Методическая разработка заседания методического объединения классных руководителей и кураторов учебных групп на тему : Эмоциональное выгорание педагога
Оценка 4.7

Методическая разработка заседания методического объединения классных руководителей и кураторов учебных групп на тему : Эмоциональное выгорание педагога

Оценка 4.7
docx
08.12.2021
Методическая разработка заседания методического объединения классных руководителей и кураторов учебных групп на тему : Эмоциональное выгорание педагога
эмоциональноевыгорание.docx

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

Цель исследования: выявление основных аспектов развития синдрома профессионального выгорания у педагогов.

Синдром «психического» или «эмоционального» выгорания, став предметом широкого научного анализа зарубежных авторов с 60-х гг. прошлого века, не утратил своей актуальности и в условиях современной действительности. Об этом свидетельствует большое число публикаций и аналитических обзоров, как отечественных: В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, А.А. Рукавишников, Е. Старченкова, Л.И. Анцыферова, Т.В. Копылова, А.Б. Леонова, С.Г. Никифоров и др., так и зарубежных авторов (Aronson Е., Pines A., Brill Р., Burisch М., Maslach С., Jackson S., Cherniss С. и др.) [4]. В частности М.В. Борисова, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк и другие исследователи большое внимание уделяют определению сущности, описанию структуры, причин возникновения, проявления и развития синдрома эмоционального выгорания.

Впервые ученые поведали миру об этом заболевании в начале второй половины 20 века, и, кроме того, это заболевание на протяжении длительного времени считалось таким, которое является некой формой вирусной инфекции. В 1970 годах учеными были замечены некоторые особенности этого заболевания – им более всего страдали люди, которых можно отнести к такому социальному слою населения, как интеллигенция, а также это заболевание было нередким среди членов семей таких людей.

Синдром профессионального выгорания – не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики.

В середине 70-х годов прошлого века впервые было употреблено такое понятие, как «выгорание». И применялось такое определение для описания психологического состояния людей, которые тесно были связаны с общением клиентов, которое протекало в эмоционально перегруженной среде. Такая атмосфера была свойственна их рабочему месту, на котором они проводят большую часть своей жизни [2].

В отечественной психологии разработке проблемы психологического выгорания начали уделять внимание относительно недавно, с последнего десятилетия XX века, это связано исторически с введением рыночных отношений и интенсификацией человеческого труда в обществе.

Но в зарубежной психологии данный феномен стал изучаться на несколько десятилетий раньше. Формирование психологического выгорания, обусловленного профессионально, в наибольшей степени проявляется в профессиях социальной сферы, где основным объектом труда являются человек, его проблемы развития.

В начале 80-х годов Кристина Маслач разработала научный подход к изучению вопроса профессионального выгорания, в результате чего была создана методика MBI, которая и является инструментом измерения такого профессионального заболевания, как выгорание. Этот процесс охарактеризован при помощи трех понятий – цинизм, снижение эффективности труда и эмоциональное истощение.

В конце 90-х годов двадцатого века в отечественной психологии исследовалось психическое выгорание под названием «синдром эмоционального выгорания» в разных сферах профессиональной деятельности человека. Изучались особенности трудовой деятельности педагогов, психологов, врачей, работников социальной сферы. Было выявлено, что все эти «помогающие» профессии объединяет наличие стрессогенных факторов, повышающих риск возникновения психического выгорания.

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Так, низкий уровень оплаты труда вынуждает многих учителей и психологов брать на себя лишнюю учебную нагрузку в школе (огромное количество учебных часов), в детском саду (работа в две смены), а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом за детьми. Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом.

Конечно, неудовлетворенность работой может быть вызвана низкой оплатой труда, однако, по мнению Д. Гринберга (2002), высокая оплата и хорошие условия труда еще не являются гарантом удовлетворенности работой, поскольку существуют еще и мотивационные факторы. К ним относятся степень сложности заданий, объем работы, которая будет положительно оценена по окончании, и др. [4].

Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, а ведь среди педагогов и психологов в образовании подавляющее большинство – женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих.

Таким образом, следствием профессионального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь – с детьми. Профессиональное выгорание педагога, его эмоциональное опустошение, не может не сказаться и на его деятельности в школе и в детском саду, поскольку атмосфера равнодушия и напряжения, привнесенная учителем или воспитателем, негативно влияет на детей, их мотивацию к обучению и отношение к педагогу [3].

Тем не менее до настоявшего времени углубленных, научных исследований по развитию выгорания у преподавателей, особенно у преподавателей высшей школы, крайне мало (Серегина И.И., Старченкова Е.С., Щербич Л.И.).

Повышение требований со стороны общества к профессиональным качествам преподавателя высшей школы, объективное увеличение учебной нагрузки, интенсивность труда, психоэмоциональные перегрузки, высокие нагрузки на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, большое количество контактов в течение рабочего дня, гиподинамия делает данную группу специалистов еще более уязвимой в отношении развития психического выгорания, обусловлено профессиональной деятельностью.

От современных преподавателей высшей школы требуются не только компетентность в своей области знаний и педагогическое мастерство, но и высокий уровень психологических знаний и умений, позволяющих им сохранять профессиональную компетентность и эффективность в деятельности.

С другой стороны, психологические знания и умения, аутокомпетентность, закрепленные в структурах самосознания как личностные качества преподавателя, могут служить психологическим условием предупреждения возникновения профессионального выгорания.

В качестве конечных результатов влияния синдрома выгорания чаще всего рассматриваются следующие разноплановые проявления: снижение эффективности деятельности и субъективной удовлетворенности трудом, потеря идентификации себя с организацией, негативное отношение к труду, увольнение с работы, ухудшение состояния здоровья. Важным представляется изучение отрицательного влияния профессии педагога в связи с формированием у него профессионального выгорания и возрастающим негативным проявлением этого феномена в свойствах его личности. Можно отметить как следствие – снижение результативности и качества воздействия педагога на аудиторию.

Опубликованные данные показывают, что синдром выгорания, как и другие разновидности профессионального стресса, вызывает появление депрессивных настроений, чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, низкую оценку своей профессиональной компетентности, что сказывается на работоспособности педагога, приводя к снижению результативности показателей профессиональной деятельности и, как следствие, синдром выгорания провоцирует нарушение трудовой дисциплины, повышение степени заболеваемости профессионалов.

Переживание чувства собственной несостоятельности, безразличие к профессиональной деятельности, утрата прежде значимых жизненных ценностей, приводящих к снижению внутриличностных ресурсов специалиста, развитие психосоматических нарушений зачастую является следствием развития выгорания, обусловленного профессиональной деятельностью [5].

В настоящее время наиболее изучаемыми являются два основных феномена деструктивного влияния профессии педагога на его личность: профессиональная деформация и синдром «выгорания».

В данное время нет однозначного ответа на вопрос о том, что же является главным катализатором возникновении выгорания, и каков главный фактор – индивидуальные особенности человека или же организационные характеристики. Когда заниматься изучением этой проблемы и постоянно сталкиваться со случаями профессионального выгорания, которое выявляется в ходе кадрового аудита персонала или при проведении бесед с кандидатами на вакантную должность, приходится искать ответ на вопрос: что же послужило причиной выгорания в данном конкретном случае?

Поиски ответа привели к подходу С. Maslach и М. Leiter, которые предположили, что выгорание – это результат несоответствия между индивидуальностью и работой, на которой трудится данный сотрудник и занимается выполнением должностных обязанностей. Увеличение такого рода несоответствия увеличивает вероятность того, что процесс выгорания сотрудника все же возникнет.

Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы.

Исследования Н.А. Аминовой, Л.Г. Федоренко (2003) доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все педагоги. Кроме того, даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации оказался ниже, чем у пациентов с неврозами, что в поведении проявляется в несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности. Педагогические работники, постоянно сталкивающиеся с интенсивностью и эмоциональностью человеческих отношений, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от родителей, учащихся, коллег, становиться менее эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное выгорание. Сюда же следует отнести психологические трудности принимающего, безусловного общения, описанные К. Роджерсом и Э. Фроммом [4].

По существу, эмоциогенность заложена в самой природе педагогического труда, причём спектр эмоций весьма разнообразен. При этом несущий бремя «груза общения» педагог вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, мишенью для раздражения и агрессии. А ведь психика наша от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» ими. К этому добавляются ещё и вторичные переживания по поводу чужих проблем, особенно детских, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы. Итог известен: «Ещё один сгорел на работе». По сути, профессиональное выгорание – это длинный хронический стресс.

Профессиональное выгорание характеризуется возникновением чувства безразличия к работе, коллегам (даже если раньше они были вам вполне симпатичны) и вообще ко всему происходящему. Человек теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта, компетентности и профессионализма. Синдром профессионального выгорания сопровождается и физическими симптомами.

Поскольку отрицательные эмоции постоянно накапливаются, это может привести к истощению эмоционально-энергетических ресурсов организма. Истощение выражается в повышенной утомляемости, постоянной усталости, нарушениях сна (бессоннице), раздражительности, головных болях, ухудшении слуха и зрения (которое на первый взгляд может показаться беспричинным) [2].

Исследователи выгорания (C. Maslach) показывают, что работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 2–4 года после начала работы. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям [7].

Особенно важным является изучение взаимосвязи особенностей личности и выгорания [7]. Личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения.

К. Кондо относит к «сгорающим» также «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения). Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. Вероятнее всего, это может быть обусловлено одновременным действием других факторов. Однако психологи считают, что синдром профессионального выгорания чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Женщины зачастую склонны более эмоционально переживать неудачи в профессиональной деятельности и проблемы в общении с коллегами.

Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возможность принимать важные решения являются важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.

Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы.

Практически все исследователи показывают, что повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [7].

Решающей ролью в предотвращении синдрома профессионального выгорания является социальная поддержка со стороны коллег, руководителей, семьи, друзей. Особенно значимой является поддержка администрации. Для работников при стимулировании важно (и это отмечается многими исследователями) не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что обозначается как справедливость. Кроме того, исследователи [6, 7] подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь. «Существенным препятствием становится наше незнание, – пишет А.Н. Моховиков, – действительно ли мы помогли, так как зачастую у нас нет информации о дальнейшем развитии ситуации. Мучимые сомнениями, мы совершаем «дурную работу»: избыточно рефлексируем, волнуемся, волнуемся, сворачиваем в сторону, сдаемся или мужественно сражаемся; и это так или иначе усиливает со временем усталость и апатию» [7]. Содействуют возникновению выгорания непосредственный глубокий контакт с учениками и острота их проблем.

А.Н. Моховиков называет и другие факторы возникновения синдрома выгорания: внутриличностный конфликт и острый психологический стресс. Синдром профессионального выгорания – это реакция на стрессовые воздействия [6]. В.В. Бойко считает, что выгорание представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1]. Целесообразно периодически проверять, в какой степени у учителя сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания, это дает возможность разработать меры по его предупреждению.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» учитель, как правило, не осознает его симптомы, и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления.

Выводы

Профессиональная деятельность педагога образовательного учебного заведения независимо от разновидности исполняемой работы относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь детей. Педагоги как представители группы социальных профессий характеризуются высоким уровнем эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание – это не блажь, а серьезное заболевание, которое может привести к неприятным последствиям, если его запустить. При первых симптомах профессионального выгорания стоит обратиться к специалисту-психологу, а если эти симптомы физические, вам может понадобиться консультация терапевта. Для диагностики профессионального выгорания психологи используют специальные тесты, а для борьбы с ним – особые тренинги и упражнения.

Таким образом, «профессиональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [3].


Библиографическая ссылка

Пак С.Н. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ. // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25469 (дата обращения: 20.12.2019).


 

Библиографическое описание: Бладыко А. В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 34-39. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2704/ (дата обращения: 20.12.2019). В связи с изменением социально-экономических условий и усложнением информационных процессов в нашей стране все большую актуальность приобретают исследования, связанные с негативными последствиями эмоционального выгорания. Особенно актуальными они являются для преподавателей и учителей. Умение выработать конструктивное отношение к состояниям эмоционального стресса и сведение к минимуму негативного влияния последствий должно составлять одно из профессионально важных качеств преподавателя. Педагогу приходится противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. То есть ему необходимо выполнить все требования, предъявляемые профессией, при этом оптимально реализовать себя в ней и получить удовлетворение от своего труда. Деятельность преподавателя непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического, физического, эмоционального самочувствия [4]. Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты экспансивной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте [6]. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: Эмоциональное истощение ослабляет физические ресурсы личности, понижает сопротивляемость организма стрессовым агентам, ограничивает вариативность поиска других источников развития, тем самым, выступая препятствием в возникновении потребности саморазвития, самоактуализации. Редукция личных достижений (осознание своей некомпетентности, не успешности в профессиональной деятельности) ослабляет общую мотивацию, прекращает творческое развитие человека как личности средствами профессии. Деперсонализация, являя собой личностную отстраненность, проникая в установки, принципы и систему ценностей личности, искажает интегративный компонент личностной зрелости, меняя позитивное отношение к миру на противоположное [1; 2]. Синдром выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью преподавателя, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения специалиста. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой профессиональной помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к студенту как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения [5]. Исаев И.Ф. отмечает, что низкий уровень профессиональной культуры преподавателя может препятствовать формированию мотивационно - ценностного отношения к педагогической профессии, к целям и средствам педагогической деятельности. Гнездилова О.Н. в качестве факторов, которые могут приводить к профессиональному выгоранию отмечает интровертированность характера, замкнутость и застенчивость, не согласующаяся с требованиями профессии [3]. Многие исследования отмечают наличие у преподавателей состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость) [2]. Проблеме формирования устойчивости к эмоциональному выгоранию у преподавателей со стороны психологии уделено достаточное внимание, однако что касается педагогической стороны этой проблемы то, здесь мы столкнулись с нехваткой специализированной литературы. В психолого-педагогической литературе опубликованы работы, посвященные разработке модели эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон и др.), выделению структурных компонентов выгорания (Э. Пайнс, Т. Кокс) и основных проявлений профессионального «выгорания» (О.Н. Гнездилова, Т.В. Форманюк). Вместе с тем, проблема изучения особенностей эмоционального выгорания у преподавателей и учителей в образовательном процессе остается недостаточно исследованной. В связи с необходимостью повышения эффективности профессионального труда при сохранении здоровья и жизнедеятельности работника, нам представляется важным изучение особенностей эмоционального выгорания у преподавателей и учителей. Проблема исследования: каковы особенности эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей вузов. Решение данной проблемы является целью нашего исследования. Таким образом, целью данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей эмоционального выгорания у учителей и преподавателей. Объект исследования: эмоциональное выгорание. Предмет исследования: эмоциональное выгорание у учителей и преподавателй. Гипотеза исследования: процесс формирования устойчивости к эмоциональному выгоранию у преподавателей и учителей будет эффективным, если: определены сущностные, структурные и содержательные характеристики эмоционального выгорания у преподавателей и учителей в образовательных учреждениях; выявлены особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей; рассмотрено влияние специфики профессиональной деятельности учителей и преподавателей на эмоциональное выгорание; разработаны методические рекомендации по формированию устойчивости к эмоциональному выгоранию у преподавателей и учителей. В качестве конкретных диагностических методик исследования выступили такие как: Методика диагностики парциальной направленности педагога. Методика определения уровня эмоционального «выгорания» К.Маслач, С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой. Использованные в работе методики - стандартизированные тесты, дающие возможность проведения количественного и качественного анализов полученных результатов. Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), факультетов психологии и теологии, а так же средней образовательной бюджетной школы № 31 г. Белгорода. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В рамках работы мы провели исследование, в котором принимало участие 40 педагогов из разных образовательных учреждений. Исследование выявило, что у большинства учителей эмоциональное выгорание имеет высокие показатели по шкале «Эмоциональное истощение» и «Редукция личностных отношений», что объясняется следующими особенностями у учителей: негативное оценивание себя (учитель зачастую оценивает себя негативно в отличии от преподавателя, у учителя присутствуют мысли о незаслуженном положении в обществе, недостаточной оценки со стороны окружающих); нервно-психические нагрузки (которые как мы можем предположить, являются, острым реагированием на претензии со стороны родителей учащихся и руководства). Однако у преподавателей эмоциональное выгорание имеет высокие показатели лишь по шкале «Эмоциональное истощение», что указывает на следующие особенности: усталости от всего (подавленность, незащищенность, отсутствие желания, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным,компетентным, недостаточно совершенным к высоким требованиям со стороны руководства). сам преподавательский труд (ежедневная повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппарат; проведение семинарских и практических занятий требует постоянной «активной работы сознания»; оценка положительных моментов в ответах и корректировка недочетов; подведение итогов, и раздача кратких рецензий). Таким образом, мы выяснили, что характер профессиональной деятельности учителей и преподавателей показывает особенности, которые влияют на проблему эмоционального выгорания. Для снижения эмоционального выгорания необходимо, чтобы педагоги осознали всю сущность проблемы, а для этого важно устраивать семинары, просветительские мероприятия, с помощью которых они поймут, что все проходит, главное захотеть. При сильно проявляющихся симптомах необходима коррекция и консультирование по запросам. Хотелось бы отметить, что проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что у учителей все показатели выгорания выше в течение всего учебного года и возрастают наиболее интенсивно к концу года, у преподавателей выгорание начинает развиваться к середине учебного года. У учителей выгорание проявляется более интенсивно, системно и комплексно, затрагивая эмоциональный уровень, сферу отношений к себе, к окружающим и к профессии, а у преподавателей в сфере эмоций, довольно ярко и при меньшем проявлении выгорания проявляются негативные изменения в сфере отношений к себе, своим достижениям, окружающим людям и работе. Так же мы выяснили, что особенности в развитии выгорания у учителей и преподавателей обусловлены особенностями специфики профессиональной деятельности, а также особенностями возраста контингента учителей и преподавателей. У учителей работа является более стрессогенной, монотонной, напряжённой, а у преподавателей перегрузки носят временный характер. У учителей преобладают направленность на общение и одобрение в профессиональной деятельности, мотивация педагогического призвания, духовные и просоциальные ценности, у преподавателей – направленность на преподаваемый предмет, сопутствующие мотивы, связанные со статусом, самоутверждением, и индивидуалистические ценности престижа, сохранения индивидуальности. Однако различия у учителей и преподавателей проявляются в большей выраженности внутренней конфликтности у учителей и закрытости у преподавателей. В эмоциональном выгорании у учителей превалирует шкалы по «Эмоциональному истощению» и «Редукции личностных отношений». В эмоциональном выгорании у преподавателей доминирует шкала «эмоционального истощения». Было выяснено, что преимуществами у учителя и преподавателя являются: удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению. Ограничениями профессии выступают: отсроченный во времени результат труда, значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы; повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги. На основании вышеизложенного следует, что цель: изучение особенностей эмоционального выгорания у учителей и преподавателей, достигнута. Литература: Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. – М.: PerSe. – 2001.- 511 с. Вопросы истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. – Б.: Издательство БГПУ, 1999. Гнездилова О.Н Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование.- 2006.- №4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.- 368 с. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества. – Педагогика №5, 1997. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М. : Прогресс, 2002. – 123-130 с.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Бладыко А. В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 34-39. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2704/ (дата обращения: 20.12.2019).


 

«Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»

Содержание занятия

Введение

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:

1) высокую ответственность за своих подопечных;

2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

3) самоотверженную помощь;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

5) наличие ролевых конфликтов;

6) работу с «трудными» детьми.

Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».

Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы дошкольного учреждения.

По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.

Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.

 

 

 

Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:

• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией , воспитанниками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;

• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;

• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;

• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.

Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.

Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.

Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.

• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.

• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.

• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.

• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.

• Отлаженная система охраны труда сотрудников.

• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.

• Наличие и развитие высокой организационной культуры.

• Профессиональная и административная поддержка.

• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.

 

 

 

1. Просветительское направление:

- информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;

-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.

 

2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:

- создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;

- создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;

- участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;

- обобщение педагогического опыта воспитателя;

- возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.

3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

 

       Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

       Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

       Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них.

       Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам.

       Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

       Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

       Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

       Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

       Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

       Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

       Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

         Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

         Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

         Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

         Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

         Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).

         Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

         Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

          Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

         Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

          Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

         Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

         Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Помните: работа - всего лишь часть жизни!

 

Тестовые задания

на определение тяжести эмоционального выгорания

 

Данный опросник позволяет определить у Вас степень выраженности профессионального выгорания. Общее количество баллов говорит о тяжести «выгорания» .

Пожалуйста, ответьте, как часто Вы испытывают чувства, перечисленные в каждом из пунктов опросника. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением.

 

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

2. После работы я чувствую себя как «выжатый лимон».

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит c некоторыми моими подчиненными и коллегами.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

·        никогда

·        очень редко

·        иногда

·        часто

·        очень часто

·         каждый день


 

 

Обработка результатов теста.

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

«никогда» – 0 баллов;

«очень редко» – 1 балл;

«иногда» – 3 балла;

«часто» – 4 балла;

«очень часто» – 5 баллов;

«каждый день» – 6 баллов.

Ключ к тесту.

 «Стадия приглушенности» – до 30 б

 «Деперсонализация» – от 31 до 53 б

 «Эмоциональное истощение» – от 54 и более

Чем больше сумма баллов, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания».

 

 

 

 

Список используемой литературы:  

1. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.

2. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.

3. Н. А. Рогалева Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.

4. В. М. Чернышова, С. Ю. Лифанова Инновационные подходы к профилактике профессиональной деформации педагога. / Справочник педагога-психолога. 03.2011.

5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома (психотехнические упражнения; коррекционные программы) ./ М. 1995.

6. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.

7.«Большая книга детского психолога» / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов на Дону, «Феникс»,2011

8.Колошина Т.Ю., Трусь А.А. «АРТ-терапевтические техники в тренинге»,СПб, «Речь», 2010

9.«Психология общения. Энциклопедический словарь» / А.А. Бодалева, М., «Когито-Центр», 2011

10.«Психология профессионального здоровья» / Г.С. Никифорова, СПб, «Речь», 2006

11.Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=-eR6MCQIrLs

 

 

 

 

Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы.

Исследования Н.А. Аминовой, Л.Г. Федоренко (2003) доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «выгорание», а к 40 годам «сгорают» все педагоги. Кроме того, даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации оказался ниже, чем у пациентов с неврозами, что в поведении проявляется в несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности. Педагогические работники, постоянно сталкивающиеся с интенсивностью и эмоциональностью человеческих отношений, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от родителей, учащихся, коллег, становиться менее эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное выгорание. Сюда же следует отнести психологические трудности принимающего, безусловного общения, описанные К. Роджерсом и Э. Фроммом.

По существу, эмоциогенность заложена в самой природе педагогического труда, причём спектр эмоций весьма разнообразен. При этом несущий бремя «груза общения» педагог вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, мишенью для раздражения и агрессии. А ведь психика наша от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» ими. К этому добавляются ещё и вторичные переживания по поводу чужих проблем, особенно детских, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы. Итог известен: «Ещё один сгорел на работе». По сути, профессиональное выгорание – это длинный хронический стресс.

Профессиональное выгорание характеризуется возникновением чувства безразличия к работе, коллегам (даже если раньше они были вам вполне симпатичны) и вообще ко всему происходящему. Человек теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта, компетентности и профессионализма. Синдром профессионального выгорания сопровождается и физическими симптомами.

Поскольку отрицательные эмоции постоянно накапливаются, это может привести к истощению эмоционально-энергетических ресурсов организма. Истощение выражается в повышенной утомляемости, постоянной усталости, нарушениях сна (бессоннице), раздражительности, головных болях, ухудшении слуха и зрения (которое на первый взгляд может показаться беспричинным).

Исследователи выгорания (C. Maslach) показывают, что работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 2–4 года после начала работы. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям.

Особенно важным является изучение взаимосвязи особенностей личности и выгорания. Личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения.

Ученые относят к «сгорающим» также «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения). Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. Вероятнее всего, это может быть обусловлено одновременным действием других факторов. Однако психологи считают, что синдром профессионального выгорания чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Женщины зачастую склонны более эмоционально переживать неудачи в профессиональной деятельности и проблемы в общении с коллегами.

Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возможность принимать важные решения являются важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.

Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования

Переживание чувства собственной несостоятельности, безразличие к профессиональной деятельности, утрата прежде значимых жизненных ценностей, приводящих к снижению внутриличностных ресурсов специалиста, развитие психосоматических нарушений зачастую является следствием…

Переживание чувства собственной несостоятельности, безразличие к профессиональной деятельности, утрата прежде значимых жизненных ценностей, приводящих к снижению внутриличностных ресурсов специалиста, развитие психосоматических нарушений зачастую является следствием…

Особенно важным является изучение взаимосвязи особенностей личности и выгорания [7]

Особенно важным является изучение взаимосвязи особенностей личности и выгорания [7]

Педагоги как представители группы социальных профессий характеризуются высоким уровнем эмоционального выгорания

Педагоги как представители группы социальных профессий характеризуются высоким уровнем эмоционального выгорания

Библиографическое описание: Бладыко

Библиографическое описание: Бладыко

Исаев И.Ф. отмечает, что низкий уровень профессиональной культуры преподавателя может препятствовать формированию мотивационно - ценностного отношения к педагогической профессии, к целям и средствам педагогической деятельности

Исаев И.Ф. отмечает, что низкий уровень профессиональной культуры преподавателя может препятствовать формированию мотивационно - ценностного отношения к педагогической профессии, к целям и средствам педагогической деятельности

С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой

С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой

У учителей работа является более стрессогенной, монотонной, напряжённой, а у преподавателей перегрузки носят временный характер

У учителей работа является более стрессогенной, монотонной, напряжённой, а у преподавателей перегрузки носят временный характер

Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»

Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»

Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья…

Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья…

Методическая разработка заседания методического объединения классных руководителей и кураторов учебных групп на тему : Эмоциональное выгорание педагога

Методическая разработка заседания методического объединения классных руководителей и кураторов учебных групп на тему : Эмоциональное выгорание педагога

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания •

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания •

Тестовые задания на определение тяжести эмоционального выгорания

Тестовые задания на определение тяжести эмоционального выгорания

После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего

После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего

Моя работа все больше меня разочаровывает

Моя работа все больше меня разочаровывает

Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного

Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного

Обработка результатов теста.

Обработка результатов теста.

Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов

Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов

Особенно важным является изучение взаимосвязи особенностей личности и выгорания

Особенно важным является изучение взаимосвязи особенностей личности и выгорания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021