Методическая разработка «Заинтересованность и включённость родителей в образовательный процесс как необходимое условие качества его результата». Родительское собрание в хореографическом коллективе

  • docx
  • 01.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка Родительское собрание.docx

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования 

«Центр детского творчества «Сигнал» г. Перми

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 «Заинтересованность и включённость родителей в образовательный процесс как необходимое условие качества его результата»

Родительское собрание в хореографическом коллективе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

                                                                             Полыгалова Оксана Витальевна,

педагог дополнительного образования

                                                                 высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРМЬ 2020

 

 «Если целью является изменение                                                                                                                                                                          поведения ребёнка, то надо изменить

и поведение влияющих на него людей (родителей)…»

 С.У. Бижу

Занятия искусством танца часто ассоциируются у людей с досугом и развлечением, что формирует соответствующее отношение. Большинство родителей выбирают хореографический коллектив для ребёнка, ориентируясь на рекламу деятельности: красивые фото, дипломы побед, и, на момент приёма ребёнка в хореографический коллектив, не имеют глубокого понимания, какими средствами достигается результат. При этом родители мечтают видеть ребёнка на сцене уже завтра, а самый популярный вопрос, который они задают: участвует ли коллектив в конкурсах? Как следствие возникают разочарование от несоответствия ожидания и действительности.

Важность первого родительского собрания в хореографическом коллективе неоспорима. Многолетний практический опыт работы с обучающимися и родителями Образцового детского коллектива «Ансамбля спортивно-эстрадного танца «Колибри» МАУ ДО «Центр детского творчества «Сигнал» г. Перми позволил педагогу выявить типичные проблемы и определить приёмы работы, делающие проведение данного мероприятия более эффективным и результативным.

Первое организационное собрание с родителями новичков проводится в начале учебного года, носит мотивационный характер и направлено на согласование целей и действий родителей и педагога в отношении образования детей. Важно добиться от родителей понимания определённых педагогических требований, при условии обязательного выполнения которых можно достичь положительного результата в образовании детей. В рамках первичного знакомства проводится анкетирование родителей.

Новизной является проведение родительского собрания с включением элементов коучинга.  «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, и я пойму. Древняя китайская мудрость».

Педагог с помощью вопросов помогает сформировать системное понимание круга позиций, влияющих на результат. Способ донесения новой информации происходит в форме интенсивной развивающей беседы партнёров (педагога и родителей) работающих на один результат: повышение качества образовательного процесса детей. Акцент в общении делается на ясность, повышение мотивации, развитие долгосрочных отношений. Необходимо подчеркнуть, что педагогу важно быть компетентным в области психологии.

Подводя итоги работы с родителями обучающихся хореографического коллектива в течение нескольких лет, можно отметить, что сохраняется постоянный состав обучающихся, увеличилось количество детей, желающих заниматься длительно до момента традиционного выпуска из коллектива.  Родители обучающихся проявляют искренний интерес к развитию и творчеству своих детей, оказывают помощь и поддержку ансамблю, принимают активное участие в деятельности коллектива, снизилось количество конфликтных ситуаций. Данная методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, желающим привлечь родителей обучающихся к активному участию в жизни детского объединения.  

Тема родительского собрания: заинтересованность и включённость родителей обучающихся в образовательный процесс, как необходимое условие качества его результата.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: педагог - руководитель хореографического коллектива, родители обучающихся-новичков коллектива.

Продолжительность: 1 час.

Цель: построение перспективы взаимодействия педагога и родителей обучающихся в отношении образования детей.

Задачи:

1.     Представить план деятельности детского объединения на данный учебный год: расписание занятий, даты проведения открытых занятий, участие в мероприятиях образовательного учреждения, оздоровительный отдых детей в летний период.

2.     Разъяснить родителям обучающихся необходимость участия в образовательном процессе детей, обозначить круг вопросов, решение которых в первую очередь зависит от родителей.

3.     Ознакомить с педагогическими требованиями, уставом коллектива хореографического коллектива.

4.     Избрать родительский комитет, определить способы взаимодействия родителей с педагогом, друг с другом (группы viber, VK и др.)

Мотивационный этап родительского собрания:

Приветствие педагога. Поздравление с началом учебного года. Слова благодарности об оказанном доверии в выборе коллектива для детей.

Тезисы о пользе танца для здоровья и развития детей:

Танец развивает личность человека, делает его характер сильнее!

Танец даёт возможность укрепить здоровье, выработать правильную осанку, стать увереннее и научиться «преподносить» себя в обществе.

Танец учит умению заканчивать начатое дело.

Танец воспитывает трудолюбие.

Танец лечит душу и дарит удовольствие.

Вступительная часть.

Выступление педагога: краткая информация о деятельности хореографического коллектива. Мероприятия, традиции, достижения.  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - документ, регламентирующий деятельность коллектива. Краткое знакомство с программой. Цель. Задачи, предполагаемые результаты образования детей.

Особенности образовательного процесса. Танцевальный стиль коллектива.

Знакомство с предметно-развивающей средой.

 Презентация коллектива, просмотр видеозаписи концертного выступления ансамбля.

Основная часть.

Тезисы:

Чтобы грамотно воспитывать и развивать ребёнка необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, которые его окружают.

Семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития, а родители мощным рычагом влияния на ребёнка с положительным либо отрицательным знаком. Именно родители создают основу для активности ребёнка: заражаясь от родителей увлечённостью, ребёнок развивается духовно, умственно, эстетически. Особенно сильно влияет атмосфера семьи и родительского дома, среда в которой живёт ребёнок (что впитывает в

 себя?). Семья может выступать и отрицательным фактором воспитания: на ребёнка негативно влияют плохой пример, конфликты, непоследовательность родителей.

Интерактивный момент: педагог предлагает родителям в форме коротких высказываний составить словесный образ успешного в искусстве танца ребёнка (какими хотят видеть своих детей) - артистичный, стройный, обладающий крепким здоровьем, уверен в своих силах, с хорошим эстетическим вкусом, общительный, музыкальный и др.

Педагог кратко информирует родителей о предполагаемом результате по образовательной программе.

Родители юных танцоров часто недооценивают свою роль в творческом становлении ребёнка, считая это полностью делом педагогов. При помощи вопросов и поддержания диалога, педагог помогает родителям осознать необходимость их присутствия в образовательном процессе ребёнка и выработать понимание по вопросам:

-Достаточно ли сформировано у ребёнка желание заниматься танцем?

-Объективная оценка потенциала ребёнка. Должен ли ребёнок воплощать мечты родителей?

-Из-за чего у ребёнка может пропадать желание заниматься танцем? Занятия хореографией требуют дисциплины и систематичности посещения.

-Тело – инструмент танцора. Условия для отдыха и здорового образа жизни обеспечиваются родителями.

-Как правильно поддерживать ребёнка в период трудностей.

-Длительное посещение занятий без результата. Нужно бросить или продолжать занятия?

-Успехи ребёнка. Правильная реакция на результаты обучения и поддержка ребёнка -  основа вдохновения.

В современном обществе ценятся, прежде всего, достижения, родители начинают предъявлять настойчивые, завышенные требования к результатам своих детей. Взрослые воспринимают детские успехи и неудачи как свои собственные и переживают их очень болезненно. Проблемой является неумение родителей отделить свои желания от действительности.

Задача педагога помочь родителям на начальном этапе определить потенциал ребёнка, оценить реальность своих ожиданий в отношении результатов его обучения.

Педагогические требования для обеспечения успешности образовательного процесса:

- приём ребёнка в коллектив осуществляется с предоставлением документа об отсутствие противопоказаний для занятий хореографией, гимнастикой; 

-систематическое посещение занятий;

-соблюдение режима труда, отдыха и питания, личная гигиена;

-соблюдение техники безопасности труда, дисциплина на занятиях, наличие специальной формы и обуви для занятий, аккуратная причёска танцора;

-уважительное отношение к сверстникам, понимание коллективного результата труда (в танце несколько исполнителей и все должны быть одинаково старательны, один человек небрежностью может перечеркнуть работу остальных)

Педагог предлагает родителям обучающихся заполнить анкету (см. Приложение 2). Кроме традиционных вопросов, содержащих основную информацию о ребёнке и семье, в анкету включены вопросы об особенностях здоровья и характера ребёнка.

Ответы на вопросы помогут педагогу оценить область сильных сторон ребёнка и область для развития и укрепления его способностей и качеств характера.

Заключительный этап.

Подведение итогов: сформулирован круг вопросов, решение которых зависит от слаженного взаимодействия педагога и родителей обучающихся. Определена сфера ответственности педагога, ответственности родителей.

Используя знания об интересах ребёнка, особенностях его характера, его склонностях, способностях, условиях его жизни в семье, о состоянии здоровья, воспитуемости, педагог избирает соответствующую тактику взаимодействия с ребёнком, направленную на более успешное решение педагогических задач.

Посредством погружения в деятельность хореографического коллектива и слаженного взаимодействия педагога и родителей на личность  обучающихся, сформированные навыки, привычки, манера поведения, отношение к занятиям, дисциплинированность, организованность по так называемому механизму положительного переноса будут проявляться и в других видах деятельности, в иных обстоятельствах (в учёбе, труде, общении в коллективе, в быту). Педагог желает успехов!

Ответы педагога на возникшие вопросы.

Выдача родителям буклетов коллектива, краткой памятки, отражающей важную информацию, рекомендации по определённым вопросам, контактными данными, электронным адресом VK коллектива, ссылкой на сайт образовательной организации, которая является базой детского объединения.

Источники информации.

Баль Л.В., Барканов С.В., Белобородова Н.Я. и др. Формирование здорового    образа жизни российских подростков. М..: Владос, 2002.

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии.  СПб.: «Речь», 2002.

Журавин М.Л., Загрядская О.В., Казакевич Н.В. и др. Гимнастика: учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. М.Л.

Косяченко Г.С. Хореографическая школа в системе дополнительного образования детей. Самара.: СИПКРО, 2003.

Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. М.: «Терра-Спорт», 2001.

Попов С.В. Валеология в школе и дома.  СПб.: «Союз», 1998.

Шиянов Е.И., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: АСАДЕМА, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План работы с родителями обучающихся хореографического коллектива.

Форма, тема мероприятия

Цель

Время проведения

1

Организационное родительское собрание с родителями новичков

Знакомить с деятельностью детского объединения, согласовать действия педагога и родителей в отношении образования детей

Конец августа-начало сентября

2

Родительское собрание с родителями постоянного состава участников ансамбля «Колибри»

Информировать родителей о задачах очередного этапа обучения детей; планировать участие детей в конкурсах хореографического мастерства; планировать участие детей в летней оздоровительной кампании

Сентябрь, январь, апрель

3

Индивидуальное консультирование родителей обучающихсяся по вопросам обучения и воспитания

Выявить индивидуальные особенности здоровья, характера, склонности и интересы ребёнка, решить возникающие вопросы, проблемы;

Информировать родителей об итогах очередного этапа обучения

В течение всего пребывания ребёнка в коллективе

4

Тематические родительские собрания

«Тело – инструмент танцовщика. Здоровьесберегающие технологии обучения»

«Развитие физических данных-необходимое условие успешности танцора»

«Вопросы развития самостоятельности у детей»

Просветительская работа

Начало декабря, начало апреля

5

Открытое занятие для родителей

Транслировать итоги обучения детей

Конец декабря, конец апреля

 

6

Работа временных групп

родительского актива

Оказать помощь детскому объединению в период подготовки к отчётному концерту, при проведении экскурсий и мероприятий

В течение учебного года

7

Вручение благодарственных писем

Стимулировать проявление активности родителей в жизни детского объединения

Конец учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей обучающихся хореографического коллектива

(анкета дополняется общими сведениями о ребёнке на усмотрение педагога, вопросы и их порядок варьируются в зависимости от целей получения информации)

- Фамилия Имя Отчество ребёнка

- Кому принадлежит идея начать заниматься искусством танца: родителям или ребёнку?

-Посещал ли ребёнок другие танцевальные коллективы ранее?

-Какова цель посещения занятий, какой результат хотите получить (любительский уровень или допускаете ориентацию на выбор профессии в области хореографии)?

-Есть ли у ребёнка проблемы со здоровьем (--------------)?

-Какие есть особенности характера (--------------)?

-Хорошо ли ребёнок входит в новую среду?

-С интересом ли посещает ребёнок занятия хореографией?

-Оцените уровень мотивации обучения ребёнка: высокий, средний, низкий.

-Танцует ли ваш ребенок дома?

-В каком состоянии возвращается ребенок с занятия? Уставший, активный, довольный?

-Не утомляет ли вашего ребенка учебная нагрузка занятия по хореографии?

-Жалуется ли ребёнок на плохое самочувствие после занятия или при исполнении определённых элементов?

-Рассказывает ли ваш ребенок дома, чем занимается на занятиях хореографией?

-Рассказывает ли ребёнок о своих успехах или неудачах?

-Понимает ли ребёнок что такое личный результат, коллективный результат труда?

-Позитивно ли описывает ребёнок взаимоотношения со сверстниками или есть проблемы?

-Устраивают ли ребёнка взаимоотношения с педагогом?

-Понятно ли доносит педагог учебный материал или у ребёнка возникают затруднительные ситуации?

-Нравится ли ребёнку выступать на сцене или он испытывает страх и неприязнь?

-Какую посильную помощь вы смогли бы оказать детскому объединению: пошив костюмов, донесение информации от педагога родителям, помощь в транспортировке детей, печать рекламной продукции и др.?