Тема урока «Изменение глаголов по временам»
Тип урока: Уроки систематизации знаний.
Цели:
Образовательные:
повторить и усовершенствовать знания учащихся о глаголе;
Развивающие:
развивать навыки точного употребления глаголов в речи; развивать логическое мышление; развивать речь учащихся.
Воспитательные: развивать позитивное эмоционально-ценностное отношения к русскому языку; пробудить познавательный интерес к слову, стремление совершенствовать свою речь.
Знать: грамматические признаки глаголов, роль глаголов в речи.
Уметь: строить диалогические и монологические высказывания, находить глаголы, правильно их писать, использовать в речи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.
Раз прозвенел звонок, значит настало время урока. У вас на партах лежат необычные часы отметьте знак, который соответствует вашему настроению на данный момент.
Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
Актуализация знаний
Ребята, вам необходимо узнать слово по описанию и записать его обозначив орфограммы.
1. защищает, рискует, спасает, совершает (герой)
2. квакает, прыгает (лягушка)
3. по ней ходят, гуляют (аллея)
4. ее печатают, читают, покупают, разносят ( газета)
5. ее надевают, стирают, гладят (одежда)
6. по ней спускаются, поднимаются ( лестница)
(взаимопроверка по образцу с экрана)
Ребята, посмотрите на первые буквы записанных слов , какое слово спряталось? (глагол)
С какой частью речи мы продолжим работать на сегодняшнем уроке?
О каком грамматическом признаке глагола пойдет речь вы узнаете отгадав загадку.
Аня загадывает загадку :
Оно и бежит, оно и летит,
Оно и быстротечно, оно и бесконечно.
- Кто догадался о чем идет речь в этой загадке? (о времени)
- Как будет звучать тема нашего урока? ( Время глагола, открываю на доске).
-Запишите тему в верхней части часов.
Постановка учебной задачи, целей урока.
ЦЕЛЬ: - продолжать учиться …….(изменять глаголы по временам)
- Для достижения цели ставим перед собой задачи:
Задачи на доске
1. Повторить….. (времена глаголов)
2. Выяснить… (все ли глаголы изменяются по времена)
3.Упражняться…
- Ребята, а что такое время? (Предположение детей)
-Где мы можем узнать значение слов?
-Давайте обратимся к толковому словарю, который составил Сергей Иванович Ожегов и прочитаем определение этого слова (читаем определение времени)
Актуализация опорных знаний
Хорошо, давайте не будем тратить время, поработаем в карточках под номером 1 и актуализируем знания о глаголе. Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте соответствующий знак. (Самостоятельная работа)
КАРТОЧКА №1
+ - уже знаю ( на слайде)
– - думаю иначе /есть ошибка
? - есть вопрос /не знаю
1. Глагол – это часть речи. ( )
2. Глагол обозначает признак предмета. ( )
3. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )
4. В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )
5. Глаголы изменяются по числам обозначают действия в единственном числе и во множественном числе. ( )
6. Глаголы изменяются по временам и выделяют три времени, которые отличаются вопросами. ( )
7. Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени. ( ?)
- Как только вы будете готовы ответить, просигнальте классу.
- Проверяем по цепочке, по вопросу на группу. (Читает вопрос – дает ответ. )
- В каком предложении появился вопрос? ( в 7)
Хорошо, в процессе урока вернемся к нему.
Реализация составленного плана.
- Давайте, обратимся к учебнику и выполним упр.146. на ст.71
(коллективная работа по заданию учебника)
Потекут ( буд.вр.), навострили (прош.вр.), готовим ( наст.вр.)
Вывод:
1. Определить, когда происходит действие.
- после момента речи (вчера), в момент речи (сейчас), до момента речи (завтра)
Задать вопрос.
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает?, что делают?)
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делал?ла,ло,ли)
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает?) (что будет делать?) ( время и вопросы появляются на доске)
-Выполняя это задание, какой задачу мы решили? (первую, повторили времена глагола)
ФИЗМИНУТКА
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
Этап самостоятельной работы (один за доской).
- У вас на столах карточки, в которых указаны времена глаголов, распределите их по группам.
Прош.вр. |
Наст.вр. |
Буд.вр. |
|
|
|
|
|
|
Оживет, растаял, кружил, сияет, расцветут, капает, бежать, спросить.
Проверка. Самооценка.
- Какие слова оказались лишнее? Почему?(бежать, спросить- н.ф.)
Измените эти глаголы по временам в карточке.
1 в.-бежать
2 в.- спросил, ---, спросит.
Вывод:
- От глаголов, отвечающих на вопрос что сделать? нельзя образовать глаголы настоящего времени.
- Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать, форму настоящего времени не образуют)
Ребята, также нам с вами известно и такое понятие как «время года».
- Какое сейчас время года? Что происходит с природой весной?( она оживает)
И я предлагаю вам поработать в парах и оживить текст глаголами и определить время глаголов.
_____________ долгожданная весна. _____________весёлая капель. ________говорливые ручьи. Скоро деревья _________в листву. _________перелётные птицы).
(наступила, звенит, бегут, оденутся, прилетят)
Коллективная проверка ( зачитываем текст, называя время глаголов)
Если остается время разбор предложения.
Итог урока. Рефлексия.
Вернитесь к вашим часам , давайте самостоятельно заполним пустые окошки.
Какие временные формы глагола мы знаем.
На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф., какие временные формы образуют.( проверка со слайда)
Отметьте знак, который соответствует вашему настроению на конец нашего урока)
Домашнее задание. .
Урок окончен.
- Всем спасибо за активную работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.