Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
чтение
1 кл—4 кл
06.07.2019
В своей методической подсказке мне хочется рассказать о процессе чтения как важнейшем условии воспитания личности, о применении на уроках литературного чтения различных видов заданий, элементов творчества, создании необычных ситуаций на различных этапах урока, о техниках чтения, о конкурсе читательского мастерства
Ракова).doc
«Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение вот лучшее
учение!»
Е. В. РАКОВА, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 140»
Приокского района Н. Новгорода
Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя.
В. А. Сухомлинский
Не секрет, что сегодня родители нередко пользуются аудиокнигами для
ознакомления ребенка с произведением. Аудиокнига – это новый
самостоятельный «жанр». Она записывается с участием актера или группы
актеров. Когда ребенок слушает запись, в его воображении возникают образы,
чаще всего заимствованные из современных мультфильмов. При этом звуки и
интонация воспроизведения навязаны: слушатель находится в определенных
рамках восприятия произведения.
Я хочу рассмотреть вопрос о процессе чтения как важнейшем условии
воспитания личности. Наиболее важным мне представляется то, что при чтении
ребенок сам подыскивает ассоциации, связанные с воспроизведением звуков,
создает образы по предложенному описанию, подключает свое воображение, а
не пользуется «плодами» чужого. Ребенок может остановиться, вернуться к
прочитанному вновь, задуматься, отвлечься и снова увлечься чтением.
Пробуждение интереса к чтению происходит уже в дошкольном возрасте.
И здесь ведущую роль должна играть семья. Ребенок перенимает то отношение
к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром еще поэтом
XV века С. Брантом было подмечено: «Ребенок учится тому, что видит у себя в
дому, – родители пример ему».
К нам, учителям, приходят дети с разным уровнем воспитания. Как
сделать так, чтобы все они полюбили книгу? Ведь книга, прочитанная в детстве,
остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.
Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Именно у детей младшего школьного возраста чрезвычайно быстро развивается
эмоциональная сфера, происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому
младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных
удивлений: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение
видеть прекрасное и дорожить им. Каждое новое произведение должно стать
для ребенка открытием чегото нового лично для него.
Классическая литература отражает особенности русской души –
патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу
Родины. Она ложится в основу воспитания личности. А для создания условий
такого воспитания в моей методической копилке есть разнообразные формы
уроков: урок–концерт, урок–праздник, урок–интервью, интегрированный урок,
урокпрезентация.
Чтобы ученик мог проявить себя как думающая, интеллектуально
развитая и духовно богатая личность, на уроках я использую музыку,
репродукции картин и детские рисунки, игры, постоянно читаю вслух. Мы
любим проводить игру «Обрыв»: текст обрывается на самом интересном месте
и – допиши, придумай, что будет дальше, или сочини чтото аналогичное. Если
ничего не хочешь придумывать, дочитай этот рассказ. Я приучаю детей
вчитываться, «вглядываться» в художественное слово, чтобы оно раскрыло
свои тайны.
В любое задание я включаю элементы творчества. Задания содержат слова
«на выбор», «по вкусу», «как тебе хочется» и т. д.
На уроках литературного чтения провожу «литературную минутку»:
предлагаю небольшой познавательный текст и вопросы к нему. Изучая данный
текст, дети обогащают свой культурный багаж, приобщаются к духовному
опыту человечества, развивают ум, облагораживают чувства.
Чтение – это не только получение информации. Это еще и постоянная
духовнонравственная работа над собой. Поэтому на уроках создаются такие
ситуации, когда ученик должен думать, чувствовать и делать выводы. Всем
известно, что лучший способ понять – это додуматься самому. Очень часто я использую в своей работе известный прием отработки
техники чтения – многочтение, при котором ученик, отвечая на тот или иной
вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям,
суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это
многократное обращение к произведению каждый раз будет открывать в нем
ученику нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное.
При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается,
возрастает интерес к чтению.
При заявленном чтении на уроке выделяется время (или этой форме
работы посвящается целый урок) для совместного чтения и обсуждения
«заявленного» произведения, то есть желающие читают произведение классу,
выбирая себе по необходимости помощников в чтении (учителя, ребят),
обсуждая прочитанное через вопросы и задания одноклассникам («А вам
понравилось это произведение? Чем?»). Такое чтение дает мне как учителю
дополнительную возможность для выявления читательских интересов детей и
раскрытия их внутреннего мира.
Возвращающееся чтение – это перечитывание уже знакомых детям
произведений через некоторое время. Оно способствует развитию у детей
положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их
потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их
воображение. Вместе с тем происходят углубление и переоценка полученных
ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и
высвечиваются поновому, приближая ребенка к пониманию идейно
художественного смысла произведения.
Весьма важным для самовыражения обучающимся своих читательских
интересов является свободное чтение, то есть обращение ученика к чтению
по собственному желанию с правом самому решать, зачем ему читать, что
именно, как и когда.
С 1го класса дети ведут тетрадь по литературному чтению, где основное
место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткие аннотации, литературные игры (кроссворды,
При подготовке к
выразительному чтению я часто использую такие приемы, как словесное
викторины).
рисование, чтение по ролям, миниконкурсы чтецов, инсценировки. Также с 1
го класса, ребята заводят «тетрадочки лета», где записывают свои наблюдения
и впечатления во время летних каникул. Я всегда словесно поощряю тех, кто
много читает в свободное время. Организую уроки читательского мастерства и
внеурочные мероприятия: совместное посещение с детьми школьной
библиотеки, районных библиотек имени С. Михалкова и А. Попова,
тематические классные часы, встречи с интересными людьми, в том числе с
поэтессой Н. Сергиенко, «литературные гостиные» с участием родителей и
детей. Каждую четверть посещаем с детьми театры города с дальнейшим
обсуждением спектаклей, конкурсом рисунков.
И в заключение хочется сказать, что ребенок, любящий книгу, никогда не
вырастет плохим человеком.
Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"
Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"
Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"
Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.