Министерство образования Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Бологое, Тверской обл.
(МБОУ «СОШ № 1» г. Бологое, Тверской области)
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием современных образовательных технологий
Повторительно-обобщающий урок по истории России в 7 классе
«Российское государство в период централизации. XV-XVI в.в.»
(для обучающихся с ОВЗ)
учитель МБОУ «СОШ №1»
г. Бологое, Тверской области
Захарнёв Владимир Валерьевич
2022–2023 учебный год
Обобщение материала и его повторение проходит в форме деловой игры. В ходе игры повторяются и закрепляются знания всех изучаемых объектов: правителей, системы управления, хронологии, социальной структуры общества, хозяйственной жизни, произошедших основных событий, внешней политики. Формы работы: работа с наглядным материалом в презентации и на карточках, с хронологией, с картами, вопросами репродуктивного уровня и продуктивными.
Тип урока |
Урок обобщения и повторения |
Цель урока |
Закрепить знания учащегося по истории России XVI века |
План урока |
1. Правители России 2. Внутренняя политика России в XVI веке 3. Внешняя политика России в XVI веке 4. Обобщение и систематизация знаний. Решение проблемы. |
Оборудование |
Компьютер, авторская презентация, карточки, таблички, историческая карта, рабочий лист, клей. |
Планируемые результаты |
Предметные: повторяет и закрепляет необходимые предметные знания по теме. Метапредметные: Закрепляет умение работать с информацией: обрабатывать и систематизировать ее, выделять необходимые компоненты. Взаимодействовать в диалоге, управлять своим поведением. Выстраивать учебно-познавательную деятельность в соответствии с учебной задачей. Личностные: уметь делать выбор и отвечать за него, понимать личностную ответственность за свою работу, адекватно реагировать на ситуации, возникающие в ходе урока. Оценивать предметное содержание урока, исходя из нравственных и личностных ценностей. |
Учебные пособия |
Учебник под редакцией А.В. Торкунова. Москва. Просвещение. 2018. История России 7 класс |
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте! Готовы к уроку? Хорошо.
- Сегодня мы продолжим говорить об истории нашего государства, обобщим знания.
- Как вы понимаете слово ОБОБЩИМ ? (Вспомним)
- Не только вспомним и повторим исторические события, которые изучили, но и покажем свою работу.
- Давайте подумаем, что главное произошло в России в XVI веке? (Родилось или образовалось наше государство)
-Как мы назовём урок? Слайд 1.
- Запишите тему урока в рабочий лист. Приложение 1.
- Работать мы будем по плану. Прочитайте, пожалуйста. Слайд 2.
- Как вы думаете, кто влияет на ход истории? (Люди, исторические личности)
- Итак, я тебе буду зачитывать характеристики, а вы на рабочем листе расположите в хронологическом порядке правителей России XVI века.
Приложение 2.
- Посмотрите на эталон, всё ли вы сделали правильно? Давайте приклеим карточки в рабочий лист.
- А чем ещё вам запомнился каждый правитель? Кто больше понравился? Что он сделал для государства? Какой след в истории оставил? Какие реформы проводил?
- Давайте вспомним вместе. (Если затрудняются, даю наводящие вопросы)
Блиц-опрос
1) Где был центр России в 16 веке? (В Москве)
2) Как в истории называется Российское государство 15-16 вв.? (Московское царство)
3) Какой титул носили правители Московского царства в 15 – первой половине 16 в? (Князья)
4) Кто стал первым царем в России? (Иван Грозный)
5) В каком году это случилось? (1547году)
6) Кто помогал царю править? (Избранная рада)
7) Как «кормились» (получали плату) чиновники на Руси в 15-16 вв. Какой термин определял этот порядок? (кормление)
- Вспомните, какие реформы проводила Избранная Рада? Слайд 3.
- Какое значение они имели (проговариваем вместе):
1) Церковная реформа, принятая Церковным Собором (1551 г) - ужесточение дисциплины в среде духовенства.
2) Правовая реформа - введение нового свода законов - Судебника.
3) Военная реформа - создание стрелецкого войска.
4) Реформа местного управления - отмена кормлений, передача власти выборным лицам уездным.
- Какие реформы способствовали централизации государства, а какие препятствовали? Заполним таблицу в рабочем листе.
Физкультминутка Приложение 3.
Работа с картой Слайд 4.
- Давайте вспомним основные задачи внешней политики.
(1. Обезопасить Россию от внешних врагов.2. Создать условия для успешного экономического развития.)
Разбираем основные события внешней политики по направлениям:
ü Восточное: взятие Казани, присоединение Астраханского ханства, поход Ермака в Сибирь, подводим итоги этого направления.
ü Южное направление: борьба с Крымским ханством.
ü Северо-западное: Ливонская война (указываем основные причины и результат). Подводим итоги внешней политики (обращаю внимание обучающейся на то, что успешные реформы привели к успехам во внешней политике, а опричнина послужила причиной неудач). Слайд 5.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Итак, мы вспомнили, что реформы Ивана Грозного и активная внешняя политика способствовали централизации Российского государства, расширению его границ и укреплению военной мощи страны.
- Скажите пожалуйста, по каким признакам можно узнать централизованное государство? (единые налоги, казна, территория и т.п.) Слайд 6.
- Посмотрите на фотографию, что вы видите? (Москва. Столица. Кремль.) Слайд 7.
- Наша Родина – Россия. Мы живем в этой стране и являемся гражданами России. Каждый гражданин должен любить свою Родину, заботиться о ее процветании, знать ее историю, соблюдать законы и выполнять определенные обязанности. Чем больше мы знаем о своей Родине, тем больше мы сможем быть полезны ей. Будущее страны в наших руках.
- Какой итог мы подведём? Какой вывод вы напишете? (В XVI веке образовалось единое централизованное государство, либо другой вариант ответа на усмотрение обучающейся)
Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе по 1 главе «Российское государство в период централизации. XV-XVI в.в.».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема урока:____________________________________________________________
План урока:
1. Правители России XVI века
2. Внутренняя политика России в XVI веке
3. Внешняя политика России в XVI веке
4. Обобщение и систематизация знаний. Решение проблемы.
|
|
|
|
|
При нем был учрежден Российский герб – двуглавый орел |
Великий князь владимирский и московский |
Особенно запомнился опричниной, первым венчался на царство |
В годы его царствования было введено патриаршество, при нем пресеклась династия Рюриковичей |
Он был первым царем не из династии Рюриковичей |
Способствовало централизации |
Препятствовало централизации |
|
|
1.Власть: укрепление авторитета- титул .
2. Законы: Судебник .
3. Разделение страны на опричнину и земщину.
4. Налоги: Большая соха-единица для налогообложения.
5. Управление: приказы с управленцами.
6. Разделение войска на земское и опричное.
7. Церковь: контроль государства.
8. Финансы: денежная реформа .
9. Появление двух Боярских дум.
10. Армия: Уложение о службе, создание постоянного войска.
11. Появление двух систем приказов.
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Правители России в XVI в.»
Иван III |
Василий III |
Иван IV |
Федор Иванович |
Борис Годунов |
1462-1505 |
1505-1533
|
1533-1584 |
1584-1598 |
1598-1605 |
|
|
|
|
|
Одаренный большим умом и сильной волей, он блестяще повел свои дела и, можно сказать, закончил собирание великорусских земель под властью Москвы, образовав из своих единое Великорусское государство» Карамзин.
|
Он «наследовал властолюбие своего отца, но не имел его талантов. Вся его деятельность была продолжением того, что делал его отец». Платонов.
|
Он был одаренным ребенком, много читал, обладал обширными знаниями, хотя не получил систематического образования. Оказался талантливым и плодовитым писателем, о чем говорит его переписка с Андреем Курбским. А также источники говорят, что он был хорошим оратором.
|
Не обладал крепким здоровьем, мало интересовался государственными делами и большую часть времени проводил в молитвах.
|
Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, был приветлив в обращении. Обладал даром красноречия. Имел величественные манеры и с отвращением относился к «богомерзкому винопитию». Он отказался от политики устрашения своих поданных и массовых казней, хотя со своими недругами поступал жестко |
Карточка разрезается по красным линиям.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Текст физкультминутки
|
Примерные движения |
Шли баскаки по Руси – Направо смотрели, налево смотрели, Меня увидали, пальцем показали. Как подскочили ко мне! Ой, как страшно! И говорят: «Давай дань!» А я говорю: «Нет денег»; А они опять: «Давай дань, а не то в рабство угоним!» Руки мне скрутили, за спину заломали И погнали в рабство… А я Богу помолился, Земле родной поклонился, А во след слова летели: «Как татары надоели!!!» |
Шагом - марш на месте; поворот и наклон туловища вправо, руку ко лбу - «козырек» То же самое - в левую сторону; Поворот вправо, руку прав, назад отвести, Поворот влево, левой рукой - пальцем указать Прыжок на месте из глубокого приседа, присесть, обхватив крест накрест голову; руки вперед, ладонями наверх. Наклон вперед - руки в стороны; - Руки вперед; сжать и разжать кулаки (2р.); Соединить руки за спиной «замком»; Руки расцепить, сгорбиться; Изобразить крестное знамение; Поклон до земли; Руки-крылья - вверх-вниз; Обхватить крест-накрест голову руками и сделать по два наклона - вправо-влево.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.