР

2. Ново - Огаревский процесс

3. Августовский путч 1991 года

4. Беловежское соглашение

5. Последствия распада СССР

3.3. Повторение темы, проверка домашнего задания:

Фронтальная беседа:

1. Когда образовался СССР?

2. Какие проекты по объединению в единое государство независимых советских республик были разработаны?

3. Какие идеи были положены в основу этих проектов?

4. Какой проект был одобрен Пленумом ЦК РКП(б)?

3.4.  Основная часть занятия.

Лекция на тему: «Обострение национальных отношений. Распад СССР».

Работа с историческими документами.

3.5. Закрепление нового материала.

Тестовые задания.

3.6. Домашнее задание.

Артемов В.В. История: учебник для студентов сред.проф.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия»,2015.  § 101

3.7. Подведение итогов работы на занятии (выставление оценок, комментарии преподавателя).

3.8. Приложения (наглядный, дидактический материал, структура презентации)


 

Технологическая карта занятия

 

№ п/п

Этапы урока

Дидактическая цель

Метод обучения

Методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Критерии оценивания

1.

1. Изучение новой темы в форме лекции на тему: «Обострение национальных отношений. Распад СССР».

2. Работа с историческими документами.

3. Закрепление изученного материала.

Называть основные версии распада СССР; анализировать политику перестройки, процесс распада СССР и образования СНГ; давать оценку распада СССР, деятельности М. С. Горбачёва.

 

Практический, наглядный, индивидуальный, работа с историческими документами.

1. Артемов В.В. История: учебник для студентов сред.проф.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия»,2015.

2. Карта «СССР».

3. Презентация.

4. Исторические документы: Постановления ГКЧП, «Заявления глав государств республики Беларусь, РСФСР, Украины».

5. Документальная кинохроника «Вести от 22 августа 1991 года. Часть I»;

6. Документальная кинохроника «Обращение М. С. Горбачева 22 августа 1991 года.

 

1. Обучение учащихся новой теме.

2. Контроль и оценивание пройденного материала.

1. Изучение нового материла в форме лекции и беседы.

2. Работа с историческими документами.

3.Закрепение изученного материала – решение тестовых заданий.

Критерии оценки по теме:

5 «Отлично» выставляется студенту за/если выполнено 100% задания.

4 «Хорошо» выставляется студенту за/если задание выполнено на 70%.

3 «Удовлетворительно» выставляется студенту за/если выполнено 50% задания.

2 «Неудовлетворительно» выставляется студенту за/если задание выполнено менее чем на 50% или не выполнено вообще.

 


Конспект занятия

Лекция на тему: «Обострение национальных отношений. Распад СССР».

Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельциным, Л.М. Кравчуком и С.С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.

Главной ошибкой в деятельности Горбачева стала непоследовательность в проведении экономических реформ в СССР, что привело к резкому углублению кризиса в стране, а также к снижению уровня жизни граждан.

Б.Н. Ельцин — после изгнания из правительства КПСС сфокусировал свою реформаторскую политическую деятельность на ранее малозначимых государственных структурах РСФСР, пропагандировал суверенитет России, настойчиво боролся за устранение Президента СССР Горбачева с политической арены, был ключевой фигурой в переговорах республиканских лидеров о прекращении существования СССР .

2.           Новоогаревский процесс

17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР, который звучал следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности». Из принявших участие в голосовании 148,6 млн чел. (80% имевших право голоса) за сохранение Союза высказались 113,5 млн чел. (76,4%). (одновременно с всесоюзным референдумом о сохрании СССР) был проведен  референдум о введении поста президента РСФСР.

Первые выборы президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 года.

Летом 1991 г. Б.Н. Ельцин был избран президентом РСФСР.

После проведения референдума М.С. Горбачев собрал представителей республик в Ново-Огарево и согласившись со всеми условиями и требованиями смог подготовить проект Союзного Договора.

Окончательная редакция «Договора о Союзе Суверенных государств была опубликована в газете «Правда»15 августа 1991года.

В той же газете было опубликовано выступление президента СССР Горбачева по телевидению в которой отмечалось, что союзный договор открыт к подписанию с 20 августа 1991 года.

20 августа 1991г. публикация и обсуждение его проекта привели к расколу в обществе.

3.           «Августовский путч »1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в СССР.

Чтобы сорвать подписание этого договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть.

18 августа несколько «силовиков» приехали к отдыхавшему в Крыму в Форосе М.С. Горбачеву и предложили ему подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения, но получили отказ. Вернувшись в Москву, они объявили, что Горбачев не может исполнять обязанности Президента СССР «по состоянию здоровья» и его полномочия переходят к вице-президенту Г.И. Янаеву. (Приложение 1)

В августе 1991 года группа партийных функционеров объявила о временном отстранении Горбачева от власти и ввела в стране чрезвычайное положение. События августа 1991 года – попытка государственного переворота, поставившая страну на грань гражданской войны.

Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: и. о. президента СССР Г.И. Янаев, председатель КГБ СССР В.А. Крючков, премьер-министр СССР В.С. Павлов, министр обороны СССР Д.Т. Язов и др. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т.е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии. (Приложение 2)

19 августа 1991 года, после объявления о создании ГКЧП и изоляции Горбачёва в Крыму, Ельцин возглавил противодействие заговорщикам и превратил Дом Советов России («Белый дом») в центр сопротивления.

Б. Н. Ельцин выступил в роли защитника демократии.

Просмотр документальной  кинохроники «Вести от 22 августа 1991 года. Часть I».

Уже в первый день путча Ельцин, выступая с танка перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП. 23 августа Ельцин подписал указ о прекращении деятельности КПСС.

Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против граждан своего государства.. 22 августа путч потерпел поражение, а члены ГКЧП были арестованы.

Путч продолжался всего несколько дней и был разгромлен, но это не уменьшает его значимости. Именно в августе 1991 года началась новая фаза исторического развития: Россия сделала шаг от социалистического государства к демократическому.

Просмотр документальная кинохроники «Обращение М. С. Горбачева 22 августа 1991 года».

4.           Беловежское соглашение

Беловежское соглашение— термин, используемый в СМИ для обозначения документа, называющегося Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанного главами Российской Федерации (РСФСР), Республики Беларусь и Украины 8 декабря 1991; ознаменовало прекращение существования Союза ССР. Две недели до подписания Беловежских соглашений бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер в Хьюстоне заявила: «Сейчас де-факто произошел распад Советского Союза, однако де-юре Советский Союз существует. Я уверяю вас, что в течение ближайшего месяца вы услышите о юридическом оформлении распада Советского Союза». Президент США Джордж Буш в своем заявлении от 25 декабря 1991 года подчеркнул: «Соединенные Штаты приветствуют исторический выбор в пользу свободы, сделанный новыми государствами Содружества. Несмотря на потенциальную возможность нестабильности и хаоса, эти события явно отвечают нашим интересам» (газета «Известия» за 26 декабря 1991 г.

Соглашение подписали в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик:

Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (РСФСР), Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (БССР), Леонид Кравчук и Витольд Фокин (Украина). (Приложение 3)

Преамбула документа констатировала, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

Статья 1-я Соглашения гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств» (СНГ).

Соглашение заявляло о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Статья 14-я определяла Минск «официальным местом пребывания координирующих органов содружества».

Последствия в РСФСР

Соглашение и другие подписанные вместе с ним документы были ратифицированы Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991; одновременно Россией «расторгнут» Союзный договор 1922 года. Против ратификации Беловежских соглашений проголосовали 7 депутатов: Сергей Бабурин, Николай Павлов, Владимир Исаков, Илья Константинов, С. А. Полозков, В. А. Балала, П. А. Лысов. Против денонсации Союзного договора проголосовали трое: один из них — Владимир Исаков, Сергей Бабурин, П.Лысов. Воздержались по вопросу о денонсации Союзного договора 9 человек: В. А. Грачев, Николай Павлов, Сергей Решульский, З. Н. Ойкина, К. К. Руппель, В. А. Шуйков, В. И. Санаев, Иван Шашвиашвили, А. Н. Луговой. Впоследствии денонсация Союзного договора была признана антиконституционным актом, принятым с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства.

Ряд депутатов отмечали, что, согласно действовашей до декабря 1993 года Конституции РСФСР, для принятия такого решения необходимо было созвать Съезд народных депутатов РСФСР — высший орган государственной власти. В 1989 Литва, Латвия, Эстония объявили о своей независимости, в 1990 Молдова и Грузия объявили о суверенитете, 17 марта 1991 в остальных 10 республиках СССР был проведен референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик (за сохранение Союза высказались 76,4 % принявших участие в голосовании) и потому юридически они противоречили итогам референдума и были незаконны. Конституция СССР 1977 года продолжала действовать на территории России согласно 4 статьи Конституции Российской Федерации (РСФСР) до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая на референдуме Конституция Российской Федерации, утвердившая атрибуты независимого российского государства после распада СССР. Cоюзная республика РСФСР полностью стала независимым государством Российская Федерация. 15 марта 1996 Государственная Дума РФ приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР — не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР». Реальных политических последствий данное решение не имело.

В 1996 году президент России Борис Ельцин заявил, что сожалеет о подписании им Беловежского соглашения.

Споры по поводу оценки значения Беловежских соглашений и последовавших событий продолжаются по сей день. Беловежские соглашения стали одним из эпизодов обвинения против Бориса Ельцина, при попытке отрешить его от должности главы государства в мае 1999 года. Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила что Ельцин подписав Беловежское соглашение пошел на грубое нарушение статей 74-76 Конституции СССР 1977 г., Закона СССР от 03 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», статей 4, 5, 68, 70, 71, 76 Конституции РСФСР 1978 г., статей 4, 6 Закона РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР» и совершил указанные действия вопреки воле народов РСФСР о необходимости сохранения СССР, выраженной во время всенародного голосования (референдума), состоявшегося 17 марта 1991 года. Есть мнение что будучи Президентом РСФСР, Б. Н. Ельцин совершил действия, содержащие признаки тяжкого преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР, и заключающиеся в измене Родине путем подготовки и организации заговора с целью неконституционного захвата союзной власти, упразднения действовавших тогда союзных институтов власти, противоправного изменения конституционного статуса РСФСР. Однако попытки отстранить Президента Российской Федерации от должности по этим и другим основаниям провалилась. В 2005 году Президент России Владимир Путин назвал распад СССР «величайшей геополитической катастрофой века».

Последствия в прочих союзных республиках

21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Эти страны подписали в Алма-Ате совместно с Белоруссией, Россией и Украиной Декларацию о целях и принципах СНГ.

В декабре 1993 к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств присоединилась и Грузия. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о намерении Грузии выйти из СНГ в связи с конфликтом в Южной Осетии. 12 июня 2009 года парламент Грузии формально завершил процедуру выхода, единогласно приняв два постановления «О межпарламентской ассамблее СНГ». (Приложение 4)

В 2005 году экс-президент Украины Леонид Кравчук заявил, что если бы он знал, что будет происходить на Украине впоследствии, то скорее бы дал отрубить себе руку, чем подписать Беловежское соглашение.

5. Результаты путча:

1.Провал путча.

2.Указом президента РСФСР Б.Н. Ельцина о прекращении деятельности КПСС с 12 июня 1991г.

3.Распад СССР

Получили - разрушение тоталитарной системы, реально действующие политические права и свободы, ликвидация гонки вооружении и военного противостояния держав, доступ к валюте, демократию по-русски, или что-то похожее на демократию, рыночную экономику, девальвацию, инфляцию, полу трезвого президента, легальную многопартийность, Федерацию (но только на бумаге), открытый грабеж население ( всякие пирамиды и т.д.), несметное количество авантюристов, огромное количество преступных группировок, МЕГА Социальную мобильность, Свободный выезд за границу.

Потеряли - уверенность в завтрашнем дне, Ухудшение социально-экономического положения преобладающего большинства населения, Зарплату, Крепкий рубль, Стабильную экономику, СССР, Бывшие республики, ОВД, СЭВ, Бесплатное образование, медицину, жильё, а так же различного рода путевки.

25декабря 1991 года М.С.Горбачёв, Президент СССР, ушёл в отставку. СССР прекратил существование. В этот же день Верховный Совет России установил новое официальное наименование государства вместо РСФСР – Российская Федерация».

Закрепление изученного материала

I вариант

1. Распад СССР стал неизбежным после:

а) августовского путча 1991 года;

б) расстрела демонстраций в Вильнюсе, Риге и др.;

в) избрания Ельцина Б.Н. Президентом России;

г) распада КПСС на независимые партии.

2. Конституция РФ была принята:

а) 12 декабря 1993 года;

б) 5 апреля 1993 года;

в) 12 декабря 1991 года;

г) 12 июня 1992 года.

3. Беловежское соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 года подписали:

а) Б.Н. Ельцин;

б) Н.А. Назарбаев;

в) М.С. Горбачев;

г) Л.М. Кравчук;

д) С.В. Шушкевич;

е) Г.А. Алиев.

4. Впервые Президентом России Б.Н. Ельцин был избран в

а) 1990 году;

б) 1991 году;

в) 1992 году;

г) 1993 году.

5. Президент Российской Федерации является:

а) главой исполнительной власти;

б) главой государства;

в) руководителем Федерального собрания;

г) главой правительства.

II вариант

1. Событие, произошедшее в стране 19-21 августа 1991 года

а) выборы первого Президента СССР;

б) вывод войск из Афганистана;

в) попытка государственного переворота;

г) отставка М.С. Горбачева с поста Президента

2. Федеративный договор, определявший взаимоотношения между субъектами РФ и обозначивший границы государства был подписан:

а) 12 июня 1991 года;

б) 12 июня 1990 года;

в) 31 марта 1992 года;

г) 21 марта 1993 года.

3. Конституция Российской Федерации была принята:

а) 25 мая 1990 года;

б) 12 декабря 1993 года;

в) 12 июня 1990 года;

г) 12 июня 1991 года.

4. Парламентом Российской Федерации является:

а) кабинет министров;

б) Государственная Дума;

в) Совет Федерации;

г) Федеральное собрание.

5. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют (отметить лишнее):

а) Президент;

б) Федеральное собрание;

в) Суды;

г) Правительство;

д) Субъекты Федерации;

е) органы местного самоуправления.

ж) кабинет министров

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.           Артемов В.В. История: учебник для студентов сред.проф.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия»,2015.

2.           Баранов П.А. История: Новый полный справочник – М.: АСТ, 2016.

3.           Загладин Н.В., Петров Ю.А. История. Конец ХIХ – начало ХХI века: учебник для 11 класса. – М.: ООО «Русское слово», 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Вопросы к документу:

- Каковы причины создания ГКЧП?

- Какие общественно-политические силы были представлены в ГКЧП?

Постановление ГКЧП №1

«1. Всем органам власти и управления… обеспечить неукоснительное соблюдение режима чрезвычайного положения …

4. Приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений…

7. … Проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок не допускается.

8. Установить контроль над средствами массовой информации…

11. Кабинету министров СССР в недельный срок осуществить инвентаризацию всех наличных ресурсов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости, доложить народу, чем располагает страна, взять под строжайший контроль их сохранность и распределение.

В недельный срок внести предложения об упорядочении, замораживании и снижении цен на отдельные виды промышленных и продовольственных товаров, в первую очередь для детей, услуги населению и общественное питание, а также повышении заработной платы, пенсий, пособий и выплат компенсаций различным категориям граждан.

13. Кабинету министров СССР в недельный срок разработать постановление, предусматривающее обеспечение в 1991–1992 гг. всех желающих городских жителей земельными участками для садово-огородных работ в размере до 0,15 га…

15. В месячный срок подготовить и доложить народу реальные меры на 1992 год по коренному улучшению жилищного строительства и обеспечению населения жильем.

 

Вопросы к документу:

- Охарактеризуйте цели ГКЧП и предложенные им методы.

- Проанализируйте распоряжения ГКЧП,  мероприятия с точки зрения их конкретности и выполнимости.                                                                                                                     

Постановление ГКЧП №2

«1. Временно ограничить перечень выпускаемых центральных московских городских и областных общественно-политических изданий следующими газетами: «Труд», «Рабочая трибуна», «Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Московская правда», «Ленинское знамя», «Сельская жизнь».

Приложение 2

Вопросы к документу:

•Каково отношение Б.Н. Ельцина к действиям ГКЧП?

•К каким действиям призвал президент РСФСР  граждан страны?                                                                                                                

Из обращения «К гражданам России»

«В ночь с 18 на 19 августа 1991 года отстранен от власти законно избранный президент страны. Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым, реакционным, антиконституционным переворотом… Ранее уже предпринимались попытки осуществления переворота. Мы считали и считаем, что такие силовые методы неприемлемы. Они дискредитируют СССР перед всем миром, подрывают наш престиж в мировом сообществе, возвращают нас к эпохе холодной войны и изоляции СССР от мирового сообщества. Все это заставляет нас объявить незаконным пришедший к власти так называемый комитет. Объявляем незаконными все решения и распоряжения этого комитета. Уверены, органы местной власти будут неукоснительно следовать конституционным законам и указам президента РСФСР.

Призываем граждан России дать достойный ответ путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию. Безусловно необходимо обеспечить возможность президенту страны Горбачеву выступить перед народом. Требуем немедленного созыва чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. … Обращаемся к военнослужащим с призывом проявить высокую гражданственность и не принимать участия в реакционном перевороте. … Призываем к всеобщей бессрочной забастовке. Не сомневаемся, что мировое сообщество даст объективную оценку циничной попытке правого переворота».

Указ Президента РСФСР

«В связи с действиями группы лиц, объявивших себя Государственным комитетом по чрезвычайному положению, постановляю:

1. Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением.

2. Все решения, принимаемые от имени так называемого Комитета по чрезвычайному положению, считать незаконными, не имеющими силы на территории РСФСР. На территории Российской Федерации действует законно избранная власть в лице президента, Верховного Совета и Председателя Совета Министров, всех государственных и местных органов власти и управления.

3. Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного Комитета, подпадают под действие Уголовного кодекса РСФСР и подлежат преследованию по закону»

Приложение 3

Вопросы к документу:

•Чем руководствовались участники Беловежского соглашения, заявляя о роспуске СССР и создании СНГ?

•Как объясняют авторы причины кризиса СССР? На кого возлагают ответственность за его разрушение?

•Как вы думаете, почему участники соглашения считают необходимым так подробно аргументировать свое решение?

Из «Заявления глав государств республики Беларусь, РСФСР, Украины»

«Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины,

— отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом;

— констатируя, что недальновидная политика центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества;

принимая во внимание возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР, что привело к межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами;

— осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ, заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 г. подписано Соглашение.

Содружество Независимых Государств в составе республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств — членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Задание.

•Найдите и покажите на карте страны, вышедшие из состава СССР.

•Найдите и покажите на карте страны, вошедшие в состав СНГ.

«От  СССР к СНГ».

Состав СССР                                                                          Состав СНГ

 

 

1.РСФСР                                                             1.РФ                                     

2.Украинская ССР                                             2. Украина

3.Белорусская ССР                                            3. Беларусь

4.Узбекская ССР                                                4. Узбекистан

5.Казахская ССР                                                5. Казахстан

6.Киргизская ССР                                              6. Кыргизстан

7.Азербайджанская ССР                                   7. Таджикистан       

8.Таджикская ССР                                             8. Армения

9.Молдавская ССР                                             9. Туркменистан

10.Армянская ССР                                               10. Молдова

11.Туркменская ССР                                            11. Азербайджан

12.Грузинская ССР                                               12.Грузия

13.Латвийская ССР

14.Литовская ССР

15.Эстонская ССР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Разработал: Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общих гуманитарных и социальных дисциплин

Разработал: Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общих гуманитарных и социальных дисциплин

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

Дидактический материал: 1. Артемов

Дидактический материал: 1. Артемов

Лекция на тему: «Обострение национальных отношений

Лекция на тему: «Обострение национальных отношений

Технологическая карта занятия № п/п

Технологическая карта занятия № п/п

Конспект занятия Лекция на тему: «Обострение национальных отношений

Конспект занятия Лекция на тему: «Обострение национальных отношений

Августовский путч »1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в

Августовский путч »1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в

Просмотр документальная кинохроники «Обращение

Просмотр документальная кинохроники «Обращение

Ойкина, К. К. Руппель, В. А. Шуйков,

Ойкина, К. К. Руппель, В. А. Шуйков,

О Президенте РСФСР» и совершил указанные действия вопреки воле народов

О Президенте РСФСР» и совершил указанные действия вопреки воле народов

Потеряли - уверенность в завтрашнем дне,

Потеряли - уверенность в завтрашнем дне,

Федерального собрания; г) главой правительства

Федерального собрания; г) главой правительства

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Приложение 1 Вопросы к документу: -

Приложение 1 Вопросы к документу: -

Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская

Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская

Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного

Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного

Приложение 4 Задание. •Найдите и покажите на карте страны, вышедшие из состава

Приложение 4 Задание. •Найдите и покажите на карте страны, вышедшие из состава

Методическая разработка урока "Распад СССР"

Методическая разработка урока "Распад  СССР"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2020