Методическая разработка внеклассного мероприятия "История и культура Терских казаков "
Оценка 4.7

Методическая разработка внеклассного мероприятия "История и культура Терских казаков "

Оценка 4.7
doc
22.10.2023
Методическая разработка внеклассного мероприятия "История и культура Терских казаков "
Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков.doc

 

 

 

 

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков «Путешествие в далекое прошлое.»

 

Программные содержание:

- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;

- формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

- систематизировать знания детей о символике государства;

 -познакомить с историей Терского казачества;

- познакомить детей с казачьими костюмами;

- познакомить с историей развития колокола и особенностями его звучания;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей родине, уважение православных традиций;

-привитие любви к родному краю;

Методы и приемы:

 - моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

- беседа;

- использование дидактических пособий и наглядного материала;

- использования песен, литературного произведения;

- имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;

- использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.

Материалы и оборудование:

 -презентация «Традиции, быт и культура казачества», цветик-семицветик с заданиями, дидактическая игра «Собери казачий костюм».

 Словарная работа: Россия, символика, традиция, герб, флаг, глобус, церковь, колокол, колокольчик, казак, курень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1.     Организационный момент. Игровая ситуация:

1 слайд.

Учитель: Добрый день, друзья! Давайте, поприветствуем и наших гостей. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но каким оно будет, вы узнаете немного позже.

Учитель обращает внимание детей на Цветик-семицветик.

Учитель: Посмотрите ребята на этот красивый цветок, а называется он Цветик-семицветик, он не обычный, а волшебный.

2 слайд.

Учитель: На каждом лепестке есть задание. Сейчас мы оторвем красный лепесток и посмотрим, что на обратной его стороне.

Дети: Флаг России.

3 слайд.

Учитель: Посмотрите, ребята, наша страна выделена красным цветом на глобусе. Россия- самая большая страна на Земле.

Учитель: Отрываем следующий лепесток, оранжевого цвета. Что же на нем?

Дети: Герб России.

Учитель: Следующий желтый лепесток, посмотрим, что на нем?

Учитель: А это музыкальный лепесток, сейчас проверим, знаете ли вы эту мелодию, предлагаю вам прослушать.

4 слайд.

Дети: мелодия Гимна России.

Учитель: Отрываем лепесток, посмотрите, что же там?

Дети: Флаг Ставропольского края.

5 слайд.

Учитель: Посмотрите, какая красивая природа в Ставропольском крае.

Учитель: Посмотрим теперь, что на обратной стороне зеленого лепестка.

Учитель: Флаг Георгиевского городского округа.

Учитель: Отрываем голубой лепесток, скажите, что на нем?

Дети: Музыкальный лепесток.

Учитель: Предлагаю вам прослушать мелодию и отгадать.

6 слайд.

Дети: мелодия Гимна нашего края.

Учитель: И последний остался лепесток- фиолетовый. Что же на нем?

Учитель: Это, ребята, флаг Терских казаков.

7 слайд.

Учитель: Посмотрите, у терских казаков голубой флаг с белой волнистой линией.

То, что вы сегодня услышите не дань моде, а один из кирпичиков, вложенный в дело возрождения славного, сильного, яркого, свободного племени – казачества.

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в далекое прошлое казачьей станицы Александрийской, а поможет нам Цветик –семицветик.

 Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.
 Вели, чтобы мы оказались в Александрийской казачьей станице.

8 слайд. (Стелла Скорбящей матери и станицы)

Учитель: Вот мы с вами и в станице Александрийской.

9 слайд. (хата)

Учитель: Ребята, посмотрите, это же казачья хата. Стены глиняные, беленые известкой, крыши, крытые камышом или соломой. Сейчас мы с вами узнаем, кто там живет. (Выходят дети под казачью песню в казачьих костюмах. )

Казак и казачка:

На земле казачьей мы вас величаем,

Крепкого здоровья от души желаем.

Кланяемся низко, полюбить нас просим.

Как велит обычай мы пирог подносим.

Казак: Я расскажу вам сейчас

О Терских казаках

Те, что создали для нас

Радость в песнях и делах.

 Казачка: Мы вспомним те былые времена,

Как славно казаки трудились.

После работы веселились

И чем горды были всегда!

Казачка: Слово казак означает– удалой, вольный человек.

Казак: Степь да воля – казачья доля. Те казаки, которые селились по берегам Терека, стали зваться терскими.

Учитель: А как вы думаете, ребята, как будут называться казаки, которые селились на берегу реки Дон? (донские) На реке Кубань - кубанские.

Учитель: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром и пословицы у них были сложены. У вас на столах лежат пословицы, соберите их.

10 – 11 слайд.

Казак: «Казаку конь себя дороже».

Казачка: «Казак с конем и ночью и днем».

12 слайд.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

13 слайд.

Учитель: Учитель: Доподлинно неизвестно, когда на Тереке появились первые поселенцы-казаки. Первоначально их называли гребенцы, потому что поселения первой половины XVI века были расположены на склонах Терского хребта. Официально Терское казачье войско существует с 1577 года.

 В 1588 году российскими властями в устье Терека был заложен город (Терки, Терский, Тюменский), который просуществовал более 100 лет. В XVII веке начинается переселение казаков-гребенцов на левый берег Терека, окончательное завершившееся в начале XVIII века. Эти городки (с конца XVIII века — станицы), названные по фамилиям или прозвищам атаманов, протянулись на 80 верст по левому берегу Терека. 

 Гребенское войско в 1721 году было подчинено Военной коллегии и тем самым включено в состав вооруженных сил России. Вместо упраздненного Терского города в междуречье Сулака и Аграхани в 1723 году была заложеная новая русская крепость — Святой Крест, близ которой были расселены 1000 семей донских казаков (из Донских, Донецких, Бузулукских, Хоперских, Медвединских городков). В 1735 году на левобережье Терека в 60 верстах от Каспийского моря был заложен новый город — Кизляр, ставший на долгие годы политическим и культурным центром Северо-Восточного Кавказа. Из крепости Святого Креста сюда были переведены казаки и северокавказцы, издавна находившиеся на службе России (кабардинцы, чеченцы, кумыки и др.). Все они стали именоваться Терско-Кизлярским войском. 

 В 1762 году кабардинскому князю Андрею Кончокину было разрешено переселиться в урочище Мездогу на левом берегу Терека с крещёными подданными. В 1763 году здесь было заложено укрепление, преобразованное в 1765 году в город Моздок. Его основное население составили казаки, грузины, армяне, кабардинцы, осетины, греки.

 В 1800 году возникла станица Стодеревская, куда поселили и 200 семей крещёных калмыков. Однако калмыки вскоре вернулись в закумские степи к прежнему кочевому образу жизни и к прежним буддистским верованиям. 
В 1832 г. из 5 казачьих полков (Кизлярского, Терско-семейного, Гребенского, Моздокского и Горского), размещавшихся от устья р. Терек до Моздока, и 5 казачьих полков Азовско-Моздокской линии (Волгского, Кавказского, Ставропольского, Хопёрского и Кубанского) было образовано Кавказское линейное казачье войско.

В 1860 г. войско Кавказское линейное казачье было упразднено. Из части войска было образовано Терское казачье войско, а другая часть вместе с Черноморским казачьим войском вошла в состав вновь образованного Кубанского казачьего войска. В том же году была образована Терская область.

14 слайд.

Учитель: Какую одежду носили казаки и казачки? Посмотрите на казака. Это парадная форма терского казака.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери казачий костюм» (Дети собирают костюмы казачьи)

Звание станицы поселение получало только при наличии в ней Церкви. Все казаки были православными, и церковь должна была присутствовать обязательно.

15 слайд (церквь)

Казак: В нашей станице Александрийской тоже есть церковь названная в честь Св. Михаила.

Казачка: А у нас для вас есть сюрприз -шкатулка, но что в ней лежит вы узнаете, отгадав загадки.

Учитель: Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром! (Колокол).

Учитель: Купи, денег не жалей -

Со мной ехать веселей! (Колокольчик).

 16 слайд. (колокольчик и колокол)

Учитель: Скажите, где можно увидеть колокола и колокольчики?

В древние времена на Руси не было ни радио, ни телевидения. Когда случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар, то нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски.

17 слайд (священник с деревянным билом)

Священник держал такую доску в руках, ходил по селу и бил по ней колотушкой, созывая людей собраться возле церкви. Эту деревянную доску называли било.

-Вот посмотрите, как священник использовал такое било.

Позже стали использовать металлическую доску.

Учитель: Как вы думаете, звон какого била слышен громче?

Дети: металлическое

Учитель: Правильно, металлическое било вешали на башне или на столбах и так же били по ней колотушкой. Священнику уже не приходилось ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на расстоянии.

18 слайд (цветы колокольчики)

Учитель: –А сейчас, ребята, я расскажу вам одну легенду. Давным–давно одному священнику приснился сон, в котором он видел цветы колокольчики. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: Динь- дан- дон! Динь –дан- дон!» Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

19 слайд.

Учитель: Так появился колокол (картинка), который вешали на перекладину на столбе. В наше время у колоколов есть свое место, которое называется колокольня.

Посмотрите, вот такие колокольни были у казаков. (Показывает настоящий колокол, заранее подвешенный на перекладине, и предлагает детям позвонить, дергая за веревочку). Колокольных звонов очень много, сейчас мы вам о них расскажем.

Учитель: Символом тревоги считается- набат.

Прослушайте его.

 20 слайд. (пожар)

Учитель: Но происходили и радостные события, например, свадьба- тогда звучал красный звон.

Предлагаю прослушать.

21 слайд. (свадьба)

Учитель: На православные праздники- звучит благовест.

22 слайд. (Православные праздники)

Учитель: У колокольчика, как и у человека есть свой голос.

(Учитель предлагает взять в руки по колокольчику.)

- Давайте позвоним в колокольчики по очереди, по одному. Такой голос колокольчика называется перезвон. Теперь позвоните все вместе. Этот голос колокольчика называется трезвон.

Учитель: Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Казачество славится своими песнями! В любой работе, в любых условиях, песня помогала справиться с трудностями казакам.

23 слайд.

Учитель: И сейчас я предлагаю вам прослушать казачью песню «Наш край Россия».

Учитель: Вот нам и пора отправляться обратно в школу. И снова мы обратимся к Цветику-семицветику:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть, по-моему, вели.

24 слайд.
 Вели, чтобы мы оказались в классе.

- С чем сегодня мы познакомились? Что нового узнали?

- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.

 

 

 


Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели

Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели

Охраняя наш покой С казаком, с казаком

Охраняя наш покой С казаком, с казаком

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери казачий костюм» (Дети собирают костюмы казачьи)

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери казачий костюм» (Дети собирают костюмы казачьи)

Учитель: Но происходили и радостные события, например, свадьба- тогда звучал красный звон

Учитель: Но происходили и радостные события, например, свадьба- тогда звучал красный звон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2023