Методическая разработка урока «Российское государство в период централизации. XV-XVI в.в.»
Оценка 4.6

Методическая разработка урока «Российское государство в период централизации. XV-XVI в.в.»

Оценка 4.6
docx
22.01.2023
Методическая разработка урока «Российское государство в период централизации. XV-XVI в.в.»
метод разработка урока.docx

Министерство образования Тверской области

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Бологое, Тверской обл.

(МБОУ «СОШ № 1» г. Бологое, Тверской области)

 

 

 

 

 

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием современных образовательных технологий

 

 

 

Повторительно-обобщающий урок по истории России  в 7 классе

«Российское государство в период централизации. XV-XVI в.в.»

(для обучающихся с ОВЗ)

 учитель МБОУ «СОШ №1»

г. Бологое, Тверской области

Захарнёв Владимир Валерьевич

 

 

                                                       

 

  

 

 

 

2022–2023 учебный год

 Обобщение материала и его повторение проходит в форме деловой игры. В ходе игры повторяются и закрепляются знания всех изучаемых объектов: правителей, системы управления, хронологии, социальной структуры общества, хозяйственной жизни, произошедших основных событий, внешней политики. Формы работы: работа с наглядным материалом в презентации и на карточках, с хронологией, с картами, вопросами репродуктивного уровня и продуктивными.

Тип урока

Урок обобщения и повторения

Цель урока

Закрепить знания учащегося по истории России XVI века

План урока

1. Правители России

2. Внутренняя политика России в XVI веке

3. Внешняя политика России в XVI веке

4. Обобщение и систематизация знаний. Решение проблемы.

Оборудование

Компьютер, авторская презентация, карточки, таблички, историческая карта, рабочий лист, клей.

Планируемые результаты

Предметные:  повторяет  и закрепляет необходимые предметные знания по теме.

Метапредметные: Закрепляет умение работать с информацией: обрабатывать  и систематизировать ее, выделять необходимые компоненты.

Взаимодействовать в диалоге, управлять своим поведением.

Выстраивать учебно-познавательную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Личностные: уметь делать выбор и отвечать за него, понимать личностную ответственность за свою работу, адекватно реагировать на ситуации, возникающие в ходе урока. Оценивать предметное содержание урока, исходя из нравственных и личностных ценностей.

Учебные пособия

Учебник под редакцией А.В. Торкунова. Москва. Просвещение. 2018. История России 7 класс

 

Ход урока:

Организационный момент

- Здравствуйте! Готовы к уроку? Хорошо.

- Сегодня мы продолжим говорить об истории нашего государства, обобщим знания.

- Как вы понимаете слово ОБОБЩИМ ? (Вспомним)

- Не только вспомним и повторим исторические события, которые изучили, но и покажем свою работу.

- Давайте подумаем, что главное произошло в России в XVI веке? (Родилось или образовалось наше государство)

-Как мы назовём урок? Слайд 1.

- Запишите тему урока в рабочий лист.                   Приложение 1.

- Работать мы будем по плану. Прочитайте, пожалуйста. Слайд 2.

- Как вы думаете, кто влияет на ход истории? (Люди, исторические личности)

- Итак, я тебе буду зачитывать характеристики, а вы на рабочем листе расположите в хронологическом порядке правителей России XVI века.

                                                                                Приложение 2.    

- Посмотрите на эталон, всё ли вы сделали правильно? Давайте приклеим карточки в рабочий лист.                                              

- А чем ещё вам запомнился каждый правитель? Кто  больше понравился? Что он сделал для государства? Какой след в истории оставил? Какие реформы проводил?

- Давайте вспомним вместе. (Если затрудняются, даю наводящие вопросы)

Блиц-опрос

1)    Где был центр России в 16 веке? (В Москве)

2)    Как в истории называется Российское государство 15-16 вв.? (Московское царство)

3)    Какой титул носили правители Московского царства в 15 – первой половине 16 в? (Князья)

4)    Кто стал первым царем в России? (Иван Грозный)

5)    В каком году это случилось? (1547году)

6)    Кто помогал царю править? (Избранная рада)

7)    Как «кормились» (получали плату) чиновники на Руси в 15-16 вв. Какой термин определял этот порядок? (кормление)

- Вспомните, какие реформы проводила Избранная Рада? Слайд 3.

- Какое значение они имели (проговариваем вместе):

1) Церковная реформа, принятая Церковным Собором (1551 г) - ужесточение дисциплины в среде духовенства.

2) Правовая реформа - введение нового свода законов - Судебника.

3) Военная реформа - создание стрелецкого войска.

4) Реформа местного управления - отмена кормлений, передача власти выборным лицам уездным.

- Какие реформы способствовали централизации государства, а какие препятствовали?  Заполним таблицу в рабочем листе.

   Физкультминутка  Приложение 3.             

     Работа с картой                                          Слайд 4.

- Давайте вспомним основные задачи внешней политики.

(1. Обезопасить Россию от внешних врагов.2. Создать условия для успешного экономического развития.)

Разбираем основные события внешней политики по направлениям:

ü Восточное: взятие Казани, присоединение Астраханского ханства, поход Ермака в Сибирь, подводим итоги этого направления.

ü Южное направление: борьба с Крымским ханством.

ü Северо-западное: Ливонская война (указываем основные причины и результат). Подводим итоги внешней политики (обращаю внимание обучающейся на то, что успешные реформы привели к успехам во внешней политике, а опричнина послужила причиной неудач).  Слайд 5.   

                                           

  Подведение итогов. Рефлексия.

 - Итак, мы вспомнили, что реформы Ивана Грозного и активная внешняя политика способствовали централизации Российского государства, расширению его границ и укреплению военной мощи страны.

- Скажите пожалуйста, по каким признакам можно узнать централизованное государство? (единые налоги, казна, территория и т.п.)       Слайд 6.

- Посмотрите на фотографию, что вы видите? (Москва. Столица. Кремль.)                                                                                        Слайд 7.

- Наша Родина – Россия. Мы живем в этой стране и являемся гражданами России. Каждый гражданин должен любить свою Родину, заботиться о ее процветании, знать ее историю, соблюдать законы и выполнять определенные обязанности. Чем больше мы знаем о своей Родине, тем больше мы сможем быть полезны ей. Будущее страны в наших руках.

- Какой итог мы подведём? Какой вывод вы напишете? (В XVI веке образовалось единое централизованное государство, либо другой вариант ответа на усмотрение обучающейся)

Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе по 1 главе «Российское государство в период централизации. XV-XVI в.в.».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема урока:____________________________________________________________

План урока:

1. Правители России XVI века

2. Внутренняя политика России в XVI веке

3. Внешняя политика России в XVI веке

4. Обобщение и систематизация знаний. Решение проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При нем был учрежден Российский герб – двуглавый орел

Великий князь владимирский и московский

Особенно запомнился опричниной,

первым венчался на царство

В годы его царствования было введено патриаршество,

при нем пресеклась династия Рюриковичей

Он был первым царем не из династии Рюриковичей

 

Способствовало централизации

Препятствовало централизации

 

 

 

 


1.Власть: укрепление авторитета- титул .

2. Законы: Судебник .

3. Разделение страны на опричнину и земщину.

 4. Налоги: Большая соха-единица для налогообложения.

5. Управление: приказы с управленцами.

6. Разделение войска на земское и опричное.

 7. Церковь: контроль государства.

8. Финансы: денежная реформа .

9. Появление двух Боярских дум.

10. Армия: Уложение о службе, создание постоянного войска.

11. Появление двух систем приказов.


Вывод:______________________________________________________________________________________________________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Правители России в XVI в.»

Иван III

Василий III

Иван IV

Федор Иванович

Борис Годунов

1462-1505

1505-1533

 

1533-1584

1584-1598

1598-1605

https://www.wikireading.ru/img/393444_1_i_010.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=71033d077c52da63bb729d90858f61ec&n=33&h=215&w=161

http://www.sgls.ru/kon/imkon/kon10002.jpg

http://tunnel.ru/tmp/eW3xw0zkpajDo4AhTHuc/edinokrovnyiy-brat-petra-i-fodor-iii-rodilsya-toje-9-iyunya,-tolko-1661-g..jpg

https://www.wikireading.ru/img/406589_92_i_085.jpg

Одаренный большим умом и сильной волей, он блестяще повел свои дела и, можно сказать, закончил собирание великорусских земель под властью Москвы, образовав из своих единое  Великорусское государство» Карамзин.

 

Он «наследовал властолюбие своего отца, но не имел его талантов. Вся его деятельность была продолжением того, что делал его отец».  Платонов.

 

Он был одаренным ребенком, много читал, обладал обширными знаниями, хотя не получил систематического образования. Оказался талантливым и плодовитым писателем, о чем говорит его переписка с Андреем Курбским.  А также источники говорят, что он был хорошим оратором.

 

Не обладал крепким здоровьем, мало интересовался государственными делами и большую часть времени проводил в молитвах.

 

Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, был приветлив в обращении. Обладал даром красноречия. Имел величественные манеры и с отвращением относился к «богомерзкому винопитию».  Он отказался от политики устрашения своих поданных и массовых казней, хотя со своими недругами поступал жестко

 

Карточка разрезается по красным линиям.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Текст физкультминутки

 

Примерные движения

Шли баскаки по Руси –

Направо смотрели, налево смотрели,

Меня увидали, пальцем показали.

Как подскочили ко мне!

Ой, как страшно!

И говорят: «Давай дань!»

А я говорю: «Нет денег»;

А они опять: «Давай дань,

а не то в рабство угоним!»

Руки мне скрутили, за спину заломали

И погнали в рабство…

А я Богу помолился,

Земле родной поклонился,

А во след слова летели:

«Как татары надоели!!!»

Шагом - марш на месте; поворот и наклон туловища вправо, руку ко лбу - «козырек»

То же самое - в левую сторону;

Поворот вправо, руку прав, назад отвести,

Поворот влево, левой рукой - пальцем указать

Прыжок на месте из глубокого приседа,  присесть, обхватив крест накрест голову;  руки вперед, ладонями наверх.

Наклон вперед - руки в стороны;

- Руки вперед; сжать и разжать кулаки (2р.);

 Соединить руки за спиной «замком»;

Руки расцепить, сгорбиться;

Изобразить крестное знамение;

Поклон до земли;

Руки-крылья - вверх-вниз;

 Обхватить крест-накрест голову руками и сделать по два наклона - вправо-влево.

 

 

 


 

Министерство образования Тверской области

Министерство образования Тверской области

Обобщение материала и его повторение проходит в форме деловой игры

Обобщение материала и его повторение проходит в форме деловой игры

Не только вспомним и повторим исторические события, которые изучили, но и покажем свою работу

Не только вспомним и повторим исторические события, которые изучили, но и покажем свою работу

Реформа местного управления - отмена кормлений, передача власти выборным лицам уездным

Реформа местного управления - отмена кормлений, передача власти выборным лицам уездным

Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе по 1 главе «

Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе по 1 главе «

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Текст физкультминутки

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Текст физкультминутки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2023