Профориентирование учащихся на уроках физики
О. В. Нораева
МОБУ «Ичалковская СОШ»
В федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения очень конкретно раскрыто каждое требование к процессу обучения и воспитания. Да и сам процесс обучения и воспитания уже представлен в тесном взаимодействии для развития личностного ориентира каждого ученика. Кроме этого, понятие «функциональная грамотность» направила конкретно работу учителя на формирование навыков решения учебных и жизненных задач. Теперь учебные задачи, которые учитель ставит перед учениками, должны содержать занимательные примеры, опыты из зоны его развития и в тесном взаимодействии детей друг с другом, то есть должны решаться задачи из сферы их интересов.
На уроках физики для реализации всех требований ФГОС приходится разрабатывать задачи или ставить иную задачу к традиционной с практико-ориентированным содержанием. Для создания некоторой системности в разработке таких задач, ориентируюсь на определенную цепочку, которая выводит на профессиональное ориентирование предпочтений.
Задача. 7 класс. Тема «Первоначальные сведения о строении вещества»
|
На поле, засеянным зеленым горошком, площадью 32 га, с 1 м2 было собрано в среднем 0,55 кг. Весь урожай немедленно поступил на консервный завод АО «Саранский», так как в течении двух часов его было необходимо законсервировать. Примечание: тара для зеленого горошка - это жестяная банка объемом 400 мл, причем общий вес должен составлять 360 г., а вес основного продукта не менее 264 г.
|
1)Технолог завода заказал в партнерской компании 700000 жестяных банок для этого заказа. Просчитайте и ответьте, хватит ли ему этого количества? |
|
2) Когда зеленый горошек заливают рассолом (вода с солью), он через некоторое время становится солёным, а рассол приобретает вкус горошка. Выберите верное утверждение о процессах, происходящих с рассолом. А)молекулы воды и соли изменяются и приобретают вкус горошка; В) концентрация соли в рассоле со временем постепенно увеличивается; С) сок горошка проникает в рассол; Д) молекулы соли и горошка растворяются в воде.
|
Во время решения данной учебной задачи идет обсуждение компетенций, которыми должен обладать работник в сфере уборки урожая, просчета урожая, заготовки и консервации продукции. Предлагается учащимся придумать дополнительные вопросы к данной задаче, таким образом, внедряясь в зону их ближайшего развития и задания вектора формирования предпочтений детей. Конкретно на этой задаче мы с ребятами последовательно идем по схеме (рис.1).
Рисунок 1. «Последовательная схема по профориентированию»
Например, в 11 классе при обобщении темы «Электромагнитные явления» мы с ребятами вспоминаем про предприятия республики, где производят приборы, связанные с электричеством. Затем изучаем продукцию предприятия АО «Саранский телевизионный завод» в подобранном задании из ЕГЭ:
Схема
классического (неэлектронного) пускорегулирующего аппарата (ПРА): ЭПРА- электронный пускорегулирующий аппарат помог справиться с этими недостатками.
|
АО «Саранский телевизионный завод» выпускает устройство -лампа с ЭПРА. Рассмотрите схему и выберите два верных утверждения:
1)Среди осветительных устройств лампы накаливания характеризуются низким КПД;
2)Лампа накаливания дает непрерывный спектр излучения;
3)Излучение люминесцентной лампы зависит от состава люминофора, покрывающего внутреннюю поверхность лампы;
4)В люминесцентной лампе электрическая энергия преобразуется в световую посредством спирали
|
Учащиеся разбирают устройство данной лампы, ее преимущество перед лампой накаливания. Далее мы приступаем к анализу компетенций, которые необходимы и важны в создании данного устройства. Подходим к выводу о профессиях, которые причастны к созданию лампы с ЭПРА.
Часто на уроках физики я применяю такой прием. Заранее готовлю таблички с названиями профессий, близко соприкасающихся с данной областью, о чем идет речь в задании. Затем я говорю ребятам: «Подойдите к столу и выберите ту профессию, которая вам интересна и привлекает вас». Далее мы делаем фото, где ребята стоят с табличками. Все проходит весело и в непринужденной обстановке, однако, я подталкиваю их к своеобразному выбору и привыканию. Есть дети, которые из данного списка себе ничего не подбирают и тогда это тоже вывод. Вывод о том, что ребенок пока не определен.
Приведу пример планирования своей работы по профориентированию учащихся на уроках физики в 9 классе:
№ |
Наименование раздела |
Наименований темы |
Задания на профореинтирование |
1 |
ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (32 ч) |
Решение задач по теме: «Кинематика» |
Задания о транспортных средствах РЖД. Знакомство с путевым сообщением республики. Профессии, связанные с РЖД. |
Решение задач по теме «Основы динамики» |
На основе предприятия Саранского экскаваторного завода рассмотреть задания на взаимодействие с погрузчиками и экскаваторами. Профессии, связанные с деятельностью завода |
||
2 |
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (14 ч.) |
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс |
Рассмотреть задания, связанные с замерами кардиограммы лабораторией «Точка роста». Анализ кардиограмм с различными отклонениями. Профессии, связанные с медициной. |
3 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (20 ч.) |
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор |
Рассмотреть задания, связанные с деятельностью АО «Саранский телевизионный завод». Изучение продукции – трансформатора. Профессии, связанные с созданием такого устройства. |
4 |
Строение атома. Радиоактивные явления (10 ч.) |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии в электрическую энергию |
Знакомство с деятельностью. Рассмотреть задания, связанные ядерными реакциями изотопов. Профессии, связанные с деятельностью РОСАТОМ. |
Работа по профориентированию учащихся не сводится к одним лишь заданиям, связанным с той или иной областью производства. Это долгая и кропотливая работа, которая ведется совместно с классным руководителем, психологом, родителями. Все направлено на самоопределение ребенка и реализацию слов профессиональной площадки synergy start «Хочу. Могу. Надо».
Используемые источники :
1. ru.wikipedia.org (материал о лампе с ЭПРА).
2. ttps://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/467517-kompleks-uchebnyh-zadanij-po-fizike-dlja-form (примерные задания по физике).
3. https://saransktv.ru/
4. https://мапо13.рф
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.