Методическая разработка "Воспитательная система класса".
Оценка 4.7

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
16.01.2020
Методическая разработка "Воспитательная система класса".
Методическая разработка "Воспитательная система класса"- обобщение опыта воспитательной работы с классным коллективом с 1-го по 4 класс.
Воспитательная система класса.docx

Воспитательная система класса

"Первая ступень"

Автор программы учитель

 начальных классов МБОУ

Шахунской СОШ №1

им. Д. Комарова

 Смирнова  Татьяна Павловна

 

Содержание

1. Моя педагогическая философия

2. Описание программы воспитательной деятельности

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=113&source=&block=0&capping=0&cb=5faba18796088ffc2ab5ed6c691e79e93. Механизм построения и функционирования программы воспитательной деятельности

4. Принципы жизнедеятельности коллектива

5. Самоуправление программы воспитательной деятельности

6. Работа с одаренными детьми

7. Контроль и диагностика эффективности функционирования программы воспитательной деятельности

8. Эффективность функционирования программы воспитательной деятельности

9. Работа с родителями

10. Перспективы дальнейшей жизнедеятельности и развития программы воспитательной деятельности класса

11. Список используемой литературы

 

 

 

Девиз:  «Каждый человек есть плод воспитания, но главный воспитатель человека - он сам. А педагог открывает нужные клапаны личности, а ненужные закрывает»

Людмила Улицкая

I. МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=114&source=&block=0&capping=0&cb=c2ac4f5e38a48523ed47c21ca482ba0bАнтуан де Сент-Экзюпери писал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья, надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль».

В своей педагогической деятельности приоритетным считаю развивать творческие и интеллектуальные способности, нравственные качества своих учеников, в каждом ребёнке развивать тот потенциал, который в нём заложен. Ведь каждый ребёнок талантлив по - своему. Кто-то художник, кто-то поэт, а кто-то просто хороший человек! Главное в работе учителя начальных классов увидеть это и создать благоприятные условия для развития и воспитания маленького человечка. И для этого я  включаю детей в постоянную творческую деятельность, творю вместе с ними, переживаю вместе с ними, обучаю и обучаюсь вместе с ними.

Следуя мудрости Плутарха, понимаешь: ребенок, действительно, не «пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». А чтобы зажечь, нужно самому педагогу гореть.

Началом построения  моей программы воспитательной деятельности стали слова Л.А.Никитиной:

«Человек обязательно должен быть чьим – то любимым, самым близким, незаменимым. Вот основа устойчивости человека в трудном и пока холодном нашем мире. Люди ничьи страшны, потому что предательство для них - норма существования, безответственность – норма совести. Для них и в самом деле ничего святого нет, даже собственное «Я» не дорого, грош цена себе и жизни тоже. Главное – спасти человека, сохранить в нём человеческое, тогда сохраним всё».

Действительно, каждый ребёнок независимо от возраста должен знать, что есть человек, любящий его и принимающий таким, какой он есть. Ребёнок должен чувствовать, что он незаменим. Чаще всего такими людьми для ребёнка являются родители. В них ребёнок видит защитников, советчиков, друзей. Переступая порог школы, ребёнок надеется, что в трудную минуту рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, развеселить, помогут стать смелее, умнее, добрее и терпеливее. «Дети – цветы нашей жизни», но цветок живой – когда ребёнок «растёт» в жизни: среди дел, занятий, забот, отношений людей. Важно превратить школьные часы, дни и годы в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечений, поисков и находок жизнь.

Следующей ступенькой в построении моей программы воспитательной деятельности стало знакомство с теориями и современными концепциями и подходами в воспитании. Слова Ш. А. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах» помогли мне утвердиться в своих позициях. Близки мне позиции В.А.Сухомлинского, который утверждает, что «хороший учитель» - это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком. В своей работе я опираюсь на опыт Ш. А. Амонашвили (педагогика сотрудничества), В. А. Караковского (концепция, ориентированная на коллективное воспитание), С.Л.Соловейчика (личностный подход). На последнем этапе построения программы воспитательной деятельности класса, в основу которой положен гуманистический принцип, я сформулировала принципы, задачи и средства, необходимые для её реализации. Суть моей программы воспитательной деятельности заключается в том, чтобы дети могли почувствовать себя умелыми, талантливыми, смелыми, сильными, добрыми, счастливыми, и на этой основе учиться и учить друг друга, познавать себя и других, общаться друг с другом и с искусством, с наукой, с миром взрослых. Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от деятельности, позволяющей им открывать себя: свои способности, свои возможности. Именно она вызывает у ребёнка радость и интерес. Тогда детские лица светятся улыбкой и глаза становятся счастливыми и весёлыми. И такой деятельностью для детей является игра. «Игра помогает детям отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во вселенной». – Януш Корчак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель программы воспитательной деятельности класса:

  • Создать благоприятные условия для развития личности учащихся, их способностей и творческого потенциала.
  • Приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, воспитывать ценностное отношение к таким понятиям как «малая родина», «семья», «общение», «культура».
  • Организовать все виды деятельности, вовлекающей учащихся в общественно – ценностные социализирующие отношения.

Реализации данной цели и задач способствуют восемь взаимосвязанных направлений: «Здоровье», «Культура», «Человек», «Родина», «Семья», «Труд».

Программа «Первая ступень», нацелена на воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения и ответственности, включает в себя воспитание:

  • чувства безопасности, то есть физической и психологической защищённости, отсутствия страха перед препятствиями, умение защитить свою позицию;
  • чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, малой Родине, России, к родовым корням;
  • чувства индивидуальности, то есть чувства знания самого себя, своей ценности, это ответ на вопрос, кто я есть, какой я, как я оцениваю себя и как  меня оценивают другие;
  • чувства цели, смысла жизни, жизнедеятельности, то есть ответ на вопрос, зачем я пришёл в этот мир, каково моё предназначение и ответственность перед людьми, собой, Высшей реальностью;
  • чувства компетенции, то есть уверенности в своих знаниях и возможности их применения.

Приобретая все эти качества, ребёнок уверенно движется вперёд по жизни к своей, пока далёкой и ещё неоткрытой, но яркой звезде.

Последний месяц каждого учебного года посвящён подведению итогов. В завершении проводится КТД, на котором отмечаются достижения ребят на определённом этапе.

Системообразующими видами деятельности являются творческая и игровая. Данные направления были выбраны мною не случайно. В основе выбора лежат интересы и потребности учащихся, а также мои личностные особенности и интересы.

Для организации жизнедеятельности классного коллектива мною были выбраны следующие системоинтегрирующие формы:

  • объединение проводимых дел в крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей «Здоровье», «Культура», «Человек», «Знание», «Родина», «Мой мир», «Труд»;
  • форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых (КТД)

 

         В основе моей программы воспитательной деятельности «Первая ступень» лежит творчество. Я считаю, что именно активная творческая деятельность – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Так ролевые игры, проводимые мной, формируют в ребёнке культуру поведения и общения в разных жизненных ситуациях, а командные спортивные или интеллектуальные соревнования учат взаимопомощи и взаимоподдержке, сопереживанию и взаимопониманию, наши походы в лес помогают не только любить и беречь природу, быть наблюдательным и ценить красоту, но и вовремя прийти на помощь, и поделиться вкусным бутербродом.

Программа воспитательной деятельности 4 «б» класса, в котором я являюсь классным руководителем четвёртый  год, построена на гуманистическом принципе воспитания. Я согласна с позицией Ш. А. Амонашвили , который считает, что главный принцип такого воспитания – расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своём же воспитании. Поэтому в основе построения моей воспитательной системы лежат четыре принципа:

Принципы

1. Принцип принятия: человек принимается другими людьми таким, какой он есть. В нашем коллективе ребёнок принимается полностью со всеми его достоинствами и недостатками. При этом каждый член коллектива чувствeт, что его любят и ценят несмотря ни на что, и сам он учится принимать других, уважать их мнение. В общении с ребятами на уроке или во внеклассной деятельности я строю отношения таким образом, чтобы каждый ребёнок почувствовал, что он мне интересен, что для меня важен его успех, что я вместе с ним переживаю его неудачу и, что я люблю его уже за то, что он мой ученик.

2. « Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика» Сухомлинский В.А.

Принцип диалогического общения. Общение – диалог – построено на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг к другу, желании педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Диалогическое общение способствует обмену социальными ролями, возможности «встать на место» другого, содействуя восприятию человека человеком. Диалогическое сообщение помогает реализовать очень важную функцию общения – сопереживание. Это создает условия для развития и совершенствования детского коллектива. Доверительное общение с детьми создаёт в нашем классе благоприятный эмоциональный климат, создаёт атмосферу радости. Каждый день мы радуемся нашей новой встрече, возможности поделиться друг с другом своими мыслями, чувствами, творческими идеями. Вот бежит ко мне Коваленко Надюшка: «Я нарисовала для вас рисунок! Посмотрите, красиво? Я старалась!». Андреева Света шепчет мне на ухо: «Я написала заметку в нашу газету про классный час, который был на прошлой неделе».Я с удивлением и радостью принимаю труд ребят, хвалю их, благодарю за доставленную мне радость. И так каждый день! Дети бегут ко мне, а я к ним.

3. «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что – то своё» Сухомлинский В.А.

Принцип соразвития: развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослости. Я считаю, что в развитии человека лежит прежде всего гармонизация внешнего и внутреннего «Я». В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и развитие. Сотрудничество взрослых и детей помогает преодолеть страх, беспокойство, при этом сохранить и развить положительные эмоции обеих сторон. Создаёт благоприятные ситуации для развития творческих индивидуальных особенностей каждого. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует её успешность. Всё, что происходит в нашем классе, мы готовим вместе с детьми и родителями. В совместной деятельности сотрудничества каждый не только вносит что-то своё, но и учится у других, берёт что-то для себя. Так при подготовке к новогоднему утреннику ни один человек: ни взрослый, ни ребёнок не остался в стороне. Почти все родители приняли участие в новогоднем спектакле, остальные рисовали новогодние газеты, делали вместе с детьми новогодние игрушки, все вместе украшали класс. В процессе деятельности все сдружились, лучше узнали друг друга, а от самого праздника все участники получили такой эмоциональный заряд, который подтолкнул всех к ещё более активному и тесному сотрудничеству.

4.Принцип увлечённости: я отношусь к общению с детьми творчески, учитываю индивидуальные особенности характера учащихся, особенности эмоциональной сферы; пытаюсь объединить их творческой деятельностью, которая для них интересна и значима. Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают активно участвовать во всех делах. Это значит, проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Такая жажда деятельности формирует жизненно важное качество личности – трудоспособность. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью.

III. МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Программа воспитательной деятельности класса проходит в своём развитии несколько этапов, которые способствуют развитию личности каждого ребёнка.

Первый этап.

1 класс. «Кто я такой?»

На первом этапе идёт раскрытие потребностей и возможностей каждого участника воспитательного процесса, намечаются пути формирования сплочённого коллектива.

Второй этап.

2 класс. «Откуда я родом?»

На втором этапе идёт укрепление межличностных отношений, вводятся новые формы и способы совместной деятельности, формируются традиции коллектива.

Третий этап

3 класс «Кто такие все мы?»

На третьем этапе идёт формирование индивидуальности коллектива, развивается самоуправление, жизнь коллектива строится на основе традиций.

Четвертый этап

4 класс «Какими мы стали»

На четвёртом этапе идёт поиск форм и способов обновления жизнедеятельности в классе, а всё лучшее в классе становится достоянием всей школы.

Программа воспитательной деятельности класса тесно связана с проблемной темой школы «Сотрудничество учителя и ученика на уроках и во внеурочное время».

IV. ПРИНЦИПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА.

Процесс гуманизации пространства детства я строю с учётом законов детского бытия: специфики возрастного и индивидуального развития. Я считаю, что смысл гуманизации пространства детства состоит в «очеловечивании» жизни ребёнка в школьные годы, обеспечении условий для его личностного роста, интересного и радостного бытия. Воспитательное пространство не складывается само по себе, оно возникает «внутри» педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности

 

Воспитательное пространство становится фактором гуманизации детской жизни при условии, что оно наполнено реальными и жизненно важными вопросами, на которые детям необходимо найти ответы. Для них такое пространство – это собственная территория, за которую несут ответственность.

Создание воспитательного пространства в нашем классе включает в себя освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды. Среда – это один из важнейших компонентов воспитательной системы, освоение которой формирует у детей ценностное отношение к миру и культуре, осознание себя в этом мире, развитие своего «Я», нахождение своего места среди других людей.

В моей программе воспитательной деятельности «Первая ступень» пространство детства можно определить как совокупность разных «пространств», каждое из которых воздействует на процесс развития ребёнка

ТРУД

«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия». К. Д. Ушинский.

Цель: Воспитывать человека, который сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Задачи:

1.     Формировать трудовые умения ребёнка в семье и школе.

2.     Формировать чувство заботы о других людях, умение жертвовать своими желаниями для других людей и умение выполнять какую-то работу быстро и качественно.

3.     Расширять знания детей о трудовых успехах других людей, села, района, области.

4.     Знакомить с особенностями различных профессий.

Основные понятия направления «ТРУД»: рассмотрение причин роста благосостояния отдельных людей, уточнение понятия «трудолюбие», выявление дел выполняемых с желанием и без желания, предположение о последствиях проявления лени и нежелания трудиться, поиск способов искоренения лени и безответственности, выяснение предназначения вещей в жизни человека, знакомство с технологией производства некоторых вещей, выработка правил обращения с предметами одежды, школьными принадлежностями, книгами, выявление профессиональных интересов детей, определение качеств характера, необходимых в той или иной профессии, выделение важнейшего качества человека для любого рода занятий.

 

 

Формы деятельности в направлении «ТРУД»:

  • Трудовой десант.
  •  «Все работы хороши, выбирай на вкус». Устный журнал.
  • «Мои трудовые обязанности в семье». Конкурс рисунков.
  • «Мои трудовые поручения в классе и дома». Анкета для родителей. Анкета для учащихся.
  •  Наша творческая  мастерская.
  • Конкурс поделок «Мозаика детства».
  • «Мудрость народных пословиц и поговорок о труде» диспут.
  • «Трудовые успехи нашего района» обсуждение статей из газеты «Степные зори».
  •  «Трудовой подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной Войны» просмотр фильма.
  • Конкурсно-игровая программа «Мамины помощники».
  • Инсценировка русских народных сказок «Делу время - потехе час».

 

 

МОЙ МИР

Цели:

1.     Расширять знания об искусстве человеческих взаимодействий.

2.     Формировать эмоционально – положительные, мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

3.     Помогать приобрести навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности.

Задачи:

1.     Учить детей понимать себя и умению «быть в мире с собой».

2.     Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям.

3.     Развивать у ребят навыки общения в различных жизненных ситуациях.

4.     Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

5.     Развивать творческие способности и воображение в процессе коммуникативной деятельности.

6.     Развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребёнка в процессе коммуникативной деятельности.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Мой мир»:

  • «Мир наших чувств» классный час.
  • «Тайна моего «Я»» час откровений.
  • «Что в имени тебе моём?» оформление странички в классном альбоме.
  • «Мир моих фантазий» игровая программа.
  • «Знаешь ли ты себя?» тест.
  • «Автопортрет» тренинг.
  •  «Моя любимая игрушка» выставка игрушек.
  • «Ласковое имя» классный час.
  • «Мои сильные стороны» тест.
  • «Мои добрые дела» тренинг.
  • «Зачем человеку общение? Виды общения» классный час.
  • «Этикет и хороший тон» игра – путешествие.
  • «Дружили мальчик с девочкой» ролевая игра.
  • «Посмотри, как мир хорош, в котором ты живёшь» фестиваль.

 

ЗДОРОВЬЕ.

 

Цели:

1.     Сохранять и укреплять физическое здоровье детей.

2.     Воспитывать у детей потребность в здоровье как жизненно важной ценности, сознательное стремление к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Задачи:

1.     Знакомить детей с различными формами закаливания.

2.     Приобщать детей к физкультуре и спорту.

3.     Расширять практические знания детей о ведении здорового образа жизни.

Приоритетные понятия направления «Здоровье» в работе с классным коллективом:

  • психическое и физическое здоровье;
  • традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья;
  • гигиена и её значение в жизни человека;
  • культура сохранения собственного здоровья;
  • ответственность за здоровье других людей;
  • гармония души и тела, режим дня и здоровье;
  • воля и её значение в сохранении здоровья;
  • самовоспитание, саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

  • « Знаете ли вы овощи?» театрализованное занятие.
  • «Что растёт на грядке?» викторина.
  • Культпоход на ФОК в  боулинг.
  • Игры по «Обеспечению безопасности жизнедеятельности»
  • «В здоровом теле – здоровый дух» КТД
  • «В гостях у Мойдодыра» круглый стол.
  • «Чистые руки, тело – смело берись за любое дело» встреча с детским врачом.
  • «Чтобы гриппа не бояться – надо, братцы, закаляться» утренник.
  • «Папа, мама, я – спортивная семья» спортивные соревнования.
  •  «Режим дня» беседа.
  • Конкурс стенгазет «Хочу быть здоровым!»
  • «Весёлые старты» спортивные соревнования.

 

РОДИНА

Цели:

Воспитывать человека, обладающего значимыми общечеловеческими нравственными качествами необходимыми для жизни в обществе.

Задачи:

1.     Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине.

2.     Знакомить учащихся с историей России, историей родного края.

3.     Осуществлять связь учащихся с окружающим социумом.

4.     Формировать правовую культуру, свободное и ответственное самоопределение в сфере правовых отношений с обществом.

5.     Формировать гуманистическое мировоззрение, способное к осознанию своих прав и прав других людей, способность к саморазвитию.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Родина»:

  •  «Поклонимся великим тем годам» литературно – музыкальная композиция.
  • «Язык мой» устный журнал.
  • Просмотр фильмов «Присяга», «КМБ»
  • Вахта памяти.
  • Урок мужества.
  • Экскурсия в школьный краеведческий музей «Моя школа» экскурсия.
  • Встреча с ветеранами Вов.
  •  «Моя улица» защита творческих проектов.
  • «С чего начинается Родина?» КТД
  • Встреча с сотрудниками ГИБДД «Опасности на дороге»

Интеллект

Цель:

1.Помогать учащимся развивать в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

1.     Изучать круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

2.     Создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

3.     Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

4.     Сохранять любопытство и информационную ненасыщаемость.

Основные понятия направления «ИНТЕЛЛЕКТ»: умственное развитие, способности, фантазия в жизни человека, способности к творчеству, культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении «ИНТЕЛЛЕКТ»:

  • Олимпиады по русскому языку, математике.
  • «В подводном царстве» викторина.
  •  «Как выполнять домашние задания» беседа.
  • Интеллектуальный марафон.
  • «Развивай внимание» игровая программа.
  • «Запоминайка» конкурсно – игровая программа.
  • «Газеты и журналы нашего дома» информационный час.
  • «Что? Где? Когда?» игра с детьми и родителями.
  • «Как научить себя учиться?» встреча со школьным психологом.
  • Экскурсия в библиотеку.
  • «Учимся составлять ребусы» мастерская.
  • «Какие бывают словари» обзор книг.
  • «Семья и школа в формировании интереса к учению» КТД

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК

Цели:

1.     Передавать учащимся знания, умения социального общения людей, опыта поколений.

2.     Воспитывать у учащихся духовно – нравственные качества, устанавливать истинные, основанные на любви и уважении взаимоотношения.

Задачи:

1.     Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

2.     Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребёнок».

3.     Воспитывать у учащихся нравственные ценности, связанные с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла и др.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Человек».

  • «Моя мама » семейный праздник.
  • «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» выставка рисунков.
  • «О лени и лентяях» игра-путешествие.
  • «О жадности и жадных» классный час.
  • «От улыбки хмурый день светлей» защита фантастического проекта «Защитим улыбку».
  • Просмотр и обсуждение видео роликов «ЕРАЛАШ».
  •  «Учимся радоваться жизни» КТД.
  • «Дисциплина и ответственность» беседа
  • Родительское собрание с детьми «О родных и близких людях с любовью».
  • «Мисс Кис-кис и мистер Мяу» конкурсы для любителей кошек
  • «Как мне живётся в моём классе» анкета для детей
  • «Воспитанность детей в семье» анкета для водителей
  • «Семья для домовёнка Кузи» КТД.

КУЛЬТУРА

Цели:

1.     Формировать потребности, способы, установки культурного человека.

2.     Развивать умение видеть и ценить красоту.

Задачи:

1.     Знакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах и различных жизненных ситуациях.

2.     Создавать условия для эстетического развития личности.

3.     Формировать творческие способности учащихся.

Формы работы с классным коллективом.

  • «Культура поведения» диспут.
  • Литературный турнир «вспоминаем сказки Пушкина»
  • КВН «Это славное имя Пушкин».
  • «Масленица» праздник
  • Литературная игра по книге Ю. К. Олеши «Три толстяка»
  • Экскурсия в музей.
  • Конкурсная программа «Минута славы».
  • «Знакомство с традициями других народов»
  • «Культура речи» ролевая игра.
  • «Всемирный марафон»
  • «Кукла-оберёг» мастерская.

Законы жизни коллектива

1.     Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебе людям. Будь правдив!

2.     Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе!

3.     Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.

4.     Закон любви: любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств, не стесняйся её.

5.     Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

6.     Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.

7.     Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

8.     Закон старости: помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.

9.     Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

10. Закон смелости: вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

11. Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

V. САМОУПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ».

Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм организации деятельности, где, прежде всего,  учитываются желания и интересы самих ребят. Наш  коллектив  –  это маленькая страна, в которой жизнь построена так, чтобы каждый чувствовал себя значимым, нужным, а также ощущал  необходимость и нужность другого. Ребята придумали название своему классу «Непоседы», определили поручения, которые они могут выполнять, проявляя свои возможности и способности. Поручения были распределены в игровой форме по желанию ребят.

Равнобедренный треугольник:    Самоуправление

Н

 


С

 

 

 

 

 

 

 

 


Командир класса – организует работу всех центров.

Центр «Дежурные» представляют ребята, которые организуют дежурство по классу, по школе, по столовой, а также изучают отношение одноклассников к выполнению своих обязанностей. Пишут заметки в классную газету по результатам дежурства.

Центр « Затейники» – ребята участвуют в разработке всех мероприятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты и праздники, анализируют участие в них.

Центр «Цветоводы» – ребята заботятся о земных насаждениях в классе и школе, помощь в организации и проведении экскурсий в природу.

Центр «Умники» – ребята помогают в учебной работе отстающим одноклассникам, классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.

Центр «Спортсмены» – ребята проводят минутки отдыха на уроках, помогают в организации и проведении спортивных мероприятий.

Высшим органом самоуправления в классном коллективе является классное собрание. Оно проводится 1-2 раза в месяц. На классном собрании мы решаем вопросы жизни в нашем коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит ребят общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности, учит понимать значение коллектива в жизни человека. Результатом собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Я на собрании выступаю одновременно в двух качествах:

  • как представитель учебного заведения, наделённый определёнными официальными полномочиями,
  • как член классного коллектива, с которым я связана дружескими отношениями на правах старшего товарища.

 

Самоуправление – это:

  • взаимоуважение;
  • плодотворное сотрудничество;
  • приобретение жизненного опыта;
  • организаторские и лидерские качества;
  • коммуникативность;
  • воля и уверенность в себе;
  • профориентация;
  • формирование активной гражданской позиции.

Все эти качества я формирую у ребят в процессе нашей совместной деятельности.

Самоуправление помогает моим детям научиться выполнять порученное дело ответственно, выработать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Я как классный руководитель постоянно контролирую участие ребят в выполнении поручений и поощряю инициативу, самостоятельность, желание выполнять общественное поручение. Самоуправление способствует сплочению классного коллектива.

VI. РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.

Одарённые дети – это учащиеся, которые обладают сильным интеллектуальным потенциалом, ярко выраженными умственными способностями, широкими познавательными интересами, любознательностью, высокой мотивационной учебной деятельностью. У таких детей наблюдается потребность в интеллектуальной деятельности, желание много знать.

В первом классе работа была направлена на раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка. Для этого я включаю детей в различные виды деятельности, расширяю взаимодействие с окружающим социумом, создаю благоприятные условия для проявления индивидуальности учащихся, развития их способностей.

Высокий интеллектуальный уровень показали Соколов Ярослав, Яковлев Антон, Мельчакова Виктория, Кожинова Анастасия, Пушкарёв Егор. Ребята принимают участие в предметных конкурсах, викторинах, олимпиадах.

Спортивными данными обладают Малинин Артём, Смирнов Никита, Яровикова Алина, Багаев Денис. Ребята входят в состав сборной команды, которая принимает участие в районных соревнованиях. Некоторые из них ещё занимаются в спортивных секциях в ФОКе.

Хорошо рисуют  Смирнова Евгения, Ложкина Валентина, Дементьев Антон, Козлова Арина.  Эти ребята участвуют в различных конкурсах изобразительного искусства и творчества, учатся в художественной школе.

Обладают хорошим музыкальным слухом и вокальными данными Соловьёва Алина, Ложкина Валентина, Водопьянова Арина, Яровикова Алина. Они посещают вокальные кружки в РДК, выступают на школьных и классных мероприятиях.

 

Кожинова Анастасия                               Дементьев Антон

На протяжении 10 лет  я вела  хоровой кружок  «До-ми-соль-ка», целью которого было развитие творческих способностей обучающихся, музыкального слуха  развитию вокальных данных. Отчётными выступлениями нашего кружка были театрализованные музыкальные спектакли, концерты на школьных мероприятиях. Многие мои выпускники хорошо поют и продолжают потом своё обучение в различных вокальных кружках и в детской музыкальной школе.

 

 

4-й год  я веду кружок для ребят начальной школы «В мире книг».  Знакомясь,  с дополнительной литературой, ребята активно участвуют в интернет -олимпиадах по литературному чтению и занимают призовые места.

VII. КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель: выявить способности программы содействовать развитию детей.

Эффективное воспитание и обучение, формирующее образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности.

Изучение классного коллектива основывается на следующих критериях:

  • сформированность индивидуальности учащихся;
  • удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе;
  • сформированность коллектива класса.

Для исследования результативности программы воспитательной деятельности класса я использую следующую совокупность критериев и методик изучения:

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Методика «10 ступенек».

Исследование самооценки детей 1б класса. Октябрь 2013г.

Исследование самооценки етей

Методика «10 ступенек» помогает исследовать самооценку ребёнка. Уровень самооценки в поведении проявляется так. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость – свойственны детям с заниженной самооценкой.

Методика Н.П.Капустина помогает мне определить уровень воспитанности учеников и осуществлять на основе этого реального руководства дальнейшее воспитание и развитие своих воспитанников. Под уровнем воспитанности понимается степень сформированности важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий.

Анализ воспитанности детей в семье.

Родители оценивают насколько проявляются те или иные нравственные качества ребёнка в семье. В тестировании участвовало 14 учащихся. Диагностика показала следующие результаты.

АНАЛИЗ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

3 класс, конец года

анализ воспитанности детй в семье

Тестирование показало, что в семье, как и в школе , ребята часто проявляют свои положительные качества. Они также исполнительны, отзывчивы, самокритичны, добросовестно относятся к учёбе, к своим поручениям, любят свой класс, защищают честь класса делами, рассказывают о классе дома.

Судя по критериям «аккуратность» и «поведение», дети дома иногда позволяют себе неаккуратность и шалости, но на замечания родителей реагируют. А в классе 50% учащихся всегда проявляют эти качества положительно. Критерий «отношение к критике» показывает, что 95% учащихся имеют своё мнение и могут высказывать критические замечания. И только один ребёнок некритичен, подстраивается под мнение других людей. Оценка трудолюбия детей в семье заставляет задуматься. На родительском собрании мы с родителями совместно разработали ряд мероприятий, направленных на развитие трудолюбия. (см. формы деятельности в направлении «Труд»)

Лучше всего об отношении ребят к своему классу говорят мини сочинения «Как мне живётся в моём классе».

Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, самоуправлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.

VIII. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Эффективность воспитательного процесса я определяю по соотношению достигнутого результата и целей воспитательной деятельности.

Критерии эффективности функционирования воспитательной системы:

  • степень освоенности учащимися образовательных программ;
  • воспитанность учащихся;
  • активность личности;
  • защищённость и комфортность ребёнка в классе;
  • репутация класса;
  • удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе.

В моём  классе дети очень активны. Они рисуют, делают поделки, пишут заметки в нашу газету, принимают активное участие во всех классных часах, утренниках, КТД, трудовых десантах, различных конкурсах. Кроме основной школы все ребята занимаются в кружках, спортивных секциях, многие учатся в ДШИ. При этом 78% ребят учатся на «4» и «5».

Результаты тестирования показывают рост уровня запоминания, интеллектуального уровня, уровня мотивации. С каждым днем ребята более ответственно, более осознанно относятся к учебе. У всех ребят вырос уровень изобразительных и графических навыков.

Если оценивать уровень развития классного коллектива по авторской методике А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив», то я бы определила его как «Мягкая глина». Отношения в классе в основном доброжелательные. Очень часто ребята приходят на помощь друг другу по своей инициативе. Делаются первые шаги по сплочению коллектива. Организаторы начинают себя проявлять, но пока по-настоящему поддержать их некому.

Эффективность функционирования воспитательной системы показывает уровень воспитанности и образованности моих учеников, когда они переходят в среднее звено.

IX. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Девиз: Только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителя и родителей содержательной, интересной, радостной.

Родительский комитет:

1.     Пушкарёва Марина Владимировна – председатель комитета, казначей.

2.     Яковлева Елена Владимировна - ответственный  за учебную работу.

3.     Соколова Валерия Владимировна - ответственный за хозяйственную работу.

4.     Водопьянова Анастасия Игоревна - ответственный за культмассовую работу.

Распределение обязанностей в родительском комитете:

Председатель:

  • организует работу родительского комитета, составляет план работы;
  • активно участвует в организации и проведении родительских собраний;
  • является представителем класса в общешкольных родительских объединениях.
  • собирает родительские средства на нужды классного коллектива;
  • составляет вместе с классным руководителем смету расходов;
  • отчитывается перед родителями за использование средств.

Ответственный за учебную работу:

Проявляет интерес к учебной работе детей, организует посещение уроков, помогает в приобретении необходимых учебников и пособий, вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию учебной мотивации, ответственного отношения к учёбе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий.

Ответственный за хозяйственную работу:

Организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса, в ремонте и оформлении классного помещения, помогает в приобретении необходимых для класса хозяйственных вещей.

Ответственный за культмассовую работу:

Организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, учебных развлекательных мероприятий, культпоходов в театр, РДК, музей , привлекает родителей к организации кружков, к проведению классных часов, утренников и т.п.

Содержание работы:

1.     Составление плана работы;

2.     Проведение вместе с классным руководителем родительских собраний ( 4 раза в год );

3.     Проведение индивидуальных бесед с родителями об учёбе, поведении, здоровье детей и их индивидуальных особенностях;

4.     Сбор и рациональное использование для классных нужд родительских средств;

5.     Посещение уроков, знакомство с учебными программами;

6.     Организация учебных экскурсий;

7.     Помощь в приобретении необходимых учебников и учебных пособий;

8.     Привлечение родителей к ремонту, уборке, оформлению классного помещения, к ремонту мебели, к участию в совместных субботниках по работе в классе, в школе;

9.     Помощь в организации классных часов, утренников, в проведении культпоходов, экскурсий, совместных поездок, турпоходов;

10. Привлечение родителей к работе кружков;

11. Организация совместных праздников, соревнований, спортивных соревнований.

Родительские собрания

1 ЧЕТВЕРТЬ

Тема: « Не допустить беды» - о безопасности жизни и здоровья ребёнка. О задачах на новый учебный год.

Тема: «Семья для домовёнка Кузи» - о семейных традициях, КТД.

2 ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Семья и её роль в формировании нравственных ценностей и ориентиров подрастающего поколения».

Тема: «Спорт в моей семье» - презентации семей.

3 ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Роль отца в воспитании детей».

Тема: «Что? Где? Когда?» - игра с детьми и родителями.

4 ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Один день из жизни семьи» - открытое родительское собрание

Тема: «Неразлучные друзья – родители и дети» - форум.

X. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА.

Планирование жизнедеятельности и развития программы «Первая ступень» занимает важное место в моей работе. Перспективы программы воспитательной деятельности – это, в сущности, план жизни классного коллектива, «радость завтрашнего дня». Для того, чтобы сделать жизнь ребёнка в школе той «моделью достойной жизни», к которой человек будет стремиться всю жизнь, я буду строить воспитание личности учащихся на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование жизненной позиции.

Для этого я планирую:

  • продолжить работу по основным направлениям программы «Первая ступень»: «Здоровье», «Культура», «Человек», «Знание», «Родина», «Мой мир», «Труд».
  • создать творческий центр помощи детям при переходе в среднее звено. В его состав войдут родители, учителя старших классов и пятиклассники;
  • организовать клуб родителей «Город мастеров» для развития творческих способностей и познавательных интересов детей;
  • оформить классный альбом «Наш класс»;
  • повысить роль СМИ в жизни класса, для этого активизировать работу кружка «Юный журналист»;
  • оформить альбом «Моя родословная» и передать его в школьный музей.

Пытаясь реализовать на практике гуманистические идеи воспитания, я спрашиваю себя: «Какими будут мои дети через год? Какими людьми они станут, когда выйдут во взрослую жизнь?» Ответом на эти вопросы стали для меня стихотворные строки:

Я часто думаю мучительно

Над фразой мудрой как века:

«Чтоб было у кого учиться,

Учитель, воспитай ученика».

Чтоб был он сильным, умным, добрым,

Чтоб Родину не смог предать,

Чтоб крепкую семью он создал,

За друга смог бы жизнь отдать.

Чтоб верил в искренность и правду,

Чтоб был душой он чист, как снег,

Чтобы из искры разгорелось пламя.

И разуму был предан он навек!

XI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.     Амонашвили Ш.А. Школа жизни.- М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000г.

2.     Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М., «Просвещение», 1987г.

3.     Никитина Л.А. Исповедь. – М., Издательство «Знание», 1991г.

4.     Березина В.А., Виноградова Л.И. Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания.- М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2003г.

5.     Родительские собрания. Нравственное воспитание в семье. Авт.-сост. Васильева Е.В. – Волгоград: Учитель, 2008г.

6.     Система работы по формированию здорового образа жизни. Сост. Бочкарёва О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.

7.     Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. Учебное пособие. Авторы-составители Черноусова Ф.П., Яковлева Е.Ю. – М., Центр педагогического образования, 2007г.

8.     Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций. – М., Новая школа, 1993г.

9.     Венецкая А.Б., Исакова Т.Г. Гармония общения: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2004г.

10. «Этическая грамматика или весёлый этикет». Методическое пособие для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов. Составители Венецкая А.Б., Исакова Т.Г., Чурилова О.В.- Магнитогорск: МаГУ, 2002г.

11. Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе.- М., Народное образование, 2006г.

12. Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе. – М., Народное образование, 2007г.

13. Воспитание индивидуальности. Учебно-методическое пособие. Под редакцией Е.Н.Степанова.-М.:ТЦ Сфера, 2008г.

 

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".

Методическая разработка "Воспитательная система класса".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020