Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме: «Согласные звуки [л] и [л‘], буквы Л, л»
Тип урока: урок открытия новых знаний (знакомство с новой буквой и звуками).
Цель урока: познакомить учащихся с буквой Л и со звуками, которые обозначает эта буква.
Задачи урока:
Предметные: уметь выделять и характеризовать звуки [л], [л‘] в процессе слого-звукового анализа; сформировать у учащихся четкий образ буквы Л; содействовать формированию умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости; развивать речь; упражнять учеников в чтении слогов, слов и текстов на данную букву; развивать у детей фонематический слух; развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива; развивать внимание, логическое и вариативное мышление, память.
Метапредметные:
- познавательные: ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, находить общее и различия; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; определять тему урока.
- коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; уметь работать сообща (группами, парами, индивидуально); воспитывать культуру общения.
- регулятивные: организовывать свое рабочие место; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Личностные: освоение роли ученика; формирование уважения к окружающим людям.
Учебный комплект, класс: «Школа России», «Азбука» 1 класс в 2 частях В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и др.
Оборудование, технические ресурсы: лента букв, компьютер, интерактивная доска, учебник «Азбука» 1 класс, карточки букв, красный и синий домики, магниты, звуковые карточки: красные, синие, зелёные.
Содержание урока
1. Организационный момент.
(Прозвенел звонок. Дети встают у своих мест. На партах порядок, все готовы к уроку).
Учитель:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Повторение, актуализация, коллективное определение или самоопределение деятельности.
Ребята, посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми мы уже познакомились на уроках обучения грамоте. (Дети смотрят на ленту букв).
Ученик(и):
-а, о, у, ы, и, н, с, к, т
Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. (Учитель раздаёт ученикам карточки с изученными буквами). На доске два домика: красный и синий.
-Жили-были буквы (ученики у доски показывают свои буквы). Однажды они все вместе отправились на море, чтобы отдохнуть. На пляже шумели волны, кричали чайки, а солнце согревало всех отдыхающих своим теплом. Но вдруг солнце спряталось за тучами, море забушевало, чайки от страха улетели в укромные места и тогда буквы быстро-быстро поехали домой. (Дети прикрепляют при помощи магнитов свои буквы к нужному домику.)
Учитель:
-Ребята, давайте все вместе проверим, правильно ли буквы нашли свой домик. (Если есть ошибки, дети, которые сидели на местах исправляют их).
-Назовите буквы, которые живут в красном домике.
Ученик(и):
-а, о, у, ы, и
Учитель:
-Какие они – гласные или согласные? Объясните почему.
Ученик(и):
В красном домике живут гласные буквы. Потому что при их произношении не возникает никаких преград.
Учитель:
А какие буквы живут в синем домике? Объясните почему.
Ученик(и):
-н, с, к, т. Эти буквы живут в синем домике, так как они согласные. При их произношении возникает преграда.
Учитель:
- Молодцы, ребята! А на какие группы делятся согласные? Каким цветом можно показать звук мягкий и звук твёрдый?
Ученик(и):
-Твёрдые звуки синим цветом, а мягкие зелёным.
Учитель:
-Прекрасно! Давайте ещё немного поиграем: я буду говорить слова, а вы будете составлять схемы слов у себя на парте.
- Нос, конь, ток (дети составляют схемы).
-Вы большие молодцы! Теперь давайте попробуем узнать тему сегодняшнего урока. Для этого нам нужно отгадать несколько загадок:
Загадки:
1.Ломтиком
вкусного сыра
Кажется в небе она,
Ночью для целого мира
Светит красиво (луна).
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это? (лиса)
3.Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось,
Познакомьтесь это (лось).
4.Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,
Цвет свой целебный дарит нам (липа).
Учитель:
-Ребята, вы такие молодцы! Скажите, а что общего между всеми отгаданными словами?
Ученик(и):
-Все слова начинаются со звука [л] или [л‘].
Учитель:
-Верно, ребята! А как вы думаете, почему мы отгадывали слова, начинающиеся с этих звуков?
Ученик(и):
-Потому что тема нашего урока будет: «Звуки [л], [л‘] и буква, их обозначающая».
Учитель:
-Верно! Тема нашего урока: «Звуки [л], [л‘] и буква, обозначающая эти звуки». А теперь, ребята, откройте учебник на с. 58 и внимательно рассмотрите картинку.
-Что изображено на картинке?
Ученик(и):
-На картинке «Тараканище» К. Чуковского.
Учитель:
-А каких героев вы видите на картинке?
Ученик(и):
-Слон, ослик, слониха.
Учитель:
-Чем они занимаются?
Ученик(и):
-Слониха танцует. Слон плачет. Ослик читает.
Учитель:
-А почему луна падает?
Ученик(и):
-На картинке луна падает оттого, что так «лихо» плясала слониха.
Учитель:
-Верно! Я рада, что вы помните сказку «Тараканище» К. Чуковского. Ребята, давайте вспомним, из чего состоят слоги?
Ученик(и):
-Слоги состоят из букв.
Учитель:
-Верно! А из чего состоят слова?
Ученик(и):
-Слова состоят из слогов.
Учитель:
-Давайте посчитаем количество слогов в слове «слониха». (Хлопая в ладоши на каждый слог, узнаём, что в слове «слониха» 3 слога).
-А из чего состоят предложения?
Ученик(и):
-Предложения состоят из слов.
Учитель:
-Составьте предложение из трёх слов по картинке.
Ученик(и):
-Слон горько плачет. Слониха красиво танцует. Ослик читает книгу.
Учитель:
-А из чего состоит текст?
Ученик(и):
-Текст состоит из предложений.
Учитель:
-А что такое текст?
Ученик(и):
-Текст-это предложения, связанные между собой по смыслу.
Учитель:
-Давайте попробуем составить текст по картинке «Тараканище».
Ученик(и):
-Однажды Таракан напал на жителей леса. Он грозился всех съесть. Но бесстрашный Воробей взял и «клюнул» Таракана и все жители леса были спасены злого «Тараканище». Больше всего радовалась своему спасению Слониха. Она так лихо отплясывала, что луна упала с неба. Жителям леса пришлось нырять за луной в болото и гвоздями приколачивать к небесам.
-Учитель:
-Умница! А кто может всему классу прочитать текст, предложный автором учебника, по сказке в стихах «Тараканище»?
Ученик(и):
-А слониха-щеголиха
так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.
(К. Чуковский)
Учитель:
-Скажите, пожалуйста, в этом отрывке встречались звуки, которые являются целью изучения нашего урока?
Ученик(и):
-Да, в этом тексте встречались звуки [л] и [л‘].
Учитель:
Давайте найдём здесь слова, где есть звук [л].
Ученик(и):
- «Слониха», «луна», «слон», «задрожала», «упала».
Учитель:
-А теперь найдём слова, где есть звук [л‘].
Ученик(и):
-«Щеголиха», «лихо».
Учитель:
-Ребята, вы большие молодцы! А теперь мы с вами немного отдохнём. Давайте представим, что за окном пошёл дождь, потом начался град, а затем засветило солнце. Итак:
Физкультминутка.
1. Дождь идёт - дети постукивают кончиками пальцев по парте.
Град идёт – ладони вверх, постукивают по парте суставами пальцев.
Засветило солнце – тишина.
2.Вместе с ребенком имитируем дуновение ветра,
качая туловище и помогая руками:
Ветер дует нам в лицо
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише (присесть).
Деревцо все выше, выше (встать и вытянуть руки
вверх).
3.Зажмуриваем глаза. Смотрим в окно, на дверь. На учителя.
3. Работа над новым материалом.
Учитель:
-Теперь мы с вами отдохнули, поэтому можно снова возвращаться к уроку. Давайте попробуем отгадать загадку:
У
него четыре ножки,
Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть…
Ученик(и):
-Стул
Учитель:
-Сколько слогов в этом слове?
Ученик(и):
-В этом слове один слог.
Учитель:
-Ребята, все согласны с *? Давайте мы вместе позовём слово и узнаем количество слогов в слове «стул» (путём скандирования - хлопками - определяем количество слогов в слове). Верно! В этом лове один слог и он же является ударным. А теперь давайте посмотрим схему слова «стул» на с. 59 и сделаем полный слого-звуковой анализ этого слова (вместе с учителем класс проводит слого-звуковой анализ):
Стул.
[с] – согласный (есть преграда), глухой (не звенит, когда зажимаем уши ладонями), твёрдый (сравниваем с парным по мягкости [с’]).
[т] – согласный (есть преграда), глухой (не звенит, когда зажимаем уши ладонями), твёрдый (сравниваем с парным по мягкости [т’]).
[у] – гласный (нет преград), ударный (зовём слово).
[л] – согласный (есть преграда), звонкий (звенит, когда зажимаем уши ладонями), твёрдый (сравниваем с парным по мягкости [л’]).
Учитель:
-Ребята, вы молодцы! Скажите, пожалуйста, вы все ездили на машине? А что крутит водитель, чтобы автомобиль двигался в нужную сторону?
Ученик(и):
-Чтобы автомобиль двигался в нужную сторону, водитель крутит руль.
Учитель:
-Верно! А сколько в этом слове слогов?
Ученик(и):
-В слове «руль» один слог.
Учитель:
-Ребята, все согласны с *? Давайте все вместе узнаем количество слогов в слове «руль» (определяем количество слогов путём скандирования – хлопками). Правильно! В слове «руль» один слог и он же является ударным. А теперь посмотрим схему этого слова с. 59 (на той же странице) и проведём его полный слого-звуковой анализ.
Руль.
[р] - согласный (есть преграда), звонкий (звенит при закрывании уха ладонью), твёрдый (сравниваем с парным по мягкости [р’]).
[у] – гласный (нет преград), ударный (зовём, гладим, спрашиваем слово).
[л’] – согласный (есть преграда), звонкий (звенит при закрывании уха ладонью), мягкий (сравниваем с парным по твёрдости [л]).
Учитель:
-Ребята, молодцы! Какие вам встретились в этих словах похожие звуки?
Ученик(и):
-В слове «стул» и «руль» есть похожие звуки: [л] и [л’].
Учитель:
-Верно! А чем отличаются эти звуки друг от друга?
Ученик(и):
-Звуки [л] и [л’] отличаются тем, что [л] твёрдый, а [л’] мягкий.
Учитель:
-Всё правильно! А чем эти звуки схожи друг с другом?
Ученик(и):
-Звуки [л] и [л’] – согласные и обознаются на письме одной и той же буквой.
Учитель:
-Всё верно, ребята! Теперь я буду читать вам текст, а вы должны его внимательно слушать и когда я произношу слово, где есть звук [л], вы топаете, а когда я произношу слово, где есть звук [л’], вы хлопаете (дети приготовились слушать текст).
Была в лесу белка.
Была (топают) в лесу (хлопают) белка (топают), и был (топают) у белки (топают) дом. Жила (топают) белка (топают) в дупле (топают). Пришли (хлопают) Миша и Слава (топают) взяли (хлопают) её к себе. И белка (топают) жила (топают) у них в клетке (хлопают).
(По Л Н. Толстому)
-Ребята, вы большие молодцы!
-А теперь поиграем в игру «Угадай, какой колокольчик звенит». Большой колокольчик начинает звенеть с твёрдого звука [л] и цвет этого колокольчика синий, а маленький колокольчик начинает звенеть с мягкого звука [л’] и цвет его зелёный. Итак, когда будет звенеть большой колокольчик, вы должны показывать карточки синего цвета, а когда будет звенеть маленький колокольчик, вы должны показывать карточки зелёного цвета.
-ло-ло-ло (синяя карточка) и лё-лё-лё (зелёная карточка); лу-лу-лу (синяя) и лю-лю-лю (зелёная) ; лы-лы-лы (синяя) и ли-ли-ли (зелёная); лэ-лэ-лэ (синяя) и ле-ле-ле (зелёная).
-Ребята, вы меня сегодня очень радуете! У вас всё прекрасно получается.
Учитель:
-Давайте теперь познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [л] и [л’]. Эта буква называется буквой «эль». (На интерактивной доске выводится изображение буквы Лл с ее названием и звуками, которые она обозначает).
Учитель:
Теперь все вместе назовём букву и скажем, какие звуки -она обозначает.
Все вместе:
-Буква «эль» обозначает согласные звуки [л], [л‘].
Учитель:
-Давайте посмотрим, как пишется буква Л.
-Дети, видите слона? Хобот есть. Нога одна (слон спрятался за кулисами). Ребята, а кто скажет, когда пишется заглавная, а когда строчная буква?
Ученик(и):
-Заглавная буква пишется в начале предложений. С заглавной буквы пишутся все имена собственные, включая прозвища, названия географических объектов, городов, стран, рек, сел, республик, государств и так далее.
Учитель:
-Верно! А теперь мы посмотрим в учебник на страницу 59: найдите слоги. Давайте их почитаем. (Каждый ребёнок читает по одному слогу. Сначала читают слоги дети «сильные», а затем «слабые». После каждого прочтённого слога ребёнок поясняет:
-Вижу «а», читаю «ла».
-Вижу «о», читаю «ло».
-Вижу «и», читаю «ли».
-Вижу «ы», читаю «лы».
-Вижу «у», читаю «лу». )
Затем эти слоги читают другие дети, но уже не сверху вниз, с снизу вверх, через слог, начиная с первого, затем через слог, начиная со второго как сверху вниз, так и снизу вверх.
-А теперь давайте договорим наши слоги до целых слов.
Ученики:
-Лама, лошадь, лиса, лыко, лужа (например).
Учитель:
-Умницы!
4. Включение новых знаний и опыта в систему имеющихся.
Учитель:
-Прочитайте, пожалуйста, слова на этой же (с.59) странице, характеризуя звуки [л] и [л‘].
Ученик(и):
-Кук/ла ([л] – твёрдый), кук/лы ([л] – твёрдый).
Учитель:
-В чём сходство этих слов?
Ученик(и):
-Оба слова состоят из двух слогов и в этих словах есть звук [л].
Учитель:
-Верно. А в чём различия этих слов?
Ученик(и):
-Эти слова отличаются числом. Кукла - единственное число, а куклы - множественное число.
Учитель:
-Всё правильно. Давайте почитаем следующий столбик.
Ученик(и):
-Ус/ну/ли ([л‘] - мягкий, ус/нул ([л] – твёрдый).
Учитель:
-А чем эти слова отличаются друг от друга?
Ученик(и):
-В первом слове звук [л‘] мягкий, а во втором звук [л] твёрдый. В первом слове число множественное, а во втором число единственное.
Учитель:
-Хорошо. Читаем дальше.
Ученик(и):
-Ка/та/ла ([л] – твёрдый), ка/тал ([л] – твёрдый).
Учитель:
-А чем эти слова отличаются друг от друга?
Ученик(и):
-Эти слова имеют разный род. Катала – женский, а катал – мужской.
Учитель:
-Ребята, вы очень умные! Прочитаем последний столбик.
Ученик(и):
-Стол ([л] – твёрдый), стул ([л] – твёрдый).
Учитель:
-А чем же эти слова отличаются друг от друга?
Ученик(и):
-Это слова имеют разное значение. Стол – на что кладут тетради, а стул – куда можно садиться.
Учитель:
-Молодцы! А у вас дома у всех есть стол и стул?
Ученик(и):
-Да!
Учитель:
-А вы дома делаете сидя за столом домашнее задание?
Ученик(и):
-Да!
Учитель:
-А я за столом проверяю ваши тетради. Оказывается, нам всем нужен стол и стул! А теперь откроем с. 60 и прочитаем имена детей, которых мы видим на картинке.
Ученик(и):
-Ал/ла, Алик.
Учитель:
-Ребята, а почему первая буква в именах написана с большой буквы? Не ошибся ли автор учебника?
Ученик(и):
-Алла и Алик написаны с большой буквы, потому что это имена собственные. А имена собственные пишутся всегда с большой буквы.
Учитель:
-Всё правильно, ребята! А теперь давайте прочитаем текст на этой же странице (с.60) (текст читает ребёнок, который хорошо читает).
Ученик(и):
-У окна стоит столик. У Аллы салат. И у Алика салат. Он солит салат. У Коли стаканы. Он налил соку. У Тани и у Коли сок.
Учитель:
-Ребята, о чём говорится в тексте? Как вы думаете, зачем дети собрались за столом? Автор учебника вам нарисовал подсказку.
Ученик(и):
-Дети пришли на День рождения к своему другу. Они ели салат и пили сок.
Учитель:
-Верно. А вы часто ходите на День рождения? Кого бы вы пригласили к себе на торжество?
Ученик(и):
-Нет, я хожу не часто на Дни рождения. К себе на праздник я бы позвал своих друзей.
Учитель:
-Прекрасно! А теперь давайте прочитаем только те слова, где встречаются наши новые звуки сегодняшнего урока.
Ученик(и):
-Столик, Аллы, салат, Алика, солит, Коли, налил.
Учитель:
-Верно! А в каких из этих слов есть звук [л]?
Ученик(и):
-Аллы, салат.
Учитель:
-Вы меня сегодня очень радуете! А в каких словах спрятался звук [л’]?
Ученик(и):
-Столик, Алика, солит, Коли, налил.
Учитель:
-Ребята, вы большие молодцы! А как бы нам озаглавить этот текст?
Ученик(и):
-День рождения.
Учитель:
-Ребята, а совпадает ли произношение «у окна» и его написание?
Ученик(и):
-Нет, не совпадает. Мы говорим это слово через звук «а», а пишем через букву «о».
Учитель:
-Ребята, а как же нам доказать, что слово «окно» пишется через букву «о», а не букву «а»?
Ученик(и):
-Слово «окно» пишется через «о», так как можно поставить слово во множественное число, чтобы безударный слог стал ударным: «окна». Это и будет доказательством того, что «окно» пишется через «о».
Учитель:
-Умницы! А теперь немного отдохнём (дети встают из-за парт).
Физкульминутка «Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Физкульминутка «Буратино»
Буратино
потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5. Закрепление (включение новых знаний в систему изученных).
Учитель:
-А теперь откроем с. 63, посмотрим на картинки и дополним текст. Итак, кто начнёт читать?
Ученик(и):
-Окуни и лини – ?
Учитель:
-Ребята, кто такие окуни и лини?
Ученик(и):
-Окуни и лини – рыбы.
Учитель:
-Верно! Читаем дальше.
Ученик(и):
-Аисты и утки – птицы.
Учитель:
-Молодец! Теперь *, читай.
Ученик(и):
- Лисы и лоси – животные.
Учитель:
-Умница. А какие новые звуки спрятались в словах «лисы», «лоси»?
Ученик(и):
-В слове «лисы» спрятался звук [л‘]. В слове «лоси» спрятался звук [л].
Учитель:
-Всё правильно. Вы меня сегодня очень радуете! Давайте закончим последнее предложение. *, читай.
Ученик(и):
-А осы кто? Осы – насекомые.
Учитель:
-Умницы! Ребята, вы столько много всего знаете! Мне очень приятно с вами заниматься. А вы видели когда-нибудь рыб, птиц, животных, насекомых? Где вы их видели?
Ученик(и):
Я видел рыб на озере. Я видел птиц в парке. Я видел животных в лесу. Я видел ос у бабушки на даче.
Учитель:
-Я так рада за вас! Наш урок заканчивается.
6. Рефлексивное подведение итогов урока.
Учитель:
-С какими звуками вы сегодня познакомились?
Ученик(и):
-Мы сегодня познакомились со звуками [л] и [л‘].
Учитель:
- Какой буквой обозначаются звуки [л] и [л‘]?
Ученик(и):
-Звук [л] и [л‘] обозначаются буквой «эль».
Учитель:
-Когда вам было трудно?
Ученик(и):
-Мне было трудно проверить безударную гласную в слове «окно».
-Мне было трудно читать слова и делать слогозвуковой анализ слов.
Учитель:
-А что вам больше всего понравилось?
Ученик(и):
-Отгадывать загадки, цвет колокольчика.
Учитель:
-А теперь покажите один из смайликов, лежащих у вас на парте: грустного, нейтрального или весёлого. Это и будет оценка нашего урока (дети оценивают урок).
-Наш урок закончился. Складываем тетради и книги в портфель. Готовимся к следующему уроку и идём на перемену.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.