Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Семейный бюджет"
Оценка 4.6

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Семейный бюджет"

Оценка 4.6
doc
14.06.2021
Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Семейный бюджет"
Конспект занятия Семейный бюджет по курсу внеурочной деятельности Финансовая грамотность.doc

Государственное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

Школа-интернат № 67 Пушкинского района

г. Санкт-Петербург

 

 

 

Сценарий игры  по курсу внеурочной деятельности  «Финансовая грамотность»

 «Семейный бюджет: что делать, чтобы хватало денег?»

 в 8 классе с использованием презентации

 

 

 

 

                    Выполнила:

Болотчева Екатерина Викторовна,

учитель обществознания и

 истории и культуры Санкт-Петербурга

 

 

 

Методы и приемы обучения: иллюстративный, словесный, фронтальная беседа, групповая работа, ИКТ.

Методическое обеспечение: презентация «Семейный бюджет: что делать, чтобы хватало денег?»

Техническое сопровождение: интерактивная доска, мультимедиапроектор,           компьютер.

           Литература: Учебник «Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015»

 

2020 г.

Цель игры:

посредством игрового моделирования проблемных ситуаций управления денежными потоками семьи закрепить знания по основам ведения семейного бюджета и сформировать навыки планирования и учета доходов и расходов семьи.

Задачи:

a актуализация вопросов управления доходами и расходами семьи;

a расширение знаний по составлению и мониторингу семейного бюджета;

a вырабатывание активного и ответственного финансового поведения и развитие мотивации по составлению семейного бюджета;

a формирование навыков аналитического финансового мышления и решения практических задач в управлении финансовыми потоками семьи (новый подход к формированию финансового мышления и развитию финансовой культуры);

a осознание важности финансового планирования в достижении жизненных целей и роста личного финансового благополучия;

a создание условий для включения всех в активную деятельность по составлению семейного бюджета;

a постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций из реальной жизни.

Базовые понятия: доходы семьи, заработная плата, пенсия, стипендия, регулярные доходы, нерегулярные доходы, расходы семьи, сбережения, инфляция, экономические риски, налоги, штрафы, семейный бюджет, финансовое планирование.

В результате игры участники должны знать:

● основные виды доходов семьи;

● способы повышения доходов семьи;

● основные виды расходов семьи;

● способы экономии;

● о роли сбережений в бюджете семьи.

В результате игры участники должны уметь:

● планировать доходы и расходы семьи;

● вести учет денежных потоков семьи;

● использовать способы экономии;

● использовать способы увеличения доходов семьи;

● сопоставлять сбережения и финансовые цели;

● идентифицировать риски для семейного бюджета;

● понимать и принимать ответственность за реализуемые финансовые решения.

Количество участников: от 13 человек.

Состав семей :

Семья «Петровы»

1.                       Иван Алексеевич – 40 лет, юрист.

2.                      Вера Васильевна – 36 лет, врач.

3.                      Александр – 18 лет, студент.

4.                      Денис – 16 лет, учится в школе.

 

  Семья «Ивановы»

5.                      Михаил Алексеевич – 38 лет, строитель.

6.                      Алла Ивановна – 35 лет, учитель.

7.                       Павел – 17 лет, студент.

8.                      Роман – 15 лет, школьник.

 

                     Семья «Сидоровы»

9.                      Алексей Федорович – 62 года, пенсионер, преподаватель.

10.                   Нина Николаевна – 60 лет, пенсионер, домохозяйка, дачница.

11.                    Акулина Степановна – 85 лет, пенсионер, вдова ветерана ВОВ.

Финансовые консультанты – специалисты по управлению финансами, задачей которых является мониторинг за составлением и корректировкой семейного бюджета.

 

Материалы: игровые карточки, игровое поле,
5 фишек, игральный кубик, бланки-инструкции для участников, ручки или карандаши, бумага для заметок, калькуляторы, проектор и компьютер.

Содержание игры

Каждый из нас в повседневной жизни совершает операции с денежными средствами, получает их или отдает. Часто денег бывает недостаточно для удовлетворения желаний. И тогда возникает вопрос: как сделать так, чтобы денег хватало на всё, возможно ли это? Поможет ли в этом ведение семейного бюджета?

Ведение семейного бюджета необходимо для того, чтобы выяснить, на что тратятся деньги, и понять, какие траты были нерациональными. Анализ текущих и запланированных доходов и расходов приведет к принятию осознанных финансовых решений, поиску дополнительных источников доходов и возможностей сокращения необоснованных расходов. Это позволит сформировать резервы на непредвиденные расходы, накопить денежные средства для покупки желанных вещей и сформировать капитал для получения пассивного дохода. Данная игра позволяет моделировать игровые ситуации из повседневной жизни семьи, связанные с движением денежных средств. Проигрывание таких ситуаций поможет осознать влияние различных решений и непредвиденных событий на финансовое состояние семьи.

Игра «Семейный бюджет» включает различные игровые приемы (ролевая игра, кейсы, настольная игра
и др.). Для дидактического обеспечения игры используются игровые карточки и мультимедийная презентация. Формы, методы, технологии игры понятны участникам
и создают условия для включения всех в активную деятельность по ведению семейного бюджета.

 

Ход игры

1-й этап – «Знакомимся с семьей». Распределяются роли и формируются команды – семьи. Участники представляются, характеризуя персонажей, роли которых им достались (возраст, профессия, родственные связи). Усваиваются знания по источникам доходов семьи, формируется опыт финансового планирования.

2-й этап – «Планируем доходы семьи». Команды рассчитывают годовые размеры доходов семьи, исходя из представленной информации об источниках и размерах доходов членов семьи. Закрепляются знания по источникам доходов семьи, формируется опыт финансового планирования.

3-й этап – «Планируем расходы семьи». Участники сначала пытаются угадать структуру расходов семьи, а затем рассчитывают размеры основных их видов в годовом выражении. Закрепляются знания по видам основных расходов семьи, формируется понимание необходимости соотнесения расходов с доходами семьи и формирования сбережений, формируется опыт финансового планирования.

4-й этап – «Экономим и увеличиваем доходы». Участники команды выбирают различные способы экономии и роста доходов семьи. Закрепляются знания по способам экономии расходов и возможностям увеличения доходов семьи.

5-й этап – «Подводим итоги». Участники рассчитывают размеры сбережений с учетом исходной финансовой ситуации в семье, использования способов экономии и возможностей увеличения доходов. Закрепляются знания о процессе формирования сбережений и их роли в семейном бюджете.

6-й этап. «Исполняем мечты». Участники выбирают, на какие цели будут использованы сбережения. Формируется осознание необходимости соотнесения имеющихся финансовых возможностей с целями (потребностями) семьи, т.е. «жизни по средствам». 

В конце каждого этапа подводятся итоги и фиксируются результаты в бланках-инструкциях участников. Победителем становится семья с наибольшим по итогам шестого этапа размером сбережений. Поощрительные призы получают семьи, которые смогли соотнести имеющиеся сбережения со стоимостью мечты одного из членов семьи, выбранной на седьмом этапе.

 

Инструкция для ведущего

1-й этап. Знакомимся с семьей (10 минут)

Основной состав участников (11 человек). Участники формируют семьи в соответствии со схемой на слайде (приложение 1). После формирования команд каждый участник по очереди представляется, используя информацию на карточке и презентации.

Вспомогательный состав. Остальные участники присоединяются к командам в качестве консультантов-помощников.

Команды получают бланки-инструкции (приложе-
ние 2
) и заполняют информацию по первому этапу.

2-й этап. Планируем доходы семьи (10 минут)

Ведущий сообщает правила игры на данном этапе. Задача участников – выбрать доходы, соответствующие профессии или статусу члена семьи из таблицы 1 (при-
ложение 3
, информацию можно также представить на слайде), и посчитать размер годовых доходов семьи.

Через 5 минут команды озвучивают размеры годовых доходов семей. За ошибку в расчетах команда получает штрафной балл[1]. Справочная информация для ведущего (консультантов) представлена в приложении 4.

3-й этап. Планируем расходы семьи (10 минут)

Ведущий кратко сообщает правила игры на этом этапе. На свободном столе раскладывает карточки со структурой расходов (приложение 5). Представитель от каждой команды подходит и выбирает карточку со структурой расходов семьи.

Этот этап состоит из двух частей. В первой части команды зарабатывают бонусные баллы, угадывая виды расходов. Предположения о виде расходов в соответствии с его долей в бюджете фиксируют на карточке. Затем сдают карточки ведущему (помощникам ведущего), который считает количество совпадений и озвучивает количество бонусных баллов (каждое совпадение – бонусный балл). Далее ведущий (помощники ведущего) раздает карточки с правильной структурой расходов семьи в соответствии с выбранным вариантом (приложение 6), и участники должны рассчитать соответствующие размеры каждого вида расходов (в годовом выражении), записав информацию в бланках-инструкциях. Ошибка в расчетах – штрафной балл.

Ведущий проверяет произведенные командами расчеты.

Ведущий (помощники ведущего) проверяет записи и расчеты команд. Ошибка в расчетах – штрафной балл.

4-й этап. Экономим и увеличиваем доходы

(10 минут)

Ведущий кратко сообщает правила игры на этом этапе. Представитель каждой семьи выбирает карточку с вариантом экономии (приложение 7), карточку с вариантом увеличения доходов (приложение 8) и озвучивает их информацию. Семьи делают соответствующие записи в бланке-инструкции при условии, что выбранный способ экономии используется только одной семьей, а выбранный вариант роста доходов может быть применен, если имеет отношение к данной семье.

Ведущий (помощники ведущего) проверяет расчеты. Ошибка – штрафной балл.

5-й этап. Подводим итоги (20 минут)

Ведущий рассказывает о задачах участников на этом этапе. Им необходимо рассчитать размер накоплений (сбережений) семьи. Участники рассчитывают размеры сбережений с учетом исходной финансовой ситуации в семье, использования способов экономии и возможностей увеличения доходов.. Снижают результат с учетом штрафных баллов
(1 штрафной
балл «-10000 руб.») и увеличивают с учетом бонусных баллов (1 бонусный балл «+10000 руб.).

 Записывают в бланке размер сбережений семьи и озвучивают его.

Ведущий объявляет о победителях – семье с наибольшим размером сбережений.

6-й этап. Исполняем мечты (20 минут)

Ведущий оповещает команды о возможности получить поощрительный приз, если они исполнят мечту одного из членов семьи (приложение 9), рекомендуем разместить на слайде). Для этого им предлагается выбрать, чью из членов семьи мечту они исполнят, и если размера сбережений для этого достаточно, то семья получает поощрительный приз.

По итогам игры ведущий награждает победителей и вручает поощрительные призы.

 

Вопросы для обсуждения
и подведения итогов игры

1. Для чего необходимо вести семейный бюджет?

Ведение семейного бюджета – процесс анализа, планирования, учета и контроля денежных поступлений семьи и использования доходов. Это повышает финансовую дисциплину в семье, упорядочивает финансовые потоки, позволяет выявить нерациональные траты и резервы повышения доходов, более эффективно использовать имеющиеся финансовые ресурсы и достигать финансовых целей, сопоставлять потребности семьи с финансовыми возможностями, формировать сбережения, быстрее погашать обязательства. 

2. Какие основные виды доходов имеет семья?

Доходы от трудовой деятельности человека, которые еще можно назвать активным доходом, включают оплату труда по найму (включая заработную плату и другие выплаты денежных средств наемным работникам от работодателей), а также доход от самостоятельной трудовой деятельности, в том числе предпринимательской, интеллектуальной, домашнего хозяйства и др. В соответствии с трудовым законодательством РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет, с лицами, достигшими 15 лет для выполнения легкого труда, с лицами, достигшими 14 лет с разрешения родителей (опекунов) в свободное от учебы время для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью.

3. Какие основные статьи расходов имеет семья?

Все статьи расходов семьи можно разделить на несколько групп. Расходы на текущую деятельность включают все затраты, которые связаны с существованием человека и реализацией его потребностей в питании, одежде, отдыхе и т.д. Эти расходы есть у всех, вне зависимости от того, имеют ли они какое-либо имущество в собственности, есть ли у них обязательства перед банками и т.д. Данная категория расходов включает расходы на питание, проживание, если у людей нет недвижимости в собственности, на проезд, досуг и отпуск, на хобби и иные увлечения, Интернет, телефон, лечение, спорт и т.д. Следующая группа расходов – это расходы на активы, то есть на содержание личного имущества, они включают расходы на квартиру, собственный автомобиль, развитие собственного бизнеса, оплату услуг финансовых компаний, на добровольное пенсионное обеспечение и накопительное страхование жизни и т.д. Следующая группа – расходы на заемный капитал, к которым относятся проценты и другие выплаты по кредитным обязательствам семьи, в том числе по ипотечным кредитам, автокредиту, кредитным картам и др. Следующая группа – это социальные расходы, куда включаются расходы на благотворительность, налоговые платежи, штрафы, пени и т.д.

4. Какие возможны способы экономии денежных средств семьи?

Экономия на связи возможна за счет выбора более выгодного тарифа, использования Интернета для международных и междугородных разговоров. Экономия на одежде, обуви возможна, если посещать распродажи, когда вещи продаются с большими скидками по окончании сезона. Экономия на походах в магазин возможна, если составлять список необходимых товаров и следовать ему, закупать продукты, бытовую химию и так далее раз в неделю в оптовых магазинах и др.

5. Какие возможны способы роста доходов семьи?

Увеличить доходы семьи можно, работая по совместительству, инвестируя свои накопления. Также можно продать ненужные вещи, заниматься приусадебным хозяйством, студентам и школьникам найти подработку летом или в свободное от учебы время и т.д.

6. Как формируются сбережения и для чего они необходимы?

Сбережения формируются за счет разницы между доходами и расходами семьи. Формирование сбережений необходимо для достижения собственных целей: осуществления крупных покупок (дома, автомобиля, техники и т.п.), оплаты обучения детей или получения дополнительного пассивного дохода.

7. Когда необходимо корректировать семейный бюджет?

Семейный бюджет рекомендуется корректировать в любом случае, вне зависимости от изменений, раз в год, когда происходит сопоставление плана и фактических значений. Плановые показатели пересчитываются также по мере выявления изменений внешних факторов и по личной инициативе, когда возникнет необходимость учесть изменившиеся внутренние факторы либо просто оценить ход выполнения финансового плана.

В завершение занятия для получения обратной связи ведущему рекомендуется поинтересоваться у участников о приобретенных в процессе игры навыках, понравившихся и запомнившихся элементах игры, возникших в ходе игры трудностях.

 

Словарь основных терминов

Доходы семьи – совокупность получаемых средств как в денежной, так и в натуральной форме.

Заработная плата – оплата труда работника в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Пенсияежемесячная денежная сумма, выплачиваемая в соответствии с законодательством лицам для замещения утраченного дохода.

Стипендия – денежная сумма, выплачиваемая регулярно учащимся средних и высших учебных заведений.

Регулярные доходы – доходы, которые поступают ежемесячно (регулярно) на протяжении продолжительного периода времени (года).

Нерегулярные доходы – доходы, которые имеют временный или сезонный характер.

Расходы семьи – денежные средства, затраченные на содержание семьи.

Сбережения – часть финансовых активов индивида, используемая для удовлетворения его будущих потребностей и получения дополнительного дохода в будущем.

Семейный бюджет – форма образования и использования семейного фонда денежных средств, также может рассматриваться как план доходов и расходов семьи.

Финансовое планирование — совокупность мероприятий по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений и поступлений и финансовых отношений в соответствии с поставленными целями и задачами.

Инфляция – повышение уровня цен на товары и услуги.

Экономические риски – вероятность финансовых потерь или дополнительных доходов вследствие непредвиденных событий в экономике.

Налоги – предусмотренные законом обязательные платежи, осуществляемые в том числе физическими лицами, при получении доходов, владении имуществом и других установленных случаях.

Штрафы – взыскание денежных средств за различные виды нарушений.


 

Приложения

 

Приложение 1

Справочная информация для ведущего

 

Семья «Петровы»

       Иван Алексеевич – 40 лет, юрист.

       Вера Васильевна – 36 лет, врач.

       Александр – 18 лет, студент.

       Денис – 16 лет, учится в школе.

       

  Семья «Ивановы»

       Михаил Алексеевич – 38 лет, строитель.

       Алла Ивановна – 35 лет, учитель.

       Павел – 17 лет, студент.

       Роман – 15 лет, школьник.

         

 Семья «Сидоровы»

       Алексей Федорович – 62 года, пенсионер, преподаватель.

       Нина Николаевна – 60 лет, пенсионер, домохозяйка, дачница.

       Акулина Степановна – 85 лет, пенсионер, вдова ветерана ВОВ.

.

Приложение 2

 

Бланк-инструкция для участников

1-й этап – Знакомимся с семьей

Записываем состав семьи в соответствии

с информацией на карточках

ФИО

Возраст

Профессия (статус)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-й этап – Планируем доходы семьи

Рассчитываем годовой доход семьи, выбирая
и записывая виды и размеры регулярных и нерегулярных доходов семьи

Доходы семьи

Руб./мес.

Руб./год

Заработная плата

 

 

Стипендия

 

 

Доход от приусадебного
хозяйства

 

 

Итого

 

 

 

 

 

Штрафные баллы

 

3-й этап – Планируем расходы семьи

Рассчитываем размеры расходов семьи, исходя
из годового дохода и доли соответствующего
вида расходов

Бонусные баллы

 

Расходы семьи

Руб./мес.

Руб./год

Питание

 

 

Транспорт

 

 

Телефон, телевидение,

Интернет

 

 

Содержание имущества

 

 

Расходы семьи

Руб./мес.

Руб./год

Отдых и развлечения

 

 

Одежда и обувь

 

 

Прочие (непредвиденные)
расходы

 

 

Сбережения

 

 

Годовые расходы семьи

 

 

Штрафные баллы

 

4-й этап – Экономим и увеличиваем доходы

Экономия

 

Рост доходов

 

5-й этап – Подводим итоги

Алгоритм

Расчеты

1. Прочие доходы (план) – непредвиденные расходы (факт)

 

2. Сбережения (план) + непредвиденные доходы

 

3. Результат по п. 1+ результат
по п. 2

 

4. Размер экономии + размер
роста доходов +результат

по п.3

 

5. Стоимость бонусных баллов – стоимость штрафных баллов + результат по п.4

 


 

Приложение 3

 

Среднемесячные доходы населения

Вид дохода

Руб./месяц

Заработная плата строителя

50 000

Заработная плата юриста

40 000

Заработная плата работника

сферы образования

20 000

Заработная плата врача

30 000

Пенсия

10 000

Пенсия вдовы ВОВ

20 000

Стипендия

2 000

Доход от домашнего (дачного)

хозяйства (май, июнь, июль,

август, сентябрь, октябрь)

5 000

 


 

Приложение 4

 

Справочная информация для ведущего

(для проверки расчетов участников)

 

Доходы семьи

Семья «Петровы»

Семья «Ивановы»

Семья «Сидоровы»

Плановые

Ежемесячные (постоянные)

72 000

72 000

60 000

Заработная плата

70 000

70 000

20 000

Стипендия

2 000

2 000

 

Пенсия

 

 

40 000

Нерегулярные

 

 

30 000

Годовой
доход

семьи

864 000

864 000

75 0000

 


 

Приложение 5

 

Структура расходов семьи

(карточки для 3-го этапа)

 

 

 


 

Приложение 6

 

Структура расходов семьи

(карточки для проверки и расчетов)

 

 

 

 


 

Приложение 7

 

Варианты экономии

(для подготовки карточек)

 

1.                       Покупка продуктов мелким оптом – экономия 10 % (расходы на питание).

2.                      Покупка одежды и обуви на распродажах – экономия 20 % (расходы на одежду и обувь).

3.                      Покупка продуктов в магазине только по списку – экономия 10 % (расходы на питание).

4.                      Использование безлимитных (льготных) тарифов на телефон и Интернет – экономия 10 % (расходы на телефон и Интернет).

5.                      Экономное использование газа, электроэнергии и воды (ночной тариф, энергосберегающие лампочки) – экономия 10 % (расходы на содержание имущества).

6.                      Домашние заготовки и заморозка продуктов позволили сократить расходы на питание на 5 %.

7.                       Использование дисконтной карты сократило расходы на питание на 5 %.

8.                      Общение через Интернет позволило сократить расходы на телефон и Интернет на 10 %.

9.                      Походы в кино на утренние сеансы позволили сократить расходы на развлечения и отдых на 5 %.

10.                   Покупка одежды и обуви через Интернет позволила сократить соответствующие расходы на 10 %.


 

Приложение 8

 

Варианты увеличения доходов

(для подготовки карточек)

 

          Подработка студента – дополнительный доход 30 000 руб./год.

          Подработка учителя репетитором – дополнительный доход 70 000 руб./год.

          Работа по совместительству преподавателем в другом вузе – дополнительный доход 50 000 руб./год.

          Работа по совместительству врачом в частной клинике – 80 000 руб./год.

          Работа для пенсионерки-домохозяйки в зимнее время кассиром в театре – 30 000 руб.

          Петровы получили проценты по банковским депозитам – 5 000 руб.

          Сидоровы получили дивиденды –  10 000 руб.

          Ивановы вложили свои сбережения в валюту, рост валютного курса принес им дополнительный доход в 7 000 руб.


 

Приложение 9

 

Справочная информация для ведущего

 

Мечты семьи «Петровы»

Иван Алексеевич – 40 лет, юрист, мечтает о швейцарских часах стоимостью 50 000 руб.

Вера Васильевна – 36 лет, врач, мечтает о ремонте в квартире, стоимость 200 000 руб.

Александр – 18 лет, студент, мечтает о скутере, стоимость 100 000 руб.

Денис – 16 лет, учится в школе, мечтает о поездке летом в языковой лагерь Европы, стоимость 70 000 руб.

 

Мечты семьи «Ивановы»

 

Михаил Алексеевич – 38 лет, строитель, мечтает о поездке на Байкал, стоимость 80 000 руб.

Алла Ивановна – 35 лет, учитель, мечтает об отдыхе в Европе, стоимость 150 000 руб.

Павел – 17 лет, студент, мечтает о поездке с друзьями на Черное море летом, стоимость 20 000 руб.

Роман – 15 лет, школьник, мечтает о спортивном велосипеде, стоимость 50 000 руб.

 

Мечты семьи «Сидоровы»

 

Алексей Федорович – 62 года, пенсионер, преподаватель, мечтает о строительстве бани на даче, стоимость 200 000 руб.

Нина Николаевна – 60 лет, пенсионер, домохозяйка, дачница, мечтает об отдыхе в санатории, стоимость путевки 50 000 руб.

Акулина Степановна – 80 лет, пенсионер, вдова ветерана ВОВ, мечтает о поездке в Белоруссию к сестре, стоимость 30 000 руб.

Скачано с www.znanio.ru



[1] Результаты по штрафным и бонусным баллам подсчитываются на 6-м этапе.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Цель игры: посредством игрового моделирования проблемных ситуаций управления денежными потоками семьи закрепить знания по основам ведения семейного бюджета и сформировать навыки планирования и учета доходов…

Цель игры: посредством игрового моделирования проблемных ситуаций управления денежными потоками семьи закрепить знания по основам ведения семейного бюджета и сформировать навыки планирования и учета доходов…

Финансовые консультанты – специалисты по управлению финансами, задачей которых является мониторинг за составлением и корректировкой семейного бюджета

Финансовые консультанты – специалисты по управлению финансами, задачей которых является мониторинг за составлением и корректировкой семейного бюджета

Поощрительные призы получают семьи, которые смогли соотнести имеющиеся сбережения со стоимостью мечты одного из членов семьи, выбранной на седьмом этапе

Поощрительные призы получают семьи, которые смогли соотнести имеющиеся сбережения со стоимостью мечты одного из членов семьи, выбранной на седьмом этапе

Записывают в бланке размер сбережений семьи и озвучивают его

Записывают в бланке размер сбережений семьи и озвучивают его

Какие возможны способы роста доходов семьи?

Какие возможны способы роста доходов семьи?

Приложения Приложение 1 Справочная информация для ведущего

Приложения Приложение 1 Справочная информация для ведущего

Приложение 2 Бланк-инструкция для участников 1-й этап –

Приложение 2 Бланк-инструкция для участников 1-й этап –

Результат по п. 1+ результат по п

Результат по п. 1+ результат по п

Приложение 3 Среднемесячные доходы населения

Приложение 3 Среднемесячные доходы населения

Приложение 4 Справочная информация для ведущего (для проверки расчетов участников)

Приложение 4 Справочная информация для ведущего (для проверки расчетов участников)

Приложение 5 Структура расходов семьи (карточки для 3-го этапа)

Приложение 5 Структура расходов семьи (карточки для 3-го этапа)

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Семейный бюджет"

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Семейный бюджет"

Приложение 6 Структура расходов семьи (карточки для проверки и расчетов)

Приложение 6 Структура расходов семьи (карточки для проверки и расчетов)

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Семейный бюджет"

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Семейный бюджет"

Приложение 7 Варианты экономии (для подготовки карточек) 1

Приложение 7 Варианты экономии (для подготовки карточек) 1

Приложение 8 Варианты увеличения доходов (для подготовки карточек) •

Приложение 8 Варианты увеличения доходов (для подготовки карточек) •

Приложение 9 Справочная информация для ведущего

Приложение 9 Справочная информация для ведущего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2021