Лутцева Елена Андреевна кандидат педагогических наук
доцент педагогического факультета МГПУ
доцент кафедры педагогики и психологии АПКиППРО г. Москва
E‑mail: lutceva@apkpro.ru
В чем особенности уроков технологии при реализации развивающих подходов в образовании?
Аннотация. Статья посвящена современному унифицированному подходу к решению образовательных задач в рамках образовательной области «Технология». Автор раскрывает названные линии (направления), которые реализуются содержательно через продуманную систему упражнений и изделий, подобранных соответственно учебным задачам; а также через выполнение творческих заданий обобщающего характера.
Ключевые слова: развитие, активная деятельность, элементы технического и художественного мышления, конструкторские способности, технико-технологические знания и умения, планирование, самостоятельное выполне-
ние, обобщение, оценка деятельности.
С |
овременный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках обра‑
зовательной области «Технология», заключается в следующем: в процессе активной (т. е. самостоятельной) познавательной деятельности младшие школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения «новых» для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.
Характерные черты уроков технологии развивающего характера можно проследить на примере двух курсов. Современные требования российской образовательной политики, в том числе Стандарта начального общего образования полностью реализованы в курсе Е. А. Лутцевой «Технология. Ступеньки к мастерству», включающем одноименную программу и учебно‑методический комплект (УМК) к ней и курсе О. А. Куревиной, Е. А. Лутцевой «Прекрасное рядом с тобой», включающем программу «Художественный труд и искусство» и УМК «Прекрасное рядом с тобой». Оба курса соотносятся с требованиями стандартов [3, 6, 7] по технологии, второй – и частично по искусству
[2, 5].
В курсе Е. А. Лутцевой [1] «Технология. Ступеньки к мастерству» уроки технологии реализуют выше названный подход в двух направлениях. Первое – развитие личности ребенка во всем возможном многообразии: развитие психических качеств (мышление, воображение, память, внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитие элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей. Вторая – формирование обобщенных технико-технологических знаний и умений по ручной обработке доступных детям материалов.
В курсе О. А. Куревиной, Е. А. Лутцевой «Прекрасное рядом с тобой» те же направления, но с большим акцентом на творческую деятельность художников, архитекторов, прикладников, дизайнеров – созидателей высокого искусства.
Названные линии (направления) реализуются содержательно через продуманную систему упражнений и изделий, подобранных соответственно учебным задачам; через выполнение творческих заданий обобщающего характера. В связи с этим все задания отвечают следующим требованиям:
1. Выполнение задания, в том числе и изготовление изделия, не есть цель урока. Задание лишь средство решения конкретных учебных задач.
2. Любое задание должно быть доступно для его вы‑полнения, но, в, то, же время, обязательно содержать не более одного-двух новых знаний и новых умений, которые могут быть «открыты» и освоены детьми в ходе его выполнения.
Мастер - класс
|
3. Изделия, предлагаемые детям для изготовления на уроках трудового обучения, не могут носить случайный характер, а должны отвечать цели и задачам каждого урока и быть простроены в четко продуманную последовательность.
4. Задания должны давать учащимся широкий спектр знаний о мире, развивать мышление, в том числе техническое, духовные качества личности.
Методически идеи обоих курсов реализуются через деятельностный подход к обучению, использование продуктивных методов, проблемное введение нового знания. Это погружение учащихся в творческую среду художника, музыканта, эвристические беседы; поисковая, исследовательская деятельность детей по «открытию» новых знаний (при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов), поиск возможных и рациональных способов реализации творческих замыслов, двигательные упражнения-этюды (эмоционально‑чувственное переживание), упражнения-пробы (поиски правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции или конструкции) и т. д.
Форма предъявления заданий может быть различной: демонстрация одного или нескольких образцов; изображения изделий, рисунков, схем; инструкционные карты, представленные в различном виде (предметные, графические); задания в словесной форме. На каждом уроке – практикуме необходимо наличие образца (лучше нескольких схожих образцов), образца в разборе, отдельных узлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов. Это обеспечивает учащимся, с одной стороны, возможность восприятия образца (схожих образцов) со всеми их конструктивными особенностями, а с другой стороны – позволяет при предметном (образном) созерцании, обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторско‑технологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем. Неполная информация о необходимых для каждой конкретной работы материалов, инструментов, приспособлений исключает непродуктивный подход, когда все данные известны, а стимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у учащихся.
Графическое изображение образцов (инструкционные карты) может быть использовано как на этапе анализа задания (добывание информации, открытие нового знания), так и в самостоятельной практической деятельности детей в качестве информационной поддержки. Иногда, если изображение достаточно «прозрачно», оно может заменить образец для анализа задания, что способствует развитию пространственности и образности.
При сохранении традиционных этапов урока трудового обучения (познавательно‑аналитический, планирование предстоящей практической работы, самостоятельная практическая деятельность учащихся, оценка результатов творческо‑поисковой и практической деятельности учащихся) в современном уроке предпочтение отдается проблемному методу обучения, особенно на этапе открытия новых для учащихся знаний. Для отработки умений и навыков используются тренировочные упражнения.
Главную доминанту современного урока технологии несет этап анализа задания (образца, образцов изделий)
Анализ конструктивных и технологических особенностей образцов проводится в диалоговой форме. Учащиеся не только констатируют наблюдаемое, но проводят сравнение с тем, что они осваивали на предыдущих уроках. Обсуждая каждую технологическую операцию по изготовлению изделия, дети называют уже известные им способы выполнения разметки, выделения деталей из заготовки, сборки и т. д. и обязательно «спотыкаются» о неизвестный способ или с новым способ предлагает познакомиться сам учитель (неизвестный способ – это тема урока и его основная образовательная задача.
После обсуждения конструктивных и технологических особенностей организуется поиск неизвестного, т. е. открытие нового знания. Самостоятельность открытия обеспечивается проведением небольших опытов, поисковых упражнений, наблюдением за действиями учителя, например, развёртывание перед классом без комментариев игрушки оригами или коробочки. Так же обсуждаются и практически пробуются возможные способы усовершенствования конструкций изделий, решаются конструкторские и технологические задачи. Такая работа является основой для развития творческих способностей учащихся.
Примечание. Такой подробный анализ и открытие новых знаний увеличивает время на него не менее чем в два раза, но только это гарантирует изготовление изделия всеми учащимися и с заметно меньшими затратами времени – до 5–15 минут, (что требуют санитарные нормы).
Планирование предстоящей практической работы предполагает выстраивание конкретной последовательности изготовления изделия (составление краткого плана).
Самостоятельное выполнение практической работы учащимися. Самостоятельность обеспечивается полнотой и всесторонностью анализа задания, ясностью представления конечного результата, владением необходимыми технологическими знаниями и практическими умениями, индивидуальной работой с содержательным материалом учебника и рабочей тетради.
Обобщение – осознание и формулирование нового знания, открытого на уроке, новых качеств личности.
Оценка деятельности учащихся на уроке предполагает качественную характеристику работы ученика в интеллектуальной части урока (конструктивные и технологические, самостоятельные, оригинальные предложения) и оценки качественного выполнения изделия (выполнение технологических приемов и операций). Контроль обученности учащихся можно проводить по следующим критериям:
– качество выполняемых новых приемов, и готового продукта.
46 Эксперимент и инновации в школе 2012/1 |
– характер деятельности (репродуктивная, творче‑ская),
– степень самостоятельности учащихся при выпол‑нении заданий.
В курсах «Технология. Ступеньки к мастерству» и «Прекрасное рядом с тобой» органичным образом реализуется обучение учащихся проектной деятельности, которая особенно способствует развитию творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, дает возможность почувствовать себя в разных ролях (руководитель, исполнитель и др.). Она предполагает включение учащихся в активную познавательную деятельность от идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии) до его практической реализации.
На уроках технологии учащиеся овладевают основами проектной деятельности, главным образом, при выполнении творческих заданий, которые предлагаются в рабочих тетрадях. Эта работа может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Так как творческий проект в начальной школе – это самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения выполненная под руководством учителя, то работа над проектом предполагает наличие определенной базовой основы. Она включает необходимые (на каждом этапе) и достаточные для самостоятельной разработки и реализации замысла технико‑технологических знания и умения, качества творческого мышления. В 1–2‑х классах закладываются основные конструкторско‑технологические умения, развивается творческое мышление, в 3–4‑х классах основным типом урока являются проекты.
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Разметка: – на глаз (свободным рисо‑ванием); – сгибанием, – по шаблону, – по трафарету. |
Разметка: – с помощью чертежных ин‑струментов (плоские формы), – копирование (через копировальную бумагу, с помощью кальки). |
Разметка: – с помощью чертежных ин‑струментов (объемные развертки), – по масштабной сетке. |
Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами. Использование освоенного для выполнения творческих |
Выделение детали из заготовки: – отрывание; – резание ножницами |
Выделение детали из заготовки: |
Выделение детали из заготовки: – резание макетным ножом |
проектов. |
Формообразование сгибание, складывание, сминание, скручивание Сборка изделия: – склеивание |
Сборка изделия: сшивание (прямая строчка и ее варианты) |
Сборка изделия: – с помощью проволоки; – щелевые замки; – сшивание (косая, ее вариан‑ты и петлеобразная строчки) |
Сборка изделия: – сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты). |
Отделка: – раскрашивание;– аппликация; – рисование и др. |
Отделка: – вышивка; – блестки; – бусины и др. |
Отделка: пуговицы, кнопки и др. |
|
Таблица показывает, что курс технологии включает три составляющие: знания о свойствах доступных младшим школьникам материалов, основы технологических знаний и умений, основы конструкторских знаний и умений. Кроме того в начальной школе учащиеся получают элементарные знания о технике (транспорт, транспортирующие машины и механизмы, технологические машины, приборы, информационные технические средства).
Знание видов и свойств используемых материалов помогает выбрать технологию их обработки, т. е. способа разметки, отделения детали от заготовки, сборки (соединения), отделки.
Анализ конструкции изделия – форма деталей, вид их соединения, также указывают на определенную технологическую операцию и способ её выполнения.
На уроках технологии учащиеся изучают основные технологические операции ручной обработки материалов. Соответственно по названиям технологических операций, способов называются основные темы уроков. Параллельно младшие школьники учатся применять освоенные умения в различных творческих заданиях, проектах. На основе базовых знаний и умений (осваиваются на бумаге, картоне, текстиле) путем аналогий, переноса, поиска необходимой информации (в учебнике, рабочей тетради и др.) осваиваются различные другие доступные материалы, художественные техники.
Вопросы по анализу образцов выстраиваются в логике выяснения материалов, конструктивных особенностей, технологии изготовления изделия. Следующее за анализом планирование также повторяет технологические операции: разметить, вырезать, собрать. Таблица планирования подсказывает и методику выполнения практических работ.
Таблица показывает, что в первом классе ключевые технологические темы (темы уроков технологии), которые требуют доведения до высокого качества выполнения как залог будущего качественного выполнения практических работ, – это разметка деталей по шаблону, трафарету, на глаз, сгибание и складывание бумажных заготовок, приемы работы ножницами (удержание инструмента, хранение, передача, резание, отрезание, вырезывание), склеивание и наклеивание деталей (за всю поверхность, за фрагмент, точечно).
Основная задача второго класса – научить детей работать чертежными инструментами (линейка, угольник, циркуль) – размечать прямоугольные и круглые детали. Познакомить с простейшим чертежом, эскизом, линиями чертежа (линия контура, сгиба, выносная и размерная, центровая, осевая). Научить выполнять разметку прямоугольника разными способами (от двух прямых углов, от одного прямого угла). Выполнять простые преобразования прямоугольника без применения чертежных инструментов (например, округление углов). Размечать круги с помощью циркуля.
48 Эксперимент и инновации в школе 2012/1 |
Итак, первый и второй класс – формирование базовых конструкторско‑технологических знаний и умений как основы качества изготовления изделий и творческих работ.
В третьем классе совершенствуются знания о чертеже (линия разрыва) и умение читать более сложные чертежи – развёрток. Разметка прямоугольника от базовой линии, разметка по масштабной сетке. Резание макетным ножом. Изготовление изделий и выполнение проектных работ на основе приобретённой конструкторско‑технологической базы знаний и умений. Это может быть папье‑маше, работа с соломой, поролоном, пенопластом, изготовление изделий из бросовых материалов (например, коробок) и др.
Четвёртый класс – освоение разных художественных техник и материалов на основе переноса полученных при работе с бумагой, картоном и текстилем знаний и практических умений. Выполнение отдельных конструктивно сложных изделий и комплексных коллективных проектов.
С первого по четвертый класс изучаются пять основных ручных строчек (прямая, косая, петельная, петлеобразная, крестообразная) и их варианты.
Знания о конструкции изделий включают изучение способов соединения деталей (подвижное и неподвижное), способы обеспечения прочности конструкции (жёсткие соединения – внахлёст, треугольник жёсткости; свойства ребра жёсткости).
Задачи уроков технологии:
Так как учителю трудно отойти от традиционной формулировки тем уроков по названию изготавливаемых изделий, предлагаются некоторые примерные темы уроков технологии: Общее представление о материалах.Общее представление о конструкции.Свойства бумаги. Клеевое соединение бумажных деталей. Приемы работы ножницами (удержание, хранение, передача, отрезание). Приемы резания бумаги по прямой, по кривому контуру, вырезание отверстия. Особенности конструкции инструментов в зависимости от их назначения. Прием резания ножницами стопки бумаги. Разметка деталей по шаблону. Отделка изделий из ткани – прямая строчка. Технологическая операция « разметка деталей». Технологическая операция «сборка изделия». Линии чертежа, чтение чертежа. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Разметка прямоугольника с помощью угольника. Развертка. Построение развертки. Творческая работа «Подставка для ручек и карандашей». Проект «Наша школьная площадка».
Проект «Интерьер комнаты». Проект «Упаковка для товара. Футляры» и др.Цели и задачи уроков технологии
Цель вытекает из темы урока.
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные |
Познакомить с… (информацией, знанием о…) Познакомить с приемом (технология ручной обработки материалов)… Познакомить со знанием о (конструкции)… Учить правилам безопасного пользования инструментами. Учить работать по: – образцу, – инструкционной карте, – схеме, – чертежу,– эскизу. Учить работать с информацией (добывать, использовать). Закреплять… Совершенствовать… Расширять… |
Развивать: – моторику мелких мышц, – глазомер, – пространственное воображение, – образность, – внимание, – речь, – эстетический вкус, – конструкторско‑технологическое (творческое) мыш‑ление: вносить изменения в конструкцию и технологию, искать рациональные пути выполнения задания Общеучебные умения Учить: – наблюдать, – сравнивать, – анализировать (образец, задание), – обобщать, – делать выводы – планировать предстоящую работу. – самоконтролю, оценке. Развивать самостоятельность: – с помощью учителя, – под контролем учителя, – полностью самостоятельно |
Воспитывать: – уверенность в себе, – уважение к своему и чужому труду, – аккуратность, – внимательность, – любознательность, – культуру труда (организация рабочего места, поддержание чистоты во время работы…), – экологическую культуру. |
литература 5. Сборник нормативно‑методических материалов по тех‑
нологии/Авт. сост.: Марченко А. В., Сасова И. А., Гуре1. Лутцева Е. А. Развитие через открытия.//Эксперимент вич М. И. М.: Вентана‑Граф. – 2002. и инновации в школе. – 2010. – № 5. 6. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от тер‑
2. Боровков Ю. А., Легорнев С. Ф., Черепашенец Б. А. Техни‑ мина к сущности.//Эксперимент и инновации в школе. – ческий справочник учителя труда. М., Просвещение. – 1980. 2010. – № 3.
3. Новые педагогические и информационные технологии 7. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального в системе образования./Под ред. Е. С. Полат. М., Акаде‑ Государственного Образовательного стандарта второмия. – 2001. го поколения: основные функции и содержание.//Ин‑
4. Политехнический словарь. Изд. 2‑е/Под ред. А. Ю. Иш‑ новационные проекты и программы в образовании. – линского. М.: Советская энциклопедия. – 1980. 2010. – № 2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.