Методическая разработка занятия по родному языку "Язык художественной литературы" с элементами интеграции
Оценка 4.6

Методическая разработка занятия по родному языку "Язык художественной литературы" с элементами интеграции

Оценка 4.6
docx
04.03.2022
Методическая разработка занятия по родному языку "Язык художественной литературы" с элементами интеграции
метод.разработка.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ  НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение

«ДЗЕРЖИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ КРАСНОЙ АРМИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУОДНОЙ ЯЗЫК»

«ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

 

 

 

 

 

Разработчик

Баландина Е.В.

 

 

 

 

 

 

 Дзержинск, 2022

 

Технологическая карта открытого урока

по родному языку

«Язык художественной литературы»

 

Тип урока –  урок – практикум.

Технологии – метод критического мышления, ИКТ, работа в группах.

Методы по типу познавательной деятельности: словесный, наглядный, частично-поисковый, творческий.

Формы работы – фронтальная, парная, индивидуальная.

Цель: 

актуализация знаний студентов по теме «Язык художественной литературы» на изучении истории родного города

 

Задачи:

·         образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи.

·         развивающаяспособствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;

·         воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся, любви к родному языку, русской литературе.

 

Планируемые личностные результаты:

·         ЛР5  Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

·         ЛР7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

·         ЛР11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры

Оснащение урока: интерактивная доска, презентация, интерактивный тренажер..

Ход урока:

1.  Орфографический и пунктуационный практикум

2. Целеполагание

3.  Беседа с группой, работа с презентацией, с иллюстративным материалом

4. Повторение и обобщение изученного

5. Творческая работа. Рефлексия

6. Домашнее задание.  

 

Дата проведения 24.02.2022г.

Группа:С11

Проводит: Баландина Е.В.

 

Методическая разработка урока родного языка с элементами интеграции

Преподаватель Баландина Елена Владимировна

 

Тема урока «Язык художественной литературы».

Цель: 

актуализация знаний студентов по теме «Язык художественной литературы» на изучении истории родного города

 

Задачи:

·         образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи.

·         развивающаяспособствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;

·         воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся, любви к родному языку, русской литературе.

Методы по типу познавательной деятельности: словесный, наглядный, частично-поисковый, творческий.

 

ХОД УРОКА

1.  Орфографический и пунктуационный практикум

И в наш сложный век когда и(с/сс)ку(с/сс)тво мира мучительно ищет общие истины когда запута(н/нн)ость жизни вызывает н..обх…димость сложнейшего анал..за псих..ки отдельного человека и сложнейшего анал..за жизни общ..ства в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функц.. и(с/сс)ку(с/сс)тва будить и осв..щ..ть в соплеме(н/нн)..ке чу?ство родины.
(В. Конецкий – советский и российский писатель, киносценарист)

 

 Определите стиль текста, приведите 3-4 доказательства (определите микротему, назовите языковые средства выразительности, коммуникативную задачу).

2. Целеполагание и тема урока

Элементы какого стиля вы можете увидеть в этом тексте? Художественный стиль. Как вы считаете, на каком материале мы будем говорить сегодня, повторяя особенности этого стиля?

 

Тема занятия.  Язык художественной литературы на примере изучения истории родного города.

3.  Беседа с группой, работа с презентацией, с иллюстративным материалом

Наш край издавна называли Черноречье. И тому есть простое объяснение: имя ему дала лесная речка Черная, на берегу которой бытовало некогда село Черное. А неподалеку от него при впадении реки в Оку издревле располагалась деревенька Растяпино. А откуда взялось это название?

Рассказ о возможных вариантах (легенды о растяпах, о плотниках).

 

Работа со слайдами презентации

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_583351958ada8/img_user_file_583351958ada8_4.jpg

https://s33.postimg.cc/93lhc5e27/879638_900.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/6701/97833783.1d2/0_9eb26_7dec2f6a_XXXL.jpg

 

 

 Название это так не нравилось большевикам, что даже тридцать лет спустя после основания города о бывшем имени рабочего поселка Растяпино известный поэт, публицист Л. Шерешевский писал не без доли сарказма: «...Молодые, энергичные, полные задора и решительные люди среди густых лесов быстро расчистили место, набросали на плане очертания завтрашних площадей и кварталов, поставили дома... и обиделись. Обиделись на то, что место, выбранное под будущий социалистический город, все еще носит нелепое и оскорбительное название - Растяпино. Нет, не растяпинцы, не лежебоки, не кондовые дремучие лесные люди живут и работают здесь! И они единогласно решили потребовать переименования молодого поселка... Так кончило свое мучительное существование старое Растяпино и начался социалистический город Дзержинск».

https://svetsky.com/images/history_Dzerjinsk/04.jpg

https://dzer.ru/uploadsfile/allphoto/8617_3.jpg

https://pp.userapi.com/r5lVsPOmJWVwb78E9ffWVTk-6RZ7-MoGXnYhJQ/6wsVX1cFs8Y.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/046d/000c25e4-39bf4b7c/img25.jpg

http://dhtdz.ru/sites/default/files/images/o_tehnikume/old.jpg

 

4. Повторение и обобщение изученного

Учитель Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он  должен был  высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь  человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей. Так давайте учиться красиво говорить у художников слова. Для этого необходимо научиться чувствовать и понимать художественный текст.

Как говорят о художнике, который создает картины, рисует, или пишет? 

 Пишет.

 А о писателе, который создаёт произведение?  Тоже пишет.

А неужели нельзя сказать, что художник рисует? Конечно, можно. Получается, что писатель тоже рисует, только не кистью как художник, а словом. Получается, что художник и писатель выполняют одинаковые функции.

А с какой целью художник рисует картины? Передать красоту мира, поделиться своими чувствами и эмоциями.

Если у писателя и художника одинаковые функции, тогда для чего писатель создаёт произведение? Наверное, чтобы тоже передать красоту мира, поделиться своими чувствами и эмоциями.

 

Нам осталось узнать, с помощью, каких языковых средств автор вызывает у читателя эти эмоции.

Вспомните:

·         какая часть речи выполняет в тексте очень важную функцию – придаёт тексту особую выразительность и большую образность?

·         как называются прилагательные в художественных текстах? Ответьте.

 

Задание 1. Найдите в тексте 3-4 …. (прием, который вы должны были определить), вместе со словом, к которому они относятся, и выпишите.

Одна из самых главных достопримечательностей нашего города – это, конечно же, Шуховская башня, расположенная на реке Оке. Само по себе сооружение не отличается особой красотой и изящностью, но в сочетании с окружающим пейзажем оно производит неизгладимое впечатление. Особенно если смотреть на башню с воды. Так она кажется просто неземной, а если зайти внутрь башни и посмотреть на вверх, то дух точно захватит. Выглядит это зрелище поистине потрясающим. Я знаю, что сюда постоянно приезжают толпы туристов. Если хотите увидеть что-то уникальное и космическое, приезжайте полюбоваться Шуховской башней.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c9/Shukhov_Oka_Towers_1988_photo_by_Igor_Kazus.jpg/800px-Shukhov_Oka_Towers_1988_photo_by_Igor_Kazus.jpg

Опора ЛЭП Шухова 2.jpg

Две 128-метровые башни Шухова на берегу Оки, 1988

В настоящее время осталась только одна башня

В тетради составляется таблица:

Троп

Значение тропа

Пример

Эпитет

Образное определение

Потрясающее зрелище

 

Задание 2.   Определите вид тропа «дух захватывает». Найдите в тексте слова, которые говорят о неживых предметах как о живых, и выпишите 2-3 примера. Запишите, как называется этот прием.

 

Еще одно популярное место в моем родном городе – это церковный ансамбль на Свято-Тихоновском проезде. Удивительно, что вокруг него стоят ничем не примечательные, тусклые, серые дома, а среди них вырастает яркое, красивое здание. Ансамбль выглядит очень нарядно и красиво. Его считают лучом света в темном царстве нашего города. Не могу не согласиться с этим утверждением. Этот архитектурный шедевр и правда поражает своей грандиозностью.

https://www.tourprom.ru/site_media/images/poiphoto/tserkovnyi-ansamblj-na-svyato-tihonovskom-proezde3_1.jpg

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rk1ucoTsWdekm6wAneMQitjKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

https://stihi.ru/pics/2019/04/25/2145.jpg

https://fb.ru/misc/i/gallery/97054/3091414.jpg

 

 

Учитель: Конечно, наш молодой город не может похвастаться особенной архитектурой, но и у нас есть свои достопримечательности, например, несколько курдонёров в старой части города.

Курдонёр - парадный двор перед зданием дворца, особняка, усадебного дома, ограниченный главным корпусом и симметричными боковыми флигелями. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства оградой с воротами.

 

https://dzerjinsk.ru/sites/default/files/imagecache/original/news/2017/08/43db41013fa9b20f2cf345d2483bdab6_xl.jpg

https://i2.photo.2gis.com/images/geo/19/2674012292085955_d0ba.jpg

Задание 3. Вспомните, какие еще средства выразительности вам известны.

 

Троп

Значение тропа

Пример

Эпитет

Образное определение

Неизгладимое впечатление

Метафора

Скрытое сравнение

Дух захватывает

Олицетворение

Перенесение свойств и качеств человека на неодушевленные предметы

Здание вырастает

Метонимия

Перенос   наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности

Я три тарелки съел

Синекдоха (разновидность метонимии)

Перенос  наименования предмета с его части на целое и наоборот.

Пуще всего береги копейку

Сравнение

Сопоставление  явления или понятия с другим явлением.

Как алмазы горят капли сдержанных слез.

Олицетворение

Перенесение свойств и качеств человека на неодушевленные предметы

Здание вырастает

 

Задание 4. Работа с интерактивным тренажером по определению средств выразительности.

 

Учитель.  Любой край ценится в первую очередь своим народом, тем, что составляет его творческую жизнь в том числе. Чем славится наш край?

Презентация «Художественные промыслы  Нижегородчины»

Сообщение студента о растяпинской игрушке (индивидуальное задание).

 

 

5. Творческая работа.

Игра «Буриме»: на предложенные рифмы записать стихотворение на тему «Наш город».

…………………….картина

…………………….Ока

…………………....низина

……………………лука

…………………….впадает

…………………….всего

……………………питает

……………………колдовство

……………………непогоды

…………………….ветра

……………………погоды

…………………….поезда

Рефлексия.

 

Чтение стихотворения Владимира Геруна

Эта милая сердцу картина ,

За окошком залив и Ока ,

Тут большая простёрлась низина ,

Гордо выгнулась речки лука …

 

И Ока дальше в Волгу впадает,

Ну а там, в продолженье всего 

Даже Нижний водою питает,

А в Дзержинске своё колдовство …

 

Я люблю тебя в дни непогоды ,

Когда снег и дожди и ветра ,

Когда сводки плохие погоды ,

И гудят за спиной поезда …

 

Задание 5. Найдите с стихотворении все возможные выразительные средства( эпитеты: милая сердцу картина, большая низина.., метафоры: водою питает, в Дзержинске колдовство, олицетворение: гудят поезда)

 

6. Домашнее задание на выбор  

1)Опишите в художественном стиле (8-10 предложений) одно из интересных памятных мест Дзержинска (или событий).

2) Напишите стихотворение о Дзержинске на свободную тему.

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

Язык художественной литературы»

Язык художественной литературы»

Методическая разработка урока родного языка с элементами интеграции

Методическая разработка урока родного языка с элементами интеграции

Название это так не нравилось большевикам, что даже тридцать лет спустя после основания города о бывшем имени рабочего поселка

Название это так не нравилось большевикам, что даже тридцать лет спустя после основания города о бывшем имени рабочего поселка

Повторение и обобщение изученного

Повторение и обобщение изученного

Ответьте . Задание 1. Найдите в тексте 3-4 …

Ответьте . Задание 1. Найдите в тексте 3-4 …

Задание 2 . Определите вид тропа «дух захватывает»

Задание 2 . Определите вид тропа «дух захватывает»

Задание 3 . Вспомните, какие еще средства выразительности вам известны

Задание 3 . Вспомните, какие еще средства выразительности вам известны

Задание 4. Работа с интерактивным тренажером по определению средств выразительности

Задание 4. Работа с интерактивным тренажером по определению средств выразительности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2022