Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков «Путешествие в далекое прошлое.»
Программные содержание:
- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;
- формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;
- систематизировать знания детей о символике государства;
-познакомить с историей Терского казачества;
- познакомить детей с казачьими костюмами;
- познакомить с историей развития колокола и особенностями его звучания;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей родине, уважение православных традиций;
-привитие любви к родному краю;
Методы и приемы:
- моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;
- беседа;
- использование дидактических пособий и наглядного материала;
- использования песен, литературного произведения;
- имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;
- использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.
Материалы и оборудование:
-презентация «Традиции, быт и культура казачества», цветик-семицветик с заданиями, дидактическая игра «Собери казачий костюм».
Словарная работа: Россия, символика, традиция, герб, флаг, глобус, церковь, колокол, колокольчик, казак, курень.
Ход урока.
1. Организационный момент. Игровая ситуация:
1 слайд.
Учитель: Добрый день, друзья! Давайте, поприветствуем и наших гостей. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но каким оно будет, вы узнаете немного позже.
Учитель обращает внимание детей на Цветик-семицветик.
Учитель: Посмотрите ребята на этот красивый цветок, а называется он Цветик-семицветик, он не обычный, а волшебный.
2 слайд.
Учитель: На каждом лепестке есть задание. Сейчас мы оторвем красный лепесток и посмотрим, что на обратной его стороне.
Дети: Флаг России.
3 слайд.
Учитель: Посмотрите, ребята, наша страна выделена красным цветом на глобусе. Россия- самая большая страна на Земле.
Учитель: Отрываем следующий лепесток, оранжевого цвета. Что же на нем?
Дети: Герб России.
Учитель: Следующий желтый лепесток, посмотрим, что на нем?
Учитель: А это музыкальный лепесток, сейчас проверим, знаете ли вы эту мелодию, предлагаю вам прослушать.
4 слайд.
Дети: мелодия Гимна России.
Учитель: Отрываем лепесток, посмотрите, что же там?
Дети: Флаг Ставропольского края.
5 слайд.
Учитель: Посмотрите, какая красивая природа в Ставропольском крае.
Учитель: Посмотрим теперь, что на обратной стороне зеленого лепестка.
Учитель: Флаг Георгиевского городского округа.
Учитель: Отрываем голубой лепесток, скажите, что на нем?
Дети: Музыкальный лепесток.
Учитель: Предлагаю вам прослушать мелодию и отгадать.
6 слайд.
Дети: мелодия Гимна нашего края.
Учитель: И последний остался лепесток- фиолетовый. Что же на нем?
Учитель: Это, ребята, флаг Терских казаков.
7 слайд.
Учитель: Посмотрите, у терских казаков голубой флаг с белой волнистой линией.
То, что вы сегодня услышите не дань моде, а один из кирпичиков, вложенный в дело возрождения славного, сильного, яркого, свободного племени – казачества.
Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в далекое прошлое казачьей станицы Александрийской, а поможет нам Цветик –семицветик.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались в Александрийской
казачьей станице.
8 слайд. (Стелла Скорбящей матери и станицы)
Учитель: Вот мы с вами и в станице Александрийской.
9 слайд. (хата)
Учитель: Ребята, посмотрите, это же казачья хата. Стены глиняные, беленые известкой, крыши, крытые камышом или соломой. Сейчас мы с вами узнаем, кто там живет. (Выходят дети под казачью песню в казачьих костюмах. )
Казак и казачка:
На земле казачьей мы вас величаем,
Крепкого здоровья от души желаем.
Кланяемся низко, полюбить нас просим.
Как велит обычай мы пирог подносим.
Казак: Я расскажу вам сейчас
О Терских казаках
Те, что создали для нас
Радость в песнях и делах.
Казачка: Мы вспомним те былые времена,
Как славно казаки трудились.
После работы веселились
И чем горды были всегда!
Казачка: Слово казак означает– удалой, вольный человек.
Казак: Степь да воля – казачья доля. Те казаки, которые селились по берегам Терека, стали зваться терскими.
Учитель: А как вы думаете, ребята, как будут называться казаки, которые селились на берегу реки Дон? (донские) На реке Кубань - кубанские.
Учитель: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром и пословицы у них были сложены. У вас на столах лежат пословицы, соберите их.
10 – 11 слайд.
Казак: «Казаку конь себя дороже».
Казачка: «Казак с конем и ночью и днем».
12 слайд.
Физминутка:
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри.
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки. (Ходьба.)
Кто за казаком идет,
В поводу, в поводу.
То коня казак ведет
Под узду, под узду. (На носочках.)
Скачет резво конь лихой
С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком. (Скачут.)
Будем мы с моим конем на границе стоять,
Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
13 слайд.
Учитель: Учитель: Доподлинно неизвестно, когда на Тереке появились первые поселенцы-казаки. Первоначально их называли гребенцы, потому что поселения первой половины XVI века были расположены на склонах Терского хребта. Официально Терское казачье войско существует с 1577 года.
В 1588 году российскими властями в устье Терека был заложен город (Терки, Терский, Тюменский), который просуществовал более 100 лет. В XVII веке начинается переселение казаков-гребенцов на левый берег Терека, окончательное завершившееся в начале XVIII века. Эти городки (с конца XVIII века — станицы), названные по фамилиям или прозвищам атаманов, протянулись на 80 верст по левому берегу Терека.
Гребенское войско в 1721 году было подчинено Военной коллегии и тем самым включено в состав вооруженных сил России. Вместо упраздненного Терского города в междуречье Сулака и Аграхани в 1723 году была заложеная новая русская крепость — Святой Крест, близ которой были расселены 1000 семей донских казаков (из Донских, Донецких, Бузулукских, Хоперских, Медвединских городков). В 1735 году на левобережье Терека в 60 верстах от Каспийского моря был заложен новый город — Кизляр, ставший на долгие годы политическим и культурным центром Северо-Восточного Кавказа. Из крепости Святого Креста сюда были переведены казаки и северокавказцы, издавна находившиеся на службе России (кабардинцы, чеченцы, кумыки и др.). Все они стали именоваться Терско-Кизлярским войском.
В 1762 году кабардинскому князю Андрею Кончокину было разрешено переселиться в урочище Мездогу на левом берегу Терека с крещёными подданными. В 1763 году здесь было заложено укрепление, преобразованное в 1765 году в город Моздок. Его основное население составили казаки, грузины, армяне, кабардинцы, осетины, греки.
В 1800 году возникла станица Стодеревская, куда поселили и 200 семей крещёных
калмыков. Однако
калмыки вскоре вернулись в закумские степи к прежнему кочевому образу жизни и к
прежним буддистским верованиям.
В 1832 г. из 5 казачьих полков (Кизлярского, Терско-семейного, Гребенского,
Моздокского и Горского), размещавшихся от устья р. Терек до Моздока, и 5
казачьих полков Азовско-Моздокской линии (Волгского, Кавказского,
Ставропольского, Хопёрского и Кубанского) было образовано Кавказское линейное
казачье войско.
В 1860 г. войско Кавказское линейное казачье было упразднено. Из части войска было образовано Терское казачье войско, а другая часть вместе с Черноморским казачьим войском вошла в состав вновь образованного Кубанского казачьего войска. В том же году была образована Терская область.
14 слайд.
Учитель: Какую одежду носили казаки и казачки? Посмотрите на казака. Это парадная форма терского казака.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери казачий костюм» (Дети собирают костюмы казачьи)
Звание станицы поселение получало только при наличии в ней Церкви. Все казаки были православными, и церковь должна была присутствовать обязательно.
15 слайд (церквь)
Казак: В нашей станице Александрийской тоже есть церковь названная в честь Св. Михаила.
Казачка: А у нас для вас есть сюрприз -шкатулка, но что в ней лежит вы узнаете, отгадав загадки.
Учитель: Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром! (Колокол).
Учитель: Купи, денег не жалей -
Со мной ехать веселей! (Колокольчик).
16 слайд. (колокольчик и колокол)
Учитель: Скажите, где можно увидеть колокола и колокольчики?
В древние времена на Руси не было ни радио, ни телевидения. Когда случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар, то нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски.
17 слайд (священник с деревянным билом)
Священник держал такую доску в руках, ходил по селу и бил по ней колотушкой, созывая людей собраться возле церкви. Эту деревянную доску называли било.
-Вот посмотрите, как священник использовал такое било.
Позже стали использовать металлическую доску.
Учитель: Как вы думаете, звон какого била слышен громче?
Дети: металлическое
Учитель: Правильно, металлическое било вешали на башне или на столбах и так же били по ней колотушкой. Священнику уже не приходилось ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на расстоянии.
18 слайд (цветы колокольчики)
Учитель: –А сейчас, ребята, я расскажу вам одну легенду. Давным–давно одному священнику приснился сон, в котором он видел цветы колокольчики. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: Динь- дан- дон! Динь –дан- дон!» Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.
19 слайд.
Учитель: Так появился колокол (картинка), который вешали на перекладину на столбе. В наше время у колоколов есть свое место, которое называется колокольня.
Посмотрите, вот такие колокольни были у казаков. (Показывает настоящий колокол, заранее подвешенный на перекладине, и предлагает детям позвонить, дергая за веревочку). Колокольных звонов очень много, сейчас мы вам о них расскажем.
Учитель: Символом тревоги считается- набат.
Прослушайте его.
20 слайд. (пожар)
Учитель: Но происходили и радостные события, например, свадьба- тогда звучал красный звон.
Предлагаю прослушать.
21 слайд. (свадьба)
Учитель: На православные праздники- звучит благовест.
22 слайд. (Православные праздники)
Учитель: У колокольчика, как и у человека есть свой голос.
(Учитель предлагает взять в руки по колокольчику.)
- Давайте позвоним в колокольчики по очереди, по одному. Такой голос колокольчика называется перезвон. Теперь позвоните все вместе. Этот голос колокольчика называется трезвон.
Учитель: Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Казачество славится своими песнями! В любой работе, в любых условиях, песня помогала справиться с трудностями казакам.
23 слайд.
Учитель: И сейчас я предлагаю вам прослушать казачью песню «Наш край Россия».
Учитель: Вот нам и пора отправляться обратно в школу. И снова мы обратимся к Цветику-семицветику:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему, вели.
24 слайд.
Вели, чтобы мы оказались в классе.
- С чем сегодня мы познакомились? Что нового узнали?
- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.