Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: «Типы текстов»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель:
Оборудование:
- учебник для 3 класса «Русский язык» УМК «Планета знаний».
- презентация «Типы текстов: повествование, описание, рассуждение».
- карточки для определения видов текстов (на каждого ученика).
- разрезная схема «Типы текстов».
Методы:
- частично-поисковый
- наглядный
- словесный
- практический
Этапы урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи
3. Открытие новых знаний
4. Первичное закрепление
5. Рефлексия деятельности
6. Домашнее задание по выбору
I. Организационный этап
-Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, повторяем!»
II Актуализация опорных знаний
-Для чего надо изучать русский язык? (грамотно писать, правильно излагать свои мысли, для общения Грамотность-это в наше время престижно. Модно. 18 марта –единый диктант по России. России нужны грамотные люди )
1. Развитие речи.
Учитель. - Объясните смысл пословицы.
Язык до Киева доведёт.
Учитель. – Верно, ребята, вы правильно рассуждали. Язык – это речь. «Язык до Киева доведет» значит, общаясь с людьми, можно справиться с любым заданием. Главное – не бояться спрашивать.
2.Минутка чистописания
-Запишите в тетрадь прописными буквами, с соблюдением правил каллиграфии.
Учитель. – Ребята, чтобы быстро и правильно понимать речь друг друга, нужно хорошо владеть языком. – Что это значит «хорошо владеть языком?»
( Правильно и красиво говорить.Правильно строить предложения. Говорить так, чтобы было интересно слушать.)
Учитель. – Задумывались ли вы, ребята, как проще высказывать свои мысли, в устной или письменной речи? ( Конечно в устной легче.В письменной приходится долго подбирать слова, выбирать выражения.)
3. Анаграмма
-Давайте посмотрим на доску (слайд3кеттс)
-Из данных букв составьте слова (ест, текст, тест)
- Что такое тест?
- На прошлом уроке мы с вами знакомились с понятием «текст».(слайд4)
- Что такое текст? (дети дают определение).
- Посмотрите на слайд и скажите, вся ли информация нам известна о тексте?
Слайд5
4. Давайте попробуем заполнить таблицу (коллективная работа на доске – разрезные карточки).
Что знаю? Что хочу узнать? Что узнал?
Текст – это В литературе исполь-
два или несколько зуются разные?
предложений, связан-типы текстов
ных между собой по
смыслу. Текст можно
озаглавить
III. Открытие новых знаний(Постановка учебной задачи)
-Что мы не знаем? ( В литературе используются разные типы текстов).
- Исходя из того, что мы не знаем, поставим перед собой задачи на урок.
Слайд6. Задачи урока. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, какие виды текстов используются в литературе, и будем учиться определять их?
Физминутка
Чтобы наша голова лучше работала выполним упражнение (коза – заяц)
1.Работа с текстами (Решение устной задачи)
–Посмотрите на следующий слайд (слайд 7) Перед вами три вида текста. Прочитайте их.
1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
2.Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
Решение устной задачи в определении вида текстов: повествование, описание, рассуждение.
-Что общего у этих текстов? (Все они о тиграх).
-Найдите текст, в котором говорится о признаках этого предмета, т.е. его описании.
-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)
Такой текст называется текст-описание.
-Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)
-Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте - описания изображаются предметы, люди, животные, природа. На доску вывешиваются опорные слова. (Какой? Какая? Признаки предмета)
-Найдите текст, в котором мы можем увидеть причины, доказательства.
Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту? (Почему?)
На доску вывешиваются опорные слова
(Почему?Причины, доказательства)
-Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать - значит доказывать.
-Прочитайте оставшийся текст. Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)
-О чем говорится в этом тексте? (О событиях, действиях)
-Такой текст называются текст - повествования или текст - сообщения. Вывешиваются опорные слова
-Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают тексты?(Слайд8)
IV. Первичное закрепление
1. Работа в парах (Слайд9)
-У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте определить вид текстов и прийти к единому решению.
-Что поможет вам в вашей работе? (опорные карточки на доске)
1. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
2. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
3. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
При затруднении учитель задает вопросы.
- О чем рассказывается в тексте?
- Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?
2.Работа в тетради
-Запишите в тетрадь текст, который записан на слайде (Слайд 10) и определите его вид, пользуясь памяткой на доске.
-Какой это текст? (Текст-сообщение)
-Что помогало вам в определении текста? (Вопросы, слова - помощники)
V. Рефлексия деятельности
1. (Самостоятельная работа с самопроверкой)
- Чему мы сегодня учимся на уроке?
Выполним следующее задание:
-Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетради начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание – о, сообщение – с, рассуждение – р.
1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
Осознание учащимися своей учебной деятельности
- Посмотрите на слайд и проверьте себя (с, о, р, о, с, р).
- Оцените свою работу, используя наших помощников (дети показывают учителю).
- - «верно» или 1 неверный ответ
- 2-3 неверных ответа
- 4-5 неверных ответов
- Почему у тебя такой смайлик?
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результативности своей и всего класса.
Итог урока.
- Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице)
- Какие виды текстов вы узнали?
- На какие вопросы они отвечают?
VI. Домашнее задание по выбору (Инструктаж выполнения домашнего задания)
1.Составить текст о своей любимой игрушке и записать его в тетрадь (5-6 предложений).
2. Выполнить задание в учебнике
С. 79 упр.125
3. Работа по карточкам
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.