Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Я выбираю профессию. Работа с 14 лет"
Оценка 4.7

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Я выбираю профессию. Работа с 14 лет"

Оценка 4.7
docx
14.06.2021
Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Я выбираю профессию. Работа с 14 лет"
Сценарий мастер-класса. Я выбираю профессию.docx

 

 

 

 

Сценарий мастер-класса «Я выбираю профессию. Работа с 14 лет»

для 7- 8 классов

 

Сценарий разработан учителем внеурочной деятельности по финансовой грамотности Болотчевой Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.          Цель и задачи мероприятия

Цель мероприятия – научить школьников разбираться в источниках доходов и выбирать наиболее подходящие, учитывая их возраст, способности и интересы, сформировать у обучающихся осознанную активную позицию по отношению к выбору будущей профессии.

Для этого в ходе мероприятия решаются следующие задачи:

§  Познакомить участников со следующими понятиями: доход, расход, бюджет, предпринимательство, пассивный доход, социальные выплаты, заработная плата.

§  Сформировать понимание, что получение доходов является необходимым условием для осуществления расходов.

§  Сформировать понимание, что для получения доходов необходимо прилагать усилия (трудиться).

§  Научить считать бюджет.

§  Сформировать понимание возможностей и ограничений при трудоустройстве в подростковом возрасте.

§  Сформировать навык определения области для профессионального развития, исходя из умений, навыков и интересов.  

 

1.2.          Краткая характеристика мероприятия

В мастер-классе «Я выбираю профессию. Работа с 14 лет» рассматриваются вопросы, связанные с определением доступных видов источников доходов. В ходе мастер-класса школьники знакомятся с возможностями заработка денег, доступными в их возрасте. Планируемым результатом мероприятия должна стать более успешная социальная адаптация обучающихся и осознанная активная подготовка к профессиональному самоопределению.

Мастер-класс состоит из лекционных блоков, интерактивных игр и опросов.

 

1.3.          План мероприятия

Тайминг и структура мастер-класса

Блок

Формат

Краткое описание

Продолжительность
(в минутах)

Приветствие и анонс

мероприятия

Лекция

Приветствие участников, презентация темы мероприятия. Что такое доходы?

2

Доходы

Лекция с
обсуждением

Зачем нужны доходы? Какого человека можно назвать обеспеченным?

3

3.      

Источники доходов

Лекция с
обсуждением

Какие виды источников доходов существуют?

Какой вид доходов наиболее стабилен?

7

4.      

Работа для несовершеннолетних

Лекция с

обсуждением

С какого возраста и кем могут работать школьники

3

5.      

Работа со школы

Интерактив

Какой работой можно заниматься, учась в школе?

25

6.      

Итоги

Обсуждение

 

Повторение пройденного на мастер-классе материала

5

Итого

45 минут

 

1.4.          Технические требования и оформление помещения

Для проведения мастер-класса понадобится компьютер, проектор и раздаточный материал (приложения №2 и №3), ручки и чистая бумага.

Для проведения интерактива (слайд №3) парты необходимо сгруппировать квадратами (по 2-3 парты), вокруг которых расставить стулья, чтобы командам было удобно обсуждать и выполнять задания.

2.      СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА «Я ВЫБИРАЮ ПРОФЕССИЮ. РАБОТА С 14 ЛЕТ»

2.1.          ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО (2 минуты)

Ведущий приветствует школьников, затем освещает основные вопросы мастер-класса.

Добрый день! Сегодня мы поговорим о доходах: зачем они нужны, какие виды доходов существуют и какие из них доступны вам уже сейчас.

Но, прежде, давайте разберемся, что такое доходы?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Мы называем доходами средства, которые человек может получить тем или иным способом.

2.2.          СЛАЙД №2 «ДОХОДЫ: ЧТО ЭТО И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ» (3 минуты)

Как вы думаете, зачем человеку нужны доходы?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Доходы человеку нужны, чтобы удовлетворять свои потребности и покрывать расходы. У каждого человека есть потребности (еда, связь, проезд, жилье и т.д.), чтобы их удовлетворить, человек платит деньги (это и есть его расходы).

Какого человека, на ваш взгляд, можно назвать обеспеченным?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Человека, который может удовлетворять свои потребности не на минимальном уровне, с помощью недорогих вещей (например, простой мобильный телефон, проезд на общественном транспорте), а на более высоком уровне, с помощью более дорогих вещей. Такой человек может купить себе дорогую вещь, не откладывая на нее деньги, а просто, расходуя средства из своего текущего дохода, и не испытывать при этом нехватки в деньгах.

А сколько денег у человека должно быть на руках, чтобы мы могли назвать его обеспеченным?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Здесь не существует однозначного ответа, ведь у всех разные потребности, но на самом деле обеспеченным человек может считаться только в том случае, если он получает деньги регулярно,  ведь, иначе, они рано или поздно закончатся и имеет запас (накопления).

Давайте представим, что человеку достался 1 миллион рублей. Является ли он обеспеченным на данный момент? Да. А если этот миллион ему нужно растянуть на год, чтобы оплачивать все свои потребности?

(Ведущий выслушивает 1-2 ответа и задает им уточняющие вопросы (Почему вы так думаете?), чтобы школьники раскрыли вопрос)

Если в день на еду тратить 300 рублей, то в год это будет уже 109500, а если 1000 рублей в день? 365 000 рублей в год, примерно треть миллиона! А ведь кроме еды есть еще много других статей расходов, например, прибавьте сюда квартплату за 12 месяцев (по 6 тысяч) – 72 тысячи, оплата общественного транспорта, допустим 25000 в год, а еще есть одежда, развлечения, домашние животные, учеба… И в результате получается, что 1 миллион рублей на год – это уже не состояние, тем более, что, как только он закончится, наш герой останется совсем без средств.

Чтобы этого не случилось, каждый трудоспособный человек должен иметь свои источники дохода, чтобы оплачивать свои расходы. И очень важно, чтобы эти источники давали стабильные потоки денег, т.е. были регулярными, потому что удовлетворять свои потребности нам необходимо регулярно.

Но, скажите, как человек может достать деньги? Какие существуют источники доходов?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа. Затем открывает следующий слайд презентации.)

2.3.          СЛАЙД №3 «ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ» (7 МИНУТ)

 Все способы получить деньги можно разделить на несколько видов:

§  заработок (устроиться на работу или подработку и получать зарплату);

§  предпринимательский доход (если человек организовывает свой бизнес);

§  доходы, не зависящие от прилагаемых человеком усилий (пассивные) (сдача квартиры в аренду, проценты по вкладам);

§  подарки (ценности и деньги на праздники, сюда же можно отнести оплату расходов, которые за вас несут родители) и выигрыши (лотереи, конкурсы);

§  социальные выплаты (пособия, пенсии, стипендии);

§  нелегальные способы (отнять, украсть).

Давайте поговорим о каждом из них подробнее, не затрагивая тот, что грозит уголовным сроком.

Чем заработная плата отличается от других вариантов?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Заработная плата – это основной источник дохода для большинства россиян. Это плата за труд, за работу, которую совершает человек. Заработная плата может быть выдана как за интеллектуальную деятельность (инженеры, преподаватели, ученые, программисты), так и за физическую (строители, грузчики, рабочие на заводах и т.д.). Она выгодна тем, что работодатель - тот человек, который нанял вас на работу, обязан регулярно вам ее платить. При этом размер зарплаты обычно фиксирован и оговаривается при приеме на работу. Т.е. устраиваясь на работу, вы точно знаете, какую сумму при этом получите, когда вам ее выплатят, от каких условий зависит размер оплаты.

А чем предпринимательский доход отличается от заработной платы?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Предпринимательский доход получает человек, ставший предпринимателем - организовавший свой бизнес. Например, продавец в цветочном магазине – это наемный работник. Директор магазина – это предприниматель, бизнесмен, который решил открыть свое дело – продавать товары. Доход предпринимателя в этом случае – это те деньги, которые удалось получить от продажи цветов. При этом предпринимателю нужно оплачивать работу сотрудников (продавцов), платить за аренду помещения, тратить деньги на покупку цветов и т.п. Главное отличие дохода предпринимателя от заработной платы – высокие риски вообще не получить доход. Например, в сентябре удалось продать много цветов перед 1 сентября, и тогда доход может быть больше, но в ноябре дохода может и вовсе не быть. Предприниматель, когда решил открыть свой бизнес, не может быть уверен, что деньги будут поступать регулярно.

Третий вид доходов – доходы от собственности или сбережений. Они не зависят от тех усилий, которые прилагает человек, т.е. для получения этого дохода не нужно трудиться/ходить на работу или заниматься бизнесом. Например, у Константина есть квартира, в которой он не живет, и он может сдавать ее в аренду, т.е. брать деньги с других людей, за то, что они будут жить в этой квартире. Этот вид дохода также может быть регулярным. Но естественно не все имеют такую квартиру или крупную сумму денег, чтобы получать с нее проценты.

Как вы думаете, почему подарки и выигрыши мы объединили в один вид доходов?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Главное их сходство – абсолютная непредсказуемость по размеру и срокам получения. На один день рождения можно получить в подарок новый ноутбук, а на другой – билет в кино или книгу. Также и с лотереями и конкурсами – гарантировать выигрыш не может никто, а риски проиграть и потерять даже те незначительные суммы, потраченные на участие, очень высоки.

Остался последний вид источников доходов – социальные выплаты. Какие виды пособий, стипендий и пенсий вы знаете?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Все это – социальные выплаты, деньги, которые платит государство или учебное заведение, чтобы оказать помощь людям в сложной ситуации (пособия для многодетных семей или по инвалидности), либо поощрить и поддержать (стипендии). Но трудоспособному человеку, который может трудиться и имеет такую возможность, не стоит всецело полагаться на этот вид дохода. Его суммы, как правило, небольшие, и к тому же его можно лишиться при изменении обстоятельств: например, стипендию платят только за хорошую учебу.

Мы с вами вспомнили 5 видов источников доходов. На ваш взгляд, какие из них дадут нам наибольшую стабильность?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Ведущий подытоживает обсуждение слайда и ответы: пособия, стипендии и пенсии, подарки и выигрыши никто не будет платить всю жизнь, поэтому этот источник дохода нестабилен; предпринимательский доход – очень мало успешных людей; чтобы прожить на сбережения и собственность – надо иметь очень большую сумму сбережений или собственность.

Правильный ответ – зарплата, как самый стабильный источник дохода.

За что работодатель платит зарплату?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Верно, зарплата – это плата за выполнение работы, то есть плата за труд.

Как вы думаете, большую плату за труд получает профессионал или любитель?

(Ведущий выслушивает 1-2 ответа и открывает следующий слайд)

2.4.          СЛАЙД №4 «РАБОТА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» (3 минуты)

Сегодня, когда у вас еще нет профессионального образования (высшего или среднего), работать по профессии вы не можете, но уже сейчас у вас есть потребность в доходах.

Какими источниками доходов вы пользуетесь?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Сейчас у большинства из вас есть только один источник доходов – карманные деньги от родителей, но, даже если они вам дают их постоянно, этот вид доходов все равно приравнивается к подаркам.

Как вы думаете, почему?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Действительно, родители в любой момент могут перестать давать вам деньги либо уменьшить их количество, так как они это делают исключительно по своему желанию.

Но, возможно, кто-то из вас уже успел познакомиться с трудовой деятельностью: гулял с собакой или помогал летом соседям на даче, сидел с племянником.

Однако по-настоящему и официально вы сможете устроиться на работу в 14 лет, так как именно в этом возрасте получите свой первый российский паспорт и сможете заключить трудовой договор.

При этом работа должна быть легкой, не должна мешать учебному процессу, выполняться в свободное от учебы время и не причинять вред здоровью. Для подростков до 18 лет устанавливается сокращенный рабочий день (ст. 92 ТК РФ).

Если вы захотите устроиться на работу в 14 лет, где вы будете ее искать?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Действительно, сегодня найти себе работу довольно просто. Искать можно на рекрутинговых сайтах, а можно – спросить у знакомых и родителей, ведь компаниям часто бывают нужны помощники на неполный день. Правда, стоит помнить, что уровень зарплаты у таких сотрудников довольно низкий.

Кем, как вы думаете, обычно работают подростки?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа)

Чаще всего подростки устраиваются работать курьерами, официантами, промоутерами и т.д. Ведь длительность рабочего дня у таких работников довольно легко сократить до допустимого по закону, а специальных знаний и навыков не требуется.

2.5.          СЛАЙД №5 «КАК РАБОТАТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ» (25 минут) – интерактив

Школьники работают на своих местах. Ведущий раздает каждому пустую таблицу (Приложение №2).

У такой низкоквалифицированной работы есть большой минус – чаще всего она временная и не предполагает какого-либо развития (и повышения доходов). Но можно пойти другим, более сложным, путем и зарабатывать деньги иначе.

Как вы думаете, если человеку нравится его работа, он будет в ней более успешен, чем в работе, на которую устроился только ради денег?

(Ведущий выслушивает 3-4 ответа. Если школьники отвечают кратко (Да/Нет), ведущий спрашивает, почему они так думают).

Если работа человеку интересна, он будет уделять ей больше своего внимания. Такая работа будет восприниматься не как повинность, а скорее как интересное занятие, хобби. И в результате он будет развиваться в этой области, и расти как специалист.

Но как же определить область, в которой будет интересно и комфортно работать, причем так, чтобы получать доход не только в далеком будущем, но уже сегодня?

Прежде всего, надо понять, какими качествами вы обладаете, что вы умеете делать и что вы любите делать. Заполните табличку, как на слайде.

1 столбик – мои качества. Это может быть внимательность, усидчивость, активность, любознательность – все, которыми вы гордитесь.

2 столбик – что я умею делать. Например, шить, готовить еду, тренировать животных, рисовать комиксы, быстро считать, печатать на клавиатуре, писать сочинения, искать информацию и т.д.

3 столбик – что я люблю делать. Гулять с собакой, рисовать, играть на пианино, смотреть фильмы, сидеть в соц. сетях, фотографировать, читать книги.

4 столбик – как это может приносить доход уже сегодня. Сами вы этот столбик не заполняете.

5 столбик – какая профессия в будущем вам подойдет. Этот столбик вы также самостоятельно не заполняете.

После заполнения таблички, вы обмениваетесь листочками с соседом, и он пишет в 4 столбике, как, исходя из ваших качеств, навыков и интересов вы могли бы зарабатывать, например: вы внимательны, умеете хорошо писать сочинения, любите смотреть фильмы. Вы можете вести свой блог и писать рецензии и отзывы на фильмы, а в будущем стать кинокритиком. Или вы любите сидеть в социальных сетях, пунктуальны, умеете общаться с незнакомыми людьми – вы можете вести группу или аккаунт в социальных сетях.

И в пятом столбике ваш сосед пишет, какая профессия в будущем вам подойдет, исходя из информации в других 4 столбиках.

(Школьники дважды обмениваются листами, затем они возвращаются к владельцу. Школьники читают предложенные варианты и определяют какое-то одно занятие, которое как ему кажется, подходит для него лучше всего. Это может быть не то, что предложили другие, а то, что он выберет или придумает сам. Можно поговорить о том, реально ли этим заниматься, что для этого требуется, какие есть перспективы и т.д.).

(6 минут на обсуждение)

2.6.          СЛАЙД №6 «ИТОГИ. О ЧЕМ МЫ ГОВОРИЛИ?» (5 минут)

Наш мастер-класс был посвящен теме «Доходы»: тому, какие доходы бывают, и как получать доход уже сегодня.

Сейчас, опираясь на знания, полученные на мастер-классе, вам уже проще будет ответить на эти вопросы (ведущий задает вопрос, выслушивает 1-2 ответа и переходит к следующему вопросу. Если времени хватает, на основе ответов можно устроить небольшое обсуждение):

Зачем нужны доходы?

Какие виды доходов бывают?

Какой вид доходов самый стабильный?

Как вы можете получать доход уже сегодня?

Какие ограничения при устройстве на работу есть у подростков?

Как интересы и увлечения влияют на выбор работы?

(После повторения тем, пройденных на мастер-классе, ведущий задает дополнительные вопросы):

Что из того, о чем мы говорили на мастер-классе, оказалось для вас новым?

Что показалось самым интересным и важным?

С чем возникли трудности?

Как эта информация может вам помочь в обычной жизни?

Остались ли у вас какие-то вопросы?

 

3.         ПРИЛОЖЕНИЯ

3.1.          Приложение №1. Электронная презентация

Приложение представлено отдельным файлом в формате Microsoft Power Point.

3.2.          Приложение №2. Материалы для интерактива к слайду №5 «Как работать и развиваться в школьном возрасте».

Пустая таблица (по 1 копии для каждого школьника)

Мои качества

Что я умею делать

Что я люблю делать

Как это может приносить доход

Профессия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Сценарий мастер-класса «Я выбираю профессию

Сценарий мастер-класса «Я выбираю профессию

Цель и задачи мероприятия Цель мероприятия – научить школьников разбираться в источниках доходов и выбирать наиболее подходящие, учитывая их возраст, способности и интересы, сформировать у…

Цель и задачи мероприятия Цель мероприятия – научить школьников разбираться в источниках доходов и выбирать наиболее подходящие, учитывая их возраст, способности и интересы, сформировать у…

Работа со школы Интерактив

Работа со школы Интерактив

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА «Я ВЫБИРАЮ

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА «Я ВЫБИРАЮ

И в результате получается, что 1 миллион рублей на год – это уже не состояние, тем более, что, как только он закончится, наш герой останется…

И в результате получается, что 1 миллион рублей на год – это уже не состояние, тем более, что, как только он закончится, наш герой останется…

Предприниматель, когда решил открыть свой бизнес, не может быть уверен, что деньги будут поступать регулярно

Предприниматель, когда решил открыть свой бизнес, не может быть уверен, что деньги будут поступать регулярно

Какими источниками доходов вы пользуетесь? (

Какими источниками доходов вы пользуетесь? (

Если работа человеку интересна, он будет уделять ей больше своего внимания

Если работа человеку интересна, он будет уделять ей больше своего внимания

Какие ограничения при устройстве на работу есть у подростков?

Какие ограничения при устройстве на работу есть у подростков?

П РИЛОЖЕНИЯ 1.1.

П РИЛОЖЕНИЯ 1.1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2021