Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме: «Текст. Типы текстов.»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Цели урока:обобщение и уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.
Задачи:
Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.
Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.
Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописаният
Задание: Красиво списать, исправить ошибки.
Побилели паля и лиса. Хрупким льдом пакрыласьрика, уснула, как вскаске.
Проверьте свою работу с тем, что написано на доске.
3. Словарная работа.На доске кроссворд, заполним его.
|
|
|
а |
Т |
т |
р |
а |
к |
ц |
и |
о |
н |
|
а |
н |
т |
Е |
н |
н |
а |
|
|
|
|
|
|
|
х |
о |
К |
к |
е |
й |
|
|
|
|
|
|
д |
р |
е |
С |
с |
и |
р |
о |
в |
щ |
и |
к |
к |
р |
и |
с |
Т |
а |
л |
л |
|
|
|
|
|
1. Место развлечения в парке.
2. Устройство для получения сигнала для приемников, телевизоров
3. Зимний вид спорта
4. Цирковая профессия.
5. Твердое тело, имеющее симметричное строение.
На какое правило все слова? (По очереди записываем слова в кроссворд.)
4. Определение темы урока, постановка целей.
Какое ключевое слово в кроссворде?(Текст) Случайно ли это?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Цель:Наша цель повторить, систематизировать наши знания о разного вида текстах.
Что такое текст? Что вы знаете о тексте? Какие виды текстов вам знакомы?
В толковом словаре даётся объяснение слову текст( от лат. textus-«ткань; сплетение, связь, паутина, сочетание»).
Текст состоит их двух и более предложений связанных по смыслу, раскрывающих одну тему. В тексте должна прослеживаться основная мысль, которая в заключительной части должна быть доведена до логического завершения.
5.Первичное закрепление:Определите тип текстов. Действуем по алгоритму.
1. Прочитать текст.
2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте.
3. По вопросу и содержанию определить тип текста.
-Работаем с текстом 1.
-Все нашли?
-Прочитайте текст вслух 1 человек.
-Определить на какой вопрос дается ответ в тексте?(почему?)
-Определите тип текста?(рассуждение)
-Почему вы так считаете?
Текст 1.Трудно птицам
зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом.
Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили
кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.
(В тексте дается объяснение, где можно достать корм для птиц зимой).
Вывод:вы доказали, что это текст –рассуждение.
Продолжим работать с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте предложения с однородными членами.
Текст 2. Лось. Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.
-Найдите текст 2.
-Все нашли?
-Прочитайте текст вслух 1 человек.
-Определите на какой вопрос дается ответ в тексте?(Кто?)
-Определите тип текста?(описание)
-Докажите?
(Это текст описание, объект описания – лось).
Какие слова помогают описать лося? (Мирный, лесной, стройные, широкие – имена прилагательные)
Вывод: вы доказали, что это текст - описание.
Поработаем с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте все имена прилагательные и подчеркните их.
-Давайте проверим, все ли имена прилагательные вы подчеркнули?
-Все имена прилагательные названы?
Теперь поработаем с текстом 3.
Текст 3.Медвежонок.Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
-Все нашли?
-Прочитайте текст вслух 1 человек.
-Определите на какой вопрос дается ответ в тексте?(Что происходило?)
-Определите тип текста?(повествование)
-Отвечает на вопрос: Что происходит с медвежонком?
Вывод:вы доказали, что это текст – повествование.
-Почему?
Поработаем с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте и подчеркните все глаголы.
-Кто готов назвать глаголы?
6.Работа в парах
-Увас на партах лежат карточки с текстами. Посоветуйтесь с товарищем иопределите тип текста.Переверните свои карточки и подпишите свои фамилии. Сейчас мы будем работать впарах.Давайте вспомним, что важное при работе в парах?
На карточках написано 3 текста. Вам надо прочитать тексты и посоветоваться друг с другом, и определить тип каждого текста, за тем рядом с текстом поставьте букву П, О, Р.
-Начали работать.
1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.(повествование
2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.(описание)
3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.(рассуждение)
7. Самостоятельная работа. Задание (буквенный диктант)
- Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой в тетрадь (описание – о, рассуждение – р, повествование –п).
1. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
3. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
Самопроверка. Р, О, П, О, П, Р. Слайд №7
8. Творческая работа.Работа над деформированным текстом. Собери предложения и запиши текст. (повествование)
заиграло, лесом, над, солнце, зимнее |
берез, иней, ветки, украсил, гибкие |
к, летят, высоким, клесты, елям |
тетерева, снега, мягкого, вылетели, из |
расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они |
эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями. |
9. Итог урока.
Что нового узнали на урока?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Что для вас показалось очень трудным?
10.Рефлексия
Закончите предложения:
Несколько предложений, объединенных по смыслу называются …. .
Текст, в котором рассказывается о чем произошло, называется-…. .
Текст ,к которому можно поставить вопрос КАКОЙ? Называется -… .
Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? ,называется -… .
11. Самопроверка.
12. Домашнее задание: составить текст на тему: Что жду я от весенних каникул?
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Раздаточный материал
Текст 1. Трудно птицам
зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло
снегом. Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили
кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.
Текст 2. Лось. Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.
Текст 3.Медвежонок. Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
2. Текст для работы в парах
1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
4. Деформированные предложения.
заиграло, лесом, над, солнце, зимнее |
берез, иней, ветки, украсил, гибкие |
к, летят, высоким, клесты, елям |
тетерева, снега, мягкого, вылетели, из |
расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они |
эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.