Дидактическое обоснование: «Математика» 1 класс, 2 часть, Моро М.И., Бантова М.А, УМК «Школа России»
Тема урока: Приёмы сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел.
Тип урока: закрепление изученного.
Цели: повторить изученные приемы сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел.
Задачи:
Предметные: повторить состав чисел, запись чисел, таблицу сложения и вычитания в пределах 20, отработать навыки решение примеров и простых задач.
Личностные: развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение; умение давать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; сравнивать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; вносить необходимые коррективы после завершения действий; определять качество и уровень усвоения материала; планирование, контроль, коррекция, оценка.
Познавательные:
совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения; строить рассуждения.
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемый результат: отработать навыки сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, дидактические игры, упражнения, частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: учебник, раздаточный дидактический материал, демонстрационный материал.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к деятельности Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
|
-Добрый день, ребята. Садитесь. Проверяем глазками готовность к уроку. Чтоб водить корабли, Чтоб врачом, моряком |
Приветствие Подготовка учащихся к уроку. Дети получают эмоциональный настрой. |
Личностные УУД: самоопределение
|
2. Актуализация знаний Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
|
Метод «Представление» -Закройте глаза. Представьте мы летим с вами на самолете над широкими лесами, высокими горами, быстрыми реками, глубокими озерами. Самолет потерпел крушение и мы были вынуждены катапультироваться в лесу. Чистописание - Заглянем в сказочный лес. Пройдем мимо высоких елей, возьмите листок бумаги, сегодня это ваша рабочая тетрадь. Запишите по середине сегодняшнее число. Ваша задача повторить этот рисунок до середины строчки. Отступите от края три клетки и начинайте чертить.
Математический диктант - Запиши число, которое следует за числом 17; (18) - Запиши число, которое предшествует числу 20; (19) - Сколько будет если к 13 прибавить 1; (14) - Сколько будет если 14 уменьшить на 1; (13) - Какое число стоит между числами 18 и 20; (19) - Число 10 увеличить на 1; (11) - Первое слагаемое 7 , второе слагаемое 10, чему равна сумма чисел? (17) Словесная оценка учителя |
Представляют и настраиваются на дальнейшую работа в виде сказки.
Прописывают рисунок в тетради.
Отвечают устно на вопросы и записывают ответы в тетради.
Самооценка |
Личностные УУД: развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение. Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
|
3. Выявление места и причины затруднения Цель: выявление учащимися места и причины затруднения. |
- Вот мы и вышли на красивую поляну, на которой стоит … А что же там стоит мы узнаем если правильно расставим числа в порядке убывания. (2-Т, 5-Е, 7-Р, 11-Е, 12-М, 15-О, 17-К) - Что это значит – в порядке убывания?
- Если карточки расставлены правильно, то должно будет получиться слово. Перевернём карточки, какое слово получилось? Словесная оценка учителя |
Разгадывают слово, выполнив упражнение.
- От самого большого числа к самому маленькому.
- Теремок Самооценка |
Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий; планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий. |
- Как вы думаете, чем на уроке мы сегодня мы будем заниматься? - Тема нашего урока приемы сложения и вычитания, мы будем решать примеры и задачи, повторим состав чисел. Словесная оценка учителя |
Определяют цель и задачи урока.
Самооценка |
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу. |
5. Реализация построенного проекта Цель: решение исходной задачи, вызвавшей затруднение. |
- В наш теремок прилетел Комар: “Тук, тук, кто в теремочке живет? Кто в не высоком живет?” - Никто не отвечает. - Ребята, чтобы комар поселился в теремке, нужно ему помочь: выполнить задание. - На доске написаны примеры, ваша задача решить эти примеры и соотнести с правильным ответом. 1+8 9 3+5 6 10-4 8 9-6 2 10-8 3 - Молодцы, ребята, вы помогли Комарику поселиться в нашем теремке. - Прилетела к теремку Муха – горюха: “Тук, тук, кто в теремочке живет? Кто в не высоком живет?” Комар отвечает: -Я комар – пискун. А ты кто? -Я Муха – горюха. Пусти меня к себе. - Выполни мое задание, пущу.
-Вставьте пропущенные числа. - Каких шаров меньше: красных или зеленых? (зеленых) - На сколько шаров меньше зеленых, чем красных? (на один) - Почему? (зеленых шаров столько же, но без одного) -Хорошо, Муха – горюха, ты выполнила задание. Заходи ко мне жить. Стали они жить вдвоем. Прискакала Лягушка – поскакушка: - Тук, тук, тук! Кто в теремочке живет? Кто в не высоком живет? - Я, Комар – пискун. - Я, Муха – горюха. А ты кто? - Я, Лягушка – поскакушка. Пустите меня к себе. -Выполни наше задание, тогда мы тебя пустим к себе. - Откройте учебник на странице 56 №2. Расставьте знаки равенства выходя к доске.-Молодец, Лягушка – поскакушка, выполнила задание. Заходи к нам жить. Стали они жить втроем. Физ.минутка – Посмотрите, кто к теремку прискакал? (заяц) - Тук, тук, тук! Кто в теремочке живет? Кто в не высоком живет? -Я, Комар – пискун. - Я, Муха – горюха. - Я, Лягушка – поскакушка. А ты кто? - А я Зайчик – попрыгайчик. Пустите меня к себе жить. - А ты помоги нам размяться, а то мы устали сидеть. - Ребята, давайте поможем зайчику. - Посмотрите, у меня есть шапочка зайчика. Кто будет зайчиком? Выходит один ребенок, на которого надевается шапочка зайчика. Он проводит физминутку. Мы старались, мы учились. Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. (вращение корпусом вправо и влево) Мы работаем руками, Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех? (Дети имитируют движенье крыльев) Чтобы ноги не болели, Раз – присели, два – присели, Три, четыре, пять и шесть. (Приседания) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте) И садимся мы потом. (Дети садятся за парты). - Молодец, Зайчик – попрыгайчик, хорошо мы размялись. Заходи, будем жить вчетвером. Прибежала Лисичка – сестричка. - Тук, тук, тук! Кто в теремочке живет? Кто в не высоком живет? -Я, Комар – пискун. - Я, Муха – горюха. - Я, Лягушка – поскакушка. - Я, Зайчик – попрыгайчик. А ты кто? - Я, Лисичка – сестричка. Пустите меня к себе. - А ты выполни наше задание, тогда пустим. - Откройте учебник на странице 56 №4. Это задача Лисичке. -Молодец, Лисичка – сестричка, справилась с заданием. Заходи к нам, будем жить впятером. Пришел Волк. - Тук, тук, тук! Кто в теремочке живет? Кто в не высоком живет? - Я, Комар – пискун. - Я, Муха – горюха. - Я, Лягушка – поскакушка. - Я, Зайчик – попрыгайчик. -Я, Лисичка – сестричка. А ты кто? - Я, Волчок – серый бочок. Пустите меня к себе. - А ты выполни наше задание, тогда пустим. На доске записаны примеры: 13 – 3 = 10 14 – 4 = 10 2 + 8 = 10 12 – 2 = 10 16 – 6 = 10 17 – 10 = 7 20 – 10 = 10 - Посмотрите внимательно и скажите, есть здесь еще лишний пример? (17 – 10 = 7) - Почему он лишний? (Ответ этого примера другой – число 7). - Что нужно сделать, чтобы найти лишний пример? (Решить все примеры) - Решаем примеры. Выходим по одному и решаем пример, сверяем с ответом, открывая правильный ответ и букву. - Посмотрите, какие ответы у нас получились? (10) Молодец Волчек, заходи к нам, будем жить в шестиром. Пришел Медведь. - Тук, тук, тук! Кто в теремочке живет? Кто в не высоком живет? -Я, Комар – пискун. - Я, Муха – горюха. - Я, Лягушка – поскакушка. - Я, Зайчик – попрыгайчик. - Я, Лисичка – сестричка. - Я, Волчек - серый бочек. А ты кто? - Я, Медведь. Пустите меня к себе. - А ты выполни наше задание, тогда пустим. - Откройте страницу 57 №6. Надо вставить пропущенные числа. решив примеры. Проверьте свои ответы с доской. - Молодцы . Заходи, будем жить в семиром. |
Устно решают примеры и соотносят с правильными ответами.
Ребята по цепочке выходят к доске, берут цифру и вставляют ее в прорезь в шаре на нужное место. Фронтальный опрос.
Работа с учебником. Решают неравенства.
Работа с учебником. Разбирают сначала задачу устно, затем выполняют задание по учебнику.
Фронтальный опрос. Решают примеры устно, записывая ответы на доске.
Работа с учебником. Решают примеры самостоятельно письменно. Несколько учеников у доски с объяснением. |
Предметные УУД: повторить состав чисел, запись чисел, таблицу сложения и вычитания в пределах 20, отработать навыки решение примеров и простых задач. Познавательные УУД: совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения; строить рассуждения. Личностные УУД: умение давать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
|
5. Закрепление изученного материала Цель: решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. |
- Решили наши герои устроить пир. Сели ужинать, а Медведь говорит – «Давайте закрепим все наши задания и решим ещё одно задание» - Откройте учебник на странице 57 №7. - Проверьте свои ответы с доской. Словесная оценка учителя |
Работают с учебником Решают примеры самостоятельно в тетради и у доски с объяснением.
Самооценка |
Предметные УУД: отработать навыки решение примеров. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль. |
7. Рефлексия (итог) Цель: фиксация изученного на уроке и организация рефлексии. |
- Чем интересен был сегодняшний урок? - Что на уроке вам понравилось и запомнилось? - Оцените свою работу на уроке! Если сегодня на уроке вам было все понятно, вы сделали все задания, то похлопайте. Если вы не справились сегодня ни с чем на уроке то потопайте. - С вами было очень интересно работать. Наши сказочные герои говорят вам спасибо та что вы поселили их в теремок. И я вам то же говорю спасибо! Словесная оценка учителя |
Дети отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке в виде небольшой физической разминки.
|
Регулятивные УУД: качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.