Урок русского языка и культуры речи
Ход занятия.
Тема занятия. Принципы русской пунктуации.
Назначение пунктуации — быть средством расчленения письменной речи, указывать на то, что высказывание не является непрерывным потоком.
С учетом этого в современной пунктуации реализуется взаимодействие трех принципов — структурного, смыслового и интонационного.
1. Структурный (грамматический) принцип проявляется в том, что знаки препинания обусловлены синтаксическими характеристиками предложения, т.е. его синтаксической структурой. Основой данного принципа является выделение членов предложения в их синтаксической роли и взаимосвязях. Структурный принцип регулирует правила расстановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым, при однородных и обособленных членах предложения, в осложненном или сложном предложении и т.д. Например:
Сегодня быть он обещал, да, видно, почта задержала. (А.С.Пушкин)
Обратите внимание на запятую после союза «да»: паузы после него нет, а знак
ставится, поскольку мы должны выделить вводное слово с двух сторон.
Задание. Вспомните некоторые правила расстановки знаков препинания, расставьте знаки препинания в предложениях:
1. Когда бричка проезжала мимо острога Егорушка взглянул на часовых тихо ходивших около высокой белой стены на маленькие решетчатые окна на крест блестевший на крыше и вспомнил как неделю тому назад в день Казанской Божьей Матери он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник (А.П.Чехов)
2. Когда бричка была уже на конце деревни Чичиков подозвал к себе первого мужика который поднявши где-то претолстое бревно тащил его на плече подобно неутомимому муравью к себе в избу (Н.В.Гоголь)
3. Дух захватывает как подумаешь каким был этот храм пока не заложили под него взрывчатку (В.П.Астафьев)
4. Необыкновенно высокий треугольник ели освещённый луной только с одной стороны по-прежнему возносился своим зубчатым остриём в прозрачное ночное небо где теплилось несколько редких звёзд мелких мирных и настолько бесконечно далёких и дивных истинно Господних что хотелось встать на колени и перекреститься на них (И.А.Бунин)
5. Во дни веселий и желаний я был от балов без ума верней нет места для признаний и для вручения письма (А. Пушкин)
6. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений без последних не может быть ни понятий ни определений а стало быть и поводов к обогащению языка (Чехов).
Однако регламентированные правила их постановки не исключают творческого подхода мастеров слова к их использованию в своих произведениях.
«Авторские» знаки препинания расширяют рамки установленного в языке правил:
Привычные к степям — глаза,
Привычные к слезам — глаза,
Зелёные — соленые –
Крестьянские глаза!
(М.И. Цветаева)
Июльский ветер мне метет — путь,
И где-то музыка в окне — чуть.
Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.
(М.И. Цветаева)
Задание. Как видите, М.И.Цветаева «грешила» постановкой тире ( с точки зрения пунктуации, где и не надо). Как вы считаете, какую цель она при этом ставила?
2. Смысловой принцип выражается в том, что любое высказывание имеет определенный смысл, который может быть изменен порядком расстановки знаков препинания.
Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с оттенками смысла. Применяется тогда, когда именно знак препинания позволяет правильно интерпретировать смысл предложения, а грамматически нередко возможны варианты.
Кот несся на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил
петуха по спине. (К.Г.Паустовский)
Если не поставить запятую между двумя определениями, не считая их однородными по контексту, то получится, что у кота три лапы, на которых он несется, и еще четыре передних. Не кот, а осьминог какой–то.
Задание. Определите, как меняется смысл высказывания в зависимости от того, какие знаки препинания будут поставлены. Выводы запишите (кратко):
Казнить нельзя помиловать.
3. Интонационный принцип - подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с особенностями интонации.
Да. Да! Да?! Да…
Видите, как по–разному можно произнести одно и то же слово. И смысл совсем
разный.
Задание. Прочитайте про себя фрагмент текста А. Пушкина из романа «Дубровский», мысленно применяя логическое ударение, интонационные паузы. Затем прочитайте вслух этот фрагмент текста с выражением, с нужной интонацией.
…Дубровский
приблизил лучинку, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор.
— Ахти, — жалобно закричала Егоровна, — Владимир Андреевич, что ты делаешь?
— Молчи, — сказал Дубровский. — Ну, дети, прощайте, иду куда Бог поведёт;
будьте счастливы с новым вашем господином.
Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над
кровлей. Стёкла трещали, сыпались, пылающие брёвна стали падать, раздался
жалобный вопль, крики: «Горим! Помогите! Помогите!»
— Как не так, — сказал Архип, с злобной улыбкой взирающий на пожар.
— Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.
— Как не так, — отвечал кузнец.
В сию минуту приказные показались в окно, стараясь выломать двойные рамы. Но
тут кровля с треском рухнула, и вопли утихли...
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.