Методическая статья "Проффориентирование учащихся на уроках физики"
Оценка 4.8

Методическая статья "Проффориентирование учащихся на уроках физики"

Оценка 4.8
Документация +1
docx
физика
1 кл—6 кл
12.12.2022
Методическая статья "Проффориентирование учащихся на уроках физики"
Описывается технология проффориентирования учащихся на уроках физики
Профориентирование учащихся на уроках физики.docx

Профориентирование учащихся на уроках физики

О. В. Нораева

МОБУ «Ичалковская СОШ»

        В федеральных государственных  образовательных стандартах  третьего поколения очень конкретно раскрыто каждое требование к процессу обучения и воспитания. Да и сам процесс обучения и воспитания уже представлен  в тесном взаимодействии для развития личностного ориентира  каждого ученика.  Кроме этого, понятие «функциональная грамотность»  направила конкретно работу учителя  на формирование навыков решения учебных и жизненных задач.  Теперь учебные задачи, которые учитель ставит перед учениками,  должны содержать занимательные примеры, опыты  из зоны его развития и в тесном взаимодействии детей друг с другом, то есть должны решаться задачи  из сферы их интересов.

       На уроках физики  для реализации всех требований ФГОС приходится разрабатывать задачи или ставить иную задачу к традиционной с практико-ориентированным содержанием. Для создания некоторой системности в разработке таких задач, ориентируюсь на определенную цепочку, которая выводит на профессиональное ориентирование предпочтений.

Задача. 7 класс. Тема «Первоначальные сведения о строении вещества»

goroh-konserv_enl.jpg

На поле, засеянным зеленым горошком, площадью 32 га, с 1 м2 было собрано в среднем 0,55 кг. Весь урожай немедленно поступил на консервный завод АО «Саранский», так как в течении двух часов его было необходимо законсервировать.

Примечание: тара для зеленого горошка - это жестяная банка объемом 400 мл, причем общий вес должен составлять 360 г., а вес основного продукта не менее 264 г.

 

1)Технолог завода  заказал в партнерской  компании  700000 жестяных банок для этого заказа. Просчитайте и ответьте, хватит ли ему этого количества?

2) Когда зеленый горошек  заливают рассолом (вода с солью), он через некоторое время становится солёным, а  рассол приобретает вкус горошка. Выберите верное утверждение о процессах, происходящих с рассолом.

А)молекулы воды и соли изменяются и приобретают вкус горошка;

В) концентрация соли в рассоле со временем постепенно увеличивается;

С) сок горошка проникает в рассол;

Д) молекулы соли и горошка растворяются в воде.

 

        Во время решения данной учебной задачи  идет обсуждение компетенций, которыми должен обладать работник в сфере уборки урожая, просчета урожая, заготовки и консервации продукции. Предлагается учащимся придумать дополнительные вопросы к данной задаче, таким образом, внедряясь в зону их ближайшего развития и задания вектора формирования предпочтений детей. Конкретно на этой задаче мы с ребятами последовательно  идем по схеме   (рис.1).

 

Рисунок 1. «Последовательная схема по профориентированию»

 

        Например,  в 11 классе при обобщении темы «Электромагнитные явления» мы с ребятами вспоминаем про предприятия республики, где производят приборы, связанные с электричеством. Затем изучаем продукцию предприятия   АО «Саранский телевизионный завод» в подобранном  задании из ЕГЭ:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e1/Fluorescent_Light.svg/250px-Fluorescent_Light.svg.pngСхема классического (неэлектронного) пускорегулирующего аппарата (ПРА):
Недостатками классического пускорегулирующего аппарата (ПРА) 
люминесцентных ламп было: шумность, мигание и низкий КПД.

ЭПРА- электронный пускорегулирующий аппарат помог справиться с этими недостатками.

 

АО «Саранский телевизионный завод» выпускает  устройство -лампа с ЭПРА. Рассмотрите схему  и выберите два верных  утверждения:

 

1)Среди осветительных устройств лампы накаливания характеризуются низким КПД;

 

2)Лампа накаливания дает непрерывный спектр излучения;

 

3)Излучение люминесцентной лампы зависит от состава люминофора, покрывающего внутреннюю поверхность лампы;

 

4)В люминесцентной лампе электрическая энергия преобразуется в световую посредством спирали

 

         Учащиеся разбирают устройство данной лампы, ее преимущество перед лампой накаливания. Далее мы приступаем к анализу компетенций, которые необходимы и важны в создании данного устройства. Подходим к выводу о профессиях, которые причастны к созданию лампы с ЭПРА.

       Часто на уроках физики я применяю такой прием. Заранее готовлю таблички с названиями профессий, близко соприкасающихся с данной  областью,  о чем идет речь в задании. Затем я говорю ребятам: «Подойдите к столу и выберите ту профессию, которая вам интересна и привлекает вас». Далее мы делаем фото, где ребята стоят с табличками. Все проходит весело и в непринужденной обстановке, однако, я подталкиваю их к своеобразному выбору и привыканию. Есть дети, которые из данного списка себе ничего не подбирают и тогда это тоже вывод. Вывод о том, что ребенок пока не определен.

Приведу пример планирования своей работы по профориентированию  учащихся на уроках  физики в 9 классе:

Наименование раздела

Наименований темы

Задания на профореинтирование

1

ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ  (32 ч)

Решение задач по теме: «Кинематика»

Задания о транспортных средствах РЖД.

Знакомство с путевым сообщением республики. Профессии, связанные с РЖД. 

Решение задач по теме «Основы динамики»

На основе предприятия Саранского экскаваторного завода  рассмотреть задания на взаимодействие с погрузчиками и экскаваторами.   Профессии, связанные с деятельностью завода 

2

 МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (14 ч.)

Затухающие  колебания. Вынужденные колебания. Резонанс

Рассмотреть задания, связанные с замерами кардиограммы лабораторией «Точка роста».

Анализ кардиограмм с различными отклонениями. Профессии, связанные с медициной. 

3

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (20 ч.)

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

Рассмотреть задания, связанные с деятельностью АО «Саранский телевизионный завод». Изучение продукции – трансформатора.

Профессии, связанные с созданием такого устройства. 

4

Строение атома. Радиоактивные  явления (10 ч.)

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии в электрическую энергию

Знакомство с деятельностью. Рассмотреть задания, связанные ядерными реакциями изотопов. Профессии, связанные с деятельностью    РОСАТОМ.

Работа по профориентированию учащихся не сводится к одним лишь заданиям, связанным с  той или иной областью производства. Это долгая и кропотливая работа, которая ведется  совместно с классным руководителем, психологом,   родителями. Все направлено на   самоопределение  ребенка и реализацию слов профессиональной площадки   synergy start  «Хочу. Могу. Надо».

 

Используемые источники :

1.       ru.wikipedia.org (материал о лампе с ЭПРА).

2.       ttps://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/467517-kompleks-uchebnyh-zadanij-po-fizike-dlja-form (примерные задания по физике).

3.       https://saransktv.ru/  

4.       https://мапо13.рф


 

5.       Скачано с www.znanio.ru

Профориентирование учащихся на уроках физики

Профориентирование учащихся на уроках физики

Предлагается учащимся придумать дополнительные вопросы к данной задаче, таким образом, внедряясь в зону их ближайшего развития и задания вектора формирования предпочтений детей

Предлагается учащимся придумать дополнительные вопросы к данной задаче, таким образом, внедряясь в зону их ближайшего развития и задания вектора формирования предпочтений детей

Часто на уроках физики я применяю такой прием

Часто на уроках физики я применяю такой прием

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (20 ч

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (20 ч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2022