Программа
профессионального самообразования
учителя начальных классов второй квалификационной категории
«Проектная и исследовательская деятельность
учащихся в учебной и внеурочной деятельности
как один из факторов повышения качества образования»
Содержание
1. Тема самообразования 3
2. Цель изучения и задачи 3
3. Концепция программы 3
4. Анализ ресурсов 5
5. Место в педсистеме 5
6. Индивидуальный план работы над темой 6
7. Ожидаемый результат 8
1. Тема: « Открытые образовательные технологии в исследовательской деятельности младших школьников»
2. Цель и задачи
Цель:повышение качества образования через включение школьников в исследовательскую деятельность.
Задачи:
-рассмотреть суть метода проектов, изучив педагогические, психологические, методические литературные источники по данной теме;
-научиться планировать исследовательскую работу учеников начальной школы,
-выявить наиболее продуктивные методы для достижения поставленной цели;
-использовать метод исследования в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.
3. Концепция программы
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе. ФГОС нового поколения определяют методы исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение учащихся в исследовательскую деятельность обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения.
Начнём с понятия исследовательская деятельность.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
исследовательская деятельность на уроке способствует формированию трех основных компетентностей:
1. информационной (готовность к использованию информационных ресурсов и самообразованию),
2. коммуникативной (готовность к социальному взаимодействию) и
3. компетентности разрешения проблем (способность принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить воплощение в жизнь).
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
В первом классе происходит подготовка к осуществлению исследовательской деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов исследовательской деятельности.
Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению исследования и проекта. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.
В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывание темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива.
4. Анализ ресурсов
· Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос.акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
· Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Издательство Учебная литература 2008.
· Заграничная Н.А., Добротина И.Г. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. /Учебно-методическое пособие – М.; Интеллект-центр, 2014.
· КакпроектироватьУУДвначальнойшколе. Отдействиякмысли: пособие для учителя./ подредакциейА.Г.Асмолова.-М:Просвещение, 2010.
· Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
· Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. /Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования – М.; Педагогическое общество России, 2015.
· Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006
· Сальникова Т.П. Педагогические технологии., М.Творческий центр 2007.
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования./ РК: Просвещение, 2010.
5. Место в педсистеме
Выбранная мною тема самообразования находится в связи с методической темой школы:!!!!«Развитие профессиональной компетентности учителя через внедрение развивающих педтехнологий как ресурс повышения качества образовательного процесса школы». Деятельность учителя на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является использование метода проектов и элементов исследовательской деятельности, которые позволяют улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Правильно выстроенная система работы позволяет повысить познавательный интерес учащихся, развивает и положительную мотивацию к учению. Задача учителя состоит в том, чтобы используя знания новых педтехнологий, найти им место в своей системе работы, находить оптимальные способы применения для повышения качества обучения.
6. Индивидуальный план работы над темой
Образовательная задача |
Сроки |
Действия |
Где будет заслушиваться |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП |
|||
Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. |
2019-2020 уч. г. |
1. Выявление затруднений учащихся через анкетирование, наблюдение. 2. Анализ полученных результатов; 3. Поиск необходимой информации по проблеме через изучение методической литературы, нормативно-правовой базы, ресурсов Интернет. |
На заседании школьного МО учителей начальных классов |
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП |
|||
Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. |
2019-2020 уч.год |
1. Формулирование цели и задач работы над темой самообразования. 2. Проведение уроков и занятий по внеурочной деятельности с использованием данной технологии. Самоанализ деятельности. 3. Анализ уровня активности учащихся.определение эффективностидеятельности. |
Заседание МО учителей-начальных классов Участие в работе педмастерских, проведение открытых уроков для коллег. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП |
|||
Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. |
2020-2021 уч.год |
1. Использование элементов новой технологии при проведении уроков, подготовки к научно-практическим конференциям, конкурсам. Самоанализ деятельности. 2. Пополнение своей методической копилки. 3. Анализ качества и успеваемости учащихся по предметам, анкетирование учащихся. 4. Корректировка работы. |
Мастер-классы, открытые уроки на семинарах разного уровня.
Выступления на родительских собраниях. Заседание МО учителей-начальных классов |
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП |
|||
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. |
2022-2023 уч.год |
1. Сбор аналитических данных по итогам обучения за 4 года (успеваемость, качество, участие в научно-практических конференциях и конкурсах учащихся.; соотношение планируемых и достигнутых результатов. 2. Профессиональная помощь коллегам. Наставничество. 3. Разработка авторских программ и дидактических материалов. |
Обобщение опыта работы через публикации в сборниках научно-практических конференций, профессиональных печатных изданиях, в педагогических сообществах. Выступления и мастер-классы на педагогических семинарах и конференциях различного уровня. Участие в профессиональных конкурсах. |
6. Ожидаемый результат
В результате использования элементов исследовательской деятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности станет возможным:
- повышение познавательной мотивации учащихся;
- повышение качества участия в научно-практических конференциях, конкурсах;
- повышение качества обучения учащихся;
- повышение эффективности формирования УУД;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.