Методическая разработка урока русского языка
Оценка 5

Методическая разработка урока русского языка

Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
русский язык
22.01.2021
Методическая разработка урока русского языка
имя прилагательное.docx

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.

Цели урока:

·         закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи;

·         выяснение роли имени прилагательного в художественной речи; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме “Имя прилагательное”;

·         повторение теоретических понятий по теме;

·         воспитание интереса к урокам русского языка.

Ход урока:

 

1.      Словарный  диктант.

 Распределите  слова  по  колонкам  таблицы.

Склоняемые

Неизменяемые

Спрягаемые

 Активный,  честный, честь, предлог, авторитет.

 Грустно, нравственно, мало-помалу, по-видимому

 Пришел, пробираться,  рассчитывать, систематизировать.

 

Активный,  честный, пришел, грустно, пробираться,  рассчитывать, честь, предлог, авторитет, нравственно, мало-помалу, по-видимому, систематизировать.

- Какие  части  речи  вы  записали  в  первую  колонку?
(Имя  существительное  и  прилагательное).
- Тема  нашего  урока:

«Имя прилагательное».
- А  каковы  цели  урока?
Повторение имени прилагательного.

 - Дайте определение понятию имя прилагательное.

Имя прилагательное — это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (Степной, зелёный, охотничий, некошеный).

 

2.      Словарная работа. Двое учащихся работают со словарём. Найти толкование слов.

Колорит (итал. colorito, от лат. color - цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности - может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных цветах и на использовании тональных отношений, рефлекса, валера.

Ипохондрия – это психическое расстройство, которое, чаще всего, является симптомом более серьезного заболевания, такого как, например, депрессия. Состояние ипохондрика мучительно. Он страдает сам, вольно или невольно доставляя массу неприятностей и своим близким.

Монолог – вид речи.

Каморка - маленькая тесная комната, чулан.

 

 

 

 

3.       Работа с текстом. Анализ прилагательных.

 

1.                  В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи со своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью…

 

Автор текста: Ф.М. Достоевский.

Тип речи: повествование.

Тема текста: описание состояния молодого человека (студента Родиона Раскольникова).

Предмет речи: молодой человек.

Основная мысль: «Он был задавлен бедностью».

Лексико-фразеологические средства:

Каморка, квартира – синонимы.

Контекстуальные синонимы – труслив, забит.

 

2.На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти совсем ничего не ел.

Тема текста: Описание летнего дня в Петербурге и впечатление, которое испытал молодой человек от колорита увиденной картины.

Тип речи: повествование с элементами описания.

Предмет речи: молодой человек.

Основная мысль: он очень слаб: второй день, как уж он почти совсем ничего не ел.

Лексико-фразеологические средства:

Синонимы – жара, духота.

Контекстуальные синонимы – задумчивость, забытьё.

4.      Фронтальная беседа.

1)      Какие части речи в обоих текстах помогли Вам представить обстановку и определить состояние героя художественного текста?

/Имена прилагательные/.

 

2)      Посчитайте, сколько имен прилагательных употреблено в отрывках:

в 1-ом – 14; во 2-ом – 19 прилагательных.

 

3)      Какие Вы знаете разряды прилагательных?

 

По значению и грамматическим особенностям выделяются разряды:

·         качественные прилагательные,

·         относительные прилагательные,

·         притяжательные прилагательные.

·          

Признаки качественных имён прилагательных:

·         наличие полной и краткой формы:

молодой — молод

·      наличие форм степеней сравнения:

умный — умнее — умнейший — самый умный;

·         способность образовывать наречия на -О, -Е:

хороший — хорошо, лучший — лучше;

·         способность образовывать абстрактные существительные:

синий — синь, красный — краснота, зелёный — зелень;

·         способность образовывать синонимические и антонимические пары:

холодный — свежий — ледяной, хороший — плохой, весёлый — грустный;

·         способность сочетаться с наречиями степени:

очень молодой, чрезвычайно важный;

·         способны образовывать сложные прилагательные путём повтора:

белый-белый, хитрый-хитрый;

 

Относительные имена прилагательные обозначают признак, который выражает отношения к другим предметам:

·         к материалу, средству: железная кровать, дынный запах, машинная уборка;

·         к месту: загородная недвижимость, подземная дорога;

·         к лицу: студенческое общежитие, детская площадка;

·         ко времени: утренняя зарядка, весенние работы;

·         к действию, свойству, назначению: стиральная машина, раздвижной стол;

·         к числу, единице измерения: метровая палка, килограммовый шар, двухэтажный дом, пятилетний ребёнок;

·         и другие подобные.

Относительные прилагательные обозначают неизменяемые признаки предметов: ложки не могут быть более или менее деревянными, а сок не может быть более или менее берёзовым, ограды — самыми железными.

 

Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и отвечают на вопрос чей? (чья, чьё, чьи?).

 

4)      Определите  разряд прилагательных в тексте и выпишите словосочетания с прилагательными:

 

1-ый текст:

качественные: жаркое время, молодой человек,  высокого дома, болезненное и трусливое ощущение, раздражительном и напряженном состоянии.

 

Относительные: пятиэтажного дома, квартирная же хозяйка, в отдельной квартире.

 

Притяжательные: хозяйкиной кухни.

 

2-ой текст:

 

 качественные: страшная, особенная, известная, отвратительный, грустный, глубочайшего, тонких, молодого, хорош, прекрасными, тёмными, тёмно-рус, тонок и строен, глубокую, слаб.

Относительные:  летняя, среднего.

Притяжательные: ------ .

 

1) Найдите полные и краткие прилагательные: труслив и забит, хорош собою, темно-рус, тонок и строен, слаб.

2) Найдите степени сравнения прилагательных: Чувство глубочайшего омерзения – в превосходной степени.

3) Определите, какие из них отражают внешний вид героя, какие – внутреннее состояние, черты характера.

 

1-ый текст:

Внешний вид героя: молодой человек.

Внутреннее состояние, черты характера: …чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию.

 

2-ый текст:

Внешний вид героя: Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. …в тонких чертах молодого человека.

Внутреннее состояние, черты характера: Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг…;    …он очень слаб…;   …впал как бы в глубокую задумчивость.

Вывод:

Все прилагательные по значению чрезвычайно разнообразны. Поэтому они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевного состояния.

 Качественные прилагательные могут иметь краткие и полные формы. Выбирая ту или иную форму, писатель преследует свои цели.

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвертое слово – прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

 

5.      Произведите морфологический разбор имен прилагательных:

Порядок морфологического разбора имени существительного:

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3) Постоянные признаки:

собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.

4) Непостоянные признаки:

падеж; число.

5) Синтаксическая роль в предложении.

 

В отдельной квартире -  

1) Прил., в какой квартире?

2) Н.ф. отдельный.

3) Нарицательное,  неодуш., ж.р., 1 скл.

5) П.п., ед.ч.

6) Определение.

 

6.      Синтаксическая роль прилагательных в тексте. Синтаксический разбор предложений с полными  и краткими прилагательными.

 

7.      Домашнее задание: Синтаксический разбор 4-х предложений с полными  и краткими прилагательными.


 

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи

Работа с текстом. Анализ прилагательных

Работа с текстом. Анализ прилагательных

Синонимы – жара, духота. Контекстуальные синонимы – задумчивость, забытьё

Синонимы – жара, духота. Контекстуальные синонимы – задумчивость, забытьё

Определите разряд прилагательных в тексте и выпишите словосочетания с прилагательными: 1-ый текст: качественные: жаркое время, молодой человек, высокого дома, болезненное и трусливое ощущение, раздражительном и…

Определите разряд прилагательных в тексте и выпишите словосочетания с прилагательными: 1-ый текст: качественные: жаркое время, молодой человек, высокого дома, болезненное и трусливое ощущение, раздражительном и…

Произведите морфологический разбор имен прилагательных:

Произведите морфологический разбор имен прилагательных:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2021