«Гимназия №179 – центр образования»
Ново - Савиновский район г. Казань
Методическая разработка урока обществознания
в 8 классе
на тему:
«Сложности и радости общения»
Ельцова Наталья Викторовна
учитель истории и обществознания
высшая квалификационная категория
- 2020 г. -
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
КЛАСС: 8
ТИП УРОКА: урок объяснения нового материала
УМК: программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой, учебник «Обществознание» 8кл. под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой, 8 кл. под редакцией Л.Н. Боголюбова
ТЕМА УРОКА: «Сложности и радости общения»
ЗАДАЧИ:
Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
-Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию. -Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-Владение комплексом знаний об общении, видами и формами общения. -Сформировать умения применять обществоведческие знания в учебной, профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении. -Владение приёмами работы с электронными ресурсами и сервисами
-Развиваем умения работать в группе. -На основе анализа объектов делать выводы. -Обобщать и классифицировать по признакам.
-Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно -Прогнозировать предстоящую работу. -Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа. -Исследование реальных связей и зависимостей.
-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, экран, проектор, ноутбук, маркеры, фланелеграф, на фланелеграфе дерево без листьев, на столах листики разного цвета, цветы разного цвета: красные и синие, карточки с надписями «ДА» и «НЕТ» )
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
1. легенда;
2. фрагмента из книги Д.Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». 3. презентация;
4. кейс «Хочу быть старостой».
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
· информационные;
· интерактивные;
· сотрудничества.
МЕТОДЫ: проблемно-поисковый и самоконтроля, практический, эвристический, эмоционального стимулирования
ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, использование межпредметных связей, организация самостоятельной работы с учебником.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Эпиграф: «Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения». А. де Сент – Экзюпери
I. ОРГМОМЕНТ
Цель: Предварительная организация класса
Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Цель: психологический настрой учащихся.
Ожидаемый результат: обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Учитель: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о социальной структуре общества, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Ожидаемый результат: Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися, умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу.
Педагогические приемы: фронтальная беседа
Ответьте «да» или «нет» (карточки)
1. Межличностные отношения могут быть только деловыми. (нет)
2. При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе частных взаимоотношений. (да)
3. Деловые отношения складываются на основе частных взаимоотношений. (нет)
4. Более близкими межличностными отношениями становятся приятельские отношения. (нет)
5. В межличностных отношениях важно понять другого. (да)
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование понятия «Общение»
Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний
Педагогические приемы: работа с учебником, фронтальная беседа
1. Создание мотивации.
Учитель: «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
- Да, водицы испить.
- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»
Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.
Вопросы классу:
- Скажите пожалуйста что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?
- Как называется процесс, когда люди просят друг у друга что-то или разговаривают о чем либо?
Сегодня мы с вами поговорим об общении. Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ»
Мы с вами живем среди людей. Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об общении и постараемся расширить свои знания по этой теме.
2.Что такое общение. Необходимость общения для человека.
Общение – это очень многоплановое понятие:
· Человек читает книгу – это общение,
· Смотрит спектакль …
· Говорит по телефону…
· Мы сегодня на уроке тоже будем с вами общаться.
Ребята приведите свои примеры общения?
Давайте с вами подумаем, что же такое общение. Выслушав детей, проводится запись определения в тетрадь:
Общение- это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей.
Общение – это обмен между людьми информацией, мыслями, чувствами, оценками.
Работа с текстом «Общение - лекарство от одиночества.» Е.А.Крашенинникова - современный российский психолог и писательница.
Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе… Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше и старику.
Вопросы и задания:
1.Как автор фрагмента оценивает значение общения в жизни человека? Согласны ли вы с подобной оценкой? Если да, то чем? Что можете возразить автору?
2.Какие пути выхода из одиночества предлагает автор?
3.Согласны ли вы с мнением, что общение – лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно?
4.Кому общение нужнее: юноше или старику? Почему?
Учитель подводит итог
3.Виды общения
Игра «Слепой, немой, глухой»
Ученики получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: « слепого»,
«немого», «глухого». Предлагается передать определённую информацию в разном порядке: немой- глухому и слепому; слепой – глухому и немому; глухой – слепому и немому. В конце игры вы должны ответить на вопрос, какие средства общения вы использовали?
Запись на доске и в тетради:
Виды общения
(в зависимости от средств передачи информации)
Речевое (вербальное) Неречевые (невербальные)
(речь) (мимика, жесты, интонация, движения тела)
В науке выделяют такие виды общения:
Общение
Вербальное общение предполагает передачу мыслей при помощи слов. Известный физиолог И.П. Павлов заметил, что «слова – это самое эффективное средство воздействия». Слово- это мощное орудие, которым можно убить или воскресить человека.
Задание: попробуйте доказать этот факт. Испытывали ли вы на себе мощное воздействие слова?
(В рассказе К. Чапека описывается случай, когда молодой парень, услышав обидные слова о себе от крестьянина, бросил в него камень весом в 10 кг, который пролетел 21 метр и задел руку обидчика. На следственном эксперименте это не удалось повторить. Когда уехал следователь, крестьянин рассмеялся и вновь разозлил парня. Последний от его слов пришел в ярость и бросил камень на 30 метров)
Интерактивное общение предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учебы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатия, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.
Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.
Подумайте:
- можно ли считать общением экстрасенсорное воздействие психотерапевта на своего пациента?
- можно ли считать общением тушение пожара людьми на соседней улице?
- в каких формах осуществляется общение людей на уроках в школе?
4.Формы общения.
Работа с учебником /с.60-62/- работа в парах.
Задание 1: Деловое/ служебное
Задание 2:Повседневное/бытовое
Задание 3.Убеждающее
Задание 4:Ритуальное
Каждая пара учащихся готовит одну форму общения.
В ходе проверки заполняется таблица, где указываются характерны черты основных форм общения.
Форма общения |
Характерны черты |
Деловое |
Осуществляется в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы. Пример: после окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора. |
Повседневное |
Осуществляется между родственниками, близкими людьми при решении семейных, бытовых проблем. Пример: общение между друзьями. |
Убеждающее |
Влияние друг на друга с целью изменения поведения людей. Пример: директор фирмы может убедить сотрудников в необходимости изменить режим труда и т.д. |
Ритуальное |
Представляет собой процесс соблюдения или выполнения предписанного поведения. Пример: мужчина при входе в дом пропускает даму вперед или при входе учителя в класс – школьники встают. |
3.Культура общения.
Чтение фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».
« Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая- то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешивайтесь и прервите его на середине фразы.
Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает.
А «человек, который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер,- безнадежно некультурен».
Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе»
Вопросы и задания:
1.Согласны ли вы с мнением Д.Карнеги? Почему ваше мнение таково?
2.Как, по вашему мнению, связаны между собой культура общения и общая культура?
3.Какими чертами должен обладать человек, стремящийся к полноценному общению?
• Что необходимо для того, чтобы оно было в радость?
Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.
Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:
· Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;
· Уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;
· Уступчивость.
Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного выполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра. Сделать это с желанием и тактом.
· В общение следует вступать без предвзятости, т.е. заранее принятого отрицательного отношения.
Как никто лучше о предвзятости сказал М. Горький.
«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего»
Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.
· М.М. Рощин:
«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.»
А теперь мы с вами проведём творческий конкурс
Составим 2 букета «Законов общения»,
1 букет «Сложности общения» т.е., что нам мешает в полноценном общении.
2 букет «Радости общения», какие качества человека делают наше общение полноценным.
( ребятам выдаются цветы темного цвета, на них ребята пишут те качества человека, которые мешают общению; а затем цветы красного или оранжевого цвета, на которых ученики пишут качества человека, которые помогают полноценному общению. К магнитной доске прикрепляются ответы учащихся. Если у учащихся возникли затруднения, они могут воспользоваться вариантами ответов, которые записаны на рабочем листе.
Что помогает общению:
1. Выслушай мнение другого с пониманием.
2. Не обвиняй людей, а попытайся их понять.
3. Искренне цените и хвалите достоинства людей.
4. Доброжелательность.
5. Любовь к людям.
6. Сопереживание – это очень важно.
7. Творить добро.
8. Честность
9. Чувство юмора.
10. Вежливость
11. Терпимость толерантность. и др.
Что мешает общению:
1. Зависть
2. Недисциплинированность,
3. Злобность.
4. Жестокость.
5. Неуважение собеседника
6. Национализм.
7. Хамство.
8. Замкнутость.
9. Эгоизм (себялюбие).
10. конфликтность.
11. Пессимизм. и др.)
Вывод: Да заповеди общения актуальны и сегодня
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Цель: закрепление нового знания
Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания
Педагогические приемы: фронтальная беседа, составление синквейна (интерактивная форма обучения)
Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей?
Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль…
Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..
В ходе общения происходит….. Результатом общения можно считать….
Рассмотрим кейс-ситуацию и ответим на поставленные вопросы. Обсудим ответы в паре.
Кейс «Хочу быть старостой».
Лера всегда хотела быть старостой в классе, но классный руководитель, видя, что ребенок очень властный, не честный, проводила выборы в актив класса, так, что бы этой должности ей не предлагали. И старостой в классе выбиралась очень ответственная, добрая девочка Вика. В 9 классе, Лера решила взять эту ситуацию в свои руки, настраивает девочек класса против Вики. Приводит девчонкам вот такие примеры:
- Так Кристина жирная, ей бы последить за своим весом, а она постоянно жуёт конфеты.
- Лена, хоть и отличница, но по жизни глупа, так как выбрала в подруги Катю, которая с ней дружит только потому, что она даёт ей списать.
-Что Наташа и Рита влюбились в Колю, строят ему глазки, одеваются вызывающе и вообще ведут себя как дурочки.- Эля одевается из «Сэконхэнда», так как ей родители не могут купить нормальные вещи.
Говоря всё это, добавляла, что Вика всегда говорит плохо о других, а при этом ещё староста, можно представить, о чём она говорит классному руководителю Любовь Петровне.
Услышав о себе такие вещи, девочки класса пошли на разборки к Вике. Вика была ошарашена такими обвинениями, попыталась доказать, что она об этом не говорила, но её никто не слушал. Расплакавшись, она пошла к Любови Петровне. Классный руководитель разобралась в ситуации. Вика осталась старостой, а Лера, окончив 9 класс, ушла из школы.
Алгоритм разбора ситуации.
1. Назовите участников ситуации.
2. Отнеситесь к этой ситуации.
3. Какие формы общения здесь встречаются?
4. Как бы вы поступили, услышав о себе не приятное?
5. Как бы вы поступили на месте Вики?
6. Как вы думаете, как удалось классному руководителю разобраться в ситуации?
7. Как вы думаете, что чувствовала Вика во время обвинения в свой адрес со стороны девочек; когда классный руководитель выяснял ситуацию?
8. Как вы думаете, как относились к Лере после выяснения ситуации?
9. Какими вы видите в будущем Вику и Леру
6.ИТОГ УРОКА
Цель: подведение итогов урока
Ожидаемый результат: понятие учащимися важности общения
Педагогические приемы: составление синквейна
Составление синквейна на тему «Общение».
1строчка – одно существительное 2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна 4строчка - целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме 5 строчка- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение
Образец синквейна:
1. Общение. 2. Речевое, повседневное. 3. Передавать, обмениваться, убеждать. 4. Человек без общения, как без воздуха. 5. Самовыражение. Давай поболтаем! Давай поговорим!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Цель: повторение пройденного материала, развитие у учащихся творческих способностей
Параграф 8. Индивидуальные задания
1. Подготовить и разыграть в классе модели различных видов общения.
2. В течение недели проанализировать свое общение с различными людьми по схеме:
А) в каких формах происходило общение
Б) были ли конфликтные ситуации в процессе общения и как их можно было предотвратить
В) какие элементы культуры общения проявляли люди в процессе конкретного социально-психологического взаимодействия
РЕФЛЕКСИЯ.
Цель: самоонализ успехов и неудач учащихся на уроке
Ожидаемый результат: Умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески выражаться.
Педагогические приемы: игровая форма, психологический тренинг
Психологический тренинг. Спасибо!
Описание упражнения
Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения.
Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Оцените, насколько хорошо вы усвоили материал. Выберите из рисунков наиболее подходящий для вашей самооценки.
Отлично
Хорошо
плохо
В конце урока звучит песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать»
РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: В конце урока я предложила ученикам выполнить задание по составлению синквейна. Всем понравилось составлять синквейн ( такую форму работы использую на уроках часто и это всегда проносит хорошие результаты).С трудностями на уроке учащиеся не встретились. Своим главным результатом ученики назвали то, что она усвоили, что такое общение и какие отношения должны быть между людьми в процессе общения. Дети сами наметили вопросы, над которыми необходимо работать. Я считаю, что урок достиг своих целей. Главное это было интересно всем: и детям и мне. Мы были единым целым и урок прошел на одном дыхании. Все были вовлечены в учебный процесс, старались помочь товарищу. В ходе проведения таких уроков с применением ИКТ и межпредметных связей возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений не только между детьми, но и между учителем и классом.
ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ:
1. Даль В. Толковый словарь. – Москва: Мир книги, 2012. 2. Кравченко А.И. Обществознание.- Москва: Русское слово, 2015.
3. Кравченко А.И. Методическое пособие по обществознанию. – Москва: Русское слово, 2015.
4.Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание: Учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Просвещение, 2017.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.