Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.
Цели урока:
· закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи;
· выяснение роли имени прилагательного в художественной речи; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме “Имя прилагательное”;
· повторение теоретических понятий по теме;
· воспитание интереса к урокам русского языка.
Ход урока:
1. Словарный диктант.
Распределите слова по колонкам таблицы.
Склоняемые |
Неизменяемые |
Спрягаемые |
Активный, честный, честь, предлог, авторитет. |
Грустно, нравственно, мало-помалу, по-видимому |
Пришел, пробираться, рассчитывать, систематизировать. |
Активный,
честный, пришел, грустно, пробираться, рассчитывать, честь, предлог,
авторитет, нравственно, мало-помалу, по-видимому, систематизировать.
- Какие
части речи вы записали в первую колонку?
(Имя существительное и прилагательное).
- Тема нашего урока:
«Имя прилагательное».
- А каковы цели урока?
Повторение имени прилагательного.
- Дайте определение понятию имя прилагательное.
Имя прилагательное — это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (Степной, зелёный, охотничий, некошеный).
2. Словарная работа. Двое учащихся работают со словарём. Найти толкование слов.
Колорит (итал. colorito, от лат. color - цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности - может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных цветах и на использовании тональных отношений, рефлекса, валера.
Ипохондрия – это психическое расстройство, которое, чаще всего, является симптомом более серьезного заболевания, такого как, например, депрессия. Состояние ипохондрика мучительно. Он страдает сам, вольно или невольно доставляя массу неприятностей и своим близким.
Монолог – вид речи.
Каморка - маленькая тесная комната, чулан.
3. Работа с текстом. Анализ прилагательных.
1. В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.
Он благополучно избегнул встречи со своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.
Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью…
Автор текста: Ф.М. Достоевский.
Тип речи: повествование.
Тема текста: описание состояния молодого человека (студента Родиона Раскольникова).
Предмет речи: молодой человек.
Основная мысль: «Он был задавлен бедностью».
Лексико-фразеологические средства:
Каморка, квартира – синонимы.
Контекстуальные синонимы – труслив, забит.
2.На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти совсем ничего не ел.
Тема текста: Описание летнего дня в Петербурге и впечатление, которое испытал молодой человек от колорита увиденной картины.
Тип речи: повествование с элементами описания.
Предмет речи: молодой человек.
Основная мысль: он очень слаб: второй день, как уж он почти совсем ничего не ел.
Лексико-фразеологические средства:
Синонимы – жара, духота.
Контекстуальные синонимы – задумчивость, забытьё.
4. Фронтальная беседа.
1) Какие части речи в обоих текстах помогли Вам представить обстановку и определить состояние героя художественного текста?
/Имена прилагательные/.
2) Посчитайте, сколько имен прилагательных употреблено в отрывках:
в 1-ом – 14; во 2-ом – 19 прилагательных.
3) Какие Вы знаете разряды прилагательных?
По значению и грамматическим особенностям выделяются разряды:
· качественные прилагательные,
· относительные прилагательные,
· притяжательные прилагательные.
·
Признаки качественных имён прилагательных:
· наличие полной и краткой формы:
молодой — молод
· наличие форм степеней сравнения:
умный — умнее — умнейший — самый умный;
· способность образовывать наречия на -О, -Е:
хороший — хорошо, лучший — лучше;
· способность образовывать абстрактные существительные:
синий — синь, красный — краснота, зелёный — зелень;
· способность образовывать синонимические и антонимические пары:
холодный — свежий — ледяной, хороший — плохой, весёлый — грустный;
· способность сочетаться с наречиями степени:
очень молодой, чрезвычайно важный;
· способны образовывать сложные прилагательные путём повтора:
белый-белый, хитрый-хитрый;
Относительные имена прилагательные обозначают признак, который выражает отношения к другим предметам:
· к материалу, средству: железная кровать, дынный запах, машинная уборка;
· к месту: загородная недвижимость, подземная дорога;
· к лицу: студенческое общежитие, детская площадка;
· ко времени: утренняя зарядка, весенние работы;
· к действию, свойству, назначению: стиральная машина, раздвижной стол;
· к числу, единице измерения: метровая палка, килограммовый шар, двухэтажный дом, пятилетний ребёнок;
· и другие подобные.
Относительные прилагательные обозначают неизменяемые признаки предметов: ложки не могут быть более или менее деревянными, а сок не может быть более или менее берёзовым, ограды — самыми железными.
Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и отвечают на вопрос чей? (чья, чьё, чьи?).
4) Определите разряд прилагательных в тексте и выпишите словосочетания с прилагательными:
1-ый текст:
качественные: жаркое время, молодой человек, высокого дома, болезненное и трусливое ощущение, раздражительном и напряженном состоянии.
Относительные: пятиэтажного дома, квартирная же хозяйка, в отдельной квартире.
Притяжательные: хозяйкиной кухни.
2-ой текст:
качественные: страшная, особенная, известная, отвратительный, грустный, глубочайшего, тонких, молодого, хорош, прекрасными, тёмными, тёмно-рус, тонок и строен, глубокую, слаб.
Относительные: летняя, среднего.
Притяжательные: ------ .
1) Найдите полные и краткие прилагательные: труслив и забит, хорош собою, темно-рус, тонок и строен, слаб.
2) Найдите степени сравнения прилагательных: Чувство глубочайшего омерзения – в превосходной степени.
3) Определите, какие из них отражают внешний вид героя, какие – внутреннее состояние, черты характера.
1-ый текст:
Внешний вид героя: молодой человек.
Внутреннее состояние, черты характера: …чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.
Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию.
2-ый текст:
Внешний вид героя: Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. …в тонких чертах молодого человека.
Внутреннее состояние, черты характера: Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг…; …он очень слаб…; …впал как бы в глубокую задумчивость.
Вывод:
Все прилагательные по значению чрезвычайно разнообразны. Поэтому они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевного состояния.
Качественные прилагательные могут иметь краткие и полные формы. Выбирая ту или иную форму, писатель преследует свои цели.
Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвертое слово – прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.
5. Произведите морфологический разбор имен прилагательных:
Порядок морфологического разбора имени существительного:
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3) Постоянные признаки:
собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.
4) Непостоянные признаки:
падеж; число.
5) Синтаксическая роль в предложении.
В отдельной квартире -
1) Прил., в какой квартире?
2) Н.ф. отдельный.
3) Нарицательное, неодуш., ж.р., 1 скл.
5) П.п., ед.ч.
6) Определение.
6. Синтаксическая роль прилагательных в тексте. Синтаксический разбор предложений с полными и краткими прилагательными.
7. Домашнее задание: Синтаксический разбор 4-х предложений с полными и краткими прилагательными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.