Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Время глагола"
Оценка 5

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Время глагола"

Оценка 5
docx
26.10.2023
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Время глагола"
Время глаголов.docx

 

Тема урока «Изменение глаголов по временам»

Тип урока: Уроки систематизации знаний.

Цели:

Образовательные:

повторить и усовершенствовать знания учащихся о  глаголе;

Развивающие:

развивать навыки точного употребления глаголов в речи; развивать логическое мышление; развивать речь учащихся.

Воспитательные: развивать позитивное эмоционально-ценностное отношения к русскому языку; пробудить познавательный интерес к слову, стремление совершенствовать свою речь.

Знать: грамматические признаки глаголов, роль глаголов в речи.

Уметь: строить диалогические и монологические высказывания, находить глаголы, правильно их писать, использовать в речи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

 

Ход урока:

I.            Организационный момент.

- Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

Раз прозвенел звонок, значит настало время урока. У вас на партах лежат необычные часы отметьте знак, который соответствует вашему настроению на данный момент.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Актуализация знаний

Ребята, вам необходимо узнать слово по описанию и записать его обозначив орфограммы.

1.     защищает, рискует, спасает, совершает (герой)

2.     квакает, прыгает (лягушка)

3.     по ней ходят, гуляют (аллея)

4.     ее печатают, читают, покупают, разносят ( газета)

5.     ее надевают, стирают, гладят (одежда)

6.     по ней спускаются, поднимаются ( лестница)

(взаимопроверка по образцу с экрана)

Ребята,  посмотрите на первые буквы записанных слов , какое слово спряталось? (глагол)

С какой частью речи мы продолжим работать на сегодняшнем уроке?

О каком грамматическом признаке глагола пойдет речь вы узнаете отгадав загадку.

Аня загадывает загадку :

Оно и бежит, оно и летит,

Оно и быстротечно, оно и бесконечно.

- Кто догадался о чем идет речь в этой загадке? (о времени)

- Как будет звучать тема нашего урока? ( Время глагола, открываю на доске).

-Запишите тему в верхней части часов.

Постановка учебной задачи, целей урока.

ЦЕЛЬ: - продолжать учиться …….(изменять глаголы по временам)

- Для достижения цели ставим перед собой задачи:

Задачи на доске

1. Повторить….. (времена глаголов)

2. Выяснить… (все ли глаголы изменяются по времена)

3.Упражняться…

- Ребята, а что такое время? (Предположение детей)

-Где мы можем узнать значение слов?

-Давайте обратимся к толковому словарю, который составил Сергей Иванович Ожегов и прочитаем определение этого слова (читаем определение времени)

Актуализация опорных знаний

Хорошо, давайте не будем тратить время, поработаем в карточках под номером 1 и актуализируем знания о глаголе. Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте соответствующий знак. (Самостоятельная работа)

КАРТОЧКА №1

+ - уже знаю ( на слайде)

– - думаю иначе /есть ошибка

? - есть вопрос /не знаю

1.     Глагол – это часть речи. ( )

2.     Глагол обозначает признак предмета. ( )

3.     Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )

4.     В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )

5.     Глаголы изменяются по числам обозначают действия в единственном числе и во множественном числе. ( )

6.     Глаголы изменяются по временам и выделяют три времени, которые отличаются вопросами. ( )

7.     Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени. ( ?)

- Как только вы будете готовы ответить, просигнальте классу.

- Проверяем по цепочке, по вопросу на группу. (Читает вопрос – дает ответ. )

- В каком предложении появился вопрос? ( в 7)

Хорошо, в процессе урока вернемся к нему.

Реализация составленного плана.

-  Давайте, обратимся к учебнику и выполним упр.146. на ст.71

(коллективная  работа по заданию учебника)

Потекут ( буд.вр.), навострили (прош.вр.), готовим ( наст.вр.)

Вывод:

1.     Определить, когда происходит действие.

- после момента речи (вчера), в момент речи (сейчас), до момента речи (завтра)

 Задать вопрос.

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает?, что делают?)

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делал?ла,ло,ли)

- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает?) (что будет делать?) ( время и вопросы появляются на доске)

-Выполняя это задание, какой  задачу мы решили? (первую, повторили времена глагола)


ФИЗМИНУТКА

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

 

Этап самостоятельной работы (один за доской).

 

- У вас на столах карточки, в  которых указаны времена  глаголов, распределите их по группам.

Прош.вр.

Наст.вр.

Буд.вр.

 

 

 

 

 

 

Оживет, растаял, кружил, сияет, расцветут, капает, бежать,  спросить.

Проверка. Самооценка.

- Какие  слова оказались  лишнее? Почему?(бежать, спросить- н.ф.)

Измените эти глаголы по временам в карточке.

1 в.-бежать

2 в.- спросил, ---, спросит.

Вывод:

- От глаголов, отвечающих на вопрос что сделать? нельзя образовать глаголы настоящего времени.

- Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать, форму настоящего времени не образуют)

Ребята, также нам с вами известно и такое понятие как «время года».

- Какое сейчас время года? Что происходит с природой весной?( она оживает)

И  я предлагаю вам  поработать в парах и оживить текст глаголами и определить время глаголов.

_____________  долгожданная  весна. _____________весёлая капель. ________говорливые ручьи. Скоро деревья _________в листву. _________перелётные  птицы).

(наступила, звенит, бегут, оденутся, прилетят)

Коллективная проверка ( зачитываем текст, называя время глаголов)

 Если остается время разбор предложения.

Итог урока. Рефлексия.

Вернитесь к вашим часам , давайте самостоятельно  заполним  пустые окошки.

Какие временные формы глагола мы знаем.

На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф., какие временные формы образуют.( проверка со слайда)

Отметьте знак, который соответствует вашему настроению на конец нашего урока)

 Домашнее задание. .

Урок окончен.

- Всем спасибо за активную работу!

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока «Изменение глаголов по временам»

Тема урока «Изменение глаголов по временам»

Запишите тему в верхней части часов

Запишите тему в верхней части часов

На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает?, что делают?) -

На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает?, что делают?) -

Скоро деревья _________в листву

Скоро деревья _________в листву

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Время глагола"

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Время глагола"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2023