Методическая инструкция посещения учебных занятий

  • Документация
  • doc
  • 27.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

.Методическая инструкция разработана посещения учебных занятий разработана в соответствии с МС ИСО 9001:2008, СТ - СТОТиС 06-12 в части требований к построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными документами системы менеджмента качества. Цель посещения учебного занятия, его анализ заключаются в осуществлении внутреннего контроля, позволяющего увидеть организационную, теоретическую, психологическую, методическую подготовку и уровень мастерства преподавателя, оценить качество знаний и умений студентов в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов специальностей.
Иконка файла материала МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПОСЕЩЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.doc
ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 Рег. № ____ Экз. № __ УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ   «Сахалинский   техникум   отраслевых технологий и сервиса» _______________ /Д.А Мартынов/  «____» _____________ 2017 г. МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ    Система менеджмента качества Версия № 2 ПОСЕЩЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008 Введено с  «___»___________20____г. МИ СМК 8.5.2–1–01–2017 Количество листов: 36ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17                                                                 2017                                                                Информационные данные 1.Методическая инструкция разработана – зам.директора по НМР В.Г.Сафина 2. Инструкция   соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ ­ СТОТиС 06­12 в части   требований   к   построению,   изложению,   оформлению,   обозначению организационными   нормативными   документами   системы   менеджмента качества. 4. СРОК ПЕРЕСМОТРА –  ежегодно. 5. Методическая  инструкция      является  интеллектуальной   собственностью ГБПОУ   «Сахалинский   техникум   отраслевых   технологий   и   сервиса»   и   не может   быть   полностью   или   частично   воспроизведено,   тиражировано   и распространено   в   любом   виде   вне   ГБПОУ   «Сахалинский   техникум отраслевых   технологий   и   сервиса»   без   разрешения   высшего   руководства ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса». Экз № 1 ­ ЦМК ОСГ И ЕН циклов Экз № 2 ­ ЦМК профессионального цикла  Экз № 3 ­ Библиотека Экз № 4 ­ Методический кабинетГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 Цель   посещения   учебного   занятия,   его   анализ   заключаются   в   позволяющего   увидеть осуществлении   внутреннего   контроля,   методическую организационную, подготовку и уровень мастерства преподавателя, оценить качество знаний и   психологическую,   теоретическую, умений   студентов   в   соответствии   с   требованиями   Государственных образовательных стандартов специальностей. Организация контроля включает следующие этапы работы  и процедуры: 1. До  посещения занятия (урока): – определить цель контроля; – подготовиться к контролю. 2. При  посещении занятия (урока): – зафиксировать  фактическое состояние дел. 3. После  посещения занятия (урока): – провести анализ  выявленного состояния; – сделать вывод из  анализа; – сформулировать  рекомендации и  предложения и  определить сроки их  реализации; – провести повторный  контроль за выполнением рекомендаций. 1 этап работы проверяющего Важной процедурой проверки является определение целей контроля.ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 К ним относят:  изучение опыта работы преподавателя;  обмен опытом работы;  ознакомление   с   внедрением   новых   технологий   обучения   в   учебно­ воспитательный процесс;  изучение  отдельных  методов  и приемов  работы по  развитию  учебно­   способов   учебной познавательной   деятельности   студентов, деятельности студентов;  изучение эффективности и результативности обучения по дисциплине, циклу дисциплин;  реализация задач, намеченных на текущий учебный год;  изучение проблемы, над которой работает преподаватель;  ознакомление   с   методической   (организационно­педагогической, теоретической, психологической) подготовкой преподавателя;  оказание помощи в работе молодым преподавателям. Для реализации целей контроля необходимо подготовиться к посещению занятия, предварительно ознакомиться с рекомендациями по анализу занятий, материалами   преподавателя,   которые   отражают   его   работу,   в   том   числе анализами ранее посещенных занятий. Подготовить материалы для ведения наблюдения за ходом занятия. Объектами   наблюдения  при   изучении   состояния   учебно­воспитательного процесса являются: 1. Подготовка преподавателя к занятию (уроку). 2. Материалы преподавателя, документация. 3. Деятельность преподавателя и уровень его подготовки.ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 4. Деятельность студентов и уровень их подготовки к занятию. 5. Качество знаний, умений и навыков студентов. 2 этап работы проверяющего Контролирующий   ведет наблюдение  для последующего  анализа  собранного фактического материала. Для записи наблюдаемого на занятии можно использовать специальные бланки и формы. В зависимости от цели посещения фиксируются:  время на отдельные этапы урока, ответы, объяснение нового материала;  учебные ситуации, формы общения;  методы и приемы, используемые преподавателем;  научность, доступность, логичность, достоверность учебного материала, излагаемого преподавателем;  возникающие   трудности,   эмоциональный   и   психологический   климат урока;   использование ТСО и компьютерной техники;   реализация   управленческих   функций   преподавателя   (мотивация, организация, ориентировка, контроль, корректировка), характеристика отдельных ситуаций. Весь   полученный   материал   служит   основой   для   анализа   посещенного занятия. 3 этап работы проверяющего Анализ   занятия   (урока)   может   быть  полным,  кратким,  структурным, аспектным,  комплексным,  поэтапным. Все типы анализа реализуются в ходеГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 индивидуального собеседования с преподавателем. Сначала   следует   дать   возможность   преподавателю   провести   самоанализ. Выбор   цели   посещения   занятия  (урока)   определяет   вид   последующего   его анализа. Полный   анализ   –   это   система   аспектных   анализов   урока.   Проводится   с целью контроля за качеством организации учебно­воспитательного процесса на занятии. Он должен отражать учебно­воспитательный процесс как единое целое. Примерные вопросы для полного анализа :  Планирует   ли   преподаватель   комплексное   решение   задач   обучения, воспитания, развития?  Соответствует ли структура урока теме и задачам?  Соответствует ли содержание материала задачам урока?  Какие методы, приемы обучения применяет преподаватель для развития активной   самостоятельной,   творческой,   мыслительной   деятельности обучаемых?  Какие   методы   стимулирования   познавательной   деятельности используются?  Применяется ли многообразие средств обучения, в том числе ТСО и компьютерная техника, как при этом используется кабинетная система?  Какие   подходы   и   методы   использует   преподаватель   для   усиления практической   направленности   обучения   (связь   с   производством, самостоятельная   работа   студентов   с   книгой,   справочниками,ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 дополнительной   литературой,   лабораторным   оборудованием,   умение организовать рабочее место и др.)?  Как осуществляется работа над основными понятиями, законами, как раскрываются   причинно­следственные   и   межпредметные   связи, систематизируется и обобщается учебный материал?  Используются   ли   методы   и   приемы,   способствующие   воспитанию умений вести дискуссию, принимать решения в различных ситуациях?  Как проводится повторение и закрепление знаний?  Как преподаватель вырабатывает умения и навыки студентов?  На каких этапах урока осуществляется контроль за качеством знаний и умений студентов?  Имеет   ли   место   дифференциация   и   индивидуализация   процесса обучения?  Как   прослеживается   сотрудничество   между   студентами   и преподавателем?  Соблюдаются   ли   в   учебном   процессе   санитарно­гигиенические требования?  Как решаются цели и задачи занятия на всех его этапах, каков конечный результат, решены ли цели, выдвинутые перед занятием?  Что из данного занятия можно взять для себя и рекомендовать другим? Аспектный   анализ   занятия   (урока)  –   применяется   руководителем   для глубокого   освещения   одной   стороны   учебно­воспитательного   процесса, осуществляемого   на   занятии.   Этот   анализ   предполагает   разбор   и   оценку аспектов урока:ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17  дидактического;  психологического;  воспитательного;  методического;  организационного.ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 Анализу   могут   быть   подвергнуты   и   более   частные   стороны   занятия, например,   отдельные   способы   активизации   познавательной   деятельности студентов,   приемы   воспитательного   воздействия,   содержание   учебного материала,   структурная   организация   занятия   и   др.   Такой   анализ   можно назвать поэлементным. Дидактический   анализ  –   предусматривает   разбор   занятия   по   основным дидактическим категориям, таким как:  цели;  принципы;  структура;  тип урока;  содержание;  методы и формы организации процесса обучения;  дифференцированный и индивидуальный подход к обучаемым.  Психологический   анализ   занятия  –   предусматривает   его   разбор   по следующим составляющим:  эмоциональный фон;  установки на учебно­познавательную деятельность;  моделирование общения;  организация и управление общением;  выявление системы общения преподавателя;  управление   восприятием,   представлениями,   памятью,   мышлением,   волевыми   процессами,   вниманием,   речью, воображением, темпераментом студентов;  общий психологический климат занятия.ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 Краткий анализ занятия – предусматривает оценку его качеств.  Оцениваются:  поставленные цели, их реализация в ходе урока;  соответствие содержания материала, методов и средств поставленным целям;  достигнутые результаты. Поэтапный анализ урока – предусматривает анализ основных этапов урока в зависимости от их последовательности:  постановка цели урока;  изучение нового материала;  закрепление;  повторение;  задание на дом. 1. Подготовительный этап:  четкость формулировки темы, целей и задач занятия (урока);  целесообразность,  научность,  достоверность отобранного для занятия содержания;  соответствие содержания, структуры, методов, форм и средств занятия целевым установкам;  дидактическая   оснащенность   занятия   (наглядные   пособия, дидактические материалы, ТСО). 2 .Организационное начало занятия:  оборудование помещения;  готовность к занятию преподавателя и студентов;ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17  мотивация   студентов,   ориентирование   в   предстоящей   работе, организация внимания. 3.Проверка знаний и умений:  цель проверки знаний, место контроля на различных этапах занятия;  методика проверки, ее целесообразность и эффективность;  реализация основных функций проверки знаний и умений (обучающая, контролирующая, развивающая);  характеристика уровня знаний и умений студентов, выявленных в ходе проверки;  объективность   оценки,   наличие   ее   достаточной   аргументации   и оценочного суждения. 4.Изучение нового материала:  соответствие   содержания   изучаемого   материала   требованиям программы.   Доступность   нового   материала.   Система   познавательных задач на уроке;  методы,   использованные   для   изучения   нового   материала, обоснованность   и   эффективность   их   применения   для   реализации основных функций обучения;  роль   и   место   самостоятельной   работы   студентов.   Стимулирование   и мотивы для познавательной деятельности;  использование на уроках разнообразных источников получения знаний;  характер   умственной   деятельности   студентов   при   овладении   новым материалом (первичное восприятие, запоминание, осмысление, анализ применения знаний и умений в идентичных или новых ситуациях);ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17  целенаправленность   и   эффективность   использования   ТСО, дидактического материала;  осуществление обратной связи в процессе изучения нового материала, уровень овладения студентами вновь полученными знаниями. 5. Закрепление нового материала и задание на дом:  место   и   методика   закрепления   материала   в   структуре   занятия,   их целесообразность;  объем и посильность домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;  характер   домашней   работы,   ее   соотношение   с   методикой   изучения нового материала;  наличие   и   характер   инструктажа,   дифференцированность, индивидуальность заданий на дом. Структурный   анализ  –   позволяет   подвергнуть   анализу   взаимосвязи   всех элементов урока, их обусловленность и зависимость от поставленных целей. Структурный   анализ   направлен   на   выявление   доминирующего   элемента занятия,   выявление   структур   отдельных   элементов   в   зависимости   от   его задач,   определение   целесообразности   составляющих   элементов   занятия,  их   Этот   вид   анализа   предусматривает   изучение последовательности. деятельности преподавателя и студента, ее результативности на всех этапах занятия,   выявление   зависимости   этой   деятельности   от   целей   занятия   и направленности   на   конечный   результат.   Суть   анализа   в   том,   чтобы сопоставить цели занятия с конечными результатами и установить, решены ли поставленные задачи на уроке. Комплексный анализ – это анализ 3–5 занятий по одной теме или системыГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 посещаемых   занятий.   Дается   анализ   развития   содержания,   методов, организационных   форм   процесса   обучения   на   занятии.   Это   всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов обучения.   Выявляется,   как   осуществляется   преподавателем   процесс индивидуализации   и   дифференциации   обучения,   как   идет   реализация развивающей   функции   обучения.   Прежде,   чем   дать   комплексный   анализ системы посещенных занятий, можно провести проверку знаний студентов в форме опроса или выполнения ими контрольной работы. Цель комплексного анализа   –  изучение   системы   работы   преподавателя,   обобщение   передового педагогического опыта. Возможны и такие формы анализа занятия, как:  диалог с преподавателем;  «Круглый стол»;  дискуссия и др. Выводы   и   предложения  основываются   на   проведенном   анализе   и самоанализе. В выводах раскрываются положительные стороны деятельности   достигнутые   успехи   в   педагогическом   мастерстве, преподавателя, отмечается,   как   осуществляется   подготовка   к   занятию,   в   какой   степени достигаются   ожидаемые   результаты,   как   излагается   новый   материал,   как организуется работа по повышению качества знаний и умений студентов т. п., а   также   формулируются   конкретные   причины   выявленных   недостатков. Выделение   недостатков   и   определение   их   причин   позволяют   определить предложения   и   наметить   конкретные   меры   по   их   устранению   и   сроки последующей проверки. Таким   образом,   проводимые   посещения   занятий,   последующий   анализ,ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 формулирование   выводов   и   предложений   являются   формой   повышения квалификации преподавателя, роста его педагогического мастерства. приложение 1 Дидактические и технические средства, используемые на занятиях:  таблицы, схемы, графики, диаграммы;  иллюстрации, рисунки для демонстраций;  раздаточные наглядные пособия;  дидактические материалы (для повторения, изучения нового материала, его закрепления и контроля);   инструктивные материалы для студентов;  программированные материалы;  технологические карты;  учебники, пособия, первоисточники, документы;  учебное оборудование;  технические средства обучения. Целесообразность,   характер   и   эффективность   использования   в   процессе обучения дидактических средств:  цели, для которых они используются;ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17  на каких этапах урока используются;  владение ТСО;   эффективность воздействия на студентов и оказание им помощи. приложение 2 Занятие   –   ограниченная   во   времени   организационная   единица   учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной цели обучения (полной или частичной). Виды и типы занятий 1. Урок:  вводный;  вводно­коррективного повторения;  предъявления и усвоения нового учебного материала;  формирования и закрепления знаний, умений и навыков:  применения знаний;  обобщающий;  обобщающего повторения и систематизации знаний и умений;ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17  контроля знаний и умений;  комбинированный (многоцелевая направленность).  Основные этапы урока:  постановка целей и задач урока;  проверка домашнего задания;   проверка ранее усвоенного материала, знаний и умений студентов;  подготовка   к   изучению   нового   материала,   (мотивация   и   ориентация учебной деятельности);  изучение нового материала;  осмысление, обобщение и систематизация знаний;  закрепление полученных знаний;  задание на дом;  подведение итогов урока.  Методы обучения:  словесные, наглядные и практические;  проблемно­поисковые и репродуктивные;  индуктивные и дедуктивные;   самостоятельная работа студентов;  стимулирование, мотивация, ориентирование студентов;  контроль и самоконтроль. 2.Лекция:  лекция;  лекция­дискуссия;  лекция­консультация;ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17  вводная, обзорная;  изучение нового учебного материала;  обобщающая, систематизирующая изученный учебный материал;  комбинированная.  Основные этапы лекции:  постановка цели и задачи лекции;  план изложения учебного материала;  инструктаж по изучению учебного материала;  рекомендации по работе с литературой, дополнительными источниками;  подведение итогов. 3. Практическое занятие Основные этапы практического занятия:  постановка целей и задач;  инструктаж студентов;  выполнение   задания,   организация   наблюдения,   постановка   опытов, проведение расчетов, подбор материалов, фактов и т.п.;  оценка результатов. 4. Лабораторное занятие  Основные этапы лабораторного занятия:  постановка темы, целей, задач;  выбор оборудования;  инструктаж;  организация выполнения работы;  оценка полученных результатов.ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 Другие виды учебных занятий:  самостоятельная, контрольная работа;  деловая игра;  консультация;  экскурсия;  конференция;  диспут;  решение производственных ситуаций;  практика;  курсовое проектирование;  курсовая работа и др. приложение 3 Некоторые   требования,   предъявляемые   к  содержанию  и  изложению учебного материала.  1. Соответствие учебного материала содержанию программы:  соответствует;  частично соответствует;  материал устарел.ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 2. Научность изложения материала:  материал отражает современные взгляды на проблему;  материал отражает современные достижения науки;  материал   раскрывает   широкое   и   эффективное   применение   теории   в практике;  материал   хорошо   аргументирован   фактами,   примерами,   датами, именами и пр.;  материал содержит обоснования и доказательства. 3.   Соответствие   учебного   материала   педагогическим   требованиям изложения:  выделены главные теоретические положения;  проводится обобщение;  используются   управленческие   подходы   (мотивация,   ориентировка, регуляция и контроль) к изложению учебного материала;  учитываются   основные   дидактические   принципы   (доступность, систематичность, последовательность);  ставятся разнообразные познавательные задачи;  обсуждаются спорные, сложные вопросы;  раскрываются новые термины, понятия;   изучаемый материал увязывается с жизненным опытом студентов;  раскрываются   способы   применения   изученного   в   практической деятельности.ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 приложение 4 Основные педагогические требования к занятию:  научность,   доступность,   систематичность   и   последовательность, сознательность   и  активность,  единство   обучения  и  воспитания,  связь теории   с   практикой,   наглядность,   прочность   усвоения   знаний, дифференцированный и индивидуальный подход к студентам;ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17  реализация воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обучения;  педагогическое   мастерство   преподавателя,   речь,   владение дидактической   техникой,   наглядными   средствами   и,   дидактическими материалами;   творческое   применение   различных   методов   и   приемов обучения;  использование наглядных пособий и технических средств обучения в условиях кабинетной системы, взаимосвязь фронтальной, групповой и индивидуальной работы на занятии;  обеспечение   познавательной   активности   студентов,   оптимальное сочетание   изложения   преподавателя   с   самостоятельным   поиском студентов,   решением   проблемных   задач,   выполнением   творческих заданий;  реализация связи обучения с жизненным  опытом студентов, будущей профессией;  связь   данного   занятия   с   предыдущими   на   основе   внутри   и межпредментых связей;  ознакомление   с   методами   научного   познания   (анализ,   синтез, обобщение, классификация, сравнение, сопоставление и др.);  формирование навыков рациональной организации учебного труда;  подготовка к продолжению образования;  применение   разнообразной   системы   учета   знаний,   объективность   и мотивированность оценки знаний обучаемых;  соблюдение   требований   орфографического   режима,   а   также требований, предъявляемых к устной речи студентов.ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 Психологические требования к учебному занятию:  использование методов, приемов и средств, обеспечивающих развитие познавательной деятельности студентов (внимание память, мышление, воображение), деятельности;   а   также   познавательной   направленности   этой  необходимость   учета   психологических   особенностей   и   психического состояния студентов на занятии, общего психологического климата в коллективе группы;  осознанное,   продуманное,   эмоциональное   поведение   преподавателя (собранность, умение распределять внимание, самоконтроль, оптимизм, мимика,   жесты,   доброжелательность,   справедливость,   уважительное отношение к студентам и др.);  управление   поведением   обучаемых   (мотивация,   ориентировка, организация,   корректировка,   контроль),   преодоление   трудностей, удовлетворенность   достигнутыми   результатами   учебного   труда, создание атмосферы творческого познания;  соблюдение   психологического   такта,   создание   положительной эмоциональной атмосферы на занятии. Организационные требования к занятию:ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17  подготовленность преподавателя и студентов к занятию;  четко   поставленные   цели   и   познавательные   задачи   перед   началом занятия;  правильность выбора вида занятия;  четкая, гибкая структура занятия;  использование   разных   по   дидактическим   целям   типов   занятий,   их оснащенность   дидактическими   материалами,   наглядными   пособиями, ТСО;  рациональное использование времени занятия. Гигиенические требования к занятию:  предупреждение   умственного   и   физического   утомления   студентов (нагрузка   в   течение   занятия,   смена   видов   деятельности,   их рациональное чередование и пр.);  соблюдение   санитарно­гигиенических   норм,   предъявляемых   к помещению, освещению, температуре воздуха, его чистоте, к мебели и т.п.;  обеспечение   четкого   изображения   при   использовании   дидактических демонстрационных материалов, ТСО (размер, величина шрифта, записи на доске и т.п.).ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ  (УРОКА) 1. Кто посетил занятие __________________________________ 2. Дата посещения и часы _______________________________ 3. Фамилия преподавателя, ведущего занятия ______________ 4. Курс, группа ______________________________ 1 Общие сведения о занятии   Название   дисциплины. Аудитория: ее оборудование и порядок в ней. Подготовка оборудования к занятию.   Цель   посещения. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________   Тема   урока. 2 Организация проведения занятия Своевременность начала урока. Отметка опоздавших и отсутствующих в журнале.   Подготовка,   размещение,   использование   наглядных   пособий   и технических средств. Время активного включения в учебно­воспитательную работу _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3 Опрос Четкость   формулировки   вопросов.   Способы   проверки   знаний   студентов (устная,   письменная,   фронтальная,   индивидуальная,   программированная   и т.д.).   Количество   опрошенных   студентов.   Обоснованность   оценки   знаний ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4 Сообщение новых знаний Метод   обучения.   Полнота,   научность   и   последовательность   излагаемого материала, его доступность и связь с современностью. Владение материалом. Эффективность   использования   наглядных   пособий,   технических   средств, компьютерной техники ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 Закрепление знаний, полученных на занятии Методы   закрепления.   Эффект   закрепления   от   использования   наглядных пособий и технических средств  ___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6 Домашнее задание Виды домашних заданий, их разъяснение, дозировка _____________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 7 Поведение студентов Вовлечение студентов в учебно­воспитательный  процесс, их прилежание, активность, дисциплина. Правильность мер, принятых к нарушителям  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 8 Подготовленность и поведение преподавателя Внешний вид, культура речи, педагогический такт преподавателя, подготовленность его к занятию _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 9 Структура занятия Тип занятия, его отдельные части. Использование времени _______________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Управление документацией СМК ДП 4.2.3­2.0­17 10 Результаты занятия Достижение   основной   цели:   выполнение   программы   дисциплины   и намеченного плана занятия _________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 11 Выводы Правильно   ли   с  методической   стороны   построено   и   проведено   занятие? Оценка занятия ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 12 Предложения Подпись посетившего занятие _________________________ Замечания и подпись преподавателя, проводившего занятия  __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________ Рассмотрение   вопросов   анализа   занятия   на   заседании   предметно­цикловой комиссии ______________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________ Преподаватель, проводивший занятие ___________________ Зам. директора по учебной работе ____________________ Методист ___________________ Председатель ЦМК _____________________