Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химики Войны"

  • pdf
  • 17.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала методическая разработка_Химики войны.pdf

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Мичуринский государственный аграрный университет» Центр-колледж прикладных квалификаций

 

 

РАССМОТРЕНО                                                                        УТВЕРЖДАЮ  на заседании цикловой комиссии                              Зам. директора по учебной ___________________дисциплин                    работе ________В.М. Кириллова  

 

Протокол №__ от_____________

 

Председатель _______инициалы, фамилия  

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия  

Химики военного времени  по дисциплине «Химия»

 

 

Подготовил (а) преподаватель  

Общеобразовательных дисциплин  

Струкова С.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мичуринск, 2024

 

 

Методическая разработка  посвящается вкладу ученых-химиков в Великую Победу над фашизмом в 1941-1945 годах. Раскрываются вопросы, характеризующие  особенности исторической обстановки начала войны, трудовой подвиг по созданию химической промышленности в эвакуации, организация работы химиков для нужд фронта. Охарактеризованы направления  и  значение работ  химиков в годы войны. Рассмотрен вопрос о вкладе ученых в спасение Ленинграда в годы блокады, роль фундаментальных исследований в победе над врагом.  

Рекомендуемая форма внеурочной работы- устный журнал. Материал актуален для использования  у обучающихся по специальностям 36.02.01 Ветенария, 35.02.05 Агрономия, 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление  

 

Введение ……………………………………………………………………….3

Подготовительная работа…………………………………………………… 4

План  мероприятия …………………………………………………………   5

Структура мероприятия ……………………………………………………  6

Методические рекомендации по проведению мероприятия ………………7

Организация мероприятия …………………………………………………  7

Вводная часть …………………………………………………………………7

Ход мероприятия ……………………………………………………………  7

Подведение итогов мероприятия …………………………………………  16

Заключение …………………………………………………………………  17

Литература …………………………………………………………………  17 Введение 

 

Чем дальше от нас годы войны, тем меньше достоверной информации о ней у молодого поколения. Современные подростки не интересуются событиями  тех лет, они купаются в избыточной информации, и им кажется , что они всё обо всём знают. Это порождает равнодушие. Материал, выбранный для внеклассного мероприятия, призван разбудить интерес к достижениям химической науки, к личностям, которые творили её в годы войны. Он показывает значимость химических знаний для спасения страны в те страшные годы, важность взаимовыручки людей,  личный вклад отдельных ученых, практиков и теоретиков,  в Победу. Вызывает чувство благодарности к поколению фронтовых лет и гордость за героическое прошлое нашего народа. Пробуждает интерес к изучению прошлого, к изучению химии.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительная работа

 

При проведении занятия большое значение имеет подготовительный этап, который включает в себя подбор необходимой информации по теме, создание презентации. При выполнении заданий используется групповой метод работы, предполагающий совместную деятельность обучающихся. Из числа обучающихся формируются группы: ученые – химики («Металлы тоже воевали», «Неметаллы, их роль в годы войны»), литераторы («Выдержки из литературных произведений»), историки («Историческая справка»), конструкторы («Военная техника»).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План мероприятия  

 

Тема: Химики военного времени Дисциплина: «Химия» Цели: обучающая:

-          обобщить знания о свойствах металлов  и неметаллов, их применении в военном деле;  

-          расширить и углубить знания обучающихся о роли тыла для победы в Великой Отечественной войне, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу; сформировать знания о массовом героизме и самоотверженности советского народа во имя спасения родины и его вклада в победу; воспитательная:

-          обеспечить формирование интереса к химической науке через межпредметный материал, умение работать в коллективе, воспитание чувства патриотизма, преданности и любви к своей Родине,

уважительное отношение к ветеранам войны и тыла; Развивающая:

-          развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, память, инициативу обучающихся;

-          совершенствовать навыки работы по систематизации и анализу литературы, справочных материалов, логического и критического мышления, монологической речи, коммуникативных и творческих способностей, культуры общения, сотрудничества, умения вести диалог, высказывать свою точку зрения.

 .

Форма проведения: устный журнал Метод (ы) проведения:

Место проведения: кабинет химии  Продолжительность мероприятия: 45минут Сфера: 

Социальная (ые) роль (и):

Состав участников: ЦОС 10В

Оформление и оборудование: компьютер, проектор, презентации Структура мероприятия

 

1.     Организация мероприятия (1мин.)

2.     Вводная часть (3 мин.)

3.     Ход мероприятия (37 мин.):

а) Историческая справка (10 мин.);

б) Ученые победители (20 мин);

в) Письма в прошлое (7 мин)  

4.     Подведение итогов мероприятия (5 мин.) Методические рекомендации по проведению мероприятия 

 

Организация мероприятия  

 

«Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось».

С.Щипачев

 

Добрый день.  

 

 

Вводная часть  

 

Выступление обучающихся «Презентация «Химики военного времени».

Учитель: Всё человечество скоро отметит славную годовщину 79летия Победы над гитлеровским фашизмом.

Эта Победа в Великой Отечественной войне свершилась благодаря мужеству, героизму и большому труду нашего народа, в том числе и учёныххимиков. Помнить об этом – это не просто вопрос истории, а и дело нашей совести - ведь Великая Отечественная война была смертельным противоборством не только оружия и терпения, не только идей и стратегий. В развивающемся научно-техническом прогрессе XX века это было сражение производств, экономик и наук. Вместе с нашими воинами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и гражданские химики. В Великой Отечественной войне на защиту Родины встала вся страна, а свою работу в лабораториях учёные рассматривали как боевое задание фронта. И этому посвятим сегодняшнее мероприятие теме

«Химики военного времени».

 

 

Ход мероприятия  

Выступление обучающихся «Презентация «Историческая справка»

 

Ведущий 1. Химия в войне — это снаряды, зажигательные смеси, топливо, материалы для изготовления снаряжения и военной техники, прочее стратегическое сырьё, и, разумеется, медицина. Задачи химиков исходили из всего вышеперечисленного: поиск новых видов сырья для эффективной добычи энергии, создание боеприпасов, медицинских препаратов и содействие оборонной промышленности, включая машиностроительную и металлургическую. 

Ведущий 2. "Война потребовала грандиозных количеств стратегического сырья... Бесконечное разнообразие различных химических веществ, начиная со сплавов и кончая сложными продуктами переработки нефти, угля и пластмассами, - все это сейчас требуется в громадных количествах... Только шесть химических элементов не нашли себе применения в военной технике..." - писал в те годы Александр Евгеньевич Ферсман.

 

Обсуждение вопросов

1.                 Прав ли Г.К.Жуков, говоря, что «Тыл – это половина Победы, даже больше»? Зависел ли исход войны от тех людей, которые остались в тылу?

2.                 Какой вклад могли внести ученые – химики для победы в Вов?

3.                 Как вы думаете, что мы сегодня с вами будем обсуждать?  

 

Ведущий 1. 22 июня 1941 года началась война. А уже через шесть дней после этого Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству... Все, кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен». 

Ведущий 2.На антифашистском митинге советских ученых 12 октября 1941 г. академик Александр Наумович Фрумкин сказал: «Я химик. И говорю сегодня от имени всех химиков-ученых. Несомненно, химия – один из существенных факторов, от которых зависит успех современной войны. Производство взрывчатых веществ, качественных сталей, легких металлов, топлива – все это разнообразные виды применения химии, не говоря уже о специальных формах химического оружия. В современной войне немецкая химия подарила миру пока одну «новинку» - это массовое применение возбуждающих и наркотических веществ, которые дают немецким солдатам перед тем, как послать их на верную смерть.

Советские химики призывают ученых всего мира использовать свои знания, свой изобретательский гений для борьбы с фашизмом.

Ведущий 1. Начало войны было трагичным: враг – фашистская Германия - мощнейшая военная и химическая держава, оккупировала всю европейскую часть страны.  

Сырьевые ресурсы и мощности по производству важнейших химических продуктов оказались на оккупированной территории. Страна потеряла половину предприятий по производству синтетического каучука, более половины производства  красителей, 77%  серной кислоты – «хлеба химического промышленности». Были оккупированы Донбасс и Криворожский  каменноугольный бассейн с его шахтами и заводами, дающими промышленности кокс и металлургическую продукцию.             Чтобы победить врага, необходимо было иметь сырьё,  промышленность и   людей, которые могут всем этим грамотно распорядиться, необходимо было мобилизовать все силы для достижения Победы.  

Ведущий 2. Часть заводов из Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Смоленска, Курска, Ленинграда на Урал, в Сибирь, в Архангельск удалось эвакуировать. На них в кратчайшие сроки надо было наладить производство вооружения – танков, кораблей, подводных лодок, пушек, самолетов. Для этого необходимо было решить целый ряд технологических задач:

                      разработать специальные стали для брони пушек, танков, самолетов;

                      наладить    металлургическую        отрасль      промышленности для

изготовления новых сталей;

                      создать высокопроизводительные способы соединения сталей;

                      изготовить оборудование в массовых масштабах для соединения и сборки конструкций – пушек, танков, самолетов.

Уже к  декабрю 1941 года работа промышленности наладилась, было

приостановлено падение производства.                                                                              

Ведущий 1. В этом деле ведущую роль играли не только организаторы производства, но и работа  наших ученых – химиков. «Кадры решают всё!»   Да, часть химиков взяла в руки оружие и сражалась с врагом на фронтах, проявляя мужество и героизм. Но другая часть квалифицированных кадров – ученых-химиков продолжали         настойчиво          трудиться   в        лабораториях, подчинив научные исследования нуждам фронта. «Всё для фронта, всё для Победы!» Этот девиз стал для всех руководством к действию.   

Военная обстановка не допускала ни малейших элементов застоя, она учила подвижности, маневренности, умению преодолевать трудности. Война требовала грандиозного количества разнообразных видов стратегического сырья. Необходимы были новые металлы и сплавы для авиации и танков, для прожекторов, для осветительных ракет и факелов, текстильные изделия и многочисленные химикаты: каустическая сода, минеральные соли, лаки и краски, в большом количестве требовался каучук, карбид кальция и т.п.

Ведущий 2. Как справедливо отмечал академик Сергей Иванович Вавилов, почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – всё несло на себе отпечаток предварительной научно-технической мысли  и обработки.  Важное  значение для мобилизации творческих сил ученых имело личное обращение в первые же дни войны выдающихся и авторитетнейших ученых страны - академиков А.Баха, Н.Зелинского, А.Фрумкина, членов-корреспондентов АН СССР С.Наметкина и С.Вольфковича к Советскому правительству. Они предложили скоординировать работу отдельных химиков и научных коллективов для защиты Отечества, для нужд обороны. Так был создан научно- технический совет, в который вошли авторы обращения и другие крупные ученые. Совет координировал работу, рассматривал проекты и предложения, которые со всех концов страны присылали советские патриоты - ученые, преподаватели  вузов и средних школ, инженеры, техники и врачи. Они стремились внести свой вклад в укрепление обороноспособности нашей страны.  

Ведущий1 Среди этого потока предложений было немало научнотехнических идей, которые сыграли важную роль в разработке новых видов взрывчатых веществ, специальных сплавов и ракетных снарядов, новых конструкций танков и самолетов, медикаментов, в замене дефицитного сырья более доступным и экономичным. Найти жемчужины идей, оценить, доработать и внедрить – в этом важный вклад химиков – ученых в центре, в Москве.                А на местах, на заводах и в лабораториях эвакуированных предприятий уже в 1943 году при активном участии ученых – химиков вузов и НИИ Свердловска, Челябинска. Томска, Алма-Аты, Ташкента и других научных центров Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии продолжалась героическая  практическая  работа. И в результате уже в 1943 году производство химической продукции для военных нужд было превышено по сравнению с довоенным! Вот только несколько цифр:   в два раза увеличилась выработка наркозного эфира, в 1,5 раза – новокаина, в 7 раз – хлорэтана, в 5 раз – препаратов висмута.  

Ведущий 2. Заводы по производству азотной и серной кислот бесперебойно поставляли свою продукцию, необходимую для производства пороха и других взрывчатых веществ. Сернокислотные заводы стали применять в качестве сырья серу, были освоены установки, производящие соду из карабогазского сульфата по способу Леблана. По оригинальной схеме, разработанной нашими учеными, аппараты для синтеза аммиака стали использовать для получения метанола, необходимого для выработки бакелита (карболита) – пластмассы на основе фенолформальдегидной смолы. Наладили производство надежной авиаброни, стали выпускать высококачественных нитролаки и эмали для истребителей и штурмовиков. В работах по увеличению добычи нефти в Башкирии приняли участие около 100 сотрудников Академии наук и Наркомнефти. Добыча нефти в этом районе возросла в 12 раз.

 

Выступление обучающихся «Презентация работы «Ученые победители»

Ученик  1. Основные  направления работ ученых – химиков в годы

войны.                                                                                               

-                     Создание нового оружия, новых взрывчатых веществ, новых светящихся составов.

-                     Создание новых металлов и  сплавов для вооружений, броневой стали и легких сплавов для авиационной техники.

-                     Разработка и внедрение новых видов высококачественных бензинов, топлива для техники, для реактивных снарядов «Катюша», увеличение эффективности их горения и экономия топлива.

-                     Разработка технологии новых видов синтетических каучуков.

-                     Создание химических обогревателей для индустрии, транспорта и санитарных нужд.

-                     Разработка простых способов придания огнестойкости одежде и дереву, создание новых клеев.

-                     Химические         способы     крепления грунтов      и       придания    им водонепрницаемости.

-                     Усовершенствование способов химической защиты

А ещё - нужды медицины, новые лекарства для госпиталей, перевязочные материалы и ещё многое, многое другое

Ученик 2.  Перечислим наиболее выдающихся химиков среди огромного списка героев тыла: Николай Дмитриевич Зелинский, Пётр Леонидович Капица, Семён Исаакович Вольфкович, Алексей Евграфович Фаворский, Исаак Яковлевич Постовский, Александр Николаевич Несмеянов, Александр Евгеньевич Ферсман. Все они совершили огромный вклад в военную химию и химию в общем, каждый из них своим трудом создал звено в цепи к Победе, и все заслуживают о том, чтобы о них писали даже спустя столько лет. И это далеко не всё, всего лишь капля в море среди бесконечного множества учёных, трудившихся на благо страны и всего человечества. 

Ученик 3.  Стоит начать с Николая Дмитриевича Зелинского.

Николай Дмитриевич Зелинский  — светило науки, внёс неоценимый вклад в химию, который был оценён научным сообществом всего мира. Именно благодаря нему удалось многократно улучшить качество бензина, что он достиг с помощью риформинга нефти. Моторы самолётов стали работать значительно лучше и мощнее: самолёты стали быстрее и могли взлетать с меньшего разбега. На войне важна каждая секунда, и трудно подсчитать, сколько секунд выиграл Зелинский для нашей армии. 

Ученик 4. Сергей Семёнович Намёткин является одним из основоположников нефтехимической науки. Он успешно работал в области синтеза новых металлорганических соединений, отравляющих и взрывчатых веществ. Сергей Семёнович отдал во время войны много сил для развития производства моторных топлив и масел, занимался вопросами химической защиты.

Ученик 5.  Под руководством выдающегося азербайджанского учёного-химика Юсифа Гейдаровича Мамедалиева впервые был осуществлён и внедрён в производство процесс получения толуола, сырья для производства взрывчатого вещества – тротила. Затем он вместе со своими сотрудниками разработал зажигательную смесь (названную на Западе «коктейлем Молотова») для борьбы с танками. Работая по двадцать часов в сутки, Ю.Г. Мамедалиев в годы войны в кратчайшие сроки выполнил ещё один заказ Государственного комитета обороны – разработал и внедрил в производство промышленный способ получения высокооктанового авиационного топлива, имевшего огромное значение для авиации и способствовавшего скорейшей победе над врагом. За это изобретение Ю.Г. Мамедалиев был удостоен Государственной премии СССР. Работы, выполненные Ю.Г. Мамедалиевым в военные годы, заложили основу целого направления в нефтехимии и имели большое значение в деле укрепления обороноспособности страны.

Ученик 1. Вклад академика Николая Николаевича Семёнова в обеспечение победы в войне всецело определялся разработанной им теорией цепных разветвлённых реакций. Эта теория давала в руки химиков возможность ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. Исследования процессов взрыва, горения, детонации, проводимые Семёновым с сотрудниками, уже в начале 1940-х гг. привели к выдающимся результатам.

Новые достижения во время войны в том или ином виде использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнемётов. Были проведены исследования, посвящённые вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах. Результаты этих исследований были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.

Ученик 2. Александр Евгеньевич Ферсман не раз говорил, что его жизнь – это история любви к камню. Он первооткрыватель и неутомимый исследователь апатитов на Кольском полуострове, радиевых руд в Фергане, серы в Каракумах, вольфрамовых месторождений в Забайкалье, один из создателей промышленности редких элементов

С первых дней после начала войны Ферсман активно включился в перестройку науки и промышленности на военные рельсы. Выполнял специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, маскировочным краскам, по вопросам стратегического сырья.

Ученик 3. Семен Исаакович Вольфкович – крупнейший советский химик-технолог, был директором НИИ удобрений и инсектицидов, занимался изучением соединений фосфора. Сотрудники руководимого им института создавали фосфорно-серные сплавы для стеклянных бутылок, которые служили противотанковыми «бомбами», изготавливали химические грелки, которые использовались для обогрева бойцов дозоров. Санитарной службе требовались средства против обморожения, ожогов, лекарственные средства. Над этим работали сотрудники его института.

Ученик 4. Иван Людвигович Кнунянц во время войны и после неё – профессор и заведующий кафедрой Военной Академии химической защиты. Премия, которой Иван Людвигович Кнунянц был удостоен в 1943 г., была присуждена ему за разработку надёжного средства индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ.

Ученик 5. Михаил Михайлович Дубинин – профессор Военной Академии химической защиты проводил исследования сорбции газов, паров и растворённых веществ твёрдыми пористыми телами. Михаил Михайлович – признанный авторитет по всем основным вопросам, связанным с противохимической защитой органов дыхания.

Ученик  1. Юрий Аркадьевич Клячко – профессор, замначальника Военной Академии химической защиты и начальник кафедры аналитической химии. Организовал из состава академии химической защиты батальон и был начальником боевого участка на ближайших подступах к Москве. Под его руководством была развернута работа по созданию новых средств химической обороны, в том числе по дымам, антидотам, огнемётным средствам.

Ученик 2. Исследования академика Валентина Алексеевича Каргина охватывают широкий круг вопросов, относящихся к физической химии, электрохимии и физикохимии высокомолекулярных соединений. Каргин разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ, принцип и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающие валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии.

Ученик 3. Александр Наумович Фрумкин – выдающийся учёный, один из основоположников современного учения об электрохимических процессах, основатель советской школы электрохимиков. Занимался вопросами защиты металлов от коррозии, разработал физико-химический метод крепления грунтов для аэродромов, рецептуру для огнезащитной пропитки дерева. Вместе с сотрудниками разработал электрохимические взрыватели.

Ученик 4. Александр Ерминингельдович Арбузов – выдающийся учёный, основоположник одного из новейших направлений науки – химии фосфорорганических соединений. Исследования Арбузова в годы войны были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943 г. виднейший советский физик-оптик С.И. Вавилов писал Арбузову: «Глубокоуважаемый Александр Ерминингельдович! Обращаюсь к Вам с большой просьбой – изготовить в Вашей лаборатории 15 г 3,6диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции, и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора…». Значительно позднее Арбузов узнал, что изготовленного им препарата было достаточно для снабжения оптики танковых частей нашей армии и имело значение для обнаружения врага на далёком расстоянии. В дальнейшем Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов.

Ученик 5. Александр Васильевич Вишневский предложил новый метод лечения воспалительных процессов – сочетание новокаина и маслянобальзамической повязки (мазь Вишневского). В годы Великой Отечественной войны благодаря этому методу были спасены жизни сотням тысяч раненых. На фронте и в тылу широкое распространение получил метод местного обезболивания (новокаин), разработанный А.В. Вишневским – он применялся в 85-90% случаев.

                Ученик         6.         Под         руководством Даниила         Исааковича

Гольдберга велась экспериментальная и клиническая разработка метода стимуляции заживления ран и язв с помощью специальной мази, которую впоследствии назовут «мазью Гольдберга». Применение её существенно улучшало течение плохо заживающих ран. Уже с конца 1941 года она широко применялась при лечении огнестрельных ран, при ожогах, отморожениях, язвах.

Ученик 7. Михаил Федорович Шостаковский на основе поливинилбутилового эфира создал обволакивающее и противовоспалительное средство – винилин, или бальзам Шостаковского, спасавшего воинов от ожогов и обморожений, от осложнений при огнестрельных ранениях. Бальзам, полученный химиком на основе полимеризации виниловых эфиров, оказался прекрасным противовоспалительным средством и не давал побочных явлений.

Ученик 8.  В первые годы войны Исаак Яковлевич Постовский с группой сотрудников в рекордно короткие сроки синтезировал сульфаниламидные препараты на Свердловском химическом заводе, который оказался единственным в стране заводом, выпускавшим столь необходимые на фронте и в тылу лекарственные средства. Сульфаниламиды способствовали заживлению ранений, их использовали против гнойновоспалительных заболеваний, при пневмонии и дизентерии.

Ученик 9. Борис Петрович Токин возглавлял кафедру Томского университета, где проводились исследования фитонцидной активности растений. Коллектив кафедры активно помогал врачам госпиталей в практическом использовании результатов исследований фитонцидов в качестве антисептиков при лечении раненых в период войны. Токин утверждал, что под действием фитонцидов гибнут не только бактерии, но и микроскопические грибы и простейшие.

Ученик 10. Сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского витаминного института в блокадном Ленинграде под руководством Алексея Дмитриевича Беззубова в короткий срок разработали технологию производства витаминного препарата на основе хвои.

Совершенно невероятным для осаждённого города, который не располагал в достаточной мере сырьём для производства лекарств и витаминов, стало создание этого «эликсира жизни». В состав хвойного экстракта вошли витамины С, B, PP (никотиновая кислота), флавоноиды, фолиевая кислота, макро- и микроэлементы в биологически доступной для человека форме – те самые незаменимые вещества, которых не хватало в скудном рационе жителей блокадного города.

Ученик 6. Наблюдая за ранеными, Зинаида Виссарионовна Ермольева видела, что многие из них умирают не от ран, а от заражения крови. Она понимала, что во что бы то ни стало нужно найти средство для спасения раненых. К тому времени исследования её лаборатории показали, что некоторые плесени задерживают рост бактерий. В 1942 г. З.В. Ермольева получила отечественный пенициллин; она также активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. Пенициллин Ермольевой спас жизни тысячам считавшихся безнадёжными раненых.

Ученик 7. С самого начала войны перед учёными была поставлена задача разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, который переносят вши. Под руководством Николая Николаевича Мельникова было организовано производство дуста, различных антисептиков для деревянных деталей самолётов.

Ученик 8. Проблема свёртывания крови имела огромную важность в годы войны. Разработанный Борисом Александровичем Кудряшовым и внедрённый в производство препарат тромбин обладал чрезвычайно ценным свойством: за 3-6 секунд свёртывать изливающуюся из раны кровь в тромб, который останавливал кровотечение. Таким эффективным средством борьбы с кровотечением медицина до этого не располагала.

Ученик 9.  В период эвакуации в Уфе Александр Владимирович Палладин организовал лабораторию, где изучался витамин К и его аналог – К3, который явился эффективным кровоостанавливающим средством. Было налажено быстрое производство этого витамина для нужд фронта.

Бисульфатное соединение витамина К, растворимое в воде, названо викасолом и получило широкое распространение в лечебной практике.

Ученик 10 В годы Великой Отечественной войны в стране стала ощущаться острая нехватка продуктов питания. Под руководством академика Александра Ивановича Опарина в Институте биохимии и на кафедре биохимии растений МГУ проводились важные исследования: в трудных условиях военного времени была разработана технология получения ряда пищевых продуктов и витаминов. Опарин создаёт для армии чайный порошок, пищевые витаминные добавки.

 

Групповая работа  обучающихся «Письма в прошлое» 

 

Не обожженные сороковыми,

Сердцами, вросшими в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами иными На эту большую войну.

 

Перелистав страницы прошлого, мы снова вернулись в наши дни. Ежегодно мы празднуем День Победы. Проводятся различные акции памяти. Например, акция «Письма с фронта». Поддержим эту акцию, напишем письмо в прошлое.

В ваших письмах есть начало. Вам надо продолжить, отразив свои чувства, переживания по отношению к боевому и трудовому подвигу тех, кто защищал нашу Родину. Это Ваше обращение к ним.

 

Работа в группах «Напиши письмо в прошлое».

          

Задание: Напиши письмо в прошлое.

Здравствуйте уважаемые ветераны, труженики тыла.

Мы живем в другое время и другой жизнью. Можем спокойно учиться, мечтать, строить планы на будущее.

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Здравствуйте уважаемые ветераны, труженики тыла.

В наши дни много разных технических достижений. Большое разнообразие техники, электроники. Это все для Вас было бы фантастикой. 

________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Прошу познакомить нас с тем, что у Вас получилось.  

 

Чтение писем в прошлое

 

 

Подведение итогов мероприятия  

 

Учитель  Мы рады рассказывать людям о подвигах не только военных, но и ученых.

Хотим закончить это мероприятие  стихами:

«Кто про химика сказал: Мало воевал.

Кто сказал: он маловато крови проливал?»

Я в свидетели зову химиков-друзей, -

Тех, кто смело бил врага до последних дней Тех, кто с армией родной шел в одном строю, Тех, кто грудью защитит Родину мою.

Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…

Сколько полегло на них, молодых парней…

Не померкнет никогда память о войне, Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне!!!

                                                              З.И. Барсуков

Эти подвиги мы обязаны помнить и рассказывать людям. Война – самое ужасное, происходящее в этом мире. Мы призываем каждого человека чтить и уважать каждого, кто внес бесценный вклад в мир и покой.

 

 

 

Заключение  

 

Таким образом, мы рассмотрели  вклад  ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, через конкретные примеры показали значение работы практиков и теоретиков науки. На примере защитников Ленинграда  показали  патриотизм и героизм людей науки. Данный материал можно использовать в различных вариантах как во внеучебных мероприятиях (конференциях, классных часах, в беседах), так и на уроках по химии, биологии, ОБЖ, истории, при оформлении классного  уголка и кабинета химии.

 

 

Литература  

1. Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя победы//Химия в школе. -

1985. -№    

2.                 Байкова В. М. Ученые-химики в Великой Отечественной войне//Химия в школе. -1985, №2.   

3.                 Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник/Н. Г.  

4.                 Андроников, А. С. Галицан, М. М. Кирьян и др.; Под общ. ред. М. М. Кирьяна. - М.,Политиздат, 1985.      

5.                 Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии, М, Дрофа, 2005

6.                 Курганский С.М. Внеклассная работа по химии, Москава, 2006

7.                 Л.А.Орбели «Биология и война. М.,Химия и жизнь -№1, 1985 

8.                 А.Д.Беззубов «Витамины для блокадного Ленинграда», М,, Химия и жизнь - №1,1985

[Электронный ресурс]- режим доступа:

                9.Юрий     Рост     «Хлебом     едины»      http://newsland.com/news/detail

/id/697033/. 

10.http://t-kudelina.livejournal.com/9467.html Источники: ВИКИПЕДИЯ; Вечерний Петербург            

11.https://ru.wikipedia.org/wiki                                          

12.http://festival.1september.ru/articles/584726 Верхотурова М.Н.

13. https://school.tver.ru/system/methodic_documents/files/000/001/919 /original/1477466278.docx?1477466278