Министерство образования Камчатского края
Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
«Камчатский колледж технологии и сервиса»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: «Давайте познакомимся!»
по профессии
«Мастер по обработке цифровой информации»
г. Елизово
2022
Разработчики:
Кузютина Анжела Васильевна, мастер производственного обучения,
КГПОАУ «Камчатский колледж технологии и сервиса»
В методической разработке представлен подробный сценарий классного часа для групп 1 курса «Давайте познакомимся».
Методическая разработка предназначена заместителям директоров по воспитательной работе, социальным педагогам, педагогам-организаторам, кураторам и классным руководителям образовательных учреждений.
Данная методическая разработка содержит рекомендации по организации и проведению классного часа у студентов первого курса классного часа.
Методическая разработка «Давайте познакомимся!» может быть полезна мастерам производственного обучения, социальным педагогам, педагогаморганизаторам, кураторам и классным руководителям образовательных учреждений.
1. Введение ............................................................................................... 5
2. Основная часть .................................................................................... 7
3. Этапы подготовки к мероприятию .................................................... 7
4. Структура мероприятия ...................................................................... 8
5. Сценарий мероприятия ....................................................................... 9
6. Список использованных источников ................................................ 13
Одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.
Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение нескольких лет, так и к новым правилам и нормам колледжа. Особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, что может негативно отразиться на формировании отношений в группе.
Важную роль в процессе адаптации первокурсников играют мастера производственного обучения. Руководители группы первокурсников поставили перед собой задачу помочь студентам безболезненно пройти процесс адаптации и в кратчайшие сроки сплотить группу.
Классные часы в работе мастера производственного обучения выполняют важную роль. Именно на классных часах, во время общих обсуждений насущных проблем, ребята лучше узнают друг друга и раскрываются сами. С помощью классных часов первокурсники получают возможность правильно сориентироваться в новой для них обстановке.
От первого впечатления о руководителе при его знакомстве с группой во многом зависит то, насколько быстро и конструктивно будет складываться взаимодействие между ними. Именное поэтому, необходимо уделить большое внимание первому знакомству с группой.
Цель; знакомство с группой, установка благоприятного психологического микроклимата в группе.
Задачи;
1. установить контакт со студентами;
2. создать доверительную атмосферу в группе;
3. содействовать сплочению группы;
4. содействовать успешной адаптации студентов.
С самого начала стараться не ограничиваться формальным представлением перед группой, а провести занятие на знакомство, используя тренинговую форму, так как тренинговая работа является одной из наиболее эффективных и выигрышных форм работы со студентами.
Тренинговые занятия – это форма специально организованного общения, эффект воздействия которого основан на активных методах групповой работы. В ходе занятий студенты получают полезный опыт межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Работая в группе, участник может экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно новые, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, получает возможность глубже осознать свои личностные качества и найти способ их выразить и проявить.
Необходимо отметить, что проведение тренинговых занятий будет эффективным при соблюдении следующих рекомендаций.
Во время занятий обеспечиваются условия для равноправного и полноценного общения всех участников группы. Руководитель группы безусловно, ведет занятие, но его руководство носит неявный характер, он не должен подавлять, диктовать условия, навязывать свою точку зрения остальным.
Безусловным требованием проведения тренинговых занятий является полная уверенность участников в том, что их высказывание, чувства и поведение не станут предметом для обсуждения за пределами группы.
Сценарий тренинговых занятий должен иметь определенную схему. Первая часть должна быть разминочной, она предполагает формирование настроя на работу у участников группы и состоит из несложных психологических упражнений, игр, позволяющих студентам включиться в процесс. Основная часть предполагает реализацию конкретных задач занятия – овладение участниками специальными умениями и навыками.
В конце занятия обязательно должны проводиться итоги, где участники высказывают свое мнение о ходе занятия, своих переживаниях, возникающих в процессе работы.
Хорошо продуманное и проведенное
знакомство группы позволяет, вопервых, студентам лучше узнать своих
однокурсников, во-вторых, руководителю группы студентов получить максимальное
количество информации о них.
Для организации мероприятия необходимо провести ряд подготовительных работ.
1. Выбор помещения.
Помещение должно соответствовать следующим требованиям:
• должно вмещать предполагаемое количество студентов;
• хорошо проветриваться;
• предполагается возможность оформления стен плакатами.
2. Подготовка материально-технического обеспечения.
Для организации и проведения мероприятия необходимо следующее материально-техническое обеспечение.
Технические средства: компьютер, аудио контентны (песни, минусовки и т.д)
Материалы: ватманы, фломастеры, маркеры, воздушные шары, листы с надписями «ЗНАТЬ», «УМЕТЬ», «ИСПЫТАТЬ», карточка с надписью «Мы лучшая группа!», заранее подготовленные плакаты и рисунки для оформления кабинета.
Продолжительность мероприятия: 1 час 30 мин (90 мин)
1 |
Организационное начало мероприятия. |
5 минут |
2 |
Основная часть мероприятия: |
75 минут |
Обсуждение правил |
15 минут |
|
Задание «Имя прилагательное» |
20 минут |
|
Задание «Круг с закрытыми глазами»
|
10 минут |
|
Задание «Интервью»
|
15 минут |
|
Задание «Автобусная остановка» |
10 минут |
|
Задание «Факс» |
10 минут |
|
3 |
Завершение мероприятия. |
5 минут |
«Давайте познакомимся»
Кабинет мультимедиа технологии оформлен воздушными шарами. На экране надпись «С днем рождения, группа ____________!». Звучит музыка.
Мастера п/о: Добрый день, дорогие студенты. Мы рада приветствовать вас в нашем колледже. Сегодня у нас с вами первый классный час. Отныне мы с вами представляем новый коллектив – группу _________ и нашу с вами встречу можно назвать днем рождения группы.
Сегодня мы с вами проведем необычное занятие. На этом классном часу мы с вами ознакомимся с правилами внутреннего распорядка для обучающихся колледжа. далее я ознакомлю вас с календарно-тематическим планом на год. Основная часть нашего с вами мероприятия будет посвящена знакомству друг с другом.
(Мастера п/о группы зачитывают правила. Останавливаются на важных моментах, объясняют и разъясняют, где что не понятно. Далее знакомят с перечнем учебных дисциплин).
Мастера п/о: вот мы и ознакомились с правилами внутреннего распорядка в колледже, а теперь переходим к самому интересному моменту.
Студенческая пора – эта самая яркая и веселая пора в жизни каждого человека. Для того чтобы наша с вами студенческая жизнь была веселой, интересной, разнообразной, чтобы наша группа была успешной как в творческом плане, так и в плане учебы нам необходимо упорно трудиться, а самое главное подружиться друг с другом и сплотиться в команду единомышленников. Нам хочется, чтобы наша группа была самой успешной, самой активной и самой дружной! Для этого мы должны научиться слушать и слышать друг друга, понимать с полуслова, поддерживать друг друга.
Мастер п/о: попрошу вас представиться и назвать имя прилагательное, которое характеризует вас и начинается с той же буквы, что и ваше имя. (Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, скромная Валерия.) Второй участник вначале называет первого участника, затем свое имя, также в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя и так - вплоть до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем - себя.)
Отлично, ребята вот мы и познакомились!
Мастер п/о: теперь я попрошу вас всех встать и собраться плотной группой в центре аудитории. По моей команде вы все закроете глаза и, не произнося ни слова, попытаетесь выстроиться в круг.
(Через несколько минут по моей команде все замирают и открывают глаза и обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе.)
Обсуждение и выводы: в ходе обсуждения студенты должны придти к выводу о том, что они в своей группе сейчас еще как слепые котята и ничего добиться пока не могут. Для успешного достижения цели, им необходимо узнать друг друга и научиться работать в команде.
Мастер п/о: переходим к следующему заданию. Прошу вас разбиться на пары. У вас есть 10 минут, в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем товарище: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке
(Далее мастер п/о просит каждого студента рассказать о его собеседнике.)
Ребята отлично справились, таким образом, мы узнали чуть больше друг о друге.
Мастер п/о: сейчас давайте мы с вами определимся для чего же мы пришли (поступили) в колледж и что вы ожидаете от учебы. Предлагаю вам разбиться на группы (ребята разбиваются на 3 группы, а пока мастер п/о вывешивает на стене 3 ватмана с надписями «ЗНАТЬ», «УМЕТЬ», «ИСПЫТАТЬ»)
Каждой группе предлагаю встать у одного из листов ватмана. Теперь посоветовавшись друг с другом, вы должны написать маркером, все то, что вы ждете и хотите получить от обучения в колледже, примерно три ожидания от группы, можно совещаться. Теперь, как автобусы двигаются по городу и останавливаются на остановке, каждая ваша группа должна по кругу «проехать» до следующего ватмана и сделать у него «остановку» записав свои ожидания от учебы, но повторять, то, что записала предыдущая группа нельзя, надо написать, что-то новое.
(Затем мастер п/о вновь дает сигнал о передвижении и, когда каждая из групп побывает у каждого из трех ватманов, студенты садятся на свои места.)
Теперь давайте посмотрим, что у нас с вами получилось. (зачитываются надписи, проводится обсуждение). Мы надеемся, что все ваши ожидания, планы и надежды осуществятся. Посмотрим это на выпускном вечере.
Мастер п/о: для выполнения следующего задания попрошу вас построится в колонну. Сейчас вам придется передавать друг другу важное сообщение. Заодно и посмотрим, как вы сплотились в ходе этого классного часа.
(Последний участник колонны получает неизвестное группе сообщение – «Мы лучшая группа!». Он передает сообщение по одной букве, рисуя пальцем на спине впереди стоящего участника. Каждый участник таким же образом передает полученную букву следующему. Участник, который стоит первым, записывает полученные буквы на листе ватмана. Должно получиться предложение. Если кто-нибудь из участников не понял букву, которую ему передали, то он хлопает себя по плечу, значит ее нужно повторить.)
Молодцы ребята! Как бы тяжело не было, вы успешно справились и с этим заданием. И я думаю, что мы с вами действительно будем лучшей группой!
Мастера п/о: надеюсь, сегодняшняя наша встреча прошла не зря. Думаем, что она помогла вам и познакомиться, и понять, каким образом вы должны дальше действовать. Ну а мы, мастера производственного обучения всегда вам в этом поможем!
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками/Л.Ф.Анн. – Питер, 2008.272с.
2. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков/А.Г.Грецов. – Питер,2005.-160 с.
3. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.