Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Внутренняя служба в АТП»
2020
ВИД ЗАНЯТИЯ: Урок
МЕТОДЫ: устное изложение, показ-демонстрация,
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Изучить порядок организации и несения внутренней службы в парке. Общее устройство парков.
Воспитывать у обучающихся чувство ответственности за исправное состояние автомобильной техники.
Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремленность.
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕСТО: Класс устройства автомобиля
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Наглядные пособия: Бланк путевого листа, формы журналов «Выхода и возвращения машин», «Контроля слива воды из системы охлаждения двигателей машин» и др.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ:
I. Вступительная часть………………………………………. - 10 мин
II. Основная часть…………………………………………… - 75 мин
III. Заключительная часть…………………………………... - 5 мин
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Внутренняя служба в парке……………………………………………..- 25 мин
2. Порядок выхода и возвращения машин………………………………..- 25 мин
3. Путевая документация
водителя. Оформление путевого листа………- 25 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- принять рапорт дежурного по группе;
- проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
- ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
- Провести опрос по ранее изученному материалу:
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятия подготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения. Провести опрос по ранее изученному материалу:
Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа,
- при рассмотрении первого вопроса, особое внимание следует уделить общей организации внутренней службы в парке.
- при рассмотрении второго вопроса, следует уделить внимание обязанностям должностных лиц по выпуску машин в рейс.
- при рассмотрении третьего вопроса необходимо обратить внимание на последовательность действий водителя при ведении путевой документации.
Подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив о необходимости знания общих положений особенностей внутренней службы в парках.
В заключении представить перспективные направления развития и модернизации парков и паркового хозяйства подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Внутренняя служба в парке.
(Номера статей указаны из Устава внутренней службы ВС РФ)
Суточный наряд по парку
383. Суточный наряд по парку (дежурный по
парку, дневальные, механики-водители (водители) дежурных тягачей) назначается
для поддержания внутреннего порядка в парке, обеспечения сохранности
вооружения, военной техники и другого военного имущества в парковых помещениях
и на других объектах, находящихся в зонах № 2 и 3, в период, когда они не
охраняются караулом, для контроля за входом в парк (выходом из парка) личного
состава, вооружения и военной техники, а также эвакуации
их и другого военного имущества или принятия других мер в случае возникновения
(угрозы возникновения) пожара либо иных чрезвычайных ситуаций.
Дневальный выставляется дежурным по парку у входа в парк, а после вскрытия зон № 2 и 3 и до их сдачи под охрану караула — также на территории указанных зон.
Дежурный по парку
384. Дежурный по парку в полку назначается из офицеров или прапорщиков, а в отдельном батальоне может назначаться из прапорщиков или сержантов. Он отвечает за поддержание внутреннего порядка в парке, обеспечение сохранности вооружения и военной техники и другого военного имущества в парковых помещениях и на других объектах, находящихся в зонах № 2 и 3, в период, когда они не охраняются караулом, а также за несение службы суточным нарядом по парку. Дежурный по парку подчиняется дежурному по полку, в порядке внутренней службы в парке — заместителю командира полка по вооружению. Ему подчиняются дневальные по парку и механики-водители (водители) дежурных тягачей.
385. Заступающий дежурный по парку в назначенное время прибывает к заместителю командира полка по вооружению на занятие (инструктаж).
После развода заступающий дежурный по парку принимает от сменяемого дежурного документы и имущество (приложение№ 7) и проверяет исправность технических средств охраны, аппаратура приема сигналов от которых устанавливается у дежурного по парку.
В случае, когда зоны еще не сданы под охрану караула, заступающий дежурный по парку проверяет на территории этих зон вместе со сменяемым дежурным и лицами пожарного наряда исправность освещения, ограждения, ворот (калиток, дверей), стоянок с вооружением и военной техникой, помещений и других объектов парка, подлежащих сдаче под охрану караула, а также наличие и состояние замков, печатей (пломб) и соответствие их слепкам (оттискам), количество находящихся под навесами и на открытых стоянках вооружения, военной техники и паркового оборудования. Для обеспечения сохранности вооружения и военной техники на проверенных стоянках, у закрытых помещений и других объектов в зонах № 2 и 3 до сдачи их под охрану караула заступающий дежурный по парку выставляет дневального по парку.
В книгу приема и сдачи дежурства он записывает те недостатки, которые не могут быть устранены при приеме дежурства.
О сдаче и приеме дежурства сменяемый и заступающий дежурные по парку докладывают заместителю командира полка по вооружению с предъявлением книги приема и сдачи дежурства, а также дежурному по полку.
386. Дежурный по парку обязан:
находиться в отведенном для него помещении; отправляясь по делам службы с разрешения дежурного по полку, оставлять за себя дневального свободной смены (очередного дневального) и сообщать ему, куда и на какое время отлучается;
вскрывать зоны и после их вскрытия допускать к вскрытию стоянок с вооружением и военной техникой, парковых помещений, боевых и строевых машин, других объектов парка лиц, указанных в приказе командира полка, делая запись об этом в книге вскрытия парковых помещений, боевых и строевых машин, присутствовать при вскрытии; в установленное время сдавать зоны под охрану караула;
проверять наличие личного состава при допуске подразделения в парк и делать запись об этом в книге учета личного состава, допущенного в парк, а при убытии подразделения из парка после проверки делать в ней соответствующую отметку;
проверять у лиц, прибывающих в парк, пропуска и документы, удостоверяющие их личность, и делать отметку на разовых пропусках о времени прибытия и убытия их из парка, после смены сдавать пропуска в техническую часть полка; следить, чтобы на территорию парка не допускались посторонние лица, а из парка не вывозилось (ввозились.) военное имущество, не записанное в путевом листе;
лично давать разрешение на выход машин из парка и вывоз из него военного имущества, делать запись в путевом листе и в журнале выхода и возвращения машин о показании спидометра, времени выхода из парка;
следить за возвращением машин в парк и их обслуживанием в порядке, предусмотренном статьей 387 настоящего Устава; в случае задержки возвращения машин в парк докладывать дежурному по полку и заместителю командира полка по вооружению;
контролировать выполнение распорядка работы в парке и мероприятий по обеспечению безопасности военной службы, при этом знать, какие работы и какими подразделениями выполняются, не допускать в парке проведения работ, не связанных с обслуживанием и ремонтом вооружения и военной техники или с оборудованием парка;
постоянно знать наличие, расход, а также количество исправных и неисправных вооружения и военной.техники;
следить за несением службы дневальными по парку, соблюдением чистоты и порядка в помещениях и на территории парка;
следить в холодное время года за своевременной и правильной топкой печей в помещениях парка и водомаслогрейке и за поддержанием установленной температуры в помещениях; в неотапливаемых хранилищах и на открытых площадках парка контролировать слив воды из систем охлаждения двигателей по записям в журнале контроля слива воды и вывешивание соответствующих табличек;
следить за выполнением требований пожарной безопасности (приложение № 14) и проверять состояние технических средств охраны, аппаратура приема сигналов от которых устанавливается у дежурного по парку, средств связи, пожаротушения, пожарной сигнализации, а также готовность к действиям дежурных тягачей;
не разрешать ставить на стоянки зон № 1 и 3 незаправленные, необслуженные и неисправные вооружение и военную технику;
следить, чтобы вечером, после окончания всех работ в парке, был выключен свет в помещениях и оставлено только дежурное освещение, а наружное освещение парка было включено;
встречать прибывших в парк прямых начальников от заместителя командира полка по вооружению (инженерно-авиационной службе) и выше, а также дежурного по полку и докладывать им. Например: «Товарищ майор. Во время моего дежурства происшествий не случилось (или случилось то-то). Дежурный по парку лейтенант Петров».
После доклада дежурный сопровождает прибывшего командира (начальника) по территории парка.
В том случае, когда прибывшего командира (начальника) встречает командир полка (его заместитель по вооружению) и докладывает ему, дежурный по парку только представляется.
387. Машины из парка дежурный по парку
выпускает в по
рядке, предусмотренном статьей 379 настоящего Устава.
По прибытии машины в парк и после ее проверки начальником контрольно-технического пункта дежурный по парку делает запись в путевом листе и в журнале выхода и возвращения машин о времени возвращения, показании спидометра; в случае несоответствия протяженности маршрута фактически пройденному расстоянию докладывает заместителю командира полка по вооружению. После того как машина будет обслужена, направляет ее на стоянку или обеспечивает ее сохранность в установленном порядке и разрешает экипажу (расчету) или механику-водителю (водителю) убыть из парка.
388. При возникновении (угрозе возникновения) в парке пожара или иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера дежурный по парку немедленно вызывает пожарную команду, принимает меры к тушению пожара (предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации), эвакуации и спасению вооружения, военной техники и другого военного имущества и докладывает о случившемся дежурному по полку, командиру полка и его заместителю по вооружению.
389. Для контроля за внутренним порядком в парке и обеспечения сохранности вооружения и военной техники в зонах № 2 и 3 на невскрытых стоянках, у помещений и других объектов парка в период, когда указанные зоны не охраняются караулом, дежурный по парку выставляет дневального свободной смены. Он указывает дневальному его обязанности, место несения службы (маршрут перемещения), какие стоянки вооружения и военной техники, помещения и другие объекты парка не вскрыты, на что обращать особое внимание и способы поддержания связи с дежурным по парку. :.
В случае нападения на парк дежурный по парку немедленно сообщает о случившемся дежурному по полку и принимает меры по отражению нападения силами наряда по парку во взаимодействии с караулом и дежурным подразделением.
Дневальный по парку
390. Дневальный по парку назначается из
солдат или сержантов.
Он отвечает за соблюдение установленного внутреннего порядка в
парке, целостность замков (печатей) невскрытых стоянок вооружения и военной
техники, находящихся в зонах № 2 и 3, помещений и других объектов парка в
период, когда они не охраняются караулом, и за правильность выпуска машин из
парка и впуска их в парк (приложение № 8). Дневальный по парку подчиняется
дежурному по парку и никуда не отлучается без его разрешения.
Очередной дневальный несет службу у входа в парк, а дневальный свободной смены в период, когда зоны № 2 и 3 не охраняются караулом, выставляется на территории этих зон.
391. Очередной дневальный обязан:
находиться неотлучно у входа в парк; при выполнении приказаний дежурного по парку, исполнение которых связано с оставлением места у входа в парк, закрывать ворота и калитку на замки;
допускать в парк военнослужащих, а также выпускать из парка и впускать в парк машины только с разрешения дежурного по парку;
немедленно докладывать дежурному по парку о нарушениях внутреннего порядка в парке.
392. Дневальный свободной смены обязан:
не допускать в соответствии с указаниями дежурного по парку никого на невскрытые стоянки вооружения и военной техники, в помещения, на другие объекты парка, не разрешать их вскрытие без его личного разрешения;
следить, чтобы вооружение и военная техника с мест (на место) стоянки выводились (ставились) и передвигались по территории парка только с разрешения дежурного по парку;
не допускать курения и разведения огня в помещениях и на территории парка, за исключением специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также нарушений других требований безопасности военной службы;
следить за соблюдением чистоты и порядка в парке;
немедленно докладывать дежурному по парку по средствам связи, через дневального, несущего службу у входа в парк, или лично обо всех нарушениях внутреннего порядка, а при возникновении пожара принимать меры к его тушению.
Механик-водитель (водитель) дежурного тягача
393. Механик-водитель (водитель) дежурного тягача назначается из числа механиков-водителей (водителей) подразделений и отвечает за постоянную готовность дежурного тягача к немедленной эвакуации вооружения, военной техники и другого военного имущества. Он подчиняется дежурному по парку.
394. Механик-водитель (водитель) дежурного тягача обязан:
постоянно находиться в помещении, отведенном для суточного наряда по парку;
знать правила и порядок использования дежурного тягача для эвакуации вооружения, военной техники и другого военного имущества со стоянок, из помещений и других объектов парка;
следить за наличием и исправным состоянием имеющихся на дежурном тягаче средств пожаротушения, буксирования и эвакуации вооружения и военной техники;
поддерживать установленный температурный режим двигателя дежурного тягача, обеспечивающий его быстрый и безотказный пуск при низких температурах;
немедленно привести тягач в рабочее состояние при возникновении (угрозе возникновения) пожара в парке или иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; по приказанию дежурного по парку приступить к эвакуации вооружения, военной техники и другого военного имущества.
По приказанию дежурного по парку механик-водитель (водитель) дежурного тягача исполняет отдельные обязанности дневального по парку, не мешающие ему поддерживать постоянную готовность тягача к действиям по предназначению.
Вывод: Суточный наряд по парку назначается для поддержания внутреннего порядка в парке, обеспечения сохранности вооружения, военной техники и другого военного имущества, а следовательно от качества несения службы нарядом напрямую зависит боеготовность части.
Ответить на вопросы.
1. Порядок выхода и возвращения машин.
(Номера статей указаны из Наставления по автомобильной службе СА и ВМФ)
142. Заместитель командира по технической части (начальник автомобильной службы) воинской части накануне дня выхода машин из парка:
— дает указания о выписке путевых листов на машины, включенные в наряд на использование машин; путевые листы (приложение 17) подписываются заместителем командира части по технической части (начальником автомобильной службы), заверяются гербовой печатью и передаются под расписку в подразделения (в отдельных случаях — дежурному по части). В автомобильных частях и в частях, где заместитель командира по технической части ('начальник автомобильной службы) по штатам не предусмотрен, порядок оформления путевых листов определяется командиром части;
— дает указания командирам подразделений (их заместителям по технической части, старшим техникам, техникам) по подготовке водителей и машин к выполнению задач;
— передает один экземпляр наряда на использование машин дежурному по парку и дает ему указания по контролю за подготовкой машин;
— организует контроль за своевременной и качественной подготовкой водителей и машин к выходу из парка.
143. Командир подразделения организует и контролирует подготовку водителей и машин для выполнения задания. Подготовка машин проводится водителями накануне дня выхода из парка во время, предусмотренное распорядком дня для ухода за автомобильной техникой и непосредственно перед выходом из парка.
В день выхода командир подразделения вручает водителям путевые листы, инструктирует старших машин и водителей о цели, порядке, сроках выполнения задания и мерах безопасности движения. В отдельных случаях (в выходные и праздничные дни, до начала рабочего дня) путевые листы могут вручаться водителям дежурным по части.
Допускается проведение инструктажа старших машин и водителей накануне дня выхода.
144. Дежурный по парку по получении наряда на использование машин знакомит с ним начальника КТП. По прибытии подразделений (водителей) сличает путевые листы с нарядом на использование машин и разрешает приступить к подготовке машин к выходу.
145. Водитель проводит на стоянке контрольный осмотр машины перед выходом из парка и докладывает непосредственному начальнику о готовности к выполнению задания.
146. Старший техник (техник, командир) подразделения, убедившись в исправное™ и готовности машины, расписывается в путевом листе и дает водителю команду представить машину для проверки начальнику КТП.
147. Начальник КТП проверяет состояние и внешний вид водителя, наличие и правильность оформления положенных документов, внешний вид машины, ее заправку горючим, охлаждающей жидкостью и маслом, показания контрольных приборов, исправность агрегатов, систем и механизмов, обеспечивающих безопасность движения, исправность и опломбирование спидометров, исправность оборудования для перевозки людей и грузов.
При проверке машины он руководствуется операционной картой контроля, составленной на машину каждой марки отдельно.
При выходе большого количества машин их проверка начальником КТП может проводиться накануне, по окончании ежедневного технического обслуживания или на стоянке (если машины не выходили из парка).
Убедившись в исправности машины и наличии правильно оформленных документов, начальник КТП расписывается в путевом листе. В случае обнаружения на машине технических неисправностей, неподготовленности ее к перевозке людей или грузов, а также при отсутствии или неправильном оформлении документов он задерживает машину, о чем сообщает дежурному по парку.
148. Запрещается кому бы то ни было отдавать приказания начальнику КТП о выпуске из парка неисправных машин.
149. Дежурный по парку проверяет наличие на путевом листе подписей заместителя командира части по технической части (начальника автомобильной службы), старшего техника (техника, командира) подразделения и начальника КТП, сверяет путевой лист с нарядом на использование машин, записывает в путевой лист показания спидометра (счетчика моточасов), отмечает в путевом листе время убытия машины из парка, делает записи в журнале выхода и возвращения машин и разрешает дневальному выпустить машину из парка.
150. Машина, вышедшая из парка, поступает в распоряжение старшего машины, под руководством которого она используется согласно наряду на использование машин.
151. При объявлении боевой тревоги или сбора машины выводятся из парка в соответствии с планом. При этом начальник КТП машины не проверяет.
152. При возвращении машины в парк водитель (старший машины, а при возвращении колонны—старший колонны) докладывает дежурному по парку (информирует) о прибытии, выполнении задания и происшествиях в пути.
Начальник КТП (а при его отсутствии дежурный по парку) производит внешний осмотр машины.
153. Дежурный по парку при возвращении машины в парк проверяет наличие у водителя положенных документов, правильность заполнения путевого листа (раздел «Работа машины»), замечания инспекторов военной и государственной автомобильных инспекций, записывает в путевой лист показания спидометра (счетчика моточасов) и время возвращения машины, делает записи в журнале выхода и возвращения машин и дает указания водителю о проведении ежедневного технического обслуживания машины.
Машины, не прошедшие технического обслуживания, ставить на стоянки запрещается.
Вывод: Подготовка машин проводится водителями накануне дня выхода из парка и непосредственно перед выходом из парка, а командир подразделения организует и контролирует подготовку водителей и машин для выполнения задания.
Ответить на вопросы.
3. Путевая документация водителя. Оформление путевого листа.
Водитель транспортного средства обязан иметь при себе: водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение; военный билет; талон на право эксплуатации транспортной машины; путевой лист.
Талон на право эксплуатации транспортной машиной выдается на штатную транспортную машину сроком на три года. Он вручается водителю за которым закрепляется данная машина, и может быть передан другому водителю только с машиной по приказу командира части.
У водителей, машины которых выведены из строя или признаны на осмотрах автомобильной техники неисправными, талоны на право эксплуатации изымаются, сдаются в техническую часть воинской части и хранятся там до приведения машины в исправное состояние.
При выбытии воинской части из состава военного округа, а также при списании машины талоны сдаются автомобильной службе, выдавшей эти талоны.
Путевой лист выписывается в технической части воинской части на основании наряда на использование машин, утвержденного командиром части, и является распоряжением командиру подразделения (водителю) на выполнение задания. Он служит для учета работы машины и основанием для списания горючего и смазочных материалов.
Путевой лист выписывается, как правило, на одни сутки, а при направлении машин на боевое дежурство, в длительную командировку, на учения – на срок выполнения задания, но не более 10 суток.
Данные о работе машины и расходе горючего и смазочных материалов (ГСМ) записываются из путевого листа в книгу учета работы машин, расхода горючего и смазочных материалов.
В разделе I «Расход ГСМ (в литрах)» в графе «Наличие перед выездом» указывается количество горючего из графы «Наличие при постановке на стоянку»предыдущего путевого листа на данную машину. В графе «Получено» количество выданного горючего подтверждается подписью лица, производившего заправку с указанием даты. При расходе машиной горючего нескольких сортов каждый из них записывается отдельной строкой.
Путевой лист с заполненным водителем разделом II «Работа машины» и с подписью старшего машины (лица. пользовавшегося машиной) сдается в техническую часть или подразделение, проверяется и подписывается лицом, отвечающим за эксплуатацию машины в подразделении, после чего данные о работе машины и расходе горючего записываются в книгу учета работы машины, расхода горючего и смазочных материалов.
Испорченные бланки путевых листов погашаются, прикладываются к корешку и хранятся наравне с использованными бланками.
Для проверки правильности хранения, оформления и отработки путевых листов за истекший период, а также для уничтожения путевых листов и корешков к ним за предшествующий истекшему периоду командиром воинской части назначается комиссия.
По результатам проверки составляется акт, в котором указывается:
– за какой период проверены путевые листы, их количество и номера;
– правильность определения расхода горючего и выполненной машиной работы;
– за какой период уничтожены путевые листы, их количество и номера;
– результаты сверки записей о расходе моторесурсов в формулярах (паспортах) машины с книгой учета работы машины и расхода ГСМ.
Путевые листы с отметками о происшествиях с автотехникой и злоупотреблениях машиной, а также имеющиеся подчистки и оформленные не полностью не уничтожаются, а прикладываются к акту и хранятся вместе с ним.
Путевые листы выдаются со склада по накладной и учитываются в технической части в книге учета наличия и движения материальных средств. Полученные путевые листы и их корешки нумеруются на текущий год.
Вывод: Водитель несет личную ответственность за наличие и сохранность путевых документов, а командир подразделения обязан проверить их наличие перед выездом из парка.
Ответить на вопросы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. «Общевоинские уставы ВС РФ», Воениздат, М., Эксмо, УВС, гл.10.
2. «Наставление по автомобильной службе в СА и ВМФ», Воениздат, Москва, 1978, с97-109.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.