Методическая тема
Оценка 4.8

Методическая тема

Оценка 4.8
docx
04.02.2020
Методическая тема
тема самообр-я.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

профессионального самообразования

учителя начальных классов второй квалификационной категории

 «Проектная и исследовательская деятельность

учащихся в учебной и  внеурочной деятельности

как один из факторов повышения качества образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Тема самообразования                                                                                    3                                              

2. Цель изучения и задачи                                                                                  3

3. Концепция программы                                                                                    3

4. Анализ ресурсов                                                                                              5

5. Место в педсистеме                                                                                         5                                        

6. Индивидуальный план работы над темой                                                     6

7. Ожидаемый результат                                                                                     8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Тема: « Открытые образовательные технологии в исследовательской деятельности младших школьников»

2. Цель и задачи

Цель:повышение качества образования через  включение школьников в исследовательскую деятельность.

Задачи:

-рассмотреть суть метода проектов, изучив педагогические, психологические, методические литературные источники по данной теме;

-научиться планировать исследовательскую работу учеников начальной школы,

-выявить наиболее продуктивные методы для достижения поставленной цели;

-использовать метод исследования в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.

 

3. Концепция программы

Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе. ФГОС нового поколения определяют методы исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение учащихся в исследовательскую деятельность обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения.

Начнём с понятия исследовательская деятельность.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

исследовательская деятельность на уроке способствует формированию трех основных компетентностей: 

1.   информационной (готовность к использованию информационных ресурсов и самообразованию),

2.   коммуникативной (готовность к социальному взаимодействию) и

3.   компетентности разрешения проблем (способность принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить воплощение в жизнь).

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

В первом классе происходит подготовка к осуществлению исследовательской деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов исследовательской  деятельности.

Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению исследования и проекта. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывание темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива.

4. Анализ ресурсов

·          Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос.акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

·          Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Издательство Учебная литература 2008.

·          Заграничная Н.А., Добротина И.Г. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. /Учебно-методическое пособие – М.; Интеллект-центр, 2014.

·          КакпроектироватьУУДвначальнойшколе. Отдействиякмысли: пособие для учителя./ подредакциейА.Г.Асмолова.-М:Просвещение, 2010.

·          Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

·          Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. /Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования – М.; Педагогическое общество России, 2015.

·          Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006

·          Сальникова Т.П. Педагогические технологии., М.Творческий центр 2007.

·          Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования./ РК: Просвещение, 2010.

 

5. Место в педсистеме

 

Выбранная мною тема самообразования находится в связи с методической темой школы:!!!!«Развитие профессиональной компетентности учителя через внедрение развивающих педтехнологий как ресурс повышения качества образовательного процесса школы». Деятельность учителя на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является использование метода проектов и элементов исследовательской деятельности, которые позволяют улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Правильно выстроенная система работы позволяет повысить познавательный интерес учащихся,  развивает и положительную мотивацию к учению. Задача учителя состоит в том, чтобы используя знания новых педтехнологий, найти им место в своей  системе работы, находить оптимальные способы применения  для повышения качества обучения.

 

6. Индивидуальный план работы над темой

 

Образовательная задача

Сроки

Действия

Где будет заслушиваться

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

2019-2020 уч. г.

1. Выявление затруднений учащихся через анкетирование, наблюдение.

2. Анализ полученных результатов;

3. Поиск необходимой информации по проблеме через изучение методической литературы, нормативно-правовой базы, ресурсов Интернет.

На заседании школьного МО учителей начальных классов

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

2019-2020 уч.год

1. Формулирование  цели и задач работы над темой самообразования.

2. Проведение уроков и занятий по внеурочной деятельности  с использованием данной технологии. Самоанализ деятельности.

3.  Анализ уровня активности учащихся.определение эффективностидеятельности.

Заседание МО учителей-начальных классов

Участие в работе педмастерских, проведение открытых уроков для коллег.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

2020-2021 уч.год

1. Использование элементов новой технологии при проведении уроков, подготовки к научно-практическим конференциям, конкурсам. Самоанализ деятельности.

2. Пополнение своей методической копилки.

3. Анализ качества и успеваемости учащихся по предметам, анкетирование учащихся.

4. Корректировка работы.

Мастер-классы, открытые уроки  на семинарах разного уровня.

 

Выступления на родительских собраниях.

Заседание МО учителей-начальных классов

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.

 

2022-2023 уч.год

1. Сбор аналитических данных по итогам обучения за 4 года  (успеваемость, качество, участие в научно-практических конференциях и конкурсах учащихся.;  соотношение планируемых и достигнутых результатов.

2. Профессиональная помощь коллегам. Наставничество.

3. Разработка  авторских программ и дидактических материалов.

Обобщение опыта работы через публикации в сборниках научно-практических конференций, профессиональных печатных изданиях, в педагогических сообществах.

Выступления и мастер-классы на педагогических семинарах и конференциях различного уровня.

Участие в профессиональных конкурсах.

 

 

6. Ожидаемый результат

В результате использования элементов  исследовательской деятельности учащихся в учебной и  внеурочной деятельности станет возможным:

- повышение познавательной мотивации учащихся;

- повышение качества участия в научно-практических конференциях, конкурсах;

- повышение  качества обучения учащихся;

- повышение эффективности формирования УУД;

 

 


 

Программа профессионального самообразования учителя начальных классов второй квалификационной категории «Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества…

Программа профессионального самообразования учителя начальных классов второй квалификационной категории «Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества…

Место в педсистеме 5 6

Место в педсистеме 5 6

Концепция программы Актуальност ь данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе

Концепция программы Актуальност ь данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении

Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020