Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» пгт.Усогорск
Методическая разработка
занятия по теме «Джаз - модерн танец»
Разработала
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
Ульянова Валентина Александровна
Усогорск
2019 г.
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Джаз - модерн танец» и рассчитана на детей танцевального коллектива 6 года обучения с разными физическими возможностями и способностями.
Введение
Модерн-джаз танец – динамично развивающаяся система, органично соединяющая технику джазового танца, танца модерн и классического балета. Развиваясь в течение последних 40 лет, эта техника сформировала свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания.
Особенность модерн-джаз танца – достаточная свобода педагога в выборе лексического материала, основывающаяся на строгих рамках занятия. Именно эта свобода позволяет создать множество индивидуальных способов преподавания.
Главной целью этой занятий джаз-модерном является развитие творческой стороны личности, индивидуального воображения и артистизма. Педагогу необходимо научить детей исполнять танец осмысленно, вдохновлено, музыкально и свободно, тогда поза превращается в выразительный жест танца, способна характеризовать различные образы, стили, чувства и переживания человека. Чтобы через танец дети могли выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты характера.
Задача педагога заключается в развитии слуховой, зрительной, мышечной памяти у исполнителей, ведь владение всеми видами памяти способствует более быстрому усвоению материала и эффективному приобретению танцевальных навыков. Для достижения поставленных целей педагогу данной дисциплины необходимо учитывать возрастную особенность ребенка, его физическую и психологическую подготовку.
В дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Импульс» по разделу «Джаз – модерн танец» на 6 – й год обучения отводится 46 часов. К этому времени обучающиеся уже владеют основами «изоляции», азами техники расслабления и напряжения. На данном этапе необходимо обучить детей более сложным координациям, разучить тренировочные упражнения и танцевальные комбинации для отработки и закрепления этих навыков.
Передо мной стояла задача в доступной форме преподать учебный материал. Мною было отмечено, что достаточно сложные танцевальные вариации вызывают у обучающихся больший интерес, чем простые.
Группа 6-го года обучения танцевального коллектива «Импульс» является группой усовершенствования знаний умений и навыков, полученных, в результате обучения по программе. По итогам обучения, в рамках образовательного курса обучающиеся демонстрируют высокий танцевальный уровень на фестивалях и конкурсах различного уровня, могут импровизировать, составлять собственные танцевальные композиции.
Конспект занятия по джаз-модерну.
Дата «__»_____________года
Педагог: Ульянова Валентина Александровна
Группа, год обучения: танцевальный коллектив «Импульс» (6 – й год обучения)
Тема: Джаз - модерн танец.
Вид: Практическое занятие.
Тип: Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков
Форма организации обучения: коллективная, групповая, в парах.
Продолжительность занятия: 2 урока по 40 минут.
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Оборудование: музыкальный центр, флешка с фонограммами.
ТСО: магнитофон, аудиозаписи с музыкой
Место проведения: кабинет хореографии
Цель занятия: Совершенствование хореографической подготовки обучающихся в области джаз – модерн танца.
Задачи занятия:
· Расширить знания обучающихся по теории и ее внедрению в практику джаз - модерн танца.
· Развивать технику джаз - модерн танца, выносливость, координацию, ориентацию в зале.
· Воспитывать творческое и эмоциональное исполнение танца.
Основные методы, применяемые в ходе занятия:
· Методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость).
· Методы организации познавательной деятельности: словесный, наглядный (показ педагога, музыкальное сопровождение), репродуктивный (повторение, имитация).
· Методы практической работой: показ приёмов исполнения, метод упражнения, элементы импровизации, самостоятельная работа.
· Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.
Используемые педагогические технологии:
- групповая технология;
- дифференцированный подход
Ожидаемый результат:
· совершенствование технику исполнения экзерсиса на середине;
· совершенствование техники выполнения комбинаций;
· развитие координации, гибкости, пластики;
· активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
Ход занятия.
I. Организационный момент (2 минуты).
· Построение в зале.
· Поклон.
· Сообщение цели и задач занятия.
· Инструктаж техники безопасности на занятии.
II. Подготовительная часть (5 минут) - РАЗОГРЕВ.
Основная задача – последовательный разогрев
· стопы и ахиллесова сухожилия;
· коленных суставов и подколенных связок;
· мышц спины и торса;
· тазобедренных суставов.
III.Основная часть (60 минут).
Голова:
· наклон вперед и назад;
· наклоны-вправо и влево;
· повороты вправо и влево;
· sundari вперед-назад и из стороны в сторону.
Плечи:
· Круги вперед и назад.
· Круги каждым плечом отдельно и по очереди.
Грудная клетка:
· Горизонтальный круг в правую и левую стороны в медленном темпе.
· Frust (фppacт) вперед-назад и из стороны в сторону - без остановки в центре.
Пелвис:
· Круги в правую и левую стороны.
· Различные ритмические рисунки при движении вперед-назад и из стороны в сторону.
· Latin hip (латин хип) - полукруги и круги одним бедром.
Руки:
· Сложные координационные сочетания движений двух рук в различных направлениях и позициях.
· Различные ритмические комбинации, например одна рука вверх-вниз на j, вторая рука - круг предплечьем на 2/4 и т.п.зициях.
Ноги:
· Комбинации из основных движений: plie (плие), brush (браш), flex (флекс), point (пуант), releve (релеве).
· Комбинации с использованием больших подъемов ног на 90 (battement releve lent, battement developpe). Так же в сочетании с flex (флекс) и plie (плие) на опорной ноге.
· Перевод ноги через passe (пассе) вперед, в сторону, назад.
· Свинговое раскачивание ногой, согнутой в положении attitude вперед-назад или же в сторону.
Раздел “Кросс. Передвижение в пространстве” (25 минут):
· Шаги с трамплинным сгибанием коленей при передвижении из стороны в сторону и вперед-назад.
· Шаги по квадрату.
· Комбинации шагов, соединенными с вращениями и стабильными позами (вращение на двух ногох и на одной ноге).
· Вращение как способ передвижения в пространстве.
· Прыжки и комбинации прыжков, исполняемых по диагонали.
· Пружки на середине.
· Вращения (самостоятельная отработка вращений на выбор).
Раздел “Комбинация или импровизация” (20 минут):
Развернутые комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращения и прыжков.
IV. Заключительная часть (3 минуты).
· Построение на свои места.
· Заминка (упражнения на восстановление дыхания).
· Подведение итогов занятия.
· Рефлексия.
· Поклон.
Технологическая карта занятия
Этапы |
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
организационная часть |
· Построение в зале. · Поклон. · Сообщение цели и задач занятия. · Инструктаж техники безопасности на занятии.
|
|
|
Метапредметные: проговаривать последовательность действий на уроке. Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
сообщение темы, цели и задач занятия |
|
|
|
|
повторение изученного материала, взаимосвязь с содержанием предстоящей практической работы |
Основная задача – последовательный разогрев · стопы и ахиллесова сухожилия; · коленных суставов и подколенных связок; · мышц спины и торса; · тазобедренных суставов.
|
Направляет действия обучающихся.
Обращает внимание на дистанцию, положение спины, рук и работу ног.
|
|
предметные Правильно исполнять движения различных стилей современного танца; • Названия движений экзерсиса по джаз – модерну; Регулятивные ууд воспитывать умение вести себя в группе во время движения, формировать чувство такта и культурных привычек в процессе группового взаимодействия, сотрудничества. |
сообщение о предстоящей практической работе, инструкции по выполнению |
|
Обращает внимание, что подготовительная часть закончена, мышцы разогреты и готовы для выполнения упражнений основного комплекса партерной гимнастики.
|
|
Предметные: -различать темпы, ритмы марша, танца; - слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения; - ритмично двигаться под музыку шагом и бегом; - выполнять простейшие подражательные движения; - исполнять синхронно движения и комбинации; - ориентироваться в пространстве класса и относительно друг друга (осуществлять перестроения); - исполнять простейшие танцевальные элементы; - владеть корпусом во время исполнения движений; -координировать свои движения.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Коммуникативные УУД: - исполнять со сверстниками танцевальные этюды; - следить за действиями других участников в процессе совместной танцевальной деятельности; Познавательные УУД: - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; - обогащать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
самостоятельная практическая работа учащихся под руководством педагога |
Голова: · наклон вперед и назад; · наклоны-вправо и влево; · повороты вправо и влево; · sundari вперед-назад и из стороны в сторону. Плечи: · Круги вперед и назад. · Круги каждым плечом отдельно и по очереди. Грудная клетка: · Горизонтальный круг в правую и левую стороны в медленном темпе. · Frust (фppacт) вперед-назад и из стороны в сторону - без остановки в центре. Пелвис: · Круги в правую и левую стороны. · Различные ритмические рисунки при движении вперед-назад и из стороны в сторону. · Latin hip (латин хип) - полукруги и круги одним бедром. Руки: · Сложные координационные сочетания движений двух рук в различных направлениях и позициях. · Различные ритмические комбинации, например одна рука вверх-вниз на j, вторая рука - круг предплечьем на 2/4 и т.п.зициях. Ноги: · Комбинации из основных движений: plie (плие), brush (браш), flex (флекс), point (пуант), releve (релеве). · Комбинации с использованием больших подъемов ног на 90 (battement releve lent, battement developpe). Так же в сочетании с flex (флекс) и plie (плие) на опорной ноге. · Перевод ноги через passe (пассе) вперед, в сторону, назад. · Свинговое раскачивание ногой, согнутой в положении attitude вперед-назад или же в сторону.
Раздел “Кросс. Передвижение в пространстве” (25 минут): · Шаги с трамплинным сгибанием коленей при передвижении из стороны в сторону и вперед-назад. · Шаги по квадрату. · Комбинации шагов, соединенными с вращениями и стабильными позами (вращение на двух ногох и на одной ноге). · Вращение как способ передвижения в пространстве. · Прыжки и комбинации прыжков, исполняемых по диагонали. · Пружки на середине. · Вращения (самостоятельная отработка вращений на выбор).
Раздел “Комбинация или импровизация” (20 минут): Развернутые комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращения и прыжков. |
Обращает внимание на дистанцию и на место расположения обучающихся, на правильность и безопасность выполнения движений.
Контролирует правильное исполнение движений.
Организовывает работу в парах.
|
|
· умение работать индивидуально и в группе, способность вести диалог с товарищами по объединению, педагогом и достигать в нём взаимопонимания; умение применять знание приемов и техник современной хореографии Сформированы: · личностные качества: настойчивость, выносливость, самообладание, стойкость, смелость, работоспособность; развивать навыки самоконтроля, волевой саморегуляции (контроль поведения, правильности выполнения упражнений, контроль ситуации успеха, неуспеха) |
обобщение и оценка выполненной работы |
|
|
|
Метапредметные: - воспринимать мнение и предложения сверстников; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: - Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности познавательные УУД обобщать учебный материал |
подведение итогов занятия |
· Построение на свои места. · Заминка (упражнения на восстановление дыхания). · Подведение итогов занятия. · Рефлексия. · Поклон.
|
Обращает внимание на ответы и настроения обучающихся. Дает комментарий к пройденному занятию.
Поощряет деятельность обучающихся.
Подводит итог занятия.
|
- Основное построение для выхода детей из класса. - Поклон. - Рефлексия. - Выход детей из танцевального класса под музыкальное сопровождение.
|
Личностные: установление обучающимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
Метапредметные: воспринимать мнение и предложения сверстников, окружающих;
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Список литературы.
1. Валькова Р.А. Методическая рекомендация по современному
танцу. -
Курган, 1997г.
2. Никитин В.Ю. Модерн джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. — М.: ИД «Один из лучших», 2004 — 414 с., ил.
3. Никитин В.Ю. Модерн-Джаз танец: История. Методика. Практика.- М.:Изд-во «ГИТИС», 2000 – 440 с., ил.
4. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце: Учебное пособие. — М.: Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2011. — 472 с., ил.
5. Перлина Л.В. Танец модерн и методика его преподавания: Учебное пособие / Л.В.Перлина, ред.Г.В.Бурцева; Алт.гос.акад. культуры и искусства. — Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010. — 123 с.: ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.