Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 110 - летию Свято-Покровского храма станицы Каневской
Оценка 4.8

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 110 - летию Свято-Покровского храма станицы Каневской

Оценка 4.8
docx
28.06.2022
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 110 - летию Свято-Покровского храма  станицы Каневской
Урок к 110-летию Свято - Покровского храма.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г.К. Нестеренко

муниципального образования Каневской район

 

 

 

 

 

 

ЗНАЕМ, ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ.

Урок к 110-летию Свято – Покровского храма станицы Каневской

                                     для учащихся 6 класса.

 

http://pokrova.kanevskaya.ru/images/ph_galery/hram/sm/008.jpg

 

Подготовила

ТИШИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1 ст. Каневской Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

Ст. Каневская

2022

ЗНАЕМ, ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ…

http://pokrova.kanevskaya.ru/images/ph_galery/hram/sm/008.jpgУрок к 102-летию

Свято – Покровского храма станицы Каневской.

 

Цели:

1.     Содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

  1. Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.
  2. Формирование уважительного отношения к культурному наследию Малой Родины.
  3. Знакомство с краеведческими историческими фактами и материалами.
  4. Формирование универсальных учебных действий учащихся.

Задачи:

1.      Обучающая:

·         Формирование устойчивого познавательного интереса к предмету, истории и православной культуре малой Родины.

·         Формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.

2.      Развивающая:

·         Развитие творческих способностей учащихся.

3.      Воспитывающая:

·         Формирование эмоционально-личностного отношения к культурологическим и историческим фактам.

Оборудование урока:

·         мультимедийная презентация,

·          иллюстративный материал,

·         фотовыставка,

·         выставка творческих работ учащихся.

Формы работы:

ü  беседа

ü  экскурсия

ü  выполнение творческих проектов

ü  работа по технологии ИНСЕРТ

Форма урока: комбинированный урок.

Технология развития критического мышления.

Примечание:

ü  При подготовке к уроку учителю важно обратить внимание на специфику  возраста пятиклассников.

ü  Для плодотворной работы на уроке необходимо провести подготовительную работу: совершить экскурсию в храм, предложить учащимся запечатлеть образ храма в фотографиях, рисунках, стихотворениях.

 

 

 

Ход урока.

I.                   Организационный момент.

Приветствие.

Организационное слово учителя.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II.                Актуализация знаний учащихся.

Учитель проводит беседу с учащимися с целью актуализации их знаний по истории православной культуры, подведения их к определению задач урока, создания эмоционального настроя.

·         Ребята, мы недавно побывали с вами в одном из замечательных мест, которое является одновременно историческим, архитектурным и культурным достоянием нашей станицы. Назовите это место.

·         Как вы думаете, какую роль играет храм в жизни людей?

III.             Изучение нового материала.

Учитель читает стихотворение и предлагает ответить на вопрос: «Какой смысл заключается в стихотворении

На слайде текст стихотворения и фотография Свято – Покровского храма.

                       * * *

http://pokrova.kanevskaya.ru/images/ph_galery/hram/sm/002.jpgВоды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

Вопрос учителя:    - Ребята, предположите, о чем мы будем говорить на

                                   уроке?

Вариант ответа: - О Свято – Покровском храме станицы Каневской.

Вопрос учителя:    - Почему сегодня наше внимание приковано именно к    

                                этому месту?

Вариант ответа: - В 2012 году Свято – Покровский храм отметил свое

                                   столетие, а в 2022 году ему исполняется 110 лет.

Действительно, Свято – Покровский храм станицы Каневской в 2012 году отметил 100-летие со дня его освящения. Это событие стало очень важным, особенно в свете возрождения духовности русского народа.

Когда-то в Каневском районе было 13 храмов, но в годы становления Советской власти почти все они были разрушены. Почти все, кроме одного – Свято – Покровского, единственного сохранившегося и действующего в районе, который видно из любой точки станицы. [3, с.10] Поэтому сегодня на уроке мы будем вести речь о прошлом, настоящем и будущем этого прекрасного сооружения.

Рассказ учителя об истории создания Свято – Покровского храма сопровождается слайдами мультимедийной презентации.

Свято – Покровский храм станицы Каневской был построен в честь Покрова Пресвятой Богородицы и освящался 1 октября по старому стилю. Благодаря данным Государственного архива Ставропольского края был установлен и год его освящения – 1912. [5] (См. приложение №1) Строили храм на средства, предоставленные государственной казной, при участии денег станичного правления, а также на частные пожертвования.

Храм стоит в центре бывшей Южной площади, на возвышенности и место это считалось особо благодатным.

По сведениям, полученным из Государственного архива Ставропольского края, здание церкви было кирпичным, одноглавым, с примыкающей колокольней. Крыта она была железом и ограда тоже была железная с чугунными столбами на каменном фундаменте. [5] Раствор для кладки храма готовили из известкового теста и яичного белка, который обладал большой прочностью. Возводили здание храма местные мастера – умельцы. Внутреннюю отделку производили итальянцы, а колокола для звонницы по специальному заказу отливали на Урале.

Первым настоятелем Свято – Покровского храма был Отец Иаков Иакович Донецкий 36 лет от роду из казаков. Церковную общину, возглавляемую старостой М.В. Джумайло, зарегистрировали в Екатеринодарской епархии в 1911 году. [5]

                 * * *

Бежали годы за годами,
И не заметили когда,
На землю эту, как цунами,
Влетела красная беда.
За ней служители закона,
Снесли алтарь, сожгли иконы,
Подняли вековую пыль…

В 1930 году на территории Южной площади стали строить Куйбышевскую МТС, а храм закрыли и пытались уничтожить (предположительно в 1934 году). [4, с.10] Однако разобрать здание не удалось, поэтому его использовали в качестве хранилища для зерна, а позже устроили в нем гараж для тракторов и ремонтные мастерские. В этот период дымом от выхлопов был испорчен итальянский мрамор внутренней отделки – он почернел. Внутреннее убранство храма, которое не удалось сохранить жителям, было разграблено.

http://pokrova.kanevskaya.ru/images/ph_galery/history/sm/007.jpghttp://pokrova.kanevskaya.ru/images/ph_galery/history/sm/004.jpgВновь свои двери Свято – Покровский храм открыл в августе 1942 года при немцах, оккупировавших станицу Каневскую. С того времени храм работает и поныне. [4, с.10]

В 1964-1996 годах настоятелем в Свято – Покровском храме служил Георгий Сидоров, которому достался http://pokrova.kanevskaya.ru/images/ph_galery/history/sm/005.jpgискалеченный храм. Его восстановление стало делом жизни священника. Работы затянулись надолго, но внешний облик храма удалось восстановить, подвести коммуникации, отремонтировать двор и ограду.

http://pokrova.kanevskaya.ru/images/ph_galery/history/sm/010.jpgС 1996 года настоятелем Свято – Покровского храма являлся протоиерей Андрей Дашевский, затем - протоиерей Сергий Брижан. Сейчас настоятелем храма служит Владислав Кашков, пришедший ему на смену.

Спустя столетие после освящения Свято – Покровского храма станицы Каневской можно с уверенностью говорить о том, что он пережил как прекрасные, так и тягостные моменты своей истории. Восстановив былое величие, пережив ни одну реставрацию, храм не прекращает своей деятельности до сих пор и готов в новом обличие встретить свой юбилей.

ФИЗМИНУТКА

Вопрос учителя: - Мы побывали с вами на экскурсии в Свято – Покровском храме, познакомились с его архитектурой и внутренним убранством. Подберите слова, характеризующие наш храм. (Учитель ставит учащихся в ситуацию выбора вариантов рассуждения и способствует формированию умения выражать свое мнение)

Учащиеся высказывают различные варианты эпитетов и сравнивают их со словами на доске, что позволяет  самостоятельно оценить результаты своей деятельности.

На экран вынесены слова, которые могут помочь учащимся справиться с заданием.

·         большой

·         красивый

·         великолепный

·         мощный

·         хрупкий

·         нежный

·         воздушный

·         лёгкий

·         добрый

·         строгий

Вопрос учителя: - Вспомните, какое впечатление произвело на вас здание                храма? Чем оно отличается от других зданий в станице?

Варианты ответа: - Храм высокий, потому что стоит на большом фундаменте и его видно из любой точки станицы.

- Храм парит в воздухе, это впечатление производит его небесно – голубой цвет.

- Храм как – будто соткан из кружева.

Вопрос учителя: - Опишите чувства, которые вы испытали в помещении храма.

Варианты ответа:- Легкость, спокойствие, счастье…

Беседа учителя и учащихся об архитектуре и внутреннем убранстве Свято – Покровского храма сопровождается слайдами мультимедийной презентации.

http://pokrova.kanevskaya.ru/images/ph_galery/hram/sm/018.jpghttp://pokrova.kanevskaya.ru/images/ph_galery/hram/sm/015.jpghttp://pokrova.kanevskaya.ru/images/ph_galery/hram/sm/012.jpghttp://pokrova.kanevskaya.ru/images/ph_galery/hram/sm/014.jpg

Каждый из вас, побывав в Свято – Покровском храме, увидел что-то особенное, необычное, запоминающееся.

Некоторые сумели отразить внутреннее убранство храма в фотографиях, из которых получилась мини-фотовыставка. (См. приложение № 2)

Дается общественная оценка выполнения данного вида творческой работы.

Вы получили творческое задание: к сегодняшнему уроку изобразить облик храма. Из ваших работ получилась прекрасная выставка рисунков. (См. приложение № 3)

Учащиеся рассматривают и характеризуют выставку рисунков, посвященных Свято – Покровскому храму.

Учитель предлагает юным художникам рассказать о своих работах, а учащимся дать оценку увиденному. Таким образом, учащиеся получают возможность самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, а учитель способствует  формированию навыков самоконтроля.

IV.             Рефлексия.

Сегодня на уроке вы познакомились с историей Свято – Покровского храма станицы Каневской, вспомнили нашу экскурсию в храм, отобразили свои впечатления в фотографиях и рисунках. Предлагаю проверить и закрепить полученные знания.

Повторение материала  осуществляется по технологии ИНСЕРТ, которая дает возможность сформировать у учащихся умение систематизировать и оценивать информацию.

 Учащимся дается текст, в котором необходимо отметить каждое предложение определенным значком:

V - уже знал,

+ - новое для меня,

 - -  думал иначе,

? – не понял

Текст.

Свято – Покровский храм станицы Каневской был построен в честь Покрова Пресвятой Богородицы и освящен в 1912 году. Первым настоятелем храма стал Отец Иаков Донецкий. В годы советской власти храм пытались уничтожить. Вновь он стал работать во время немецкой оккупации в 1942 году. Сегодня настоятелем храма является Отец Сергий Брижан. В 2012 году Свято – Покровский храм отмечает 100-летие со дня освящения.

Итак, ребята, вы узнали о том, что Свято – Покровский храм представляет ценность не только для верующих, но и как интереснейший и богатый исторический памятник, куда идут люди разных возрастов и взглядов, чтобы побыть наедине с Богом, полюбоваться красотой и убранством храма или просто побыть в тишине и обрести душевный покой.

V.                Домашнее задание.

Подготовить рассказ - рассуждение о роли Свято – Покровского храма в жизни станичников.

Список литературы.

1.      Сидоренко Ф.И. Земля Каневская. Летопись станицы. – Каневская, 2001.

2.      Цветков В. У слияния трех рек: Историко – краеведческий  очерк о станице Каневской. – Каневская: Бакай. – 1994.

3.      Дейневич А. Далекое – близкое.// Каневчане, 1995. - сентябрь.

4.      Простихина В.Ф., Коротицкий И.А. Каневской район, к 75 – летию образования.// Каневчане, 1999. - № 6-7.

5.      Государственный архив Ставропольского края. Клировая ведомость Покровской церкви станицы Каневской IV Благочинного округа Кубанской области за 1914 год.

6.      http://pokrova.kanevskaya.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список приложений.

 

1.      Копия. Государственный архив Ставропольского края. Клировая ведомость Покровской церкви станицы Каневской IV Благочинного округа Кубанской области за 1914 год.

2.      Фотографии внутреннего убранства Свято – Покровского храма ст. Каневской.

3.      Рисунок учащегося.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им

ЗНАЕМ, ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ… Урок к 102-летию

ЗНАЕМ, ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ… Урок к 102-летию

Ход урока. I.

Ход урока. I.

Когда-то в Каневском районе было 13 храмов, но в годы становления

Когда-то в Каневском районе было 13 храмов, но в годы становления

Его восстановление стало делом жизни священника

Его восстановление стало делом жизни священника

Каждый из вас, побывав в Свято –

Каждый из вас, побывав в Свято –

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.

Список приложений. 1.

Список приложений. 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2022