Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экологический квест-игра»
по формированию социальной активности младшего школьника в экологической деятельности.
Аннотация к занятию: Данное внеклассное мероприятие проводится в начальной школе по теме «Экология». Проводя с детьми данное внеклассное мероприятие, мы закрепляем знания детей о взаимосвязи природы и человека, формируем умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов с использованием дидактических игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Внеклассное мероприятие включает задания с применением наглядного материала.
Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о взаимодействии человека с природой.
Задачи:
· Воспитывать правильное бережное отношение к природе, экологическую культуру детей;
· развивать познавательную, творческую активность детей;
· формировать мотивацию детей к участию в природоохранных мероприятиях;
· углубить и расширить экологические знания детей
Материалы и оборудование:
· письмо,
· маршрутный лист,
· жетоны с буквами (Сбережем природу. Сохраним планету),
· слова для составления предложений,
· картинки с изображением луга, рощи, хвойный лес, ручей;
· пазлы – экознаки,
· красная книга,
· картинки с изображением- клест, поползень, зубр, выхухоль, лебедь, махаон, осетр, лось, купальница, тетерев, рябчик,
· картинки птицы, рыбы, сова, лягушка, летучая мышь, береза.
· Таз с водой, камешки, ракушки, фантики, емкость с грязной водой,
· Для опыта по количеству детей. Емкости с грязной водой, фильтры – ткань, ватный диск, воронка.
· Мусор- пластик, металл, бумага, стекло, коробки для сбора мусора,
· Вырезанные из картона дома, заводы, фабрики, деревья, цветы, водоем.
· Звуковой файл для перехода от станции к станции.
· Музыка леса, птиц.
Ход мероприятия
§ Вступительная часть.
В: Ребята, сегодня нам пришло очень тревожное письмо. Я обеспокоена и хочу вам его прочитать. Послушайте.
«Здравствуйте, обитатели планеты Земля! Мы — будущие жители планеты. Обращаемся к вам за помощью. На нашей любимой планете Земля, возникла экологическая катастрофа загрязнены атмосфера, почва, вода. Сначала, начались серьезные изменения в тех местах, которые были загрязнены больше всего, леса вырубаются, исчезают животные, заводы загрязняют окружающую среду, образуются большие свалки мусора, выхлопные газы загрязняют воздух. Из –за этого природа дала сбой, и мутация начала разрастаться. Наши учёные нашли способ вернуться в прошлое, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе и изменить печальное будущее. Поэтому мы обращаемся к вам с просьбой о помощи. Попробуйте научиться жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений!»
В: Ну что, ребята, поможем будущим жителям планеты?
Для этого я предлагаю Вам принять участие в экологической игре -приключении, в течении которой Вам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных заданиях.
Нам с вами предстоит пройти 5 станций. Выполнив задания, вы станете экспертами в решении современных экологических проблем. Путеводителем будут служить маршрутные листы с указанной очередностью прохождения станций. На каждой станции вы будете получать жетоны с буквами, из которых в конце игры мы сложим ключевую фразу.
— Прежде чем отправиться на станции, проведем разминку.
Разминка. Расшифруй
Из слов вы сейчас составите экологические причалки и громко проговорите.
1. Мы за порядок на нашей земле!
2. Нам планету нашу жалко.
3. только дружно, помогать природе нужно!
— Молодцы!
(звучит звуковой сигнал – дети отправляются по станциям,
согласно своему маршруту)
§ Основная часть. Игровые станции
§ 1. Станция «В гостях у природы».
Догадайтесь,
куда мы пришли?
- Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем
не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели.
Дети: луг
Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лес, роща)
Дети:
лес
Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет,
лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки.
(хвойный лес)
Дети: хвойный лес
Не лес, а шумит, журчит. (ручей)
Дети: ручей
Находясь в лесу, на речке, помните, Вы у природы в гостях. Так будьте же вежливыми и благоразумными гостями. Пусть вам поможет ЭКО-ДЕВИЗ: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»
Задание: предлагаю вам составить правила поведения человека на природе. Для этого на столах разложены пазлы из них вы соберете экологические знаки.
Дети рассказывают какие экологические знаки у них получились, что о ни обозначают.
Правила поведения
1. Не врывайтесь в лес с криком! Проявляйте уважение к местам обитания диких животных
2. Не приносите домой птенцов, выпавших из гнёзд (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенец у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома. Научиться летать ему помогают его родители и друзья.
3. Не ломайте деревья– они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься.
4. Не ловите понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть, это последний экземпляр на всей земле.
5. Не рвите цветы – пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
6. Не разоряйте муравейник. Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.
7. Не разжигайте костёр вблизи дерева или куста – соблюдайте правила разведения костров, чтобы не случился пожар.
8. Не оставляйте костёр непотушенным.
9. Не оставляйте мусор: в замусоренный лес ты ведь не захочешь больше прийти.
10. Будет правильно, если вы унесете с пикника не только «свой», но и «чужой» мусор.[2]
Давайте дружить с природой! – это главное правило поведения. Молодцы. Детям вручается буквы.
Отправляемся дальше в путь, смотрим какая следующая станция на карте. Звучит сигнал.
2. Станция «Красная книга» и «Жалобная книга природы»
В: что такое «Красная книга природы?
Дети: Красная книга — это тревожный сигнал людям.
В: содержание книги составляет список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Это рекомендации по спасению редких, исчезающих видов животных и растений.
Задание 1: викторина по «Красной книге»
-Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (клест)
Дети: клест
- Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (поползень)
Дети: поползень
- Этот зверь чем-то похож на быка, только помощнее, имеет бороду, обитает в лесу.
(зубр)
Дети: зубр
-Какое животное похожее на крота, очень любит воду в отличие от «родственника»? (выхухоль)
Дети: выхухоль
-У этой рыбы тело как веретено, спина в зубцах, острый хвост и голова? (осетр)
Дети: осетр
-У садового растения пиона есть близкие родственники – полевые цветы. Что это за цветы? (лютик и купальница)
Дети: купальница, лютик
- Кто лечится мухоморами? (лось)
Дети: лось
-Какие птицы ночуют, зарывшись в снегу? (тетерева, рябчики)
Дети: тетерев, рябчики
- Как называется редкий вид бабочки, которая имеет желтую окраску с черными крылышками. (махаон)
Дети: махаон
-Гордая красивая птица, не боится воды, похожа на двойку (Лебедь)
Дети: лебедь
Ребята, как вы думаете, а что такое. Жалобная книга природы?
Дети: это такая книга в которой говорится каким зверям нужна помощь
Жалобная книга природы – это тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам. Ее автор — сама природа. Ее читатели — люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Она — это крик о помощи. Кто прочитает ее внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу, станет ее другом и помощником. [6]
Задание. Ваша задача отгадать, чьи это жалобы?
«С одной стороны, нам грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот меню уж очень однообразное: замерзлая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам и этот корм достается: то ветров его сдует, то снегом засыплет, а то и вовсе положить его забудут!» (птицы)
Дети: птицы
· «В воде, где мы живем, совсем мало кислорода стало, того и гляди, задохнемся. Почему? Да все водоемы покрылись толстым слоем льда. Одна надежда осталась на рыболовов. Только они смогут спасти нас от верной гибели». (рыбы)
Дети: рыбы
· Я Ночная хищная птица, ночами веду охоту на грызунов, (сова)
Дети: сова
· На болоте я живу, люблю мух и комаров, сама знаю, что не красавица, но зато польза от меня большая, я уничтожаю вредителей-насекомых, не обижайте нас люди!!!! (лягушка)
Дети: лягушка
· Со мной связано название первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы. (береза)
Дети: береза
· темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (летучая мышь)
Дети: летучая мышь [1]
В: Разобрана последняя жалоба. Закрыта Жалобная книга. Но цвет ее обложки не изменился, потому что еще много объектов природы могут написать в эту книгу свои страницы. Берегите природу!
Молодцы, получайте еще одну букву. Отправляемся дальше.
3.Станция ВОДА
Вы отгадали название этой станции? Правильно «Вода». 2/3 нашей планеты занимает вода. Она находится в морях, океанах, реках, озерах….
Выглянуло солнышко, и прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросали в воду. А потом к прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязную воду. (Брось в таз фантики и вылей в него окрашенную воду,) Что стало с водой? Видны ли теперь камешки в пруду? Прудику сделалось плохо, он загрустил. Что мы можем сделать для него как ему помочь?
Дети: собрать мусор, воду можно пропустить через фильтр….
мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный. Ребята, что у вас получилось?
Дети: Фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.
Воспитатель: а вода стала чистой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значить слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь. А теперь профильтруем воду через вату. Также в воронку вставим вату, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки).
Посмотрите, вода стала чище?
Дети: Да.
Воспитатель: Конечно, этот ватный фильтр из нескольких слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.
Дети делают выводы.
4.Станция лес
Как называется эта станция? Верно, лес! Давайте закроем глаза и отдохнем послушаем пение птиц… (музыка леса)
Как хорошо в лесу.
Проблема. «В нашем лесу обнаружена незаконная свалка». Как мы можем помочь природе.
Дети: убрать мусор, поставить запрещающие знаки нельзя мусорить загрязнять природу. В: Молодцы ребята, а сейчас попробуем рассортировать мусор. (Пластик, металл, бумага, стекло.)
Помните, время разложения бумаги — 2 года, консервной банки — не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь. [5]
Дети получают еще одну букву.
5 станция. «Спасаем воздух в городе»
В: Подумайте, что есть в каждом городе? Давай построим игрушечный город. Что в нашем городе может загрязнять воздух
Дети: машины, заводы, фабрики.
В: Что можно сделать чтобы городской воздух стал чище?
Д: Заводы, фабрики расположить подальше от домов, посадить много деревьев, разбить парки, скверы, создать искусственный водоем.
В: Давайте перестроим наш город так чтобы он стал экологически чистым.
Дети рассказывают, что в этом городе изменилось. [4]
Заключительная часть. Подведение итогов.
Ведущий: Друзья! Вот и закончился наш экологический маршрут. Вы удачно прошли все игровые станции и получили буквы, из которых мы составим все вместе ключевую фразу: призыв к защите природы!!!
В: что у вас получилось в итоге. Эко – призыв: Сбережем природу. Сохраним планету!!
Ребята расскажите, что вам больше всего понравилось на занятии, что больше всего запомнилось, что интересного узнали и т.д. Мне хочется вас поблагодарить за участие в игре, и я дарю вам медали юных защитников., вы очень хорошие знатоки и защитники природы. Я думаю также считают люди из будущего!
Список литературы
1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А.
Алябьева. - M.: Сфера, 2012. - 128 c.
2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей
группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и
методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ "Учитель",
2006. - 132 c.
3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в
экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А.
Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 176 c.
4. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию!
Наглядная информация для родителей. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 664 c.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в
экологию! Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Наглядная информация для
родителей. Часть 2 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 456 c.
6. https://www.vodb.ru/include/fckeditor/data/users/admin/File/jivmir.pdf
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.