Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: «Знаки препинания в конце предложения».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: развитие умения правильно оформлять предложение в письменной речи: употребление заглавной буквы в начале предложения, точки, вопросительного и восклицательного знаков - в конце.
Задачи:
Образовательные: повторить признаки предложения, познакомить с правилами постановки знаков препинания в конце предложения.
Коррекционно-развивающие: развивать и использовать остаточный слух учащихся на уроке; формировать навыки связной речи через правильное построение ответов на вопросы; развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся правильно оформлять предложение при письме; интонировать предложения;
Личностные: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности; формировать представление о здоровьесберегающем поведении, освоение личностного смысла учения, желания учиться;
Метапредметные:
Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изученного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
Регулятивные:
самостоятельно организовывать свое рабочее место; определять тему, цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя; оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;
Коммуникативные:
формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; участвовать в коллективном обсуждении; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формируемые понятия: Знаки препинания, предложение, точка, вопросительный, восклицательный знаки.
Методическое обеспечение урока: для учителя - компьютер, демонстрационный материал – материал для фонетической зарядки, презентация, схема предложения, опорные карточки, карточки с картинками для проведения физкультминутки;
для обучающихся - учебник «Русский язык 2 класс» Т. Г. Рамзаева, раздаточный материал – модели планшета, опорные карточки, карточка с заданием.
Технологическая карта урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
I. Организационный этап.
|
Приветствие (За экраном). Здравствуйте, ребята! - Кто сегодня дежурный? - Какое сегодня число? - Кого сегодня нет на уроке? - Мади спроси у Артёма какой сегодня день недели? - Артём, спроси у Семёна какой сейчас урок? - Что мы делаем на уроке русского языка? - А ещё мы работаем с дежурным звуком. Фонетическая разминка. - Какой у нас дежурный звук? Произнесите его шёпотом, громко, кратко, длинно. Назовите слова с этим звуком. На уроке будем следить за правильным произношением звука. Сегодня на уроке встретится сложное для произношения слово «Знаки препинания». Произнесём его. Повторяйте за мной. П Р__Е Р__Е ПР__Е ПРЕ ПИ ПИ ПИНА ПР_Е ПИ_Н_А́НИЯ ПРЕПИНА́НИЯ
|
Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Повторяют элементы фонетической разминки.
Повторяют за учителем. |
Личностные: готовность к восприятию, проявление внимательности, желания больше узнать. Коммуникативные: умение правильно проговаривать звуки. Регулятивные: корректировать произносительные навыки, вносить изменения с учётом ошибок и трудностей, возникающих при произношении. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
На доске схема предложения. - Что записано на доске? - Из чего состоит предложение? - Сколько слов в этом предложении? - Каждый придумайте по одному предложению к данной схеме. - Предлагаю вместе придумать предложение по этой картинке. Я запишу его. - Откройте тетради. (За экраном). - Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Повторяйте за мной. Молодцы. Возьмите ручку. Запишите число, классная работа. Каллиграфическим почерком аккуратно запишите данное предложение в тетрадь. Кто готов – устанавливает флажок. (За экраном) Возьмите планшет. Используя планшет, вспоминая признаки предложения, докажите, что это предложение. Кто готов – устанавливает флажок. Сейчас я буду начинать фразу, а вы заканчиваете её. - Это предложение, потому что ….в нём несколько слов. - Это предложение, потому что …. в нём слова связаны по смыслу. - В предложении…. первое слово записано с большой буквы. - В предложении ….в конце стоит точка. - А какие знаки ещё знаки могут стоять в конце предложения? - А как назвать точку, вопросительный знак, восклицательный знак одним словом? (знаки препинания). - Где мы можем встретить эти знаки? (в конце предложения). - Кто сможет из данных слов составить тему урока? - Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Знаки препинания в конце предложения». - Какова цель нашего урока? (Узнать, когда и какие знаки препинания ставятся в конце предложения). Молодцы! (За экраном). Уберите планшеты. |
Отвечают на вопросы учителя.
Составляют предложения.
Выполняют пальчиковую гимнастику. Работают в тетради. Работают с раздаточным материалом.
Отвечают на вопросы учителя.
Выявляют закономерности, подчеркивают характеристики объекта.
Выделяют и формулируют с помощью опорных слов тему и цель урока. |
Познавательные: структурировать знания; формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль. Познавательные: понимать информацию представленную в виде текста и схемы, выделять и формулировать тему и цель урока. Личностные: мотивация к обучению, выражение положительного отношения к процессу познания. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
Физкультминутка «В школьном саду».
|
Объявляет и проводит физкультминутку (Используются карточки с картинками). В школьном саду растёт вот такой тополь, В школьном саду растёт вот такой клён, В школьном саду на яблоне вот такие яблоки, В школьном саду вот такая радуга. Друг другу подмигнули, Друг другу улыбнулись, Сели на свои места. |
Повторяют за учителем. |
Коммуникативные: уметь слушать, согласованно выполнять совместную деятельность.
|
III. Актуализация знаний.
|
Итак, мы много знаем о предложении, но не знаем, когда какие знаки препинания ставятся в конце предложения. - Где мы можем найти ответ на свой вопрос? (В учебнике, скажет учитель, подумать сами). - Предлагаю с моей помощью подумать самим. А потом свой вариант ответа сравним с правилом учебника. Согласны? Чтение предложений учителем с точкой, восклицательным и вопросительным знаком. - Как я прочитала предложение? Спокойно, с чувством, с вопросом. Итак, если предложение прочитано спокойно, то при письме ставим точку, с чувством - ! знак, с вопросом -? знак. - Прочитайте предложение, если в конце поставить вопросительный знак, восклицательный знак. - На стр. 69 учебника прочитайте по очереди правило. Правильный мы вывод сделали? Грамотный человек – это не только тот человек, кто в словах не допускает ошибок, но и тот, кто умеет верно расставить знаки препинания. |
Предлагают пути решения задачи. Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют выводы после наблюдений.
Читают предложения.
Работают с учебником.
Читают по очереди текст учебника. |
Личностные: определять круг своего незнания, готовность к восприятию речи. Познавательные: осуществлять поиск информации для выполнения учебной задачи, делать выводы, ориентироваться в учебнике, Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог. |
IV. Первичное усвоение новых знаний.
|
Дидактическая игра «Письмо». Чтение письма. Дети на слух определяют какой знак препинания стоит в конце предложения. Текст письма: Здравствуйте, ребята! – Какой знак препинания в конце предложения стоит? Почему восклицательный знак? Вы недавно были на экскурсии у нас в музее. – Какой знак препинания в конце предложения стоит? Почему точка? Понравилось ли вам в музее? - Какой знак препинания в конце предложения стоит? - Почему? Приглашаем на новую выставку. – Почему поставили точку? Будет очень интересно! – Почему восклицательный знак поставим? |
Слушают.
Формулируют выводы после наблюдений.
Отвечают на вопросы учителя.
|
Коммуникативные: развитие слухового внимания. Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам. |
V. Первичная проверка понимания.
|
Самостоятельная работа с карточкой. - Возьмите карточки. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Текст карточки - Прочитай. Поставь нужный знак в конце предложения. Спиши. 1. У меня есть собака 2. Её зовут Найда 3. Я очень сильно её люблю 4. А у тебя есть собака - Проверьте правильность написания (Слайд). - Все справились с заданием? Есть ошибки у Семёна? У Мади? У Данила? У Артёма?
|
Самостоятельно выполняют задание.
Выполняют взаимопроверку. По очереди комментируют выполнение задания. |
Познавательные: самостоятельное применение алгоритма деятельности при выполнении задания. Регулятивные: осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить необходимые изменения, дополнения. Коммуникативные: сотрудничать, корректно сообщать об ошибках. |
VI. Первичное закрепление.
|
Работа с сигнальными карточками. Возьмите карточки. Я буду задавать вопросы, вы мне отвечаете с помощью карточек. - Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? - Если предложение содержит вопрос, то записывая предложение в конце ставим … знак. - Если в предложении о чём-то спокойно сообщается, то записывая предложение в конце ставим …. - Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставим …знак. |
Отвечают на вопросы учителя при помощи сигнальных карточек. Называют основные позиции нового материала. |
Познавательные: уметь видеть результат, делать выводы в результате совместной работы учителя и класса. |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
(За экраном). Откройте дневник. Используя фонарик прочитать «спрятанное» домашнее задание. Стр. 71, упр. 127. Учитель под диктовку учеников записывает на доску. Инструктаж учителя по выполнению домашней работы. |
Диктуют домашнее задание учителю. |
Коммуникативные: осознанно строить речевые высказывания. |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
|
- Назовите тему сегодняшнего урока? Какую цель мы поставили перед в начале урока? Мы достигли цель? - Как вы работали на уроке? Я согласна с вашей оценкой работы. - Вам понравился урок? - Предлагаю оценить урок знаками препинания. ! – урок понравился, ? -остались еще вопросы, .- урок не понравился. - Поднимите подходящие знаки. Все молодцы! Спасибо за урок!
|
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают свою работу.
Работают с раздаточным материалом.
|
Регулятивные: уметь осуществлять итоговый контроль. Коммуникативные: осознанно строить речевые высказывания.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.