Методическая статья «Функциональная грамотность педагога как необходимое условие для успеха обучающихся общеобразовательных школ в овладении иностранными языками и формирования их функциональной грамотности»
Оценка 5

Методическая статья «Функциональная грамотность педагога как необходимое условие для успеха обучающихся общеобразовательных школ в овладении иностранными языками и формирования их функциональной грамотности»

Оценка 5
Документация
docx
английский язык +1
09.03.2022
Методическая статья «Функциональная грамотность педагога как необходимое условие для успеха обучающихся общеобразовательных школ в овладении иностранными языками и   формирования их функциональной грамотности»
Функциональная грамотность – залог успешности современного человека. Чтобы развивать функциональную грамотность у обучающихся, педагог сам должен быть функционально грамотным, профессионально расти и самосовершенствоваться. В статье рассматриваются возможности развития функциональной грамотности обучающихся на уроках английского и немецкого языков средствами УМК В. П. Кузовлева и УМК И. Л. Бим, а также представлены возможности диагностики и повышения функциональной грамотности учителя.
Эффективные практики обучения иностранному языку.docx

 

 

 

 

 

 

Название: Функциональная грамотность педагога как необходимое условие для успеха обучающихся общеобразовательных школ в овладении иностранными языками и   формирования их функциональной грамотности.

 

 

Автор: Плетнева Марина Евгеньевна

Должность: учитель английского и немецкого языков

ОУ: МБОУ Парамоновская ООШ Корсаковского района Орловской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня в обществе востребованы специалисты, обладающие способностью быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях и оперативно решать возникающие проблемы. Чтобы быть успешным, современному человеку приходится на протяжении всей своей жизни самосовершенствоваться, осваивать новые знания и новые профессиональные навыки. В последнее время все чаще говорят о том, что современный человек должен обладать функциональной грамотностью. Это значит, что свои знания он должен уметь использовать для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности1. Функциональная грамотность сегодня стала индикатором благополучия в обществе, а функциональная грамотность школьников – показателем качества образования.

Функциональная грамотность школьников разных стран мира оценивается с помощью международного тестирования по Программе Оценки Образовательных Достижений Учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которая проводит международное сопоставительное исследование качества образования.

Правительство РФ в национальном проекте «Образование» ставит перед системой образования задачу «обеспечить: глобальную конкурентоспособность российского образования; вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Государство заинтересовано в повышении «позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)»3.

Итак, современные дети должны обладать функциональной грамотностью, в которой выделяют следующие направления:

-читательская

-математическая

-естественно-научная

-финансовая

-глобальная

-креативность и критическое мышление

_______________________

1         Советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев Образовательная система «Школа 2100» Педагогика здравого смысла.

2         Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

3         Государственная программа РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018–2025 годы)

Для того, чтобы развивать функциональную грамотность у школьников, учитель прежде всего сам должен быть функционально грамотным человеком. Возникает вопрос: как педагог может повысить свою функциональную грамотность?

Прежде всего, учитель может выяснить свой уровень функциональной грамотности с помощью различных тестов, и в зависимости от результатов определить для себя стратегии саморазвития. Диагностику педагогических компетенций по программе развития педагогов «Я Учитель» можно пройти на сайте www.education.yandex.ru, где предлагаются задания online-тестов, задания в кейсах и задания для самопроверки, а также даются рекомендации.  

Диагностику на соответствие профстандарту учителя проводит автономная некоммерческая организация «Независимый центр оценки качества педагогических квалификаций» на сайте www.institute-of-education.com. Тестирование можно проходить неоднократно, каждый раз улучшая свой результат.

Самодиагностику по основным направлениям функциональной грамотности (марафон функциональной грамотности) для педагогов можно пройти на сайте www.elearning.apkpro.ru. Здесь ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования министерства просвещения РФ» представляет систему электронного обучения для повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей.

Повысить свою функциональную грамотность педагог может, пройдя курсы повышения квалификации дистанционно на сайтах: www.ped.isoedu.ru, www.mipkip.ru, www.infourok.ru, www.prosv.ru, www.teacher.yandex.ru. Данные курсы помогают разобраться в том, что такое функциональная грамотность, и как её развивать у школьников с учетом требований ФГОС. Учителя могут ознакомиться с системой методических понятий в области функциональной грамотности, разработать собственные уроки, пройти итоговые тесты. Совершенствуя свои профессиональные компетенции, педагог увеличивает свои возможности и повышает уровень функциональной грамотности школьников.

Мной был проведен анализ учебников английского языка УМК В. П. Кузовлева и учебников немецкого языка УМК И. Л. Бим на предмет содержания заданий, развивающих функциональную грамотность обучающихся по шести направлениям.

Следует признать, что в большей степени УМК обоих авторов делают акцент на развитие читательской грамотности обучающихся. Это легко объясняется спецификой предмета «иностранный язык», где основная информация содержится в текстах. Авторы стремились включать в УМК аутентичные тексты разных типов: короткие рассказы, отрывки из художественных произведений, статьи из журналов, письма зарубежных сверстников, рекламные объявления, программы телепередач, комиксы. Тексты сопровождаются упражнениями для работы на разных этапах (дотекстовом, текстовом и послетекстовом), направленными на овладение разными видами чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее). (УМК В. П. Кузовлев, 9 класс, Unit 2, Lesson 3, р. 40-41)

Читательская грамотность предполагает владение умением ориентироваться в потоке информации и быстро определять для себя важность текста: читать его дальше, или нет. Это умение отрабатывается на уроках иностранного языка при овладении просмотровым чтением. Обучающиеся определяют по заголовку (картинке, обложке) содержание и смысл текста, анализируют оглавление (аннотацию), определяют тему по ключевым словам, развивают умение прогнозировать с опорой на схему (диаграмму, таблицу). (УМК И. Л. Бим, 9 класс, Kapitel 1, Üb. 2, S. 45)

Когда определили, что текст полезен, возникает следующая задача: найти в нем необходимую информацию, например, узнать часы приёма, дату намечаемого события, имя конкретного человека, описание местности и т. д. Остальная информация, содержащаяся в тексте оказывается лишней, отвлекающей внимание, отнимающей время. Чтобы быстро сконцентрироваться на нужной информации, обучающиеся овладевают приемами ознакомительного чтения: читают по абзацам, делают пометки в тексте, находят ключевые слова, подчеркивают фразы, учатся игнорировать лишнюю информацию, сокращают текст. (УМК И. Л. Бим, 9 класс, Kapitel 1V, Üb. 10 a, b, c, d, S. 166)

И, наконец, читательская грамотность заключается в том, чтобы уметь проникать в смысл прочитанного, выявить подтекст. Для этого необходимо изучающее чтение, которое позволяет читать вдумчиво и анализировать написанное. В этом случае обучающиеся объясняют смысл предложений, фраз, отдельных слов, перефразируют, подбирают синонимы (антонимы), составляют план, пересказывают своими словами. (УМК В. П. Кузовлев, 9 класс, Unit 5, Lesson 4, р. 125)

Математическая грамотность формируется у обучающихся с первых лет изучения иностранного языка, когда они овладевают значением количественных и порядковых числительных. Дети решают жизненно важные задачи: подсчитывают и называют количество предметов, производят математические действия, называют возраст своих родных, определяют время по часам, называют даты. Далее, в 6 классе (УМК В. П. Кузовлева), обучающиеся знакомятся с правилами употребления неопределенных местоимений some и any с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными, проигрывают в ролевых играх всевозможные ситуации «в магазине», овладевая умениями назвать количество желаемых продуктов, спросить о цене, купить, посчитать сдачу. Ситуация «в магазине одежды» (УМК И. Л. Бим, 8 класс) развивает функциональную грамотность обучающихся, которые могут расспросить и высказать свои пожелания относительно размера одежды, выбрать и купить одежду с учетом ее качества, привлекательности и цены.

Естественно-научная грамотность развивается на уроках иностранного языка при изучении темы «Пример для подражания» (УМК В. П. Кузовлев 7 класс Unit 7, Lesson 1, p. 124-127), когда ребята знакомятся с известными изобретателями, учёными, которыми гордятся в Британии, и получают возможность поделиться своими знаниями о научных достижениях в своей стране. При изучении темы «Погода» обучающиеся определяют для себя место отдыха, имея перед собой карту Европы и прогноз погоды в картинках (УМК В. П. Кузовлев 6 класс Unit 6, Lesson 1, p. 102), при изучении темы «Здоровье», шестиклассники рассказывают о том, что они делают для сохранения своего здоровья (УМК В. П. Кузовлев 6 класс Unit 5, Lesson 9-10, p. 97)

Глобальное направление функциональной грамотности — это умение межкультурного взаимодействия, понимания проблем мирового масштаба. Оно становится возможным при познании культуры народа изучаемого языка и умения представлять родную культуру на иностранном языке. Оба УМК успешно решают эту задачу, предлагая для изучения темы «Праздники», «Традиции и обряды», «Достопримечательности моей страны», «Родина». Экологические проблемы, проблемы сохранения природы, национальные парки, всемирные политические экологические организации (УМК И. Л. Бим, 7 класс, Kapitel V, Üb. 5, S. 160), проблемы вступления в Евросоюз (УМК И. Л. Бим, 7 класс, Kapitel I, Üb. 12, 13 S. 23 – 25) также способствуют формированию глобальной функциональной грамотности.

Креативность учащиеся проявляют в работе над проектами, создавая всевозможные презентации, видеоролики, проводя опросы класса, оформляя альбомы, постеры, коллажи.

Что же касается развития финансовой грамотности, умения зарабатывать и управлять деньгами, в обоих УМК подобные задания не предусмотрены. Максимум, что обучающиеся узнают – это как выглядит иностранная валюта. Единственная тема карманных денег и подработки во время каникул предлагается авторами учебников английского и немецкого языка, что позволяет порассуждать о том, как можно реализовать свои мечты. Но умения разбираться в кредитно-денежной системе, особенностях инвестиций или наращивания капитала данные УМК не развивают. Поэтому, чтобы формировать навыки и установки в сфере финансового поведения, ведущие к повышению качества жизни обучающихся средствами иностранного языка, можно предложить им элективные или интегрированные курсы, или занятия внеурочной деятельности соответствующей тематики, например, «Деловой английский. Основы финансовой грамотности». Подобные курсы помогают выработать навыки планирования бюджета, учат понимать свои реальные потребности и отличать их от сиюминутных желаний, возникающих под влиянием рекламы.

В заключении хотелось бы отметить, что предмет иностранный язык является прекрасным средством для формирования функциональной грамотности обучающихся, т. к. цель обучения иностранному языку как раз и есть его практическое применение.

 

 

Литература:

1.      В. П. Кузовлев Английский язык учебник для 2 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2016 г.

2.      В. П. Кузовлев Английский язык учебник для 3 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2017 г.

3.      В. П. Кузовлев Английский язык учебник для 4 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2017 г.

4.      В. П. Кузовлев Английский язык учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2018 г.

5.      В. П. Кузовлев Английский язык учебник для 6 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2018 г.

6.      В. П. Кузовлев Английский язык учебник для 7 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2018 г.

7.      В. П. Кузовлев Английский язык учебник для 8 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2019 г.

8.      В. П. Кузовлев Английский язык учебник для 9 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2019 г.

9.      И. Л. Бим Немецкий язык учебник для 2 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2018 г

10.  И. Л. Бим Немецкий язык учебник для 3 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2018 г

11.  И. Л. Бим Немецкий язык учебник для 4 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2018 г

12.  И. Л. Бим Немецкий язык учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2017 г

13.  И. Л. Бим Немецкий язык учебник для 6 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2017 г

14.  И. Л. Бим Немецкий язык учебник для 7 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2018 г

15.  И. Л. Бим Немецкий язык учебник для 8 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2018 г

16.  И. Л. Бим Немецкий язык учебник для 9 класса общеобразовательных организаций, М. Просвещение, 2019 г


 

Скачано с www.znanio.ru

Название: Функциональная грамотность педагога как необходимое условие для успеха обучающихся общеобразовательных школ в овладении иностранными языками и формирования их функциональной грамотности

Название: Функциональная грамотность педагога как необходимое условие для успеха обучающихся общеобразовательных школ в овладении иностранными языками и формирования их функциональной грамотности

Сегодня в обществе востребованы специалисты, обладающие способностью быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях и оперативно решать возникающие проблемы

Сегодня в обществе востребованы специалисты, обладающие способностью быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях и оперативно решать возникающие проблемы

Для того, чтобы развивать функциональную грамотность у школьников, учитель прежде всего сам должен быть функционально грамотным человеком

Для того, чтобы развивать функциональную грамотность у школьников, учитель прежде всего сам должен быть функционально грамотным человеком

Тексты сопровождаются упражнениями для работы на разных этапах (дотекстовом, текстовом и послетекстовом), направленными на овладение разными видами чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее)

Тексты сопровождаются упражнениями для работы на разных этапах (дотекстовом, текстовом и послетекстовом), направленными на овладение разными видами чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее)

Ситуация «в магазине одежды» (УМК

Ситуация «в магазине одежды» (УМК

Деловой английский. Основы финансовой грамотности»

Деловой английский. Основы финансовой грамотности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2022