Методическая разработка занятия на тему:"Правописание приставок. Стык приставки и корня".
Оценка 5

Методическая разработка занятия на тему:"Правописание приставок. Стык приставки и корня".

Оценка 5
docx
09.06.2021
Методическая разработка занятия на тему:"Правописание приставок. Стык приставки и корня".
Методическая разработка занятия по рус. языку. Правописание приставок. Стык приставки и корня..docx

Тема. Правописание приставок. Стык приставки и корня.

Цель

Методическая:

·        совершенствовать навыки составления конспектов;

Образовательные:

·        показать особенности правописания приставок в русском языке;

·        учить предупреждать и исправлять речевые и грамматические ошибки;

Развивающие:

·        развивать умение правильно писать приставки в словах;

·        обогащать словарный запас студентов;

Воспитательные:

·        содействовать в ходе занятия воспитанию настойчивости в учебе.

Вид занятия: практическое занятие

Тип занятия: формирование знаний, умений и навыков.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративные (конспектирование), словесные (слово преподавателя, объяснение); практические (выполнение заданий,  разнообразные виды диктанта, выработка и совершенствование усвоенных навыков); наглядные (использование опорных схем).

Наглядность и оборудование: учебники, опорные конспекты, тетрадь, компьютер, доска.

Литература:

1.   Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2016.

2.   Розенталь Д.Э. «Пособие по русскому языку (с упражнениями). Поступающим в вузы». М.: «Оникс», 2008 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

І. Организационный момент:
– приветствие студентов;
– отметить отсутствующих (проверка внешнего вида студентов);
– проверка готовности студентов к занятию;

– заполнение учебного журнала.

ІІ. Повторение изученного материала.

1.       Орфоэпический минимум.

¾     Поставьте ударения в словах.

ВетеринАрия, дешевИзна,  квартАл,  киломЕтр,  кровоточАщий, мозаИчный, сирОты, свЁкла,  цЕнтнер, цепОчка.

2.       Словарный диктант с взаимопроверкой (студенты обмениваются

тетрадями, проверяют написание слов).

¾               Вставьте, где  необходимо,  пропущенные  буквы.

Високос…ный, ус…ный, вкусные  я…ства,  ежечас…ный, ле…ть  на  дерево, кос…ный  мозг, тяжеловес…ный, осенняя  изморо…ь, ве…ти  разговор, праз…ничное  ше…ствие, ше…ство  над  де…домом, я…ственно  слышат,  победонос…ный, бу…галтер, комендан…ский  час, заявление  ис…ца,  захолус…ный  городок, работает  юрис…консультом,  громоз…кий  шкаф, кос…ноязычие, люди  безмол…ствовали, крес….ница  отца,  ремень  безопас…ности.

3.       Орфоэпическая минутка.

ПризывнОй пункт, призЫвный крик,  перевОдный роман, переводнЫе картинки,  языковОе чутьё,  языкОвые консервы,  языкОвая колбаса, парнОе молоко,  пАрная игра, чУдная погода, чуднОй человек (т.е. странный), развитОй мальчик,  развИтая в статье мысль, развитАя промышленность, рАзвитый район, развИтые волосы.

4.       Морфемный разбор слова РАЗВиТЫЕ.

Однокоренные слова к слову развИтые - вить, вьюга, вьюн, развиваться.

Раз/ви/т/ые.

 

ІІІ. Сообщение темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности студентов.

IV. Работа над темой занятия.

1.            Слово преподавателя.

Приставки на и приставка с-

1. Приставки без-, воз- (вс-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р): безводный, возбуждение, изранить, низложить, разделаться, чрезвычайный и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ): бесклассовый, воспитание, вспомнить, испугать, нисходить, расходиться, чересчур. Ср. написания с двумя з или двумя с на стыке приставки и корня: беззаветный — бессовестный, воззвание — восстание, иззябнуть — иссохнуть, раззадорить — рассердить.

Запомните: в современном русском языке в словах здание, здесь, здоровье, ни зги приставка не выделяется и согласная з входит в корень.

Примечания: 1. В словах низкий, низший согласная з входит в состав корня, поэтому на письме перед глухой согласной не требуется замена на с.

Ср. сложное слово близсидящий.

2. Написания расчёт, расчесть — рассчитать, рассчитывать основаны на правиле: перед корнем чет- пишется одна буква с (кроме слова бессчётный), перед корнем чит- пишутся две буквы с.

3. В словах разевать, разинуть, разор, разорить и производных от них пишется одна буква з.

4. В слове рассориться пишутся две буквы с (хотя рас-ссориться), так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся.

2. В приставках раз-//рас- — роз-//рос- в неударяемом положении пишется буква а: развали́ть, разли́в, расписа́ние, рассы́пать, в ударяемом положении пишется буква о: ро́звальни, ро́злив, ро́спись, ро́ссыпь. Но: розыскно́й — от ро́зыск.

Примечание. Перед именем собственным приставка раз- пишется через дефис: Будь ты хоть раз-Ваня — мне всё равно.

3. Приставка с- остается неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной; ср.: спилить — сбить, скрестить —сгрести, стесать — сделать, сшить — сжить.

Приставки пре- и при-

1. Приставка пре- придает словам:

1) значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словами очень, весьма): преинтересный, пренеприятный, преувеличивать, преуспевать;

2) значение ‘через’, ‘по-иному’ (близкое к значению приставки пере-): превращать, преображать, преступать.

3апомните: в современном русском языке в словах презирать, прельщать, пренебрегать приставка пре- не выделяется. В словах президиум, прелюдия и др. приставки нет.

2. Приставка при- придает словам:

1) значение пространственной близости, смежности: прибрежный, пришкольный;

2) значение прибавления, приближения, присоединения: приделать, прибавить, примыкать;

3) значение совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок: приоткрыть, приостановиться;

4) значение доведения действия до конца: придумать, пристукнуть;

5) значение совершения действия в чьих-либо интересах: приберечь, припрятать.

Запомните: в современном русском языке в словах прибор, призреть, приказать и др. приставка при- не выделяется.

Примечание. Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-:

 

прибывать (приезжать)

придавать (прибавлять)

приёмник [радио)

приступить (начать)

приклоняться к земле

притворить (закрыть)

призирать (жалеть)

придел

приёмник, восприемник

приуменьшать

приходящий

пребывать (находиться, жить) 

предавать (изменять, выдавать)

преемник (продолжатель, наследник)

преступить (нарушить)

преклоняться перед памятью

претворить (преобразовать)

презирать (ненавидеть)

предел

преемник

преуменьшать

преходящий

 

ЗАПОМНИТЬ:

привилегия

приданое

причудливый

неприступный

приоритет

преследование

камень преткновения

превратный (изменчивый)

прельстить

президиум

президент

препарат

прерогатива

претензия

претендент

прецедент

Буквы ы и и после приставок

1. После приставок, оканчивающихся на согласную, в корне вместо начального и пишется буква ы в соответствии с произношением: подыграть, разыграть, сыграть ¬ играть; отыскать, подыскать, разыскать ¬ искать; безыдейный ¬ идейный; безындукционный ¬ индукционный; подынтегральный ¬ интегральный; предыстория ¬ история, предыюльский ¬ июльский.

Запомните: в слове взимать пишется буква и согласно произношению.

Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: пединститут, Профиздат, спортинвентарь и т. д.

2. После приставок меж- и сверх- в начале корня сохраняется буква и (так как по общему правилу после шипящих и заднеязычных буква ы не пишется): межинститутский, межимпериалистический, сверхизысканный, сверхиндустриализация. Так же: двухимпульсный, трёхионный, четырехигольный и т. п.

3. После иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан- буква и в начале корня сохраняется: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, суперинтендант, трансиорданский, панисламизм. Ср.: предынфарктный’ (русская приставка) — постинфарктный (иноязычная приставка).

2.       Первичное закрепление (самостоятельное прочтение конспекта занятия). Запись в тетрадь.

Prist 

1)После русск. ¬ на согл. пишем Ы:

Играть – сыграть, разыграть

Искать – подыскать, разыскать

Исключение: взимать

2) после ¬ меж- и сверх- пишем И: межинститутский, сверхинтересный

3) после иноязычных приставок пишем И:

(Правило распространяется: контр-, транс-, пан-, суб-, дез-)

контригра, дезинфекция

4) после приставок на гласный пишем И: поиграть

3.       Объяснительный диктант.

¾     Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор.

Пр_творить планы в жизнь — пр_творить дверь; радиопр_емник — правопр_емник; пр_ступник — непр_ступная крепость; пр_вратник — пр_вратности судьбы; пр_ходящая няня — непр_ходящий успех; пр_емственность – пр_емлемый вариант; пр_бывать в город — пр_бывать в неволе.

4.       Словарный диктант.

¾      Запишите под диктовку.

Пр...соединиться к демонстрации, пр...мыкающий к школе сад, пр...вскочить от неожиданности, пр...щурить глаза, достичь пр…мирения, пр...ломление солнечных лучей, пр...сечь разговоры, пр...искусный кузнец, сделать пр...вивку, седой пр...вратник, пр…небрегать советами товарища, вступать в пр...рекания, искать пр...станища, найти пр...бежище, пр…граждать дорогу, пр...вратности судьбы, несправедливые пр…тязания, пр...одолевать все пр...грады, пр…обладающая отрасль хозяйства, давать пр...сягу, пр…провождать документы, пр...непр...ятное известие, быть камнем пр...ткновения, искатели пр...ключений.

5.       Распределительный диктант.

¾     Перепишите в два столбика, вставляя пропущенные буквы.

Ра_паковать вещи, _дельщина, _держать слово, ни_падать на плечи, прои_шедший случай, бе_тактный поступок, ни_ринуться с обрыва, бе_грамотное сочинение, ра_сердиться на сына, ра_бавить водой, ра_планировать день, и_течь кровью, ни_провергать авторитеты, бе_жизненный взгляд, шалить и_подтишка, _гинуть навсегда, ра_пробовать сладости, _гореть дотла, взгляд и_подлобья, бе_корыстный поступок, ни_шая порода, бе_сильный вздох, совершить удачную _делку, руководство ра_щедрилось, ра_путать узел, ра_чистить полянку, бе_хитростные слова, _дуть пылинку, _двинутые шкафы. 

6.       Выборочный диктант.

¾     Выпишите слова и вставьте пропущенные буквы, выделите приставки и расставьте ударения.

1.       Мы знаем много интересных р_ссказов про героев нашей страны. 2. Ракета взвилась и р_ссыпалась в воздухе разноцветными искрами. 3. На стенах многих старинных зданий сохранились ценные р_списи. 4. Летом пригородные поезда ходят по особому р_списанию. 5. Р_зыгрыши государственных займов устраиваются в разных городах. 6. В лотереях р_зыгрывается много ценных предметов. 7. Экскурсанты посетили р_звалины старинной крепости. 8. К крыльцу подкатили широкие р_звальни (низкие широкие сани с расходящимися врозь от передка боками). 9. Долго пришлось р_зыскивать пропавшие вещи; р_ыск окончился удачей. 10. В школе был устроен праздник в день р_спуска на каникулы. 11. Началась весенняя р_степель. 12. В садах р_спустились первые листочки.

7.       Заместительный словарный диктант.

7.1. Синонимический диктант.

¾      Замените данные слова синонимами с приставками, оканчивающимися на -З//-С.

Употреблять (использовать), реставрировать (восстанавливать), забавляться (развлекаться), беседовать (разговаривать), думать (Размышлять), тревожиться (беспокоиться).

7.2. Антонимический диктант.

¾     Замените данные слова антонимами с приставками ПРЕ-//ПРИ-.

Уехать (приехать), убежать (прибежать), неинтересный (преинтересный), преуменьшать (преувеличивать), немного увеличивать (преувеличивать), немного уменьшать (приуменьшать), унести (принести), не очень милый (премилый), не очень симпатичный (пресимпатичный).

8.       Творческий диктант.

¾     Записываем ответы одним словом на загадки.

1.       Подвести итог чему-нибудь (подытожить)

2.       Вызывающий интерес сверх меры (сверхинтересный)

3.       Лишенный инициативы (безынициативный)

4.       Подшутит над к кем то (разыграть)

5.       То, что предшествует какому либо событию (предыстория)

6.       Производить осмотр что бы найти что-то либо (обыскать)

7.       Никому неизвестный (безызвестный)

8.       Лишенный всякой идеи (безыдейный)

9.       Не имеющий имени, названия (безыменный)

10.   Проходящий между разными институтами (межинститутский)

11.   Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей (сыщик)

12.   Проводить осмотр, чтобы найти что-либо (обыскать)

13.   Подшутить над кем-то (разыграть)

14.   Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем-либо (предыдущий)

V. Оценивание. Подведение итогов.

VІ. Домашнее задание.

1.       Выучить (повторить) конспект.

2.       Выполнить упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема. Правописание приставок

Тема. Правописание приставок

Ход занятия І. Организационный момент: – приветствие студентов; – отметить отсутствующих (проверка внешнего вида студентов); – проверка готовности студентов к занятию; – заполнение у чебного…

Ход занятия І. Организационный момент: – приветствие студентов; – отметить отсутствующих (проверка внешнего вида студентов); – проверка готовности студентов к занятию; – заполнение у чебного…

Ср. написания с двумя з или двумя с на стыке приставки и корня: беззаветный — бессовестный, воззвание — восстание, иззябнуть — иссохнуть, раззадорить — рассердить

Ср. написания с двумя з или двумя с на стыке приставки и корня: беззаветный — бессовестный, воззвание — восстание, иззябнуть — иссохнуть, раззадорить — рассердить

Запомните: в современном русском языке в словах прибор, призреть, приказать и др

Запомните: в современном русском языке в словах прибор, призреть, приказать и др

Буквы ы и и после приставок 1

Буквы ы и и после приставок 1

Правило распространяется: контр-, транс-, пан-, суб-, дез-) контригра, дезинфекция 4) после приставок на гласный пишем

Правило распространяется: контр-, транс-, пан-, суб-, дез-) контригра, дезинфекция 4) после приставок на гласный пишем

Р_зыгрыши государственных займов устраиваются в разных городах

Р_зыгрыши государственных займов устраиваются в разных городах

V . Оценивание. Подведение итогов

V . Оценивание. Подведение итогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2021