Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"
Оценка 4.6

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Оценка 4.6
docx
09.12.2019
Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"
Виды и характеристики угля.docx

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка занятия

«Виды и характеристики угля»

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа юного горняка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Гавриленко Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦДТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Междуреченск, 2019

Оглавление

 

Введение

……………………….…………………....3

1. Цель и задачи занятия

…………………………………………….5

2. Материалы и оборудование

……………………………………………5

3. Ход занятия

……………………………………………...6

Заключение

…………………….……………………...11

Литература

…………………………………………...12

Приложение №1

………………………………….………..13

Приложение № 2

…………………………………………....15

 

 

 

 

 

 


 

Введение

В настоящее время в современном мире идёт переход к новым социально-экономическим отношениям, который привел к трансформации значимости человека в социуме, задав новые требования к нему, как к профессионалу.

На первый план выходят такие личные качества профессионала как предприимчивость, интеллектуальность, общественная активность, социально-профессиональная мобильность. В современных условиях одной из задач профессионального самоопределения является умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор. Выбор профессии стал серьезной жизненной проблемой для большинства обучающихся общеобразовательных учреждений.

Именно поэтому нужно познакомить старшеклассников, будущих выпускников с различными профессиями и прежде всего с теми, которые актуальны в родном крае и городе. Отсюда и возникла необходимость данной методической разработки, подготовленной в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа юного горняка» для учащихся 13-15 лет, входящей в городской проект «Профессиональное будущее».

Методическая разработка занятия направлена на знакомство учащихся со свойствами и видами угля, с расположением угольных предприятий Кемеровской области – Кузбасса, условиями труда горняков и необходимыми личными качествами работников угольной промышленности.

Она позволяет учащимся соотнести свои возможности и потребности с требованиями, которые предъявляются к профессиям в горнодобывающей промышленности, более детально познакомиться со спецификой трудовой профессиональной деятельности в этой сфере, что может помочь в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Таким образом, методическая рекомендация «Чёрное золото» позволяет учащимся по программе «Школа юного горняка» получить больше полезных и конкретных знаний о горнодобывающей промышленности, способствующие осознанному выбору профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель занятия: знакомство учащихся со спецификой и условиями труда работников угольной промышленности

Задачи:

обучающие:

-       расширять знания учащихся о мире профессий в горнодобывающей промышленности, познакомив их с видами деятельности горняков, требованиями, предъявляемым к работникам;

-       дать представление о профпригодности и собственных способностях;

-       формировать мотивацию учащихся к осознанному социальному и профессиональному самоопределению;

воспитательные:

-       воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, понимание значения труда в жизни человека;

-       формировать позитивный образ современного молодого человека-профессионала;

развивающие:

-       развивать интеллектуально-познавательную сферу (мышление, внимание, память и воображение);

-       подготовить к осознанному выбору профиля обучения в школе и в перспективе – будущей профессии.

Материалы и оборудование: кусочки каменного угля, перчатки, лупа, ёмкости с водой, палочки, классная доска или флипчарт, бумага, ножницы, карандаши, ручки, клей-карандаш, изображение карты Кемеровской области, раздаточный материал.

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1.     Организационным момент.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на занятии «Школы юного горняка», посвящённом знакомству со спецификой и условиями труда работников угольной промышленности. Сегодня вы также узнаете о том, какие свойства и виды угля существуют и какие предприятия занимаются добычей угля в Кемеровской области и где они расположены.

2. Основной этап:

1)    - Давайте, определим, что же такое уголь? Какой уголь расположен в нашей местности и как называется его месторождение? (педагог проводит опрос учащихся).

- Правильно, уголь – это полезное ископаемое. А теперь выберите из нескольких вариантов тот вид угля, который добывают в нашем городе:

Бурый уголь

Каменный уголь

Антрацит

 - Правильно, в нашей области добывают в основном каменный уголь и самый лучший его вид с большой теплопроводной способностью – антрацит.

- Так что же такое каменный уголь? Чтобы дать точное определение -  выполните следующее задание: вставьте недостающие слова в понятие, выбрав из предложенных: горючее, угля, ископаемое, зелёное, антрацитом, породы, бурым.

Ка́менный у́голь — твёрдое … полезное , промежуточная по содержанию углерода форма … между … углём и … .

(Ответ: Ка́менный у́голь — твёрдое горючее полезное ископаемое, промежуточная по содержанию углерода форма угля между бурым углём и антрацитом.)

2)    - Да, ребята наш край богат на полезные ископаемые, особенно много у нас каменного угля и наша область теперь официально называется Кемеровской областью - Кузбассом (вторая часть - по названию месторождения угля – Кузнецкого угольного бассейна).

3)    Виды и марки каменного угля:

- А знаете ли вы, ребята, что каменный уголь тоже бывает разных видов, марок, на которые он делится по своим свойствам?

Об этом вы узнаете, выполнив следующее задание: сопоставьте марку угля (по поведению углей в процессе термического воздействия на них), её буквенное обозначение и теплоту сгорания (педагог раздаёт командам разрезанные таблицы – учащиеся, размышляя, сопоставляют соответствующие значения и обозначения с названиями марок угля).

 

Марки угля

Буквенное обозначение марок

теплота сгорания Qгб, ккал/кг

Бурые

Б

6900—7500

Длиннопламенные

ДО

7500—8000

Газовые

Г

7900—8600

Жирные

Ж

8300—8700

Коксовые

К

8400—8700

Отощённо-спекающиеся

ОС

8450—8780

Тощие

Т

7300—8750

Антрациты

А

8100—8750

Газовые жирные

ГЖ

5400-7400

Коксовые жирные

КЖ

8450

Коксовые вторые

К2

8400-8900

Слабоспекающиеся

СС

5600-8000

- А теперь взгляните в таблицу и скажите, какая теплота сгорания у угля марки КЖ, К, А, К2, Ж? Назовите, что это за марки угля?

Ребята, а как вы думаете, какие марки угля добывают в Кузнецком угольном бассейне? Ответ: бурые, длиннопламенные – газовые, газовые,  коксовые, отощённо-спекающиеся, тощие, антрациты (Приложение №2).

Картинки по запросу угольная карта кузбассаКартинки по запросу угольная карта кузбассаО расположении этих марок угля можно подробнее узнать по карте Кузнецкого бассейна месторождения угля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводим итог задания:

- Как вы видите, ребята, уголь подразделяются на технологические группы по спекающей способности.

 Для указания технологической группы к буквенному обозначению марки прибавляется цифра, указывающая низшее значение толщины пластического слоя в данных углях, например: Г6, Г17, КЖ14 и т.п.

Марки угля Д и Г могут гореть без поддува, эта их особенность позволяет использовать уголь в котельных. А уголь СС, Т или ОС может использоваться для получения электроэнергии. Марки Г и Ж, как правило, применяют в чёрной металлургии.

Витринитовые малозольные газовые угли марки Г являются хорошим сырьём для производства синтетического жидкого топлива. Фюзинитовые газовые угли группы 1ГЖО (газовый жирный отощённый) подгруппы 1ГЖОФ могут использоваться в коммунально-бытовом и энергетическом секторах.

каменный уголь - инфографика
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- А знаете ли вы, что по размеру получаемых при добычи кусков, уголь также делиться на несколько видов?

Выполните задание: выберите правильный вариант – верно указанное буквенное обозначение каменного угля и размер получаемых при добычи кусков угля.

Варианты:

·         П — (плита) более 100 мм

·         П – (пласт) более 150 мм

·         К — (крупный) 50—100 мм

·         К – (крупнейший) 50-100 мм

·         О — (орех) 25—50 мм

·         О – (огромный) 250 мм

·         М — (мелкий) 13—25 мм

·         М – (мелочь) 13-25 мм

·         С — (семечка) 6—13 мм

·         С – (средний) 200 мм

·         Ш — (штыб) 0—6 мм

·         Ш – (широкий) 0-6 мм

·         Р — (рядовой) шахтный 0—200 мм, карьерный 0—300 мм

·         Р – (равновесный) шахтный 0—200 мм, карьерный 0—300 мм

Ответ: По размеру получаемых при добыче кусков каменный уголь классифицируется на:

·         П — (плита) более 100 мм

·         К — (крупный) 50—100 мм

·         О — (орех) 25—50 мм

·         М — (мелкий) 13—25 мм

·         С — (семечка) 6—13 мм

·         Ш — (штыб) 0—6 мм

·         Р — (рядовой) шахтный 0—200 мм, карьерный 0—300 мм

2.     Заключительный этап

- Ребята, вы все сегодня очень старались. Узнали много новой и важной информации. Я надеюсь, она будет вам полезна. И, возможно, сегодняшнее занятие повлияет на выбор вашей будущей профессии.

И в заключении хотелось бы сказать: «Несмотря на ваш выбор, уважайте труд горняков! Он очень тяжелый, нужный, полезный и почетный! Гордитесь профессиями своих соотечественников, своих родителей и близких! И сами выберите профессию по душе. Ведь как верно заметил Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни»!

А для того, чтобы вам легче было определиться с профессией, я предлагаю вам список нескольких полезных ресурсов для изучения и выполнения теста по профориентации, который раздам каждому из вас. (Приложение №1).

 

Заключение

В настоящее время профессиональная ориентация учащихся приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью.

Одна из важнейших задач, стоящих перед молодым человеком в начале его жизненного пути – это планирование профессионального будущего. Очень многое зависит от того, насколько успешно будет решена эта задача. Ведь никто так не заинтересован в выборе профессии, как выпускник.

Поэтому данная методическая разработка очень актуальна. Она подготовлена в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа юного горняка», в которой систематизированы сведения о профессиях в горнодобывающей промышленности, идёт сотрудничество с Междуреченский горно-строительным техникумом (МГСТ) и включены практико-ориентированные экскурсии на предприятия горнодобывающей промышленности.

Таким образом, данное занятие способствует профессиональной ориентации,  осознанию учащихся значимости правильного выбора будущей профессиональной деятельности и предоставляет учащимся возможность расширить знания о мире профессий в горнодобывающей промышленности. Информация, полученная на занятии, помогает учащимся понять, интересна ли им данная сфера деятельности и профессии, с ней связанные.

Так или иначе, в результате у учащихся  формируется свой взгляд на деятельность и профессии горняков, осознание своих возможностей и желаний, способность к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектирование собственной жизни и карьеры.

 

 

 


 

Литература:

1.     «Южный Кузбасс». 25 лет. – Новосибирск: ЗМТ, 2018. – 280 с.

2.     Григорьев, Д. Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности / Д.Григорьев, П.Степанов //Журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2009. - № 8. - С. 16-21.

3.     Пряжникова, Е.Ю. Профориентация./Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 5-е изд. – М.: Академия, 2010. – 496с.

4.     Пряжников, Н.С. Профоринтация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения: методическое пособие/Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-304с. – (Серия «Профессиональная ориентация»).

5.     Пряжников, Н. Школьная профориентация: реальность и мечты. / Н.Пряжников //Школьный психолог. – 2003. - №4.

Ресурсы удаленного доступа

6.     Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ свободный. - Загл. с экрана.

7.     Бизнес – портал «Континент Сибирь Online» [Электронный ресурс] /Пасьянс сложился. Экономика; Ольга Гулик; «ООО Континент Сибирь. Холдинг». – Н, 2016. - Режим доступа: https://ksonline.ru/nomer/ks/-/id/1967/ свободный.

 


 

Приложение №1

Полезные ссылки по профориентации:

 

1.     Официальный сайт муниципального бюджетного образовательного учреждения  для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения" г. Междуреченска (МБОУ "Центр ПМСС")

http://www.profvibor.ru/ - Электронный музей профессий

https://www.rabotka.ru/infoworker/  Справочник профессий

Бесплатные тесты на профориентацию

http://metodkabi.net.ru/  Методики, тесты самодиагностики, статьи и фрагменты из книг и фильмов известного психолога-профконсультанта Галины Резапкиной

https://moeobrazovanie.ru/ Портал для абитуриентов

http://www.moeobrazovanie.ru/ Поиск ВУЗов и колледжей, он-лайн-тесты ЕГЭ, психологические тесты и тесты на выбор профессии для старшеклассников

2.     Всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации «Zасобой», направленная на работу со специалистами в области профессионального самоопределения, а также на работу с учащимися:

http://www.xn--80acqkxbs.xn--p1ai/

 

3.     Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (профориентация для любого возраста):

https://proforientator.ru/

4.     Технология выявления и развития талантов (Определяют таланты и связывают их с профессиями, способными максимально реализовать весь потенциал личности. Анализируют перспективы рынка труда и разрабатывают умные системы для выстраивания персональных траекторий развития):

https://profilum.ru/

5.     Учёба.ру — это самый большой каталог учебных заведений и программ в России и за рубежом (помогают людям выбирать образование, а учебным заведениям — находить своих студентов):

https://www.ucheba.ru/

6.     Проектория – твоя профессиональная траектория:

https://proektoria.online/

7.     Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру:

http://www.profvibor.ru/

8.     Образование зарубежом с UNIPAGE:

https://www.unipage.net/

9.     Видеоинтервью о профессиях:

https://profview.ru/

10.  Атлас профессий высшего и среднего профессионального образования (список профессий, ВУЗы России):

https://postupi.online/professii/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Картинки по запросу угольная карта кузбассаКузнецкий угольный Бассейн

 

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"

Методическая разработка занятия "Виды и характеристики угля"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2019