Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"
Оценка 4.6

Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
чтение
1 кл—4 кл
06.07.2019
Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"
В своей методической подсказке мне хочется рассказать о процессе чтения как важнейшем условии воспитания личности, о применении на уроках литературного чтения различных видов заданий, элементов творчества, создании необычных ситуаций на различных этапах урока, о техниках чтения, о конкурсе читательского мастерства
Ракова).doc
«Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение ­ вот лучшее учение!» Е. В. РАКОВА, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 140»  Приокского района Н. Новгорода Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В. А. Сухомлинский Не секрет, что сегодня родители нередко пользуются аудиокнигами для ознакомления   ребенка   с   произведением.   Аудиокнига   –   это   новый самостоятельный   «жанр».   Она   записывается   с   участием   актера   или   группы актеров. Когда ребенок слушает запись, в его воображении возникают образы, чаще всего заимствованные из современных мультфильмов. При этом звуки и интонация   воспроизведения  навязаны:   слушатель   находится   в   определенных рамках восприятия произведения.  Я хочу рассмотреть вопрос о процессе чтения как важнейшем условии воспитания личности. Наиболее важным мне представляется то, что при чтении ребенок  сам  подыскивает ассоциации, связанные с воспроизведением звуков, создает образы по предложенному описанию, подключает свое воображение, а не  пользуется «плодами»  чужого.  Ребенок  может остановиться, вернуться к прочитанному вновь, задуматься, отвлечься и снова увлечься чтением. Пробуждение интереса к чтению происходит уже в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. Ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром еще поэтом XV века С. Брантом было подмечено: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, – родители пример ему». К   нам,   учителям,   приходят   дети   с   разным   уровнем   воспитания.   Как сделать так, чтобы все они полюбили книгу? Ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Именно у детей   младшего   школьного   возраста   чрезвычайно   быстро   развивается эмоциональная сфера, происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных удивлений: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Каждое новое произведение должно стать для ребенка открытием чего­то нового лично для него.  Классическая   литература   отражает   особенности   русской   души   – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины. Она ложится в основу воспитания личности. А для создания условий такого воспитания в моей методической копилке есть разнообразные формы уроков: урок–концерт, урок–праздник, урок–интервью, интегрированный урок, урок­презентация. Чтобы   ученик   мог   проявить   себя   как   думающая,   интеллектуально­ развитая   и   духовно   богатая   личность,   на   уроках   я   использую   музыку, репродукции   картин   и   детские   рисунки,   игры,   постоянно   читаю   вслух.   Мы любим проводить игру «Обрыв»: текст обрывается на самом интересном месте и – допиши, придумай, что будет дальше, или сочини что­то аналогичное. Если ничего   не   хочешь   придумывать,   дочитай   этот   рассказ.   Я   приучаю   детей вчитываться,   «вглядываться»   в   художественное   слово,   чтобы   оно   раскрыло свои тайны. В любое задание я включаю элементы творчества. Задания содержат слова «на выбор», «по вкусу», «как тебе хочется» и т. д. На   уроках   литературного   чтения   провожу   «литературную   минутку»: предлагаю небольшой познавательный текст и вопросы к нему. Изучая данный текст,   дети   обогащают   свой   культурный   багаж,   приобщаются   к   духовному опыту человечества, развивают ум, облагораживают чувства. Чтение – это не только получение информации. Это еще и постоянная духовно­нравственная работа над собой. Поэтому на уроках создаются такие ситуации,  когда   ученик   должен   думать,  чувствовать   и  делать   выводы.  Всем известно, что лучший способ понять – это додуматься самому. Очень   часто   я   использую   в   своей   работе   известный   прием   отработки техники чтения – многочтение, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос,   высказывая   свою   точку   зрения,   ищет   подкрепление   своим   мыслям, суждениям,   чувствам   в   тексте,   обращаясь   к   нему   вновь   и   вновь.   Это многократное обращение к произведению каждый раз будет открывать в нем ученику нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При   этом   глубина   погружения   в   художественный   текст   увеличивается, возрастает интерес к чтению. При  заявленном   чтении  на уроке выделяется время (или этой форме работы   посвящается   целый   урок)   для   совместного   чтения   и   обсуждения «заявленного» произведения, то есть желающие читают произведение классу, выбирая   себе   по   необходимости   помощников   в   чтении   (учителя,   ребят), обсуждая   прочитанное   через   вопросы   и   задания   одноклассникам   («А   вам понравилось это произведение? Чем?»). Такое чтение дает мне как учителю дополнительную возможность для выявления читательских интересов детей и раскрытия их внутреннего мира. Возвращающееся   чтение  –   это   перечитывание   уже   знакомых   детям произведений   через   некоторое   время.   Оно   способствует   развитию   у   детей положительного   отношения   к   общению   с   книгой   через   удовлетворение   их потребности   в   повторном   переживании   сюжетов   и   образов,   захвативших   их воображение. Вместе с тем происходят углубление и переоценка полученных ранее   впечатлений,   когда   воспринятые   образы   всплывают   в   памяти   и высвечиваются   по­новому,   приближая   ребенка   к   пониманию   идейно­ художественного смысла произведения. Весьма   важным   для   самовыражения   обучающимся   своих   читательских интересов является  свободное   чтение, то есть обращение ученика к чтению по   собственному   желанию   с   правом   самому   решать,   зачем   ему   читать,   что именно, как и когда. С 1­го класса дети ведут тетрадь по литературному чтению, где основное место   занимают   иллюстрации   к   прочитанным   книгам,   краткие   аннотации, литературные   игры   (кроссворды,   При   подготовке   к выразительному   чтению   я   часто   использую   такие   приемы,   как   словесное   викторины). рисование, чтение по ролям, мини­конкурсы чтецов, инсценировки. Также с 1­ го класса, ребята заводят «тетрадочки лета», где записывают свои наблюдения и впечатления во время летних каникул. Я всегда словесно поощряю тех, кто много читает в свободное время. Организую уроки читательского мастерства и внеурочные   мероприятия:   совместное   посещение   с   детьми   школьной библиотеки,   районных   библиотек   имени   С.   Михалкова   и   А.   Попова, тематические классные часы, встречи с интересными людьми, в том числе с поэтессой   Н.   Сергиенко,   «литературные   гостиные»   с   участием   родителей   и детей.   Каждую   четверть   посещаем   с   детьми   театры   города   с   дальнейшим обсуждением спектаклей, конкурсом рисунков. И в заключение хочется сказать, что ребенок, любящий книгу, никогда не вырастет плохим человеком.

Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"

Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"

Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"

Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"

Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"

Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"

Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"

Методическая подсказка по литературному чтению "Чтение - вот лучшее учение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2019