Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Таганрогский авиационный колледж имени В.М. Петлякова»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Мы профессионалы – за нами будущее»
Разработчик:
Литвинова С.А.
Пояснительная записка
Педагогическая наука исходит из того, что профессиональная подготовка и воспитание — это единый процесс.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не выделяется профессиональное воспитание как отдельная категория. Между тем, профессиональное воспитание составляет часть общей системы воспитания, формирующей отношения в сфере «Человек-профессия». Профессиональное воспитание является сложным процессом воздействия на личность, на его мастерство и нравственный облик, интересы. Оно способствует умственному развитию, охватывает всю совокупность элементов обучения, воспитания и трудовой подготовки.
Реализация личностно-ориентированной технологии обучения является одной из основных задач современного образования. Педагогический процесс при личностно-ориентированной педагогике направлен на развитие уникальной целостной личности, развитие ее задатков и творческого потенциала. При этом необходимо учитывать возможности и особенности каждого студента.
Внеклассные мероприятия, проводимые в свободной игровой форме, способствуют решению вышеозначенной задачи, поскольку создают комфортность общения, поддерживают интерес к учебе и непрерывный рост каждого студента, участвующего в проведении и подготовке мероприятия. Каждый студент может найти себе дело по душе: участие в оформлении или организация команды, подготовка материалов к турниру или участие в выступлении.
Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию жизнь студентов в колледже, тем успешнее развиваются их творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых людей, растёт их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.
Основная часть
Тема: «Мы профессионалы – за нами будущее»
Цели:
· Развитие познавательной активности, эрудиции и мышления обучающихся.
· Воспитание коллективизма, ответственности и самоорганизации.
Задачи:
Образовательные:
- формирование у обучающихся умения и навыки постановки и достижения целей;
- повышение интереса к учёбе, как одному из факторов достижения успеха.
Развивающие:
- способствование развитию интеллекта и расширению кругозора;
- способствование развитию креативных способностей студентов;
- способствование развитию профессионально-значимых личностных качеств.
Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма;
- приобретение навыков публичных выступлений.
- приобщение к увлекательному процессу поиска, вызов положительных эмоций.
Методические:
- активизация мыслительной деятельности учащихся при проведении открытого внеклассного мероприятия.
Здоровьесберегающие:
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Формируемые компетенции: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес; работать в команде, общаться с коллегами; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Методы и приёмы:
- информационно – рецептивный;
- эвристический;
- проблемно – поисковый.
Оборудование:
- техническое обеспечение (мультимедийный проектор, компьютер)
- раздаточный материал
- наглядные пособия (студенческие проекты, презентации).
Паспорт внеклассного мероприятия
Форма мероприятия |
Классный час |
Тема |
«Любить то, что ты делаешь - счастье»
|
Направление воспитательной работы |
· нравственное и духовное · профессиональное · социокультурное и медиакультурное
|
Актуальность |
80-летие системы среднего профессионального образования |
Цели |
· формирование способности студентов к сознательному нравственному выбору, мотивацию к сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлению к ней устойчивого интереса. · формирование и развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе. · воспитание чувства гражданственности, патриотизма, стремления к здоровому образу жизни. · создание у студентов индивидуальное видение своей профессиональной карьеры через анализ личностных качеств
|
Материально – техническое обеспечение |
Интерактивная доска – 1; Стулья (по количеству участников), папка – планшет |
Время |
40 минут |
Участники |
группа студентов |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ
Этап |
Содержание деятельности |
Формы и методы работы |
Актуализация компетенций |
|
Педагог |
Обучающиеся |
|||
Актуализация темы |
Организация работы в малых группах, определение эмоционального настроя |
- формулируют собственное эмоциональное состояние |
- работа в малых группах; - фронтальная работа, - элементы психологического тренинга |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
Основная часть |
Проведение эвристической беседы |
-Участие в обсуждении, сопереживание, выводы |
Фронтальная работа, анализ проблемной ситуации |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
Игровая часть
|
Организация деловой игры, работы в малых группах, проведение инструктажа,
|
Командная работа, обсуждение, защита собственной позиции, эмоциональная реакция на решение команды
|
Создание социальных проб, элемент кейс-технологий
|
ОК 2.Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 6.Работать вколлективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Рефлексия |
Организация беседы, формирование эмоционального фона |
Самоанализ |
Фронтальная беседа |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
Этап |
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Актуализация темы |
Приветствие. Определение эмоционального настроя группы.
|
|
Основная часть |
Просмотр слайдов презентации. Анализ проблемной ситуации по маршруту: эмоции, образ жизни, жизненные ценности. Оценка ответного эмоционального состояния группы на заявленную ситуацию.
|
|
Игровая часть
|
· Организация малых групп, · проведение деловой игры, · оценка эмоционального состояния аутсайдера, · организация эмоциональной поддержки
|
|
Рефлексия |
Пример успешного человека. Оценка его эмоционального состояния. Анализ эмоционального состояния каждого участника. |
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность темы:
Выбор темы внеклассного мероприятия обусловлен тем, что в 2020 мы отмечаем 80-летие системы профтехобразования, что напоминает нам об особой ответственности за каждого выпускника. В наше время высокотехнологичных производств перед системой профессионального образования стоит множество новых задач по обеспечению развивающейся экономики России квалифицированными рабочими кадрами, способными выполнять профессиональные задания по стандартам международного движения Ворлдскиллс. Тем не менее, одной из важнейших задач воспитательной работы в системе профобразования можно считать формирование эмоциональной готовности выпускников к предстоящей профессиональной деятельности.
Цели:
-
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к себе и выбранной
профессии;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах,
коллективе;
- содействовать повышению уровня мотивации при изучении профессиональных дисциплин;
- способствовать развитию эмоционального интеллекта.
Задачи:
1. формирование морально-нравственных понятий, таких как: доброта, отзывчивость, сострадание;
2.формирование способности студентов к сознательному нравственному выбору, мотивации к самосовершенствованию,интереса к будущей профессиональной деятельности;
3.развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной мобильности.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения данного мероприятия должны быть сформированы следующие виды компетенций:
Эмоционально – психологические
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, обогащать свою профессиональную компетентность.
Аналитические
ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
Социально – коммуникативные
ОК 6.Работать вколлективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Компетенции самосовершенствования
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
При проведении данного внеклассного мероприятия реализованы следующие воспитательные технологии:
1.Технология организации и проведения группового воспитательного дела.
Направлена на формирование устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе и обществу;
2.Гуманно-личностная технология.
Направлена на:
а) становление, развитие, и воспитание студентов, путем раскрытия их личностных качеств;
б) развитие познавательной активности студентов;
в) формирование стремления к самовоспитанию.
3. Технология педагогики сотрудничества.
Направлена на:
а) переход от педагогики требований к педагогике отношений;
б) гуманно-личностный подход к студентам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.