ГБОУ ООШ пос. Ровно-Владимировка
Методическая разработка
внеклассного мероприятия в 4 классе
«Мы и Конституция Российской Федерации»
Учитель начальных классов
Кольниченко Г.А.
2020 г
Цель: гражданско-патриотическое воспитание.
Задачи:
• Образовательные:
Расширять и обогащать знания детей о Конституции, о гербе, флаге, гимне
РФ;
формировать устойчивый интерес и желание изучать государственную
символику родного государства;
формирование умений применять полученные знания в нестандартной
ситуации;
формирование умений выбирать рациональные способы выполнения
работы;
формирование умений коллективной работы.
• Воспитательные:
воспитывать чувства
патриотизма, любви к России, гордости за родное
Отечество.
• Развивающие:
развивать познавательную активность учащихся;
развитие речи,
мышления, памяти;
развитие наблюдательности, умения сравнивать, высказывать собственное
мнение;
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы,
проверять результаты.
Задачи: содействовать формированию УДД
1. Личностных УУД: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценке, воспитание любви к Родине.
2.Регулятивных УУД: учить оценивать правильность выполнения своих действий, принимать позиции слушателя.
3.Познавательных УУД: развивать способность к познанию, работать с информацией.
4.Коммуникативных УУД: использовать доступные речевые средства, учить работать в парах, группах, коллективно, понимать содержание вопросов учителя и сверстников.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать свои знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои достижения.
План мероприятия:
1.Организационный момент. Разминка.
2.Задание «Собери пословицу»
3.Выступления учащихся: « Это важно и нужно знать…»
4. Слово учителя
5. Беседа
6. Обобщающая игра «Крестики - нолики»
7. Рефлексия
8. Подведение итогов мероприятия
Научно-методическое обеспечение
Ход мероприятия
1.Организационный момент. Разминка
Учитель:
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы продолжим разговор о нашей Родине. Прочтите стихотворение С. Орлова «Родное» (слайд 2)
Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое - это всё моё родное!
Это Родина моя, всех люблю на свете я!
- Что такое Родина?
( Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь нам всё знакомо – язык, быт, традиции)
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «РОДИНА».
(Например: Р – родной, О – отважный, Д – добрый, И – интересный, Н - надёжный, А - активный)
2. Задание «Собери пословицу» (слайд 3)
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Всякому мила своя сторона.
Где родился, там и пригодился.
Кто Родине изменяет, того народ презирает.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
3. Выступления учащихся (Это важно и нужно знать)
1 ученик:
- В толковом словаре С. И. Ожегова даётся такое объяснение слов:
«Родина – это отечество, родная сторона».
«Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».
Мы живём в России. Это наша Родина. Мы – россияне.
Учитель:
– Что ж мы Родиной зовём? Я предлагаю вам спеть песню «Что мы Родиной зовём».
исполнение песни (слайд 4)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых
Взявшись, за руки идём.
Вот, что мы Родиной зовём
Вот, что любимой мы зовём
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Вот, что мы Родиной зовём
Вот, что любимой мы зовём
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Вот, что мы Родиной зовём
Вот, что любимой мы зовём.
2 ученик:
- Наша Родина – это наша страна Россия, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей. Столица нашей Родины –
г. Москва.
3 ученик:
- А ещё нашу Родину называют Отечеством. Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Родина, Отечество самое драгоценное и святое, что есть в жизни человека.
4 ученик:
- А ещё Родину называют матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от врагов. Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает, учится, где живут его родные и близкие.
Учитель:
- Что означает для вас – РОССИЯ?
5 ученик: (слайд 5 берёзки)
Россия -
Радуга и синь,
Степная сизая полынь,
Полей разлет,
И снег,
И лед,
И хоровод
Берез, взметнувшихся над Волгой.
Она багряный листопад,
И снова синь,
И снова сад,
А в нем, пленительный и долгий,
Шального соловья раскат.
6 ученик:
Россия –
Ясная роса,
Косого ливня полоса
И запах медуниц от луга,
Глаза ребенка,
Сердце друга,
Вечерних росстаней печаль.
И распахнувшаяся даль
От Селигера до Байкала.
Все, все она в себя впитала!
Россия – все, чем я живу,
К чему во сне и наяву
Душа стремиться не устала. (В. Полторацкий)
Учитель:
- Какие государственные символы нашей страны вы знаете?
(гимн, герб, флаг)
7 ученик: слайд 6
Государственный гимн - один из символов страны. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и поэтому к нему должно быть самое уважительное отношение. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.
Гимн исполняется в особенных торжественных случаях: во время праздников, подъёма государственных флагов, на торжественных собраниях, во время спортивных соревнований.
8 ученик:
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
« Россия - любимая наша страна».
слушание гимна России
слайд 7
- Посмотрите на слайд. Кто покажет флаг нашего государства?
слайд 8
- В русском народном искусстве белый и красный цвет имеют особое значение: белый цвет—символ чистоты, а красный—символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое.
9 ученик:
А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
Учитель:
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
День рожденья есть у флага
22 августа.
слайд 9
- Что вы видите на этом слайде?
10 ученик:
На герб посмотрим: здесь орёл,
Да непростой - двуглавый,
Символизирует страну—
Могучий, величавый.
11 ученик:
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами - короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.
Учитель:
- Где можно увидеть изображения герба России? На каких предметах?
( деньгах, печати, фасады государственных учреждений, документы).
слайд 10
1 ученик:
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
Как и все символы, они жизнь нашу отражают.
Учитель:
Символы страны родной,
Помните, пожалуйста!
4. Слово учителя
- Как по-другому можно назвать Россию? (Российская Федерация). В переводе с латинского означает «союз», «объединение». Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и ещё более 180 других народов. Это и русские, и украинцы, и татары, и ненцы, и чукчи и т.д. Говорят они на разных языках, но общий у них дом – Россия, общие традиции, общие праздники. ( слайд 11)
-Какие государственные праздники вы знаете?
слайд 12
-А какие праздники изображены на открытках?
- Какой государственный праздник будет отмечать вся страна 12 декабря?
слайд 13
- 12 декабря - День Конституции РФ.
В Российской федерации субъектами федерации являются республики, края, области. Каждое общество должно жить по определённым законам.
- Что такое Конституция? (основной закон нашей страны)
Все права и обязанности гражданина определены в главном документе нашего государства – Конституции России.
слайд 14
КОНСТИТУЦИЯ - (от латинского «установление») - Основной Закон государства. Законы – это правила, обязательные для всех жителей страны.
Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1994 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В этом году исполняется 20 лет принятия Конституции РФ. В соответствии с Конституцией формируется все законы. (слайд 15)
-Что сказано в нашей Конституции?
В нашей Конституции сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Родился новый человек и с первой же минуты появления на свет, его жизнь, здоровье, мирный сон и радости охраняет Великий Закон государства – Конституция.
Работа со словарём
- Что такое право? И в чём различие права и обязанностей? (Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).
5. Беседа
слайд 16
Учитель:
- В нашей Конституции говорится о том, что каждый из нас имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту перед законом, право на достойную жизнь, на образование, на медицинскую помощь, на труд, свободный выбор работы, на владение имуществом и многое другое. Но у граждан есть и обязанности: соблюдать законы, защищать Родину, уважать государственные символы, сохранять природу и окружающую среду и другие. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
- Какими правами вы пользуетесь? (слайд 17)
- Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей?
- Мы все с вами являемся гражданами России. Что это значит – быть гражданином? (исполнять законы, иметь права).
-А ещё одно право, которое имеют граждане России – это участвовать в управлении страной. Вы уже знаете, что ваши родители ходят на выборы. Кого же они выбирают? (президента, депутатов)
-А кто такой президент?
- Кто знает, как его зовут?
Слайд 18
- Какими полномочиями наделён президент?
Рассказ ученика:
- Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди».
Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры, является Главнокомандующим нашей Армии. Права и обязанности Президента записаны в Конституции. (слайд 19)
6. Обобщающая игра «Крестики-нолики»
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
Ход игры
Для игры необходимо: игровое поле, условные знаки «Х»,«0». Цифры прикреплены к полю, а под ним название конкурса. Весь класс делится на 2 команды. Чья команда получит больше условных знаков («Х», «О»), такой знак и ставится на игровое поле.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
- Определим, кто первым будет ходить. В каком году была принятая ныне действующая Конституция?
Игру начинает команда, которая первая дала правильный ответ. Она и выбирает цифру. Если в этом конкурсе команда набирает меньше условных знаков, то ход переходит к другой команде.
Выигрывает та команда, которая построит цепочку из трёх знаков. Можно проводить и промежуточные итоги.
Конкурс «Угадай-ка» (цифра 1)
Вопросы задаются по очереди каждой команде.
1.Какие отличительные знаки нашей Родины вы знаете? (Флаг и герб)
2.Что означает Российский флаг? (Единство страны)
3.Сколько цветов в Российском флаге?
4.Что означает белый цвет? (Мир и чистоту совести).
5.Синий цвет? (Небо, верность и правду).
6.Красный цвет? (Огонь и отвагу).
7.Что изображено на гербе? (Двуглавый орёл).
8.Что изображено на монетах?
9.Как называются монеты, на которых изображён всадник? (Копейка).
10.Для чего нужен герб? (Для того, чтобы отличить одно государство от другого, монеты своей страны от иностранных монет, для печатей и т.д.)
Конкурс «Бросай-ка» (цифра 2)
Пришло время взаимопониманий. Задача команд – выслушать вопрос до конца, обдумать ответ 1-3 сек. Команда, задающая вопрос, выбирает отвечающего и бросает ему мяч. От каждой команды по 2 вопроса.
Конкурс «Счастливый случай» (цифра 3)
Чья команда быстрее поднимет свой знак после вопроса, та и отвечает.
- Какое другое название имеет наша страна?
-Что обозначает слово «Федерация»?
-Сколько народов живёт на территории России?
-Что такое Конституция?
Конкурс «Кто быстрее» (цифра 4)
Задание командам: составить из полос цветной бумаги флаг РФ.
Выигрывает та команда, которая быстрее, правильнее и аккуратнее справится с заданием.
Конкурс «Блиц-опрос» (цифра 5)
Командам по очереди задаются вопросы, на которые надо быстро дать ответ.
- Что такое Конституция?
- Что она определяет?
- Что такое законы?
- Какие права вы знаете?
Конкурс «Собери слова» (цифра 6)
Каждой команде предлагаются разрезные буквы, из них надо собрать слова.
Г, К, Е, Р, Н, Ц, О, С, Б, Ф, С, Т, Л, И, М, Я, А, Г, К (гимн, герб, флаг, конституция)
Конкурс «Выбирай-ка» (цифра 7)
Каждой команде представляется вопрос и 3 варианта ответа. Выберите правильный ответ:
Слайд 11
- С какого возраста человек находится под защитой государства?
а) с первого дня своей жизни
б) с 14 лет
в) с 18 лет
- Что в переводе с латинского языка обозначает слово «Конституция»?
а) устройство
б) документ
в) постановление
Конкурс «Угадай дату» (цифра 8)
Даты заготовлены на карточках.
- 22 августа
- 12 декабря
Конкурс «Исполним гимн» (цифра 9)
Поём всей командой гимн по очереди по куплетам. Побеждает команда, которая споёт дружнее.
Итог игры
Вот и закончилась игра
Расходится всем пора…
На табло взгляните все-
Подведём итог игре.
Подсчитываются «Х» и «О».
Игроки команд награждаются медалями.
слайд 20
7. Рефлексия
- Довольны ли вы своей работой?
- Кто сомневался в правильности выполнения заданий?
- Какое задание оказалось для вас наиболее сложным?
8. Подведение итогов мероприятия
- С каким чувством вы уходите с занятия? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.