Методическая разработка занятия литературы " Двойники"Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание""
Оценка 4.6

Методическая разработка занятия литературы " Двойники"Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание""

Оценка 4.6
docx
01.02.2021
Методическая разработка занятия литературы " Двойники"Родиона Раскольникова  в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание""
«Двойники Р. Раскольникова и их роль в романе.docx

 

Литература

Многие читатели ошибочно считают, что причиной преступления Раскольникова является его нищета. На самом деле главной причиной преступления оказывается теория Раскольникова. Об этом не раз говорит и сам Раскольников, и, например, Порфирий Петрович:
"...а убил, двух убил, по теории..." (Порфирий Петрович)

Раскольников довольно подробно объясняет свою теорию в нескольких эпизодах романа. Суть теории сводится к тому, что, по мнению героя, всех людей можно разделить на 2 вида:

·         "низшие люди", то есть обычные, заурядные люди ("материал", по словам Раскольникова). Эти люди послушны и консервативны.

·         "собственно люди", то есть выдающиеся люди, которые двигают мир, которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя.

До убийства Раскольников надеется, что сам он относится ко второму разряду, то есть к числу выдающихся людей. Он хочет верить, что является человеком, который способен сказать "новое слово" в своей среде. Вот как сам Раскольников объясняет суть своей теории: 

"Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово."  

"...первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного."  

"Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление."

"Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?..." (Раскольников - Соне) 


Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги (которыми он, кстати, и не воспользовался!) , а именно теория:
"...не был я так голоден… я действительно хотел помочь матери, но… и это не совсем верно…"

"... если б только я зарезал из того, что голоден был, — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, — то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это!..."

После совершения убийства Раскольников разочаровывается в своей теории. Он осознает, что не принадлежит к числу "особенных" людей, которые могут переступить через все. Он понимает, что настоящий Наполеон не задумывался бы над подобными теориями и не мучился бы сомнениями о своем величии или ничтожности.

Конечно, сам писатель яростно не согласен со своим героем и разоблачает его теорию несколькими способами.

Во-первых, Раскольников очень любит своих родных – мать и сестру. А вот подумайте: с точки зрения Раскольникова, они – кто? Обыкновенные или необыкновенные? Скорее обыкновенные. Значит, по той же теории, их тоже можно убить просто так?

Во-вторых, я вас спрашивала по Лизавету, которую Раскольников убивать не хотел, но убил как свидетеля. Вы правильно отметили, что Лизавета сама жертва. Но! Если Раскольников хотел убить старуху по нравственным причинам (проверить свою теорию) и был бы идеологическим преступником, то, убив Лизавету, он становится уголовным преступником.

 

В-третьих, чтобы показать бесчеловечность теории Раскольникова, Достоевский вводит в роман целую систему так называемых «двойников», из которых мы рассмотрим двух.

 

Тема занятия.  «Двойники Р. Раскольникова и их роль в романе

 

«Двойник» первый - Петр Петрович Лужин.

 

Предлагаю начать с портрета.

Давайте вспомним, что же есть портрет в литературе.

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Учитель:

Находим в произведении портрет Лужина.

 «Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами: „Куда ж это я попал?…“ …Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон… Даже волосы… расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж

от других причин». 

 

Ответьте на вопросы:

-В связи с чем появляется в романе Лужин?

-Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?

-Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?

-Что у Лужина общего с Раскольниковым, а в чем их различия?

-Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

 

 

Второй «двойник» - Аркадий Иванович Свидригайлов.

 

Портрет в начале романа глазами автора:

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

Ответьте на вопросы:

- В чем сложность и противоречивость этого образа?

- Почему появление Свидригайлова связано с Лужиным?

- Что мы узнаем о его прошлом?

- Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?

- Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова?

- Как объяснить его отношение к Дуне и детям Мармеладова?

- Почему он кончает жизнь самоубийством?

-Что у Свидригайлова общего с Раскольниковым, а в чем их различия?

-Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

 

Домашнее задание: Раскольников и Соня Мармеладова

 1. Встреча первая (часть 4 глава IV)
2. 
Встреча вторая (часть 5 глава IV)

3. Встреча третья (часть 6 глава VIII)


 

Скачано с www.znanio.ru

Литература Многие читатели ошибочно считают, что причиной преступления

Литература Многие читатели ошибочно считают, что причиной преступления

В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление

В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление

Двойник» первый - Петр Петрович

Двойник» первый - Петр Петрович

Портрет в начале романа глазами автора:

Портрет в начале романа глазами автора:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2021