Методическая разработка внеклассного мероприятия АГРАРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

  • doc
  • 12.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Метод. разработкаАграрная экспедиция.doc

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования        
    «Мичуринский государственный аграрный университет»
Центр–колледж прикладных квалификаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

АГРАРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

по дисциплине «Основы агрономии»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Подготовила                                                                                                                                 преподаватель

агрономических

дисциплин                                                           

Концевая Е.В.                                                                                                        

 

 

 

 

Мичуринск, 2024

 

Методическая разработка рекомендуется в помощь преподавателям для организации и проведения внеклассного мероприятия по дисциплине «Основы агрономии» среди обучающихся по специальности 35.02.05 Агрономия. Цель методической разработки заключается в демонстрации методов внеклассной работы, направленных на углубление и закрепление теоретических, а также дополнительных знаний, полученных на занятиях по изучаемой дисциплине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….......3

Подготовительная работа…………………………………………………………...4

План проведения мероприятия……………………………………………………..5

Структура мероприятия……………………………………………………………..5

Методические рекомендации……………………………………………………….6

Организация мероприятия…………………………………………………………..6

Вводная часть………………………………………………………………………...6

Заключение…………………………………………………………………………..9

Литература………………………………………………………………………….10

Приложения………………………………………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящей разработке представлена методика проведения мероприятия среди обучающихся второго курса специальности 35.02.05 Агрономия. Выбранная форма проведения мероприятия - квест, весьма актуальна, так как позволяет расширить кругозор обучающихся, углубить и привести в систему знания по дисциплине «Основы агрономии». Со стороны такая форма проведения позволяет определить, насколько подготовлены обучающиеся в области агрономических знаний. Квест, как форма проведения, способствует развивать общительность и коммуникабельность, укреплять сплоченность коллектива, проявлять максимум активности. Все это стимулирует обучающихся на самостоятельное приобретение знаний.

Кроме того, появляется возможность выявить и оценить индивидуальные особенности каждого участника.

Целями и задачами данного мероприятия является развитие познавательного интереса обучающихся к углубленному изучению дисциплины «Основы агрономии», активация внеаудиторной самостоятельной работы участников квеста.

 В период подготовки мероприятия происходит углубление знаний не только у обучающихся, но и преподаватель учебной дисциплины находится в постоянном творческом поиске, повышает свой профессиональный уровень, предоставляет участникам дополнительную информацию по курсу данной дисциплины.

Таким образом, данное мероприятие поможет обобщить полученные знания, приобретенные в течение учебного семестра, а помимо этого сложная информация усваивается намного легче именно при подаче в игровом стиле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительная работа

 

За месяц до проведения мероприятия обучающимся предлагается повторить учебный материал, ознакомиться с энциклопедическим и справочным агрономическим материалом, подготовить доклады.

В данном мероприятии предполагается участие всех членов группы, поэтому готовиться им предстоит сообща.

В это же время преподаватель проводит работу по подготовке вопросов для проведения квеста, слайдовой презентации; оформляется наглядный материал: объявление с указанием даты и места проведения, подготавливается раздаточный материал, сертификаты и дипломы участникам, которые займут соответствующие места.

Данное мероприятие будет оценивать независимое жюри, представителями которого будут обучающиеся старшего курса и для того чтобы отслеживать победителей в проводимых станциях, выбираются помощники жюри, которые будут подсчитывать заработанные участниками баллы.

Ведущим преподавателем дисциплины разрабатывается сценарий, но в его подготовке могут принять участие и обучающиеся. Помимо перечисленных условий следует заблаговременно позаботиться о выборе музыкального сопровождения для слайдовой презентации и фото – и (или) видеосъемке мероприятия. Заранее следует выбрать место для проведения игры. Аудитория должна быть соответствующе оформлена. Лучше всего для этой цели подойдет рабочий кабинет, в котором проходят занятия в группе.

Непосредственно перед проведением на классной доске необходимо разместить указатели названия мероприятия, привести в рабочее положение мультимедийное оборудование, подготовить посадочные места для участников, зрителей, жюри.

Задний план кабинета займут зрители и жюри, а команды разместятся по боковым сторонам кабинета. В центре аудитории непосредственно будет проходить квест, для которого нужно выделить несколько парт – игровых станций. Помощники не должны своими действиями отвлекать от игры участников, поэтому им отведено место неподалеку от рабочей зоны.

Особое внимание следует уделить оформлению аудитории: подобрать наглядные пособия, выставить творческие работы и другой материал, относящийся к тематике дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

План проведения мероприятия

 

Тема: Аграрная экспедиция.

Дисциплина: Основы агрономии.

Цели:  обучающая – закрепить и углубить теоретические знания                                           студентов по изучаемой дисциплине;

                  воспитательная – привить интерес к избранной профессии, любовь и заботу к окружающей среде;

                 развивающая – развивать умение быстро и логически мыслить, работать в коллективе.

Задачи: создать более дружескую атмосферу в группе, не зависимо от духа соперничества; заинтересовать коллектив в более глубоком изучении профессиональных дисциплин, донести о правильности и значимости выбранной профессии.

Форма проведения – квест.

Метод проведения – игровой.

Место проведения – учебная лаборатория.

Время проведения –  45 мин.

Сфера – «Я и коллектив».

Социальная роль – профессионально – трудовая, организаторско – коммуникативная.

Участники – обучающиеся второго курса специальности 35.02.05 Агрономия.

Оформление: объявление; название «Аграрная экспедиция»; мультимедийное оборудование; компьютер; слайдовая презентация; аудиозаписи; фотоаппарат (видеокамера); часы; вопросы для проведения конкурсов; раздаточный материал.

 

Структура мероприятия

 

1. Организация мероприятия (2 мин.)

2. Вводная часть  - представление команд (2 мин.)

3. Ход мероприятия:

    а) Домашнее задание (тематическая презентация) (10 мин.);

    б) квест (5 мин.) / Конкурс болельщиков (25 мин);

    в) «Ты – мне, я – тебе» (5 мин.);

4. Подведение итогов мероприятия (1 мин.).

   

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

 

Организация мероприятия

 

         Преподаватель на данном этапе должен проследить за тем, чтобы все участники заняли свои игровые места, разместить зрителей, проверить, вся ли наглядность вывешена, все ли подготовлено для проведения квеста, правильно настроено мультимедийное оборудование, в рабочем ли состоянии находится аппаратура для фото (видео) съемки мероприятия.

        

Вводная часть

 

         В этой части мероприятия основная роль отводится ведущему. С самого начала своего повествования он знакомит аудиторию с формой проведения мероприятия, озвучивает его цели, сообщает о правилах проведения квеста. (прил. 1).

В настоящее время в образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Сегодня мы с вами поговорим о технологии проведения квест-игр.

Интерес к игровым видам образовательных технологий связан с признанием роли и возможностей игры в решении задач разностороннего развития. Игра для студентов является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.

В федеральном государственном стандарте общего образования указано, что педагогическое взаимодействие студента и преподавателя должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого студента, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Среди широко используемых игровых технологий можно выделить квест-технологию.

Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) – один из основных жанров компьютерных игр, представляющих собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Ключевую роль в квесте играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений, так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания (интеллектуального, спортивного характера), перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку.

На сегодняшний день принято различать несколько видов квест-игр. При планировании и подготовке квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Квесты можно условно разделить на три группы:

Линейный – основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать воедино.

Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания, он вновь и вновь возвращается в пункт «А».

По форме проведения этого могут быть: соревнования, проекты, исследования, эксперименты, задания для квестов, поиск «сокровищ», расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности), помощь героям, путешествие, приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:

·        Первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;

·        Используемые артефакты и предметы должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;

·        Задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;

·        Также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все студенты разные.

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Все просто: на финише должен быть приз! Нужно организовать некое соревнование по поиску «клада» на территории где проходит игра. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Роль педагога-наставника в квест-игре организационная.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчиненность определенному сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.

Хочется особо обратить внимание на то, что после каждой игры студент анализирует свое место в команде. Он учится проводить самоанализ своих возможностей качеств, умений и навыков, понимая, что ему не хватило для достижения оптимального результата.

Преподаватель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

Коммуникационная – обмен мнениями и новой информацией между студентами и педагогами;

Информационная – приобретение студентами нового знания;

Мотивационная – побуждение студентов к дальнейшему расширению информационного поля;

Оценочная – соотнесение новой информации и уже имеющихся у студентов знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

Для составления маршрута мы используем разные варианты:

- Маршрутный лист (в котором написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо проследовать);

- Карта (схематическое изображение маршрута);

- Работа по станциям (участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции. Расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом).

Можно не сомневаясь утверждать, что, когда студент выпустится из образовательного учреждения, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

Таким образом, Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие студента как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием образовательного стандарта, то есть формирования у студентов универсальных учебных действий.

Каждая команда получит свой маршрутный лист и задания. Вы должны пройти все станции аграрной экспедиции, выполнить задания, за которые получите баллы.

Не консультируйтесь с членами команды-соперников, не мешайте, не помогайте другой команде: идет соревнование, и задача каждой команды – победить!

В конце мы подведем итог и выявим победителей.

Желаем успехов!

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         Методическая разработка квест - игры «Аграрная экспедиция» раскрывает основные цели, поставленные преподавателем и ведущим мероприятия перед его началом.

         Мероприятие является завершающей стадией изучения дисциплины «Основы агрономии». Обучающиеся должны показать, насколько они освоили курс дисциплины, с какими знаниями подошли к финишной прямой. И именно по уровню проведения игры можно судить об уровне подготовки участников.

         Практическая ценность методической разработки заключается в том, что  в ней описывается мероприятие, позволяющее обучающимся воспользоваться приобретенными на уроках дисциплины «Основы агрономии» знаниями в дальнейшем при изучении других дисциплин агрономического цикла. Ценны и навыки участия в мероприятиях подобного уровня.

         Квесты помогают нам активизировать и обучающихся, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только студенческого коллектива, но и улучшает студенческо - педагогические отношения.

Квест - игра носит не только развлекательный, но и воспитательно-обучающий характер, поэтому не стоит думать, что уроки могут пропасть зря, особенно если задания подобраны для мотивации стремления изучения предметов. Что и является основным требованием образовательного стандарта, то есть формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Настоящая методическая разработка по организации и проведению «Аграрной экспедиции» может быть использована преподавателями агрономических дисциплин при соответствующей переработке и некотором дополнении для осуществления внеаудиторной работы по другим дисциплинам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Пархоменко К.В. Методические рекомендации по организации «Квест-      игра – современная игровая технология //  [Электронный ресурс].

2.     Резчикова Е. В. Дидактические основы формирования метакомпетенций // Материалы IV конференции «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов».  [Электронный ресурс].

3.     Рыжкова О.Б. Основы формирования навыков самоорганизации обучающихся Слинкова, О. К.  Самоменеджмент : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. К. Слинкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 116 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16476-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

4.     Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 716-719.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Оценочная ведомость команды №1 «ФЕРМЕРЫ»

Этапы

Критерии оценки

Кол-во баллов (фактическое)

Кол-во баллов (макси-мально возможное)

1. Представление команд

1. Эстетичность (1 б)

 

 

 

 

3

2. Оригинальность (1 б)

 

 

3. Качество исполнения (1 б)

 

2. Домашнее задание (тематическая презентация)

1. Структура (кол-во слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления) – 1 балл

 

 

 

 

 

8

2. Дизайн (оформление слайдов соответствует теме, одинаковый шаблон слайдов) – 1 балл

 

3. Содержание (презентация отражает полный цикл) – 1 балл

 

4. Грамотность – 1 балл

 

5. Элементы творчества (качество преподнесения автором информации) – 4 балла

 

3. КВЕСТ

Станция №1 «Полевая»

А) оценивается верное соотношение образцов

 

6

Б) оценивается верно определенная культура

 

11

Станция №2 «Тепличная»

А) оценивается верное соотношение образцов

 

6

Б) оценивается верно определенная культура

 

5

Станция №3 «Ягодная»

А) оценивается верное соотношение образцов

 

6

Б) оценивается верный ответ

 

5

Станция №4 «Конечная»

Оценивается количество верных ответов

 

10

Бонусный балл

За оперативность прохождения квеста

 

1

4. Конкурс болельщиков

Оценивается количество верных ответов

 

15-30

5. «Ты – мне, я – тебе»

Оценивается количество верных ответов

 

4

Итого баллов

 

 

80-95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Конкурс болельщиков

 

1. Имя отца Николая Вавилова

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Иван

2. Какую должность занимал Иван Ильич Вавилов до революции?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: директор мануфактурной компании

3. Дата рождения Карла Линнея

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 23 мая 1707 г.

4. Место рождения К. Линнея

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: провинция Смоланд, южная часть Швеции

5. Какой специальностью владел дед Николая Вавилова по материнской линии?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: художник – резчик

6. Где было получено среднее образование Н. Вавиловым?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Московское коммерческое училище

7. В каких университетах получал образование К. Линней с 1727 года?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Лундский, Упсальский

8. В каком году состоялось знакомство К. Линнея с Улофом Цельсием?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1729 год

9. В каком году Н. Вавилов поступил в Московский сельскохозяйственный институт?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1906 год

10. Какому ученому было посвящено заседание академии, где Н. Вавилов, будучи студентом 3-го курса, выступил с тематическим докладом?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Ч. Дарвин

11. В каком году К. Линней впервые отправился в путешествие по Лапландии?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1732 год

12. На какую степень защитил диссертацию К. Линней в 1735 году?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: доктор медицины

13. В каком году Н. Вавилов впервые принял участие в студенческой экспедиции по Северному Кавказу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1908 год

14. Как называлась первая научная работа Н. Вавилова?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: «Голые слизни….»

15. Сколько детей было у К. Линнея?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: семеро (два мальчика, пять девочек)

16. Где и в каком году К. Линней вступил в должность профессора медицины?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1741 год, Упсальский университет

17. Назовите годы рождения сыновей Н. Вавилова

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1918, 1928 годы

18. В каком году Н. Вавилов был впервые направлен в поездку за границу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1913 год

19. В каком году К. Линней был назначен на должность ректора Упсальского университета?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1750 год

20. В каком году К. Линней был избран членом Петербургской Академии наук?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1754 год

21. В каком году Н. Вавилов совершил первое крупное путешествие в Азию?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1916 год

22. Как звучала тема доклада Н. Вавилова, с которой он выступил на третьем Всесоюзном селекционном съезде, что было отмечено как крупнейшее событие в мировой биологической науке?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: «Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости»

23. В каком году К. Линней был представлен к дворянству?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1757 год

24. В каком году К. Линнею было присвоено дворянство?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1761 год

25. В каком году Н. Вавилов  опубликовал труд «Центры происхождения культурных растений», за что он был награжден премией им. В.И. Ленина?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1926 год

26. Сколько образцов культурных растений на момент 1940 года насчитывала коллекция, собранная Н.И. Вавиловым?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 250 тысяч

27. Что было изображено на именном гербе К. Линнея?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: яйцо, символы трех царств природы

28. Дата смерти К. Линнея

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 10 января 1778 года

29. Сколько иностранных языков знал Н.И. Вавилов?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: около 20-ти

30. Какое понятие ввел К. Линней, как научное наименование растений и животных?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: бинарная номенклатура

31. Сколько «сотворенных Богом растений» было по мнению К. Линнея?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 116

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

«Ты – мне, я – тебе»

 

1. Сколько деревьев ананаса нужно вырастить на плантации, чтобы обеспечить продукцией миллионный город?

Ответ: ни сколько, ананас – это травянистое растение.

2. Какое растение подразумевается как символ горечи?

Ответ: полынь

3. Какую сельскохозяйственную культуру убирали всей семьей?

Ответ: репку

4. Поле капитального ремонта и состояние воды?

Ответ: пар

 

 

1. Что указывает направление посевному агрегату и оставляет след в тетради?

Ответ: маркер

2. Это то, что регулирует высоту среза стерни и что вы обуваете каждый день

Ответ: башмаки

3. Самые лучшие семена и обучающиеся группы

Ответ: элита

4. Самый лучший сидерат

Ответ: люцерна

5. Хлебобулочное изделие, ушедшее из дома

Ответ: колобок


Скачано с www.znanio.ru