Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества
Методическая разработка занятия
«Виды и характеристики угля»
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа юного горняка»
Автор:
Гавриленко Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ
Междуреченск, 2019
Оглавление
Введение |
……………………….…………………....3 |
1. Цель и задачи занятия |
…………………………………………….5 |
2. Материалы и оборудование |
……………………………………………5 |
3. Ход занятия |
……………………………………………...6 |
Заключение |
…………………….……………………...11 |
Литература |
…………………………………………...12 |
Приложение №1 |
………………………………….………..13 |
Приложение № 2 |
…………………………………………....15 |
Введение
В настоящее время в современном мире идёт переход к новым социально-экономическим отношениям, который привел к трансформации значимости человека в социуме, задав новые требования к нему, как к профессионалу.
На первый план выходят такие личные качества профессионала как предприимчивость, интеллектуальность, общественная активность, социально-профессиональная мобильность. В современных условиях одной из задач профессионального самоопределения является умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор. Выбор профессии стал серьезной жизненной проблемой для большинства обучающихся общеобразовательных учреждений.
Именно поэтому нужно познакомить старшеклассников, будущих выпускников с различными профессиями и прежде всего с теми, которые актуальны в родном крае и городе. Отсюда и возникла необходимость данной методической разработки, подготовленной в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа юного горняка» для учащихся 13-15 лет, входящей в городской проект «Профессиональное будущее».
Методическая разработка занятия направлена на знакомство учащихся со свойствами и видами угля, с расположением угольных предприятий Кемеровской области – Кузбасса, условиями труда горняков и необходимыми личными качествами работников угольной промышленности.
Она позволяет учащимся соотнести свои возможности и потребности с требованиями, которые предъявляются к профессиям в горнодобывающей промышленности, более детально познакомиться со спецификой трудовой профессиональной деятельности в этой сфере, что может помочь в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Таким образом, методическая рекомендация «Чёрное золото» позволяет учащимся по программе «Школа юного горняка» получить больше полезных и конкретных знаний о горнодобывающей промышленности, способствующие осознанному выбору профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.
Цель занятия: знакомство учащихся со спецификой и условиями труда работников угольной промышленности
Задачи:
обучающие:
- расширять знания учащихся о мире профессий в горнодобывающей промышленности, познакомив их с видами деятельности горняков, требованиями, предъявляемым к работникам;
- дать представление о профпригодности и собственных способностях;
- формировать мотивацию учащихся к осознанному социальному и профессиональному самоопределению;
воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, понимание значения труда в жизни человека;
- формировать позитивный образ современного молодого человека-профессионала;
развивающие:
- развивать интеллектуально-познавательную сферу (мышление, внимание, память и воображение);
- подготовить к осознанному выбору профиля обучения в школе и в перспективе – будущей профессии.
Материалы и оборудование: кусочки каменного угля, перчатки, лупа, ёмкости с водой, палочки, классная доска или флипчарт, бумага, ножницы, карандаши, ручки, клей-карандаш, изображение карты Кемеровской области, раздаточный материал.
Ход занятия:
1. Организационным момент.
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на занятии «Школы юного горняка», посвящённом знакомству со спецификой и условиями труда работников угольной промышленности. Сегодня вы также узнаете о том, какие свойства и виды угля существуют и какие предприятия занимаются добычей угля в Кемеровской области и где они расположены.
2. Основной этап:
1) - Давайте, определим, что же такое уголь? Какой уголь расположен в нашей местности и как называется его месторождение? (педагог проводит опрос учащихся).
- Правильно, уголь – это полезное ископаемое. А теперь выберите из нескольких вариантов тот вид угля, который добывают в нашем городе:
Бурый уголь
Каменный уголь
Антрацит
- Правильно, в нашей области добывают в основном каменный уголь и самый лучший его вид с большой теплопроводной способностью – антрацит.
- Так что же такое каменный уголь? Чтобы дать точное определение - выполните следующее задание: вставьте недостающие слова в понятие, выбрав из предложенных: горючее, угля, ископаемое, зелёное, антрацитом, породы, бурым.
Ка́менный у́голь — твёрдое … полезное …, промежуточная по содержанию углерода форма … между … углём и … .
(Ответ: Ка́менный у́голь — твёрдое горючее полезное ископаемое, промежуточная по содержанию углерода форма угля между бурым углём и антрацитом.)
2) - Да, ребята наш край богат на полезные ископаемые, особенно много у нас каменного угля и наша область теперь официально называется Кемеровской областью - Кузбассом (вторая часть - по названию месторождения угля – Кузнецкого угольного бассейна).
3) Виды и марки каменного угля:
- А знаете ли вы, ребята, что каменный уголь тоже бывает разных видов, марок, на которые он делится по своим свойствам?
Об этом вы узнаете, выполнив следующее задание: сопоставьте марку угля (по поведению углей в процессе термического воздействия на них), её буквенное обозначение и теплоту сгорания (педагог раздаёт командам разрезанные таблицы – учащиеся, размышляя, сопоставляют соответствующие значения и обозначения с названиями марок угля).
Марки угля |
Буквенное обозначение марок |
теплота сгорания Qгб, ккал/кг |
Бурые |
Б |
6900—7500 |
Длиннопламенные |
ДО |
7500—8000 |
Газовые |
Г |
7900—8600 |
Жирные |
Ж |
8300—8700 |
Коксовые |
К |
8400—8700 |
Отощённо-спекающиеся |
ОС |
8450—8780 |
Тощие |
Т |
7300—8750 |
Антрациты |
А |
8100—8750 |
Газовые жирные |
ГЖ |
5400-7400 |
Коксовые жирные |
КЖ |
8450 |
Коксовые вторые |
К2 |
8400-8900 |
Слабоспекающиеся |
СС |
5600-8000 |
- А теперь взгляните в таблицу и скажите, какая теплота сгорания у угля марки КЖ, К, А, К2, Ж? Назовите, что это за марки угля?
Ребята, а как вы думаете, какие марки угля добывают в Кузнецком угольном бассейне? Ответ: бурые, длиннопламенные – газовые, газовые, коксовые, отощённо-спекающиеся, тощие, антрациты (Приложение №2).
О расположении этих марок угля можно подробнее узнать по карте Кузнецкого бассейна месторождения угля.
Подводим итог задания:
- Как вы видите, ребята, уголь подразделяются на технологические группы по спекающей способности.
Для указания технологической группы к буквенному обозначению марки прибавляется цифра, указывающая низшее значение толщины пластического слоя в данных углях, например: Г6, Г17, КЖ14 и т.п.
Марки угля Д и Г могут гореть без поддува, эта их особенность позволяет использовать уголь в котельных. А уголь СС, Т или ОС может использоваться для получения электроэнергии. Марки Г и Ж, как правило, применяют в чёрной металлургии.
Витринитовые малозольные газовые угли марки Г являются хорошим сырьём для производства синтетического жидкого топлива. Фюзинитовые газовые угли группы 1ГЖО (газовый жирный отощённый) подгруппы 1ГЖОФ могут использоваться в коммунально-бытовом и энергетическом секторах.
- А знаете ли вы, что по размеру получаемых при добычи кусков, уголь также делиться на несколько видов?
Выполните задание: выберите правильный вариант – верно указанное буквенное обозначение каменного угля и размер получаемых при добычи кусков угля.
Варианты:
· П — (плита) более 100 мм
· П – (пласт) более 150 мм
· К — (крупный) 50—100 мм
· К – (крупнейший) 50-100 мм
· О — (орех) 25—50 мм
· О – (огромный) 250 мм
· М — (мелкий) 13—25 мм
· М – (мелочь) 13-25 мм
· С — (семечка) 6—13 мм
· С – (средний) 200 мм
· Ш — (штыб) 0—6 мм
· Ш – (широкий) 0-6 мм
· Р — (рядовой) шахтный 0—200 мм, карьерный 0—300 мм
· Р – (равновесный) шахтный 0—200 мм, карьерный 0—300 мм
Ответ: По размеру получаемых при добыче кусков каменный уголь классифицируется на:
· П — (плита) более 100 мм
· К — (крупный) 50—100 мм
· О — (орех) 25—50 мм
· М — (мелкий) 13—25 мм
· С — (семечка) 6—13 мм
· Ш — (штыб) 0—6 мм
· Р — (рядовой) шахтный 0—200 мм, карьерный 0—300 мм
2. Заключительный этап
- Ребята, вы все сегодня очень старались. Узнали много новой и важной информации. Я надеюсь, она будет вам полезна. И, возможно, сегодняшнее занятие повлияет на выбор вашей будущей профессии.
И в заключении хотелось бы сказать: «Несмотря на ваш выбор, уважайте труд горняков! Он очень тяжелый, нужный, полезный и почетный! Гордитесь профессиями своих соотечественников, своих родителей и близких! И сами выберите профессию по душе. Ведь как верно заметил Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни»!
А для того, чтобы вам легче было определиться с профессией, я предлагаю вам список нескольких полезных ресурсов для изучения и выполнения теста по профориентации, который раздам каждому из вас. (Приложение №1).
Заключение
В настоящее время профессиональная ориентация учащихся приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью.
Одна из важнейших задач, стоящих перед молодым человеком в начале его жизненного пути – это планирование профессионального будущего. Очень многое зависит от того, насколько успешно будет решена эта задача. Ведь никто так не заинтересован в выборе профессии, как выпускник.
Поэтому данная методическая разработка очень актуальна. Она подготовлена в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа юного горняка», в которой систематизированы сведения о профессиях в горнодобывающей промышленности, идёт сотрудничество с Междуреченский горно-строительным техникумом (МГСТ) и включены практико-ориентированные экскурсии на предприятия горнодобывающей промышленности.
Таким образом, данное занятие способствует профессиональной ориентации, осознанию учащихся значимости правильного выбора будущей профессиональной деятельности и предоставляет учащимся возможность расширить знания о мире профессий в горнодобывающей промышленности. Информация, полученная на занятии, помогает учащимся понять, интересна ли им данная сфера деятельности и профессии, с ней связанные.
Так или иначе, в результате у учащихся формируется свой взгляд на деятельность и профессии горняков, осознание своих возможностей и желаний, способность к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектирование собственной жизни и карьеры.
Литература:
1. «Южный Кузбасс». 25 лет. – Новосибирск: ЗМТ, 2018. – 280 с.
2. Григорьев, Д. Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности / Д.Григорьев, П.Степанов //Журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2009. - № 8. - С. 16-21.
3. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация./Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 5-е изд. – М.: Академия, 2010. – 496с.
4. Пряжников, Н.С. Профоринтация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения: методическое пособие/Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-304с. – (Серия «Профессиональная ориентация»).
5. Пряжников, Н. Школьная профориентация: реальность и мечты. / Н.Пряжников //Школьный психолог. – 2003. - №4.
Ресурсы удаленного доступа
6. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ свободный. - Загл. с экрана.
Приложение №1
Полезные ссылки по профориентации:
1. Официальный сайт муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения" г. Междуреченска (МБОУ "Центр ПМСС")
http://www.profvibor.ru/ - Электронный музей профессий
https://www.rabotka.ru/infoworker/ Справочник профессий
Бесплатные тесты на профориентацию
http://metodkabi.net.ru/ Методики, тесты самодиагностики, статьи и фрагменты из книг и фильмов известного психолога-профконсультанта Галины Резапкиной
https://moeobrazovanie.ru/ Портал для абитуриентов
http://www.moeobrazovanie.ru/ Поиск ВУЗов и колледжей, он-лайн-тесты ЕГЭ, психологические тесты и тесты на выбор профессии для старшеклассников
2. Всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации «Zасобой», направленная на работу со специалистами в области профессионального самоопределения, а также на работу с учащимися:
http://www.xn--80acqkxbs.xn--p1ai/
3. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (профориентация для любого возраста):
https://proforientator.ru/
4. Технология выявления и развития талантов (Определяют таланты и связывают их с профессиями, способными максимально реализовать весь потенциал личности. Анализируют перспективы рынка труда и разрабатывают умные системы для выстраивания персональных траекторий развития):
https://profilum.ru/
5. Учёба.ру — это самый большой каталог учебных заведений и программ в России и за рубежом (помогают людям выбирать образование, а учебным заведениям — находить своих студентов):
https://www.ucheba.ru/
6. Проектория – твоя профессиональная траектория:
https://proektoria.online/
7. Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру:
http://www.profvibor.ru/
8. Образование зарубежом с UNIPAGE:
https://www.unipage.net/
9. Видеоинтервью о профессиях:
https://profview.ru/
10. Атлас профессий высшего и среднего профессионального образования (список профессий, ВУЗы России):
Приложение №2
Кузнецкий угольный Бассейн
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.