Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экологический квест-игра» по формированию социальной активности младшего школьника в экологической деятельности.
Оценка 4.9

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экологический квест-игра» по формированию социальной активности младшего школьника в экологической деятельности.

Оценка 4.9
docx
19.07.2022
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экологический квест-игра»  по формированию социальной активности младшего школьника в экологической деятельности.
квест-игра 1.docx

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экологический квест-игра»

 по формированию социальной активности младшего школьника в экологической деятельности.  

Аннотация к занятию: Данное внеклассное мероприятие проводится в начальной школе  по теме «Экология». Проводя с детьми данное внеклассное мероприятие, мы закрепляем знания детей о взаимосвязи природы и человека, формируем умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов с использованием дидактических игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Внеклассное мероприятие  включает задания с применением наглядного материала.

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о взаимодействии человека с природой.

Задачи: 

·        Воспитывать правильное бережное отношение к природе, экологическую культуру детей;

·        развивать познавательную, творческую активность детей;

·        формировать мотивацию детей к участию в природоохранных мероприятиях;

·        углубить и расширить экологические знания детей

Материалы и оборудование:

·        письмо,

·        маршрутный лист,

·        жетоны с буквами (Сбережем природу. Сохраним планету),

·        слова для составления предложений,

·        картинки с изображением луга, рощи, хвойный лес, ручей;

·        пазлы – экознаки,

·        красная книга,

·        картинки с изображением- клест, поползень, зубр, выхухоль, лебедь, махаон, осетр, лось, купальница, тетерев, рябчик,

·        картинки птицы, рыбы, сова, лягушка, летучая мышь, береза.

·        Таз с водой, камешки, ракушки, фантики, емкость с грязной водой,

·        Для опыта по количеству детей. Емкости с грязной водой, фильтры – ткань, ватный диск, воронка.

·        Мусор- пластик, металл, бумага, стекло, коробки для сбора мусора,

·        Вырезанные из картона дома, заводы, фабрики, деревья, цветы, водоем.

·        Звуковой файл для перехода от станции к станции.

·        Музыка леса, птиц.

Ход мероприятия

§  Вступительная часть.

В: Ребята, сегодня нам пришло очень тревожное письмо.  Я обеспокоена и хочу вам его прочитать. Послушайте.

«Здравствуйте, обитатели планеты Земля! Мы — будущие жители планеты. Обращаемся к вам за помощью. На нашей любимой планете Земля, возникла экологическая катастрофа загрязнены атмосфера, почва, вода. Сначала, начались серьезные изменения в тех местах, которые были загрязнены больше всего, леса вырубаются, исчезают животные, заводы загрязняют окружающую среду, образуются большие свалки мусора, выхлопные газы загрязняют воздух. Из –за этого природа дала сбой, и мутация начала разрастаться. Наши учёные нашли способ вернуться в прошлое, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе и изменить печальное будущее. Поэтому мы обращаемся к вам с просьбой о помощи. Попробуйте научиться жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений!»

В: Ну что, ребята, поможем будущим жителям планеты?

Для этого я предлагаю Вам принять участие в экологической игре -приключении, в течении которой Вам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных заданиях.

Нам с вами предстоит пройти 5 станций. Выполнив задания, вы станете экспертами в решении современных экологических проблем.   Путеводителем будут служить маршрутные листы с указанной очередностью прохождения станций.  На каждой станции вы будете получать жетоны с буквами, из которых в конце игры мы сложим ключевую фразу.

— Прежде чем отправиться на станции, проведем разминку.

Разминка. Расшифруй

Из слов вы сейчас составите экологические причалки и громко проговорите.

1.     Мы за порядок на нашей земле!

2.     Нам планету нашу жалко.

3.     только дружно, помогать природе нужно!

— Молодцы!

 (звучит звуковой сигнал – дети отправляются по станциям,

согласно своему маршруту) 

§  Основная часть. Игровые станции

§  1. Станция «В гостях у природы».

Догадайтесь, куда мы пришли?
- Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели.

Дети: луг

Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лес, роща)

Дети: лес
Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес)

Дети: хвойный лес

Не лес, а шумит, журчит. (ручей)

Дети: ручей

Находясь в лесу, на речке, помните, Вы у природы в гостях. Так будьте же вежливыми и благоразумными гостями. Пусть вам поможет ЭКО-ДЕВИЗ: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»

Задание: предлагаю вам составить правила поведения человека на природе. Для этого на столах разложены пазлы из них вы соберете экологические знаки.

Дети рассказывают какие экологические знаки у них получились, что о ни обозначают.

   Правила поведения

1.     Не врывайтесь в лес с криком! Проявляйте уважение к местам обитания диких животных

2.     Не приносите домой птенцов, выпавших из гнёзд (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенец у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома. Научиться летать ему помогают его родители и друзья.                 

3.      Не ломайте деревья– они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься.

4.     Не ловите понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть, это последний экземпляр на всей земле.                                                                          

5.     Не рвите цветы – пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.                  

6.      Не разоряйте муравейник. Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

7.     Не разжигайте костёр вблизи дерева или куста – соблюдайте правила разведения костров, чтобы не случился пожар.                                                      

8.     Не оставляйте костёр непотушенным.                                                               

9.     Не оставляйте мусор: в замусоренный лес ты ведь не захочешь больше прийти.

10. Будет правильно, если вы унесете с пикника не только «свой», но и «чужой» мусор.[2]

Давайте дружить с природой! – это главное правило поведения. Молодцы. Детям вручается буквы.

Отправляемся дальше в путь, смотрим какая следующая станция на карте. Звучит сигнал.

2.     Станция «Красная книга» и «Жалобная книга природы»  

В: что такое «Красная книга природы?  

Дети: Красная книга — это тревожный сигнал людям.

В: содержание книги составляет список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Это рекомендации по спасению редких, исчезающих видов животных и растений.

Задание 1: викторина по «Красной книге»

-Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (клест)

Дети: клест

- Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (поползень)

Дети: поползень

- Этот зверь чем-то похож на быка, только помощнее, имеет бороду, обитает в лесу.

(зубр)

Дети: зубр

-Какое животное похожее на крота, очень любит воду в отличие от «родственника»? (выхухоль)

Дети: выхухоль

-У этой рыбы тело как веретено, спина в зубцах, острый хвост и голова? (осетр)

Дети: осетр

-У садового растения пиона есть близкие родственники – полевые цветы. Что это за цветы? (лютик и купальница)

Дети: купальница, лютик

- Кто лечится мухоморами? (лось)

Дети: лось

-Какие птицы ночуют, зарывшись в снегу? (тетерева, рябчики)

Дети: тетерев, рябчики

- Как называется редкий вид бабочки, которая имеет желтую окраску с черными крылышками. (махаон)

Дети: махаон

-Гордая красивая птица, не боится воды, похожа на двойку (Лебедь)

Дети: лебедь

 Ребята, как вы думаете, а что такое. Жалобная книга природы?

Дети: это такая книга в которой говорится каким зверям нужна помощь

Жалобная книга природы – это тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам. Ее автор — сама природа. Ее читатели — люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Она — это крик о помощи. Кто прочитает ее внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу, станет ее другом и помощником. [6]

Задание. Ваша задача отгадать, чьи это жалобы?                               

«С одной стороны, нам грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот меню уж очень однообразное: замерзлая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам и этот корм достается: то ветров его сдует, то снегом засыплет, а то и вовсе положить его забудут!» (птицы)

Дети: птицы

·        «В воде, где мы живем, совсем мало кислорода стало, того и гляди, задохнемся. Почему? Да все водоемы покрылись толстым слоем льда. Одна надежда осталась на рыболовов. Только они смогут спасти нас от верной гибели». (рыбы)

  Дети: рыбы

·        Я Ночная хищная птица, ночами веду охоту на грызунов, (сова)

Дети: сова

·        На болоте я живу, люблю мух и комаров, сама знаю, что не красавица, но зато польза от меня большая, я уничтожаю вредителей-насекомых, не обижайте нас люди!!!! (лягушка)

Дети: лягушка

·        Со мной связано название первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы. (береза)

Дети: береза

·        темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (летучая мышь)

Дети: летучая мышь [1]

В: Разобрана последняя жалоба. Закрыта Жалобная книга.  Но цвет ее обложки не изменился, потому что еще много объектов природы могут написать в эту книгу свои страницы.  Берегите природу!

Молодцы, получайте еще одну букву. Отправляемся дальше.

3.Станция ВОДА

Вы отгадали название этой станции? Правильно «Вода». 2/3 нашей планеты занимает вода. Она находится в морях, океанах, реках, озерах….

Выглянуло солнышко, и прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросали в воду. А потом к прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязную воду. (Брось в таз фантики и вылей в него окрашенную воду,) Что стало с водой?  Видны ли теперь камешки в пруду? Прудику сделалось плохо, он загрустил. Что мы можем сделать для него как ему помочь?

Дети: собрать мусор, воду можно пропустить через фильтр….

мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный.                                                                                                                        Ребята, что у вас получилось?

Дети: Фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.

Воспитатель: а вода стала чистой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значить слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь. А теперь профильтруем воду через вату. Также в воронку вставим вату, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки).

Посмотрите, вода стала чище?

Дети: Да.

Воспитатель: Конечно, этот ватный фильтр из нескольких слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.

Дети делают выводы.

 4.Станция лес

  Как называется эта станция? Верно, лес! Давайте закроем глаза и отдохнем послушаем пение птиц… (музыка леса)

Как хорошо в лесу.

Проблема.  «В нашем лесу обнаружена незаконная свалка». Как мы можем помочь природе.

Дети: убрать мусор, поставить запрещающие знаки нельзя мусорить загрязнять природу.  В: Молодцы ребята, а сейчас попробуем рассортировать мусор. (Пластик, металл, бумага, стекло.)

 Помните, время разложения бумаги — 2 года, консервной банки — не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь. [5]

Дети получают еще одну букву.

5 станция. «Спасаем воздух в городе»

В: Подумайте, что есть в каждом городе? Давай построим игрушечный город. Что в нашем городе может загрязнять воздух

Дети: машины, заводы, фабрики.

В: Что можно сделать чтобы городской воздух стал чище?

Д: Заводы, фабрики расположить подальше от домов, посадить много деревьев, разбить парки, скверы, создать искусственный водоем.

В: Давайте перестроим наш город так чтобы он стал экологически чистым.

Дети рассказывают, что в этом городе изменилось. [4]

Заключительная часть. Подведение итогов.

Ведущий: Друзья! Вот и закончился наш экологический маршрут. Вы удачно прошли все игровые станции и получили буквы, из которых мы составим все вместе ключевую фразу: призыв к защите природы!!!

 В: что у вас получилось в итоге. Эко – призыв: Сбережем природу. Сохраним планету!!

Ребята расскажите, что вам больше всего понравилось на занятии, что больше всего запомнилось, что интересного узнали и т.д. Мне хочется вас поблагодарить за участие в игре, и я дарю вам медали юных защитников., вы очень хорошие знатоки и защитники природы. Я думаю также считают люди из будущего!

 

Список литературы

 

1.     Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А. Алябьева. - M.: Сфера, 2012. - 128 c.
2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.
3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 176 c.
4. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Наглядная информация для родителей. Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 664 c.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 456 c.

6.     https://www.vodb.ru/include/fckeditor/data/users/admin/File/jivmir.pdf


 

7.    

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экологический квест-игра» по формированию социальной активности младшего школьника в экологической деятельности

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экологический квест-игра» по формированию социальной активности младшего школьника в экологической деятельности

Звуковой файл для перехода от станции к станции

Звуковой файл для перехода от станции к станции

Основная часть. Игровые станции § 1

Основная часть. Игровые станции § 1

Не разоряйте муравейник. Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы

Не разоряйте муравейник. Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы

Дети: лось -Какие птицы ночуют, зарывшись в снегу? (тетерева, рябчики)

Дети: лось -Какие птицы ночуют, зарывшись в снегу? (тетерева, рябчики)

Со мной связано название первого весеннего месяца

Со мной связано название первого весеннего месяца

Дети: Да. Воспитатель: Конечно, этот ватный фильтр из нескольких слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки

Дети: Да. Воспитатель: Конечно, этот ватный фильтр из нескольких слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки

Ребята расскажите, что вам больше всего понравилось на занятии, что больше всего запомнилось, что интересного узнали и т

Ребята расскажите, что вам больше всего понравилось на занятии, что больше всего запомнилось, что интересного узнали и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2022