Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Детство, опаленное войной».
Оценка 5

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Детство, опаленное войной».

Оценка 5
doc
18.12.2020
Методическая  разработка  внеклассного мероприятия  по теме  «Детство, опаленное войной».
дети-узники.doc

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики  «Краснолучский колледж технологии строительства и прикладного искусства»

Щтамп.png
 

 

 

 


  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

 внеклассного мероприятия  по теме: «Детство, опаленное войной», посвященного Международному дню освобождения узников концлагерей

                                                    

                                                       Разработала:

                                                       мастер п/о

                                                       Е.В.Блаженко      

 

Красный Луч

                      

 

           

 

Блаженко Елена Викторовна – мастер производственного обучения  по специальности: «Парикмахер

 

 

 

          Е.В.Блаженко методическая разработка  внеклассного мероприятия  по теме  «Детство, опаленное войной».

         11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. 5 миллионов детей стали узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе. Мы обязаны помнить об одной из  трагедий Великой Отечественной войны - трагедии бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.

         Данная методическая разработка предназначена для проведения классных часов и открытых мероприятий в учебных заведениях накануне 75-летия Победы. Разработана в соответствии с планом воспитательной работы колледжа.

 


Тема урока: «Детство, опаленное войной»

Цели урока:

1.     способствовать получению полной информации о жертвах и узниках концлагерей,  как одному из примеров бесчеловечной политики нацистов;

2.     содействовать формированию исторической памяти, воспитанию патриотических, гражданских чувств;

3.     воспитывать у учащихся стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире, защищать идеи гуманизма.

Тип урока: урок-реквием (в интерактивной форме с опорой на слайды презентации).

Оборудование:   мультимедийная презентация; «Детство, опаленное войной», книжно-иллюстративная выставка, посвященная  узникам  концлагерей Великой Отечественной войны, компьютер, проектор.

Ход мероприятия

 

Ведущий: (Слайд 1)

 

По решению ООН день 11 апреля объявлен Международным Днем освобождения узников фашистских концлагерей. Он стал днем памяти расстрелянных и сожженных, умерших от голода и лишений в фашистской неволе…

Детям-узникам  фашистских концлагерей посвящается…

Учащаяся 1: (Слайд 2)

Звучит аудиозапись стихотворения  Л.М.Голодяевской «Дети войны»

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны - и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Бухенвальде  или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла, где дети плакали

Дети войны - боль отчаяния

И сколько надо им  минут молчания?!                                          

Учащаяся 2:

Кровь охладевает в жилах при упоминании о таких лагерях смерти, как

Освенцим - уничтожено  4 млн. человек из них 800 тыс. детей,

Майданек   - 1 млн.  380 тыс. человек,

Саласпилс  100 000 тыс. чел. из них 7000 тыс. детей,

Маутхаузен  - 123 000 тыс. человек,

Бухенвальд  -  56 000 тыс. человек 

Из 6 млн. уничтоженных евреев -  1,5 млн.детей

Учащаяся 2: (Слайд 3)                  

 (Звучит отрывок аудиозаписи  из поэмы  Р.Рождественского «Реквием»)

Слушайте,  это  мы  говорим, мертвые!

Слушайте,  это  мы  говорим,  оттуда,  из тьмы!

Слушайте!  Распахните  глаза,  слушайте до конца.

Это  мы  говорим,  мертвые,  стучимся  в ваши сердца!

Не  пугайтесь,  однажды  мы  вас  потревожим во сне

Над  полями  свои  голоса  пронесем  в тишине.

Мы забыли, как пахнут цветы, как шумят тополя,

Мы  и  землю  забыли,  какой  она  стала, земля?

Как там птицы, поют на земле без нас?

Как  черешни, цветут на земле без нас?

И синеет река, и летят  облака,  над  нами, без нас.

Мы  забыли  траву,  мы  забыли  деревья давно,

Нам ходить по земле, не дано, никогда не  дано...

Ведущая: (Слайд 4)

 (Звучит фонограмма песни «Саласпилс» музыка А.Тимошенко и Э.Кузинер, слова Я.Голякова)

В  октябре  1941  г.    близ Риги  был  построен концлагерь  Саласпилс. В Саласпилсе не было газовых камер, крематориев.. Саласпилс  стал  фабрикой детской крови. При питании, состоявшем из 100 г хлеба и  1,5 л  жидкости наподобие супа в день, худые и болезненные дети каннибальским образом использовались как источники крови для нужд немецких госпиталей. Ежедневно у каждого ребенка забиралось до 0,5 л крови, вследствие чего дети быстро погибали. В Саласпилсе у детей выкачано 3500 литров крови

За 3 года существования лагеря из 12 000  тысяч ребятишек мученической смертью погибли    7 тысяч, частью сожженных, а частью захороненных на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса.

Учащаяся  1: (Слайд 5)

Вспомним детство, сожженное в топке Бухенвальда…

Будто в насмешку над тенями великих предков, на склонах  горы Эттерсберг под Веймаром   в июле  1937  г. фашисты устроили гигантский концлагерь  Бухенвальд  с дьявольской надписью на воротах: «Каждому свое». Через его ворота вошли внутрь более 250 тыс. человек. Целый город, с женщинами, стариками и детьми, с колючей проволокой , хрипом овчарок, с надзирателями. Более 56 тыс. узников  остались здесь навсегда. Дети из России, Украины, Польши, Чехословакии прошли все круги ада Бухенвальда. В  бараках-конюшнях, ютились по 1,5 тыс. человек. Дети блока N 8 служили биологическим материалом для немецких врачей. Медики проверяли, как подействует на ребят та или иная инъекция. Дети были самыми слабыми и уязвимыми и не имели шансов на выживание. Только 904 ребёнка смогли выжить в  Бухенвальде!

Видеоклип о детях Бухенвальда

Учащаяся 2:  (Слайд 6)

Звучит красиво – Бухенвальд,

Гора и дол покрыты лесом,

Но что же тут туманит взгляд?

В глазах - кровавая завеса.

Здесь восемь лет витала смерть,

На рубищах - сплошные клейма,

И невозможно разглядеть,

Что там, внизу - волшебный Веймар.

Звучит красиво - Бухенвальд?!

Какое    жуткое названье!

Здесь - всюду смерти изваянье.

Каждый год на месте бывшего лагеря смерти Бухенвальд  зацветают маки. Они алеют, как брызги крови  маленьких узников.

(Звучит фонограмма песни  В.Мурадели,  Соболева  А. «Бухенвальдский набат »)


Ведущая: (Слайд 7)

... Между  Краковом и Варшавой фашисты построили крупнейший концентрационный лагерь  смерти Освенцим, состоящий из   5 отделений. В лагере были организованы специальные больницы, хирургические блоки, гистологические лаборатории для истребления людей. Немецкие профессора и врачи производили  здесь массовые эксперименты над здоровыми мужчинами, женщинами и детьми. Здесь  нашли  свою  смерть  4  млн.  человек, уничтоженных и сожженных, как сорная трава. Евреи,  поляки,  русские,  цыгане,  французы,  все, кого нацисты не считали за людей. Долгие годы здесь не росло ни былинки. Птицы не пролетали мимо.  Воздух был  отравлен  ядовитым  дымом,  валившим  круглые  сутки   из   труб 5 крематориев. По приказу  Гиммлера – правой руки Гитлера лагерь был оборудован и газовыми камерами. К моменту освобождения в концлагере «Освенцим» осталось всего 3790 узников. Из них русских - 158 человек.

Учащаяся 1: Дети-узники Освенцима напоминали подбитых птенцов. Рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстреленных крыльев. В глазах – испуг. Маленькие старички.  Их  заставляли работать по 15 – 20 часов – на лямках возить трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда вывозились в крематорий. Работали с 4 часов утра до вечера. А когда  дети  выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками. Детей родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умерщвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин вызывали преждевременные роды. В случаях сопротивления – отправляли в газовую камеру… Среди  освобожденных  в Освенциме было 180 детей; 52  из них не было и восьми лет.

Учащаяся 2:  (Слайд 8)

 «Детский  приют № 4»  на окраине Харькова в 1941-1942 гг.  фашисты превратили   в концлагерь. В руки нацистов попали совсем крохи. Самым старшим было не более 10 лет, самые маленькие - грудные. Немцы  выкачивали кровь  голодных детей. Предпочтение отдавалось «донорам» в возрасте от 4 до 7 лет. Многие умирали сразу после выкачки крови. «Живой товар» поставляли на «кровавый конвейер»  ежедневно. Тела  детей выбрасывали здесь же в Сокольниках. По вечерам немцы приезжали сюда развлекаться. Пьяные  фашисты  гонялись за детьми  на мотоциклах. Кого догоняли, того давили живьем или расстреливали.

Ведущая:

Вся территория «Сокольников» –  огромная коллективная могила погибших малышей. Детскими трупами были полностью заполнены пруд, воронки от снарядов, траншеи, разного рода ямы. Обычно потерявших сознание во время забора донорской крови и спинномозговой жидкости закапывали сразу вместе с умершими. Ребят чрезвычайно ослабленных, «непригодным к медицинским экспериментам», когда у них невозможно было взять кровь, или заразившихся чесоткой,  отправляли в душегубки. После войны здесь эксгумировали останки более 500 детей. В живых осталось  13 человек…

Учащаяся 1: (Слайд 9, 10)

Свидетельства преступлений фашистов

 

Страшный призрак я вижу

 Сквозь смрадную мглу:

Черным пеплом дымятся

В печах крематориев

 Миллионы  людей,

 Превращенных в золу…

 

 

 

 

 

 

 

Учащаяся 2: (Слайд 11)

Газовая камера изнутри 

Пустые банки из-под газа «Циклон-Б", используемые в газовых камерах для уничтожения узников. Крупинки газа сбрасывались в камеры через отверстия в потолке, где они мгновенно растворялись в воздухе и превращались в ядовитые испарения.

Через 20-25 минут можно было вытаскивать трупы. Менее стойкие умирали за более короткое время. Когда экономили газ в газовых камерах, то  живых детей бросали в топки  крематорных печей. Счет унесенных этим газом жизней идет на миллионы.


Ведущая: (Слайд 12)

 Стихотворение «Детский ботинок»  С. Михалкова

Занесенный в графу с аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге – 3209,

Обувь детская, ношена, правый ботинок, с заплатой.

Кто чинил его, где? В Мелитополе, в Кракове, в Вене?

Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя?

Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый

Под порядковый номер три тысячи двести девятый?

Неужели другой не нашлось в целом мире дороги

Кроме той, по которой пришли эти детские ноги

В это страшное место, где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно одежду убитых считали?..

Здесь впитала земля запах тлена и крови

Сотен тысяч людей разных наций и  разных сословий…

Учащаяся 1: (Слайд 13)

Горе нельзя измерить цифрами, и все же я приведу одну цифру. В Освенциме  на складе нашли     6 тонн женских волос, срезанных с замученных узниц.

Женские волосы жуткой горою

В лагере высились передо мною.

Светлые, тёмные и огневые,

Чёрные, с примесью пепла, седые.

Детские, словно ленок золотистый….

На слайде рулон ткани, вытканный из волос  140 000 узниц… 

Учащаяся 2:

Ноги с изъятыми суставами... Результаты опытов  на ногах узников. Вместо фамилии и  имени  узник получал номер.


Эта память приклеена намертво,
На руке, словно дьявольский шифр,
Выжжена метка концлагеря –
пять кривых, фиолетовых цифр.

Ведущая: (Слайд 14)

На снимках дети, освобожденные из концлагеря. Рационом для узников концлагерей была баланда

из замерзшего картофеля и ломоть хлеба на весь день, а работать приходилось    12-14 часов в сутки. Большинство узников умирало от истощения. Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное не человеческое словно  пришито…

 Учащаяся 1: (Слайд 15)

Всмотритесь внимательно в лица фашистских  нелюдей! Их не помнят в лицо.  У  них были самые обычные человеческие лица. Они улыбались в объективы камер, снимаясь на фоне трупов убитых ими людей. Они носили белые халаты или армейскую форму. После ареста они охотно отвечали на вопросы, подробно рассказывая о том, что видели и слышали. Свое участие в массовых казнях и издевательствах объясняли приказами и желанием способствовать процветанию  Германии.

Учащаяся 2: (Слайд 16)

 Когда речь заходит о нацистских преступниках, зверства которых повергают в ужас, чаще всего называются мужские имена. Однако история  Второй мировой войны знает примеры, когда чудовищные преступления становились делом рук женщин.

Герта Оберхойзер - врач  концлагеря Равенсбрюк. Изучала осложнения при лечении боевых ран. Во время опытов, призванных симулировать военные условия, в раны узников    она помещала посторонние предметы - грязь, стекло, щепки, насекомые. Кроме того, испытывала сильнейшие транквилизаторы на детях, определяя смертельные дозы препаратов…

 


Ведущая:  (Слайд 17)

 Мария Мандель  - начальница женской части лагеря Освенцим. Узники называли ее чудовищем, испытывавшим искреннее удовольствие от отбора детей в газовые камеры. Однажды, она взяла двухгодовалого ребенка на свое попечение, всячески балуя и забавляя его. Правда через несколько дней он перестал забавлять ее, и она собственноручно отнесла ребенка в газовую камеру.

Учащаяся 1:

Бараки. Плац.

И музыканты.

Фашистский  лагерь.

 Смерть людей.

Под музыку велели оккупанты

Стрелять в людей. Так веселей!..

Лагерный оркестр смерти  

сопровождал узников  в газовые камеры и на расстрел.

«Автор идеи» - Мария Мандель.

Учащаяся 2: (Слайд 18)

 Отъявленный садист, начальник концлагеря  Бухенвальд  - Карл  Отто  Кох.

Отсеченная  голова узника     стояла на  столе  Коха,  настольная лампа: абажур изготовлен из человеческой кожи, подставка — из человеческой ступни, а выключатель — из человеческих ногтей.

Предсмертный вздох людской - его еда,

Захочет пить - он кровь и слёзы пьёт,

Сердца несчастных узников клюёт,

 Стервятник только этим и живёт.

Ведущая: (Слайд 19)

 Ильза Кох «Исчадием ада»  для заключенных стала Ильза Кох, надзирательница концлагеря Бухенвальд,  жена коменданта  Карла Коха. Садистка  прохаживалась по лагерю, раздавая удары плетью узникам. Иногда брала с собой свирепую овчарку и приходила в восторг, натравливая собаку на жертву . Кровь более  50 тыс. жертв   была на ее руках. Для  своего «творчества», дьяволица в женском обличии,   выбирала жертв-узников, чья кожа была татуирована. По  ее словам, кожу с людей надо снимать вживую, только тогда изделия из нее получаются особенно красивыми.

Учащаяся 1: (Слайд 20)

Рудольф Гесс – комендант концлагеря Освенцим. Цинично  "сортировал"  детей на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.

Страшнее мир еще не видел действа.

Жестокости предела нет на свете.

Идут гуськом под планкой дети.

Она им отмеряет жизнь и детство.

Придумано забавно, и очень просто,

Недаром автор метода прославлен.

Кто хоть немного ниже планки ростом,

Без промедленья будет в печь отправлен.

И ребятишки знали про условие.

О, как они на цыпочки вставали!

Гесс видел всё,

Он, молча, хмурил брови.

И  молча цепь детишек разрывали.

Не плакали, пощады не просили.

Вытягивались телом выше, выше.

Шли дети Украины и России,

Варшавы, Братиславы и Парижа…

Учащаяся 2: (Слайд 21)

Йозеф Менгеле

С 1943 года ведущий врач Освенцима.  Отобрал  3000 детей-близнецов для медицинских опытов. Изверг  вводил в организм детей карболовую кислоту, воздух, делал уколы бензина, наблюдал и записывал медленные страдания и смерть детей.

Он впрыскивал им в вены вещество, меняющее цвет глаз. Когда дети умирали, Менгеле вырезал глазные яблоки и консервировал их в специальной жидкости.

 Если один из близнецов умирал от опухоли мозга, он убивал другого и вскрывал его черепную коробку и сравнивал мозг двух малюток.  Из 3000 отобранных им детей в живых осталось 180, которых удалось спасти от уничтожения. 

Перед тем как приступить к опытам, добрый доктор Менгеле мог погладить ребенка по головке, угостить шоколадкой. За время своей работы отправил более 400 000 человек в газовые камеры Освенцима.

 Ведущая: (Слайд 22)

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащаяся 1:                                                                         (Слайд 23)

(Звучит фонограмма «Памяти жертв»)

Яд Вашем, в переводе "Память и имя - огромный мемориальный комплекс  в столице Израиля Иерусалиме, посвященный памяти жертв  еврейского населения. Мемориал   построен из 6 млн. камней, символизирующих число жертв. Детский мемориал устроен в специально выдолбленной пещере. Над входом цитата: «Свеча Бога – душа человеческая». Построен  на деньги Авраама и Эдиты Шпигель из Лос-Анджелеса -  бывших узников Освенцима,  у которых  в лагере погиб сын.

 Учащаяся 2:

Тихий голос плывет в темноте.
Имена, имена, имена...
От свечи негасимой сотни тысяч свечей отражаются в зеркалах.
Сотни тысяч свечей – детских душ огоньки - на распахнутых небесах. 
От свечи негасимой - материнской слезы - отражаются в зеркалах. 

В  зале слышен голос, медленно произносящий имена 1,5 млн.  еврейских детей расстрелянных, сожжённых, задушенных в газовых камерах, погребённых живыми, погибших после «медицинских» экспериментов  врачей-палачей, вырванных из рук родителей и брошенных на штыки или колючую проволоку под напряжением…

Ведущая: (Слайд 24)

 Мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе. Вход на центральное поле, покрытое вереском, открывает Стена жизни и смерти, за ней – траурная площадь. Поле окружено «Дорогой страданий» – так назвали остававшиеся в живых заключенные лагеря дорожку, по которой охранники заставляли их бегать до изнеможения. А среди вереска стоят монументальные бетонные статуи, символизирующие ненависть к фашизму и волю к сопротивлению. Все они имеют свои имена – «Солидарность», «Несломленный», «Клятва», «Мать», защищающая  детей – установлена на месте детских бараков…   В центре ансамбля звучит метроном, отбивающий, как человеческое сердце, время.

 Учащаяся 1: (Слайд 25)

 В г. Макеевка на кладбище в Кировском районе в 2005 году   300  детям-донорам,  которые содержались в детском приюте «Презрение» в годы оккупации 1942-1943 гг., установили  памятник. Три простые черные гранитные плиты. Трогательные ангелочки над скорбными словами. Памятник создан на пожертвования простых людей. Подобный памятник является единственным в мире. 

Учащаяся 1: (Слайд 26)

Памяти детей из приюта-приемника №2, погибших от голода и медицинских экспериментов на территории Сокольники (Харьков) в период фашистской оккупации 1941-1943 годах. Надпись на мемориальной плите: Они ушли от нас детьми, чтобы взойти травой, цветами и навсегда остаться с нами...


Учащаяся 2: (Слайд 27)

 После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о том, что фашизм может вновь возродится на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, которые открыто поддерживают идеи фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-

освободителям. Мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.

Ведущая: (Слайд 28)

(Звучит фонограмма грустной мелодии)

Помните  это и внимайте, все жители земли сей.

Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети - следующему роду…

Учащаяся 1: (Слайд 29)

Сегодня  мы зажигаем поминальные свечи

За ушедших из жизни детей, что погибли не повзрослев…

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье.

И в скорби постоим и помолчим.

(Звучит метроном, минута молчания)

                  

Учащаяся 2: (Слайд 30)

(Звучит фонограмма жизнеутверждающей музыки)

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь,

И землю удивительную эту.


Ведущая:

Завещано беречь нам этот мир-

Такой неповторимый на рассвете.

Он с детства очень дорог нам и мил,

За будущее мира мы в ответе.

 

Учащаяся 1:

Мы не дадим стать пеплом и золой

Того, что красотой у нас зовется.

Пусть будет мирным небо над землей,

Пусть вечно детство звонкое смеется!


Источники:

1.      Великая Отечественная война: Вопросы и ответы Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. — М.: Политиздат, 1984.

2.      Великая Отечественна война 1941-1945: энциклопедия. — Гл. ред. М.М. Козлов. — М.: Сов. Энциклопедия, 1985.

3.      Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. проф. К. И. Батыра – М., 2002.

4.      Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век: Пособие для общеобразовательных школ. — М.: Дрофа, 1997.

5.      Краткая история Второй мировой войны - ("Тема") /Смирнов В.П.; Смирнов В.П.; 2009.

6.      Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941 – 1945г. Краткий справочник. Изд. Республика. М. 1995г.

7.      Летопись Великой Отечественной 1941-1945. Краткий справочник. Москва «Молодая гвардия» 1985г.

8.      С.С. Авдеев. Немецкие и финские лагеря для советских военнопленных в Финляндии и на временно оккупированной территории Карелии 1941—1944 г.г. Петрозаводск, 2001.

9.      Энциклопедия «Великая Отечественная война 1941-1945». М., 1985г.

10.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Концентрационный_лагерь.


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Блаженко Елена Викторовна – мастер производственного обучения по специальности: «Парикмахер

Блаженко Елена Викторовна – мастер производственного обучения по специальности: «Парикмахер

Тема урока: «Детство, опаленное войной»

Тема урока: «Детство, опаленное войной»

Учащаяся 2: Кровь охладевает в жилах при упоминании о таких лагерях смерти, как

Учащаяся 2: Кровь охладевает в жилах при упоминании о таких лагерях смерти, как

За 3 года существования лагеря из 12 000 тысяч ребятишек мученической смертью погибли 7 тысяч, частью сожженных, а частью захороненных на старом гарнизонном кладбище у

За 3 года существования лагеря из 12 000 тысяч ребятишек мученической смертью погибли 7 тысяч, частью сожженных, а частью захороненных на старом гарнизонном кладбище у

Ведущая: (Слайд 7) ... Между

Ведущая: (Слайд 7) ... Между

Ведущая: Вся территория «Сокольников» – огромная коллективная могила погибших малышей

Ведущая: Вся территория «Сокольников» – огромная коллективная могила погибших малышей

Ведущая: (Слайд 12) Стихотворение «Детский ботинок»

Ведущая: (Слайд 12) Стихотворение «Детский ботинок»

Эта память приклеена намертво,

Эта память приклеена намертво,

Ведущая: (Слайд 17) Мария

Ведущая: (Слайд 17) Мария

По ее словам, кожу с людей надо снимать вживую, только тогда изделия из нее получаются особенно красивыми

По ее словам, кожу с людей надо снимать вживую, только тогда изделия из нее получаются особенно красивыми

Он впрыскивал им в вены вещество, меняющее цвет глаз

Он впрыскивал им в вены вещество, меняющее цвет глаз

Ведущая: (Слайд 24) Мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в

Ведущая: (Слайд 24) Мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в

Учащаяся 2: (Слайд 27) После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о том, что фашизм может вновь возродится на

Учащаяся 2: (Слайд 27) После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о том, что фашизм может вновь возродится на

Ведущая: Завещано беречь нам этот мир-

Ведущая: Завещано беречь нам этот мир-

Источники: 1. Великая

Источники: 1. Великая
Скачать файл